епископ Палладий (Пьянков)

Псалом 4

1. В конец, в песнех, псалом Давиду. С Евр.: «начальнику хора, на струнных орудиях. Псалом Давидов». «Думают, – говорит блаж. Феодор., – что псалом сей написан по окончании войны с Авессаломом, и есть победная песнь после одержанной над ним победы». По содержанию это более поучительный псалом, вразумляющий нечестивых, отрицающих Божие промышление, что Бог промышляет и управляет делами человеческими (Бл. Феодорит).

2. Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея. С Евр.: «когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей»! «Выражение: правды моея, – говорит бл. Феод., – пророк употребил вместо слов: справедливого прошения моего. Ибо Давиду, по его образу мыслей, несвойственно было бы свидетельствовать о своей правде и добродетели». «Пусть никто не думает, – говор. св. Злат., – будто Давид превозносится, когда говорит: услыша мя Бог правды моея, выражая свою твердую веру в Бога и то, что он всегда с нею приступал к Нему. Давид говорит это не с тем, чтобы превозносить самого себя, но чтобы предложить некоторым наставление и увещание весьма полезное для всех». В скорби распространил мя еси, т.е. помог, утешил. Распространять в скорби значит – освобождать душу от гнетущей скорби, от тесных, сжимающих душу, обстоятельств. «Не только, говорит, извел меня из тесных обстоятельств, но и помог стать на великой широте». Св. Афан.: «Не сказал: Ты прекратил скорби, или: Ты избавил от искушений; но: Ты сподобил меня устоять и распространил мя еси. Ибо мудрость и сила Божии особенно открываются из того, что Господь не только прекращает скорби, но и в продолжении их подает великое спокойствие» (Злат.). Небесный Утешитель выводит душу человека на свободу, на широту жизни иногда чрез самую скорбь; ибо благочестивая скорбь, разрешая душу от страстей и нечистых привязанностей, от житейских попечений, очищает и делает ее свободною от духовного рабства; следовательно расширяет ее в бытии, возвышает (2Кор. 7:4, 12:9. Злат.). С Евр.: «в тесноте Ты дал мне простор. Помилуй меня, и услышь молитву мою».

3. Сынове человечестии, доколе тяжкосердии26? Вскую любите суету, и ищете лжи? С Евр.: «сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи»? «Это сказано, – говорит св. Афанасий, – тем, которые думали множеством войска захватить праведного», т.е. Давида. По бл. Феодориту, тяжкосердыми здесь называются те, которые не хотят усматривать Бож. домостроительства, а по св. Златоусту, – люди, у которых сердце от нечиcтых привязанностей отяжелело к земле, – люди плотские, порочные, любящие суету, ищущие лжи.

4. Уведите, яко удиви Господь преподобного Своего, знайте, что меня преподобного, неповинного, не сделавшего никакой обиды нападающим на меня, удиви Господь, т.е. соделал славным и знаменитым (св. Злат., бл. Феод.). С Еврейского весь стих: «знайте, что Господь отделил для Себя святого Своего – Господь слышит, когда я призываю Его».

5. Гневайтеся, и не согрешайте. Это, по св. Афан. и бл. Феод., Давид говорит своим домашним, которых несправедливое восстание врагов приводило в сильный гнев. «Давид не истребляет гнева, который бывает и полезен, – говорит св. Злат., – не отвергает негодования, которое бывает полезно, когда бывает направлено против людей неправедных и нерадивых; но отвергает несправедливый гнев и безрассудное негодование». «Если и допустите в себе гнев: то приводите его в безмолвие, умилением сердца в безмолвии» (Св. Афан.). Умилитеся27, – «истязайте, сокрушайте все то, что в течении дня вы говорили (нехорошего) в сердцах ваших, т.е. все, какие вы имели, порочные помыслы» (Св. Злат.). С Евр.: «гневаясь, не согрешайте; размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь».

6. Пожрите жертву правды, т.е. «приобретайте правду, делайте правду и ее принесите в жертву Богу» (Св. Афан. и св. Злат.). «Сими словами, – говорит бл. Феод., – Давид отметает подзаконное служение, как излишнее, узаконяет же приносить жертву правды; потому что приобретение правды, с присоединенным к ней упованием на Бога, приятнее Богу ста и тысячи волов». Блаж. Феодорит разумеет будущие новозаветные времена, а при Давиде все богоучрежденные жертвы были важны, нужны и обязательны.

7. Мнози глаголют: кто явит нам благая? «Это, – говорит св. Афан., – слова людей, которые не обращают внимания на Божии распоряжения»; слова неверующих в промысл Божий, которых выше Давид назвал тяжкосердыми, и которые говорят: где блага Божии? Кто их даст нам? Где промысл, где доказательства Божия о нас попечения? Противу таких людей говорит Давид, что знаменася28 на нас свет лица Твоего Господи, т.е. те не видят путей Твоих, Господи, света Твоей благости, а сей свет знаменася на нас, т.е. ясно для всех напечатлен на нас. «Не сказал, – говорит св. Златоуст, – явился, воссиял; но знаменася, выражая, что подобно тому, как начертанное на открытом лице бывает очевидно для всех и ни от кого не может укрыться, и лица, озаренного светом и отражающего лучи, никто не может не узнать: так невозможно, говорит, не узнать и промышления Твоего. Ибо светом он (Давид) называет здесь покровительство, попечение, содействие, промышление» (Св. Злат.).

8. Дал еси веселие в сердце моем, т.е. вот доказательство очевидного Божия промышления: меня гонят, я в несчастии, а между тем в сердце моем веселие. Отколе оно? Очевидно, Ты, Господи, дал радование моему сердцу, эту благодатную надежду на Тебя. От плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася. Давид продолжает обличать неверующих в Божие попечение. Говорят: кто явит нам благая? А сами между тем умножишася, т.е. изобилуют и наслаждаются всякого рода благами, которые подает им великодаровитый Господь. Под пшеницею, вином и елеем разумеются и другие блага (Блаж. Феод. и св. Злат.).

9. В мире вкупе усну и почию, т.е. а я же, озаренный Твоим светом, получив благодатное утешение среди самых несчастий, спокойно засыпаю и почиваю; по св. Злат., «и бодрствуя, наслаждаюсь спокойствием, и во время ночи с великим удовольствием принимаю сон»; вкупе29 т.е. сосредоточившись, углубившись в самого себя, не развлекаясь заботами, но помышляя о себе самом (Злат.); или: в мире умру и вместе успокоюсь: «яко Ты Господи, единого на уповании вселил мя30 еси; потому успокоюсь, что Ты, Господи, Сам утвердил меня в надежде на Тебя, на Твое благоволение»; по бл. Феод., в надежде воскресения и воздаяния. Единого31, по св. Злат., значит: наедине, без людей порочных. «Я наслаждаюсь этим миром пред Тобою, Господи, и живу наедине, избегаю людей развратных» (Св. Злат.). С Евр.: «спокойно ложусь я, и сплю: ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности».

* * *

26

Полагают, что или Еврейский текст здесь поврежден, или LХХ, вместо: кеводи лихлимма, разделив последнее слово на два, читали: кеводи лев – лима. Кеводи (от кавел значит: gravis – тяжкий, а кавод – gloria слава, лихлимма от хельа – іgnominia бесчестие, поругание, а LХХ, разделив и это последнее слово на два, читали: левсердцем, лима – что. Отселе и переводы различны.

27

Умилитеся, с Евр: «утишитесь».

28

Знаменася ἐσημειώθη – обозначен, знаком замечен и т. п. Vulg. signatum est. На Еврейском: неса (от насас – vехіllum еrexit – поднял знамя), т. е. возвысь, яви свет лица Твоего для нас. В Русском переводе с Евр: «яви к нам свет лица Твоего, Господи».

29

Вкупе ῾επἰ τὸ ἀυτὸ. Vulg. idіpsum; в Евр: яхдда – вместе.

30

Вселил еси κατώκισας – поселил, основал. Vulg. іn spe соnstituisti – поставил или утвердил на уповании.

31

Единаго κατὰ μόνας – по одному, особо, отдельно. Vulg. singulariter. С Евр. Калм. переводит: dormiam in расе еt quiescam, quoniam Тu solus Domine mi fecisti, ut tuto habitarem – усну вместе в мире и успокоюсь, поелику Ты Един, Господи мой, соделал, чтобы я обитал безопасно.



Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Комментарии для сайта Cackle