архиепископ Никон (Рождественский)

128. Небесная Заступница Русской земли

Когда читаешь наши старые летописи, когда вспоминаешь давно минувшие судьбы родной нашей земли, то верующее сердце невольно исполняется благодарным чувством умиления пред теми дивными явлениями покрова и заступления Матери Божией, какие мы видим во всей девятивековой истории нашего Отечества, со дня крещения Руси князем Вла­димиром и даже до наших дней. Воистину возлюбила Она, Матерь Божия, нашу землю Русскую православную, и нигде в мире нет столько чудотворных икон Ея, как у нас на Руси, их насчитывается до 300 только общеизвестных, а сколько их местно чтится по разным гра­дам и весям обширной Русской земли! Нет, кажется, ни одного отдаленного уголка в Рос­сии, где не было бы особенно чтимого образа Богоматери; не говорю уже о храмах право­славных, – нет ни одной православной семьи, в коей не нашлось бы Ея лика пречистого! С детской любовью, в простоте смиренного сердца прибегают к Ней и старые и малые, и богатые и бедные, и простецы и люди, истинною наукою просвещенные, и несут к Ея сто­пам и скорби, и радости свои, и на всех взирает Она, воистину, с материнскою любовью, всех ласкает благодатным взором Своим, всех утешает, благословляет, всем помогает в их нуждах! И тепло русскому в простоте верующему сердцу под благодатным покровом Ея, и называет оно Матерь Божию самыми трогательными именами: Она – Заступница усерд­ная, Она – грешных Споручница, Она – Скоропослушница, Она – Радость скорбящих, Уто­ление в печали сущих, Взыскание погибших, Она – благодатная Исцелительница и небес­ная Домостроительница, Она – града Москвы Вратарница неусыпная, а для всего воинства христолюбивого – Воевода небесная. Ея святые иконы сопутствовали всем нашим благо­верным князьям и Царям, и благочестивейшим Императорам во всех их походах на врагов и супостатов Руси Православной. Ея заступлением не раз спасалась Москва, да и другие грады страны Российской от нашествия иноплеменных. И как трогательны летописные ска­зания о сих делах Божиих, явленных нашим предкам по молитвам Заступницы нашей усерд­ной! Вот одно такое сказание. Настал 1395-й год. Русь стонет под игом злой татарщины. А с Дальнего Востока, из глубин Монголии, надвигается страшная туча. Там, где-то в Синей Орде, появился “некий царь, горее давнего и пуще прежнего лют губитель и разбойник”. И он идет, он надвигается со своими полчищами на Русь. Его имя – Тимур Ленг или Тамер­лан; он задумал покорить всю вселенную. Заслышав привычный крик вождя, завидя взмах его кривой сабли, его воины бросались, как тигры, почуявшие кровь. Страшные рассказы о его нечеловеческой свирепости леденили кровь в жилах. На его пути вместо цветущих горо­дов, окруженных роскошными засеянными полями, виноградниками и фруктовыми садами, оставались только развалины да прочные, на цементе, пирамиды из человеческих голов. Граждане одного города, чтобы умилостивить этого зверя, выслали ему навстречу всех своих детей. При виде малюток, одетых в белые одежды и шедших с пальмами в руках и пением священных гимнов, в нем внезапно проснулся губительный демон, и он помчался вперед на своем коне. “За мной!” – крикнул он своей коннице. И несчастные родители с ужасом увидели со стен города, как их дети были растоптаны конскими копытами. И вот такой-то губитель явился в пределах нашего Отечества. Великий князь Василий Димитриевич, сын Донского героя, собирал войска, готовился к бою. Но что значили ничтожные дру­жины князя в сравнении с несметными полчищами Тамерлана? Не ждали себе спасения ни князь, ни народ. По всей Русской земле возносились пламенные молитвы: все церкви были открыты с утра до глубокой ночи. Народ проливал слезы, постился, все готовились к смерти.

В это ужасное время вспомнил князь о дивной иконе Богоматери, находившейся во Владимире. То была теперь известная под именем “Владимирской” икона, писанная по пре­данию святым Евангелистом Лукою. И послал Великий князь за тою иконой, и со слезами и многою скорбию проводили владимирцы великую свою святыню в стольный град Москву, где у всех была в то время одна мысль, одно желание увидеть поскорее пречистый лик Царицы Небесной, Заступницы усердной рода христианского. И весь город вышел навстречу Ей, все от мала до велика. И не было человека, который не плакал бы, и отовсюду слышалось умильное моление: “Не предай же нас, Заступница наша, надежда наша, не предай нас в руки татарам!”. Это было 26 августа того же 1395 года. И вняла Матерь Божия воплям русских людей. В ту же ночь, под 26-е августа, сам грозный “владыка мира”, как величал себя Тамер­лан, почивал в великолепной ставке своей, в окрестностях Ельца, среди необозримых пол­чищ своих. Бессменно, не сморгнув глазом, князья и ханы Азии окружали ставку, охраняя сон грозного повелителя. Но ему нет сна от страшных видений. Видится ему высокая гора, а на ней дивные старцы со златыми жезлами в руках, грозящие ему. Свет ярче солнечных лучей, и в свете том дивная Царица, в багряных ризах, сияющая паче солнца молниезрачными лучами. А в лучезарной небесной выси – бесчисленные воинства, готовые устре­миться по первому мановению той Царицы. Но Царица спокойно молится, простирая руки горе. И вдруг, грозно взглянув на него, Тамерлана, Царица повелевает всем тьмочисленным воинствам обрушиться на него. Отчаянный крик раздается в царской ставке. Вбежавшие вельможи находят своего владыку в таком виде, в каком никогда не видали. Неустрашимый в боях, он теперь лежал и стонал в полном изнеможении. Наутро свирепый завоеватель отдает приказ немедленно сниматься и быстро отступать.

Можно ли описать радость наших предков, когда они узнали, что страшный враг сам, никем не гонимый, ушел в степи Азии! Митрополит Киприан, и Великий князь, и народ со слезами восторга возносили благодарные молитвы пред чудотворным образом Богоматери, а на том месте, где встретили святую икону, построили церковь во имя ее сретения, и да не забудут людие дел Божиих. Тогда же было установлено празднование в честь Владимирской иконы 26 августа.

А что же Тамерлан? Он излил свою злобу на улусах Кыпчакской орды, на татарских городах – Астрахани и Азове; он испепелил их. И что грозило святой Руси страшной гибелью, то принесло ей величайшую пользу: Тамерлан нанес смертельный удар не ей, а ее веко­вому врагу – Золотой Орде.

Вот один из многочисленных примеров заступления Матери Божией за Русь Православную! Все эти татарские ханы и царевичи – Мазовша, Ахмат, Махмет-Гирей, Казы-Гирей и другие испытали на себе грозный гнев и вышний покров и заступление за Русскую землю Небесной Воеводы – Матери Божией. История свидетельствует, что во всех походах Царя Алексия Михайловича, Петра Первого и других наших Императоров при войсках их находи­лась икона Богоматери – “Явление Преподобному Сергию”. Уже самое изображение склоненного пред Пречистою в молитвенном положении старца – печальника Русской земли, эта икона располагала воинов прибегать к заступлению Матери Божией, призывая на помощь и великого молитвенника Сергия Преподобного. И росла наша Русь Православная под мощ­ным крылом небесной Заступницы рода христианского; и сильна была верою своей, и непо­бедима для врагов – дотоле, пока крепка была вера русских людей, пока не стали люди русские отравляться разными модными лжеучениями, пока гнали от себя прочь всяких иску­сителей, вроде штундистов, баптистов и других сектантов, пока не подпускали к себе рус­ские воины и особенно рабочий люд разных политических развратителей, социалистов, революционеров и всех этих слуг антихриста, иудейских наемников. Но стали проникать к нам на Русь все эти слуги сатаны, стали русские люди к ним прислушиваться, и пошла духовная отрава в народе, и стали размножаться секты и расколы, появились разные “социалы” да “демократы”, а за ними и революционеры-безбожники, и отвратила от нас пречи­стый лик Свой Царица Небесная, и понесли мы тяжкое унижение от японцев-язычников, и пронеслись по лицу родной земли все невзгоды революции, и пролилось немало крови рус­ской во дни смуты и усобицы.

Увы, стыд должен бы покрывать лица наши! Исстрадалась за последние годы душа рус­ская, каждый из нас готов бы сложить голову свою у ног Царя-батюшки, только бы избыть горькую беду, только бы не видеть того позора, какой мы переживали в последние годы! Куда прибегнуть? Где искать помощи благодатной, укрепления духовного?.. Да где же, если не у Матери Божией? Она всегда заступала землю Русскую. Она и теперь неотступно с нами. Ведь это только мы отступаем от Нее, убегаем из-под Ее крова благодатного! Итак, скорее – под благодатный кров Матери Божией, православные русские люди! Поучимся у малых детей: когда провинятся они в чем-либо пред матерью, то к ней же бегут со слезами, и не смея смотреть ей прямо в лицо, укрываются на груди ее. Прибегнем и мы, припадем к благо­датной Заступнице рода нашего в покаянии, восплачемся пред Нею о наших тяжких грехах, и Она забудет наши вины и укроет нас от гнева Божия.

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице! Ты нам помози, Ты нас заступи, и как древле спасала от безбожных татар, от всех этих Тамерланов, Батыев, Мазовшей, Казы и Махмет-Гиреев, так и ныне спаси землю Русскую от лютых вра­гов ее – богоотступников! Много развелось их по лицу родной земли нашей: всюду прони­кают они со своими безбожными книжками и газетами; отравляют они молодежь нашу, рас­хищают сокровища православной русской души своею пропагандою среди рабочих, среди крестьян, и даже – страшно сказать – среди войск наших христолюбивых: не попусти, Царица Небесная, скрадывать души наши, души простецов верующих, и покрый нас от вся­каго зла честным Твоим омофором!..


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 3. 1912 г. - 1915. - 190 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 101-150).

Комментарии для сайта Cackle