Источник

Неделя св. апостола Фомы

9. Назидательные уроки из евангельской истории о явлении воскресшего Господа святому апостолу Фоме

В ныне чтенном Евангелии повествуется, братия, весьма замечательное, а вместе назидательное и утешительнейшее для нас событие. Вечером в день светлого воскресения Христова, говорит св. евангелист Иоанн, когда двери того дома, в котором собрались ученики Христовы, были заперты из опасения иудеев, вдруг пришел Иисус Христос и, ставши посреди учеников, сказал им: мир вам! Сказавши это, Он показал им руки, ноги, ребра Свои. Ученики весьма обрадовались, увидевши Господа. Но когда они возвестили Фоме, которого тогда не было с ними, что они видели воскресшего Господа, то он ответил им: если я не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в них, и руки моей в ребра Его, не поверю Его воскресению. После сего, спустя восемь дней, ученики опять собрались в одном доме, и Фома был с ними. Тогда опять явился им Иисус Христос и, пожелав им по прежнему мира, сказал ап. Фоме: принеси перст свой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Мои: и не буди не верен, но верен. Исполнив это, Фома убедился в воскресении Спасителя и воскликнул: Господь мой и Бог мой! А Иисус Христос сказал ему: ты поверил, когда увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин.20:19–29).

Изложенное нами Евангельское сказание, как видите, очень ясно, понятно и не требует толкования. Поэтому, нам нужно извлечь из него только назидание, что мы и намерены сделать ныне для душевной нашей пользы.

Иисус Христос многократно являлся ученикам Своим по воскресении, притом являлся им в то время, когда они имели какую-либо нужду, приходил к ним даже и тогда, когда двери дома их были заперты. Это показывает, что Он очень любил апостолов, имел великое попечение о них и готов был всегда оказать им нужную помощь. Но Он также любит и всех учеников Его, также печется о всех верующих в Него: ибо Иисус Христос, говорит апостол, вчера и днесь, той же и во веки (Евр.13:8), и всякий, соблюдающий заповеди Его, есть истинный и любимый ученик Его (Ин.8:31, 14, 21). Поэтому, в каких бы мы обстоятельствах ни находились, какие бы несчастия ни постигли нас, мы никогда не должны унывать, но всегда должны надеяться на помощь Спасителя нашего. Он утешал Марию, плакавшую при гробе Его, Он вразумил двух учеников, шедших в Эммаус в недоумении о Нем, утвердил в вере Фому, не доверявшего Его воскресению, успокоил апостолов, когда они из боязни иудеев заперлись, – и помог им в ловитве рыбы на море Тивериадском; так Он утешит нас в скорби, вразумит в недоумениях, успокоит в бедствиях и поможет нам во всех нуждах наших, если только мы будем любить Его, веровать в Него и уповать на Него.

Иисус Христос, являясь апостолам по воскресении Своем, дозволял им осязать руки, ноги и ребра Свои, для большого убеждения их в истине Его воскресения, и они действительно осязали пречистое тело Его, даже ощупывали язвы гвоздиные на руках Его и влагали персты свои в ребро Его, прободенное копием. Это показывает, что Иисус Христос действительно воскрес, и воскрес с тою плотию, которую имел во время земной жизни Своей. Если же Он воскрес, как предсказал (Мф.20:18–19), то, значит, Он подлинно имеет живот в Себе (Ин.5:26), – воистину есть Сын Божий, за которого выдавал Себя при жизни. Если Он воскрес: то значит и мы воскреснем некогда; ибо когда воскресла Глава: то необходимо должны ожить и все члены тела ее, т. е. Церкви Христовой. Если Он воскрес с нашею плотию: то, значит, человечество неразлучно соединено с Божеством Его и обитает теперь на небе; а посему и нам – человекам предстоит житие на небесах, по неложному Его обещанию: где Я, там и вы будете (Ин.14:3). Поэтому, братия, мы должны радоваться, что, веруя во Иисуса Христа, мы веруем в Живаго – Истинного Бога, тогда как иные покланяются бездушным истуканам и лживым пророкам; мы должны утешать себя мыслию о будущем воскресении нашем и не должны страшиться смерти, потому что она для нас есть только переход из временной к вечной жизни; наконец, мы должны с упованием ожидать вечного блаженства на небе в сожитии со Христом и поэтому заботливо приготовляться к нему, очищая себя от всякие скверны плоти и духа, дабы грехи наши не заградили нам входа в Царствие Небесное, в которое, по свидетельству тайновидца, не войдет ничто нечистое (Апок.21:27).

Ап. Фома не хотел верить воскресению Иисуса Христа, доколе не увидит язвы гвоздиные на руках Его и не вложит руки своей в ребра Его. Не будем, братия, осуждать сего апостола за такое недоверие воскресению Христову, – и другие ученики Иисуса Христа не верили сначала воскресению Его, когда им возвестили о нем жены мироносицы и два ученика, ходившие в Эммаус (Лк.24:13–31), и недоверие их в сем случае весьма извинительно, потому что воскресение из мертвых есть такое необычайное событие, которому рассудительный человек не может легко верить. Но первоначальное недоверие Фомы и других апостолов воскресению Христову не должно возбуждать в нас неверия в это великое и радостнейшее для нас событие, а напротив, убеждать нас в нем и утверждать нашу веру в Христа. Ибо если апостолы вначале не доверяли воскресению Христову, то это показывает, что они не были легковерны, если же впоследствии поверили ему и не только проповедовали о нем всему миру, но даже умирали во свидетельство истинности его: то это служит явным доказательством, что они твердо убедились в воскресении Иисуса Христа, что они действительно видели Воскресшего, осязали Его, беседовали с Ним. А поэтому, мы, братия, можем несомненно верить их свидетельству, что Иисус Христос действительно воскрес, и вместе с ними должны исповедовать Его своим Господом Богом.

Уверив апостола Фому в воскресении Своем, Иисус Христос сказал ему: ты поверил, потому что увидел Меня: блаженни не видевшие и уверовавшие. В этом случае Спаситель как бы так говорит: ты хорошо сделал, что, увидев Меня, поверил воскресению Моему; но еще лучше сделают – блаженни будут те, кои, не видевши Меня телесными очами, поверят Моему воскресению и исповедуют Меня своим Господом.

Почему же блаженны такие люди?

Потому, во-первых, что если бы они, подобно ап. Фоме, не доверяли воскресению Христову, и, не довольствуясь евангельским свидетельством о Нем, хотели еще для убеждения в нем, а следовательно и в Божественности Иисуса Христа, видеть Спасителя телесными очами: то легко могли бы навсегда остаться и погибнут в неверии своем, потому что Иисус Христос, по вознесении на небо, не является людям чувственно. Бывшие явления чувственно св. ап. Павлу и многим св. мученикам и некоторым угодникам Божиим есть случаи особенные, исключительные.

Во-вторых, они блаженны потому, что, веруя воскресению Спасителя и исповедуя Его своим Господом на основании того, что говорится о Нем в Евангелии и апостольских писаниях, чрез это ясно показывают, что они твердо верят тому, что говорил Спаситель, не сомневаются в Божественности Его потому, что не видели Его телесными очами, и усердно желают спастися чрез Него. Наконец, блаженны они потому, что за живую и деятельную веру их Господь простит им все грехи их, удостоит их благодатного Своего общения и дарует им вечное спасение в Царстве Небесном (Деян.10:43).

Имея это в виду, не будем, братия, сожалеть о том, что мы не видим Спасителя телесными очами, но станем взирать на Него очами веры, и, соединяя с верою любовь к Нему, постараемся благоугождать Ему исполнением святых Его заповедей. В награду за это, щедрый и многомилостивый Господь сделает нас причастниками таких благ на небе, каких теперь и представить невозможно. Довольно сказать, что там не будет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная и радость беспредельная. (Апок.21:1–4). Аминь. (Сост. по «Избр. слов.». Платона, митр. Киевского).

10. О сошествии Иисуса Христа во ад

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле бил еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный.

(Троп. Пасхи на час.).

В этой церковной песни изображается вездесущие Иисуса Христа, как Богочеловека. В то время, когда тело Его почивало во гробе, душою Своею Он сходил во ад, как Бог, как победитель смерти и ада. Из ада Он освободил всех, томившихся там в ожидании Избавителя. Потому св. Церковь и взывает на богослужении нынешней недели величаем Тя, Жизнодавче Христе, во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго.

Сошествие Иисуса Христа во ад – есть великое благодеяние для всего рода человеческого. Во аде были заключены все от первого человека – Адама до последнего пред нисшествием туда Избавителя, ибо врата рая заключены были для всех, пока не совершилось искупление наше чрез Богочеловека, пока Он не пострадал, не умер на кресте и не воскрес.

Можете себе представить, с какою радостию многочисленный сонм душ, столь долго ожидавших своего искупления, встретил Господа. С какою радостию устремились к нему все, отошедшие из мира земного с верою в грядущего Мессию. С каким глубоким чувством благодарности выслушали они проповедь Иисуса Христа об искуплении. И все уверовавшие освобождены были от мрака и уз ада; потому-то св. Церковь и учит, что ад опустел по сошествии туда воскресшего Победителя смерти и ада. Где ты, смерте, жало? Где ты, аде, победа? (1Кор.15:55). Диавол, исконный враг рода человеческого, лишился своей добычи, потерял свою власть и сам остался связанным силою Христа Спасителя.

Теперь для верующих во Христа Спасителя и согласно с верою живущих на земле, по смерти открыто царство небесное. Слова Господа: идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет, в точности исполняются. Души праведных христиан, по смерти тела, удостаиваются рая и блаженства в Царствии небесном, хотя оно еще и не полно до воскресения тела. Блаженное их состояние и при этом благодетельное отношение к членам Церкви земной доказывается многообразными их чудесными явлениями и помощию, подаваемою вследствие мольбы к ним.

Но святость жизни на земле, к сожалению, есть удел немногих, хотя все мы к ней призваны. Большая часть христиан, верует в Господа Иисуса, но не так живет, чтобы по смерти тела удостаивалась рая и, хотя умирает с надеждою на милосердие Божие, но, как недостойная обитать вместе с чистыми душами, такие христиане нисходят в ад и оттуда уже по молитвам св. Церкви, по молитвам ближних и ради милостыни, раздаваемой бедным, освобождаются чрез более или менее продолжительное время. Видите ли, братия, плоды воскресения Христова и сошествия Его во ад? Его силою мы получили возможность по смерти тела удостаиваться рая небесного и Его же силою получили возможность освободиться из ада при вере в Него, по молитвам Церкви.

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых было таким необычным событием, что для веры в Него нужна была необычная сила веры. Сами апостолы, свидетели чудес Христовых, очевидцы воскрешения Христом сына вдовы наинской, дочери Иаира и четверодневного Лазаря, – сами апостолы не скоро уверовали в это необычайное событие, хотя и были неоднократно предупреждены Христом об Его страданиях, смерти и воскресении. Когда мироносицы, сподобившиеся первыми увидеть воскресшего Господа, возвестили об этом апостолам, они не поверили им. Когда девять апостолов и другие, бывшие с ними, видевши вечером в день воскресения воскресшего Христа, возвестили об этом Фоме, он не хотел уверовать, пока сам не увидел Господа своими глазами, пока не осязал язв Его. Так трудно было уверовать в воскресение Христа даже апостолам, которые обладали силою веры и желали веровать, но еще не были озарены Духом Святым, и потому не обладали непоколебимой верою. И вообще истинная, пламенная и твердая вера в истины Божьего Откровения не легка; она – вместе и дар Божий и подвиг.

С каким же благоговением, с какою любовию мы, христиане, должны хранить дарованное нам сокровище веры и не прогневлять вседержавного Бога ни тению сомнения! Сомнение есть дерзкая ложь нечистого сердца и неправого ума. Бойтесь его, как ядовитой змеи!

Вера есть ключ к сокровищнице Божией: еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему (Мк.9:23). Чем с большею открытою сердечностию поверишь Божиему всемогуществу, тем с большею щедростию раскроется для тебя сердце Божие. Благодаря вере мы сами становимся истинным храмом Божиим, в котором обитает Христос Бог. Вера есть внутреннейшее благодатное действие в нас, чрез которое на наше ничтожество и бедность переносится полнота Христова и усвояется нам. Живая сердечная вера исполняет сердце христианина радостию и вместе с тем дает великое дерзновение в молитве к Богу.

Если хочешь испросить какого-либо блага у Бога, то прежде всего приготовь себя к несомненной крепкой вере и прими заблаговременно все средства против сомнения и неверия.

Неверие есть явление неправильное, неестественное, есть недуг души человеческой, недуг нравственный. Вера в главнейшую истину религии – бытие Божие до такой степени глубоко внедрена в человеческой природе, что никакими усилиями ума и воли уничтожена быть не может. То же самое нужно сказать и о других истинах Божественного Откровения, о существе, свойствах и делах Божиих, о Лице и жизни Христа Спасителя. Все эти истины утверждены на таких твердых, непоколебимых основаниях, что добросовестно изучивший их не может с истинным убеждением не верить им. Для такого человека невозможно неверие в эти истины только напускное, не искреннее, за которое он весьма нередко внутри своего духа терпит страшную кару от своей совести.

Есть неверие искреннее, невольное. Это неверие или сомнение человека, который ищет истины, желает верить, но опасается верить по складу своего ума, недоверчивого к чужому свидетельству и старающегося во всем убедиться собственным опытом. Такими неверующими явились апостолы в день воскресения Христова. Получивши от мироносиц весть о воскресении Христовом, они колебались верить не потому, что не хотели верить, а потому, что истина воскресения Христова, по своей необычайности, превышала силу их веры. Таким неверующим был особенно ап. Фома: он поверил только тогда, когда сам увидел воскресшего Господа, мог осязать Его и вложить руку свою в бок Его. Такое неверие нельзя назвать тяжко преступным, однако нужно стараться избегать его, как нравственного недуга, недостатка.

Есть неверие озлобленное, злонамеренное. Это – неверие, которым страдают люди, не хотящие верить, хотя вера настойчиво стучится в их душу, хотя истина неотразимо представляется их уму и имеет за себя очевидные доказательства. Это ожесточение против веры и истины, подобное сатанинскому. Таким ужасным неверием страдали первосвященники и книжники иудейские. Они слышали истинно-божественное учение Христа, видели чудеса Его, но ожесточенно смежали очи ума своего пред очевидною истиною и, несмотря на неотразимое свидетельство чудес Христовых, не хотели признать Христа обетованным Мессиею. Подобны им и многие современные нам неверы. Эти люди, считающие себя представителями науки и мечтающие быть преобразователями человечества, отвергают не только частные истины Божьего Откровения, но и самую истину бытия Божия, и никакие, самые очевидные свидетельства в пользу истины Божественной вразумить их не могут. Пути, по которым они доходят до этого жалкого и безусловно-гибельного состояния неверия, различны, но корень его один и тот же у всех, – это самолюбие, умственная гордость, своекорыстие и упорство. Известно, до какой участи довели иудейский народ его слепые вожди, первосвященники и книжники. Они исказили его веру, извратили нравственность, закрыли от глаз его свет истины, которую проповедовал Христос, и в конце концов лишили его святого града и отечества. И в настоящее время упорные отрицатели Бога истины, считающие себя ревнителями блага народнаго, а на самом деле колеблющие благоустройство и благосостояние народов в самом основании, также ведут все к разрушению, а народы к погибели.

Есть еще неверие легкомысленное. Это – неверие тех, которые сами никогда не пытались исследовать и изучить истину сколько-нибудь самостоятельно и не могли дойти до отрицания ее путем исследования и сколько-нибудь осмысленного сомнения, а верят под влиянием вождей неверия. Они и неспособны к самостоятельному неверию, а как попугаи только усвояют взгляды и выводы вождей неверия, не умея часто ничего сказать в защиту своих заблуждений. Вообще, неверы этого рода – люди, без твердых убеждений, увлекающиеся ветром всякого учения, легко пристающие к неверию, если оно в моде и проповедники его имеют некоторую силу и славу, хотя бы то и печальную. В наше время это – большею частию люди, не получившие правильного, основательного образования, а между тем растратившие добрые и святые народные убеждения, которые были им внушены в семействе и церкви. Нужно стараться положить преграды размножению легкомысленных неверов, обыкновенно набираемых из недоучившихся юношей и девиц, чрез доброе нравственно-религиозное воспитание в семье и школе и чрез основательное образование.

Потщимся, братия, отвращаться всякого рода неверия, как недуга и преступления, а особенно неверия озлобленного, злонамеренного и проповедников его. Неверов по безрассудству, думающих чужим умом, нужно вразумлять и обращать на путь истины; для внушения же им твердой веры нужно самим нам веровать искренно и твердо, без малейших колебаний и сомнений. (Из «Сборника кр. поуч.», свящ. Андрея Смирнова).

11. Радоница

Православные христиане имеют благочестивый обычай совершать в понедельник или во вторник Фоминой недели молитвенное поминовение в храмах и на могилах своих усопших сродников. Обычай этот называется в некоторых местностях нашего отечества радоницею; он ведет свое начало с древнейших времен и имеет самое благотворное значение не только для почивших, о которых моления приносятся, но и для живых, совершающих таковые моления.

Название радоница происходит от того, что в указанный день поминовения христиане, живущие на земле, делятся с душами усопших отцов и братий своих духовною радостию о воскресшем Спасителе. Глубокий смысл, лежащий в основе этого благочестивого обычая – радоницы, заключается в том, что св. Православная Церковь, по прошествии светлых дней Пасхи, когда она непрерывно праздновала высочайшее торжество свое – Христово воскресение, – спешит с первого же дня Фоминой недели разделить свою радость и с умершими, в надежде блаженного воскресения, каковую радость возвестил умершим и Сам Господь наш, сходивший во ад проповедовать победу над смертию. Движимые искреннею любовию к своим присным по вере и крови, почившим о Господе, христиане, живущие на земле, усугубляют свои моления к Воскресшему об усвоении спасительных плодов Его воскресения перешедшим в загробную жизнь и об избавлении их от вечных мучений адских. Непрерывное поминовение усопших – сорокоусты, отлагаемое церковным уставом в дни седмиц Страстной и Светлой, разрешается начинать с понедельника Фоминой недели, потому что в неделю Фомы воспоминается сошествие Иисуса Христа во ад. «Для чего отцы наши установили собираться нам на кладбище? спрашивает св. Иоанн Златоуст, потому что сегодня Иисус Христос сошел к мертвим, отвечает Вселенский Учитель. Из этих же слов Златоустого, жившего в 4-м веке по Р. X., видно, сколь древен обычай поминовения усопших после Пасхи.

И теперь, как древле, православные христиане идут в дни Фоминой недели молиться за умерших на самые могилы. Чтобы усугубить молитвы о близких сердцу, отшедших в вечность, христиане сопровождают свои молитвенные поминовения милостынею и делами благотворения. Как много истинной христианской любви в этих молениях об отшедших братиях, – любви, сопровождающейся, по апостолу, даже за пределы земной жизни. Здесь, на могилах, христиане чувствуют себя ближе к своим усопшим отцам и братиям; здесь яснее становятся воспоминания о них, живее бьется любовию к ним сердце и горячее возносится молитва. Молящиеся с верою, на самих себе испытывают здесь, на кладбищах, глубоко благодетельное действие своей молитвы. Могилы близких сердцу, являясь для живых предметом священным, благоговейно охраняемым и благоприметно содержимым, много назидательного, утешительного и спасительного могут сказать уму и сердцу молящихся.

Дорогие могилы живее напоминают о кратковременности земной жизни, о неизбежной для всех смерти и о нашем небесном отечестве. Здесь, на холмах надгробных, яснее сознается истина, что все земные блага не доставят надлежащего счастия, здесь сильнее чувствуется необходимость исправить свою жизнь, настойчивее является стремление достигнуть райского блаженства, которым вечно и вкупе будут наслаждаться все благочестно, по-христиански, пожившие и скончавшиеся. (Из Сбор. кр. поуч. свящ. Андрея Смирнова, кн. 3-я, стр. 90).

12. Уроки для нас из жизни первых христиан

(Ап. Деян. 14-е зач., 5, 12–20).

Возлюбленные мои братия и сестры во Христе! Хочу предложить вам слово о сегодняшнем чтении из ап. Деяний. Содержание его следующее: руками апостолов совершались в народе (т. е. находившемся в Иерусалиме) многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на апостолов, и заключили их в народную темницу. Но ангел Господень ночью отворил двери темницы, и выведши их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни (Деян.5:12–20). Здесь чтение из Апостола оканчивается.

Чем сильно было первое небольшое общество христиан? – Сильно своею верою в Господа Иисуса Христа, своим единодушием и любовию, духом правды, святыни, милосердия и единодушным стремлением к одной высокой цели – к почести небесного звания.

Так как первое христианское общество по духу своему было образцовым, то и мы, христиане, должны подражать ему, его духу и делам, подражать в любви, единодушии, милосердии и взаимной помощи, в правде, истине, воздержании, святости, словом – в стремлении к христианской добродетели и ко спасению во Христе Иисусе. К таковым добродетелям должно стремиться всякое христианское общество или, говоря вообще, всякое христианское государство, в особенности же наше православное отечество, от начала принявшее православную христианскую веру и в ней воспитывавшееся в продолжение слишком тысячи лет. Чем ревностнее какое общество или государство будет в христианском последовании Евангелию, чем тверже будет в христианской любви, тем оно само будет крепче, цветущее, тем успешнее будет развиваться и совершенствоваться во всех отношениях: правда возвышает народ, говорит премудрый, умаляют же племена греси.

Проследите историю какого угодно народа, и вы сейчас увидите, что он тогда особенно был и велик, богат, силен и непобедим, когда он был благочестив во главе с своим царем, и никогда не упадал так низко, не доходил до такой бедности и политического бессилия, не падал в глубину всяких зол, как когда забывал Бога и впадал в пропасть неверия и пороков. Так было, так есть, так и всегда должно быть: ибо вера христианская, вера святая, небесная, животворная, вносит в жизнь гражданских обществ начала мудрости, начала всякого порядка и силы, всякой добродетели, умудряет, укрепляет, воссозидает и обновляет их, совершенствуя во всех отношениях.

Наше время есть злое время. Если когда, то особенно в нынешнее время к нам вполне приложимо изречение Спасителя: много званных, но мало избранных (Лк.14:24). Грехи и беззакония растут и умножаются в нашей земле, среди нас, носящих имя Христово и именующихся православными, святая вера обуревается и слабеет, заповеди благочестия не исполняются, верность церковным уставам и порядкам нарушается, благие обычаи оставляются, предания отеческие ни во что вменяются. В семейную, супружескую жизнь вошли разлад и нестроение, в воспитание детей – расслабление и потворство, в службу государственную и общественную – нерадение и своекорыстие, в душу каждого – гордость, любостяжание, жажда удовольствий, невоздержание и зависть.

Но если безобразна жизнь христиан, то от нас зависит исправить безобразное и сделать его благообразным. А как это сделать? Так, как сделали в подобном случае древние жители великого града Ниневии, искренно покаявшиеся по слову пророка Ионы, предсказавшего погибель всему городу, ежели жители его не покаются в продолжение 40 дней. И они все от мала и до велика принесли Господу искреннее покаяние и исправили развращенные нравы свои (Иона 3 гл.). Покаемся же и мы и возьмем себе в пример первых христиан. Поучимся у них единодушию, взаимной любви, взаимному милосердию, нестяжанию, воздержанию, правде и честности, чистоте и святости. Вот образ истинного христианства! Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф.5:48). Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть (Лк.6:36). Аминь. (Сост. по «Полн. собр. сочинений» прот. Иоанна Сергиева (Кроншт.), т. II, изд. 1891 г.).


Источник: Проповедническая хрестоматия: Полный круг поучений на все воскресные и праздничные дни года, слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения: В 3 томах / Сост. по лучшим проповедническим образцам архим. Пантелеимон. - [Джорданвилль]: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1963-. / Т. 1: Поучения на все воскресные дни года. - 1963. - 800 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle