архиепископ Никон (Рождественский)

337. Отклик сектанта

Еще бранное анонимное письмо из армии, конечно, от баптиста или совращенного ими православного воина. Думаю, что не простой крестьянин писал его: вероятнее, что это про­изведение какого-нибудь вожака-сектанта и писано оно не просто для того, чтобы уколоть монаха, а скорее, нарочито сочинено для распространения среди совращенных, чтобы про­изводить на них возможно более сильное впечатления якобы знанием Писания. Довольно сказать, что на пяти восьмушках автор указывает ровно 60 мест из Свящ. Писания, якобы подтверждающих его, прямо скажу, – глупые мудрования. Заслуживает внимания тот поле­мический прием, какой употребляется автором: он забрасывает читателя вопросами, с таким апломбом, с такою уверенностью в своей правоте, что простец-читатель, которому попадет такое письмо, не успеет опомниться от одного вопроса, как пред ним уже поставлен другой, третий и т. д. Ответы, предполагается, должны как бы подразумеваться сами собой: дело-де так ясно, что не стоит тратить времени на ответы, тогда как на самом деле иногда вопрос так бессмыслен, цитируемое место из Библии так мало или вовсе никакого не имеет отношения к вопросу, что только руками разведешь. А несчастный простец-читатель, для которого, по- видимому, и сочиняются такие апологии баптизма, – хотя и посылаются они мне или другим защитникам православного учения, – простец, говорю, будет поражен, забросан, уничтожен мнимою силою таких вопросов. Помню, когда-то я читал вот в таком же вопросительном стиле статьи покойного изменника Православию, апологета папизма Астромова: такой метод забрасывать читателя вопросами без ответов на них усердно практиковался Астромовым и имел успех особенно у дам, искательниц спасения у иезуитов.

Автор сравнивает проповедь православного пастыря с “пулеметом, в который вложена лента, и пока она не сойдет, пулемет не остановится”: он хочет сказать, что мы, православ­ные, пишем по заученным формулам нашего катехизиса; а на самом деле его бесконечные вопросы скорее напоминают пулемет, только направляемый в пустое пространство. Начи­нает он лицемерным приветствием: “Мир вам! Благодать Господа да посетит вас в изоби­лии! Да благословит вас Иисус (у сектантов не принято называть Господа нашего Иисуса Христа по-нашему, по-православному: Иисус Христос, – они хотят якобы подражать Апо­столам и считают излишним к слову Иисус прилагать слово Христос). Примите сие письмо как дар Христа (вот как высоко о себе думает этот лжеучитель: приравнивает свое слово к словесам Господа нашего Иисуса Христа). Примите сие обличение и не думайте, что оно от врагов ваших, нет, но от желающих вам спасения. Будьте мудры, ибо не глупые прини­мают обличение, но мудрые: Притч. 15:12 и 9:8”. – После этих, по-видимому, мирных слов непосредственно начинается грозное слово: “О вожди, вожди слепых! Какое семя вы сеете и распространяете корни его? Не плевелы ли вы сеете? Зачем же вы соблазняете мир? А еще называете себя отцом, наставником и учителем. (Это уже начало клевет, чтобы сказать дальше): разве вы не читали Еванг. Матф. 23:8–10? А что будет соблазнителям? Матф. 18:6. Принесли ли мы что в мир? Не Божие ли все сие? Не прах ли мы земли? Зачем же всегда будем противиться Иисусу и духу (?). Для кого написана глава 23 Матф. и 34 Иезекииля?” и т. далее, и т. далее. Сектант зарядил свой пулемет и сыплет из него без оглядки, не сооб­ражаясь: куда летят его пули? В своих вопросах он касается и молитвы за умерших, “не за мертвых ли молитесь вы, умерших два раза? Христос же молился только за живых, то есть истинно верующих в Него: Ин. 17”. Касается и почитания св. мощей: “Пастырь и что делает? Служит – кому? Праху и тлению и им кланяется!” Касается и почитания Богоматери: “Хри­ста вы велите распинать (?), а Матерь, Которая из человеков, вы велите почитать и молиться Ей, а также и многим другим святым. Не распинаете ли вы этим Христа?” – И уж, конечно, говорит об “идолопоклонстве”, то есть о почитании св. икон: это ведь любимый конек всех баптистов. Но стоит ли подробнее приводить весь этот бред помешанного сектанта? Он в своих обличениях притворно восклицает: “О, мое сердце замирает и дух возмущается! Злые сеятели! Кто вас поставил? Христос велел молиться за врагов своих, а вы чему учите?” – Вероятно, это направлено к тому, чтобы “любить врагов” – немцев. “Вы каждый год проща­ете грехи, а они прибавляются: Евр. 9:25. Земля колеблется от грехов. Не больше ли к вам относится псалом 108? Народ, всегда противящийся Христу, ненавидящий своего врага! Не думаете ли вы иметь венец жизни, если будете так поступать? Перестаньте же думать, что вы рабы Христовы, не обманывайте себя! Вы видны и за тысячи верст, по своему плоду. Воры, волки, разбойники! Вы всегда пьете и упоеваете народ вином смерти, расхищаете заблуд­шее стадо, ставите ему сети, ловите и ведете в жертву бездны! О сколько сетей, невидимых для жертвы! О сколько путей для слабых, коими и уводите их, а сами не хотите и думать о себе, ибо огрубело сердце ваше” и т. д. и т. д. Как видите, автор дерзает уже как бы подражать Самому Господу, обличавшему фарисеев и книжников: он нимало не сомневается, что православное духовенство – это и есть книжники и фарисеи, коих следует беспощадно обличать, и гремит против них как будто какой-то пророк-обличитель. Но он имеет и свои политические убеждения: “Вы стоите, говорит он, за свое отечество, которого наступают дни исчезновения, я вместе с ним погибнут и его защитники. 2Петр. 3:7; Лк. 12:20–21. Наше же отечество на небе. Мф. 6:20. Долго ли вы будете противиться Духу Божию? Вы – более всех! Деян. 7:51. (Как видите: автор входит уже в роль Архидиакона Стефана). Не алтарь ли вы Бога преисподней? 2Кор. 11:14–15. Горе вам, фарисеи! Чьи имена пишутся в книгу жизни? Лк. 10:20; Откр. 3:5. Неужели, по-вашему, мстящих врагу? Мф. 5:39–44”. – Опять как будто намек в пользу немцев.

Заметьте: какой злобой против Православия и его служителей дышит это письмо! Какою сатанинской гордыней оно напитано! Автор, как я уже сказал, свое писанье прирав­нивает к слову Божию, гремит как пророк, учит якобы любви, а сам кипит злобой, ставит себя выше всех толковников Евангелия, ибо в одном месте говорит, что “Евангелие требует объяснения, ибо все – в притчах (?!)”, но не допускает и мысли, чтобы кто, кроме него, тол­ковал Святое Писание.

Так вот какими рожцами питают сектанты-баптисты совращаемых ими русских православных воинов! Вот до чего доходит их дерзость, и на позициях они сочиняют или пере­писывают сочиненные для них вожаками “их” письма, полные укоризны нам, пастырям Церкви, – за что? За то, что мы бережем своих братьев, православных воинов, от их заблуж­дений, посылаем им и письма, и листки, и образки, увещеваем их быть верными сынами Церкви и Отечества. И это творится теперь, когда строгость военного положения должна бы сдерживать сектантов хотя бы из опасения, чтобы не было на них обращено внимания военных властей: что же будет, когда эти фанатики вернутся домой, когда, благодаря нашей мягкости, получат еще больше свободы разжигать вражду против Православной Церкви?.. Об этом стоит подумать.


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 7. 1916 г. - 1916. - 188 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 301-350).

Комментарии для сайта Cackle