Пасхальное послание 1961 года

Источник

Христос Воскресе!

«Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное». – Так Св. Церковь зовет всю вселенную ликовать и веселиться в праздников праздник и торжество из торжеств, который, как яркое солнце, озаряет всю вселенную.

В событии Воскресения Христова началом радости является то, что Он, проповедник божественной любви, отвергнутый, поруганный, распятый и умерший на кресте, – воскрес и явился любящим Его – живым и торжествующим. Однако, не в этом только радость Воскресения Христова. В жизни мира бывали, хотя и редко, и другие случаи воскресения умерших. Но те воскресения не изменяли общего хода жизни. Воскресшие из мертвых, хотя и продолжали свою прерванную смертию жизн, но в свое время они вновь обязательно должны были подвергнуться смерти, которая продолжала господствовать в мире.

Христос же Спаситель Своим воскресением ниспроверг и победил самую смерть окончательно и безповоротно не только лично для Себя, но и для всех нас, верующих в Него. Став человеком, Он сосредоточил в Себе все человечество и стал Спасителем для всех людей, которые только пожелают через свою веру войти в Его жизнь. Он ввел в человечество новую божественную силу – способность к воскресению и к вечной совершенной и блаженной жизни. Поэтому Св. Церковь и поет Ему: «От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос, Бог нас преведе, победную поющия».

Воскресение Христово является залогом и началом нашей личной победы над смертью, залогом вечной жизни для каждого верующего в Него. Смерть, хотя и продолжает действовать в каждом из нас, но после Воскресения Христова, смерть потеряла всякую остроту и силу, ибо мы все воскреснем, как воскрес Первенец из мертвых Христос Спаситель. Поэтому мы и восклицаем: «Где твое смерти жало, где твоя аде победа?» Вот эта Христова, а через Него и наша, победа и наполняет наши души несказанным веселием.

Мы все, будучи по телу смертными, должны пройти через врата смерти, но, имея душу безсмертную и богоподобную, мы своим чувством воспринимаем дарованную нам Христом через Его воскресение новую безсмертную жизнь. Для того, чтобы приобщить нас к Своей жизни, сделать нас Ея участниками, Христос Спаситель прожил земную жизнь, указывая нам путь новой жизни. Примером Своей земной жизни, участием, страданием, смертию и воскресением Господь обезпечил нам, существам свободным и разумным, возможность через подвиг нашей собственной жизни, войти в Его жизнь. Воспринимая эту новую жизнь, мы и радуемся тому, что в лице Господа Иисуса Христа воскресла наша собственная жизнь, ибо мы во Христа крестились и во Христа облеклись. Мы радуемся предверию блаженного вечного рая, который отверзает нам Господь Своим воскресением. Радость воскресения нисходит в наши души через Св. Церковь, таинственно. Если мы по церковному подготовим себя к празднику Воскрессния Христова, то в самый праздник мы можем воспринять такой же свет и радость и мир, которые озарили сердца св. Апостолов и Жен Мироносиц, когда явился им Воскресший Господь и они убедились в том, что Он предстоит пред ними в славе и торжестве.

До некоторой степени мы, грешные люди, можем прикоснуться даже к тому божественному свету, который осиял Божию Матерь, когда Она после Своих страданий при кресте, восприняла от Ангела весть о воскресении Ея Божественного Сына. С благоговейнымь трепетом мы можем приблизиться к тому сладостному Богообщению, который отверзся для Пречистой Девы, в высочайшей степени, когда Она узрела воскресшим и в божественной славе Своего Сына. Св. Церковь. с мудрой осмотрительностью, по повествованию Евангелистов, не ставит Божию Матерь, как мать, в числе свидетелей Его воскресения, но через Нее, родную нам по человечеству, низводит в мир радость Воскресения. «Ангел вопияше благодатней: чистая Дева, радуйся; и паки реку радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвые воздвигнувый, людие веселитеся».

Но для того, чтобы насладиться радостию Воскресения Христова, чтобы не оказаться в стороне от невечернего дня, от лучей божественной вечности, чтобы не остаться холодными и безразличными, мы должны принести Христу Спасителю и нечто лично от себя. «Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего светлого и доброго торжества» – научает св. Иоанн Златоуст. Благочестие – это почитание Господа Бога, как нашего Небесного Отца и Св. Церкви, как Невесты Христовой, как нашей матери. Боголюбие – это любовь к Богу, как к живой Личности. Эти качества души возростают и укрепляются через подвиг церковной жизни. Св. Церковь воспитывает своих чад благочестивыми и боголюбивыми и дает нам возможность стать участниками Воскресения Христова.

Пусть же все мы озаримся радостью Воскресения и возвеличим в сердцах наших воскресшего тридневно от гроба Христа Жизнодавца: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало, и играюще поем виновного, единого благословенного отцев Бога и препрославленного».


Источник: Мой труд в винограднике Христовом : Сборник статей и проповедей / Архиеп. Никон (Рклицкий). - Вост.-Амер. и Нью-Йорк. епархия, 1975-. / Т. 1. (К 25-летию архиер. служения 1948-1973) - 1975. - 405 с. / Рождественское послание 1961 года. 119-121 с.

Комментарии для сайта Cackle