Источник

Неделя 1-я по Пятидесятнице

41. О праздновании всем святым и подражании житию их

В настоящий день, в заключение всех великих празднеств, – в честь и славу светоносного Воскресения Христова, преславного Вознесения Его на небо и ниспослания от Отца Пресвятого Духа на апостолов, – св. Церковь торжествует память всех святых, от века благоугодивших Богу и прославленных Богом, уже торжествующих на небе великую победу Победителя смерти и ада, нашего Спасителя. Это благословенный плод страданий, смерти и воскресения воплотившегося для спасения нашего Сына Божия. Это благодатные плоды пришествия Всесвятого Духа Божия и пребывания Его в Церкви Христовой. Это первенцы искупленного кровию Христовою и обновленного благодатию Духа Божия человечества, приведенные Богу Отцу Иисусом Христом. Воистину достойное заключение целого ряда великих торжеств церковных!

Какое чудное зрелище представляет нам, братия, этот великий собор св. Божиих человеков! Каким дивным светом веры и упования, какими многообразными добродетелями, какими дивными подвигами любви и самоотвержения сияют они как звезды на тверди церковной! Вот лик свв. патриархов и праотцев, которые, веруя божественным обетованиям о пришествии в мир Искупителя, и живою верою издалече видевше Его, жили на земле яко странницы и пришельцы. Вот лик свв. пророков, которые, предвозвещая пришествие Христово, обличали пороки и нечестия народа своего, побуждали его уготовляться покаянием к сретению грядущего в мир Господа, грозили судом и казнями от Бога нераскаянным, и за то терпели поношения, гонения и страдания от современников. Вот лик свв. апостолов, которые, оставив все, последовали за Христом, и среди искушений, гонений и страданий проповедовали в мире Евангелие Христово, – которые, просветив и облагодетельствовав весь мир своею проповедию, сами терпели скорби и лишения, болезни и страдания, мучения и смерть.

Вот лик свв. мучеников, которые за исповедание имени Христова, за верное исполнение заповедей Божиих терпели многообразные истязания, жесточайшие страдания и муки. Вот лик свв. пастырей и святителей, которые словом и делом, учением и жизнию поучали и поучают живой вере во Христа и благочестивой жизни, которые своими богомудрыми писаниями, учениями истолковали Слово Божие, а своею ревностию по вере и своими подвигами противу полчищ еретических утвердили истину православного учения св. Церкви, которые полагали души своя за паству свою. Вот лик преп. мужей и жен, которые, в пустынях скитающеся, и в горах и в вертепах и в пропастех земных, своими чудными подвигами и добродетелями показали, до какой равноангельной высоты совершенства духовного может возвести человека живая вера в Господа Иисуса Христа и благодать Духа Божия. Вот лик свв. праведников, которые, и живя среди мира, были не от мира сего и жили не по духу мира, и среди молвы и попечений житейских соделали душу и сердце свое чистою и святою обителию Духа Божия.

Темже убо, толик имуще облежащ нас облак свидетелей, терпением да течем на предлежащий нам подвиг. Для сего именно и торжествует св. Церковь память всех святых, чтобы мы подражали вере и жизни их на земле, усвоили себе их свв. обычаи и нравы, их образ мыслей и чувствований, их все дела и поступки, их непреклонную твердость в исполнении заповедей Божиих, их св. ревность к охранению и очищению себя от всякие скверны плоти и духа слезами покаяния и умиления, молитвенными подвигами и трудами. К нам, братия, Отец небесный, можно сказать, снисходительнее, нежели к избранным и другам Своим. От кого из нас Он требует таких жертв, каких требовал от апостолов и пророков? Кого подвергает таким истязаниям и мукам, каким подвергались свв. мученики? От кого требует тех чрезвычайных подвигов которые были плодом горячей любви к Богу преподобных отцов, ревновавших исполнить во всей силе евангельскую заповедь самоотвержения?

Чрез несколько времени и мы явимся в мире духов, среди отшедших от нас праотцев и отцов наших. Как показаться нам тогда пред лицом прославленных Богом праведников, если окажемся по жизни и делам своим недостойными их святого сообщества? Разве и мы, скажут они в обличенье нам, разве и мы не были подобострастными вам человеками? Разве не подвергались многообразным соблазнам и искушениям? Разве и вам не подана была благодать Божия и вся божественныя силы к животу и благочестию? От кого из вас закрыто было Слово Божие, могущее умудрить каждого во спасение? Так обличат и посрамят нашу леность и наше небрежение о вечной участи души своей, и сделаемся мы безответными пред судом правды Божей. Пока находимся на пути, будем уподобляться им благочестивою, благоговейною жизнию в страхе Божием.

Обратимся к самим себе и сравним свою жизнь с дивными подвигами святых. Конечно, среди нас ведает Господь сущая своя, знает избранных Своих, угождающих Ему жизнию святою и праведною; но можем ли скрыть от себя, что число избранных ныне крайне мало и день ото дня сокращается. «Где отцы святые, – жаловался в свое время преподобный Ефрем Сирин на оскудение подвигов благочестия, – где бодрственные, где смиренные, кроткие, безмолвные, воздержные? Где богобоязненные, нестяжательные, сокрушенные, благоугодные Богу, которые в чистой молитве предстояли пред Богом, как ангелы Божии, орошая землю сладкими слезами умиления? Нет ныне между нами их добродетели, нет их подвижничества. Нет ныне между нами их воздержания, нет их благочестия. Нет любви к Богу, сострадательности к братьям нашим, но все мы жестоки, горды, ненавистны. Все ищем чести, все любим славу; все любостяжательны, строптивы, к пустословию готовы, а на молитву ленивы». При воспоминании о святых Божиих, да ободрится дух наш и устремится в след их по силам нашим.

Все святые обложены были тою же немощною плотию, как и мы, теми же окружены были искушениями, как и мы, тем же нередко подвергались преткновениям, как и мы: но все сие препобедили силою доброй воли, более же – силою благодати Божией. В светлом сонме святых Божиих мы зрим угодивших Богу во всяком звании и состоянии, во всяком возрасте и поле. Есть спасшиеся в трудных подвигах апостольства, мученичества, пустынножительства; но есть угодившие Богу и среди мира, среди семейной жизни, среди обычных занятий житейских. Есть в сонме святых и такие, которые были прежде великими грешниками, но и они спаслись и угодили Богу верою, покаянием и долготерпением. Всякий да изберет себе из лика святых образец для подражания, по своему состоянию и званию, по своему полу и возрасту, и идя верно по стопам его, верно угодит Богу и обретет спасение и царствие небесное, еже буди получити всем нам благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа и молитвами всех святых. (Из проп. Антония, архиеп. казанск.).

42. О почитании святых

Святая Православная Церковь наша ныне празднует память всех Святых. Можем думать, что никто из православных христиан не сомневается в том, что чествование святых Божиих есть дело и естественное, и законное. Но есть, как известно, целые общества людей не православных, хотя и именующихся христианами, которым представляется незаконным почитание святых в духе православия. «Почитание святых, говорят они, не сообразно с верою в Бога Творца и Промыслителя». Но прославляя святых Божиих или почитая их, мы не боготворим их, а прославляем Бога, дивного во святых Его, потому что они суть живые образы Его, потому что они отпечатлели в себе, сколько то возможно для существ сотворенных, совершенства Отца небесного. А нравственное, духовное совершенство, без сомнения, имеет право на уважение, благоговение, почитание наше. Мы невольно стремимся к сим совершенным существам и, чувствуя их нравственное превосходство, в молитвах своих обращаемся к ним, как к ближайшим ходатаям нашим пред Богом и помощникам в наших душевных и телесных нуждах. Мы не представляем их самостоятельными раздаятелями благ для нас, но обращаемся к ним в своих молитвах, как к таким лицам, которые, имея ближайший доступ и дерзновение к Иисусу Христу и вместе с тем будучи Его слугами в исполнении благих его намерений касательно нас, суть таким образом ближайшие посредники между Ним и нами и могут споспешествовать нашим недостойным молитвам к Нему и своим представительством преклонять Его к милости.

Вот истинное значение ходатайства святых по отношению к единому вечному ходатайству о нас Христа Спасителя! «Но непонятно, говорят не православные, как святые могут знать о наших нуждах, слышать наши молитвы. Они не всеведущи, не вездесущи». Непонятно – для разума, но совершенно ясно для веры. Впрочем ведение святых, превышающее обыкновенное ведение человеческое, не так еще загадочно, чтобы нельзя было его понять сколько-нибудь. По разуму православной Церкви, нет даже нужды приписывать святым всеведение или вездеприсутствие, какое свойственно Единому Богу, – для того, чтобы они могли знать наши нужды, слышать наши молитвы. Пророки, будучи еще в смертном теле, видели предметы небесные, почему и предсказывали будущее; а потому – что удивительного, если святые, по разрешении от уз плоти, созерцая, – сколько это возможно для каждого из них, Святую Троицу и беспредельный свет Ея, – в свете Божием видят и наши нужды, слышат и наши прошения? Святые слышат наши молитвенные призывания по особенному откровению от Бога; они могут узнавать наши нужды и от ангелов, которые посылаются в служение хотящим наследовать спасение.

Посему-то св. Церковь Христова, веруя, что святые, по благодати Божией, слышат нас, видят наши нужды и готовы ходатайствовать за нас пред Богом, во все времена имела священный обычай праздновать память святых с особенным торжеством. Над гробами их издревле воздвигались храмы, изображения их поставлялись в сих храмах. Издревле составлены священными песнописцами службы и молебные пения святым; издавна сохраняется благочестивый обычай с поклонением лобызать св. иконы и нетленные мощи угодников Божиих. Лучшая же честь святым, истинное почитание их состоит в подражании их жизни, исполненной высоких доблестей христианских. Господь и прославил их на земле между нами не для них самих, а для нас, чтобы и мы стремились к истинной славе святых, подражая их жизни, их подвигам духовным, их добродетелям. Св. Церковь для того, между прочим, и празднует память всех святых, для того и восхваляет их добродетели, чтобы мы подражали их святой жизни на земле. Воздавая наружное почитание святым, будем, братия, вместе с тем подражать им в делах веры и благочестия. Такое чествование и Богу угодно, и святым приятно, и нам полезно. При таком только условии и молитвы наши будут услышаны святыми.

Святые люди, сделавшиеся небожителями, продолжают принимать живое участие в нас – в земных своих собратьях, ходатайствуя за нас пред Богом. Они, живя на земле, с помощью Божией, преодолели все препятствия к своему душевному спасению, одержали победу над страстями, поэтому могут и нам оказать свою помощь в борьбе с грехом и искушениями врага, если мы будем просить, призывать их, молиться и прославлять. Они не нуждаются в нашем прославлении, как уже Богом прославленные, но мы нуждаемся в их помощи и заступлении. Зная цель земной жизни и цену всех ее благ и удовольствий, святые угодники, как старшие братия наши, говорят нам: «земные и смертные, живите для Бога и добродетели; без этого, все, что бы вы ни делали, что бы ни приобретали, чем бы ни отличались, все суета и ничтожество».

В самом деле, сколько в мире было славных, могущественных царей и вождей, кои потрясали целые царства и народы; сколько было богатых людей, не знавших числа своим сокровищам; сколько ученых книжников, мудрецов, мыслителей, философов, обладавших обширными, всесторонними знаниями. Однако Церковь не празднует их и не прославляет так, как тех, коих мир земной считал буиими, или даже гнал, преследовал даже до смерти, тех которых, по словам апостола сегодня читанного, «камением побиени, или претрени быша, убийством меча умроша, лишени, скорбяще, озлоблены, в пустынях скитающихся, и в горах, в вертепах и в пропастях земных» (Евр.11:37). Таких людей, а не знатных, сильных, великих. Ибо могущество, слава, величие, богатство, мудрость земная и т. д., все это имеет значение на земле и лишь только до гроба, а там потребно уже другое, совершенно другое. А что именно? То самое, за что прославляются святые, а именно: смирение, терпение, чистота духа и тела, любовь к Богу и ближним, безропотное несение креста. Кто успеет обогатить себя этими качествами – тот и будет велик у Бога. К прискорбию, мы не можем похвалиться сими добродетелями; однако, несомненно все желаем спасения душевного.

Поэтому, со всем усердием будем просить и молиться св. угодникам, чтобы они укрепили нас в вере, научили жить добродетельно и помогли нам спастись. Изряднее же всего надобно призывать в молитвах и прославлять Высшую всех Небесных Сил и Святых, Пречистую и Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию.

«Вся Ангелов воинства, Предтече Господень, Апостолов двоенадесятица, и вси Святии с Богородицею, сотворите молитву во еже спастися нам». Аминь. («Слова и поуч.» митр. Владимира, 1935 г.).

43. Поучение в неделю Всех Святых

Сегодняшний воскресный день называется неделею всех святых. Празднуя в честь всех святых, мы воспоминаем всех освященных Духом Святым людей, именно: праотцев и патриархов, пророков и апостолов, мучеников и иерархов, священномучеников и преподобномучеников, преподобных и праведных, во Христе юродивых, также всех святых жен и прочих святых безыменных, а со всеми и прежде всех Пресвятую, превосходящую все ангельские чины, Владычицу нашу и Богородицу, Приснодеву Марию. Празднуя всем святым вскоре по празднике сошествия Святого Духа, Церковь имеет в намерении показать нам славу и благодать Святого Духа Бога, освящающего, просвещающего, укрепляющего и прославляющего всех святых из рода человеческого в ветхом и новом завете; – особенно же имеет в виду показать нам те плоды, какие принесло чрез апостолов пришествие Святого Духа, – как оно освятило подобных нам человеков, умудрило их, возвысило на степень Ангелов и привело к Богу: одних увенчало за подвиги мученичества, других за добродетельную жизнь. Всесвятой Дух совершает то, что превыше законов естества. Сошедши на апостолов в виде огня, который стремится вверх, – Он воспламеняет оледеневшие земные сердца человеческие, поникшие в землю, и возвышает их на небо. Это первая причина празднования всем святым. Вторая причина, потому положено праздновать всем святым вместе, есть следующая: есть много святых, угодивших Богу совершенною добродетелию, которые однако, получив у Бога великую честь, остаются неизвестными для людей; притом отцы имели в виду и святых будущих; а потому и установили праздник всех святых, дабы почтить вместе всех, как прежде бывших, так и тех, какие будут и после явленных и неявленных святых. Третья причина: святых, которые каждый день воспоминаются особо, нужно было воспомянуть и в один день, дабы показать, что все они подвизались силою одного Спасителя Иисуса Христа и освятились благодатию единого Духа Святого, – и за то все, как рабы единого Господа, увенчаны по достоинству, что все они составляют одну Церковь, обитают в одном горнем мире, и таким образом побудить и нас подвизаться во всякой добродетели ради будущей жизни.

Церковь возвещает, что они верою побеждали врагов видимых и невидимых, терпеливо переносили бедность, озлобления, гонения, мучения и разнообразные виды смерти, что чрез них или ради их совершались и совершаются бесчисленные чудеса, что их недостоин весь мир; что все они суть истинные исповедники святой веры; они во имя Господа оставляли все, что удаляло их от служения Богу и блаженного соединения с Ним; за то и Господь Иисус Христос исповедует святых – пред Отцом Своим на небеси и устами Церкви исповедует их на земле пред человеками.

И в нынешнее время мы можем и должны быть, братия и сестры, исповедниками Иисуса Христа пред людьми, – и, во-первых, особенно мы, священнослужители и иноки, должны открыто и смело проповедовать славу Иисуса Христа, Его чудеса и силы в нас и во всех верующих, Его вечные истины, изложенные в Евангелии, и низлагать всякое помышление человеческое, взимающееся дерзновенно на разум Божий; низлагать и пресекать глумительные, нелепые речи вольнодумцев, которых ныне размножилось больше, чем худой травы; также и Богослужение общественное и частное совершать с искренним благочестием, не спеша, не потворствуя лености богатых и сильных земли, не приноравливаясь к их вкусам, или вернее – к их духовному безвкусию.

Но и вы, братия и сестры, должны быть всегда искренними исповедниками Иисуса Христа, неленостно и с радением посещая храм Божий, стоять в нем с благоговением, истово и со вниманием изображая на себе крестное знамение, и не стыдиться делать поклоны и коленопреклонения, смело исповедуя и возвещая кому следует явленные на себе и на других милости Божии, чтобы и других утвердить в вере и уповании на Бога; заводить назидательные беседы в обществе, не боясь прослыть ханжой и святошей, или фарисеем; – ибо глумление и клевета людей мира над людьми благочестивыми есть обычная награда благочестивым: блажени, сказано, егда поносят вам.

Но что значит любить отца или мать, сына или дочь более, чем Господа Иисуса Христа? Значит – из угождения им не исполнять заповедей Божиих, а исполнять их приказания и прихоти, противные воле Божией, или жить и воспитывать детей для мира, для связей, для богатства, для удовольствий, для славы мира, а не для Бога, не для спасения души, и не для вечности. А что значит взять крест свой и следовать за Христом? Значит идти тесным и скорбным путем – непрестанной борьбы со страстями и похотями, с соблазнами мира, с искушениями диавола, терпеть случающиеся болезни, беды, напасти, гонения, изгнания. За оставление апостолами всех благ мира и за последование их Христу, Господь обещал им величайшую честь – престолы суда над всем миром в будущем пришествии Своем на землю; всем же людям, оставившим блага мира для Христа, – стократное воздаяние и вечную жизнь.

Так, братия и сестры, святые угодники Божии, которым нет числа, зовут и нас следовать за собою в небесное отечество, где сияет вечная слава Божия, – где нет никакой неправды, – где жизнь без трудов, скорбей и болезней, жизнь бесконечная. Последуем, непременно последуем за ними, с помощию Божиею: так Бог повелевает. Приидите, говорит Он, ко Мне все труждающиеся в борьбе с грехами и обремененные беззакониями, – приидите усердным покаянием и добродетелию, и Я упокою вас, возмите иго Мое, иго святых заповедей Моих, и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф.11:28,30), – т. е. – не так, как иго и бремя грехов и страстей ваших, которое претяжко, прелестно, бесплодно и гибельно. Будите святы, потому что Я свят Господь, Бог ваш. Святой апостол Павел говорит всем нам: мы не имеем здесь пребывающаго, т. е. постоянного града, но ищем будущаго, которого Строитель и Художник Сам Бог.

Итак, постараемся следовать за святыми, т. е. жить добродетельно, как и они, каждый по силе своей, и убегать тщательно всякого греха в нас живущего и царствующего и ищущего с адскою, недремлющею злобою и хитростию сгубить наши души на веки. Против хитрости греха и отца его диавола будем и мы мудры, осторожны; против неусыпности его будем и мы неусыпны в борьбе с ним; против упорства и постоянства его будем и мы всегда упорны и постоянны в борьбе с ним, будем, если нужно, день и ночь стоять на страже против лукавых грехов и лукавых демонов, неоставляющих человека своими кознями и в ночное время, но разными сонными мечтаниями понуждающих его работать грехам и в это время: ибо и ночью действуют в душе грешника те же слабости и страсти его, коим он предается наяву. Будем всеми силами умудряться во спасение свое и ближних; будем прилежать ко всякой добродетели: ибо для того мы и созданы Богом, для того и живем на свете, для того мы крещены и святым миром помазаны, – для того воцерковлены и стали членами Божией Церкви, этого Божия царствия на земле, чтобы делать дела благие, чтобы быть святым и избранным стадом, – Божиим уделом, царственным священством, святым святительством, народом святым, людьми обновленными. Иначе, какая будет нам польза от нашего крещения и печати Святого Духа, от того, что мы по имени члены Церкви? Какая польза и от причащения Тела и Крови Христовой, – если мы нерадим о добродетели и бесстрашно грешим всякий день? Какая польза нам от звания христиан православных, – благодатных сынов Божиих и чад Церкви, – от названия святого и избранного стада, – если мы на всякий день предаемся всякому беззаконию: зависти и злобе, самолюбию, гордости, лукавству, невоздержанию, нечистоте, лжи, обману и прочим грехам? По имени должна быть и жизнь наша: те, кои Христовы, говорит апостол, плоть распяли со страстями, т. е. истинные христиане должны умерщвлять в себе всякие страсти, все грехи. Скажите: очень трудно победить себя, победить в себе все страсти. Нет спору: трудно, нелегко переломить себя, свою природу грешную, – но Бог, Помощник наш, всесилен; и от Него даны христианину в Церкви все божественныя силы к святой жизни и благочестию (1Петр.1:3); с Богом все возможно: вся могу, говорит апостол Павел, о укрепляющем мя Иисусе Христе.

И все святые, коих память мы ныне совершаем и подвиги коих прославляем, служат нам прекрасным примером и поощрением к святой, христианской жизни и к борьбе с грехом: они были, как уже сказано, подобные нам по всему люди, но верою и любовию, прилежанием и трудами в добрых делах победили грех, мир и миродержца и свои страсти и теперь вечно торжествуют свою победу. А между ними были не одни монахи, но и мирские люди, – женатые и замужние женщины, люди всякого звания, состояния, пола и возраста. И при них был тот же диавол искуситель на грехи и тот же грешный мир с своими соблазнами, те же люди с своими искушениями. Нельзя нам отговариваться от святой жизни, что в нынешнее время будто бы нельзя спасаться, что будто бы не такие теперь, как прежние времена, и жизнь будто бы стала совсем другая, не как прежде. Нет, други, неправда, что ныне нельзя спастись: можно и ныне. Господь Сам сказал при вознесении на небо ученикам Своим, а с ними и всем нам: вот, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:20). А коль скоро всегда с нами, то нам бояться нечего: Он поможет нам во всем; Он победит врагов наших, как всесильный; Он подымет, Он и спасет, Он и увенчает нас, если мы пребудем Ему верными до смерти. Аминь. (Сост. по «Полн. соб. соч.», прот. Иоанна Кронштадского, т. 2-й, изд. 1894 г.).

44. Путеводитель ко спасению

После праздника сошествия Св. Духа, св. Церковь установила празднование в честь всех Святых. Сколько здесь, – в этом великом соборе угодников Божиих, – примеров самой возвышенной любви, полного самоотвержения! Сколько опытов духовной мудрости! Сколько умения противустоят козням диавольским! Сколько мужества, сколько терпения! Кто бы ты ни был, христианин, в каком бы состоянии ни находился, здесь ты найдешь примеры для подражания. Нет состояния, нет обстоятельств в жизни, при которых бы ты мог сказать: нельзя спастись. Удручают тебя лютые болезни? В Ветхом Завете – Иов, в Новом – Иоанн многострадальный, Пимен многоболезненный тебе примеры. Гнетет тебя бедность? Спаситель говорит: «трудно богатому войти в царство небесное». Тьмы бедных наследовали царство небесное прежде тебя. Но ты не имеешь, где и главу подклонити? Этого не имел и Спаситель. Куска хлеба не имеешь? Лазарь желал насытиться от крупиц, падающих от трапезы богатого... он теперь на лоне Авраама. Богат ты? Примеры богатых, начиная с Авраама, покажут тебе, как и при богатстве тленном можно приобресть богатство неоскудевающее на небесах. Обременен ты общественными делами? Сколько вельмож, царей благочестивых, начиная с Давида, вошли в царство небесное. Ты пал глубоко? Но не глубже разбойника, блудницы, мытаря. Подражай разбойнику на кресте, Моисею Мурину, Марии Египетской, мытарю, – и ты спасешься.

Все святые Божии говорят всем нам: «мы были такие же люди, как и вы, имели те же немощи души и тела, нас окружали те же соблазны и иногда большие; некоторые из нас имели даже и пороки и большие. Но сознав себя в таком опасном положении, мы решились исправить свою жизнь, не делать того, что делали прежде, возненавидеть то, что прежде любили. Прежде любили грех, теперь стали стараться любить добро. Прежде служили диаволу, теперь стали служить Богу, исполнять Его волю, ясно выраженную в заповедях, и ни за что не изменять ей – ни ради дружбы, родства, ни ради богатства, ни ради чести. Мы старались, а Бог помогал и Его благодатию мы понемногу, но все более и более успевали, более и более укреплялись на истинном пути. Мы всегда понимали, что Бог вездесущ и всеведущ, и потому всегда имели Его пред своими очами. Начинали ли делать дело, мы начинали его молитвою: Господи, благослови! Дело самое делали, помышляя, что нас видит Бог, как мы делаем, и потому старались делать как можно лучше. Кончали дело, – мы благодарили Бога. Случалось с нами несчастие, мы к Богу прибегали с просьбою о помощи: Господи, избави нас от беды! Господи, помоги! Нападало ли на нас искушение, мы молились: Господи, не введи нас во искушение. И Господь милосердый подавал нам силы победить искушение. Таким образом мало-помалу, при помощи Божией, мы утверждались в нравственной жизни. Случалось, мы, по немощи плоти, падали, но тотчас каялись, тотчас взывали к Богу: Боже! милостив буди мне грешному! Боже! очисти мя грешного! и Господь, пришедший не праведников, а грешников спасти, взыскать и спасти погибшее, восставлял нас, прощал нам грехи наши и мы, с большею против прежнего ревностью, старались исполнять заповеди Божии».

Вот, братия, путь, которым шли и пришли в царство небесное все святые. Это путь исполнения заповедей Божиих, отречения собственной воли и подчинения ее воле Божией, путь, затем, покаяния и молитвы. Исполняйте волю Божию, говорят нам святые Божии человеки, и вы будете в царствии Божием. Все в жизни – богатство, честь, слава, все кроме Бога и добродетели, – прах и суета. (Из «Сборн. крат. поучен.», свящ. Ан. Смирнова, кн. 2-я, стр. 9).


Источник: Проповедническая хрестоматия: Полный круг поучений на все воскресные и праздничные дни года, слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения: В 3 томах / Сост. по лучшим проповедническим образцам архим. Пантелеимон. - [Джорданвилль]: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1963-. / Т. 1: Поучения на все воскресные дни года. - 1963. - 800 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle