Источник

№ 9. 1658–1660 г., февраль–март. Сказки лиц, присутствовавших 10 Июля 1658 г. в Успенском соборе на обедне, по окончании которой патриарх Никон отказался от патриаршего престола и в простом монашеском одеянии ушёл на Воскресенское подворье

1660 г., февраль. Сказка Крутицкого митрополита Питирима о том, что 10 июля 1658 г., по окончании в Успенском соборе обедни, патриарх Никон в речи, обращённой к народу, отказался от патриаршего престола и, несмотря на увещание князя Алексея Никитича Трубецкого, присланного к нему от царя, оставил церковь и в простом одеянии ушёл на Воскресенское подворье

166 года, Июля в 10 день, праздновали многоцелебной ризы нашего Бога Иисуса Христа; стали благовестить ко всенощной. Власти пришли в патриаршую крестовую палату и многое время ждали выхода патриарха. И патриарх не вышел, а выслал ризничего своего диакона Иова, и велел властям идти в соборную церковь и петь всенощное; и власти всенощное пели. И в третьем часу дня стали благовестить к обедне; и власти пришли в патриаршую крестовую палату, и патриарх велел прийти подьдьяконам и подьякам в новых больших стихарях, и говорил, чтоб де меня проводили последние. И взял патриарх посох Петра чудотворца и пошёл к обедне в соборную церковь, и придя в церковь, стал облачаться и велел принести чудотворца Петра сак да омофор шестого собора; а сак и омофор в то время был на Царёве Борисовском дворе в палатах развешан, и многожды подьяконы по сак и по омофор ходили и приносили не тот сак и омофор, а власти в то время ждали. И как принесли сак чудотворцев и омофор шестого собора, и патриарх облачился и служил божественную литургию; и по заобвоней молитве вышел из алтаря на анбон и чел поучение в беседах апостольских нравоучение двадесят девятое; а в поучении своём речью говорил; ленив де я учить вас был, и не стало де меня столько, и лености де моя ради окрастовелся; и вы, видя моё к вам неучение, от Мене окрастовели; и говорил с клятвой: от сего де времени не буду вам патриарх; аще де и помыслю быть патриархом, и я де анафема буду. И сан с себя святительский сложил, а говорил; уже де я вам не пастырь. И собором его стали молить со слезами: кому де ты нас сирых оставляешь?

И патриарх стал нам говорить; кого де вам Бог даст и пречистая Богородица изволит. И принесли к нему мешок с чёрным платьем, и собором у него мешок отняли, чёрного платья надеть ему не дали. И вошёл патриарх в ризницу и вздел на себя мантию с источниками, а клобук чёрный, а посох пастырский Петра чудотворца поставил на месте святительском и взял клюку простую и пошёл из церкви. И собором патриарха молили, из церкви не пустили; и послали мне Крутицкого митрополита Питирима известить великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу. И великий государь прислал в церковь боярина своего, князя Алексея Никитича Трубецкого. И боярин, придя в церковь, просил у патриарха благословения. И патриарх боярина не благословил, сказал: прошло де моё благословение, недостоин де я быть в патриархах. И боярин ему говорил, что́ де твоё недостоинство, что́ де ты сделал? И патриарх боярину говорил: буде ж тебе надобет, и я де тебе стану каятися. И боярин патриарху говорил, то де не моё дело, не кайся, что де ты видел, чего ради бежишь, престол свой оставляешь, живи де, не оставляй престола своего; великий де государь наш тебя жалует и рад тебе. И патриарх говорил боярину и давал письмо, поднеси де государю, чтоб де государь пожаловал мне келью. И боярин письма у патриарха не взял, и говорил патриарху: много де у тебя келий, где де хочешь, тут живи. И патриарх пошёл из соборной церкви на подворье Воскресенское, не отпустив обедни.

А эту сказку писал я митрополит Питирим своей рукой.

1660 г. февраль. Сказка Тверского архиепископа Иоасафа о том, что 10 июля 1658 г., по окончании в Успенском соборе обедни, патриарх Никон, в речи, обращённой к народу, отказался от патриаршего престола, и, несмотря на увещания князя Алексея Никитича Трубецкого, присланного к нему от царя, оставил церковь и в простом одеянии ушёл на Воскресенское подворье

166 году, Июля в 10 день, праздновали многоцелебные ризы Спасителя нашего Иисуса Христа. Стали благовестить к всенощной, и власти пришли в патриаршую крестовую палату, и многое время ждали выходу патриарху. И патриарх не вышел, а высылал ризничего своего, дьякона Иева, и велел властям идти в соборную церковь и петь всенощное. И власти всенощное пели. И в третьем часу дня стали благовестить к обедне, и власти пришли в патриаршую крестовую. И патриарх приказал ризничему своему Иеву принести чудотворца Петра посох, а велел подьяконам прийти в больших новых стихарях, а говорил, чтоб де меня проводили впоследнее. И придя патриарх к обедне в соборную церковь и стал облачаться и велел принести чудотворца Петра сак, а сак в то время был на царёвом Борисове дворе в полатях развешен, и многожды подьяконы по сак ходили, и несли не тот сак, а власти в то время ждали. И как принесли сак чудотворцев, и патриарх облачился и служил божественную литургию, и по заобвонной молитве вышел из алтаря на амвон и чёл поучение в беседах апостольских нравоучение 29 гла... А в поучение своём речью говорил: ленив де был вас учить и не стало де меня, столько и лености де моей ради окрастовел де я, и вы де, видя к вам моё неучение, от меня окрастовели. И говорил с клятвой: от сего де времени не буду вам патриарх. И сан с себя святительский сложил. И собором стали его молить со слезами: кому де ты нас сирых оставляешь? И патриарх сказал: кого де вам Бог даст пастыря и отца. И принесли к нему мешок с чёрным платьем. И собором у него мешок отняли, чёрного платья надеть ему не дали. И вошёл патриарх в ризницу и вздел на себя мантию с источниками, а клобук чёрный, а посох пастырский чудотворца Петра поставил на месте, и взял клюку простую, и пошёл из церкви. И собором его молили, из церкви не пустили, и послали Крутицкого митрополита Питирима известить о том великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу. И государь прислал в соборную церковь боярина своего, князя Алексея Никитича Трубецкого. И боярин, придя в церковь, стал у патриарха просить благословения; и патриарх боярина не благословил, сказал: прошло де моё благословение, недостоин де я быть в патриархах. И боярин ему говорил, что де твоё недостоинство, что де ты сделал? И патриарх сказал боярину: будет же тебе надобно, я де тебе стану каяться.

И боярин говорил: мне де не кайся, то де не моё дело, не кайся, что де ты видел, чего ради бежишь, государь де тебя жалует и рад де тебе. И патриарх говорил боярину, чтоб де государь мне пожаловал келью. И боярин патриарху говорил: много де у тебя келий, где хочешь, тут живёшь. И патриарх пошёл из соборной церкви на площадь, на подворье Воскресенское.

Архиепископ Иоасаф своей рукой.

1660 г., февраля 13. Сказка архимандрита Спаса-Нового монастыря Иосифа о том, что 10 июля 1658 г., по окончании в Успенском соборе обедни, патриарх Никон, в речи, обращённой и народу, отказался от патриаршего престола

168 года, Февраля в 13 день, Спаса-Нового монастыря архимандрит Иосиф сказал по священству: в прошлом во 166 году, Июля в 10 день, на праздник Ризы Господни, служил я архимандрит с бывшим Никоном патриархом в соборной апостольской церкви; и в службу божественной литургии, перед престолом, писал Никон патриарх своей рукой на столпце, а что в нём писано, того не ведаю. И после божественной литургии, чел он патриарх на амвоне поучение всему народу, которые в то время в церкви были. И прочтя поучение, сказал он Никон патриарх из уст своих всему народу в соборной апостольской церкви: от сего де дня я вам патриархом не буду. И посох свой патриарший поставил на патриаршем месте в соборе, и пошёл в алтарь, и стал переменять иную одежду, клобук надел чёрный, и иную какую одежду почёл брать, того я не усмотрел; а в то число отымали у него патриарха власти, архиереи, которые с ним в службе были, одежду, а какую одежду отымали, я того второпях не усмотрел же. И взял он патриарх посох однорожный, и пошёл из соборной церкви на Воскресенское подворье. То моя и сказка.

К сей сказке архимандрит Иосиф руку приложил.

1660 г., февраля 14. Сказка Сербского митрополита Михаила о том, что 10 июля 1658 г., по окончании в Успенском соборе обедни, патриарх Никон, в речи, обращённой к народу, отказался от патриаршего престола, и, несмотря на увещания князя Алексея Никитича Трубецкого, присланного к нему от царя, оставил церковь и в простом одеянии ушёл на Воскресенское подворье

168 года, Февраля в 14 день, Михаил, митрополит Сербский, сказал: в прошлом во 166 году, июля в 10 день, с патриархом Никоном служил в соборной апостольской церкви Успения пресвятой Богородицы, служили литургию. И как де после литургии и после отпуску чел патриарх Никон сам поучение, беседы апостольские, и как де кончал поучение, и почал говорить: аз де согрешил, недостоин есмь святительству; и одежду, омофор и сак, с себя сложил. И они ему чину складывать не велели. И патриарх де Никон пошёл в алтарь в одном стихаре к ризнице, и у ризницы стихарь с себя сложил и надел на себя у ризницы чёрный клобук и мантию и клюку взял простую, и придя из алтаря средь церкви, и у соборной де церкви двери заперли, а патриарха Никона, до указа великого государя, из церкви выпускать не стали. И он де митрополит Михаил с властями пошли в верх к великому государю про патриарха известить, что патриарх патриаршество оставил. И великий государь с властями послал в соборную церковь боярина князя Алексея Никитича Трубецкого. И как де боярин князь Алексей Никитич Трубецкой пришёл в соборную церковь со властями и начал у патриарха Никона просить благословенья, и патриарх де Никон боярину князю Алексею Никитичу благословения не подал, а молвил, что он простой чернец, а не патриарх. И говорил де боярин князь Алексей Никитич патриарху Никону: для чего де святительский престол оставляешь?

И патриарх де Никон боярину князю Алексею Никитичу говорил: бью де челом я великому государю, чтоб государь меня пожаловал, велел мне жить в пустыни у Воскресенского монастыря. И боярин де князь Алексей Никитич говорил патриарху Никону, чтоб он был патриархом по прежнему и паствы своей святительской не оставлял. И патриарх де молвил: патриархом де быть я не хочу, иду в пустыню ту свою.

К сей сказке Михаил, митрополит Сербский, руку приложил.

1660 г., февраля 14. Сказка архимандрита Спасо-Андроникова монастыря Дионисия

168 года, Февраля в 14 день, Всемилостивого Спаса Андроникова монастыря архимандрит Дионисий сказал: в прошлом де во 166 году, Июля в 10 день, на праздник Ризы Господни, служил я архимандрит с патриархом Никоном. И после службы в соборной церкви платье с себя почал скидывать, а подьяконы начали с него платье принимать, понесли в ризницу; а патриарх облёкся в манатью пёструю да в чёрной клобук, и в алтаре писал своей рукой; а что писал, того не ведаю; и после письма отпустил отпуст и чел поучение всему народу; и прочтя поучение, почал с себя платье складывать, а за что платье патриарх складывал, того де не ведаю. То моя и сказка.

Андроникова монастыря архимандрит Дионисий сказал и руку приложил.

1660 г., февраля 11. Сказка игумена домового Новинского монастыря Боголепао том, что он не слыхал, отказывался ли патриарх Никон от патриаршего престола по окончании обедни в Успенском соборе, 10 июля 1658 г.

168 года, Февраля в 14 день, домового монастыря игумен Боголеп сказал: в прошлом де во 166 году, Июля в 10 день, на праздник Положения Ризы Господни, я Боголеп служил с патриархом Никоном. А что он отставил ли патриаршество или нет, того я не слыхал, в те поры я игумен разоблачался.

Игумен Боголеп сказал и руку приложил.

1660 г., февраля 14. Сказка игумена Знаменского монастыря Иосифа о том, что после обедни в Успенском соборе, 10 июля 1658 г., патриарх Никон, в речи, обращённой к народу, отказался от патриаршего престола

168 года, Февраля в 14 день, Знаменского монастыря игумен Иосиф сказал: в прошлом де в 166 году, Июля в 10 день, на праздник Ризы Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, служил он, Иосиф, въ соборе Пречистой Богородицы Успения с патриархомъ Никономъ литургию, и после литургии чёл он патриарх Никон поучение в беседах о учителях. И после поучения, на амвоне стоя, начал благословлять людей и говорил: не буду я вамъ пастырь и зваться патриархом Московским; и сдавал де с себя сан подьяконам и подьякам. А больше де того он, Иосиф, не помнит.

К сей сказке игумен Иосиф руку приложил.

1660 г., февраля 14. Сказка протопопа Успенского собора Михаила о том, что по окончании обедни в соборе, 10 июля 1658 г., патриарх Никон, в речи, обращённой к властям и народу, отказался от патриаршего престола. О том же, какой был разговор между патриархом и присланным к нему от царя князем Трубецким, он не знает

168 году, Февраля в 14 день, большого собора протопоп Михайла сказал: в прошлом во 166 году, Июля в 10 день, как праздновали многоцелебной ризе Спасителя нашего Господа Бога Иисуса Христа, и служил патриарх Никон божественную литургию с властями, и как во время святого причащения патриарх Никон целовал властей и служащих всех во уста, и по заамвонной молитве вышел из алтаря на амвон и чёл поучение в беседах зачало двадцать девятое нравоучение, и после поученья начал говорить властям и всему народу: уж де я вам к тому не буду учителем и не нарекусь Московским патриархом, и снял с себя панагию и омофор и сак. И принесли к нему в то время мантию чёрную и клобук, и власти той мантии чёрной и клобука ему вздеть не дали. И он пошёл в ризницу сам в одной ряске и вздел мантию с источниками и клобук чёрный. И как вышел из алтаря, и посох поставил на патриаршеском месте, и взял посох простой, и пошёл было из соборной апостольской церкви вон. И власти его возвратили, и послали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу, Крутицкого митрополита Питирима о том возвестить. И великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, прислал в соборную апостольскую церковь к нему патриарху Никону боярина своего князя Алексея Никитича Трубецкого. А что боярин князь Алексей Никитич его великого государя патриарху Никону слова говорил и что патриарх Никон ему боярину князю Алексею Никитичу сказал, того он Михайла не слыхал, потому что был в алтаре. То моя сказка.

К сей сказке протопоп Михайло руку приложил.

1660 г., февраля 14. Сказки Златоустовского игумена Мисаила, Архангельского протопопа Кондрата, Сретенского протопопа Андрея и Успенского собора ключаря Иова о выходе патриарха Никона из того собора на Воскресенское подворье, по совершении литургии 10 Июля 1658 г.

168 года, Февраля в 14 день, Златоустовского монастыря игумен Мисайло сказал: во 166 году, Июля в 10 день, на праздник Ризы Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, в службе я с святейшим Никоном патриархом на тот день был.

И отпустив патриарх литургию, и народ поучив, почал с себя снимать клобук и мантию; а говорил так: да не буду де потом патриарх. То моя и сказка. А сказку писал я игумен Мисайло своей рукой.

168 года, Февраля в 14 день, Архангельского собора протопоп Кондрат сказал по священству: в прошлом во 166 году, Июля в 10 день, на праздник Ризы Господни, служил я обедню с Никоном патриархом. И после обедни почал честь поучение в беседах апостольских Никон патриарх, как святителю оставить святительство. И после поученья почал народ руками благословлять, на амвоне стоя, и начал говорить: отселе вам не буду пастырем, и не буду зваться патриархом Московским. И почал с себя одежду снимать и отдавать подьяконам. И власти, архимандриты и протопопы начали его молить, чтоб возвратился и соборной апостольской церкви не покинул. И Никон патриарх их не послушал, сказал им: не буду де я вам отселе патриарх и пастырь. И посох свой поставил на святительском месте, а вместо посоха взял ключку, что поп носит. А как от государя пришёл боярин князь Алексей Никитич Трубецкой и что ему патриарху говорил и что ему патриарх говорил, и утеснения ради народного стоял я у амвона и их речей никаких не слыхал. – К сей сказке Архангельский протопоп Кондрат руку приложил.

168 года, Февраля в 14 день, Сретенский протопоп Андрей сказал: в прошлом де во 166 году, июля в 10 день, на праздник Положенья честной многоцелебной Ризы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, служил он с патриархом. А как патриарх патриаршества для чего отставил, и он про то не ведает. А после божественной литургии патриарх чёл поучение на амвоне; и после поучения начал говорить: не могу де великого сего корабля править, да не буду де я Московским патриархом. И потом народ благословил, и сан свой святительский с себя снял на амвоне. А как от великого государя боярин князь Алексей Никитич Трубецкой к патриарху приходил и какие слова патриарх боярину говорил, и того он не слыхал, был в то время в алтаре, разоблачался. То моя и сказка. – К сей сказке Сретенский протопоп Андрей руку приложил.

168 года, Февраля в 14 день, большого Успенского собора ключарь Иев сказал: в прошлом де во 166 году, июля в 10 день, на праздник Ризы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в большом соборе патриарх Никон обедню служил сам с властями, а я был в ту пору в стряпке. И как после причастия, в кенаник призвал меня патриарх Никон к себе в алтарь, и велел мне поставить у всех дверей церковных по сторожу и велел приказать, чтоб из церкви людей вон не пускали, а велел им сказать, чтобы дать поучение, а в церковь людей пускать велел. И как по заамвонней молитве чёл поучение на амвоне в беседах, и после поучении сказал, что уже де вам не буду учитель, да не нарекусь патриархом Московским. И после того начал с себя снимать панагию и омофор и сак, и разоблачившись, пошёл вон из алтаря, и поставил посох на место и пошёл вон из церкви, и дошёл до места, что среди церкви стоит, и тут удержался и сел на ступени; и в ту пору приходил к нему, по указу великого государя, боярин князь Алексей Никитич Трубецкой; а что ему патриарху Никону он боярин князь Алексей Никитич говорил, и я того не слыхал, потому что стоял у образа пречистой Богородицы Владимирской. – К сей сказке ключарь Иев руку приложил.

1660 г., февраля 15. Сказка Спасского протопопа Силы о событии при выходе патриарха Никона из Успенского собора на Воскресенское подворье

168 года, Февраля в 15 день, Спасский протопоп Сила сказал по Христовой евангельской заповеди вправду, еже ей ей: в прошлом де во 166 году, Июля в 10 день, на праздник Ризы Господни, в тот де день, он протопоп Сила в большом соборе не служил, а служил божественную литургию у Спаса в соборе во дворце, и, отслужив божественную литургию, пошёл к себе домой. К сей сказке протопоп Сила руку приложил.

1660 г., февраля 15 и 19. Сказки Спасского диакона Иакова и священника Порфирия о событии при выходе патриарха Никона из Успенского собора на Воскресенское подворье

168 году, Февраля в 19 день, сказал бывший Спасский дьякон Иаков, что был в соборе Всемилостивого Спаса, что у государя на дворце; а ныне я в попах у апостола Андроника, что на Рву у Покрова. В прошлом во 166 году. Июля в 10 день, на праздник Ризы Господней служил со мной, бывшим дьяконом у себя в соборе Всемилостивого Спаса, что у государя на дворце, протопоп Сила, а не в большом соборе. То моя и сказка. А сказку писал я поп Иаков своей рукой.

Сказал сказку: как патриарх отслужил обедню, изволил патриаршество оставливать, и яз ужаснулся такому делу, да шёл скоро из церкви; а речей никаких не слыхал. То мои и речи. А сказку писал поп Порфирий своей рукой.

1660 г., февраля 15. Сказка Успенского собора священника Феодора Терентьева о событии при выходе патриарха Никона из Успенского собора на Воскресенское подворье

168 года, Февраля в 20 день, соборный священник Фёдор Терентьев сказал: в прошлом во 166 году, Июля в 10 день, служил патриарх Никон божественную литургию, и по заамвонной молитве чёл поученье и называл себя крастоватым учением, и своим крастоватым учением и вас православных христиан окрастовал. И совершив то поучение, говорил перед народом, что отселева де я вам не буду патриарх. И то де ему помнится, что примолвил и ту речь; аще де вменюся впредь вам быти патриарх, да буду анафема. И не отпустив обедни, начал разоблачаться, и разоблачившись, пошёл в алтарь, и в ризнице сидел, покамест платье принесли. И принесли было ему чёрное платье, и ему де того платья власти надеть не дали и отдали то чёрное платье ему Фёдору, и он де то платье внёс в алтарь к Петру и Павлу, а он де Никон патриарх надел иное платье и пошёл из церкви вон на Воскресенское подворье.

К сей сказке соборный поп Фёдор руку приложил.

1660 г., февраля 17. Дополнительные сказки и определение собора по ним Сербского митрополита Михаила и Тверского архиепископа Иоасафа и разных игуменов и священнослужителей, бывших при богослужении в Успенском соборе с патриархом Никоном 10 июля 1658 г., касательно произнесённой будто бы им на себя клятвы, как показывал Крутицкий митрополит Питирим, о невозвращении на патриаршеский престол, и что Никон ушёл в то время из Успенского собора, не сделав отпуска литургии

168 года. Февраля в 17 день, преосвященный собор слушали сказок. А в сказке преосвященного Питирима, митрополита Сарского и Подонского, написано: как Никон патриарх оставлял патриаршество, и в те поры де говорил: анафема де буду, аще буду патриарх. А Михаила митрополита в сказке того не написано, что патриарх себя анафема писал. И преосвященный собор Михаила митрополита допрашивали. И Михаил митрополит сказал: того де я (подлинно) не слыхал. Да митрополита ж Питирима в сказке написано: не отпустив обедни, патриарх пошёл. А Михаила митрополита в сказке написано: после обедни пошёл, и в том Михаил митрополит допрашиван же, сказал: того де он подлинно не упомнит. – Михаил митрополит, Сербин, руку приложил.

И Тверского архиепископа Иосафа в сказке написано; говорил де патриарх с клятвой – не быть ему патриархом; а как клялся, того не написано. И преосвященный собор допрашивали, и архиепископ Иоасаф сказал не помнит, говорил (ли) де так.

Да патриарх же говорил де так: аще возвращусь, и я де аки пёс на свою блевотину (а клятвы он архиепископ Иоасаф того де не упомнит – вычеркнуто); а анафемы де не помнит. – Архиепископ Иоасаф.

Сказка боярина князя Алексея Никитича Трубецкого пред собором чтена подобная во всем митрополичьим сказкам.

В сказке Спаса-Нового монастыря архимандрита Иосифа не написано ж анафемы. И по допросу, архимандрит Иосиф сказал: говорил ли патриарх Никон такую клятву или нет, того не слыхал, потому что был де он архимандрит в те поры в алтаре; а по отпусту ли пошёл или без отпуста, того не помнит. – Архимандрит Иосиф.

В сказке Спаса Андроньева монастыря архимандрита Дионисия анафемы не написано. В допросе сказал; анафемы де не слыхал от патриарха Никона, затёрли его народом у столпа, что у Ризы Господни. В его ж сказке написано: пошёл Никон патриарх по отпусте; в допросе сказал: того де подлинно не помнит. – Архимандрит Дионисий.

В сказке Богоявленского архимандрита Киприана анафемы не написано ж. В допросе сказал; про анафему не слышал, потому что стоял де он архимандрит Киприан далеко, а про отпуст сказал – не помнит же. – Киприан архимандрит.

В сказке соборного протопопа Михаила клятвы не написано ж. В допросе сказал: клятвы де он Михаил протопоп от патриарха Никона не слышал, а отпуста де обедни того дня не было. – Протопоп Михаил.

В сказке Златоустовского игумена Мисаила клятвы не написано. В допросе сказал: клятвы де он Мисаил не слышал. В его же сказке написано: по отпусту патриарх Никон пошёл; в допросе сказал: подлинно де не упомнит. В его ж сказке написано: мантию святительскую и клобук белый Никон патриарх с себя сложил; и в том он игумен Мисаил пред преосвященным собором прощался: написал де он так, забылся; написать де было ему: сак и митру, а прежде сказал: солгал де. – Мисаил игумен.

В сказке де Архангельского протопопа Кондрата клятвы не написано. В допросе сказал: клятвы де он протопоп не слышал; а пошёл де патриарх Никон, не отпустив обедни. – Протопоп Кондрат.

В сказке Сретенского протопопа Андрея клятвы не написано. В допросе сказал: клятвы де он не слышал, стоял в алтаре; а пошёл де патриарх Никон, не отпустив обедни. – Протопоп Андрей.

В сказке соборного ключаря Иева клятвы не написано. В допросе сказал: клятвы де он ключарь от патриарха Никона не слышал (потому что многонародно было, и он стоял у образа пречистой Богородицы иконы Владимирской. Вычеркнуто). – Ключарь Иев.

В сказке Знаменского игумена Иосифа клятвы не написано. В допросе сказал: клятвы он игумен от патриарха Никона не слышал; а пошёл де патриарх Никон, не отпустив литургии. – Знаменского монастыря игумен Иосиф.

На другой стороне листа написано:

„Другая сказка боярина князя Алексея Никитича Трубецкого да думного дьяка Лариона Лопухина чтены ж.

Сказка думного дворянина Прокопия Козмича чтена“.

Собору Спасского с дворца протопоп Сила сказал: как Никон патриарх оставил патриаршество, в то де день он протопоп в большом соборе не был, а служил де он протопоп в своём соборе, свидетели де тому священники его собора Александр да Фёдор. – Протопоп Сила.

В сказке Новинского игумена Боголепа написано: про патриаршеский престол, как Никон патриарх оставил, он де игумен не слыхал (ничто́). А в допросе сказал то ж. – Игумен Боголеп.

В сказке патриаршего ризничего, чёрного дьякона Иева, написано: говорил патриарх Никон по поучению в соборной церкви того дня, как патриаршество оставил: как он патриарх ходил с государем царевичем и великим князем Алексеем Алексеевичем в Колязин монастырь, и в ту де пору на Москве многие люди к лобному месту собирались и называли меня иконоборцем, что многие де иконы я имал и драл, и за то де меня хотели убить; а я де имал иконы латинские, которым нельзя кланяться: а вывез тот перевод немчин из Немецкой земли, и указал де в соборной церкви на Спасов образ греческого письма: можно де сему верить и покланятися; а я де не иконоборец; и после де того времени называли еретиком: новые де книги завёл, и то де ради моих грехов чинится, и я де вам предлагал многое поученье и свидетельство вселенских патриархов. И таковых речей ни в чьей сказке не писано. И преосвященный собор преосвященных митрополитов Питирима и Михаила (допрашивали); и архиепископа Иоасафа и всего священного чина, которые люди священного чина сказки подали, всех тех допрашивали. И в допросе пред преосвященным собором преосвященные митрополиты Питирим и Михаил, и архиепископ Иоасаф, и архимандриты, и игумены, и весь священный чин, которых сказки есть, все единогласно сказали святители по святительству, прочие по священству, что отнюдь таковых речей никто из них не слыхал.

Ризничий патриарший Иев в допросе сказал по священнодьяконству: я де в своей сказке сказал, как помню.

В другой сказке его ж Иева ничего вышеописанного не написано, а написано коротко: что патриарх патриаршество оставил.

Иев ризничий сказал: сказку де другую дал потому: приходил ко мне дьяк Александр Дуров и говорил: сказку де твою не правят, потому что ни в чьей сказке таких речей нет, скажи де ты вновь сказку, что в соборе делалось; и я дал сказку другую, а никто меня о той другой сказке не понуждал, сказал я Иев сам ту сказку. А что многие речи в первой сказке перед другой лишние написаны, и то де патриарх, чаю, в иных местах говорил, а того де в поучении говорил ли или нет, того де подлинно не упомню, потому что вскоре заскорбел и посямест болю. – К сим речам дьякон Иев руку приложил.

Патриаршего казначея сказка написана по Христовой евангельской заповеди.

Выписано из неё перечень в белый список.

Большого собора поп Феодор сказал по священству: сказку я писал так как слышал.

Поп Порфирий в сказке написал: ничего де не слыхал.

Дьякон Пётр по священнодьяконству сказал: сказку де я писал так, как помню.

Дьякон Афанасий написал: не был де.

Патриарший боярин Борис Иванович Нелединской сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де я писал вправду, как помню.

Патриаршего двора дьяк Иван Уваров, сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де я писал вправду, как помню.

Патриаршего ж двора дьяк Иосиф Юрьев сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де я писал вправду.

Казённый патриарший дьяк Парфений Иванов сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он Парфений сказал вправду.

Дьяк Иван Щепоткин сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он Иван сказал вправду.

Подьякон Феодор сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он писал вправду.

Подьякон Никита сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он писал вправду.

Подьякон Пётр сказал по Христовой евангельской заповеди: сказал вправду, сказку де я сказал вправду.

Подьякон Иван Васильев сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де я писал вправду.

Подьякон Матфей сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он Матвей сказал вправду (в допросе).

В сказке его написано: что он никаких речей от патриарха не слышал. После прибавил речью: сказывал де ему подьякон Иван Тверитин, что патриарх патриаршество оставляет; а сказывал де ему Иван в соборной церкви в обедню, а он де Иван слышал от патриарха у правила, посылал де его Ивана патриарх Никон купить ключку.

Подьякон Иван в допросе сказал: по отшествии де Никона патриарха, он Иван Тверитин подьякону Матвею сказывал и ключку де патриарху купил он Иван.

Большого собора священник Василей сказал по священству: сказку де он Василей писал вправду.

Большого собора поп Киприан сказал по священству: сказку де я поп Киприан сказал вправду.

Большого же собора дьякон Михайло сказал по священству: сказку де я Михаил писал вправду.

Певчий дьяк Фёдор Константинов сказал по святой непорочной евангельской заповеди: сказку де он писал вправду.

Певчий дьяк Иван Тверитин сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он Иван писал вправду.

Певчий дьяк Денис сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он писал вправду.

Певчий дьяк Исак сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де сказал вправду.

Нестер певчий написал: не был де.

Певчий дьяк Фёдор Козмин сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он писал вправду.

Певчий дьяк Гаврило сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он писал вправду.

Певчий Игнатий сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он писал вправду.

Подьяк Симон сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он сказал вправду.

Иван Фёдоров написал: не был де.

Подьяк Дмитрий Ярославец сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он писал вправду.

Подьяк Василий Новгородец сказал по Христовой евангельской заповеди сказал: сказку де он писал вправду.

Григорий Кириков по Христовой евангельской заповеди сказал: сказку де он писал вправду.

Савва Семёнов сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он сказал вправду.

(На обороте приписано):

В сказке Фёдора Трофимова написано: ведает про патриаршее отшествие, написано в белой.

Ивана Логинова сказка чтена, записано в белой.

Подьяк Григорий Иванов сказал по Христовой евангельской заповеди: слышал де про патриарха Никона от своей братии, к тому он патриархом не будет, а сказку де он Григорий писал поспешением, исторопелся.

Павел Иванов написал: ведает, что патриарх с патриаршества пошёл.

Сергей Петров написал: не ведает.

Семён Иванов написал: ведает, что патриарх оставил патриаршество и к тому не будет.

Подьяк Алексей Сергеев сказал по Христовой евангельской заповеди: писал де он сказку вправду.

Подьяк Филимон Максимов по Христовой евангельской заповеди: сказку де он писал вправду.

Матфей Стефанов: ведает.

Певчий Василей Кононов сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он писал вправду.

Дмитрий Леонтьев: ведает.

Подьяк Павел сказал по Христовой евангельской заповеди: писал де он сказку вправду.

Кирилл Сергеев: не ведает, у ризницы был.

В сказке бывшего архимандрита Чудовского Иосифа написано: слышал он от патриарха Никона, как был с ним в службе во время отшествия патриаршего, говорил: патриаршество оставляет и к тому патриархом не будет. Сказка прислана с Костромы за его Иосифовой рукой.

И преосвященный собор сказок слушав, познали (свидетельствовали сказки уразумеша25, что святейший патриарх Никон оставил свой патриаршеский престол своею волею (никем гоним. И преосвященный собор); и о том посылали доложить великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца боярина Петра Михайловича Салтыкова об указе (и по докладу). И боярин Пётр Михайлович, придя на собор, сказал, что великий государь указал рассуждать и написать полное о том святых апостол и святых отец правила об отшествии бывшего патриарха Никона.

* * *

25

Напечатанное в скобках в подлиннике зачёркнуто.


Источник: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». СПб. 1897 г. 510 с.

Комментарии для сайта Cackle