епископ Палладий (Пьянков)

Толкование на Псалмы

Псалом 27

Псалом Давиду. «Псалом сей, – говорит бл. Феод., – изречен Давидом, когда он был гоним Саулом и злоумышляли противу него мнимые друзья, доносили на него и покушались открыть его Саулу. Таков был Доик, таковы были Зифеи и кроме них многие другие». Другие толковники относят писание сего псалма то ко временам гонений Авессалома (2Цар.18:17), то – Савея, сына Вохорова (2Цар. 20:1); – некоторые видят в сем исалме страждущего Христа Спасителя, молящегося Отцу небесному (Бл. Иероним и Августин). По св. Афанасию, «Давид воспевает настоящий псалом от лица уверовавших во Христа, прошением своим призывая в помощь Бога».

1. К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от Мене, или: о мне181. «Оборот речи: да не премолчиши от Мене, заимствован, – говорит бл. Феод., – от тех, которых просят, но они не хотят ничего отвечать. Потому, если премолчишь о мне, т.е. лишишь своей помощи, говорит пророк, то немедленно уподоблюся низходящым в ров182, (т.е. могилу), немедленно буду предан смерти. Ее – смерть – назвал рвом, потому что на подобие рва искапывается могила». По св. Афанасию, под рвом разумеется ад. «Бож. Писанию, – говорит он, – обычно рвом называть ад». С Евр.: «К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу».

2. Внегда воздети ми руце мои к храму святому Твоему. К храму183, т.е. скинии, к святилищу. Евреи, находясь вне Иерусалима, молясь, обращались к той стороне, где находился храм, а в храме – где святилище, кивот завета, при молениях обыкновенно воздевали руки к небу. (См. 3Цар. 8:22, 48; Дан. 6:10; Иез. 8:16). С Евр.: «Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему».

3. Не привлецы мене со грешники, и с делающими неправду не погуби мене. – Т.е. не погуби меня вместе с нечестивыми, беззаконниками и с лицемерами и обманщиками. Св. Афанасий под грешниками разумеет Иудейский народ, а бл. Феодорит – людей, поступающих двоедушно, которые одно говорят, а другое делают. С Евр.: «Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло».

4. Даждь им Господи по делом их. «Никто да не подумает, что праведник желает зла врагам, – говорит бл. Феод., – потому сказанное им есть не зложелание, а справедливый приговор; ибо говорит: воздаждь воздаяние их им, т.е. пусть впадут в собственные козни, какие устрояют другим». С Евр.: «Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими».

5. Яко не разумеша в дела Господня, т.е. эти враги мои потому заслуживают наказания, что невнимательны к делам Божиим, «не захотели приять собственного своего спасения» (св. Афан.); «не пожелали изучить ни слова, ни дела Божия» (бл. Феод,); а потому уверен, что Ты, Господи, разрушишь дела их, как разрушают негодное здание, погубишь их самих без надежды на восстание, «потому что для худых домостроителей полезно разорение лукавого домостроительства» (Бл. Феод.). С Евр.: «За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их, и не созиждет их».

6. Благословен Господь, яко услыша глас моления моего. Яко услыша. Это пророк узнал, конечно, по откровению свыше, а потому вдруг изменяет прошения свои на славословие и благодарение.

7. Господь помощник мой, и защититель мой, на Него упова сердце мое; – показывается причина, почему Господь Бог помог Давиду, спас его, – потому, что он сердечно уповал на Него, а таковое упование не посрамляет, благоугодно Господу и благотворно для надеющегося. И поможе ми, и процвете плоть моя. Цветение есть символ благоденствия, радости и счастия; слово же плоть означает и тело и внешнее состояние. Т.е. «избавившись от злостраданий в бегстве, ожил я, расцвел и возвратил себе прежнее здравие вследствие благодушия» (Бл. Феод.). Св. Афанасий, бл. Иероним и другие184 разумеют воскресение Господа Иисуса Христа и воскресение людей. С Евр.: «Господь крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнию моею».

8. Господь утверждение людей Своих, и защититель спасений христа Своего есть. «Давид называет себя христом, как царя, – говорит бл. Феод., – потому что имя сие было общее царям, пророкам и священникам». Т.е. его, Давида, помазанного Богом, не раз, а много раз Бог защищал от врагов, как бы щитом покрывал его; много спасений получил от Господа. С Евр.: «Господь – крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего».

9. Спаси люди Твоя, и благослови достояние Твое. Спаси и благослови избранный народ Твой, всех верующих; и упаси я и возми (вознеси) я до века: спаси, благослови народ Твой, упаси его, как пасет добрый пастырь овец, вознеси его пред другими народами, прославь навсегда, «пася и делая его победителем врагов» (Бл. Феод.). По св. Афан. – Господь возносит нас, т.е. «делает высокими в будущие и бесконечные веки». С Евр.: «Спаси народ Твой, и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки»! «Достойно удивления, – говорит бл. Феод., – что Давид, гонимый народом, приносит за него молитву; ибо предвидел он будущую перемену в народе и взирал не на обиду, а на будущую покорность».

* * *

181

Так поправлено в Славянской Псадтири.

182

В ров εἰς λάκκονκος – ров, колодец, иногда могила.

183

К храму, по Еврейски: «девир» – значит: сокровенное, неприступное и священное место, внутренность святилища.

184

Соmpures раtres, говорит Калмет, Іосum hunc de Іеsu Сhristi, vеl de nоstra геsurrectione іnterpraetantur. Евсевій, Афанасий, Дидим, Иероним. Климент Римск. читал здесь: «Ты воскресишь меня, и я восхвалю Тебя». См. 1Кор. XXVI.



Источник:

Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Комментарии для сайта Cackle