протоиерей Олег Стеняев

Беседа 31. Совет взять Христа хитростью и убить Его

Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж», мы начинаем чтение 26-й главы. И вот темы сегодняшней беседы:

1) Совет взять Христа хитростью и убить Его (1–5);

2) Миропомазание Господа Иисуса Христа в Вифании (6–13);

3) Предательство Иуды (14–16).

Каждому христианскому проповеднику, говорящему о Христе, приходится сталкиваться со странными и необъяснимыми явлениями. Иногда нить повествования как бы вырывается из твоих рук и начинает сама руководить порядком истолкования текста. Так что и сам говорящий становится слушателем вместе с остальными, внимающими повествованию. Златоуст выразил этот феномен мыслью о том, что говорить или слушать – почти одно и то же: и тот и другой, говорящий и слушающий, – участники одного процесса. Все это свидетельствует о силе Евангельского текста, слова и буквы. Все на своем месте и сообщает, передает нам не только последовательность и сюжет повествования, нить событий, но и тот эмоциональный фон, который их сопровождал.

И мы читаем 26-ю главу с 1-го по 2-й стих:

Мф.26:1–2. «Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие».

Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Имея в виду совершить спустя два дня Пасху, Он знал, что будет предан крестной смерти; и тем не менее Он не устраняет козней [против Себя] и не бежит в страхе; так что даже тогда, когда другие не хотят идти, Он бестрепетно продолжает идти… И, желая положить конец плотскому празднованию, а также, – когда проходила тень [закона], – желая дать настоящее значение Пасхе, Он сказал: “Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания”. Во всяком случае, Христос, принесенный в жертву, есть наша Пасха, если только мы вкушаем Его в безквасии чистоты истины»482.

«Пасха» (евр. Пейсах) в ветхозаветном понимании – это воспоминание об исходе из Египта, описанного в Книге «Исход» Пятикнижия Моисея. Исходу предшествовали 10 казней египетских – великий прообраз казней Армагеддона, последнего сражения между силами добра и зла. Во время бегства евреев от египтян (евр. мицраим) произошло чудо прохождения беглецов посреди расступившегося Красного (Чермного) моря. В древнехристианской и уже в новозаветной традиции все эти образы обрели новый духовный смысл, как некие «образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор.10:11). Словосочетание «достигшим последних веков» свидетельствует о том, что наиболее полно события древнего исхода раскроются во времена антихриста, «сына дьявола». Когда к его (антихриста) отцу (дьяволу), как некогда к фараону, прозвучат слова: «Я говорю тебе: отпусти сына Моего (то есть народ мой Новый Израиль – Церковь Христову. – О.С.), чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего» (Исх.4:23). Как был умерщвлен сын фараона Египта (см. 10-я казнь), подобным образом будет истреблен и первенец сатаны, антихрист, «беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Сол.2:8). – Здесь Иисус Христос предстает перед нами как Новый Моисей, спасающий Свой народ от «фараона мысленного» – дьявола. Прохождение сквозь море отныне символизирует, выступает прообразом христианского Крещения, когда в купели крещальной остается все зло: фараон, и колесницы, и конники его, а народ, очищенный от скверны Египта, вступает в Землю Обетованную.

Блаженный Иероним прав, что отныне Господь Иисус Христос будет действовать, «желая дать настоящее значение Пасхе». И позже апостол Павел воскликнет: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7). Само понятие закваска, квасное (евр. хамец), означает то, что надо убрать хамец (недошедшее и не поднявшееся), уничтожить и сжечь в преддверии Пасхи как дня освобождения, а в христианстве – Праздник праздников, победа жизни над смертью. Ибо хамец («квасное») – есть все то, что в процессе брожения и прокисания, неустойчивое и сотрясаемое, – не определившееся. Сказано: «Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор.5:8).

Пейсах («Пасха») для евреев означал в те времена и праздник надежды на новое освобождение от ига язычников-римлян (Едома) и их ставленников. Разве не сказано в Книге Теилим (Псалтирь): «Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: “разрушайте, разрушайте до основания его”» (Пс.136:7).

Многие, и прежде все апостолы, начинают видеть такого Освободителя в Иисусе из Назарета, как вдруг (!) такие слова: «через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие».

Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Затем в словах: “через два дня будет Пасха” будем искать то, что освящено, или есть таинство, не обращая внимания на простое значение этих слов. Именно: Спустя два дня яснейшего света, то есть Ветхого и Нового Завета, совершается истинная Пасха за мир»483. – Прекрасное истолкование!

И Ветхий и Новый Завет указывают на Мессию как на Агнца, подобно пасхальным агнцам, кровью которых помазывали косяки домов и таким образом спасались от Ангела губителя в день Исхода. Но Христос есть «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29), всего мира. Сказано: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин.2:2). – Вот в чем и заключалась ошибка иудеев, мы неоднократно обращали на это внимание: они ожидали политического, военного Мессию, который уничтожит иго язычников римлян, установит теократическое царство на всей планете с центром в Иерусалиме и поставит иудеев царями и священниками над народами (евр. гоим). Но Сын Божий, пришедший в этот мир, воплотился для того, чтобы освободить не только евреев, но и греков, и скифов, и варваров, и самих римлян от ига худшего, чем римское железное иго, – от власти греха, смерти и дьявола. На это указывает не только Новый, но и Ветхий Завет. Сказано: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53:5); и еще: «И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою» (Ис.66:19). – Эти два ветхозаветных стиха подчеркивают вселенский, а не узкоплеменной характер Первого Пришествия Христа (Мессии). Он страдает за весь мир, а не за одно ближневосточное племя иудеев, мы прочитали, что «наказание мира нашего было на Нем». И как следствие этого Бог посылает «из спасенных… в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова».

И еще сказано в Книге пророка Исаии: «И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» (Ис.11:12). – Здесь более конкретно говорится о триумфе Христовой Церкви. Слова «поднимет знамя язычникам» означают торжество Креста Христова по всей вселенной. «И соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» – это уже следующий этап в деле спасения всего рода человеческого. Обратив язычников, Господь собирает рассеянный в изгнании еврейский народ «от четырех концов земли», чтобы позже произошло и их обращение к Господу Иисусу Христу (см. Рим.11:1–36; Зах.12:10).

И далее мы читаем:

Мф.26:3–5. «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе».

Здесь обращает на себя внимание некоторое несоответствие: на совете синедриона (евр. Сангедрина) принимается решение убить Иисуса, но с оговоркой «только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе». Оценивая сам факт их сговора, блаженный Иероним пишет: «Те, которые в наступающий праздник Пасхи должны были приготовить жертвы, очистить храмовые стены, вымыть полы, вычистить сосуды и очистить их по обрядам, предписанным Законом, и быть достойными вкушения пасхального агнца, теперь сходятся на совещание о том, как бы им умертвить Господа; так делали они не из боязни измены, как это видно из их откровенной речи, но из предосторожности, чтобы Он не был освобожден от них при помощи народа»484.

Почему они поменяли это свое решение и распяли Христа накануне Пасхи, а не после нее, как решили сначала? Отвечая на этот вопрос, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Впрочем, кипя гневом, они снова переменили свое намерение. Сказав: “только не в праздник”, потом, найдя предателя, они не ждали времени, но совершили убийство в праздник»485.

Конечно, шокирует сам факт, что глава Ветхозаветной Церкви, первосвященник и патриарх еврейского народа, вместе с книжниками (теологами) и старейшинами, то есть старцами (евр. газакен – «старец»), составляют заговор против молодого в их понимании человека: еврея – «и не нашли ничего в его защиту, и повесили его накануне Пейсаха… Ешу (то есть Иисус. – О.С.): он был близок к царям (то есть близок к дому царскому. – О.С.486 – из дома царя Давида, плотника и мечтателя, каким Он мог казаться несведущим. Они даже готовы передать его в руки римской власти, что категорически запрещено галахой (то есть авторитетным пониманием Торы. – О.С.), по которой «язычникам еврея не передают ни по какому преступлению»487. Сам факт, что они злоумышляли убить еврея ранее судебного разбирательства о Нем, уже считался страшным преступлением против еврейского Закона о судьях (евр. шефтим). В приведенном выше фрагменте из Талмуда о Христе содержатся и злобные слова против автора данного Евангелия, как записано дерзкой рукой: «Матай будет убит, ибо написано: “Матай умрет, и погибнет имя его”»488.

Хотя в Законе Божием сказано: «Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси» (Исх.22:28), но существовал также очень высокий спрос и с самих судей, где возможные их преступления оговариваются в Торе (Пятикнижие Моисея). Сказано: «Не суди превратно тяжбы бедного твоего» (Исх.23:6) – имеется в виду в пользу богатого, – «и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего» (Лев.19:15). Но и сами богатые имели право на беспристрастное рассмотрение их дела. Сказано: «Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему…» (Лев.19:15). Лицеприятие к нищему – это милосердие, но если нищий неправ, а прав богатый, судья не должен проявлять свое субъективное предпочтение. Сказано: «и бедному не потворствуй в тяжбе его» (Исх.23:3). Положено одинаково справедливо судить и пришельца и туземца. Сказано: «Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш» (Лев.24:22). Дополнение «ибо Я Господь, Бог ваш» представляется излишним, но смысл его такой: и пришельца и туземца создал Господь Бог, значит, и тот, и другой имеют право на справедливость. Взятки, подарки и что-либо подобное запрещено брать судье. Сказано: «Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным; не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых» (Втор.16:18–19). Господу Иисусу Христу отказали в суде в объективности, на что могли рассчитывать и нищие и богатые, пришельцы и коренные жители, – и это был полный произвол.

Суд, и даже предварительное слушание, должен проходить не «во дворе первосвященника», но публично, y ворот города или вблизи Иерусалимского Храма, и только днем. После захода солнца суд не правомочен выносить приговор и должен перенести процесс на следующий день, – это правило было грубо проигнорировано противниками Христа.

Сторонам процесса по закону предоставляется возможность изложить перед судом, каждой в отдельности, сущность своих требований, доводы и возражения и приводить доказательства, но со стороны Иисуса никто на процессе не выступал. Официального обвинителя для обвинения в уголовном процессе тогда не было, но вся община и каждый ее член обязаны были принимать меры к обнаружению и наказанию преступников или защите обвиняемого; в случае с репликой Никодима, которую иудейские архиереи и старцы оборвали на полуслове, налицо нарушение этого принципа. Сказано: «Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. И разошлись все по домам» (Ин.7:50–53). Обвинитель становится перед судом справа от обвиняемого. Сказано с пророческой точностью у пророка Захарии: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» (Зах.3:1).

Приговор выносится сейчас же после выслушивания дела и тут же приводится в исполнение. Если применяется смертная казнь, то свидетели и присутствующие принимают непосредственное участие в ней. Вот почему мы видим участников судилища рядом с Голгофой, где «первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти» (Мк.15:31).

Для предупреждения ложных показаний суду вменяется в обязанность производить самый тщательный и подробный допрос свидетелей, чего мы не видим в Евангелиях. Сказано: «судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя» (Втор.19:18–19). Но самое страшное – это то, что до начала разбирательства об Иисусе архиереи и старцы «положили в совете взять Иисуса хитростью и убить», – а где презумпция невиновности?! Сказано: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф» (Мал.2:7–8). Отсутствие справедливого суда по отношению к любому человеку есть оскорбление имени Всевышнего, ибо сказано: «Правосудие и правота – основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим» (Пс.88:15). Таким образом, совершающий неправый суд и неправое судебное разбирательство как бы тщится расшатать престол Бога. И это страшное преступление!

Евфимий Зигабен пишет: «Следует также и то принять во внимание, что они часто желали схватить Его, но не могли, потому что Он Сам не желал; а когда Сам Он пожелал, тогда схватили Его против собственного желания (то есть иудеи с самого начала не хотели брать Его перед Пасхой. – О.С.), потому что они остерегались праздника, как сказано. То же самое говорит об этом и Марк (14, 2)»489. – Здесь для нас должна приоткрыться и другая сторона вопроса, совершенно не связанная с данным заговором и предстоящим судилищем.

Заговор против Сына Божия возник не спонтанно, еще вначале Его общественного служения они «еще более искали убить Его… за то, что Он не только нарушал субботу (то есть как им могло казаться. – О.С.), но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин.5:18). Да и еще ранее, сначала, когда Он был еще младенцем, царь Ирод искал убить Его, но Ангелы Божии решительно разрушили коварный замысел Ирода, явившись во сне Иосифу, обручнику Девы Марии, и волхвам. Сказано: «и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет» (Мф.2:11–14).

Здесь-то, во время бегства святого семейства в Египет, пригодилось и золото, принесенное волхвами. Причем до бегства в Египет семейство беспрепятственно посетило Иерусалим на 40-й день очищения после родов. Сказано: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа» (Лк.2:22).

Другой раз Его хотели убить в Назарете, после произнесенной Им проповеди, «но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лк.4:30). Объясняя Своим ученикам, что все, что происходит с Ним, предрешено свыше и заранее, однажды Он сказал: «впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается» (Лк.22:22) – то есть Он Сам управляет судьбами мира, а не наоборот, но те, которые выполняют неблаговидную роль в происходящем, потерпят великий урон. В день святой Пятидесятницы апостол Петр еще более решительно высказывается перед толпой народа – что все, что было с Иисусом Христом, уже заранее было предопределено. Читаем отрывок из этой проповеди: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили» (Деян.2:22–23). – Здесь решение синедриона и воля Божия как бы оказываются рядом: «по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных…» Но возможно, под советом надо понимать и не синедрион, а нечто большее – Совет Лиц Святой Троицы. В своем 1-м Послании апостол Петр свидетельствует: «зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира» (1Пет.1:18–20). А на острове Патмос апостол Иоанн Богослов видел и слышал «многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откр.5:11–12). То есть само заклание обеспечило Агнцу «принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение».

Так что же осуществлялось на совете синедриона, когда постановили, «положили в совете взять Иисуса хитростью и убить», – величайшее в мире злодеяние, или законное избрание Истинного Пасхального Агнца? – Скорее всего, и то и другое, ибо на тот момент и первосвященник и его совет (Сангедрин) были законной Церковью Бога, ибо завеса в Храме еще не разодралась.

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Дьявол не хотел, чтобы Христос пострадал в Пасху, для того, чтобы страдание Его не сделалось известным; а они (то есть иудеи. – О.С.) – чтобы не сделалось возмущения… потом, найдя предателя (то есть Иуду. – О.С.), они не ждали времени, но совершили убийство в праздник. Почему же они взяли Его в это время? Потому что и гневом кипели, как я сказал, и надеялись Его найти в то время, и во всем действовали, как ослепленные. Правда, сам Он воспользовался злобою их для совершения Своего служения…»490 Итак, получается, что архиереи и старцы не хотели смерти Христа на Пасху (ибо боялись возмущения народа), и дьявол этого не хотел (зная из Писания, что истинный Агнец должен умереть в Пасху), и апостолы этого не хотели (см. Мф.16:22–23), но все получилось так, как получилось, то есть по воле Бога.

Некоторые задаются вопросом, а почему сказано: «собрались первосвященники», – разве по Закону Божию такое возможно? Златоуст отвечает и на этот вопрос: «И сколько же было первосвященников? По закону, должен быть один; но тогда было их много. Отсюда очевидно, что дела иудеев в это время начинали приходить в упадок. Моисей, как я сказал, повелел быть одному первосвященнику, и когда этот умрет, тогда быть другому, и временем жизни первого определял время изгнания ненамеренных убийц. Почему же тогда много было первосвященников? Потому что в последнее время они были избираемы ежегодно»491.

Но здесь возникает другой вопрос: а почему же их этих архиереев и старцев надо считать еще и виноватыми, если они принимали участие в столь важном деле для всего рода человеческого и в целом «справились»? Златоуст там же поясняет: «но они поэтому не безвинны, а достойны бесчисленных мучений за то, что действовали по собственному намерению»492. То есть если бы со знанием дела, будучи посвящены в тайну Искупления рода человеческого, они совершали бы эту страшную Жертву, то уподобились бы праведному Аврааму, приносящему в жертву Исаака. Но они «действовали по собственному намерению», дыша убийством и угрозами, посему и оказались беззаконниками и злодеями. Сказано: «дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис.45:6–7). – Эти слова означают, что Бог в одинаковой мере контролирует добро и зло и использует их по Своему усмотрению.

Миропомазание Господа Иисуса Христа в Вифании

И мы читаем далее:

Мф.26:6–7. «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову».

Объясняя слова: «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного» (зачем такие детали?), блаженный Иероним Стридонский пишет: «Тот, Который должен был пострадать за весь мир и искупить Своей Кровью все народы, Он проводил время в Вифании, то есть в “доме послушания” [в Вифании], которая некогда принадлежала Симону прокаженному. Так он называется не потому, что он и в то время был поражен проказой, а потому, что он прежде был прокаженным, а потом очищен от проказы; но прежнее имя оставляется за ним для того, чтобы показать силу Исцелителя»493. – Но мы уже знаем и прозвища других, например: Матфей «Мытарь» и Симон «Зилот» – эти нарицательные прозвища даны им, или, правильнее сказать, сохранялись за ними, чтобы подчеркнуть силу Благовестия, способного изменить характер зилота или мытаря. По-современному это звучало бы так: «Симон Скинхед» и «Матфей Валютчик». Так же и в случае «Симона прокаженного», но Иероним добавляет: «А сам Симон называется также “повинующимся”, он же, по другому толкованию, может называться “миром” (mundus), в доме которого исцелилась Церковь»494. Здесь возникает вопрос: причем тут помазание миром и то, что «исцелилась Церковь»? Как одно связано с другим? Иероним добавляет: «А другой евангелист вместо сосуда драгоценного благовонного масла, – сосуда из мрамора некоторого рода, – указывает на безыскусственный, настоящий, неподдельный нард, чтобы показать веру Церкви и народов языческих»495. – Вот и ответ! Ведь Христос Глава Церкви, и когда на Его голову излили «безыскусственный, настоящий, неподдельный нард», это как бы намек на будущую Церковь из уверовавших язычников – людей простых и безыскусных в своей дикости. «А другой Евангелист» – это апостол Марк. Сказано: «И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову» (Мк.14:3). Разница между двумя стихами та, что у Марка есть уточнение: «разбив сосуд, возлила Ему на голову» – то есть сосуд «безыскусственный», что и есть намек на то, что и сама она была не из иудеек, но язычница, обретшая веру в Господа Иисуса Христа как Сына Божия. По поводу женщины «с алавастровым сосудом мира драгоценного» блаженный Иероним делает существенное замечание: «Никто пусть не думает, что одна и та же женщина и та, которая вылила благовонную мазь на голову Его, и та, которая вылила на ноги Его. Действительно, та омывает [Его ноги] слезами и осушает [их] волосами и весьма ясно называется блудницей. А об этой не написано ничего такого. И в самом деле, блудница не могла быть достойна тотчас же помазать главу Господа»496.

И далее мы читаем:

Мф.26:8–9. «Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим».

В Евангелии от Марка устанавливается стоимость данного «мира из нарда чистого». Сказано: «Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня» (Мар. 14, 4–6). Здесь вопрос: кто вознегодовал? Матфей пишет: «ученики Его вознегодовали», а Марк пишет: «Некоторые же вознегодовали». Что это: противоречие или нет? Конечно, НЕТ! Надо понять так: некоторые из учеников вознегодовали.

Противоречия в Библии существуют только для невнимательных читателей, внимательно читающий Слово Божие противоречий не видит.

Святитель Иоанн Златоуст, очень внимательный к слову Божию человек, предлагает нам еще одно интересное подтверждение, что Христос исцелил Симона «прокаженного». Он учит: «Не без цели евангелист упомянул и о проказе Симона, но для того, чтобы показать, почему жена с дерзновением приступила к Иисусу. Так как проказа считалась болезнью крайне нечистою и гнусною, а между тем она видела, что Иисус исцелил человека (иначе Он не захотел бы остаться у прокаженного) и возлежал у него, то она возымела надежду, что Иисус легко очистит и душевную ее нечистоту»497.

Исцеление душевных болезней всегда протекает сложнее, чем плотских, но есть и нечто схожее между плотскими и духовными, душевными недугами – если не поставить вовремя диагноз, если не лечиться, то незначительный недуг может перерасти в хроническое заболевание. И то, что эта женщина вдохновилась исцелением проказы телесной, чтобы снять с себя проказу греха, – это было правильное решение. Сложившаяся ситуация показывала, что во власти Христа не только телесные, но и душевные, духовные недуги, и если раньше к Иисусу обращались чаще за исцелением тела, то женщины со сложными судьбами открыли другие, более важные горизонты в возможностях Сына Божия. Эти женщины – это и пойманная в прелюбодеянии женщина (см. Ин.8:3–11), это и Мария Магдалина, «из которой изгнал семь бесов» (Мк.16:9), и другие женщины, которые более искали для себя исцеления души, нежели тела…

Итак, некоторые из учеников говорили «к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим». Обычно когда в каком-нибудь парламенте, или в общественной палате, или где-либо еще встает вопрос о помощи бедным, это значит, что хотят украсть бюджетные деньги.

В Евангелии от Иоанна написано: «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин.12:4–6). – Получается, что было бурное обсуждение вопроса, в котором приняли участие «ученики Его» (Мф.26:8), «некоторые» (Мк.14:4) и «Иуда Симонов Искариот… потому что был вор» (Ин.12:4–5).

В действительности, как я вам часто объясняю, нищие нуждаются не милосердии, а в справедливости. А все эти разговоры на тему милосердия, особенно «в особо крупном размере», – трюки воров и мошенников; в любом случае до нищих дойдут только копейки в виде бесплатного жиденького супа. Верующие в современной России XXI века, в разгар кризиса буржуазной революции 1991-го года, должны внимательно изучить Библию и посмотреть на нее с точки зрения угнетенных классов. Тогда нам откроются некие социальные горизонты библейского откровения, призывающие нас именно к активной и даже наступательной позиции в защиту бесправных, бездомных, ограбленных, униженных и оскорбленных. Сказано: «научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1:17). Итак, слова Божии: «ищите правды, спасайте угнетенного» – должно воспринимать как Господне руководство к действию.

Частная собственность не представляется чем-то абсолютно безусловным, без права на пересмотр, например пересмотры итогов воровской приватизации. Несправедливо присваивать в свое исключительное право то, что не будет использовано теперешним собственником и в чем реально нуждаются многие и многие. Христиане Апостольского века в Иерусалиме совершенно не признавали частной собственности. Сказано: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян.4:32).

Святитель Иоанн Златоуст, который с презрением относился к богатству и богатым, писал: «Но, о, бессмысленные! – вы, которые клянете нищих и говорите, что стыдно взглянуть на их дома, на их образ жизни, что от нищеты все делается гнусным, скажите мне, что составляет посрамление для дома? Ужели то, что нет в нем ложа из слоновой кости или серебряных сосудов, а все сделано из глины и дерева? Но это-то и составляет величайшую славу и знатность дома. Когда не заботятся о вещах житейских, тогда часто всю заботу и попечение обращают на пользу души. Поэтому когда замечаешь большую заботливость о внешности, тогда стыдись этого, как великого безобразия. Дома богатых особенно безобразны. В самом деле, когда ты видишь дом, в котором столы накрыты коврами, ложи украшены серебром, как в театре, как на сцене, что может сравниться с таким безобразием? Какой дом более уподобляется части театра, назначенной для плясок, или тому, что здесь происходит: дом ли богатого, или дом бедного? Не очевидно ли, что дом богатого? Таким образом, этот дом преисполнен безобразия»498.

Напуганные преступлениями и пороками коммунизма, россияне не хотят и не спешат замечать не менее преступные поро­ки и нравственные деградации дикого капитализма, поставившего Россию на грань вымирания, сравнявшего ее по росту коррупции и преступности со странами «третьего мира». А почему обязательно коммунизм или капитализм? Формы эксплуатации и закабаления в начальной фазе развития капитализма и военного коммунизма очень сходны. У нас, у россиян, есть, точнее были, свои Соборные, не партийные формы управления по земскому и сословному принципу. Когда человек в парламенте или сенате представлял не интересы только своего капитала и своей мировоззренческой секты – партии, а сословные интересы своих товарищей по ремеслу или земские интересы своих земляков.

Особенно православные христиане должны дистанцироваться от мировоззренческих сект – партий, разрушающих единство нашего народа, и возвращаться к нормам Соборного домостроительства и обязаны осознать, что Христова вера – это борение против зла в себе самом и в других, а не смирение перед дьявольскими соблазнами. Истинная любовь к врагу в свете Нагорной проповеди – это необходимость вызвать в нем покаянное чувство, может быть и ценою нашего временного страдания.

Но христианское «непротивление» в этом смысле – и наступательное, и протестное. Закат Британской имперской Индии и был обеспечен протестным непротивлением, когда перестали покупать иностранные вещи в масштабах всей страны, чтобы поддержать отечественного производителя; когда игнорировали любые законы, принимаемые колонизаторами и их пособниками коллаборационистами. У нас сходная ситуация: колонизация наших ресурсов, а теперь и земель, рек и водоемов, – это реальность; своих коллаборационистов у нас хватает, и они действуют на самом высоком уровне, сливая некогда общественную собственность в унитаз криминальной приватизации. А ведь все эти предприятия и заводы создавались именно кровью и потом многих поколений россиян неужели для того, чтобы достаться ворам от политики и политикам в мафии? Сказано: «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10:42–45). – Смысл этих слов очевиден, в общине Иисуса Христа вельможи не властвуют, иноземные князья, типа династии Ирода, не господствуют, старшие работают наравне с младшими, «и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». А Сам «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И в этом сообществе новозаветных людей «блаженны нищие» (Лк.6:20); и как предостережение звучит: «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк.6:24–25); и еще: «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих.6:8); и еще: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58:6–7). А если разделение несправедливости проходит и по сердцам домашних и близких наших в их неприятии новозаветного Света, то сказано: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» (Мф.10:34–36); и еще: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!» (Иер.48:10)

И далее мы читаем:

Мф.26:10–11. «Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете».

Словами: «она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою» – Христос обличил их в том, что они позарились на чужую собственность, а именем нищих только прикрылись, для сокрытия эгоистических чувств. Сын Божий как бы спрашивает: почему вы раньше не помогали нищим, ведь их всегда много вокруг, а только теперь, увидев чужую драгоценность, вспомнили о них или, может быть, подумали о себе?

Блаженный Иероним обращает пристальное внимание на слова «а Меня не всегда имеете» и задается вопросом, как их согласовать со словами: «…се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:20)? Пытаясь разъяснить это внешнее противоречие, он пишет: «По моему мнению, в этом месте говорит Он о пребывании телесном, которое после Воскресения никоим образом не будет таковым, каковым оно было теперь, то есть вполне одинаковым по образу жизни и подобным семейному»499. Сказано: «если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2Кор.5:16).

И далее мы читаем:

Мф.26:12–13. «возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала».

И действительно, весь христианский мир помнит и ценит эту женскую душу, научившую нас во Христе, прежде всего, искать исцеления души, от болезни которой и возникают телесные недуги. Ибо и лицо человека, и состояние его тела – все это внешнее может отражать и показывать то, что внутри, в сердце человеческой личности. Сказано: «Выражение лиц их свидетельствует против них» (Ис.3:9).

Предательство Иуды

И далее мы читаем:

Мф.26:14–16. «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его».

Увидев такое пренебрежительное отношение к деньгам и поняв, что Христос распознал его сребролюбивую душу, Иуда затаился и с этого момента начал искать «удобного случая предать Его».

Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Несчастный Иуда! Он хочет ценой Учителя вознаградить тот ущерб, который, по его убеждению, он потерпел через пролитие драгоценной мази. И, однако, он не требует определенной платы (summam), чтобы предательство не показалось как-нибудь совершенным из-за большой прибыли, но продавая как бы дешевое имущество, он оставил на волю покупающих дать столько, сколько им будет угодно»500. Кажется, что в словах Иеронима некое противоречие: получается, что Иуда расстроился из-за того, что мимо его ящика прошли триста динариев, и теперь готов предать Христа за ту сумму, которую дадут, предложат сами «покупатели». Предложили тридцать сребреников – за тридцать аргуриа Иуда должен был предать Царя царей, то есть указать место, где Его легче будет арестовать. Аргурион – это сикль. Серебряный сикль был равен четырем динариям, причем дневная плата работника составляла один динарий.

Но скорее всего здесь мы видим полное разочарование Иуды во Христе. Он понял, что создаваемая Им Церковь – это не коммерческий проект, а Церковь нищих, а не богатых, плачущих, а не хохочущих, кротких, а не наглых, алчущих и жаждущих истины, а не с менторским тоном провозглашающим ее, милостивых, а не скряг, чистых в намерениях сердца, а не плетущих интриги, миротворцев, а не агрессоров, гонимых, а не гонителей (см. Мф.5:3–10).

Пусть те, которые, смотрят на Церковь Христову глазами Иуды, жадными и ненасытными, – всякие «менеджеры от православия» и «коммерческие директора» на территорий храмов и монастырей, – опомнятся и или отойдут в сторону, или покаются. Иначе их конец будет более чем ужасен – веревка без мыла (ибо о мыле ничего не сказано, а о том, что удавился, сказано – см. Мф.27:5). Написано: «Проповедуя не красть, крадешь? говоря: “не прелюбодействуй”, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим.2:22–24); и еще: «Дети мои! не будьте небрежны, ибо вас избрал Господь предстоять лицу Его, служить Ему и быть у Него служителями и возжигателями курений» (2Пар.29:11).

Спаси вас Христос!

* * *

482

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.26:1–2. (?)

483

Там же. (?)

484

Там же. Толкование на Мф.26, 3–5. (?)

485

БКОЦ. Новый Завет. Т. Iб. Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Гомилии на Евангелие от Матфея 79. 3. С. 297.

486

Талмуд. Трактат «Сангедрин», 43а.

487

Там же. Трактат «Макот».

488

Там же. Трактат «Сангедрин», 43а.

489

Евфимий Зигабен. Толкование на Мф.26, 3–5. (?)

490

БКОЦ. Новый Завет. Т. Iб. Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Гомилии на Евангелие от Матфея 79. 3. С. 297.

491

Там же. (?)

492

Там же. (?)

493

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.26:6–7. (?)

494

Там же. (?)

495

Там же. (?)

496

Там же. (?)

497

Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Толкование на Мф.26:8–9. (?)

498

БКОЦ. Новый Завет. Т. Iб. Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Гомилии на Евангелие от Матфея 83. 4. С. 297.

499

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.26:10–11. (?)

500

Там же. Толкование на Мф.26:14–16. (?)


Вам может быть интересно:

1. Беседы на Евангелие от Матфея, том 2 – Беседа 32. Совершение пасхи с учениками протоиерей Олег Стеняев

2. Беседы на Евангелие от Матфея, том 2 – Беседа 28. О разумных и неразумных девах протоиерей Олег Стеняев

3. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 33. Евангелие от Матфея, глава 9, 27–38. «Иисус Христос возвращает зрение слепым. Фарисеи говорят об Иисусе, что Он изгоняет бесов... протоиерей Олег Стеняев

4. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 55. Евангелие от Матфея, глава 15, 21–31. «Исцеление дочери хананеянки» протоиерей Олег Стеняев

5. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Гессиий Флор профессор Александр Павлович Лопухин

6. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Ермипп профессор Александр Павлович Лопухин

7. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

8. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

9. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Авксентий св. муч. профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии для сайта Cackle