Неделя 8-я по Пятидесятнице
69. Слово в неделю восьмую по Пятидесятнице
Возлюбленные братия и сестры, нынешнее евангельское чтение повествует нам о милосердии Господа к людям и Его божественной всемогущей силе, именно, – говорит о исцелении многих больных и о чудесном напитании пяти тысяч народа чудесно умноженными пятью малыми хлебами и двумя рыбами.
Оно научает нас той истине, что Господь Иисус Христос есть Творец всего, Жизнодавец и Питатель наш и Врач душевный и телесный; Он сотворил и творит в изобилии всякие плоды земные в пищу и наслаждение наше; Он посылает с небес дожди ранние и поздние; Он гремит в круге небесном и страшно осиявает молнией; Он изводит ветры из сокровищ Своих; Им же живем, движемся и существуем (Деян.17:28). А потому, братия и сестры возлюбленные, пользуясь всякий день различными дарами Божиими, будем благодарны за них Господу и за столь великую Его к нам любовь и столь богатый Его о нас Промысл платить Ему любовию и, по мере Его к нам щедрот, будем взаимно щедры к ближним нашим. Если так будем поступать, то земля не престанет произращать изобильно всякие плоды, ибо, по мере плодов любви нашей к Богу и добрых дел, и земля наполнится плодами, и не будет неурожаев и голода или тяжкой дороговизны всех потребностей. Если же будем немилостивы и жестокосерды, то и земля будет жестка под ногами нашими и не даст плода. Ничего от нас, братия и сестры, и не требует более Господь за дары Свои и за любовь Свою к нам, как исполнения нами Его святой воли и – взаимной нашей любви. Вседовольному и Всеблаженному что от нас нужно? Ничего.
Посмотрите, какое трогательное сострадание являет Господь к народу, пришедшему во множестве слушать сладкое, животворное слово Его и – исцелиться от недугов своих! Увидев множество народа, говорит евангелист, Господь сжалился над ними и исцелил больных их. Не научает ли Он этим и нас всех состраданию друг к другу и милосердию? Да, Он подает нам пример Собою всякой добродетели. Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я (Ин.13:15), говорит Господь, конечно, в пределах возможного. Вы не можете исцелить? но можете сочувствовать больному, навестить его, утешить его своею любовию, помочь ему, чем и как можете; или можете накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого или купить ему какую-либо одежду и обувь, и прочее. Еще нынешнее Евангелие научает нас тому, чтобы мы не сомневались уделять ближнему и из малого, по силе своей: ибо и малое Господь силен умножить, так что дающий нищему не обеднеет. Апостолы имели только пять хлебов и две рыбы и думали, что не стоит и делить такую малость на столь великое множество народа. А эта малость сделалась великим множеством: все ели и насытились, да еще и осталось в сорок раз больше того, сколько было.
Не бывает ли подобного чуда и ныне с людьми милостивыми? – И весьма часто. По мере даяния и Господь им подает в десять, двадцать, во сто раз больше. Верен Господь во всех словах Своих (Пс.144:13).
Но особенно нынешнее Евангелие учит нас тому, что истинный хлеб наш, хлеб не временной, а вечной жизни есть Господь Иисус Христос и что мы должны заботиться не только о тленной пище, но особенно – о нетленной, дающей жизнь вечную душе, – именно, о причащении Пречистого Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении слова Божия, которое есть духовная пища душ наших, и о молитве, освящающей и насыщающей душу благодатию. Когда народ, после чудесного насыщения, стал ходить за Иисусом Христом с тем, чтобы еще и еще поесть чудесного обеда, тогда Господь сказал им обличительно: истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын человеческий. Истинно говорю вам: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес, и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин.6:26–27).
Пища для чрева и чрево для пищи, Бог же и то и другое уничтожает (1Кор.6:13). Итак, братия и сестры, стараясь о пище тленной, более позаботимся о пище духовной, которою питается безсмертная душа наша, – о причащении Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении слова Божия и о молитве общественной и домашней.
Душа наша, братия и сестры, безмерно дороже и благороднее тела: она есть образ Божий, т. е., говоря проще, как бы портрет Божий, и – бессмертна; одарена разумом и свободною волею, со способностью освящаться благодатиею Божиею, восходить выше и выше по ступеням добродетели, уподобляться более и более Богу, – обоготворяться и достигать величайшего блаженства в Боге. Тело же – земля и тлен и должно непременно умереть и обратиться в прах, из которого взято; – в воскресение мертвых оно восстанет уже телом духовным. Между тем душа наша находится в состоянии падения самого жалкого, в состоянии омрачения, удаления от Бога и рабства диаволу, греху и страстям. Она погибает во грехах и может во веки погибнуть, мучиться в огне неугасимом.
О чем же всем нам более нужно заботиться в этом временном странствовании на земле? О просвещении души, о спасении ее, о приближении к Богу, от Которого мы удалились чрез грех, о правде, которую мы попрали, которой стали чужды, о святости во всем житии и отвержении лукавого жития: вот о чем; а потом и о пище и питии и одежде, – но заботиться умеренно, беспристрастно, как о предметах второстепенных и временных. Не будем же, братия и сестры, извращать Божия порядка; будем пещись более о душевном просвещении, насыщении, утешении, спасении, а потом уже и о земных, так называемых благах – пище, одежде, жилище. Аминь. («Полн. собр. соч.» прот. Иоанна Кронш., т. 2-й).
70. Обычай молиться пред вкушением пищи
И прием пять хлеб и обе рыбе, воззрев на небо, благослови и преломив, даде учеником хлебы (Мф.14:19).
В ныне чтенном Евангелии вы, братия, слышали повествование о чуде, совершенном Спасителем в пустыне. Пять тысяч мужей, кроме жен и детей, стало быть всего 10 тысяч, слушали слово Спасителя о царстве Божием, слушали целый день и с таким наслаждением питались этою нетленною пищею, что забыли о вещественной, необходимой телу. Быть может, они сами и долго еще не вспоминали бы об этой необходимой потребности, если бы не напомнили о том Спасителю Его ученики. Ученики подошли к Спасителю и сказали: «место здесь пустое, а время позднее; отпусти народ, чтобы он в соседних городах и селах купил себе хлеба». «Вы дайте им ясти», сказал Спаситель. Но что было дать, когда оказалось у всего народа только пять хлебов и две рыбы? Несмотря на такое малое количество, Спаситель велел найденное подать Ему и, воззрев на небо, благословил, преломил эти хлебы и рыбы, дал ученикам, ученики же преподали народу. И дивное дело, – ели все и насытились и даже оказался остаток, – собрано 12 коробов кусков, как бы в доказательство, что не в воображении было все случившееся, но на самом деле.
В чуде Христовом для нас, между прочим, поучительно то, как Иисус Христос приступил к насыщению народа. «Воззрев на небо, благослови», говорит Евангелист. Итак, обращение к Отцу небесному, прославление Его, одним словом – молитва, вот что предшествовало этой благодатной трапезе. И у нас есть благочестивый обычай, пред вкушением пищи обращаться с молитвою к Богу. Не дорого ли для нас, что этот добрый обычай освящен примером Самого Иисуса Христа? Но в наше время многие стали уклоняться от этого обычая. К чему и затем, говорят, это делать? Это ничего незначущий обряд. Но походят ли на правду такие речи? Зачем, в самом деле, нужно молиться пред вкушением пищи и питья?
Что такое пища, вкушаемая нами? Это дар Отца небесного, подающего ее нам на всякий день без всяких со стороны нашей заслуг, единственно по Своей милости. Как же, садясь за стол, не вспомнить Того, Кто питает нас? Как не восчувствовать и не сказать пред Ним так: «Ничего, Господи, нет у нас нашего; но все от Тебя. Ты, об нас промышляя, посылаешь все нужное для нашей жизни. Благослови же употреблять дар Твой, благослови во славу Твою и с пользою для нас». Так мы должны исповедовать свою зависимость от Бога; так должны свидетельствовать, что чувствуем Его милости к нам. А что же делают те, которые не хотят молиться пред вкушением пищи и по насыщении? Они не хотят признать себя в зависимости от Бога; они себе, своим силам приписывают то, что имеют; они таким образом как бы отъемлют у Бога то, что действительно исходит от Него, являются гордыми, неблагодарными. А гордость и неблагодарность, вы знаете, какие тяжкие грехи. И в этих то грехах виновны те, которые не следуют обычаю молиться Богу пред вкушением пищи.
Но действительно ли от Бога дается нам пища? Непременно так. Труд земледельца никогда бы не увенчался успехом, если бы Господь в одно время не послал на его ниву дождь, в другое теплоту солнечную. Да он не мог бы и трудиться, если бы Господь не даровал ему сил к трудам. И мы с вами разве имели бы когда что-нибудь, если бы одному из нас Господь не дал хороших способностей душевных, другому крепких сил телесных, третьему средств к образованию себя, четвертому благодетелей? Значит, все от Бога, свой ли, чужой ли хлеб мы едим. Значит, каждый, кто бы он ни был, должен молиться пред вкушением пищи и по вкушении.
Кто молится не машинально, не кое как, а со вниманием и благоговением, тот чрез молитву испрашивает благословение Божие на свою пищу, потому вкушает ее с пользою для своего здоровья. Молитва делает пищу не только полезною, но и приятною. При молитве и самое простое, неизысканное кушанье становится приятнее, сладостнее, чем роскошные яства богачей и сластолюбцев.
Не следуйте же, братия, тем, которые не молятся садясь за трапезу. Такие люди в учители нам не годятся. Наверное можно сказать, что они и в другое время или никогда не молятся, или молятся, но мало, вообще холодны к молитве. Кто Бога помнит, Его любит, тот не может забыть о Нем при пользовании дарами Его, тот не постыдится вознести к Нему молитву, хотя бы с ним тут никто не молился. Помолясь Богу пред столом, и за столом будьте в молитвенном настроении, с мыслию о Христе и тут не расставайтесь, – так и думайте, что вот с вами Христос, невидимо присутствующий. Потому и за столом избегайте смеха, празднословия, неуместных рассказов, шуток. Помните, что в других местах даже в молчании вкушают хлеб. Дай нам, Господи, на всякое время и на всяком месте питать в себе чувство страха Твоего, и тогда что ни стали бы делать – пить или есть или иное что творить, по слову апостола, все во славу Божию будем делать. Аминь. («Душеп. Чт.», 1885 г.).
71. О единомыслии в вере
Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в однех мыслях (1Кор.1:10).
К нашему времени, братия, как нельзя более подходит это наставление св. апостола! Мы живем в такую пору, когда разгордевшийся разум человеческий стремится мыслить по своему, а не так, как предано Церкви от апостолов и святых отцов. В Церкви Православной, даже среди малообразованных классов общества, появляются пагубные разделения и составляются особые секты или веры, в которых истинное Христово учение искажается до того, что его и узнать нельзя. Приведенное выше наставление апостола совершенно позабыто и даже в тех сектах, которые похваляются всего более тем, что постоянно читают свящ. Писание.
Что же следует делать для соблюдения истинно-христианского единения в духе и мыслях? Прежде всего, христиане должны побороть в себе гордость, которая есть источник всякого греха. Как теперь возникают разного рода секты и ереси? Получит человек некоторое начальное образование и станет читать книги. Между этими книгами, конечно, в руки его попадает и книга Нового Завета, в которой, по словам ап. Петра есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, т. е. перетолковывают по своему (2Петр.3:16).
Как бы должен поступить простой человек-христианин, если бы он нашел в Слове Божием нечто непонятное для себя, нечто, по-видимому, противоречащее тому, что он видит в жизни современного православного общества? Конечно, ему следовало бы пойти к тем, кто сумеет изъяснить темные места в св. Писании, кто изучил толкования на св. Писание, содержащиеся в писаниях св. отцов, т. е. к пастырям Православной Церкви. Но, беря в руки самую важную из всех книг, почти всякий малообразованный крестьянин думает, что он поймет все в ней находящееся, как следует понимать, а понимает он все в ней находящееся почти всегда буквально. И вот, найдя например, что Господь Иисус Христос запрещает противиться злу (Мф.5:39), подобные люди с гордостию, как будто бы сделавши какое-нибудь новое открытие, везде начинают проповедовать, что христианство запрещает всякое возмездие за дурные поступки и что поэтому дескать не нужно ни судов, ни войск для защиты отечества от внутренних и внешних врагов. Такие люди не хотят и слышать, что внушают им поставленные над ними пастыри Церкви – для них все кажется ясным, и они выходят из состава членов Церкви, образуют какую-нибудь новую секту. Между тем, если бы в них было хотя немного смирения, они, конечно, сознали бы, что нельзя так скоро решать те вопросы, какие касаются направления всей жизни человека и дела спасения его души.
Не мало также содействует появлению всяких разделений и распрей между христианами недовольство многих своим положением. Преимущественно недовольство существует среди бедного люда против богатых, которые будто бы не имеют права владеть никаким излишним против других достоянием. И так многие раздражаются зрелищем чужого богатства, что начинают составлять особые общества, которые стремятся к насильственному отобранию богатств от богатых. Они совсем забыли указания Слова Божия, что бедность налагается на человека по воле Божией для его усовершения в добродетели (Иов.1:21), что чаще всего она происходит от лености и беспечности самого человека (Притч.6:9–11; 10, 4) и что иные бедны для того, чтобы впоследствии сделались наследниками царства небесного (Иак.2:5).
Разделения в христианском обществе усиливаются и потому, что люди стали мало заботиться, чтобы сердце их было согрето любовию к братиям. Где начинает развиваться разум, там часто охладевает сердце и замирает истинная христианская любовь к братиям, и появляются разного рода разделения.
В наше время многие выражают недовольство по поводу неравенства в распределении земных благ: одни слишком богаты, другие слишком бедны; одни наживают огромное состояние, пользуясь услугами рабочих людей за самое скудное вознаграждение; другие, находясь в полной зависимости от хозяев, на которых работают, лишены возможности поправить свое положение и прибегают к незаконным средствам, чтобы заставить увеличить плату за их работу. Отсюда происходят стачки, рабочие прекращают работы на фабриках, на заводах, производят различные беспорядки, чтобы сделать вред хозяевам. Христианское чувство конечно возмущается тем, что люди богатые притесняют бедных, наживаются на их счет, а сами для них ничего не делают, от избытков своих ничего им не уделяют, или крайне скупо награждают их за услуги. Но как бы ни было возмутительно такое отношение богатых к бедным, истинный христианин никогда не одобрит насильственных мер для противодействия этому злу. Христианская вера указует другое, более действительное средство для сего противодействия. Она проповедует о любви к ближним, научает взирать на них, как на братьев по духу во Христе Иисусе и потому принимать живейшее участие в их нуждах, и первее всего помогать присным своим, служащим, работающим. И если бы все христиане поступали единственно по братской любви, в обществе христианском не было бы того неравенства в распределении земных стяжаний, которое многих возмущает и дает повод сочувствовать учению социалистов и коммунистов о насильственных мерах для уничтожения этого неравенства.
Христианская вера располагает к разнообразным благотворениям не только учением о братской любви, по смыслу которого все мое есть твое, но вместе усиленными напоминаниями о тленности земных благ, о греховности и пагубности пристрастия к ним, о значении благотворений, как одолжении Самому Христу, по Его словам: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф.25:40), и таким образом споспешествует не только спасению души, но вместе и земному благосостоянию. Какую силу имеет христианская вера в делах благотоворения, о том свидетельствуют бесчисленные примеры. Не говоря о частной благотворительности, укажем на благотворительность общественную в ее многочисленных видах: на школы, на приюты для стариков, для вдов и сирот, для слепых и глухонемых, на дома трудолюбия, на учреждения для удовлетворения многих других нужд семейных, общественных, церковных. Ничего подобного мы не встречаем в древнем мире. Будем, же братия, крепко помнить, что христианское благочестие на все полезно: с ним соединено обетование не только живота вечного, но и настоящего благосостояния. (Из «Воскр. Б.», 1898 г. и других источн.).
72. Да не будут в вас распри
Молю вы, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не будут в вас распри (1Кор.1:10–18).
Святой апостол Павел увещевает коринфских христиан сохранять между собой во всем согласие и избегать распрей. Поводом к такому увещанию послужило дошедшее до него известие о происшедшем среди коринфских христиан разделении. Это известие принесено было ему членами семьи известной тогда христианки Хлои. Разделение состояло в том, что коринфские христиане стали называться по именам тех учителей, каких кто почитал более близким для себя или лучшим других; один говорил: я – Павлов, другой: я – Аполлосов, третий: Кифин или Петров, а я – Христов. Предусматривая печальные последствия, могущие произойти от такого разделения, апостол увещевает коринфян хранить между собою единение в мыслях, единение в словах: не называться именами разных учителей, хотя бы то были и святые апостолы, но быть всем учениками единого Учителя – Господа Иисуса Христа и всем именоваться по Его святейшему имени – учениками Христовыми. А кто хочет быть истинным учеником Христовым, тот должен соблюдать завет своего Божественного Учителя, данный Его первым ученикам-апостолам. Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите, говорит Он им. Какия заповеди? Прежде всего заповедь о любви: Сие заповедую вам, да любите друг друга (Ин.15:17). О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин.13:35).
Где разделение, там нет любви. Только любовь все объединяет, все связывает. В мире видимом и в мире нравственном все связано между собой любовью. Ничто в мире не живет только для себя, но все служит другим. Солнце не для себя светит, вода не себя поит, огонь не себя согревает, земля не для себя произращает траву, деревья и плоды. И стаи птиц, и стада животных связаны любовью. Общества человеческие существовать могут только при условиях любящей взаимопомощи. Тем более нужна и обязательна любовь для обществ христианских. Любовь созидает, а разделение ведет к разрушению. Всякий город, всякое царство, разделившееся само в себе, не устоит, изрек Господь.
Молю вы, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не будут в вас распри (ст. 10). Это увещание апостольское относится столько же к христианам нашего времени, как и к коринфским. Наше время, по преимуществу, есть время распрей. Если к какому времени может относиться предречение Христово, что за умножение беззакония иссякнет любы многих, то оно более всего может относиться к нашему времени, к нашей, ставшей теперь несчастной, стране.
Умножилось среди нас беззаконие, оскудела и любовь. Мы уподобились тому народу, о котором некогда пророк говорил: с ног до головы струп и гнойная рана (Исаия). Беззаконие вверху, беззаконие в средине, грех и беззаконие внизу. Вверху – отступление от Бога, отпадение от веры и церкви. В средине – поклонение Мамоне и золотому тельцу, а в нижних слоях, у простого народа – пьянство и разврат; за умножение беззакония оскудела в земле нашей любовь; восстают брат на брата, сосед на соседа, бедный на богатого. Повсюду разврат, грабеж, повсюду распря. Русский народ разделился на множество враждебных станов, одних другим враждебных. Разномыслие в делах веры и в делах общественного и государственного порядка породило эту страшную смуту, которая охватила теперь всю землю русскую. Недостаток терпеливого отношения к чужим мнениям породил вражду между партиями, а вражда произвела нестроения и в общественной, и в государственной жизни.
Разномыслие в суждениях о существующем порядке государственной жизни послужило причиной разделения нашего государства самого в себе: оно восстановило членов одной семьи друг против друга.
Разномыслие сделало то, что ученики восстают на учителей, воспитываемые на воспитателей. Горделивое самомнение детей восстановило их против родителей. Теперь дочь оскорбляет свою мать за ее убеждения, имеющие за собою вековую давность. Мать плачет о дочери, что она увлеклась модными учениями и смеется над верой и благочестием матери. Сын отходит от отца потому-де, что не желает есть хлеб, приобретаемый отцом его своей верной службой царю и отечеству и верностию данной им присяге.
Молю вы, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, да не будут в вас распри... Как далеко от этого благого совета в наше время и те органы нашей печати, которые посеявают раздор между членами русской семьи, возбуждают одних против других, предают общественному позору невинных, извращая истину для своих целей, представляя ошибку, свойственную всякому деятелю, пороком, заслуживающим общественной кары. Как далеки от Евангельского братолюбия те, кто дает веру всякому, хотя бы передаваемому и чрез печать, слуху, позорящему частных или общественных деятелей, без осведомления о степени и верности этих слухов. Еще дальше от этой благоснисходительности те, кто с злорадованием прислушиваются к звукам этого нравственного бичевания своих братьев. Они забывают, что злорадование есть такой же порок, как и тот, за который виновный подвергается публичному позору. Скажем более: может случиться, что злорадующий окажется более виновным, чем тот, к кому относится его злая радость. Ведь, в числе злословимых весьма часто бывают люди неповинные, даже праведники. И Сам Божественный Учитель наш не подвергался ли злословию, как написано: Злословия злословящих Тебя пали на Меня (Рим.15:3).
Молим вы, братия, да не будут в вас распри. Ибо на распрях счастие людей не создается. Лучше черствый кусок хлеба с миром, чем стол, полный яств, с раздором, говорила древняя мудрость.
Распри приводят не к благоустроению, а к разрушению. Где распря, там разделение, а где разделение, там разрушение; царство, разделившееся на ся, не устоит. Распри приводят не к свободе, а к порабощению. Римские владыки покорили себе некогда весь мир, посредством разделения, держась правила, выраженного в изречении: разделяй и управляй. Значит, те, кто производит распри в обществе, в государстве, ведут общество и государство к разделению, а разделение – к порабощению и гибели, от чего да сохранит нас Бог.
Итак, словами апостола умоляем вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо таковые люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре (Рим.16, 17. 20). («Слова и поучения» Макария, митр. Моск., выпуск 3-й, стр. 112).
