Неделя 30-я по Пятидесятнице
157. Поучение в неделю тридцатую по Пятидесятнице
Иpodpis вопроси Егоpodpis (Иисуса Христа) некий князь, глаголя: Учителю благий! что сотворив живот вечный наследствую? (Лк.18:18).
Этот весьма важный, жизненный вопрос, предложенный Иисусу Христу одним из начальников иудейских, разрешен впоследствии времени, на пространстве веков, святыми угодниками Божиими самым положительным, решительным и достойным общего подражания способом: усердным исполнением заповедей Христовых, презрением к здешней суетной жизни и к многострастной плоти крайним прилежанием о душе, существе бессмертном, и безвозвратным стремлением к жизни вечной. Примеров тому, неисчетное число и в древние и средние и новые времена. Но послушаем, какой ответ дал Иисус Христос князю или начальнику иудейскому на вопрос его: что сотворив живот вечный наследствую? Господь «отвечал ему: знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не крадь, не лжесвидетельствуй, почитай отца своего и мать свою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав сие, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам, возможно Богу» (Лк.18:20–27). На этих словах оканчивается нынешнее евангелие.
Из сказанного видно, что всякий, кто хочет наследовать жизнь вечную, должен соблюсти заповеди, которых существо есть любовь к Богу и ближнему. Иудейский начальник, по-видимому, соблюдал их и не далек был от царствия Божия, но на поверку оказалось, что ему недоставало одного и весьма важного подвига, а именно, оставить пристрастие к богатству, которое было идолом его сердца, удаляло от Бога и делало его жестокосердым к нищим, и из-за которого он не может искренно любить ни Бога, ни ближнего. Вот что значит страсть к богатству! Она глубоко коренится в сердце человека и неприметно подтачивает духовную жизнь его, как червь древесный дерево. Человек, преданный страсти к любостяжанию, бывает, по-видимому, и благочестив, молится всегда Богу, хотя поверхностно, соблюдает наружное целомудрие, честность в сношениях и делах с соседями и согражданами, отвращается лжи и клеветы, – не прочь он и от милостыни, хотя по своему взгляду на нее, по своему понятию и вкусу или из тщеславия; – когда же потребуется от него жертва большая, требующая его самоотвержения и лишения некоторого, – когда небесная правда потребует от него, чтобы он сокрушил кумир, которому он усердно служил, который лелеял всегда, может быть, сам того не замечая, тогда оказывается, что он находится весь во власти этого кумира, т. е. любостяжания. Тогда он вдруг охладевает к Богу и ближним; тогда не столь дорога ему и вечная жизнь, о которой он прежде помышлял и которой желал; тогда страсть к богатству оказывается у него как бы раком, – известною болезнию в теле, – который глубоко врезался своими корнями смертоиосными в сердце его и губит его. Все добродетели, которые он прежде делал, заглушаются и как бы умирают, подобно семенам хлебным, заглушаемым дурною травою. Вот что называется, по известному народному присловию, «бочка меду, да ложка дегтю»: как заражает одна страсть все добрые дела и разрушает их!
А когда такая опасность душе бессмертной от любостяжания, то явно, что надо искоренять его усердною милостынею, презрением к роскоши, умеренностию во всем, постом и молитвою, – убеждением себя в суете и тленности всего земного, в несравненном превосходстве благ вечных, непреходящих – пред благами тленными, грубыми, как дым исчезающими. Поэтому, братия мои, мы должны исполнять не одну, не две или три только добродетели, – а все, по возможности, чтобы нам быть совершенными и не иметь недостатка ни в какой добродетели. Да будете совершенни и всецели, ни в чемже лишени (Иак.1:4), говорит святой апостол Иаков. Будите убо совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф.5:48), говорит Господь в Евангелии.
Когда богатый юноша-начальник удалился от Господа с печалию, и Господь сказал, что трудно войти уповающим на богатство в царство небесное, то ученики Господни спросили с удивлением своего Учителя: кто же может спастись? Он сказал: невозможное человекам, возможно Богу. Это значит, что Бог может благодатию Своею смягчить и уврачевать и сердце любостяжательного богатого, просветить очи сердечные, ослепленные корыстию, убедительно представить его уму и сердцу тленность и ничтожность земного богатства и вечность, несравненную красоту и сладость благ небесного царствия, которые он может получить взамен земных благ, – и невозможное сделается для него возможным, – он будет щедро подавать милостыню нищим, коих прежде пренебрегал, будет преуспевать во всякой добродетели, восходить от силы в силу, и таким образом удостоится жизни вечной.
Итак, если желаем живота вечного, будем отрешаться от пристрастия к жизни временной и к благам временным, доколе не пришло время по необходимости оставить их, – и облечемся в любовь к Богу и ближнему, которая есть совокупность совершенства; будем держаться мира со всеми, без которого никто не узрит Бога (Евр.12:14), и поучаться непрестанно в славословии в храме и дома. Аминь. («Полн. собр. соч.» прот. Иоанна Кронш., т. 2-й, стр. 700).
158. О мире Божием
Иpodpis мир Божий да водворяется в сердцах ваших podpis(Кол.3:15).
Вот благожелание ап. Павла, читанное ныне в наше назидание! Оно весьма важно по своему существу и благотворно по своим последствиям. Обратим на него свое внимание.
После того, как чрез грехопадение человек нарушил союз с Богом, удалился от Него по своему сердечному расположению и по своим греховным действиям, лишился он вместе с тем и мира Божия. Грех положил преграду между Богом и людьми, и чем более усиливался и распространялся на земле, тем более усиливалось и распространялось их отчуждение от Бога. И какая страшная картина представляется взору нашему, как посмотрим на род человеческий до явления во плоти Сына Божия! Вси уклонишася, вкупе непотребни быша; несть творяй благостыню, несть даже до единаго. Вси осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце (Рим.3:12; 1, 21).
Но врази бывше, мы примирихомся Богу смертию Сына Его (Рим.5:10). С тех пор, как Христос Спаситель, распятый на кресте волею грех ради наших, сказал: совершишася (Ин.19:30)! – средостение вражды между Богом и человеком разрушено; – путь к общению с Богом сделался доступным. Таким образом источник мира нашего с Богом заключается во Христе: – Той есть мир наш! (Еф.2:14). Право на мир Божий получают и обладают им только те, кои оправдываются верою во Христа, только христиане могут наслаждаться им во имя Христово.
Отчего же далеко не все христиане наслаждаются счастием мира, дарованного всем от Господа Иисуса? Оттого, что вера их не объемлет всего существа души, не проникает в глубины всего сердца, а остается, так сказать, на поверхности его и не поспешествуется любовию (Гал.5:6) и добрыми делами, не имеет влияния на сопротивление грехам, порокам и страстям, нарушающим вновь союз наш с Богом, восстановленный Христом. Мир Божий есть достояние только душ благочестивых, подвизающихся в борьбе с грехом и, в случаях падения, неотложно очищающих совесть покаянием, которое вновь примиряет их с Богом.
Совесть мирная, спокойная, есть бесценное благо для человека. Она делает его счастливым среди всех превратностей жизни, она поддерживает мужество и твердость духа в самых страшных бедах и напастях. Хотите ли знать пример невозмутимого мира Божия в сердцах верующих? Обратитесь к истории первых времен христианства. Каких бед и напастей не терпели св. апостолы, каким гонениям и мучениям не подвергались за имя Христово верующие? Но при всех скорбях, гонениях, мучениях, – они радовались в страданиях своих (1Кор.1:24), – гоними благодушно терпели, хулими утешались (1Кор.4:13). Почему? Потому что совесть их была спокойна и давала им уверение в невинности и правоте их действий; потому что мир Божий, как плод общения с Богом, приосенял их души. Есть и теперь души христианские, обладающие сим небесным сокровищем, счастливые и в несчастиях своих.
Но чужды сего мира те, у которых совесть не чиста, которых обличает она в беззакониях. Обличительный голос ее не дает покоя и нарушает их земное счастие, – при всем изобилии благ земных. Бегает нечестивый, ни единому же гонящу (Притч.28:1). И как ужасны бывают мучения совести! Они не редко приводят людей к отчаянию и самоубийству.
Храните же, братия, свою совесть, в непорочности, и сердца свои в чистоте, – и мир Божий водворится в них навсегда, а с ним и счастие истинное с вами пребудет во веки. Аминь. (Слово Леонтия, митр. Московск., т. 1-й, стр. 111).
159. Против социализма
(Иисус рече некоему князю): еще единаго не докончал еси: вся, елика имаши, продаждь, и раздай нищим, и имети имаши сокровище на небеси: и гряди во след Мене (Лк.18:22).
Однажды некто из знатных спросил Иисуса Христа: что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Господь сказал ему: знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Таким образом в полном отречении от богатства, в раздаче своих сокровищ нищим и всецелом последовании Христу – указывается Господом богачу высшая степень нравственного совершенства.
Сатана любит принимать вид ангела светла (2Кор.11:14), – притворяться другом людей, ревнителем о правах и благе их, для лучшего уловления неосторожных и легковерных в свои сети. Так, под личиною благожелательности и дружеского совета, он обольстил праматерь нашу Еву и расположил ее к преступлению заповеди Божией. Он уверил Еву, что люди, вкусивши от плода древа познания добра и зла, будут, как боги, знающие добро и зло (Быт.3:5), и – Ева вкусила от запрещенного плода. Сатане – отцу своему подражают и чада его: лжеапостолы, лукавые делатели принимают вид апостолов Христовых (2Кор.11:13).
Как часто проповедуются учения крайне зловредные, преступные и возмутительные, преследуются цели крайне гибельные, под видом ревности об истине, для указания будто бы людям добрых путей жизни! Как часто эти лжеучения и преступные цели даже поставляются нагло в связь, хотя и призрачную, – с учением Христовым, с Божественным законом Его!.. Что общего у христианства с язвою наших дней – социализмом?.. Ничего... А между тем, учители социализма дерзали и дерзают иногда находить оправдание для своих заблуждений в учении Иисуса Христа о подвиге отречения избранных христиан от богатства и о раздаче своего имущества нищим, и первообраз социализма указывать в иерусалимской общине времен апостолов, когда у множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и когда никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (Деян.4:32). И если б социализм не показал так скоро своих сатанинских когтей, не обнаружил так скоро своего антихристианского духа в кражах, убийствах и животном разврате; – то он, быть может, увлек бы на свою сторону гораздо больше людей, даже добрых, но неопытных и нетвердых в своих христианских убеждениях и правилах, чем сколько увлек ныне... То – великое счастие для христианского мира, что социализм так скоро обнаружил свой адский дух: этим он нанес самому себе смертельный удар, показавши, что у христианства с ним нет ничего общего, как нет ничего общего у Христа с велиаром (2Кор.6:15). Отныне могут увлекаться им только подонки человечества.
Социализм, как миросозерцание атеистическое, представляет собою систему учения, во всех отношениях враждебную христианству. Но мы, применительно к евангельскому чтению настоящего дня, в настоящий раз будем беседовать только о том, что у христианства с социализмом нет ничего общего во взгляде на собственность, что они совершенно одно другому противоположны, и что, потому, социализм есть гибельное заблуждение.
Христианство относится к праву собственности – с полным уважением. Господь наш Иисус Христос, даже в тех случаях, когда указывает на трудность спасения для богатых и, для достижения высшей степени нравственного совершенства, внушает избранным людям продать свое имение и раздать цену проданного нищим, – торжественно признает право собственности. Внушая богатому человеку продать свое имение, Он, очевидно, признает за продающим право отчуждения своего имущества, а за покупающим право приобретения, а в этих правах очевидно проявляется право собственности (Лк.18:22). Затем Он утверждает Своим авторитетом на все времена ветхозаветную заповедь, воспрещающую красть (Лк.18:20).
Совершенно согласно со Христом учили о праве собственности и св. апостолы Христовы. Даже в то время, когда в церкви апостольской у множества верующих все было общее, – св. апостолы торжественно признавали право собственности. Когда некто «Анания, с женою своею Сапфирою, продал имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам апостолов» (Деян.5:1, 2); – св. апостол Петр, грозно обличив Ананию в том, что он дерзнул солгать Духу Святому, в то же время сказал ему: «чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?» Не признает ли здесь св. ап. явно права собственности? Так же точно смотрел на это дело и св. ап. Павел, воспрещавший кражу, и учивший, что воры и хищники царствия Божия не наследуют (1Кор.6:10).
Вообще, слово Божие до такой степени ограждает право собственности, что благотворительного человека представляет заимодавцем Самого Бога – Владыки всего. Благотворящий бедному – говорит премудрый, дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его (Прит.19:17).
Только за властию христианство признает право отчуждения некоторой части имущества граждан на общественныя потребности. Так как начальствующие – служители Божии, и сим самым служением постоянно занятые не имеют ни времени, ни возможности каким либо другим трудом приобретать себе пропитание, то им платят и неизбежно должны платить подати. И св. ап. Павел, считая этот порядок вещей совершенно справедливым, внушает отдавать всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк (Рим.13:6, 7). Сам Господь Иисус Христос освящает право верховной власти на отчуждение, для общественных нужд, известной части имущества граждан. Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф.22:21), отвечал Он на вопрос: позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
Не затем право собственности каждого, по учению христианства составляет святыню, для всех неприкосновенную. И нужно ли говорить о том, как благодетельно это право для человечества?
Право собственности поощряет труд. Всякий добрый труженик охотно трудится, как скоро он убежден, что и он сам, и его семья будут безопасно пользоваться плодами трудов его. А эта уверенность возможна только при праве собственности...
Право собственности поощряет бережливость. Бережливость поддерживается в людях только верою, – только при неприкосновенности права собственности возможною верою, – что сбереженное останется в руках и распоряжении бережливого собственника.
Право собственности, предоставляя состояние человека в полное его распоряжение, располагает человека и дает средства к широким предприятиям, к напряженной и плодотворной деятельности. Оно дает человеку возможность своим состоянием содействовать благоустроению и облагорожению жизни и своей и других людей. Такова благодетельность права собственности, охраняемого христианством.
Теперь посмотрим, как учит о праве собственности социализм... По его учению, собственность есть кража, а каждый собственник есть вор. Вы приобрели себе достаточное состояние вполне честным трудом и, по вашему собственному усмотрению, часть его употребляете на свои потребности и нужды своих ближних, а другую часть сберегаете на будущия нужды и потребности свои и семьи своей: вы, по учению социализма, вор, и, что вами приобретено и сбережено, то вами похищено... Но кому же, по учению социализма, принадлежит имение ваше, мое и других сограждан наших? Кто же его собственник?
В отдаленном будущем, которое, сказать мимоходом, никогда по милости Божией не наступит, имущество всех людей будет принадлежать вообще всем людям, будет находиться в общем пользовании всех. Тем, что приобретено трудом вашим, моим, будет пользоваться и распоряжаться, наравне с нами, если только не властнее нас, и каждый тунеядец, ничего не делающий, но за то обладающий достаточною дерзостию и наглостию для того, чтобы войти в труд ваш и распоряжаться властнее вас плодами трудов ваших... Это в будущем. А теперь кому принадлежит наша собственность? Конечно социалистам. Кому же это?.. Тем ворам, которые подкапываются под казначейства и похищают из них не десятки только тысяч, но и миллионы, и пособникам их... Тем убийцам, которые не останавливаются даже и пред цареубийством. Тем «добрым» и «честным» людям, которым доброта их не мешает покушаться на убийства и замышлять и совершать поджоги целых городов, а «честность» не препятствует замышлять расхищение казначейств... Что таковы именно «добрые и честные люди» социализма, об этом однажды засвидельствовала на судебном следствии, подруга жизни одного социалиста, назвавши добрым и честным человека покусившегося на убийство и замышлявшего поджечь город и обокрасть казначейство... Какое извращение всех понятий! Какое нравственное растление выказывается в этом превратном взгляде на право собственности.
Христианство, внушая своим последователям с уважением относиться к праву собственности, учит, что как богатые люди, владеющие большими сокровищами, так и все, располагающие какими бы то ни было средствами, должны делиться своими сокровищами с другими, помогать им свободно, по доброму произволению и желанию. Принудить их к благотворению, а тем более распоряжаться их имуществом во благо других, посторонние люди не имеют права, Только власть в исключительных случаях может вмешиваться в распоряжение собственников своим имуществом. Сам Бог только увещевает людей быть приставниками добрыми, но не насилует их свободы и не принуждает их к уделению своего имущества нуждающимся, оставляя до определенного часа их имущество в полном их распоряжении. Каждый, говорит ап. Павел, уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающаго любит Бог (2Кор.9:7).
Вообще, в распоряжении своим имуществом христианин должен руководиться милосердием, сострадательностию, братскою любовию ко всем. И какие прекрасные последствия влечет за собою пользование своим имуществом по этому христианскому правилу?! Оно ставит в самые добрые отношения дающих и получающих помощь. Те, которые благотворят, оказывают помощь своим ближним, тем самым располагаются любить их; ибо ничто так не располагает людей любить своих ближних, как благотворение им от сердца. В свою очередь и пользующиеся благодеяниями привязываются к своим благодетелям, связуются с ними чувством благодарности и любви. Какое чудное царство любви и мира должно было бы водвориться на земле среди людей, если бы они пользовались своим богатством по указанию христианства!..
Не так смотрит на дело социализм. Он не терпит имущественного, как и всякого другого, неравенства людей. Он обращает в непременный закон требование, чтобы имущество у богатых, да и у всех вообще собственников было отобрано и обращено в общее достояние, поступило в общее пользование... Затея сумасбродная, неосуществимая... Чтобы оценить эту затею по достоинству, воспользуемся одним сравнением. Представьте себе человека, замыслившего перестроить на свой лад нашу планету. Он видит на земле разнообразной высоты горы, долины, пропасти, равнины. «Это нехорошо, – говорит он, – горы и пропасти представляют немало неудобств при передвижении с одного места на другое и других затруднений. Мы сделаем лучше: горы везде сроем, пропасти везде засыплем землей, всю землю уравняем». Вы, конечно, признали бы его сумасшедшим, которого нужно отправить в дом для сумасшедших...
Предпринять ломку, подобную вышесказанной, – значит предпринять нечто нелепое, неисполнимое, бесполезное и даже вредное. Также нелепа и затея произвести полное уравнение людских состояний. Уничтожить повсюду дворцы и палаты и заменить их хижинами или домиками, для всех одинаковыми, распределить поровну все земные сокровища между всеми людьми, и все это учинить путем насилия, кровавой борьбы: – это то же, что перестроить землю... Желательно и разумно, чтобы нарождающиеся поколения, при помощи богатств, нажитых предыдущими поколениями, богатели и развивались больше и больше и своим трудолюбием и искусством извлекали из сокровищниц природы сколько возможно больше благ. Но разделение имуществ, уже существующих поровну между всеми людьми, – разделение путем насилия, пожаров, кровопролитий может привести только к истреблению, к уничтожению большей части сокровищ и довести человечество до крайнего обеднения.
Затем, сколько непроизводительного труда потребовалось бы для постоянного уравнения людей в имущественном отношении, если б идея социализма осуществилась! Сколько новых насилий понадобилось бы для постоянного сохранения всех имуществ в общем пользовании! И наступило ли бы когда-нибудь общее мирное пользование имуществами?
В век апостольский у множества уверовавишх было одно сердце и одна душа (Деян.4:32), и – однако ж и в это исключительное время единодушия и братства уже являются Анания и Сапфира, утаивающие из цены проданного имения и не полагающие всех денег к ногам апостолов. Что же сталось бы и с общим имуществом, и с призреваемыми на счет этого имущества, если бы приставниками при нем явились социалисты – хищники и убийцы?
Чего доброго можно было бы ждать от их хищнических инстинктов, от их завистливости, жестокосердия, бессердечия? Они расхитили бы и общее достояние так же, как единомышленники их расхищали сокровища из банков и казначейств. Они безжалостно оставляли бы на произвол судьбы всю свою общину и всех сочленов своих, как оставляли и оставляют на произвол судьбы, предварительно обобравши их, женщин и девиц, которыя, по их наущению, обкрадывали своих мужей и отцов, и за то получали достойное возмездие: были безжалостно бросаемы своими обольстителями в омут нищеты, разврата, позора.
Да избавит Господь мир от этих непрошенных благодетелей!
Итак, братия и сестры, уважение к праву собственности, милосердие, братолюбие, братская помощь: вот чем должны проникнуться люди для достижения счастия. Да будет для нас неприкосновенною святынею собственность наших ближних: никто да не дерзает потрясать это право. Но с своей стороны, богатые, вообще классы имущие, должны считать своею священною обязанностию помогать, благотворить неимущим. От долга помогать другим не свободен никто: и бедный обязан помогать тому, кто беднее его. Посмотрите на Иисуса Христа: посвятивши в последние годы земной Своей жизни все Свое время и весь труд Свой на дело евангельской проповеди, Он с Своими учениками жил тем, что влагали благотворители в ящик, носимый Иудою (Ин.12:6). Но Он и из тех небольших средств, которые получались от благотворителей, оказывал помощь нищим (Ин.13:29). Вот образец любви и благотворительности для всех! Если мы все сделаемся добрыми братьями, друг другу помогающими, то и на земле будем счастливы, и на небе блаженны. Аминь. (Извлечен. в сокращ. из слов Павла, архиеп. казанского).
160. Слово в неделю тридцатую по Пятидесятнице
Кpodpisако не удобь имущии богатство в Царствие Божие внидут? Удобнее бо есть вельбуду сквозе иглине уши проити, неже богату в Царствие Божие внитиpodpis (Лк.18:24–25).
Что ж это значит? Неужели в Царствие Божие один толь ко путь – бедность и нищета? Неужели всем должно или не приобретать ничего, или и приобретенное бросать в огонь? Что же было бы с человеческими обществами, если б они состояли из одних нищих? Кто ж будет и в Царствии Божием, если из него изгнаны будут все имевшие стяжания в этой жизни? Ибо кто, живя в обществе, не имел или не имеет каких-либо стяжаний? Так, может быть, рассуждали и слушавшие Господа, когда с удивлением спрашивали: «кто может спасен быти?» Так, быть может, рассуждают и ныне, слушая слово Господне об участи богатых, и – вследствие того или с недоверчивостью приемлют Слово Евангельское, или готовы сомневаться в самой возможности спасения. Для избежания этих крайностей, необходимо войти в разумение духа и силы писания.
И во-первых, Господь не сказал: «богатые не внидут в Царствие Божие», что могло бы, конечно, подать повод к роптанию на самый промысл Божий, который, по слову писания, «богатит и убожит», или привести к отчаянию о своем спасении всякого, имеющего земные стяжания. Напротив, прежде всего, Господь указал путь к животу вечному, общий для всех, и богатых и бедных, знатных и незнатных, великих и малых: «аще хощеши внити в живот», сказал Он богатому юноше, который спрашивал Его: «что благо сотворю, да имать живот вечный? Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди, еже не убиеши, не прелюбы сотвориши, не украдеши, не лжесвидетельствуеши, чти отца твоего и матерь твою, и возлюбиши искреннего твоего, яко сам себе». Вот одно непременное условие, без которого нельзя даже «и видети Царствия Божия!» Вот общий для всех путь к животу вечному, по которому должны идти все без изъятия, ибо другой путь – преступления заповедей Божиих – неминуемо ведет в погибель. Итак, ни у кого не отнимается, напротив, всем и богатым и бедным – подается надежда наследовать Царствие Божие и внити в живот вечный путем исполнения заповедей Божиих, при помощи благодати божественной; ибо «и невозможная у человек возможна суть у Бога».
И, действительно, Слово Божие представляет нам многие примеры богатых и бедных людей – добрых и злых, спасающихся или погибающих. Был богат Авраам, о котором говорит Писание: «Авраам же бяше богат зело скоты и сребром и златом»; но великое богатство не ослабило ни его непоколебимой веры и упования на Бога, ни его беспредельной преданности воле Божией и послушания Слову Господню, ни его человеколюбия и сострадательности к людям, ни его чудного самоотвержения даже до пожертвования единородным сыном, не воспрепятствовало ему быть собеседником и другом Божиим, заслужить великие обетования и благословения Божии, сделаться отцом верующих, так что и самое место блаженства праведных именуется в Писании лоном Авраамовым. Был богат и человек некий, о котором говорит Господь в притче: «человек некий бе богат, и облачашеся в порфиру и виссон, веселяся на вся дни светло»: но многое богатство не спасло его от ада, и порфира и виссон не защитили от пламени геенского, и повседневное веселье земное превратилось, по смерти, в нескончаемое, вечное мучение. Был богат и славен Давид, но ни богатство не препятствовало ему облачаться во вретище и смирять душу свою постом, ни могущество и слава не мешали ему смиряться пред Господом, воставать в полунощи исповедатися Господеви о судьбах правды Его, и седмерицею днем хвалить Господа; ни порфира и венец царский не препятствовали ему каяться во грехах своих во вретище и пепле. Был богат и знаменит и Ирод, которого лесть человеческая назвала даже великим: но эта знаменитость славна одними злодеяниями, это величие возбуждает одно отвращение и презрение потомства. То же должно сказать и о бедности. Нищ был некто Лазарь, о котором упоминается в притче евангельской: но и от гноища он вознесен был ангелами на лоно Авраамово. Обнищал ради Господа и Иуда, и оставив все, пошел за Христом, но и эта, святая сама по себе «нищета не спасла его ни от ужасного преступления», ни от страшной погибели. Значит, не богатство погубляет и не бедность спасает человека. Богатство, само по себе, есть дар Божий, который, как и всякий другой дар, можно употребить и во благо, и во зло, в орудие к спасению и погибели, в средство к стяжанию царствия Божия, или же ада и геенны.
Не должно, впрочем, скрывать от себя, что богатство, будучи само по себе ни добро, ни зло, при испорченности воли нашей, может поставлять многие и великие препятствия на пути к Царствию Божию. Сам Господь сказал: «яко не удобь богатый внидет в Царствие Божие». То есть, предстоят ему многие трудности, искушения и соблазны, которых невозможно победить человеку без помощи благодати Божией. Опыт свидетельствует, что богатый скорее впадает в такие пороки, которых легче избежать может человек неимущий и бедный. Имея все средства к исполнению своих желаний, трудно удержать их в должных границах. Но каждое, легко исполняемое, греховное желание растет и усиливается до того, что становится непреодолимою страстью, которая, в свою очередь, с непреодолимою силою увлекает сердце в бездну порока. Сим то образом рождаются и возрастают, питаются и укрепляются все наши страсти, в которых погрязают человеческие души. Этому искушению менее подвержен тот, кто не имеет чем удовлетворить необходимым естественным потребностям жизни, тем менее угождать прихотям сердца. Привыкши находить в золоте легкое средство к удовлетворению всех желаний своих, человек легко привыкает почитать его своим кумиром, предметом всех забот и попечений, целью всех стремлений и надежд своих, к которому прилепляется и которому служит его сердце. И это бедное сердце, поработившись всецело своему кумиру, наполняясь одним пристрастием к сокровищам, закрывается для всех чувствований любви и милосердия к ближним, становится глухо и недоступно к мольбам нужды и бедности, жестоко и не внимательно к страданиям человеческим. Не без причины св. апостол укоряет богатых, что они «затворяют утробы своя» пред мольбами несчастных. Пристрастившись к золоту, человек всегда и во всем на одно золото возлагает все свои надежды, в нем полагает все свое счастие и все благо души своей, забывая о Боге и Его всеблагом Промысле, не помышляя о стяжании духовного сокровища благодати Божией, без которой он, «окаянен и беден и нищ и слеп и наг». Посему то св. апостол Павел и называет сребролюбие – «идолослужением», так что обладаемый этою страстию – уже не христианин, а идолослужитель. Напротив, человек бедный, не находя ни у себя, ни вне себя помощи и опоры, скорее обращается к небу, усерднее простирает руки к Отцу небесному, охотнее предается в Его всесвятую волю. Богатство и великолепие всегда привлекают хвалы и ласкательства человеческие, которыми питается тщеславие и гордость: невольно закружится голова от одуряющего свойства этого поддельного Фимиама. Напротив, убожество, презрение и унижение от человек погружают душу во глубину смирения и самоосуждения, и от убожества внешнего обращают сердце к нищете духовной. Потому то в Церкви апостольской «не мнози» были «премудри по плоти, не мнози сильни, не мнози благородни, но буяя мира избра Бог, да премудрая посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая, да не похвалится всяка плоть пред Богом» (1Кор.1:26, 27, 29).
С другой стороны, не должно забывать и того, что богатый, встречая много препятствий на пути к царствию Божию, – в самом богатстве земном имеет такие средства к приобретению сокровищ небесных, которых не имеет человек бедный, и свободен от многих искушений, которым подвергается последний. Ибо, если и за одну чашу холодной воды, поданную во имя Христова, человек не лишится мзды своей, как обетовал Сам Господь, то сколько мзды на небе может приобрести себе человек богатый, если он отверзет сердце и руку свою к мольбам несчастных, если с верою и любовию к Господу, с сострадательным милосердием к собратиям своим, будет охотно разделять избытки свои с неимущими! Сколько может приобрести себе друзей на небе, «иже приимут его в вечныя кровы!» Если всякого, прославляющего имя Божие на земли, Господь обещает прославить славою вечною на небеси: то человек богатый сколько имеет и побуждений, и средств прославлять всесвятое имя Божие и словом, и делом, и жертвою благодарения устен, исповедающихся имени Божию, и вещественными жертвами во славу того же пресвятого имени и во благо своих ближних!
С своей стороны, и бедность поставляет свои, и при том самые трудные и неудобопроходимые преграды на пути к царствию Божию, свои искушения, которых невозможно победить без помощи благодати Божией. Если трудно не прилагать сердца, когда течет богатство, то менее ли трудно не желать богатства, не завидовать богатым, не роптать на свою участь, переносить бедность и убожество с терпением, смирением и покорностию воле Божией? Если трудно побеждать страсти, когда есть средства к их удовлетворению, то менее ли трудно бороться с ними и побеждать их при невозможности удовлетворить им? «Веру ми ими, Авво Зосиме», говорила преподобная Мария Египетская: «семнадцать лет сотворих в пустыни сей, аки со зверьми борющеся с плотскими похотьми моими, огн бо в окаянном сердце моем возгорашеся и всю мя опаляше». Если трудно достигнуть самоотвержения человеку, обладающему всеми средствами к исполнению своей воли, то менее ли трудно и человеку бедному отвергнуться своей воли, своих желаний и стремлений, своих привязанностей сердечных и самой своей жизни?
Так премудро всеблагий промысл Божий соразмерил и уравновесил все состояния человека на земле что все они равны между собою по отношению к небу и жизни вечной, и во всяком из них можно спастися или погибнуть! Так премудро устроил Господь все пути жизни человеческой, что все они могут, при помощи благодати Божией, приводить к царствию Божию, равно как, при развращении воли человеческой, не покоряющейся заповедям Божиим, приводят к аду. И богатство, и бедность, и слава, и уничижение, и возвышение, и смирение – все может быть обращено нами в средство или к спасению, или к погибели.
Будет средством ко спасению и богатство, если оно стяжевается не путями бесчестными, не обманом, хитростию и лукавством, не лихоимством и притеснением ближних, а путем праведным – трудолюбием, бережливостию, скромностию и умеренностию во всем; если будем «богатеть» не в себя, а «в Бога», как учит Сам Господь. То есть, если будем употреблять подаваемое нам Богом не по своим прихотям, а по воле Божией, – к насыщению алчущих, к одеванию нагих, к призрению сирых и немощных, к облегчению страждущих, к снабдению храмов Божиих подобающим, на вспомоществование в нуждах и злоключениях общественных; если будем, по завещанию апостола, «не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее, но на Бога жива, подающаго нам вся обильно в наслаждение, благое делати, богатитися в делех добрых, благоподатливым быти, общительным, сокровищующе себе основание добро в будущее, да приимут вечную жизнь» (1Тим.6:17–19). Если при изобилии во всем испытаем добровольную алчбу и жажду воздержания и поста, – при богатстве – нужды умеренности самоотречения и самоограничения во всем; среди почестей – уничижение смирения и самоотвержения; среди здравия – скорбь сострадания и соболезнования страждущим.
Будет средством ко спасению и бедность, если будешь переносить ее со смирением и терпением, без зависти и роптания, с благодарением и покорностию воле Божией; если сердце наше не будет раздражаться завистию к другим, более нас счастливым, и уста наши не осквернятся словами ропота и недовольства; если, подобно апостолу, «навыкнем и алкати и насыщатися, избыточествовать и лишатися», с сердечным благодарением Богу за все, – благословлять Господа и в узах, и в темницах, радоваться и в страданиях; если, веруя Слову Божию, яко «Господь и убожит», приемлем и убожество от руки Господа, как дар Его любви, желающей нам спасения и жизни вечной, почитая себя недостойными лучшей участи. Иов был богат более всех современников своих; но, и при богатстве не было праведнее и благочестивее его из живущих на земли, как засвидетельствовал о нем Сам Сердцеведец Господь. Он обнищал и лишился всего – и имущества и детей, подвергся тяжкой болезни и ужасным страданиям; но и на гноищи он благословлял Господа: «Господь даде, Господь отъят», говорил сей чудный муж, «яко же Господеви изволил, тако бысть: буди имя Господне благословенно во веки!» Вот образец того, как и богатство и бедность можно употреблять в средство ко спасению и жизни вечной.
Обратится в погибель богатство, если оно будет употреблено только на то, чтобы, подобно упоминаемому в притче богачу, почивать, есть, пить и веселиться по вся дни светло, не обращая внимания на то, что пред вратами дома лежат бедные Лазари, голодные и страждущие. Приведет к погибели и бедность, если она послужит поводом к зависти и роптанию на Бога и людей, ко лжи и обману, к хищению и разврату, к лености и тунеядству.
Все зависит от произволения человеческого во всяком состоянии в мире сем, при всех обстоятельствах временной жизни нашей, виною погибели – одна наша воля. У Господа несть зрения на лица; пред Ним и богатый и бедный, и раб, и свободь – в равном достоинстве. Он всем «хощет» одного – «спастися и в разум истины приити». Аминь. (Слово Димитрия, архиеп. Херсонского. «Полн. собр. проп.», т. 3-й, стр. 444).