Источник

Неделя 2-я по Пятидесятнице

45. Слово в неделю вторую по Пятидесятнице

Братия и сестры возлюбленные, в Евангелии, читанном сегодня, повествуется о призвании Господом к апостольскому званию двух галилейских рыбарей Симона Петра и Андрея, брата его, и других двух братьев Иакова и Иоанна, сынов Зеведея рыбаря; – затем о хождении Господа с проповедию Евангелия царствия по всей Галилейской стране и о исцелении всяких болезней и немощей в людях. В этом кратком Евангельском чтении много предметов для нашего назидания. Весьма назидательны для нас поступки рыбарей, которые беспрекословно, тотчас по гласу Спасителя последовали за Ним, еще не зная определенно, для чего Господь призывает их; замечательна в них детская простота нрава и веры и беспристрастие к привычному и заманчивому рыбному промыслу и к орудиям промысла; замечательна Владычная сила в слове Господа Иисуса Христа, покоряющего Себе простые сердца на всю жизнь. Но особенно поучительно для нас безмерное снисхождение к нам, людям, Гоcпода славы, Творца неба и земли, безначального, всемогущего, живущего во свете неприступном: Он, вечный Царь Ангелов и всех тварей, приняв зрак раба, ходит из града в град, из села в село; трудит ежедневно пречистые Свои ноги, учит невежествующих и заблуждающихся, проповедует всем Евангелие царствия, примирение людей с Богом и блаженство вечное, уготованное на небесах любящим Бога; исцеляет всякие болезни и немощи в людях, не гнушается одержимых нечистыми и заразительными болезнями; Его окружают с раннего утра до позднего вечера бесчисленные толпы народа, теснят, давят Его, нападают на Него: и Он со всеми кротко и терпеливо обращается, доступно, смиренно, любовно и со властию учит, забывая о пище и покое. Какое снисхождение! Какая любовь! Какое терпение! Какой урок нам, пастырям, столь ленивым к учению и учительству, столь нетерпеливым и раздражительным в служении духовным и телесным нуждам наших меньших братий, столь нерадивым о славе Божией и о спасении бессмертных, одаренных разумом и свободной волей душ человеческих! Какой урок и вам, братия и сестры, в этом каждодневном и целодневном хождении Господа по городам и селениям ради спасения людей, ради поучения их спасительной истине и ради врачевания их немощей! Цените ли вы так свое душевное спасение, как ценил его и ценит всегда Господь наш? Так ли вы печетесь о бессмертных душах своих, как пекся о них и непрестанно печется Иисус Христос, не пощадивший для нас жизни Своей и проливший в страшных муках всю кровь Свою для нас? Воображаете ли вы себе весь ужас вечного правосудия Божия, который несомненно должны были бы испытать все мы, – и те невыносимые вечные муки, в которые мы все вринулись бы, если бы не сделался за нас Ходатаем пред Отцом Своим небесным Сын Его Единородный, если бы Он не стал для нас Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира?

Воображаете ли вы, сколь отвратительна для Бога и пагубна для нас мерзость греха во всех его бесчисленных видах и проявлениях; сколь нелепо, безумно, дерзко это диавольское изобретение, т. е. грех, который все извратил, поставил вверх дном в мире нравственном – и исказил до неузнаваемости прекрасное создание Божие – человека?

Устыдись же, наконец, человек, столь чудного, неизреченного снисхождения Божия ради твоего спасения! Представляй себе, как Сам предвечный Сын Божий во плоти ходил по земле из города в город, из селения в селение ради спасения нашего, ради научения людей Божиим заповедям и святому богоугодному житию и ради того, чтобы им помогать, их врачевать, утешать, обращать их на путь, ведущий в жизнь вечную; – как Он избрал Себе помощников, учеников или апостолов, Сам заботливо, с любовию и кротостию учил их всякой истине, творил чудеса, исцелял всякие болезни, изгонял демонов, воскрешал мертвых, – очищал прокаженных; – как Он в пятидесятый день по воскресении Своем из мертвых и в десятый от вознесения на небеса, ниспослал им от Бога Отца Духа Святого, Который умудрил и освятил и сделал их огненными и из земных небесными, – пламенно любящими Бога и всех людей и готовыми на всякие труды и скорби ради их вечного спасения; научил – всем тайнам царствия Божия и послал их на проповедь Евангелия, дав им власть творить всякие чудеса.

Поревнуй, возлюбленный, сам о своем спасении, пробудись, воспряни от сна греховного; не сегодня, завтра, после завтра, через год или и через более долгий срок и тебе предстоит общий жребий – смерть, а за ней сейчас суд; запасись елеем добрых дел, приготовь добрый ответ Судии праведному, судящему правыми мерами всей земли (Пс.9:9). Испытай себя, готов ли ты? Вот для тебя, для твоего спасения Господь все сделал.

Он излил целое море спасительной благодати в Церкви Своей – с того времени, как Дух Святой сошел на апостолов, – т. е. дал тебе все силы божественныя к животу и благочестию (2Петр.1:3), чтобы ты всячески мог спастись; для тебя благодать крещения, – для тебя сыноположение, или усыновление тебя Богу, – тебя, преступной твари; для тебя печать Духа Святого, т. е. таинство миропомазания; для тебя благодать покаяния, прощения и разрешения твоих грехов; для тебя – о чудо чудес! самое пречистое Тело и пречистая Кровь Господа во оставление твоих грехов и в жизнь вечную; для тебя Церковь – это небесное училище и небесная врачебница, и дом пищи духовной и дом утешения, и храм хвалы и молитвы триипостасному Божеству, животворящему и милующему нас, и сокровищница всяких даров благодатных. Ты что делаешь для своего спасения, спрошу тебя, скажи по совести, и делаешь ли что? Не всем ли сердцем и всем существом, душой и телом, ты предан миру и его грешным обычаям? Не угасил ли ты давно в себе благодать Духа Святого; не унизил ли ты себя до скота бессловесного и не водишься ли только животными страстями, как невольник и раб, – ибо сказано: человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс.48:13. 21).

Братия и сестры! поспешим остальное время посвятить делам своего спасения. Евангелие царствия Божия, которое Иисус Христос проповедовал и в которое доселе всех призывает, стóит того, чтобы употребить все силы для достижения его. Начатки этого царствия, ощущаемые по временам нами и здесь – на земле, во время, например, искренней молитвы, или богомыслия, или слезного покаяния, – или когда мы творим добрые дела, – крайне сладостны, какова же сладость царствия небесного там – на небе? Будем же достигать все царствия Божия. Аминь. (Слово на 2-ю нед. по Пятид. прот. Иоанна Кронш.).

46. Неделя Всех Святых в Земле Российской просиявших

Ныне св. Церковь прославляет близких нам, родных по крови сонмы угодников Божиих, – в нашей стране просиявших: святителей, князей и княгинь, пастырей, иноков, христолюбивых вождей и воинов, бояр и простецов: преп. Антония и Феодосия Печерских; преп. Сергия Радонежского, св. Благоверного Князя Александра Невского; святителя Тихона Воронежеского, преп. Серафима Саровского, Стефана Пермского и многих, многих других. А также новых мучеников, мучениц, исповедников от безбожной власти пострадавших, убиенных и умученных в тюрьмах, ссылках, лесах, морях, реках, болотах... «Настанет время», говорил пророчески старец преп. Серафим, «когда в Руси нашей столько будет убиенных праведников, что Ангелы Божии не будут успевать возносить души их к Престолу Всевышнего».

Всех вместе ныне св. Церковь прославляет, т. к. не хватило бы дней в году, если бы праздновать каждому отдельно.

Многие подвизались и спасались незримо для мира. Кроме того, разными способами достигали они, св. угодники, своего спасения, но шли все одним путем, путем крестным – Христовым, и подвизались все во имя Христово. Как звезды небесные ласкают наш взор своей красотой, сиянием, разнообразием, блеском: так и угодники Божии – эти живые цветы – сияют и благоухают святостью, духовными подвигами и чистым житием. Как звезды небесные указывают путь морякам во время ночи, так святые угодники указуют нам путь к небесному Отечеству нашему, предстательствуют за нас пред Престолом Божиим, возносят наши молитвы ко Господу, очищая и подкрепляя их своим участием; помогают нам в скорбях и напастях, как мы знаем все из истории церковно-гражданской и из жития святых (Киевской и Троице-Серг. Лавры, Сергия преп. и др., святителя Митрофана Воронежского, Стефана Пермского, Зосима и Савватия Соловецких).

Кто эти святые? такие же люди, как и мы с вами. Но они возлюбили Христа всем сердцем, преодолели свои слабости, выдержали борьбу с исконным врагом нашего спасения, достигли чистоты и святости и увенчались небесным венцем.

Это день всеобщего Тезоименитства всех нас, всемирное торжество для ангелов наших, для святых, имена которых мы носим. Подобно тому, как весной земля, согретая солнечными лучами и орошенная теплым дождиком, покрывается зеленью, поля и луга одеваются красивым зеленым ковром, сады украшаются цветами и благоухают, так вот и после сошествия Св. Духа на апостолов, а чрез них и на всех верующих, стали появляться живые цветы; святые угодники Божии – это питомцы Духа Святого, духовные Его плоды. «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи» (крин – полевой цветок), поется в Св. Церкви. Бесплодные пустыни, необитаемые леса, горы, дебри начали постепенно населяться отшельниками, пустынниками, подвижниками, стали появляться скитки, монастыри, а потом и лавры со множеством насельников. К этим святым подвижникам отовсюду потянулись, как на огонек во тьме, сущие во тьме и сени смертной – за советом, утешением, поддержкой и благословением и, озаренные светом веры Христовой, возвращались они, прославляя Бога, дивного во Святых Своих (Пс.67:36).

Святые Божии – суть свидетели того, что блаженная цель пришествия Христова на землю и вознесения Его на небо, а также – сошествия Духа Утешителя, вполне достигнута. А цель эта высокая состоит не в другом чем, как в освящении грешного рода человеческого, в возведении всех нас на небо. И действительно, вознесшийся от нас Спаситель уготовал место для всех Своих последователей, а снишедший к нам Утешитель очищает, освящает, соделывает способными самых плотских людей обитать в селениях Отца Небесного.

Посему слава святых угодников Божиих – есть слава Сына Искупителя и Духа Освятителя: без заслуг Сына Божия не отверзлось бы небо, и без благодати Духа – не возмог бы никто войти и в отверстое небо (Ин.12:32; 14:2; 14:16–26; 16:7).

Но, прославляя дивного во святых Своих Господа Спасителя и Духа Освятителя, мы в то же время величаем и самих угодников Божих за их добродетели и подвиги духовные. Они были подобострастные нам человеки, такие же как и мы. Но своими подвигами, постом и молитвою, преодолели немощи, грехи и страсти и, при содействии благодати Святого Духа, достигли чистоты и святости.

Взгляните на небо, усыпанное звездами! Какая красота! Какое необъятное число их и разнообразие! Но есть другое небо и другие звезды. Это дивные угодники Божии, сияющие вечной славой в Церкви Небесной. Они, подобно небесным звездам, вращаются вокруг Небесного Солнца – Христа, сияют светом любви Христовой и молятся, ходатайствуют за нас грешных, желая и нам достигнуть Царствия Небесного. И кто знает? Может быть за их святые молитвы Господь Бог терпит нас, сохраняет нас от погибели, от кары небесной, ожидая нашего обращения.

«Небеса поведают славу Божию» (Пс.18:2). Так и небесные обитатели, призывая нас к себе, вещают нам: «Если хотите быть с нами, следуйте за нами, как мы последовали за Христом! Твердо веруйте в Евангелие, держитесь крепко св. Православной Церкви! Очищайтесь и освящайтесь благодатными Таинствами церковными».

Церковь – это наш корабль спасительный в море житейском, это – Ноев ковчег. Как тогда, при Ное, спаслись от потопа только те, кто были в ковчеге, так и мы только тогда спасемся, если пребудем в Церкви Христовой. Свирепые волны безверия, нечестия, безбожия, сектантства стремятся захлестнуть наш Церковный корабль, пытаясь его опрокинуть, но, по словам Господа, и «врата адова не одолеют его» (Мф.16:18), ибо наш Кормчий – Сам Христос Спаситель наш. Церковь наша, пребывая основанием на земле, Главой своей находится на небе, ибо Глава ее – Христос. Посему, пребывающий в Церкви взойдет и на небо в свое время. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним». Это – преддверие небесного храма – вечного блаженства.

Со всем усердием будем призывать в молитвах наших небесных покровителей – друзей Божиих, просить их помощи в деле нашего исправления и спасения, подражать их добродетелям... И тогда молитва наша будет услышана и даровано нам будет все, еже ко спасению полезное и в жизни сей земной потребное.

Прославляя память их, будем стараться подражать и житию их, добродетелям; будем просить их, как старших наших братьев, помочь и нам преодолеть наши препятствия к душевному спасению – грехи и страсти. Такая молитва наша будет им понятной, приемлемой, приятной: они услышат нас и помогут, как в достижении спасения душевного, так и в делах и нуждах наших.

Вси Святии Земли Российской, молите Бога о нас! Аминь. («Слова и поучения», митр. Владимира 1939 г.).

47. Что значит последовать Христу

В Евангельском чтении настоящего дня благовествуется о призвании Господом к апостольскому званию первых учеников Его, Петра и Андрея, Иакова и Иоанна. Они были уже знакомы Иисусу Христу прежде настоящего случая, слышали о Нем от Иоанна Крестителя, яко сей есть Агнец Божий, вземляй грехе мира, сей есть Сын Божий (Ин.1:29, 34), посещали Его в назаретском дому Его, беседовали с Ним о царствии Божием и искренно уверовали в Него, как Мессию; но не оставили еще ни домов, ни семейств, ни обыкновенных дел и занятий своих. Проходя по берегу моря Галилейского, Господь увидел их, когда одни из них закидывали сети в море, другие на берегу починяли свои сети, и сказал тем и другим: грядите по Мне и сотворю вы ловцы человеком. Они же абие, оставльша мрежи, по Нем идоста (Мф.4:19, 20). С тех пор они предали себя всецело Господу Иисусу, посвятили всю жизнь свою благовествованию царствия Божия и проповеданию Евангелия Христова, оставили все – и домы, и родителей, и родных своих, и пошли за Христом. От нас, братия мои, Господь не требует, как непременной обязанности, чтобы мы оставили все, по примеру свв. апостолов, но обязанность последовать Ему лежит и на нас, как учениках Его. Что значит последовать Христу?

Значит во всей жизни и делах своих подражать Ему, как высочайшему образцу и примеру истинно святой и богоугодной жизни: во всем и всегда благоугождать Ему, исполнять Его святую волю, поступать по Его заповедям. Господь Иисус Христос был милосерд и сострадателен ко всем, прощал согрешающих, питал алчущих, исцелял страждующих, призывал к упокоению всех труждающихся и обремененных. Так поступает и истинный последователь Христов: он прощает согрешающему пред ним брату своему, подает просящему у него, питает алчущего, утешает страждущего, подкрепляет советом своим падающего, помогает болящему, посещает в темнице сущего.

Иисус Христос, будучи бесстрастен по естеству, постился четыредесять дней в пустыне, посвящал время ночи молитве ко Отцу Своему, а в последнюю ночь пребывания Своего на земле молился до кровавого пота. Так поступает и истинный ученик Христов: он смиряет плоть свою, угашает страсти свои постом и воздержанием, приучает себя к строгой умеренности во всем; укрепляет дух свой и освящает все дела свои молитвою, ограждает и ум, и сердце, и чувства, и уста свои страхом Божиим.

Господь Иисус Христос во все установленные законом праздники приходил из Галилеи в Иерусалим в храм Божий, чтобы там молиться, учить и благодетельствовать. Так и последователь Христов посвящает святые дни праздников Господу Богу своему: оставляя все дела свои, приходит в храм Божий, чтобы здесь принести Господу жертвы хвалы и благодарения за все благодеяния Его и испросить Его святое благословение на все дела и труды свои. И в дому своем он проводит святые дни Господни в молитве и благоговейном размышлении о делах Божиих, в поучении Слову Божию, в благотворении своим ближним. Господь Иисус Христос терпел бесчисленные наветы и козни, преследования и гонения, истязания и муки от врагов Своих, не преставая благодетельствовать им, плакал об отвергшем и предавшем Его на смерть народе, молился за распинавших Его на кресте. Так поступает и истинный ученик Христов. Он любит и врагов своих, добро творит ненавидящим Его, благословляет клянущих Его, и молится за творящих Ему напасть, не воздавая злом за зло, но промышляя доброе ко всем.

Видите-ль, братия мои, как, и не оставляя ни дома, ни сродства своего, ни обыкновенных дел и занятий своих, можно последовать за Христом. Не думайте, чтобы от этого пострадали сколько-нибудь ваши земные дела, чтобы последовало какое-либо важное упущение и ущерб в вашем хозяйстве, когда будете помышлять, как угодить Господу, думать только о небе, искать только царствия Божия. Напротив, тогда-то именно все житейские дела ваши примут правильный и благоуспешный ход, все труды ваши будут сопровождаться благословенным успехом, все занятия ваши одухотворятся, освятятся благословением свыше; тогда только и земное благосостояние ваше будет совершенно обеспечено и упрочено Божиим вседействующим и всесовершающим благословением. Ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам, – это сказал Тот, в чьей власти и небо, и земля, и мы, и все дела наши. Аминь. (Из поучений Димитрия, архиеп. херсонск.).

48. Обязанность следовать за Иисусом Христом

Сегодня, возлюбленые братия и сестры, было читано из Евангелия Матфея о призвании Иисусом Христом к апостольству рыбарей галилейских Петра и Андрея, и тоже братиев Иакова и Иоанна Зеведеевых; о хождении Иисуса Христа с проповедию о царствии небесном по всей Галилее и о исцелении Им всякой болезни и всякой немощи в людях.

Евангелист замечает, что Петр и Андрей тотчас, оставив сети, последовали за Иисусом Христом, а Иаков и Иоанн тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. Так апостолы оставили все для Христа и ради будущего живота и царствия: родителей, сродников, дома, невинные, любимые занятия, каков рыбный промысел, орудия, коими они приобретали средства к жизни, свои привычки и привязанности сердечные.

Господь не требует от нас, чтобы мы оставили все, по примеру св. апостолов, и удалились из домов своих и от сродства своего; но тем не менее обязанность последовать Христу лежит и на нас, как учениках Его. К этому призывает нас самое звание христиан, сынов благодатного царства Христова. Вступая в общество верующих и чад Божиих, крещаясь во имя Христово, мы сочетались верою Христу Сыну Божию со Отцом и Св. Духом, исповедуя Его единого своим Царем и Господом, обещаясь Ему единому служить преподобием и правдою пред Ним вся дни живота своего, Ему единому повиноваться во всем, исполняя Его св. заповеди, на Него единого уповать и Ему единому предать душу и тело, свои мысли и чувства, надежды и желания, всю жизнь и судьбу свою.

Правда, тесен и прискорбен путь последования Христу, на который призваны мы Господом. Требуется не менее, как отвергнуться себя, т. е. естественной любви к самому себе, прирожденных нам, но противувоюющих закону Божию наклонностей и желаний, сродных нашему сердцу, но противных воле Божией чувствований и стремлений, – требуется покорить всецело и совершенно свой разум и свою волю воле Отца небесного и закону Христову, мыслить и чувствовать так, как учит св. Евангелие Христово, желать и делать только то, что повелевают св. заповеди Господни. Но этот тесный и прискорбный путь самоотвержения прошел за нас и для нас Единородный Сын Божий, Господь славы, а нам остается только последовать стопам Его.

В чем состоят наши обязанности следования за Христом?

Для этого нам заповедуется распинать плоть свою со страстьми и похотьми, т. е. укрощать и погашать плотские вожделения строгим воздержанием, отречением и удалением от всего, что служит к угождению, услаждению и насыщению чувственных пожеланий, – бодрствовать и молиться во всякое время. Но не так ли поступал и Сам Господь наш? Он постился четыредесять дней в пустыне, чтобы победить искусителя. Питая чудесно других, Он Сам нередко алкал и жаждал и, страдая на кресте, в тяжких муках вопиял: жажду. Труждаясь весь день в учении и благотворении, большую часть ночи Он посвящал уединенной молитве ко Отцу Своему, а в последнюю ночь пребывания Своего на земле молился до кровавого пота.

Нам вменяется в обязанность, чтобы мы помогали нуждам других, – отъемля у самих себя, разделяли с неимущими, – терпя скорби, готовы были утешать страждущих, – оставляя попечение о самих себе, спешили с своею помощию к нуждающимся в ней. Но не так ли поступал и Сам Началовождь спасения нашего Господь Иисус Христос? Не имея Сам, где главы подклонити, Он благодетельствовал несчастным, призывал к упокоению труждающихся и обремененных, утешал плачущих, питал алчущих, исцелял болящих и страждущих, не хотел вкушать пищи прежде, нежели сотворит дело милосердия и любви. Что же мы были бы за последователи Христовы, если бы не подражали примеру Его милосердия, любви и сострадания к ближнему? И как можем называться сынами Всевышнего, если не будем милосерды, якоже Отец наш небесный милосерд есть?

Нам заповедуется переносить все скорби, напасти и бедствия с благодушием и покорностию воле Божией, прощать своим ближним все их оскорбления и обиды, все нарекания, осуждения, посмеяния и глумления людей легкомысленных и преданных миру, что особенно тяжело и горько нашему самолюбию. Вспомните, сколько гонений и напастей, сколько наветов и оскорблений, измен и коварств, сколько мучений и страданий претерпел Господь наш Иисус Христос от тварей Своих, которых пришел Он спасти и облаженствовать, за которых благоизволил пролить кровь Свою и положить Свою душу! И не смотря на то, не переставал называть другом Своего предателя в самую минуту его коварнаго лобзания, плакать и скорбеть о народе, испросившем Его на смерть, молиться за тех, которые распинали Его на кресте.

Так надобно нам тещи на предлежащий нам подвиг, взирая на Начальника веры и Совершителя Иисуса, Который, вместо подлежащей Ему почести, претерпел крест, срамоте нерадив, одесную же престола Божия седе! Что ж может быть утешительнее и благонадежнее, как идти в след Самого Господа славы? За маловременные наши скорби, за наше малое угождение Ему, за кратковременное терпение во имя Его, смотрите, какую славу и какое блаженство уготовал Он любящим Его! Отче, так молился Он Отцу Своему: ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже имех у тебе прежде, даже мир не бысть (Ин.17:24).

Таково преимущество трудного и прискорбного пути Христова! Аминь. (Сост. по проп. Димитрия, архиеп. херсонск., т. 3-й).


Источник: Проповедническая хрестоматия: Полный круг поучений на все воскресные и праздничные дни года, слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения: В 3 томах / Сост. по лучшим проповедническим образцам архим. Пантелеимон. - [Джорданвилль]: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1963-. / Т. 1: Поучения на все воскресные дни года. - 1963. - 800 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle