Источник

Неделя 14-я по Пятидесятнице

93. Слово в неделю четырнадцатую по Пятидесятнице

В читанном ныне евангелии Господь Иисус Христос уподобляет «царство небесное человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званных на брачный пир – и не хотели придти». Какое невнимание, какая гордость, неблагодарность, дерзость! Но какое снисхождение и долготерпение царя! «Он опять послал других рабов, сказав: скажите званным: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир». Что же званные, как они ответили на новое приглашение благого царя своего? «Они», говорится в Евангелии, «пренебрегши и это, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их». Но теперь послушайте, что сделал царь с этими дерзкими и неблагодарными. Услышав о такой продерзости званных на брак, «царь разгневался; и послал войска свои, истребил убийц оных, и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны; итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, вышли на дороги, собрали всех, кого только нашли, злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, вошедши посмотрел возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных» (Мф.22:2–14).

Сказание это называется притчею, т. е. подобием, или как бы загадкою. Надобно ее отгадать. Кто же этот царь, сделавший брачный пир для сына своего? Это – Бог Отец, Творец неба и земли и Царь всякого создания; кто – царский сын? Это Единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос; а невеста Его – Церковь, и во-первых, – еврейский избранный Богом народ, а во-вторых, – душа каждого верующего христианина; «Христос возлюбил Церковь, сказано, и Себя предал за нее» (Еф.5:25); апостол Павел говорит: «я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу девою чистою» (2Кор.11:2); под брачным пиром разумеется царство небесное, в котором истинно верующие соединятся навсегда с Господом Иисусом. На этот брак, или в царство небесное, прежде всего приглашаемы были чрез пророков и апостолов иудеи, но они отказались от приглашения; мало того, даже оскорбили посланников Божиих и многих из них убили. За это Бог, впоследствии времени, оружием римлян истребил иудейский народ и разрушил их город и храм.

Вместо иудеев Бог призвал на брак, или в Церковь Свою, чрез апостолов и равноапостолов – языческие народы, в том числе и нас русских. Но и христиане из язычников и последующие за ними уже христианские роды также не все войдут в царство Христово. Те из них, которые не сохранят в чистоте светлой брачной одежды невинности и святости, которую они получили при крещении, – или, после осквернения ее грехами, не очистят слезами покаяния, – будут на страшном суде извержены во тьму кромешнюю, где будет вечный плач и скрежет зубов.

Вот толкование приведенной притчи! Но может быть и другое подобное, столь же верное толкование, и уже в более близком приложении к нам с вами, братия и сестры.

Брачный пир, о котором говорится в нынешнем евангелии, – это божественная литургия, на которой предлагается верным не телец закланный, но Сам Агнец Божий, закланный в жертву ради спасения нас грешных, да напитаемся Его пречистым Телом и Кровию, да соединимся с Ним теснейшим соединением, да будем плотию от плоти Его и костию от костей Его. Вот брак царского Сына – соединение христианских душ со Христом в таинстве причащения! Вот пир – вкушение плоти и крови Его! Божественный, святейший, нетленный, небесный и обоготворяющий пир!

Но многие ли и ныне спешат на этот божественный пир! Не уклоняется ли и ныне большая часть от присутствия на этой небесной вечери по нерадению и лености и по разным житейским расчетам, например: по причине торговли или по маловерию и высокоумию или по причине долгого сна и прочее? Кто этого не видит, не замечает, не знает? Таково наше маловерие, таково духовное скудоумие, таково пристрастие к миру, таково невнимание к величайшему таинству веры, к таинству бессмертия и обожения! Такова суетность и неблагодарность христиан к Господу, предлагающему Самого Себя в снедь и питие ради очищения, освящения и бессмертной жизни! Чего же таковые достойны? Не отвержения ли от Бога, – поскольку сами отвергались от Него почти всю жизнь?

Но и приходящие на этот брак Агнца, к божественной литургии, – для воспоминания Его жизни, проповеди, чудес, благодеяний, страданий, смерти, погребения, воскресения и вознесения на небо, – или для причащения пречистого Тела и Крови Его» – в брачной ли одежде приходят, с чистой ли душой, с чистым ли сердцем? С горними ли помыслами, с святым ли настроением? Не с земными ли мечтами и страстями являются многие и в храм, в этот, как бы брачный чертог Иисуса Христа?

Мы сами, совершители страшной, небесной, бескровной Жертвы, в брачной ли одежде – чистоты и бесстрастия душевного, являемся всегда в храм и служим в нем? Увы! часто и у нас нет брачной одежды и благоговейных помышлений и мыслей сердечных; и мы входим нередко в нечистом рубище страстей.

Поспешим же все покаяться и убелить одежды душ наших слезами покаяния и делами правды, особенно милостынею, которая очищает грехи. «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Аминь. («Полн. собр. соч.» прот. Иоанна Кронш., т. 2-й).

94. Мнози суть звани, мало же избранных

Неизреченно милосердие Божие к человеку! несмотря на самопроизвольное удаление человека от Бога, Бог никогда не удалялся от человека. Бесконечная любовь Божия всегда употребляла и употребляет разные средства к тому, чтобы спасти заблудшего. С самой минуты падения человеческого Бог не переставал и не перестает гласом чадолюбивого Отца пробуждать человека от греховного сна. Этот глас слышим был и в раю, и с высоты Синая, и в совести, и в наставлениях пророческих, и наконец, с распространением евангельского света, сделался так ощутителен, силен и внятен, что никто не мог не слышать его.

Этот Божественный глас, призывающий нас ко спасению, и ныне постоянно повторяется св. Церковью. Чем же мы отвечаем на этот призывный глас Бога, пекущегося о нас с заботливостию нежного отца? Прискорбною для Бога и гибельною для нас самих невнимательностию и упорным коснением во зле. Прислушаемся к голосу своей совести, заглянем в глубину своей души, всмотримся пристальнее в образ жизни нашей и других, и мы увидим, что мнози суть звани, мало же избранних, что многие, очень многие из нас живут так, как будто вовсе нет ни Бога, ни вечности, ни воздаяния за добро и зло. Такая безбожная жизнь погубит нас, и погубит навсегда. Избежать вечной погибели могут только те избранные, которые послушны Богу, призывающему нас ко спасению.

Благочестивые славяне! Чтобы нам удостоиться быть в числе избранных и таким образом избежать вечной погибели, поучимся в настоящие минуты тому, что может соединить нас с Богом, каким образом мы можем приближаться к Богу.

Плотоугодие, корыстолюбие и честолюбие, или, по выражению апостола, похоть плотская, похоть очес и гордость житейская (1Ин.2:16) – вот что удаляет нас от Бога. Значит к соединению с Богом не иначе можно идти, как путем противоположным. Итак, чистота сердца, бескорыстная любовь к ближним и смирение пред Богом, или, как говорит апостол, целомудрие, правда и благочестие – вот добродетели, соединяющие нас с Богом!

Бог наш ненавидит всякое беззаконие. Он свят; а потому осуждает не только худые дела, но даже нечистые мысли и желания. Он Существо чистейшее; в сравнении с Ним самое небо – мир высший, духовный, нечисто (Иов.15:15); а потому Он требует, чтобы мы даже не прикасались к нечистоте. Он есть Существо всеведущее, совершеннейшее; а потому Он знает и отвергает всякий наружный вид благочестия, не соединенный со внутреннею чистотою души. Бога ничто не может привлечь к нашему сердцу, доколе оно не начнет благоухать благоуханием чистоты и святости в сокровенных своих изгибах и движениях. Иначе и быть не может. Как смрадному сосуду вместить в себе сокровище благодати? Как чистейшему, во святых почивающему Богу, соединиться с душою, исполненною греховных нечистот? Кое общение свету ко тьме (2Кор.6:14)? Для общения с Чистейшим нужна чистота сердца. Так, когда Богу угодно было даровать людям закон на горе Синайской, Он прежде всего заповедал вождю израильскому очистить народ: очисти люди днесь и утре (Исх.19:10) говорил Он. Этот древний способ общения с Богом и ныне необходим для нас. Очистим же тело наше от плотских скверн, а душу от низких вожделений – и Христос вселится в нас (2Кор.6:16).

Для соединения с Богом нужна еще бемкорыстная любовь к ближним. Бог наш есть всесовершенная любовь (1Ин.4:8); а потому никак нельзя угодить Ему без дел любви, совершаемых для блага ближних. Он оскорбляется, если мы, не обращая внимания на горькую участь ближних, заботимся только о собственных выгодах; Он ненавидит тех, коих сердце, чуждое братолюбия, исполнено зависти и ненависти, коих руки простерты к похищению чужой собственности. Без любви к ближним не может быть даже никакой истинной и богоугодной добродетели, приближающей нас к Богу. Ни молитва, ни пост, ни самая любовь к Богу не сильны привлечь к нам Господа, если не будут ознаменованы печатию любви к ближним.

Что такое молитва без любви к ближнему? Не что иное, как пустые звуки, исчезающие в воздухе, слова без значения, мечта, по-видимому, благочестивая, но для Бога оскорбительная, фарисейское лицемерие, ненавистное Сердцеведцу.

Что такое пост наш, если он не соединен с любовию к ближнему? Действие богопротивное. Что, яко постихомся, и не увидел еси? взывали некогда израильтяне к Богу. Аще в судех и сварех поститеся, ответствовал им Бог, вскую поститеся (Ис.56:2–6). Самая любовь к Богу, не сопряженная с любовию к ближним, противна Богу, и Он называет такую любовь ложною: аще кто речет, яко люблю Бога, брата своего ненавидит, ложь есть (1Ин.4:10). Посему напрасно думают угодить Богу те, кои не приносят Ему в жертву сердца, исполненного любви к ближним. Всякая жертва без любви к ближнему есть жертва Каина, неприятная Богу.

К соединению с Богом потребно и смирение. Бог наш есть Бог – ревнитель Своей славы; славы Моея иному не дам (Ис.42:8), говорит Он. Так как Ему единому подобает всякая слава и честь, то соединится ли Он с тою душою, которая хочет поставить престол свой выше звезд и уподобиться Вышнему, и таким образом как бы похищает у Бога божеское поклонение? Нет; свет Божией славы неприступен для людей которые дерзают восставать против св. закона Божия, повелевающего смиряться пред Богом; Царю славы нет места там, где сердце посвящено житейской гордости, где душа занята только своею славою. Господь гордым противится, призирает только на смиренных; в них то Он почивает Своею благодатью; их то сердце делается престолом Божиим, селением Св. Духа. Итак, смирение, глубочайшее смирение – вот лестница, по которой мы восходим к Богу, и Бог нисходит к нам!

Возлюбленные братия! Благодетельны последствия целомудрия, братолюбия и смирения. Эти добродетели, как мы видели, соединяют нас с Богом, без Которого, как Источника блаженства, нет и не может быть нигде блаженства. Поспешим, посему, украситься этими добродетелями, и Господь за это возлюбит нас, приимет в Свои вечные обители и превознесет нас. Аминь. (Из «Ежедн. поуч.» прот. Г. Дьяченко).

95. Брачный пир и Царствие небесное

Уpodpisподобися царствие небесное человеку царю, иже сотвори браки сыну своемуpodpis (Мф.22:2).

Мы часто спрашиваем себя, что это такое царствие небесное, к которому мы призываемся? Что такое там будет? Господь не оставил нас в неведении об этом. Он открыл о будущем состоянии избранников Его и в нынешней притче, хотя главная мысль и цель притчи другая. Царствие небесное, по слову Спасителя, несколько походит на брачное пиршество. Уподобися царствие небесное человеку царю, иже сотвори браки – т. е. брачный пир – сыну своему.

На брачном пиршестве общее веселие, общее ликование, у всех гостей лица, сияющие радостию, ни тени огорчения. Затем пришли все, чтобы порадоваться радости жениха и невесты, и их родителей; к ним и главное обращение всех гостей. И в царстве небесном будет всеобщая радость и ликование; внимание всех будет сосредоточено на Христе – женихе душ верующих; будет Он предметом всеобщей радости на этом пиру, которому не будет конца; возлюбившие Его души будут хвалить, величать и благодарить за свое спасение во веки вечные.

Чтобы взойти в него, нужно нам украсить душу свою евангельскими добродетелями, нужно быть чистыми сердцем, душою и телом. Служившие страстям, умершие во грехах, неочищенные покаянием, не имеют входа в него. В царство света могут взойти только в одежде убеленной.

Имеем ли мы, братия, эту одежду? Чисто ли сердце наше, целомудрен ли помысл? Есть ли любовь к молитве, которою будут жить в царствии небесном, и без которой нечего будет делать там душе нашей? Есть ли любовь, не холодно ли сердце наше? Вместо любви не живет ли в сердцах наших зависть, ненависть, злоба? Много ли мы имеем надежды на радости вечные? Друже, како вшел еси семо, не имый одеяния брачна? не относятся ли к нам слова сии? Попечемся о приготовлении себя к вечности: жизнь наша коротка, не заметим, как приблизимся к дверям гроба. Поспешим очистить свою душу смирением, любовию, молитвою, покаянием, делами милосердия. Господь Своею благодатию да поможет во всем этом.

Царь небесный устроил пир, т. е. царство благодати на земле, – св. Церковь, в которую зовет всех; входят в нее вратами крещения, при котором даются обещания верно исполнять все, что постановлено в этой Церкви. В ней есть ложные христиане, которые только видимо принадлежат к обществу верующих, но свойств, качеств душевных, дел, свойственных верующим, не имеют, которые потому лишены духовной одежды – чистой, брачной, светлой, и вот к ним то и относятся слова Царя небесного, Устроителя Церкви Своей: друже, како вшел еси семо, не имый одеяния брачна? Что это за брачная одежда, которую должен иметь каждый христианин?

Это – облечение души по образу Христову. Душа христианина, невеста Христова – должна иметь те же качества, какие имеет Христос – жених ее. Это и составит ее одежду. Что мы видим во Христе? Он был весь любовию: по любви сошел на землю, всюду проявлял одно милосердие, по любви на крест восшел. И душа христианская должна прежде всего украситься этим качеством, – радоваться с радующимися, плакать с плачущими, скорбеть о заблуждающих, помогать несчастным, благотворить даже ненавидящим. Спаситель был смирен, кроток сердцем, смирен до того, что молча терпел самые жестокие насмешки и поругания. И душа христианская должна быть украшена подобными свойствами. Лучше быть обиженным, чем кого обидеть, терпеливо переносить все несправедливости людские, никого не раздражать и ничем не раздражаться, быть готовым на всякую услугу своему ближнему, не считая то унижением для себя, забыть о своих личных достоинствах и преимуществах. Так и во всем мы должны смотреть на образ Христов, по Его примеру жить и действовать и при помощи Божией приобретем брачную одежду, будем не именоваться только, а на самом деле учениками Христовыми, истинными христианами.

Чтобы украситься брачною одеждою, нужно для того со всею покорностию и благодарением воспользоваться всем тем, что установила Церковь для очищения и освящения нашего духа. Церковь со всеми своими учреждениями есть духовная школа, где верующие – дети Ея – воспитываются для жизни вечной. Вот и нужно во всем ей покоряться, жить по ее правилам. Церковь устроила храмы на земле с богослужением в них – ходи в храм, не чуждайся его, и ты почувствуешь великую пользу для души твоей. Церковь установила праздники, посты, почитай, соблюдай их – и это тоже весьма спасительно для тебя. Церковь установила таинства, участвуй в них, особенно в таинстве причащения Тела и Крови Христовых, – это благодеяние из благодеяний для тебя. Церковь поставила пастырей, предай себя руководству их, почитай их, не чуждайся их – их руководство, их молитвы предохранят тебя от многих преткновений на жизненном пути. Если будем жить по правилам Церкви, то будем постепенно облекаться в брачную одежду и бестрепетно явимся на суд Христов, как верные служители Его, как чада Церкви Его.

Помоги нам, Господи, сохранить светлую одежду чистоты духовной, в которую мы облеклись в таинстве крещения. Пренебрегшие этою брачною одеждою и явившиеся на духовное пиршество Церкви в оскверненной грехами одежде, не очистившие ее покаянием будут осуждены и наказаны. На вопрос царя: друже, како вшел еси семо, не имый одеяния брачна, ничего не мог сказать вошедший в нечистой одежде на брачный пир, – он же умолча осудил самого себя и подвергся чрезвычайному наказанию: Связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тьму кромешнюю: ту будет плач и скрежет зубом (Мф.22:12,13), сказал ему царь. (Из поуч. свящ. Шумова).

96. Без веры нельзя обойтись. И у неверов есть вера

Бpodpisратие! извествуяй нас с вами во Христа и помазавый нас Бог, Иже и запечатле и даде обручение духа в сердца нашаpodpis (2Кор.1:21,22).

Это изречение, взятое из Апостольского чтения настоящего дня, по замечанию священных толкователей, заключает в себе учение о Святой Троице. Извествуяй, т. е., утверждающий нас с вами во Христа и помазавший нас есть Бог. Здесь Богом назван Отец; Христом – Сын Божий; а словами: дал залог духа – говорится о Святом Духе. Смысл этих слов таков. Апостол Павел пишет к коринфским христианам, что в вере во Христа утверждает нас Бог Отец и Дух Святой. Отец, благоволивший послать на землю, для спасения людей, Сына Своего, свидетельствовал о Нем и многократно и пророчествами о Нем, знамениями, и чудесами, и Своим гласом с неба, именуя Христа Сыном Своим возлюбленным. А Дух Святой, посланный на апостолов в день Пятидесятницы и дарованный всем верующим чрез святые таинства, свидетельствует о Христе и утверждает в вере в Него внутренним озарением душ верующих и убеждением их в вере различными духовными дарами, как-то: даром ведения языков, даром пророчества, даром чудотворения. Эти дары сообщаются верующим чрез таинство миропомазания и служат для верующих свидетельством в истинах Евангелия, что верующие несомненно в будущем получат все обещанное чрез Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа.

Тайна Святой Троицы хотя и непостижима для человеческого ума, тем не менее несомненно истинна, как засвидетельствованная столь неопровержимыми и чрезвычайными доказательствами, какие даны верующим в знамениях и чудесах. Получившие чрез таинства спасительную благодать Св. Духа с тем вместе обрели и внешнее убеждение в истине восприятой ими веры. Это убеждение ума и сердца было столь сильно, что во времена гонений на христиан весьма многие верующие за свою веру в Триединого Бога готовы были идти на страдания и смерть, и переносили это с твердостию, будучи утешаемы Духом Святым внутренним успокоением и несомненною надеждою на получение обещанного блаженства.

Несмотря на то, что вера в догмат о Святой Троице утверждена несомненными доказательствами, в настоящее время некоторые христиане, под влиянием разных лжеучений и вообще отрицательного направления науки, сомневаются в этой догматической истине, а некоторые и совсем отпадают от веры в Триединого Бога, а с тем вместе – и от христианства.

Оправдывая свое отпадение, неверующие говорят: мы не хотим веровать. Иной говорит: я верую только в то, что вижу что могу исследовать, что могу осязать, и вообще познавать внешними чувствами и что могу постигнуть умом.

Что ответить на это? С первого раза можно подумать, что в приведенных словах неверия есть доля правды. Но если глубже вникнуть в смысл приводимых неверами доводов, то ясно откроется их неосновательность.

Без веры невозможно достигнуть какого-либо знания. Первые знания дети получают от родителей и вообще чрез воспитание. Если бы в человека не была вложена вера с детского возраста, – как вера в слова родителей, то люди были бы так же дики, как животные.

Затем, что такое школьное обучение? Не все ли знания там приобретаются верою в слова учителей, воспитателей, в слова читаемой книги?

Ты веришь, что за океаном есть страна, в которой живут подобные нам люди, и твоя вера не напрасна: ибо, действительно, такая страна существует. Но тебе могут сказать и доказать, что ты обманываешься, что никакой страны и людей там не существует, как могли бы доказывать и то, что якобы нет Триединого Бога. Наши познания о событиях прошедших времен, например, о начале Русской земли, о князе Владимире, о крещении Руси – основываются на вере, т. е. доверии к летописцам, написавшим повесть об этих событиях. Давно, тысячи лет назад говорил безумец, притом только в сердце своем: несть Бог. А в наши времена уже не в сердце, а на улицах кричат и печатно проповедуют, что нет Бога, что все произошло само собой, случайно, все управляется судьбой, якобы силы природы производят все, что человек произошел будто бы из грязи и проч.

Сколько чудес допускается здесь теми, кто не хочет верить чудесам Божиим! Все произошло случайно, все управляется судьбою: не чудо ли это? Человек вышел из грязи, и теперь рождается от подобных себе, – не чудо ли это? притом, чудо без чудотворца! Что может быть невероятнее такого чуда? Не гораздо ли легче объясняется все, если допускают личного любящего Бога, от Которого все и Который над всем? Отрицатели Бога все хотят объяснить самопроисхождением, самозарождением, причинами всех причин. Понимание такого объяснения и миропроисхождения гораздо труднее, чем понимание главнейших истин христианской веры для самого простого ума. Вот эти понятные для всякого истины. Любящий Бог из Своего существа рождает Сына, как Свет от Света; от Отца исходит Святой Дух. Бог, по любви Своей, мудростью и всемогуществом Своим создал мир и человека по свободной воле Своей; и человек имел свободную волю, но злоупотребил ею; он отпал от общения с Богом и лишился блаженства. Тогда приходит на землю Сын Божий, делается человеком и совершает его искупление и спасение. Дело спасения, как мироздание, есть дело также любви Божией. Все это так просто и понятно и для простого ума, и для мудреца.

Мы не можем веровать, говорят отпадшие от веры. Нас одолевают сомнения как относительно догмата о Триедином Боге, так и вообще относительно многих религиозных учений. Против веры в Бога, продолжают они, писано много; в числе отрицателей религий есть и люди ученые. – Ответствуем на это. Вы не можете веровать потому, что вас одолевают сомнения. А почему эти сомнения возобладали над вашей верой, в которой вы родились и воспитались? Не потому ли, что вы читали слишком много отрицательного о религии, но мало знакомы с тем, что писалось и пишется в защиту религиозной истины? Вы мало или совсем не молились о даровании вам или умножении в вас веры, которая есть дар Божий. Вы мало вникаете в дела рук Божиих, явленных в прекрасном и целесообразном устроении мира; вы мало или совсем не знакомы с историей религий, свидетельствующей о том, что все народы, начиная с доисторической древности, признавали и признают Высочайшее незримое Существо, господствующее над миром и человеком; и нет народа или языка, в котором не было бы имени для названия этого Высочайшего Существа. Вникните в своего внутреннего человека, и вы увидите там крепко заложенную мысль о Боге. О Нем говорит разум, в целесообразном создании мира уразумевающий Высочайший Разум. О Нем говорит сердце, невольно обращающееся к Богу, наипаче – во время безвыходного и безпомощного положения, во время душевных потрясений; бывают случаи, например, во время плавания, когда грозит опасность утонуть, что призывает Бога тот, кто за минуту до этого отрицал бытие Его. Наконец, о Нем говорит и совесть, одни поступки оправдывающая, а другие – осуждающая. Что заставляет этого преступника, совершившего убийство, самому явиться к правосудию человеческому, и просить суда над собой, и чувствовать потом полную удовлетворенность, когда по суду он понесет наказание. Не извне человек получил этот нравственный закон, не от родителей и не из книг он узнал его, а нашел в себе готовым, прирожденным, так же, как он обретает в себе готовую мысль о Боге. Что касается ссылки на людей науки, отрицающих бытие Бога, то это те мнимоученые, у которых сердце развращено, для которых Бог должен быть не только свят, но и праведен. Чем более беспокоит их мысль о Боге, о своей ответственности пред Ним, тем усиленнее они стараются успокоить себя приискиванием доказательств, что, якобы, нет Бога, нет и ответа за свое нечестие. И много ли таких ученых, которые бы искренно отрицали бытие Бога? Кто то сосчитал таковых, и оказалось, что их весьма ничтожное количество. Напротив, самые именитые ученые и естествоиспытатели были вполне верующими и весьма религиозными. Один из таковых, известнейший естествоиспытатель, настолько проникнут был чувством веры и благоговения к Богу, что при имени Его обнажал свою голову. Наконец, неверы говорят: «мы не должны веровать, ибо нет надобности в религиозной вере: без нее обойдемся, нужно только проводить честную жизнь и быть честным человеком». Это значит – достаточно только того, чтобы не делать зла, не нарушать законов гражданских. – Да, гражданская честность может сохранить от тюрьмы, от виселицы; но она не избавит от ада, не проведет на небо. Гражданская честность, как ее обыкновенно понимают, говорит: не обманывай, не грабь, не разрывай брачных союзов. Но она раздражительна, мстительна, горда, жестока, заботится только о себе, а не о других. Куда годна такая честность! Вера же говорит: не только уклонися от зла, но сотвори благо; не только не обижай, но и обидевшему тебя прости; не только не бери, но дай просящему. Безбожие говорит: все для себя, и ничего для других; а вера говорит: чего желаешь себе, того желай и другому. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

Итак, будем хранить веру в Бога, как мы научены. Мы должны веровать, ибо без правой веры невозможно спастись, без веры невозможно достигнуть нравственного совершенства; без веры нет счастья, нет мира; без нее невозможно достигнуть вечного блаженства. Мы можем веровать; вера – дар Божий; она дается ищущему и просящему. Будем молиться о даровании нам такой веры, и получим этот дар. Для верующего все возможно: вера творит чудеса; вера все побеждает. Неверы говорят: мы не хотим веровать; а мы, верующие, скажем: мы хотим веровать, ибо это должно, это возможно. Итак, мы веруем во Единого Бога, в Троице славимого Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, Которой да будет слава во веки. (Из «Бесед» Макария, митр. моск.).


Источник: Проповедническая хрестоматия: Полный круг поучений на все воскресные и праздничные дни года, слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения: В 3 томах / Сост. по лучшим проповедническим образцам архим. Пантелеимон. - [Джорданвилль]: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1963-. / Т. 1: Поучения на все воскресные дни года. - 1963. - 800 с.

Комментарии для сайта Cackle