Источник

Неделя 31-я по Пятидесятнице

161. Поучение в неделю тридцать первую по Пятидесятнице

Вопроси (Иисус слепца), глаголя: что хощеши, да ти сотворю? Он же рече: Господи! да прозрю. Иисус же рече ему, прозри: вера твоя спасе тя.

В нынешнем евангелии, возлюбленные братия, говорилось о чудесном исцелении Иисусом Христом одного слепца в городе Иерихоне. Этот слепец имел сильную веру, что Сын Давидов, как он называл Иисуса Христа, непременно исцелит его от слепоты, и, когда на его вопль: Сыне Давидов, помилуй мя! проходящие мимо него говорили ему: «замолчи», он еще громче стал кричать: Сыне Давидов, помилуй мя! А громко он кричал потому, что Господь не близко от него находился, а был на довольно далеком расстоянии. Господь остановился и велел привести слепца, и когда тот подошел, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи, чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога. Весь народ, видя сие, воздал хвалу Богу.

Величайшее чудо! Одним словом: прозри, Господь избавил человека от слепоты, сделав его очи совершенно ясными. – Счастлив слепец; блажен он невидевший и веровавший: ибо вера спасла его. Но вот что странно: отчего люди зрячие, как то – книжники, фарисеи и священники, эта так называемая на современном языке интеллигенция, отчего эти ученые и знатные в еврейском народе не веровали в Иисуса Христа, как в Мессию, как в Богочеловека, как в Спасителя человеков? Ведь они видели своими очами чудеса Его; своими, не чужими только ушами, слышали божественное слово Его? Эти вопросы сами собою наводят нас на то, что кроме слепоты телесной, есть во многих и многих людях слепота душевная, слепота неестественная, произвольная, которую проще всего можно назвать самодурством и самопомрачением. Такая слепота добровольная царит и в наш высоко просвещенный век, век цивилизации и всякого рода прогресса, т. е. шагания вперед и вперед. Этой духовной слепотой болеет и простой народ, погруженный во мрак и бездну раскола, закрывший очи, чтобы не видеть, и уши, чтобы не слышать истины, и в особенности люди ученые, даже высоко ученые, по мнению света, и люди богатые, увлекающиеся ученым бредом и ослепляемые своими собственными порочными наклонностями. Они, эти ученые, на место веры и Церкви поставили человеческий разум, разум, столь близорукий, омраченный страстями, что едва разумевает то, что на земле и с трудом находит то, что под руками (Прем.9:16), а что в духовном царстве Божием, о том и понятия не имеет. Они верят во всезнание и в могущество человеческого разума, верят беспрекословно в его изыскания, хотя эти изыскания весьма часто бывают явно ошибочны; не верят слову Божию, говорят вопреки ему; отвергают очевидные истины, возвещенные в слове Божием (например, шестидневное творение мира словом всемогущего Бога и сотворение человека по образу Божию; бессмертие человеческой души, загробную жизнь; они считают ненужною Церковь с ее божественным учением, богослужением, таинствами, священноначалием, и – мало ли что еще, – о чем и говорить не следует с этого места). Да что еще? Иногда очевидную историческую истину, принятую и святою Церковию, выворачивают на изнанку и говорят вопреки Церкви и самой истории; называют черное белым, белое черным, горькое cладким, а сладкое горьким.

Есть множество таких мудрецов века сего, которые считают вовсе бесполезным ходить в церковь и весьма полезным и нравоучительным посещать театр; которые считают потребностию читать светские дневники или книги, в коих пишущие, лукавство пишут (Ис.10:1), но не считают долгом взять в руки Евангелие, почитать его, чтобы узнать волю своего Спасителя, проникнуться Его духом, оживить в душе Его обетования – о воскресении мертвых, о суде, о вечной жизни, о вечных муках; есть умники, которые знают много по разным наукам, но не знают, никогда не изучали самих себя и не учились науке удаляться от страстей, воюющих на душу, распинать плоть со страстями и похотями; есть приобревшие, накопившие великие богатства, но не научившиеся приобресть Христа. Вот слепота; слепота тем ужаснейшая, что одержимые ею не хотят и думать, что они слепы, а считают себя зрячими.

Избави Бог всякого христианина от такой слепоты! Такой слепоте часто нет и исцеления; потому что ученые слепцы бывают заражены неисцельною гордостию, недопускающею, чтобы кто-либо правильнее их мог говорить о том, что они утверждают. Вот таковы были и современные Иисусу Христу книжники, фарисеи, первосвященники. О, если бы эти ученые пришли к смиренному убеждению, к которому пришел один древний мудрец, сказавший себе: «я знаю лишь то, что я ничего не знаю». Ибо что значат все наши познания научные в сравнении с тем, чего мы еще не знаем, чего еще и око не видало и ухо не слыхало и на сердце человеку не приходило? Ничто. И то, что мы узнали своим умом, есть далеко несущественное для нас знание, и мы наичаще не обладаем существеннейшим из знаний, обладая, так сказать, осколками знаний и то кажущихся таковыми; и что узнали, то узнали при свете христианской веры, расширившей кругозор всех человеческих знаний. Но вот еще есть какая слепота, кроме слепоты гордой учености: это нелюбовь и ненависть к ближнему. Святой апостол Иоанн Богослов говорит: кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (1Ин.2:11).

Эта слепота бывает во всяком звании и сословии людей. Тоже ужасная слепота! Человек ненавидит подобного себе, свою природу, своего брата, своего сочлена, согражданина, члена Христовой Церкви, подверженного, как и сам он, немощи грехам. Братия мои! надобно грех, один грех ненавидеть, а брата своего, соестественного своего, сочлена своего и Христова должно любить и его беречь, как себя, с ним делиться благами земли, которые от благого Бога даны всем, а не нам одним; словом, – носить тяготы друг друга, ибо таким образом исполнится закон Христов (Гал.6:2).

Христе, Свете истинный, просвети нас всех светом разума святого Евангелия Твоего и належащую мглу наших разумов и сердец разжени, верою молим Тя. Аминь. («Полн. собр. соч.» прот. Иоанна Кронш., т. 2-й, стр. 709).

162. О слепоте душевной

Один слепец просил милостыни, сидя при пути, по которому проходил Иисус Христос в Иерихон. Узнав от путников, что идет Иисус Христос, слепец воскликнул: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя! Господь спросил его, что ему надобно? Я желаю, Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри; вера твоя спасла тебя.

Великое несчастие быть слепым, ужаснее того – ослепнуть духовно; и какое множество слепых духовно! Слепнут духовные очи наши от чтения вредных книг, от дурных сообществ, от излишнего пристрастия к земному и плотским удовольствиям. Но ничто не ослепляет столько человека, как греховные привычки, страсти. Гордость до того ослепила диавола, что он восстал на Всемогущего, сребролюбие до того ослепило Иуду, что он предал своего Учителя и Господа; зависть до того ослепила детей патриарха Иакова, что они продали в рабство брата своего Иосифа; властолюбие побудило Авессалома восстать против отца своего Давида. Плотоугодник из-за страсти бросает жену, детей, разоряет все свое имущество, а Ирод даже решился убить Иоанна Крестителя, не смотря на то, что считал его за пророка. Господь исцеляет слепорожденного; родители его, соседи, все говорят, что он слепым родился, а сам он утверждает, что исцелил его Иисус. Что же фарисеи? Ненависть ослепила их разум; изгнаша слепаго вон, как живого свидетеля чуда и не уверовали в Господа. Вся Вифания знает, что Лазарь умер и погребен, что прошло уже четыре дня, что тело его уже предалось тлению. И вот в присутствии многочисленных свидетелей Спаситель божественным Своим словом: «Лазаре, гряди вон!» воскрешает его из мертвых. Что же Иудеи? Они положили убить и Лазаря (Ин.12:10). Вот как рассуждает, как действует злоба. Но все это старые примеры.

Страсти во все времена одинаково действуют и если они теперь более утончены, за то не менее, если не более губительны. Оглянемся вокруг себя. Что побуждает торговца выдавать худой товар за хороший, обмеривать, обвешивать, ложно объявлять несостоятельным? Не корыстолюбие ли? Что побуждает приказчика, подчиненного льстить своему хозяину или начальнику и худые его распоряжения находить прекрасными? Или корыстолюбие, или честолюбие. Что побуждает газетчика искажать факты, распускать ложные слухи, адвоката – защищать заведомо неправое дело, судию – кривить душою, казнокрада – красть общественное добро, всех нас – творить неправду? Не страсти ли те же? Какой-нибудь корыстолюбец истощает жизнь сотен людей; много у него, очень много; а ему все кажется мало. Растолкуйте сему безумному, что созидаяй дом свой имением чуждим, якже собираяй камение на гроб себе (Сир.21:9).

Разъясните какому-нибудь празднолюбцу и расточителю, что убивать время в праздности, в пустых занятиях, значит, вести неправильную, вредную жизнь; что, расточая имение, он разоряет семейство, роняет самого себя в глазах благородных людей, что полезнее употребить деньги на нужды, сделать какое-нибудь доброе дело; что гораздо лучше посидеть дома и почитать какую-нибудь полезную книгу. Но разве не назовет все это скучным? Вкус не только к духовным наслаждениям, но и к умственным занятиям давно уже притуплен.

Заставьте сознаться гордого, что он не таков на самом деле, как он думает о себе; но разве это возможно? Его с трудом терпят, а он воображает, что он необходим, что без него не могут обойтись. Растолкуйте скупому, что Бог дает ему богатство на пользу себе и другим, но как трудно тронуть его каменное сердце! И в наше время есть люди, которые видяще не видят, и слышаще не разумеют. Есть люди, которые ни в чем не видят Творца и Промыслителя мира. Ни природа видимая, ни осязательные события, в которых явно видна рука Божия, ни чудеса, превышающие законы естества, – ничто не обращает ума и сердца их к Богу. Не думайте, что неверие основывает свои выводы на каких либо неоспоримых данных. Нет, главная опора неверия – нечестие сердца.

Начало премудрости – страх Господень. Нет страха Божия, нет и премудрости. В злохудожну душу не внидет премудрость, потому что душа отвращается от нее. Как плотоугоднику не глумиться над учением Христа о самоотвержении? Как не отрицать ему учения о будущей жизни, вечных мучениях? Приятно ли человеку, поставившему целию своей жизни наживу, христианское учение о нестяжательности? Понравится ли честолюбцу Тот, Кто обещал своим последователям не почести, не славу, а гонения? Почему вы не понимаете речи Моей? спрашивал Спаситель иудеев и Сам ответил: Вы потому не слушаете, что вы не от Бога, кто же от Бога, тот слышит слова Божии (Ин.8:43–47).

Вот коренная, вековечная причина неверия – этой слепоты духовной, – наше плотоугодие, миролюбие, гордость, а не научные истины. Великие грехи, плотская жизнь удаляют человека от Бога, и меркнут в душе его святые истины, воцаряется в ней тьма непроглядная; и не увидать ему света истины, если не просветит его Христос, Свет истинный, не разорвать ему самому уз страстей, которыми сам связал себя, если не разрешит их Тот, Кто и узы ада растерзал и вереи вечные сломил.

Ты – просвещение ума моего, Иисусе мой! Ты – спасение отчаянные души моей, Спасе мой! Ты един можешь просветить меня темного, научить меня непотребного, очистить скверного, воздвигнуть падшего, дать мир душе моей, смущаемой прилогами страстей, освободить от сети, еюже змий запят мя страстьми плотскими, блудным наваждением и злым унынием. Просвети душевные очи мои, да не когда усну во гресех в вечную смерть. Аминь. («Душеп. чт.», 1881 г., Дек., стр. 449).

163. Спасение рода человеческого Господом Иисусом Христом

Верно и всякаго принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1Тим.1:15), говорит св. апостол Павел в ныне чтенном послании.

О том, как Господь совершил наше спасение, и будет мое слово к вам, братия!

До пришествия на землю Сына Божия, мир языческий не ведал истинного Бога и не воздавал славы и поклонения истинному Богу. В мире языческом вместо Творца поклонялись и воздавали почести тварям, даже самым низшим. «Измениша», говорит св. ап. Павел, «славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека, и птиц, и четвероног, и гад» (Рим.1:23). Ум человеческий, помраченный грехом, долго искал истины, но истина скрывалась от взоров его. Но с пришествием на землю Сына Божия открылись слава и поклонение истинному Богу, наступил мир на земле и явилось все благоволение Божие к людям. Бог умилосердился над человеком и «послал» в этот мир «Сына Своего единородного, рождаемого от жены» (Гал.4:4). Единородный Сын Божий «сияние славы Отца (небесного) и образ ипостаси Его» (Евр.1:3), «приняв на себя зрак раба», «просветил сидящих во тьме и сени смертной», научил людей истинному богопознанию и прославлению единого истинного Бога. И теперь люди, просвещенные светом Христова учения, прославляют истинного Бога и вместе с ангелами славословят Его песнию: слава в вышних Богу.

До пришествия Сына Божия в мир, на земле не было мира; он изгнан был с лица земли и из сердец человеческих. Человек грешник не находил мира в самом себе, испытывал мучительную борьбу страстей, неудержимо стремился в бездну зла, искал опоры в правилах и законах, но человеческие законы не имели силы остановить поток зла; искал счастия в удовольствиях и наслаждениях, но вместо радостей и утешения находил в них скорби и новыя томления.

Не было у человека мира и с другими людьми. Самолюбие, гордость и любостяжание вызывали постоянные междуусобия и войны между народами и царствами.

Человек не мог найти мира и в видимой природе. Грех внес разсстройство в прекрасный Божий мир и вражду против человека за то, что человек преступил данную ему Богом заповедь и покорил всю тварь суете. Поражаемый болезнями, страданиями и бедами, человек внимательно всматривается в природу, но чем он внимательнее всматривался в нее, тем больше должен был совоздыхать с нею и соболезновать так, как и вся тварь, порабощенная нами суете, совоздыхает с нами и соболезнует. Грешный человек не может найти мира и в Боге, потому что в Творце своем он видит не Отца, но грозного Судию и Карателя неправд его. Человек приносил жертвы умилостивления, но не было заступника, не было помощника. Единородный Сын Божий, пришедши на землю, даровал роду человеческому все средства к приобретению мира. Он примирил человека с самим собою, – дал человеку благодатные силы для борьбы с грехом. Он примирил людей между собою, возвестив им, что они дети одного Отца небесного и братья между собою, и научил их кротости, смирению и взаимной любви. Он примирил людей с Богом, удовлетворив правосудию Божию за грехи людей, принесши умилостивительную жертву за род человеческий; Он очистил грехи наши, «истребил еже на нас рукописание», «искупил ны от клятвы законныя» (Гал.3:13), «усыновил Богу» (Гал.4:5) и, «упразднив имущаго державу смерти» (Евр.2:14), соделал нас наследниками вечной блаженной жизни.

Человек оскорбил Бога своими беззакониями; праведный суд Божий готов был поразить преступника; но беспредельная любовь Божия послала на землю Своего Единородного Сына, чтобы Он принес Себя в жертву вместо осужденного на смерть грешника. И Сын Божий родился в вифлеемских яслях от Пресвятой Девы Марии, принял на Себя нашу смертную плоть, «да смертию Своею упразднит имущаго державу смерти» (Евр.2:14), и даровал нам бессмертие. Он принял на Себя наш грех, клятву, нищету и подвергся самой смерти, а человек за то оправдан пред правосудием Божиим, приобрел благословения небесные и живот вечный. Все это, братия, Бог сделал из любви к человеку, из благоволения к нему, все это Господь совершил не по достоинству человека, но единственно по неизреченной Своей благости и по бесконечной любви.

Господь основал на земле церковь и в ней положил все сокровища спасения, дал пастырей и учителей, – совершителей богослужения и таинств; – Он дал нам слово Свое и спасительные заповеди, исполняя которые, мы непременно спасаемся; при том дал нам и силы к исполнению их; возродил нас во св. крещении, освятил, даровал Духа Святого, укрепляющего нас в вере, уповании и любви, даровал нам покаяние и власть в церкви разрешать и связывать кающихся; даровал в пищу, в освящение и обновление пречистое Тело и Кровь Свою, и таинство елеосвящения для врачевания недугов тела и души. Вот образ и способ спасения грешников! Помимо их нет других способов. Значит, кто не имеет общения с Церковию, тот не спасется.

Воздадим же, братия, славу Богу Отцу, Который так возлюбил нас, что и Сына Своего не пощадил для спасения нашего (Евр.10:5). Возблагодарим Господа и прославим Его за великую Его милость к нам грешным; за то, что Он снисшел на землю для нашего спасения, воплотился и вочеловечился от Приснодевы Марии! Мир даровать нам пришел Господь наш, мир на земле и благоволение Божие людям велел воспевать ангелам Своим, мир и согласие должны и мы соблюдать между собою, ибо тогда только «Бог любви и мира будет с нами» (2Кор.13:11). (Из разных поучений).

164. Беседа в неделю 31-ю епископа Феофана-Затворника

Нынешнее Евангелие описывает чудесное исцеление слепого, сидевшего при пути у врат иерихонских. Нам, живущим на земле, преисполненной горестями и всякого рода скорбями, весьма отрадно слышать, как братия наши получают облегчение от обдержащих их зол, – и не отрадно только, но и поучительно. Кто может избежать всех бед? Кто совершенно свободен от скорбей и лишений? Кому потому не нужно знать: куда и как обращаться в крайней нужде своей. А этому и поучает нас нынешнее Евангелие.

Во время оно бысть, егда приближишася Иисус во Иерихон, слепец некий седяше при пути, прося.

Это было уже под конец земной жизни Иисуса Христа, не задолго пред четвертою Пасхою, когда Господу угодно было понести крестные страдания за род наш. Спускаясь к Иерусалиму, Он говорил ученикам Своим: Се восходим во Иерусалим, и скончаются вся, писанная пророки о Сыне Человечесте. Предадят бо Его языком, и поругаются Ему, и укорят Его, и оплюют Его, и бивше убиют Его (Лк.18:31–33). Никто не понял сего проречения: но сердце невольно влекло всех к небесному Благодетелю, чтобы в последний раз насладиться Его беседою, в последний раз обогатиться Его благодеяниями. И около Господа собралось теперь народа более обыкновенного. В сопровождении сего то народа приближишася Иисус во Иерихон. Здесь пред вратами Иерихона слепец некий седяше при пути. Это было его обыкновенное место, и Иисус Христос не раз уже проходил мимо его. Но слепец получает прозрение в сей только раз – без сомнения потому, что только теперь возродилась в душе его полная спасительная вера в Господа. Вероятно, он рассуждал с собою: «вот ходит по нашей земле Целитель всех недугов; слышал я, как хромые ходят, глухие слышат, немые говорят и слепые, подобные мне, прозирают, и ни один еще несчастный, приходивший к Нему с верою, не отходил от Него без помощи. Это точно тот великий Пророк, Царь, Мессия, о Котором пишется в наших книгах. Что же медлю я один, и лишаю себя дневного света и чудной красоты творений Божиих? Или для меня одного нет врачевания, или мне одному определено сидеть в вечной темнице, мне одному оставаться до смерти слепым? Нет. Пусть только пойдет мимо Господь Иисус; воззову к Нему, громко вопиять буду и не умолкну, пока не придет ко мне и не даст света очам моим, чтобы видеть чудное лице Его. Он Бог мой. Отдам себя Ему всего, припаду к ногам Его и скажу: твори со мною, что хочешь, только дай мне прозрение».

Занимаясь такими мыслями, несчастный слепец возгрел в сердце своем живую веру в Господа. Может быть, спустя немного, дух его снова упал бы и предался в руки горького жребия своего: но сердце его было тепло, огнь веры и упования еще пламенел в душе его, как слышит он шум и топот большого множества людей, подходящих к нему. То был народ, шедший впереди Иисуса Христа. Слепец трепетно возрадовался, и у первого мимошедшего спешил спросить: что значит такое стечение народа, – о милостыне он уже забыл. Одно теперь у него на сердце – желание, чтобы среди этого множества народа был возлюбленный им Спаситель. Что убо есть сие, вопрошал он. Не Иисус ли, не Господь ли, не надежда ли моя приближается? И, когда получил ответ по желанию своего сердца: яко Иисус Назарянин мимоходит, всею крепостию сил возопи, глаголя: Иисусе сыне Давидов, помилуй мя. Предшествовавшие Господу, по не осмотрительной заботливости о покое Его, вопрещали слепцу и заставляли его молчать; но он не слушал их, но паче множае вопияше: сыне Давидов, помилуй мя: ибо неудержима сила веры и упования. И если бы теперь множество народа собралось около него и претило ему, – он и тогда не перестал бы вопиять: Иисусе, сыне Давидов, помилуй мя.

Впрочем, когда бы слепец и молчал, Господь и тогда не преминул бы приблизиться к нему и сказал: прозри, – ибо Он видел душу его, видел крепкую веру и сильное упование, которых невидимый вопль пред лицом Господа всегда слышнее вопля чувственного. Тем более теперь, когда он так громко возвышал голос свой. Господь не хотел оставить его без помощи, чтобы внушить, что воззвания несчастных и воздыхания скорбных всегда доступны Его человеколюбивому сердцу. Став же Иисус, повеле привести его к Себе. С радостию вскочил и благоговейно приблизился к Господу слепец, сердечно всего себя предавая Ему. Господь знал, что у него на сердце; но, чтобы показать веру его другим и утвердить ее еще более в нем самом, спросил его: Что хощеши, да ти сотворю? – Господи, да прозрю, было ответом слепого. Одно хочу, дай мне видеть свет дня и красоту лица Твоего. Весь я Твой; твори со мною, что хочешь, только да прозрю, Господи, да прозрю.

Крепка вера твоя, сказал Господь: она спасла тебя. Прозри: и абие прозре. Узнаете ли в сем Благодетеле Слово Бога Всемогущего в начале рече Господь: да будет свет: и бысть свет. Здесь сказал: прозри: и абие прозре. Но заметьте и в благодетельствованном плоды веры и помышления сердца благодарного. Прозре, и во след Его идяше, славя Бога. Первый путь, который указали ему его собственные глаза, это был путь вслед Иисуса Христа. Первое употребление полученного блага было посвящение его Даровавшему. В сердце у него был теперь один Господь, на языке одна слава Божия. Он не хотел быть подобным 9-ти прокаженным, хотел, чтобы все знали о его счастии и все славили его Благодетеля, возвышал благодарный голос свой, славя Бога, и вси людие, видевше, воздаша хвалу Богови.

Смотри, христианин, на пример Спасителя своего, подражай Ему, и будешь любезным чадом Его и наследником царствия небесного. Посмотрите на Господа. Он, увидев слепца, остановился, вошел в положение страдальца и помог ему. Не оставляйте же и вы, братия, без внимания просьбы страдальцев сего мира и бедных. Внимательно рассмотри положение страдальца и помоги, если можешь. Если же сам не можешь помочь, то скажи о нем знакомым твоим, известным тебе христианскою благотворительностию, и попроси их помочь несчастному. Будешь так поступать, – и Господь услышит тебя, когда ты возопиешь к Нему о помощи, поможет тебе и помилует: ибо Он Сам говорит, что «милостивые будут помилованы» (Мф.5:7). Если же кто из христиан окажется настолько жестокосердным, что, при вопле несчастного, «будет затыкать уши свои», как не слышит, и не войдет в положение его, «тот сам будет вопить, – и не будет услышан» (Прич.21:13). «Какою мерою мерите, такою возмерится и вам» (Мф.7:2).

Так вот, братия, самое главное условие: хочешь получить милость Господа, прежде сам будь милостив ко всем своим ближним. Только, обращаясь к Господу с молитвою о помощи в несчастии или болезни, старайся несомненно веровать тому, что для Бога нет невозможного, и получишь просимое, подобно евангельскому слепцу, который веровал и по вере получил желаемое. Если нет в тебе твердой веры в Бога и Его всемогущество, или она слаба, проси ее себе у Бога, молясь Ему так: «Господи! умножь во мне веру» (Лк.17:5), и Он даст тебе ее непременно.

Слава Господу, посетившему бедный род наш и избавляющему нас от бесчисленного множества угнетающих нас зол. Не тогда только, когда был Он на земле, несчастные получали от Него помощь: но и во всякое время приходящий к Нему не отходил от Него тощ. Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы, и упокоевает. Слава Господу, Утешителю нашему, покою нашему, свету нашему. Нам только уповать и веровать надобно, и все скорби, все лишения вознаградит Господь. Он теперь одесную Отца и взял бразды мироправления, именно для того, да сотворит вся елика аще кто воспросит у Него веруя. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет (Пс.33:19). Болит ли кто, призови Господа, и исцелит; в беде ли кто, обратись ко Господу, и избавит; в напасти ли кто, припади ко Господу, и освободит. С верою только и упованием приступать надобно к Человеколюбцу и чаять от Него блага с твердою решимостию Ему первому посвятить дар испрашиваемый, и Он не закоснит. Ибо сказал: яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его (Пс.90:14, 15). Буди, Господи, милость Твоя и на нас, якоже уповахом на Тя (Пс.32:22). Аминь. (Бесед. в нед. 31-ю, еп. Феофана Затвор.).


Источник: Проповедническая хрестоматия: Полный круг поучений на все воскресные и праздничные дни года, слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения: В 3 томах / Сост. по лучшим проповедническим образцам архим. Пантелеимон. - [Джорданвилль]: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1963-. / Т. 1: Поучения на все воскресные дни года. - 1963. - 800 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle