архиепископ Никон (Рождественский)

257. Подвигом поста и покаяния поможем на брани подвизающимся!

Господь милует нашу Русь Православную, милуя наказует и наказуя зовет к покаянию и духовному обновлению. В последние полгода мы пережили столько чудес милости Божией, сколько не видели в полсотни лет. Не видели, потому только, что в нерадении своем глаза закрывали, а они, чудеса эти, не прекращались у нас никогда. Гром небесный пробудил нашу дремлющую совесть, и очи наши открылись. Бог положил на сердце Своему избраннику, Царю нашему, великое, воистину спасительное дело – положить конец народному развращению пьянством, и народ, как освобождаемый пленник, когда с него снимают оковы, свободно вздохнул, благословляя Помазанника Божия за это святое дело. А трезвость, видимо, привлекла к народу нашему и Божие благословение.

Но великое Божие испытание далеко еще не кончилось. Наш враг собирает все новые и новые силы: объявляя войну, он надеялся, что поможет ему наша внутренняя смута, наш исторический порок – пьянство; милостью Божией этого не случилось. Смута исчезла, пьянства как не бывало, Русь встала за свои святыни как один человек. Но и в духовной жизни бывает то же, что в жизни телесной: болезнь иногда возвращается с удвоенной силой. Есть опасность, после благополучного окончания войны, возвращения и наших недугов духовных; эту опасность надо иметь в виду, надо принимать меры к ее предупреждению. А для этого – не должно успокаиваться на мысли, будто мы стали лучше, будто мы заслуживаем милости Божией, будто мы уже застрахованы от тех искушений, которыми, – скажем откровенно, – позорилась доселе Русская земля. И вот – новая к нам милость Божия: чтобы закрепить в нас благое произволение, Бог так расположил в нынешнем году события современной жизни и дни церковных воспоминаний, что Великий пост, это время духовного обновления по преимуществу, приблизился к началу года на самое краткое расстояние: тотчас же после праздника Крещения Господня, в первое же воскресенье, Церковь уже запела: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. Раскрылась Триодь постная, и Церковь ввела нас сначала в преддверие, а затем и в самое поприще святого поста. Пусть говорят, что это случайное совпадение: нет, это – дело Божия о нас промышления, Божией милости к нам, грешным. Для христианина ничего нет случайного, он во всем видит руку Божию, ибо и по учению Церкви, и по личному опыту знает, что и волос с головы нашей не падает без воли Отца нашего Небесного, тем паче не бывает ничего случайного в жизни целого народа. Между тем, известно и наукою доказано, как, милостью Божией, еще велико значение поста для русского православного человека: статистика говорит, что число преступлений значительно сокращается именно в те месяцы, когда бывает святой Великий пост. Значит, русские люди еще помнят святые дни, еще стараются, даже самые слабые из них, самые склонные к пьянству и всем порокам, от него истекающим, елико сила, воздерживаться от сих пороков. Вот Господь и зовет нас закрепить в себе доброе изволение наше подвигом поста и покаяния. Ведь вся жизнь христианина есть непрестанный подвиг в борьбе с самим собою, с своими страстями, с врагом нашего спасения и его союзником – миром лукавым и прелюбодейным. Всю жизнь мы должны стоять на страже собственного своего сердца, оберегать его чистоту, а если появилась некая нечистота, то скорее очищать ее, дабы не лишиться благодати Божией, преподаваемой нам в таинствах святой матери нашей Церкви. Но есть времена в течение года, когда Церковь, как заботливая мать, заставляет своих чад внимательнее заглянуть в свое сердце, в свою совесть, очистить себя благодатью таинств, подышать чистым воздухом жизни небесной, церковной, и обновиться духом. Если для телесного нашего состава от времени до времени необходимо отдохнуть на свежем, чистом воздухе, выдержать ту или другую предписанную врачем диету, то тем паче все это необходимо для нашей души. Тело мы питаем и греем, заботимся о нем каждый день; а бедная наша душа так часто остается в пренебрежении, остается без сродной ей духовной пищи, дышит смрадом страстей, болеет и страдает от этих страстей. Вот святая Церковь, водимая Духом Божиим, и ввела святые посты, чтобы волею-неволею ее чада могли позаботиться о своей бессмертной душе. И как благодетельны эти святые дни! Как освежают они душу верного сына Церкви! Воистину это – весна душам! Весна, благоухающая райскими ароматами!

Постом и молитвою наши предки готовились к великим подвигам борьбы за землю родную. Вспомним Димитрия Иоанновича Донского, который нарочито предпринял со своею избранной дружиной путешествие к преподобному Сергию, чтобы испросить его молитв и благословения на великий подвиг. Покаянием и причащением Божественных Таин Христовых готовили себя на битву его воины. Мы знаем, что и ныне русские воистину христолюбивые воины так же готовятся к битве ввиду смертной опасности. Надо, чтобы и весь православный русский народ слился со своими сынами, на поле брани подвизающимися, – слился в единении веры, молитвы, а наипаче – в соединении со Христом в величайшем Таинстве Причащения тела и крови Его. Дивная сила сего Таинства! Оно объединяет всех верующих во едино тело – Церковь; оно делает нас членами единого тела Христова, возглавляемого Самим Христом Спасителем: един Хлеб – едино тело есмы мнози, еси бо от единого Хлеба причащаемся, говорит Апостол Павел. А если так, то – прямой выход из сего будет такой: когда страждет один член, то с ним страждет и все тело; когда ощущает прилив сил благодатных один член Церкви, то этот прилив сил благодатных ощущается и другими членами того же таинственного тела Христова – Церкви, если только они живут в недрах Церкви, считают себя сынами ее и повинуются ей, яко матери. Опасность смерти пробуждает веру и в тех, кто был дотоле равнодушен к вере; недаром говорится: кто на море не бывал, тот Богу не маливался. И мы читаем в сообщениях из армии, что наши православные воины идут в битву с крестным знамением, несут на своей груди родительское или иерейское благословение, умирают, целуя свой нагрудный крест. Да, это – истинные сыны Церкви Православной, смиренные и послушные ей, предающие себя ее молитвам и ходатайству пред Богом. И вот, когда мы, их братья, отцы, матери, сестры, их жены и дети, – мы, православные Русские люди, не только возносим вместе с Церковью за них горячие молитвы, но и входим с ними в благодатное общение чрез святейшее Таинство Божественного Причащения Тела и Крови Христа Спасителя нашего, – тогда благодать Божия достигает их, и укрепляет их силы в борьбе с врагами нашей матери-Церкви. Ведь и они – члены того же тела Христова, именуемого Церковью, к коему принадлежим и мы. Они – с нами едино тело, и когда мы вкушаем Тела Христова в святейшем Таинстве Причащения, когда мы пьем от чаши Крови Господней, и на них в некоей мере простирается действие благодати Божией, обновляющей наши силы.

Очищая себя Таинствами покаяния и святого Причащения, мы становимся и к молитве за ближних наших более расположенными, более способными. А в такой молитве наиболее других нуждаются наши подвижники-воины. И если святая Церковь учит нас, что Господь, по неизреченной благости Своей, приемлет молитвы за усопших, даже за «иже во аде держимых», то тем дерзновеннее будет молитва души, соединившейся с Господом в Таинстве Причащения, за тех братий наших, которые подвизаются на брани за Веру, Царя и Отечество. Ведь молитва за ближних, молитва за тех, которые и сами вопиют к Богу от сердца, есть в сущности дыхание любви. А Бог есть весь благость, весь – любовь. Он ли не услышит молитвы любви, возносимой от чистого сердца, от лица всей Церкви, которая есть тело Его, Христа Спасителя, есть мать наша, молитвы, возносимой миллионами уст и сердец Русского народа, приступающего в святые дни поста к святейшей Чаше Христовой?

Мы не ведаем путей Божиих. Мы не знаем, что будет завтра. Не знаем, что ждет наше христолюбивое воинство в ближайшее время его великого подвига. Вся наша надежда на молитвы Церкви, на милость Божию. Сии на колесницах и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Не на пушки наши, не на оружие наше надеемся мы. Господь знает, что не мы вызвали великую и страшную, в истории еще небывалую войну. Господь знает, что мы за правое дело стали грудью, стали из любви к братьям нашим, которым грозило не только порабощение, но, как видно на примере других, порабощенных теми же немцами славян, и похищение из их сердец святой Веры Православной. Но и на сию правду нашу мы ни уповаем. Мы знаем, что много согрешили пред Богом и заслужили праведный гнев Его своими беззакониями. А потому поспешим к Нему в чувстве сердечного раскаяния во грехах наших, поспешим соединиться с Христом Спасителем нашим в Таинствах покаяния и Божественного Причащения. И – веруем, что Он не оставит Своею милостью нас, грешных, Он пошлет победу и одоление христолюбивому воинству нашему на врагов наших, и как бы ни велики были силы этих врагов – Он, Всесильный Господь воинств, покорит их под ноги нашего Боголюбивого и Богом хранимого Самодержца. Ей, буди, буди, аминь!..



Источник: 1915 (Из „Троицкого Слова" №№ 251-300)

Вам может быть интересно:

1. Мои дневники. Выпуск 4 архиепископ Никон (Рождественский)

2. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

3. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

4. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

5. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

6. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

7. Переписка А.В. Ветухова и П.А. Флоренского священник Павел Флоренский

8. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

9. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

10. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

Комментарии для сайта Cackle