Источник

151. В полночь на Новый год

Глаголаше же сию притчу: смоковницу

имяше некий в винограде своем всаждену,

и приидища плода на ней и не обрете...

Каждый раз, как ударяют часы полночь под Новый год, приходит на память эта строго вразумляющая грешников притча Спасителя. И слышится в совести этот приговор Господина виноградника: се третие лето, отнелиже прихожду, ища плода на смоковнице сей, и не обретаю, посецы ю убо: вскую и землю упражняет?

Не третие токмо, Господи, но уже тридесять третие, шестьдесят третие, а для иного древнего старца и девяносто третие лето, Ты ждешь плода от нас, а мы только грешим и грешим, только небо коптим грехами своими, никакого плода Тебе не приносим и только вскую землю упражняем – место на земле занимаем! Дивно долготерпение Твое, Господи наш! Слава неизреченной благости Твоей! В то время, как правосудие Твое глаголет: посецы их, Твое бесконечное милосердие умоляет: остави их и се лето, дóндеже окопаю, сделаю все, что можно, осыплю навозом, пошлю им скорби для их вразумления, для смягчения их жестоких сердец, и аще убо покаются и сотворят плод, достойный покаяния, – добре и благо им будет, аще ли же ни, если останутся нераскаянными, во грядущее посечеши их. (Лк. 13:6–9).

И сколько уже прошло этих “грядущих” лет, а мы остаемся все теми же, – мало того: год от году становимся все хуже и хуже, все более и более черствеет наше сердце, холодеет душа, и – страшно сказать: мы становимся уже как бы неспособными к покаянию.

Но... ужели мы дошли до этого? Ужели стало невозможным для нас покаяние?

Если бы так, то само милосердие Божие положило бы конец нашей грешной жизни. А если Бог дает еще время на покаяние, то значит – есть и возможность самого покаяния, значит, еще не истощилось долготерпение Божие к нам, грешным. Для Бога все возможно, но Бог, сотворивший нас без нас, не хощет спасти нас без нас. Он хочет, чтобы мы сами восхотели спасения, сами своею свободною волею решили: восстав, идем к Нему, Отцу нашему Небесному! Так сделал блудный сын в притче Христовой. Так делали все покаявшиеся грешники. Так должно сделать и нам.

Но с чего начать?..

Начнем с того, что пожалуемся Господу на немощи свои, на свое бессилие в делании добра; на леность свою, нерадение и ту черствость сердца, о коей я сейчас говорил. Покажем Господу свои раны греховные, скажем Ему: Ты видишь, Сердцеведче Господи, что мы никуда-то не годимся: смилуйся над немощью нашею и простри нам крепкую руку Твою, помоги нам положить начало благое благодатью Твоею всемощною! И Он поможет, ибо Сам еще в Ветхом Завете, с клятвою, изрек: живу Аз, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему! (Иез. 33:11). Он и во дни земной жизни Своей взывал, и ныне взывает: приидите ко Мне вси труждающиися, все жизнию утомленные, невзгодами измученные и грехами обремененные, и Аз упокою вы! Видите: Он ждет нашего покаяния, так сказать, просит нашего сердца: сыне, даждь Ми твое сердце (Притч. 23:26). За чем же дело? Или сердце другому господину уже отдано? Но если любишь Господа, если ищешь спасения, то непременно надобно оторвать свое сердце от всего греховного и отдать его Господу. Как это сделать? Иди к отцу твоему духовному, раскрой пред ним все язвы души твоей, проси его молитв, проси разрешения от грехов твоих. А потом приступи к Чаше Господней, соединись с Господом в святейшем Таинстве Тела и Крови Его, соединись и уже не разлучайся с Ним! Сим положишь ты начало благое, начало новой жизни для Господа, подобно тому, как доселе жил ты для греха. А чтобы укрепить волю свою в следовании за Христом, исполняй, по совести, Его животворящие заповеди. Богу не нужно наше доброделание: оно нужно нам самим. Как труд физический укрепляет силы телесные, так доброделание укрепляет нашу волю, наш дух в жизни во Христе. Как сосуд, в котором были ароматы, благоухает, так и душа делающего добро становится благоухающим сосудом благодати Христовой, ибо самое исполнение заповедей Божиих возможно только при помощи сей благодати, по реченному Господом: без Мене не можете творити ничесоже. И как благоухающий цветок нельзя скрыть и в дикой траве, так разносится и благоухание жизни во Христе: его слышат, его сердцем ощущают люди, имеющие очищенное чувство духовное или, по крайней мере, ищущие сего очищения. Нужно ли указывать примеры сего? Не говорю о святых Божиих, Церковью прославленных: напомню о старцах-подвижниках нашего грешного времени: вспомните отцов Амвросия, Иосифа, Варнаву, отца Иоанна Кронштадтского. Не стремились ли наши сердца к этим носителям ароматов Христовых, не ищем ли мы и теперь подобных им старцев Божиих? И, слава Господу милосердому: не лишает Он нас сего сокровища и в наши скудные верою, богатые грехолюбием дни!

Но не следует скрывать, что такое обновление духа сопровождается многими скорбями, борьбою с самим собою, с искушениями от плоти, от мира и диавола.

Царствие Божие, говорит Сам Господь, нудится, с усилием берется (Мф. 11:12), узки врата, тесен путь, вводящий в жизнь вечную (7:13) Много скорбей на сем пути спасительном. Но надо, в утешение, помнить, что Сам Господь ведет путников, шествующих по сему пути. Надо помнить, что хотя и многи скорби праведным, но от всех их избавит я Господь (Пс. 33:20). Надо, наконец, не забывать, что многи раны и грешным, но никакой отрады им нет и неоткуда ждать. Земная жизнь так устроена, что без скорбей никто не живет и даже через золото слезы льются. Так уж лучше скорбеть для Бога, для спасения своей души, чем неведомо для кого и из-за чего. Да и самые скорби, переносимые для Бога, носят в себе утешение. Это свидетельствуют все крестоносцы-христиане, все святые Божии. Перенося скорбь ради Бога, христианин тем самым становится причастником страданий Христовых как член тела Его, которое есть Церковь. Прислушайтесь к тому, что говорит святой Апостол Павел о своих скорбях: ныне радуюся в страданиих моих о вас, яко исполняю лишение скорбей Христовых во плоти моей за тело Его, еже есть Церковь, ей же бых аз служитель по смотрению Божию (Кол. 1:24–25). Да и Господь сказал и верно слово Его: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс. 49:15). Значит, Он каждую минуту готов помочь нам и в перенесении скорбей, лишь бы мы держались Его, нашего Отца и Спасителя.

Дело за нами, братия! Един Бог всеведущий знает, сколько осталось каждому из нас жить на свете. Быть может, мы стоим уже на границе последнего года своей жизни на земле. Быть может, небесный Домовладыка уже произнес свой грозный суд над нами: уже много лет жду Я плодов от этих бесплодных смоковниц и не обретаю их: вскую и землю они упражняют? Напрасно место на земле занимают. Но милосердие Его еще ходатайствует о нас: остави их еще на сие лето. И кто знает? Может быть, и это ходатайство уже последнее. Придет будущий год, и мы будем тогда телом лежать в темной могиле, а душою... конечно, там, куда сами себя определим – или покаянием и исправлением своей жизни, послушанием призывающему нас Богу, или же своим нерадением о спасении, рабством греху и постоянным оскорблением Бога, столь пекущегося о нашем спасении.

Имеяй уши слышати, да слышит! Аминь.


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 4. 1913 г. - 1918. - 205 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 151-200).

Комментарии для сайта Cackle