Источник

Неделя 11-я по Пятидесятнице

81. Прощение обид ближнему есть необходимое условие, чтобы получить прощение и собственных грехов от Бога

В ныне чтенном Евангелии мы слышали произнесенную некогда Божественным Наставником Иисусом Христом притчу о милосердном царе и безжалостном заимодавце. Притча эта читается так: «царствие небесное подобно царю, который хотел сосчитаться с рабами своими. Привели к нему одного раба, который должен был ему десять тысяч талантов (около двадцати миллионов руб.). Так как рабу нечем было заплатить, то царь приказал продать его, и жену его, и детей, и все имение его. Тогда раб пал к ногам царя и со слезами умолял его, говоря: «государь! потерпи на мне, я все заплачу тебе». Государь сжалился над ним, простил ему весь долг и отпустил. Но раб, выйдя от царя, встретил товарища своего, который должен был ему сто динариев (около 20 р.), схватил его и начал душить, говоря: отдай мне долг. Товарищ пал к ногам его и умолял его теми же словами, какими он умолял своего господина: потерпи на мне, я все тебе отдам. А тот не захотел слушать, посадил его в темницу, пока не отдаст ему долга. Донесли царю о жестокосердии раба: царь разгневался на него, призвал его к себе и сказал: злой раб! весь долг твой я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища своего, как и я помиловал тебя? И велел царь мучить его до тех пор, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец небесный поступит с теми, кто не простит от всего сердца брату своему согрешений его.

Здесь, в притче, под царем, восхотевшим требовать уплаты долга с рабов своих, очевидно, разумеется Господь всяческих, Бог духов и всякие плоти, Отец небесный, а под неоплатным должником – все мы грешники, безответные пред Богом по своим бесчисленным и безмерным беззакониям.

Грехи наши против Бога называются долгами нашими пред Ним в том отношении, что мы как все, что ни имеем, чем ни пользуемся, получили от Бога, так все должны возвращать Ему, т. е. употреблять во славу Божию, по воле и намерению благодетеля Бога; но когда мы грешим, то поступаем вопреки закону Господню, действуем не во славу Божию: по апостолу, грех есть беззаконие, а преступлением закона бесчестится Бог; следовательно, тогда мы оказываемся должниками пред Богом.

Поистине, что есть у нас свое? Не все ли у нас Божие? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил, обличает апостол (1Кор.4:7). И жизнь наша, и душа наша с ее силами и способностями, и тело наше с его крепостию и красотою, со всеми его органами, и пища, одежда и жилище наше, и семейное счастие и общественное благоустройство наше, и закон христианский, открывающий нам волю Божию, и благодатные средства, содействующия к оправданию нашему пред правосудием небесным, все подано нам и сохраняется для нас Всеблагим Творцом, Промыслителем и Искупителем Богом. Поэтому, на что же мы и должны посвящать все эти дары Божии, если не на благоугождение Богу; как располагать ими, если не по указанию и назначению Господню?

Но исполняем ли мы свой долг? Живем ли для Бога, прославляем ли Его в душах и телесах наших, служим ли Ему всеми силами существа нашего; разделяем ли по заповеди Божией пищу с алчущими, одежду с нагими, жилище с бескровными и странными; благословляем ли и благодарим ли Господа за семейное счастие и общественное благоустройство? Сообразуем ли с заповедями Господними жизнь свою, действия свои? Обращаемся ли к благодатным средствам для своего освящения и оправдания пред Богом? Не чаще ли всего мы, вместо Бога, живем только для плоти и мира, проводим все время жития своего в суете мирской, в наслаждениях чувственных; вместо прославления Всевышнего, преклоняемся всем существом своим пред богатством и знатностию, вместо благоговейной службы Богу, раболепствуем всеми силами души и тела одному греху? Так мы поступаем во всем и всегда почти не в угождение Богу, не для славы Божией, и следовательно не есть ли должники пред Богом и должники неоплатные?

Что же мы представим Владыке всяческих в уплату своего безмерного долга? Что принесем для удовлетворения Его правосудию за безчисленные свои прегрешения? Ничего более, как только слезную, униженную мольбу к Нему потерпеть на нас, простить нам ради крайнего Своего благоутробия, – мольбу, опирающуюся на вере нашей в ходатайство за нас пред Ним Богочеловека Иисуса и притом соединенную с нашим благоснисхождением к проступкам собратий наших против нас. По сказанию притчи Христовой, раб, должный тьму талантов, удостоился совершенного прощения долга от царя за то, что, падши пред ним и кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне. Апостол Иоанн Богослов учит: «если кто согрешит, то мы имеем Ходатая пред Отцом Иисуса Христа праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не токмо за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин.2:12). Ап. Петр проповедует: «о Нем», т. е. Иисусе Христе, «все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян.10:43).

Будем же, братия, прощать обиды своим врагам, подобно тому, как Бог прощает нам наши бесчисленные грехи прежде нас.

К этому побуждает нас слово Божие. Сам Ходатай Бога и человеков Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех, вещает нам: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный. А если не будете прощать людям согрешений их; то и Отец ваш небесный не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14, 15). Почему, научая учеников молиться, Господь заповедал им между прочим взывать к Отцу небесному так: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Должниками нашими здесь называются те люди, кои не отдали нам того, что должны были отдать по закону Божию, каковы суть оскорбители и презиратели наши, досадители и обидчики, зложелатели наши.

Так, братия, вот условие и мера для получения нами от Бога прощения грехов наших, предписываемые Самим Искупителем нашим: «простим виновному пред нами собрату, простится и нам, не простим, не простится и нам; простим мало, мало простится и нам; простим много, много простится и нам; простим все, все простится и нам. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф.7:2).

К этому, далее, побуждают нас и свв. Отцы Церкви. «Прости грехи раба, чтобы тебе получить прощение грехов от Господа; если он сильно оскорбил тебя, то чем больше ты простигнь, тем больше и сам получишь прощения», уверяет св. Златоуст. «Когда обида разжигает твое сердце, вспомни о Христе и об Его язвах; рассуди, что претерпеваемое тобою весьма маловажно в сравнении с страданиями Владыки: и тогда, как водою, угасишь свою скорбь», убеждает Григорий Богослов. «Ты, как бедняк, отпусти своему должнику сто динариев, а Господь, безмерно богатый милостию, простит тебе десять тысяч талантов, со всеми на них процентами, и с процентами на проценты», уверяет св. Иаков низибийский.

В этом убеждают нас и примеры из жизни святых. Некогда Иоанну Милостивому, патриарху александрийскому, стал говорить грубые и бранные слова нищий, которому показалась слишком малою милостыня, поданная им. Грубияна и ругателя хотели было унять побоями окружающие святителя, но незлобивый Иоанн остановил их такими словами: «оставьте его в покое; как мне не перенести одного оскорбления от брата моего, когда я сам в продолжение шестидесяти лет оскорбляю делами Господа Иисуса Христа»? Поймите отсюда, какого еще легче нам средства заслужить у Бога прощения в грехах наших?

Св. Иоанн Милостивый, патриарх александрийский, однажды долго споря с патрицием Никитою из-за обложения последним бедных податью, расстался с ним около полудня с приметным неудовольствием и гневом. Наступил вечер, солнце уже было на закате. Святитель посылает протопресвитера и клириков к патрицию сказать: «скоро зайдет солнце». Услышав эти слова, Никита был так тронут, что облился слезами и тотчас же пошел к святителю: здесь они поклонились друг другу до земли, обнялись и, довольно наговорясь в сладость, распростились любезно, по братски, или лучше, как послушный сын с сердобольным отцом.

Итак, возлюбленные братия, всемерно постараемся примириться со всеми врагами своими, дабы восстановить нам мир с Богом; будем снисходительны друг к другу и простим взаимно, если кто на кого имеет гнев, дабы и Бог во Христе простил нас (Кол.3:13); не будем мстить за себя обидчикам, дабы и Бог не мстил нам; будем предварять наших оскорбителей примирением с ними, дабы и Господь предварил нас Своею благодатию, забудем зло, которое нам сделали лиходеи, дабы и Отец небесный забыл наши грехи; сделаем то, что Спаситель Христос нам повелел, дабы сотворил и Он то, что обещал: отпущайте и отпустится вам (Лк.6:37). Аминь. («Проп.», рук. для сельск. паст., 1892 г. и др. источ.).

82. Назидания из притчи о должнике неоплатном

Один царь, говорится в слышанной нами притче Господней, вздумал сосчитаться с своими рабами и нашел между должниками одного, который должен был огромную неоплатную сумму 10,000 талантов – по нашему счету до 25 миллионов рублей. Строго стал требовать он возврата денег, с угрозою продать все, даже жену и детей. Такой громадный долг не мог уплатить должник, а потому стал просить снисхождения и милости господина: потерпи на мне, и все тебе отдам. Господин простил ему все. Такая незаслуженная милость должна бы, сделать и его милосердым. Но лукавый раб не сделался от этого лучше – милостивее. Идя от своего благодетеля, он встретил должника, который должен был ему только 100 динарий – в миллион раз менее, чем сам был должен. Грубо, на улице, он хватает за горло своего товарища, требует немедленной уплаты долга. Несчастный должник униженно, на коленях стал просить снисхождения, обещаясь заплатить. Но неумолим был товарищ его: он посадил его в темницу. Все это видели слуги господина и, возмущенные таким поступком раба, только что пред тем помилованного на глазах их, – передают обо всем этом своему господину. Он снова позвал раба, и уже со всею строгостию напоминает ему о поступке: «весь долг я простил тебе, не надлежало ли и тебе простить своему должнику?» И приказал посадить его в темницу до совершенной уплаты долга, иначе навсегда. И заканчивает Господь притчу так: «и Отец мой небесный не отпустит вам согрешений ваших», если вы сердечно не простите проступков своим ближним. Последними словами и объяснил Господь значение притчи – в ней мы видим бесконечное милосердие Божие к человеку и грубую жестокость человека к своему собрату.

Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? воспеваем мы в храме за всенощным Богослужением. И подлинно, если бы правосудный Бог не имел любви и безконечнаго милосердия к нам грешным, давно бы мы погибли. Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:15–16). Только пролитая кровь Спасителя на кресте спасает нас, дела же наши сами по себе всегда нечисты. Что ни ступил, то согрешил, говорит кающийся грешник; и правда, если не делом, то желанием, если не желанием, то мыслию. Когда мы сознаем свою греховность, прибегаем к покаянию и обращаемся к Господу с словами: Господи, помилуй, спаси нас, погибаем, – как погибающий Петр! И слышит многомилостивый Господь наши недостойные мольбы, изменяет гнев на милость. Кающиеся Ниневитяне прощаются Господом, и назначенный к разрушению город их остается целым; чрез пост и молитву Ниневитяне как бы просили Господа потерпеть на них. Впрочем, если мы будем грешить намеренно, в надежде, что Господь милосерд и простит нас, то ошибемся, – Господь сколько милосерд и долготерпелив, столько же и правосуден. Он наказывает нас, когда мы остаемся глухи и нечувствительны к Его милостям. Целый мир, растленный грехами, погубил Господь, наказав всемирным потопом, целые пять городов уничтожены за нечестие и нераскаянность. Облагодетельствованный народ еврейский рассеян по лицу земли за постоянные отступления от Господа.

Милосердие Божие тогда только доступно нам, когда сами будем милосерды к другим. В молитве Господней, с которою мы обращаемся каждодневно к Отцу небесному, мы говорим: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, – значит прямо обязываемся прощать грехи, – так как долги обозначают грехи наши, обиды ближним. – Но как часто пустая, ничего незначащая обида озлобляет нас, побуждает прибегать к закону, требовать наказания. Вот и показываем, что мы плотские и дела плоти только творим, потому что плоды духовные суть, по слову апостола, любы, радость, мир, долготерпение (Гал.5:22). Если бы пользовались уроками Слова Божия, как были бы близки к Богу! Благоприятна Богу только жертва мира и любви, – аще принесеши дар твой к олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим (Мф.5:23–24). Аще алчет враг твой, ухлеби его: аще ли жаждет, напой его: сие бо творя, углие огнено собираеши на главу его (Рим.12:20), – вот чем должны мы платить ненавидящим и платить от всего сердца. Одна любовь к ближним может нас приблизить к Богу. Самый суд страшный будет больше судом милосердия – «суд без милости не сотворшим милости». Правда, по человеческому чувству трудно во враге видеть брата, ближнего; но для этого нужно иметь насилие над собою – просить помощи у Бога в этой величайшей добродетели, да и ни одна добродетель не дается легко. Без примирения с ближним Господь не дает совершить ни одной добродетели. В жизнеописании одного святого мученика, Никифора, помещен вот какой рассказ: был с ним дружен христианский священник Салрикий, но потом чем то оскорбился на Никифора и ни за что не хотел примириться с ним. Взят был Саприкий на мучение, Никифор всю дорогу просил у него прощения и не мог получить. Что же случилось с священником, идущим пострадать за Христа? Он отрекся при первых пытках, а Никифор мужественно перенес все за Христа и причислен к лику мучеников.

Видите, Бог не удостоил мученического венца и не простил грехи тому, кто не прощал грехи брату своему.

Вот так Бог и с нами поступает. Как бы мы Его ни просили, как бы ни умоляли Его: Он не прощает нам ни одного греха, не забывает ни одного худого нашего поступка, если мы сами не прощаем нашим ближним, не забываем обиды, какие от них терпим. Напротив, если мы не злобствуем на наших ближних, когда они нас обижают; если забываем всякое зло, какое они нам делают: то и Бог забывает наши злые дела, оставляет нам наши грехи, как бы они ни были тяжки и оскорбительны для Него. И молитва, и пост, и милостыня, и другие добрые дела не угодны Богу, когда мы питаем злобу на наших ближних; напротив, Бог бывает милостив к нам, хотя мы и мало молимся, и мало подаем милостыни, и мало делаем других добрых дел, да только прощаем и забываем все обиды и оскорбления, какие делают нам другие.

В одном монастыре был монах, который всю свою жизнь провел в лености и небрежении. Когда пришло время ему умереть, то братия того монастыря собралась к нему посмотреть, как будет душа его разлучаться от тела. Так как жизнь его беспечная была всем известна; то и думали, что он будет мучиться, беспокоиться. Но что же увидели? Беспечный монах умирал смертию праведника, умирал весело, спокойно. Все дивились, изумлялись и приступили к умирающему с просьбою: скажи нам, брат наш, отчего ты так спокойно и весело умираешь, несмотря на то, что ты всю жизнь свою провел во всяком небрежении? Больной, укрепленный благодатною силою Христа, встает и говорит: честные отцы, я мою жизнь провел в небрежении; и недавно Ангелы Божии приносили рукописание моих грехов, которых очень много, и прочитав спросили меня: помнишь ли ты эти грехи? – Помню, ответил я; но вспомните и вы слова Господа нашего Иисуса Христа: не осуждайте и не будете осуждены; прощайте и простится вам. А я, с того самого дня, как отрекся от мира и постригся, не осудил ни одного человека, не питал ни к кому злобы, всем и все прощал. Да исполнятся же на мне слова Господа! Не успел я сказать это, как Ангелы тотчас разодрали рукописание моих грехов. Вот от того я теперь покойно и так весело умираю. Мне все прощено, потому что я всем и всех прощал. Сказав сие, больной лег на одр свой и почил в мире сном вечным.

Вот, братия, как спасительно для нас прощать все ближним нашим.

Когда Бог прощает нам: то навечно уже забывает о наших грехах, как будто мы никогда и не грешили пред Ним; любит нас, как будто мы всегда делали угодное Ему. Так и мы должны прощать, т. е. прощая, мы все должны забывать, не помнить никогда того, что этот человек зло нам делал, должны так любить его, как будто он не зло, а добро нам делал.

Из этого можете видеть, что то наше прощение, за которое нам все делает Бог, дело очень нелегкое, оно даже выше сил наших, оно – дар Божий. Да, мы непрестанно должны просить Господа Бога, чтобы Он помог Своею благодатию научиться прощать все обиды и забывать все оскорбления, какие терпим от других. И потому знайте, что если для вас никакого труда не стоит простить, то это прощение еще не важно пред Богом. Прощение тем спасительнее для нас, чем труднее нам прощать. Когда вам трудно, не хочется прощать, и вы несмотря на то, просите Бога, чтобы Он помог простить, и наконец прощаете: тогда прощение ваше приятно Богу и спасительно для вас. Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный (Мф.6:14). (Из проп. прот. Родиона Путятина).

83. Слово в неделю одиннадцатую по Пятидесятнице

Нынешний день, возлюбленные братия, читана была евангельская притча Спасителя, в которой Он, Господь Бог наш, уподобил царство небесное или праведный суд Свой над людьми царю, «который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов», т. е. двадцать миллионов! или – просто без числа, ибо определенное число здесь поставленно вместо неопределенного. «А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему говорит: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот вышедши, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев», на наш счет не больше двадцати рублей, «и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и пришедши рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой небесный поступит с вами», – заключил Господь речь Свою, – «если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф.18:23–35).

Не к чести нашей – в нынешнем Евангелии изображается крайнее жестокосердие и злоба человеческого сердца относительно ближних наших. С того самого времени, как люди чрез грех предались начальнику злобы, диаволу, он свил в их сердцах твердое себе гнездо, насадив в нем свою адскую злобу, которую и проявляет с тех пор весьма часто в очень грубых, насильственных видах. История библейская и гражданская и дневники нашего времени полны примеров этой злобы и жестокосердия людей из-за корысти, из-за желания воспользоваться хищнически имением ближнего, – или из-за оскорбленного самолюбия, из-за дикого каприза, из-за неудовлетворенной животной любви, многие и очень нередко не задумываются вонзить нож в сердце или в горло ближнего или иначе как-нибудь лишить его жизни, – не говоря уже о ссорах, спорах, ругательствах, судах и прочих выражениях злобы человеческой.

Обратим внимание на поступок жестокосердого заимодавца, упоминаемого в нынешнем Евангелии. Он должен был сам своему государю огромную сумму, которой никогда не мог ему выплатить, и, по правосудию страны, должен был быть продан с женою и детьми и всем имуществом чтобы заплатить хотя часть долга. Беда, которой больше не может быть. Должник стал умолять царя о прощении, – и он был прощен. Кажется, надобно бы помнить такую беспримерную милость и оказать подобную же милость при случае ближнему. Но вот случай с ближним и показал дурную сторону бывшего должника, его крайнюю злобу и жестокосердие: только что получив от царя величайшую милость, он встречает товарища, должного ему самую незначительную сумму денег, сразу же набрасывается на него с яростию, душит его и говорит ему: отдай мне долг. Тот просит потерпеть. Заимодавец не терпит и сажает его в тюрьму. Не крайнее ли это жестокосердие? Не крайняя ли бесчувственность и неблагодарность? А к этому весьма, весьма многие из нас склонны и способны. Мы бываем иногда чрезвычайно круты в расправе с нашими ближними, чем либо нам должными, если есть к тому возможность! Да, наша природа крайне стремительна ко злу и самосуду, или к расправе собственным судом, вероятно, потому что это скорее и легче удовлетворяет нашему самолюбию и злонравию, чем установленные суды. Но с нами, христианами, возрожденными в купели крещения водою и Духом Святым, усыновленными Богу и получившими от Бога благодать, или небесную помощь ко всякой добродетели, этого не должно быть; мы должны воспитывать в себе дух кротости, смирения, незлобия, терпения и долготерпения, умеренности во всех поступках. А чтобы иметь в себе такое расположение духа, надобно помнить общую слабость человеческую, общую склонность ко грехам, в особенности – свои великие немощи и грехи и бесконечное к нам самим милосердие Божие, которое прощало и прощает нам грехи многие и тяжкие за покаяние и умоление наше. Да, уже одно чувство благодарности к Богу за Его бесчисленные к нам милости обязывает нас быть снисходительными и милостивыми к нашим ближним, которые одной плоти и крови с нами и имеют одинаковые немощи, страсти, преткновения. Но величайшим побуждением к снисходительному и кроткому обращению нашему с ближними должно служить, конечно, более всего крайнее снисхождение к нам Сына Божия, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, – воплотившегося и вочеловечившегося, – Его пример, Его заповеди и советы, Его кротость и незлобие к грешникам, Его долготерпение, Его страдания и смерть за всех нас. Если Он положил за нас Свою душу, то и мы должны друг за друга души свои полагать, говорит апостол. Другой апостол говорит: будите друг ко другу блази, милосердни, не воздающе зла за зло, или досаждения за досаждение (1Петр.3:8–9); терпяще друг другу любовию (Еф.4:2).

Господь говорит нам: милости хочу, а не жертви; Он многомилостивый хочет и от нас милости или милосердия, и терпения относительно ближних наших; Он же готов всегда помогать нам во всяком добром деле. Если у тебя злое сердце, проси в покаянии, чтобы Он смягчил твое сердце, сделал кротким и терпеливым: и будет оно таково. Он нам говорит: сыне, даждь Ми твое сердце. Нет ничего невозможного для верующего и искренно молящегося. Только решись, твердо решись оставить свою злобу. Должно в самом начале обуздывать в себе всякую возникающую страсть, особенно злобу и гнев, не дозволять искре сделаться огнем, который тушить, конечно, гораздо труднее чем одну искру. Итак, – заключу слово, – будем прощать от души ближним погрешности их против нас, памятуя общую нашу слабость, немощь, греховность и бесконечное к нам милосердие Божие. Аминь. («Полн. собр. соч.» прот. Иоанна Кронш., т. 2-й).

84. Аще мы духовное сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем?

Апостольское чтение настоящего дня заключает в себе уроки для пастырей и для пасомых. Пастырям дается урок о том, какие права дарованы им пастырским служением и какиеобязанности налагает на них это служение. Пасомым преподается наставление о том, как они должны относиться к своим пастырям. В наше время говорят и устно, и печатно о пастырях и пасомых, много толкуют об обязанностях пастырей, но мало говорят об их правах. Много прав хотят предоставить прихожанам, но умалчивают или слишком мало говорят об их обязанностях в отношении к пастырям.

В наше время находятся люди, желающие внести смуту не только в государственную жизнь, но и в церковную. Средствами для этого они избирают ложь и клевету. Они клевещут на пастырей, чтобы возбудить неудовольствие и непослушание к ним со стороны пасомых. Лгут они и пред пасомыми, когда говорят им о правах, им не предоставленных; лгут и тогда, когда умалчивают о правах, лежащих на пасомых в отношении их к пастырям. Так поступающие хотя и именуются членами Православной Церкви, но, на самом деле, они не чада Церкви, а враги ен. Они мыслят и действуют не для созидания Церкви, а для разорения; не для собирания овец Христовых, а для расхищения или для рассеяния их.

Нечто подобное происходило и в Коринфской, основанной апостолом Павлом, Церкви, как говорится о том в сегодня читанном апостольском послании. В отсутствии апостола, в общине коринфских христиан явились лжеучители и завистники дела апостольского. Они начали свое разрушительное дело клеветой, которой унижали апостольское достоинство св. Павла. Так, они говорили коринфским христианам, что он – не апостол, потому, что не видел Господа Иисуса Христа, не был избран Им и не получил всех прав, как прочие апостолы: что жил среди коринфян не на содержании их, как апостол, а добывал содержание своими руками; что он не имел сестры, жены для облегчения забот и содержания себя, подобно прочим апостолам.

Так как таковое унижение апостольского достоинства могло вредить делу благовествования, то св. Павел, в послании своем к коринфянам, защищается против клеветы этих лжеучителей. Доказывая свое апостольское достоинство и свои полномочия наравне с прочими апостолами, он говорит: не апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело в Господе? Если для других я – не апостол, то для вас – апостол. То есть, если для других я не благовествовал Евангелия, и они могли сомневаться в моем апостольском достоинстве, то вы не можете сомневаться в том, что я – точно апостол.

«Ибо печать моего апостольства вы есте о Господе» (1Кор.9:1–2). Это значит: вы сами носите на себе печать мою, как бы в знак того, что вы – мои, вы дело моего апостольства. Вы были язычники, но чрез мою проповедь обратились ко Христу. У вас я сделал все, свойственное апостолам. Чрез меня вы получили дары Святого Духа: дар языков, дар пророчества, дар исцелений; среди вас я совершал знамения и чудеса; учил словом, подвергался опасностям и проводил безукоризненную жизнь. Затем апостол доказывает свое право пользоваться от коринфян всем необходимым для своего содержания, как и прочие апостолы. Таковое право он доказывает сперва общечеловеческими обычаями, а потом божественным установлением. Какой воин, говорит он, служит когда либо на своем содержании? Кто насадил виноградник, и не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? Это означает: что апостолы были и воины, и земледельцы, и пастыри. Воевали они не с чувственными врагами, а с разумными душами и с бесовскими ополчениями. Пахали не на земле, а на душах человеческих, возделывая их и сея на них слово Божие. Пасли они не животных, а души человеческие.

Продолжая речь свою, апостол говорит: – потому ли только я так говорю, что так введено человеческими обычаями? Не то же ли говорит и закон Божий, данный чрез Моисея? Разъяснивши этот закон, св. апостол делает из сказанного такое заключение. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Этими словами он как бы так говорит: если мы посеяли в вас семена слова Божия, которыми питаются души ваши и от которых рождается спасение душ, приводящее в жизнь вечную; то велико ли то, если мы получим от вас только то, что нужно для временной, телесной жизни? Если другие, производящие среди вас смуту, как выдающие себя за учителей, показывают власть над вами, получают от вас все необходимое и требуют этого от вас с дерзостью, то не более ли права на это имеем мы?

Однако, мы не пользовались этою властию, но все переносили, дабы не поставить преград благовествованию. Мы старались приобретать необходимое для себя своими трудами; мы иногда получали это от других церквей, но не от вас. – Потому ли мы так поступали, что не имели права или что менее любили вас? Нет, но для того, чтобы не поставить преграды нашей проповеди о Христе, чтобы кто не подумал, что мы проповедуем вам Евангелие ради гнусного прибытка.

Да извлекут урок для себя из настоящего апостольского чтения и пастыри и пасомые! Если такой великий муж, как святой апостол Павел, более других потрудившийся в деле благовествования и пастырства, подвергался нареканиям от своих врагов, то да не смущаются и в наши времена пастыри Церкви, если их всячески злословят, клевещут, обижают, стараются возбудить против них тех же пасомых, для которых они трудятся.

Исполняйте свои обязанности, не взирая ни на какие клеветы и подстрекательства против вас. Господь, ради Которого вы трудитесь, с вами и за вас, Он – ваша награда и ваше воздаяние великое. Но когда усматриваете, что злословие и клевета на вас могут вредить тому делу, которому служите ради Господа, то имеете не только право, но и долг защищать свою честь, свое звание, свои права.

Пусть и пасомые уразумеют из учения апостольского свои обязанности в отношении к пастырям. Прежде всего, пусть оказывают полное повиновение и должную честь своим пастырям, помня слова Господа, относящиеся к ним, как к преемникам апостолов: слушаяй вас, Мене слушает; отметаяйся вас, Мене отметается. Не слушаешь священника, – не слушаешь епископа, его поставившего; не слушаешь епископа, не слушаешь собора епископов, в союзе с которым состоит твой епископ; не слушаешься собора епископов, – не слушаешь Церкви. А не слушающий Церкви, не слушает Христа: он – не Христова овца, Христос ему не пастырь.

Воздавайте, пасомые, своим пастырям все должное, не только честь и послушание, но и доставляйте для их жизни и пищу, и одежду, и жилище. Так повелел Господь, чтобы проповедующие Евангелие жили от благовествования (1Кор.9:14). Они питают ваши души, а вы питайте их тела; они облекают вас в одежду чистоты и святости, они согревают ваши души теплотою любви благодати Божией: одевайте и вы их тело необходимою одеждою, и согревайте души их вашею любовью, а тела – теплыми жилищами. Не думайте, что доставляя своим пастырям и их сотрудникам пищу, одежду и жилище, вы делаете им одолжение как нечто чрезмерное. Нет, вы этим исполняете только свой долг, и притом гораздо в меньшей мере, чем получаете от них. Вы даете им временное, а чрез них получаете вечное спасение; вы даете им земное, а получаете небесное, райское блаженство; вы даете им тленное, а получаете чрез них нетленное жилище на небесах.

Аще мы духовное сеяхом вам, велико ли, аще мы ваше телесное пожнем? (Из поучен. Макария, митр. Москов.).


Источник: Проповедническая хрестоматия: Полный круг поучений на все воскресные и праздничные дни года, слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения: В 3 томах / Сост. по лучшим проповедническим образцам архим. Пантелеимон. - [Джорданвилль]: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1963-. / Т. 1: Поучения на все воскресные дни года. - 1963. - 800 с.

Комментарии для сайта Cackle