Неделя 4-я по Пятидесятнице
53. Истинная вера свидетельствуется добрыми делами
Один римский сотник просил Господа Иисуса Христа об исцелении слуги Его. Господь сказал ему: Я приду и исцелю Его. Но сотник повергся к ногам Иисусовым и сказал: Господи, я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелеет слуга. Уже это одно показывает, что сотник-язычник так искренно и твердо веровал в божественное всемогущество Иисуса Христа, как не веровали тогда и лучшие из иудеев. Потому то Господь, услышав такую речь сотника, сказал идущему за Ним народу: и во Израиле Я не нашел такой веры. И затем присовокупил: глаголю же вам: яко мнози от восток и запад приидут и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в цаствии небеснем, сынове же царствия изгнани будут во тьму кромешнюю. Эти истинные сыны царствия Божия были иудеи. При всяком случае Господь вразумлял их, что одно происхождение от Авраама, без духа веры и благочестия Авраамова, не спасет их. И мы с младенчества воспитаны в истинной православной вере, но одна вера, без истинно-христианской жизни и дел, не оправдает нас пред Богом, не покажет достойными сынами царствия Божия. Вера истинная, спасающая состоит не в одном соблюдении внешних обрядов христианства, при которых можно быть худым христианином, но в истинно-христианской жизни, в истинно-добрых, богоугодных делах.
Кто истинно верует в Бога Отца, Вседержителя и Промыслителя, тот убежден совершенно, что жизнь его как произошла вначале от Бога, так в Его всесвятой воле находится и во всякое время; что все, чем ни пользуется в жизни, подается от Бога, все приемлет с благодарением, как дар незаслуженный; всю жизнь и судьбу свою вверяет Его премудрости, всего ожидает и всего просит от Его благости, во всем уповает на Его отеческий промысл и милосердие. Тот безропотно сретает все, что ни случается с ним в жизни, приятное и неприятное, радостное и печальное.
Кто истинно верует в Бога, вездесущаго и всеведающаго, правосуднаго Судию и Мздовоздаятеля, тот убежден совершенно, что, где бы он ни был и что бы ни делал, всегда и везде он пред лицем Божиим, что Господь видит не только всякое дело его, но и всякий помысл, желание и намерение, а потому благоустрояет жизнь свою так, чтобы не оскорбить величия и святости Божией не только делом и словом, но и мыслию и желанием и намерением. Тот ограждает всегда душу свою страхом Божиим и при каждом поползновении сердца своего ко греху говорит самому себе: Како сотворю глагол сей злый, и согрешу пред Богом? Тот не решится сделать что-либо противу совести и закона Божия, хотя бы угрожали ему всевозможныя опасности.
Кто верует в Сына Божия, воплотившегося для спасения нашего, распятого на кресте, страдавшего и умершего в муках (для избавления нас), кто помнит всегда, что прощение грехов заслужено для нас страшными страданиями и крестною смертию Искупителя: – тот страшится греха, как яда смертоносного, тот любит Христа-Спасителя всею душою своею, повинуется во всем Ему, с усердием исполняет Его спасительные заповеди, ревностно старается уподобляться Ему во всем.
Кто истинно верует в Духа Святого, Господа Животворящего, освящающего нас своею благодатию, тот страшится более всего осквернить себя какою-либо скверною греховною, памятуя всегда оное слово апостольское: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто храм Божий растлит, растлит его Бог (1Кор.9:16,17); тот не поблажает падшей природе своей, не дает над собою воли страстям своим, погашая всякую похоть; если и падает как человек, то не предается усыплению греховному, а возбуждает себя к покаянию; ревнует всем сердцем, чтобы возрастить в душе своей плоды Духа Святого – любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание.
Кто истинно верует во едину, святую, соборную Церковь Христову, тот повинуется ей во всем, исполняет святые заповеди и уставы ее, дорожит участием в ея священнодействиях и молитвах, почитает установленные ею священные торжества, и празднества, в благоговении, посте и воздержании проводит дни, назначенные ею для постнических подвигов покаяния, с любовию повинуется и покоряется поставленным ею пастырям и учителям.
Кто верует в жизнь вечную, тот, живя плотию на земле, умом и сердцем своим живет на небе. Тот, пользуясь земными благами, ни к чему не прилагает сердца. Тот всегда имеет пред очами своими смерть и суд Божий, постоянно приготовляется к мирному переходу в вечность к своему Господу и Спасителю.
Сию то живую веру стяжавайте, братия мои, возгревайте ее в себе молитвою и душеполезным чтением, оживляйте сердечным покаянием, благоговейным причащением Тела и Крови Христовой, оплодотворяйте добрыми делами, жизнию богобоязненною и непорочною, и будете истинными христианами, сынами царствия Божия. (Из «Полн. собр. проп.», Димитрия, архиеп. херсонск., т. 3-й).
54. Беседа в неделю четвертую по Пятидесятнице
В читанном сегодня Евангелии от Матфея повествуется о том, как римский сотник просил Иисуса Христа исцелить его слугу, – о великой вере сотника во вседержительство Господа и Его всемогущую власть – творить елика хощет, исцелять всякия болезни одним словом и повелением, воскрешать мертвых и пр. и пр.; далее – о том, что Господь удивился простой, немудрствующей лукаво вере сотника и при этом произнес весьма важные, для всех нас поучительные слова и, – наконец, о том, что Господь наградил веру сотника исцелением его слуги чрез одно слово (Мф.8:5–13).
Как добр, любезен и смиренно прост сотник в своей просьбе ко Господу за больного слугу своего! Господь на просьбу его отвечает, что придет лично в дом и исцелит слугу его; а сотник Ему говорит: «я недостоин, чтобы Ты вошел в дом мой; но Ты скажи только слово, Свое всемогущее слово, и слуга мой выздоровеет». «Мои слова и приказания, говорит он, исполняют подчиненные мои; а Ты Бог безначальный, всемогущий, приведший весь мир из небытия в бытие повелением Своим и все содержащий и управляющий словом Своим: потому одного творческого, державного слова Твоего довольно вполне, чтобы исцелился слуга мой, чтобы отбегла болезнь и возвратилось здравие». Господь удивился, сказано, такой вере и сказал следующее нравоучение идущему за Ним народу: «истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры», т. е. в евреях, народе избранном, воспитанном в истинной вере, видевшем совершенные в нем чудеса, многие и бесчисленные благодеяния Божии. «Говорю же вам, продолжает Господь, что многие придут с востока и запада, т. е. из разных стран и народов, и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом (праотцами евреев) в царстве небесном, а сыны царства, т. е. евреи, изгнаны будут во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов».
Мы все знаем, как поступили евреи с Христом Спасителем, когда Он жил и обращался между человеками на земле; многие из них не веровали в Его Божество, вкривь и вкось толковали Его слова и Его чудеса, например, что будто Он обманывает народ, что будто силою веельзевула творит чудеса и пр., наконец, оклеветали Его пред римскою властию и осудили Его на поносную смерть; и за это нераскаянные из них осуждены на изгнание во тьму кромешнюю, – вместо же их, евреев, призваны к вере Христовой язычники, в числе коих и мы русские, и из этих вновь призванных народов многие, благоугодившие Богу, наследовали царство небесное. Сколько святых просияло в вере и жизни из народа греческого, римского, персидского, русского и из многих языков!
Будем же благодарны от всего сердца Господу, что Он призвал нас в Свою веру и даровал нам с нею бесчисленные блага; будем избегать иудейского неверия и жестокосердия, иудейского вероломства, чтобы избежать и страшной участи их. За веру сотника Господь сказал ему: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час. Такова сила веры! Такова она была тогда, такова и теперь; за простоту веры, как всегда, так и ныне – Господь творит чудеса и в самих верующих и, по вере их, – чудодействует и в других людях.
Итак, будем твердо держаться нашей веры во Христа, Сына Божия, и – стараться жить по вере, – во всякой исправности и в делании благих дел. Иначе и с нами будет то же, что с евреями, – и мы, новый Израиль, сыны царствия, будем изгнаны во тьму кромешнюю, где будет плач и скрежет зубов; не спасет нас наша вера православная, если мы маловерны и неверны, горды и жестокосерды, – невоздержны, нечисты, сквернословы, сварливы, непокорны, вероломны, лживы, неуважительны, ленивы, если не будем носить тяготы друг друга и помогать друг другу в житейских нуждах. Вера без дел благих мертва (Иак.2:20) и не спасет нас: ведь и бесы веруют в Господа и трепещут Его, а все остаются такими же бесами, и им уготована вечная мука, вечный огонь. Итак, будем себя испытывать, в вере ли мы и по вере ли мы живем, каемся ли искренно, исправляемся ли, освящаемся ли, в трудах ли и делах благословенных упражняемся на всякий день?
Испытаем же мы себя теперь и посмотрим: какова наша вера, такая ли, как у сотника римского? И такова ли наша простота сердечная, такова ли наша любовь к ближним, как у сотника к слугам? Увы! ныне у многих христиан совсем веры нет, а любовь христианская стала редкостию. – Мало того: многие поносят и веру, и Церковь, и верующих, зачем они веруют, зачем не живут так, как живут они, – неверующие; зачем и они не идут в погибель, как они? Итак, повторю: учитесь, братия, вере у сотника, учитесь так просить Господа о всем, как он просил Его о выздоровлении своего слуги; учитесь и жить в такой простоте, в таком смирении, в такой кротости и любви, в какой жил он. Господь и ныне тот же, каков был и тогда; и ныне так же близок к нам, как и тогда; и ныне Он тот же всемогущий Чудотворец, Врач, Спаситель, Помощник, как и тогда. И ныне столь же благоприступен всем приходящим к Нему с верою и покаянием, как и тогда; и ныне Он тот же всех благ небесных и земных богатый Податель, как тогда и прежде того и во веки.
Будем же всегда молиться Богу за себя и за других о всяком даровании в простоте и незлобии сердца, с твердою верою и упованием, в покаянии сердечном со смирением и любовию: и мы никогда не постыдимся в своем уповании. Вот мы молили Господа всенародно в храме неделю назад о даровании дождя земле засохшей, жаждущей, и Он скоропослушливый и многомилостивый послал обильный дождь, лившийся несколько дней, и возвеселил лице земли, помиловал, ущедрил человеков со скотами. Возблагодарим Его сердечно за исполнение наших прошений, моля Его благость, да и впредь не оставит нас во всем, о чем будем молить Его в нуждах наших. А сколько их, этих нужд, у всех нас! Нет им числа: у души нашей свои многочисленные нужды, у тела – свои. Но нужды душевные бесконечно важнее нужд телесных, ибо душа бессмертна и образ Божий, а тело тленно; потому о исполнении нужд душевных нужно прежде просить Господа, например, чтобы веру умножил в нас, надежду, любовь христианскую, чтобы даровал сердце чистое, дух сокрушенный и смиренный, покаяние неложное, полное плодов дел благих, а потом – о даровании и всего потребного для тела – здоровия, благорастворения воздуха, изобилия плодов земных, дешевизны всех потребностей житейских, успеха в делах и предприятиях земных, нужных для блага общего и своего частного, и прочее.
Если так будем просить, то никогда не будем постыждены в нашей молитве и в нашем уповании.
Да будет Господу слава от всех во веки. Аминь. («Полн. собр. соч.», прот. Иоанна Кронш., т. 2-й, 1894 г.).
55. Не следует подчиняться суетным приличиям света
Упоминаемый в нынешнем Евангелии сотник, – лицо немаловажное, – сам пришел к Иисусу Христу, чтобы просить Его об исцелении своего слуги.
Такой благочестивый поступок доброго сотника научает нас не выставлять своей важности, не следовать суетным приличиям света при исполнении наших христианских обязанностей. Мир очень часто вмешивается с ними и в отношения наши к Богу, в обращение наше с ближними и в обстоятельства нашей жизни.
По отношению к Богу он полагает, например, что человеку важному, идущему мимо храма Божия, не прилично обнажить свою голову и оградить себя крестным знамением. Мир судит также человека благочестивого, если он при входе в дом или приступая к столу для принятия пищи или выходя из-за стола будет молиться Богу пред св. иконами; о нем скажут: не знает приличий, не понимает требований света; но справедливо ли это и согласно ли с духом христианства? Храм Божий есть место особенного, благодатного присутствия Божия, и потому, как несправедливо мир отнимает честь у храма Божия! Мир считает для себя обязанностию быть благодарным человеку даже за безделицу, а сам осмеивает того, кто пред обедом или после обеда в молитве благодарит Бога. Он есть податель пищи: как же нам не благодарить Его? Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель наш, приступая к пище, Сам возводил очи свои на небо и благословлял ее; а человек забывает Питателя, и не хочет лица своего оградить крестным знамением. Хозяина, собеседников благодарит, а Бога забывает. При входе в дом вежливо приветствует – и хозяина и всех, а Богу пред Его образом не воздает почтения. Даже для изображения св. креста на своем лице некоторые из нынешних христиан не хотят тщательно сложить своих перстов, чтобы ими изобразить веру во Св. Троицу! Для изображения на себе креста не хотят благоговейно поднять свою руку на чело и рамена, как предписывает Церковь, а только водят ею по груди, так что нельзя и разобрать, что они делают!
Кто бы ты ни был, христианин, ты должен исполнять обязанности святой православной веры. Разделяешь ли ты когда трапезу с другими, идя к столу и вставая из-за стола, благоговейно сотвори молитву и огради себя крестным знамением. Знаешь ли, что здесь может представиться тебе случай, – как в древние времена, – сделаться исповедником Иисуса Христа? Помолившись, как следует, ты объявишь себя православным христианином; и если легкомысленным твоим собеседникам это не понравится, – скажи им, что ты исполняешь заповеди Церкви Христовой. А это разве не исповедание Христа? Быть же исповедником Христа есть великая честь. Иже исповесть Мя пред человеки, сказал Иисус Христос, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех (Мф.10:31). Тебе стыдно перекреститься, – ты находишься в таком обществе, где это не принято. Но Господь сказал: иже постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми (Мк.8:38).
Сильна ли твоя вера, которая скрывается не от страшных мук, каким подвергались древние исповедники, а от одного опасения подвергнуться безрассудному осмеянию легкомысленных людей? Может быть, скажете: я внутренно, сердечно признаю Иисуса Христа Господом и Спасителем; к чему же исповедание? Господь зрит на сердце. Так, Господь хотя зрит на сердце, – но вместе с тем требует от нас и по наружности добрых дел. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф.5:6), учит нас Господь. При входе в жилище благочестивых семейств представляется взорам входящих множество благолепных св. икон с горящими пред ними лампадами. А в доме человека образованного, под влиянием духа мира, что видеть нередко приходится? Святой иконы в его жилище или совсем нет, или столь она мала, что ее и неприметно.
Мир заповедует своим последователям почтительную вежливость. Так и следует; и закон Божий говорит: пред лицем седаго востани, и почти лице старче (Лев.19:32). Но как далеко мир простирает свое правило о почтительности? Высшим людям и нам нужным следует оказывать почтение, а пред низшими для чего унижаться? не за чем: они должны оказывать нам всякое почтение и уважение. Не так говорит слово Христово: болий в вас да будет всем слуга. Мнение знатного человека, будет ли оно легкомысленное, ложное, – превозносят похвалами; а на мнения людей незнатных, не образованных не обращают никакого внимания, хотя бы они были совершенно справедливы и могли бы приносить большую пользу. Не так говорит закон Божий: горе глаголющим лукавое доброе и доброе лукавое, полагающим тму свет и свет тму (Ис.5:20).
Какое направление мир дает образованию ума? Ум бессмертен, а в мире образуют его только для настоящей жизни. Будет ли такое образование уму нашему полезно, когда мы будем жить и действовать среди духов бессмертных? А это непременно будет. Но мир за этим не гонится. Он почитает образованным, кто умеет много, забавно и красно говорить, кто изучил тот или другой иностранный язык, хотя бы своего коренного наречия славянского, на котором у нас закон Царя небеснаго, не только понимать, даже правильно прочитать не мог. Не так судит Слово Божие: начало премудрости, сказано, страх Божий (Притч.1:7). Вот твердое основание и крепкая ограда образованию. Страх Божий остережет человека от ложных и вредных учений, научит добру. А мирская образованность и за грех часто не почитает нарушение заповедей Божиих и уставов св. православной Церкви. И можно ли исчислить все случаи, когда в угоду принятых светских приличий и обычаев так часто нарушаются нынешними христианами заповеди Божии и уставы Церкви? Не сообразуйтесь, братия, веку сему (Рим.18:2), учит нас апостол. Иже постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми, сказал Сам Господь. (Проп. изд. при ж. «Странник» 1864 г.).
56. О важности греха
Оpodpisброцы греха – смертьpodpis (Рим.6:23).
Многие из нас думают о грехе слишком легкомысленно. Важными грехами обыкновенно почитают у нас те грехи, за которые строго наказывает и земное правосудие, как например: убийство, грабительство и воровство. Те же грехи, которыми большая часть из нас прогневляет Бога ежедневно, большею частью почитаются маловажными, почти не заслуживающими кары небесной. Не так судит о грехах Бог. По уверению апостола, каждый грех, как бы он ни казался нам маловажным, заслуживает вечное наказание от Бога, если мы не поспешим очистить его покаянием: Оброцы греха – смерть.
Что такое грех? Грех есть беззаконие (1Ин.3:4), есть нарушение закона, данного Богом. А кто сей Бог, Которого мы так бесстрашно оскорбляем противлением Его святой воле?
Он есть Святых Святейший, пред лицом Которого ненавистен всякий грех и омерзительна всякая неправда. Что же делает грешник, преступающий закон Божий? Он оскорбляет Его святость; это ли люди называют грехом маловажным? Бог есть наш любвеобильнейший Отец! Что же делает грешник, беззаботно нарушающий волю Его? Он отвергает любовь Его, уничтожает Его величайшие благодеяния. И можно ли какой либо грех почитать маловажным, когда он есть не только нарушение воли Божией, но исполнение воли врага Божия – диавола? По Слову Божию, изобретатель греха есть диавол; всякий грех, сколько бы ни представлялся нам маловажным, совершается в угодность врага Божия – диавола и творяй грех от диавола есть, как говорит Иоанн Богослов. А неужели это маловажно, что человек, вместо воли Божией, творит волю врага Божия – диавола?
Всякий грех по отношению к нашей душе есть то же, что болезнь по отношению к телу. Оставьте без внимания незначительную болезнь в теле, и она легко может превратиться в болезнь тяжкую и неизлечимую. То же бывает и с болезнями духа. Если и одной искры иногда бывает достаточно для того, чтобы произвести пожар, то удивительно ли, если и малый, сперва незначительный порок, оставленный без внимания, постепенно возрастая, наконец доводит человека до высшей степени нечестия? И все величайшие грешники, погубившие и тело и душу в пороках, не вдруг сделались таковыми. Потому-то Господь Иисус Христос и предостерегает нас от неверности даже и в малом и строго наказывает за нее, что неверный в малом легко может сделаться неверным и во многом (Лк.18:10), что многие незначительные пороки обращаются в привычку, от которой трудно бывает нам отстать без особенной помощи Божией.
Из многих примеров св. Писания можно понять, сколь оскорбительно для Господа Бога и малое нарушение Его святых заповедей, когда за это многие из людей строго были наказаны небесным правосудием. Жена Лотова за одно запрещенное ей любопытство превращена в столп сланый; сестра Моисеева за один ропот на Моисея поражена проказою; сам Моисей за одно слово некоторого сомнения в силе Божией должен был умереть вне земли обетованной; Оза поражен смертию за то, что необдуманно хотел поддержать кивот Завета, охраняемый Самим Господом; Давид за одно намерение исчислить своих подданных навлек на них трехдневную язву, погубившую несколько тысяч человек; Анания и Сапфира пали мертвыми при ногах апостола Петра только за то, что утаили пред ним часть из проданного ими имения. Таким образом наказанием людей и за малые по-видимому проступки Господь подает страшный урок тем из беспечных грешников, которые, проводя жизнь свою во грехах, думают укрыться от гнева небесного правосудия под милосердием и благостию Божиею, не заслужив их.
Посему мы не должны почитать маловажными никаких грехов, не должны позволять и малому по-видимому злу укореняться в нашем сердце, дабы не дойти до ожесточения и нераскаянности и не лишиться навсегда благодати и помощи Божией, без которой невозможно спастись. Научимся лучше бояться Господа и не прогневлять Его и малыми по-видимому грехами, помня слова апостола, что оброцы греха – смерть. Тогда будем свободны от грехов великих и тяжких, будем иметь надежду спасения и помилования на суде Божием («Душеп. Чт.», 1864 г., февр., стр. 215).