Неделя 28-я по Пятидесятнице
149. Кто из нас избранные?
Много званных, мало же избранных: так закончил Господь наш Иисус Христос Свою притчу, которая читалась сегодня у нас на литургии, – притчу о званных на вечерю. Смысл притчи такой. Господь, совершивши спасение человека и давши ему все средства ко спасению, зовет всех ко спасению, – приглашает всех воспользоваться спасительными средствами; но, к крайнему сожалению, многие отказываются от спасения, от своего собственного блага... Много званных, мало же избранных, – мало внимательных к своему спасению, к своему собственному спасению, к своему собственному благу... Странно, но тем не менее действительно, – что многие отказываются от своего собственного блага, к которому их зовут, которое им предлагают, – которое, можно сказать, им навязывают...
И мы, братия, все – званные; но кто же между нами избранный?.. Кто из нас истинно дорожит своим благом и заботится о спасении?.. Ответьте каждый на этот вопрос в вашей совести; а я только укажу хоть некоторые видимые признаки этих счастливцев – избранных, которые, без сомнения, найдутся и между нами, братия.
Избранные – это те, которые, не мудрствуя лукаво, твердо держатся учения евангельского и учения Церкви Православной, надежной руководительницы нашей в деле спасения.
Избранные – это те, которые любят читать или слушать слово Божие, вдумываться в него, и усвояют св. учение всем сердцем, как сухая земля впитывает в себя капли дождевые.
Избранные – это те, для которых установления церковные священны, – для которых священник – лицо желанное, почтенное, которого слушают с охотою и любовию, как отца духовного, духовного пастыря, верного служителя Христова.
Избранные – это те, для которых всякая святыня христианская – храм, икона, крест, св. Евангелие и проч., – предметы дорогие, всякий раз вызывающие благоговейное уважение.
Избранные – это те, которые крепчайшею любовию привязаны к Иисусу Христу, нашему Спасителю, стремятся к Нему всем сердцем и непрестанно ищут общения с Ним в молитвах и в св. таинствах Церкви.
Избранные – это те, которые видят в своих ближних – братьев о Христе, любимых чад Отца небеснаго, несмотря на их бедность и низкое общественное положение, и стараются, в чем только можно, помогать им.
Избранные – это те, которые не позволяют себе в жизни не только какого-нибудь дурного поступка, но и какого-нибудь гнилого слова и даже греховной мысли, – которые с негодованием отворачиваются от всякого неприличия, от кого бы оно ни исходило, в слове, или в деле.
Избранные – это те, в которых душа мягкая, добрая, отзывчивая на всякое добро и отвращающаяся от всего дурного, исполненная любви к Богу и ближним.
Избранные – это те, которые держат себя в стороне от дурных обществ, сближаются только с людьми скромными, богобоязненными, – которые ведут себя в обществе скромно, благоприлично, ни перед кем, однако же, не выставляя на показ внутренних достоинств.
Словом, избранные – это те, которые стараются во всем жить по закону Христову, а если и грешат в чем-нибудь, то и каются, – каются искренно, чистосердечно, и потому постепенно улучшаются и усовершаются в своей жизни. (См. проп. прот. Троцкого).
К сожалению, многие, признавая святость благочестия, сознавая долг свой пред Богом, пренебрегают благочестием под разными предлогами, отрекаются от него, каждый по своему.
«Мы бы не прочь от христианского благочестия, говорят одни: но заботы по хозяйству, по торговле, по службе отнимают у нас все время; нам некогда заниматься благочестием». С такими отговорками невозможно наследовать царствия небесного.
Вы озабочены нуждами домашними, успехом по службе, счастием торговли? Но не сказано ли вам: если станете искать царствия Божия, спасения душевного: то все прочее приложится вам? Это – не обещания человеческие так обманчивые; это обещание Божие. Но вы, не доверяя Богу, принимаете на себя заботы о всем – и что из того выходит? И отнимаете время у благочестия, и ловите ветер: плоды незаконных трудов ваших гибнут на ваших глазах, или расточаются детьми вашими. Нет, не заботы законные мешают благочестию, а беззаконная заботливость, не знающая меры. Кто приучил себя располагать временем и трудами согласно с заповедями Божиими, а желанием сердца полагает меру евангельскую; у того довольно времени для благочестия. В покойном уповании на Того, Кто дает пищу и птицам небесным (Мф.17:26–30), он не мучит себя заботами о земном, довольствуется и необильными плодами трудов своих и уделяет из них нуждающимся. А жадность к благам временным всегда недовольна. Дают ей нужное для жизни, – не знает покоя, чтобы приобресть больше. Посылается более, чем нужно, – строит здания, чтобы запереть в них все в пищу тления. Привязавшись к земному, не думает ни о чем, не тревожится ничем, не любит ничего, кроме земли. Жена, деньги, отличия – вот все ее сокровище; тут и сердце ее.
Путь, по которому идут толпы миролюбцев, ведет к вечной погибели, а путь к царствию небесному – путь узкий, и по нем идут немногие. Это сказал нам Сам Господь, Котораго каждое слово – ей и аминь. Много званных, а мало избранных, говорил Он в заключении притчи Своей о званных на вечерю. Надобно следовать примеру не многих, а святых, прежде всего и более всего искавших царствия Божия и правды Его (Мф.6:33).
Счастливы избранники Божии! Может быть, они живут в простоте, бедности и в безызвестности; может быть, и не замечают их другие; быть может, их обижают многие и заставляют проливать слезы, – быть может, их поносят и презирают, Господа ради; но видит их Господь, – Господь их любит, – Господь их хранит и в свое время, когда они успешно выполнят свое земное назначение, Господь пошлет им кончину безболезненну, непостыдну, мирну, и, по смерти их подаст им добрый ответ на страшном судище Своем и затем вечную блаженную жизнь. Аминь. (Сост. по «Слов. и реч.» Филарета, архиеп. черниговск. и др. источ.).
150. Изъяснение притчи о званных на вечерю
Один человек сделал большой ужин и звал многих; и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званным: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился, и потому не могу придти. И возвратившись раб тот донес о сем господину своему. Тогда разгневавшись хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина: ибо много званных, но мало избранных.
Что означает это притча?
Человек, сотворивший вечерю велию, есть Господь небесный, Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который, хотя по Своей сущности есть Дух, однако сравнивается с человеком, как человеколюбец; ибо Он не только создал человека по образу Своему, но и возобновил в нас потерянный образ чрез Своего Единородного Сына. Вечеря, которую нам приуготовил Тот же Господь, есть благодатное царство Божие на земле, или Церковь Христова с ея евангельскими учениями, таинствами, священноначалием и священными обрядами, которые в своей совокупности должны приготовлять верующих к великой вечери в царстве славы, т. е. в царствии небесном. Слуга, которого Господь посылает, суть все пророки, апостолы, учители, пастыри, проповедники и верные служители. Здесь нужно заметить, что не в множественном числе говорит: и посла рабов, но в единственном: и посла раба своего, ибо одно есть учение, один путь ко спасению, который все они, и каждый в отдельности, как бы одними устами проповедуют. Под годом вечери разумеется время благодати, в которое Бог зовет всех людей к покаянию чрез проповедь Евангелия, глаголя: грядите, яко уже готова суть вся. Все приуготовленнын на вечери этой снеди – духовны, то есть, отпущение грехов, оправдание, усыновление, жизнь вечная и все прочее, что нужно для нашего спасения. Ибо Христос все смертию Своею приобрел, и ничего от нас не требует, кроме того, чтобы мы пришли к Нему, то есть чтобы уверовали Евангелию и посредством живой веры, добрых дел и исполнения заповедей, самоотвержения и несения своего креста, который неизбежно является при борьбе с диаволом, плотию поврежденною грехом, и миром, лежащим во зле, воспользовались бы и во веки наслаждались приобретенными благодеяниями.
От притчи о вечери благодатнаго царствия, прейди, христианин, твоею мыслию к вечери славнаго царствия, уготованнаго на небесах, и посмотри, сколь велико блаженство тех праведных душ, кои слово Божие слушали с радостию, с любовью сохраняли в сердце и по его велениям располагали свои дела, слава и помышления до конца жизни, за что и были они званы и избраны. Представь себе живо, что они будут соединены во едино со Христом, и соединены более тесным образом, нежели соединяются посредством таинств в воинствующей Церкви. Они узрят возлюбленного Жениха душ своих Христа, приемлющего их в объятия Свои, вводящего их в храм небесной славы, в райские селения, на вечерю, уготованную от сложения мира, и глаголющего к ним: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие.
Вечеря царства небесного есть велия по присутствию в ней Бога – величайшего и высочайшего. На этой вечери Сам Бог будет присутствовать, у Коего безконечное могущество, неисчерпаемое богатство, неизреченная премудрость, непрестанная благость, вечность без пределов. Как же великолепна должна быть эта вечеря! Кто не возгорит желанием только видеть величие Божие? Ап. Петр на горе Фаворе, видя только тень небесной славы, тотчас воскликнул в священном восторге: Господи! добро есть нам зде быти: сотворим зде три сени (Мф.27:4). Если так была велика радость Петрова при созерцании только частицы величия Божия; то как велика будет наша радость на небе, где с Богом и соединимся и увидим Его лицом к лицу. О, христианин, гряди к сей стране небесной, не уклоняясь ни на десно, ни на шуее; гряди с поспешностью, брось богатство и славу мира сего, сластолюбие и корыстолюбие; если же ты отступишь от Господа Бога, то и к тебе будет относиться это определение Божие: яко ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери (Лк.14:24).
Вечеря царства небесного велия по величию присутствующих на ней лиц. На ней будет присутствовать Царь неба и земли, Царь царствующих и Господь господствующих. Будут присутствовать херувимы и серафимы и все воинства небесныя. Будут возлежать на ней св. Патриархи, пророки и апостолы, кои просветятся яко солнце в царствии Отца их, яко ангели Божии на небеси (Мф.22:30). О, блаженное существо! Кто не возжелает находиться в нем? кто не возжелает присутствовать на той вечери, идеже может увидеть Адама, первого праотца, Ноя, чудесного спасшего род человеческий в ковчеге, Авраама – отца верных, Исаака, в котором благословенны все народы. Иакова, Моисея – вождя израильтян, Иисуса – непобедимого полководца, и всех скончавшихся в вере в Бога истинного и в уповании на Мессию?
Вечеря царствия небесного будет велия по сладости снедей, которые на ней будут предложены. Какия же это снеди? Оне суть награды, ожидающия нас в жизни вечной, которые так велики, что не могут быть измерены, и так многочисленны, что не могут быть исчислены. В этом мире случается, что одни получают удовольствия от пения, другие от украшения садов и виноградников, иные от искусной живописи, и т. п. Если земное так оживляет и увеселяет человека, то тем более должно увеселить его небесное. «О, Боже! говорит блаженный Августин, если столь великие блага Ты нам представляешь в темнице, то что уже представишь нам в чертогах небесных? Какую же мы награду получим на той вечной вечери? Во-первых, мы получим совершенное просвещение души, соответственное естеству человеческому, которым будем постигать и самые глубины таинств, но столько, сколько человеку возможно знать. Во-вторых, получим чистоту сердца и святость вместе с величайшим спокойствием и чистотой совести. В-третьих, совершенство всех чувств, когда уши услышат сладчайшие ангельские сладкопения, глаза узрят сияние светлости Божества, руки прикоснутся прославленной плоти Спасителя. В-четвертых, прославление тела, которое будет состоять в тонкости, красоте, безболезненности и легкости. Вот какие сладчайшие снеди будут на вечери царствия небесного, которые всегда нас будут увеселять, и никогда не породят пресыщения».
Не медли же, христианин, но спеши в готовности предстать пред лице Христово и получить достойную мзду твоим благим делам. Делатели, кои целый день жар и зной переносят, ожидают себе покоя: и ты в этом мире делатель. Перенеси же жар и зной всех несчастий и бедствий, и жди венца правды, его же воздаст тебе Господь в день судный. (Сост. по «Приточнику», Сильвестра, архиеп. астрах. и кавказ.).
151. Мнози бо суть звани, мало же избранных
Ныне читано Евангелие о званных Домовладыкою рабах Своих на уготованную Им великую вечерю, о безрассудном пренебрежении к этой вечери званными, о приглашении на место отказавшихся – нищих, убогих, слепых и хромых, и всякого рода и звания людей, – и о грозном приговоре Домовладыки, что ни один из приглашенных не вкусит Его вечери (Лк.14:16–24).
Приложим это Евангелие к себе. Званные на вечерю велию хозяином дома – это все мы: чрез крещение, помазание святым миром, воцерковление и причащение тела и крови Христовой, мы все самым делом призваны к наследию вечных благ, вписаны в число граждан неба; следовательно, и для нас с вами несомненно, непреложно уготована вечеря Божия. Нам остается только идти на нее, не отказываться упорно и тем не оскорблять великодаровитого и преблагого Господа, Владыку живота нашего, уготовавшего нам, по бесконечной любви Своей, вечные блага. Но вот тут то мы и начинаем упираться, отрицаться под разными предлогами. Правда, прямо на словах никто из нас не отказывается идти на вечерю; но за то многие из христиан отказываются от ней делами своими, именно: своим маловерием, своею нераскаянностию, своим пребыванием и коснением во грехах, своею дружбою с многострастною плотию, своим пристрастием к тленным благам земным и столь скоро преходящим удовольствиям, не допускающим иногда и минуту подумать о Боге и душе, тем менее – возлюбить всем сердцем Бога, безмерно нас возлюбившего и для нашего спасения Сына Своего не пощадившего. А без покаяния, без исправления сердца и жития невозможно войти на вечерю Божию. Ибо покаяние есть единственное средство очищения оскверненной совести и души грешника, оно же дает и брачную одежду, в которой можно быть на вечери, – только покаяние искреннее сообщает душе расположение и охоту к благам небесной вечери. Без покаяния же и очищения от скверны греха у грешника нет ни охоты, ни желания вечных благ, как у тяжко больного нет желания и стремления к пище. Как ты вошел сюда, не имея брачной одежды, т. е. чистоты душевной, сказано будет всякому нераскаянному; и, связав руки и ноги, выбросят его вон, во тьму кромешнюю (Мф.22, 12, 13).
Все мы с вами позваны чрез крещение в царство небесное, все обязались исполнять заповеди Христовы, уставы святой Церкви Его, – но кто из нас идет, как следует идти в царство Христово? Кто усердно исполняет Его заповеди? Все или большая часть из нас привязаны к миру, к богатству, к удовольствиям, к суетным почестям; о небесном царстве, о угождении Богу, о душе, о ее спасении от грехов, о святости, о обновлении души – нет заботы; живи себе душа в старых грехах, а нет – приставляй новых; можно называться христианином и позволять себе гордость и ненависть, зависть, чревоугодие, объядение, пьянство, блудную нечистоту, своенравие, упрямство, ложь и обман, праздность, рассеянность, злословие, празднословие, клевету, месть.
Вот как мы, позванные в царство небесное, усыновленные Богу, помышляем и живем. А слышим часто слово Божие; слышим часто в Евангелии слово о покаянии и угрозу Господа, что если не покаемся, то погибнем, слово о суде, о милостыне, да помиловани будем, – а все живем в неисправлении. Мы чрез это самое отрицаемся от царского приглашения на вечерю. Но что если, может быть, и о нас уже Господь изрек праведный приговор Свой – ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери? Ужасно. Впрочем, есть еще время опомниться и исправиться: еще двери покаяния отверсты, еще можно оставить пристрастия к мирским удовольствиям, хотя время от времени это все будет становиться труднее и труднее, – еще можно оставить рассеянность и сосредоточиться на своей душе и на ее вечной судьбе. – Поспешим.
Но что сказать о тех, которые, по призыву Церкви, даже в воскресные и праздничные дни не приходят в храм для участия в божественной вечери, устрояемой здесь Спасителем нашим, или не приходят и раз в году для причащения божественной вечери?
Сердце их привязано к земному – к земной суете, к земным благам; для них дороже сребро и злато, чем вечеря Господа; дороже яства и напитки, чем беседа и соцарствие с Господом; дороже катанья, театры, пустословие светских книг и проч. и проч.
Как им можно наслаждаться небесным блаженством, когда они и здесь не имели о нем понятия и не развили духовного вкуса, духовной приемлемости к этому блаженству; когда они весь век провели в страстях и пристрастиях, коих плод – мучение и огонь вечный?
Теперь, братия, спросите каждый сам себя, к чему он в жизни пристрастен, что больше занимает его мысли и сердце, чего он больше всего желает и ищет, в чем больше любит проводить время, и после этого скажите, насколько занимает вас, ваш ум, ваше сердце – Бог и блага, уготованные Им любящим Его на вечери царства небесного, в которое Он приглашает нас чрез ныне чтенное Евангелие? А бесконечно важны будущие блага! Не весьма ли многие из нас, если не словами то делами говорят Господу, зовущему нас на Свою вечерю: я занят тем и тем; мне это нравится больше, чем Твоя небесная вечеря: молюся Ти, имей мя отречена. Ах! Боже мой! Как часто печаль века сего, лесть богатства и о прочих похоти входящия в наше сердце подавляют слово о царстве небесном, и оно бывает безплодно (Мк.4:19).
Иной сидит над грудою собранного богатства, которым он услаждается, которое боготворит и коего с избытком было бы довольно для избавления от голода и холода тысячей бедных; ему говорят: Царь небесный зовет тебя на вечный пир Своего царствия, поспеши туда, пока двери не затворены; употреби часть своего богатства на помощь бедным; милостынею бедным приобретай милость небесного Домовладыки и Судии; оставь страстную привязанность к богатству, губящую бессмертную душу на веки; не медли, жизнь коротка; может быть, даже в сию нощь душу твою истяжут от тебя; а яже уготовал еси, кому будет? (Лк.12:20). Но он яко глух не слышай, говорит зовущему: молюся Ти, имей мя отречена. Завистливый, который мучится благополучием других и все чужия блага хотел бы иметь у себя, также отказывается от небесной вечери и говорит: молюся Ти, имей мя отречена. Преданный ненависти, гневу, говорит: «молюся Ти, имей мя отречена». Чревоугодник и человек развратный, имже бог чрево, и слава в студе их (Флп.3:19), говорят: «молюся Ти, имей мя отречена». Хищник, грабитель отказываются от небеснаго царства и своими делами говорит: «молюся Ти, имей мя отречена». Лицемер, обманывающий себя и людей видом благочестия и нерадящий об исправлении сердца своего, из которого исходит всякое зло, какое примечается в людях, делами своими говорит: «молюся Ти имей мя отречена». Всякий, кто живет в мире на удачу, как бы случайно, размышляя о том, какая последняя цель его жизни на земле, и отдаваясь безотчетно потоку жизни света, общепринятым правилам, обычаям и привычкам его, говорит Иисусу Христу, зовущему его в небесное Свое царство: «молюся Ти, имей мя отречена»; словом – весь мир во зле лежащий (1Ин.5:19), по свидетельству апостола, так или иначе отказывается от небесного царствия. Есть немногие люди, иже не суть от мира (Ин.17:14), которые терпеливо идут к небесному отечеству, но их ненавидит мир, смотрит на них с презрением. Но что до того? Их любит Отец небесный, Сын Его Единородный и Дух Животворящий, их любят ангелы и святые человеки – небожители.
Одумаемся, братия, что мы говорим и делаем; подумаем, отчего и из-за чего мы отказываемся. Мы отказываемся от своей вечной блаженнейшей жизни из-за праха, из-за суетных, скоропреходящих, перемешанных со скорбию и печалию удовольствий и забот здешней жизни. Выслушаем, какой приговор произнесет на нас оскорбленный нашим отречением Господь? Вот Его приговор: ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери. Мнози бо суть звани, мало же избранных. Ни один из званных и отказавшихся не вкусит вечных радостей царства небеснаго и, значит, ввержен будет во тьму кромешнюю. Тогда рече Царь слугам: связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом (Мф.22:13).
Но многие из нас скажут: когда же мы отказывались от этой вечери? Не были ли мы христианами, не ходили ли мы в храмы Божии; не были ли участниками таинств веры; не разделяли ли со всеми христианами надежд веры? А нам скажут: вы были христианами только по одной наружности, а не по делам; вы ходили в храмы, принимая таинства, а сердца своего не исправили; знали только свою волю и не старались испытывать, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим.12:2); пред вашими глазами были заповеди Божии: и вы их не исполняли; вас звали в небесный чертог не раз, не два, а многократно: и вы отказывались. Теперь все кончено; суд на вас давно написан; примите же его от праведного Судии: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелам его (Мф.25:41).
Но ныне еще есть, братия, надежда удостоиться небесной вечери. Пока есть время, переменим жизнь; исправим свое сердце, из которого исходит всякое злое пожелание, всякая страсть, всякий грех; перестанем страстно гоняться за удовольствиями и обычаями света; вспомним слово апостола, любы мира сего вражда Богу есть, иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак.4:4). Согреем свои души верою и любовию; соберем здесь запас добрых дел, как мудрые девы, шедшие на брак к небесному Жениху, т. е. в царство небесное, запаслись елеем, или милостынею, и будем всегда готовы отвечать Господу не словами: имей мя отречена, а словами: идем, Господи, идем; помоги нам поспешить в небесный чертог Твой. Аминь. (Сост. по «Полн. собр. сочин.» прот. Иоанна Кронш.).
152. О званных на вечерю
Случается в этом мире, что иной домовладыка устрояет знатную и богатую вечерю и зовет на эту вечерю много людей; подобно этому Царь Небесный сотворил великую вечерю вечного блаженства и зовет на нее всех – славных и бесславных, благородных и худородных, богатых и нищих, мудрых и неразумных. Господь Бог звал чрез пророков, звал чрез Единородного Сына Своего, звал чрез св. апостолов, зовет и ныне чрез проповедников слова Своего, пастырей и учителей церковных: грядите, яко уже готова суть вся (Лк.14:17).
Благодарение Богу! и мы, недостойные, позваны Человеколюбцем Богом к великой вечере. Поспешим же с радостию на вечерю Господню: там мы узрим Царя Небесного лицом к лицу, увидим лики св. ангелов, всех благоугодивших Богу и со всеми ими будем иметь вожделенное содружество. К сожалению, как прежде многие отрекались, так и ныне многие отрицаются идти на преславную вечерю, вместо вечных и небесных, избирая временные и земные блага, и таким образом делая сами себя недостойными вечного блаженства. Всевышний разгневался на тех неблагодарных людей, которые, быв позваны на вечерю вечного блаженства, пренебрегли Его благодатию и обратились к снисканию временных благ. Глаголю вам, изрек Господь, яко ни един из мужей тех званных вкусит Моея вечери: мнози бо суть звани, мало же избранных. Грозно это слово, но непреложно. Безстыдно и страшно не идти к царю земному на званную вечерю: сколь же более страшно не идти на вечерю, которую уготовал Царь Небесный и на которую непрестанно зовет чрез Своих рабов! Послушаем же, возлюбленные, спасительного гласа Господня! Послушающие гласа Божия приобщаются небесной сладости: прилепимся и мы к этой святой дружине, последуем за ними, и Всевышний введет нас в Свой чертог пренебесный.
В этом мире бывает так, что богатые и славные зовут на свои вечери по большей части подобных себе славных и богатых. Царь Небесный, по Своему неизреченному человеколюбию, никем не гнушается, не взирает на лица, зовет на небесную вечерю Свою всех одинаково, богатых и бедных, славных и низких, всем отверзает двери. Однако, по большей части этому спасительному зову внимают убогие, нищие; а богатые и знатные презирают великую вечерю и не веруют Господу, зовущему их на нее; не хотят оставить благ мира сего, желают в этом мире веселиться и царствовать. Любовь к чести, славе, богатству, роскоши ослепляют душевные очи сынов века сего и препятствует им видеть неизреченные блага: у всех, любящих земные блага, на духовных очах лежит тьма, как некое покрывало.
Обратимся, братия, от мира ко Господу и спешно пойдем на вечерю Господню; поверим слову Божию, которым Всеблагий Промыслитель призывает нас. Мы позваны от Бога к великим, небесным, вечным и неизреченным благам: зачем же мы прилагаем сердце к тем благам, которые сами по себе – ничто и которые мы вскоре оставим? Непреложное слово Божие увещавает нас: не любите мира, ни яже в мире (1Ин.2:15); горняя мудрствуйте, а не земная (Кол.3:2), вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя (ст. 1). Оставим блага мира сего, – и на небесах получим несравненно лучшие блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1Кор.2:9). (Поучение св. Тихона Задонск.).