Источник

О таинстве Причащения

193. Об истинном Теле и истинной Крови Христовых в таинстве Причащения

Ныне скажем несколько слов о том, как в таинстве Причащения, под видом хлеба и вина, мы вкушаем самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни.

В предварительной беседе о сем таинстве Иисус Христос прямо учил: Аз есмь хлеб животный: грядый ко Мне, не имать взалкатися, и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже (Ин.6:35). Возроптали на Него иудеи, что Он сказал: Я есмь хлеб животный, и говорили, что Он такое говорит? Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и мать знаем? Как же Он говорит: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе? Иисус говорит им: «не ропщите между собою. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей жив будет во век». И так ясно по словам Самого Иисуса Христа, что Он Сам есть хлеб жизни, хлеб сходящий с небес, хлеб такой, что ядущий его не умрет, но будет жить во век, хлеб такой, который нужно есть, чтобы жить и жить вечно. Но что же это за хлеб? Что именно нужно есть? Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира, – ответствует Сам Христос ясно, точно и определенно.

Так поняли Его иудеи. Поняли слова Его просто и буквально, что хлеб, который Он даст, есть именно плоть Иисуса Христа, та самая плоть, которую Он имеет отдать за жизнь мира. Но здесь у иудеев возникает плотской, низменный помысл о невозможности. Иудеи стали тогда спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть плоть Свою? Иисус сказал им: аминь, аминь глаголю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческаго, и пить крови Его, то не будете иметь жизни в себе. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь, имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. И так сомнения нет. По слову Христову, буквально, плоть Его есть пища, и кровь Его есть истинное питие. Сей то есть хлеб, – продолжает Господь, подтверждая и разъясняя, – сей то есть хлеб, сшедший с небес. Не так как отцы наши ели манну в пустыне и умерли; ядущий хлеб сей жив будет во век.

Господь высказался несомненно, что небесная пища есть плоть Его, которую нужно есть; небесное питие – кровь Его, которую нужно пить. И теперь уже не иудеи только заспорили, говоря: как Он может дать нам есть плоть Свою, но возроптали многие и из учеников Его и говорили: какие странные слова! Кто может Его слушать! Соблазнившись Его учением именно о причастии Тела и Крови Его, отошли и не ходили за Ним. Тогда Иисус говорит и двенадцати избранным ученикам: не хотите ли и вы отойти? Симон же Петр от лица двоюнадесяти отвечал Ему: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы жизни вечной. И мы уверовали и познали, яко Ты еси Христос Сын Бога Живаго. Сии то слова апостола Петра каждый из нас и повторяет пред лицем Господа, присущаго в св. Евхаристии: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти... Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое и сия есть самая честная Кровь Твоя».

И вот, когда пред страстию Господнею приспел час учредить новый завет и первоосновное его таинство св. Причащения на тайной вечери, Иисус, взяв хлеб и благословив, преломил и раздавая ученикам Своим, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благословив, подал им и сказал: пийте от нея вси: Сия чаша новый завет Моею кровию яже за вы проливается (Лк.22:20), сие творите в Мое воспоминание (1Кор.11:25). Когда священнослужитель, совершающий, по заповеди Спасителя, таинство Евхаристии, призывая Духа Святого на предложенные Дары, благословляет их с молитвою к Богу Отцу: сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым, хлеб и вино действительно прелагаются в Тело и Кровь Христовы наитием Духа Святого, – так что, хотя и после сего мы видим хлеб и вино на св. трапезе, но в самом существе, невидимо для чувственных очей, это суть истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса, только под видом хлеба и вина». (Догм. Богосл. Макария).

Посему, научает нас апостол Павел, кто будет есть хлеб сей, или пить чашу Господню недостойно, повинен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть есть от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто есть и пьет недостойно, тот есть и пьет во осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1Кор.11:28, 29). Аминь. («Моск. Церк. Ведом., 1886 г., № 23).

194. Как следует приступать к св. Причащению

Настоящая беседа моя с вами, братия, будет о св. причащении и о том, как следует нам приступать к этому величайшему таинству.

Таинство причащения установил Сам Господь Иисус Христос пред вольным страданием Своим на тайной вечери, когда Он взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое; и взяв чашу, и благословив, подал им, и сказал: пейте из нея все; ибо сия есть кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф.26:26–28), и присовокупил: сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19). Свв. апостолы в воспоминание этой заповеди Господа и сами стали совершать таинство св. причащения и заповедали то совершать преемникам своим пастырям Церкви, которые и совершают оное до сих пор на литургии, когда после слышимаго нами воспоминания слов Спасителя: приимите, ядите, сие есть тело Мое... и пийте от нея вси, сия есть кровь Моя, хлеб и вино, приготовленные на св. престоле, невидимым наитием и действием Св. Духа, призываемого священником, претворяются истинно, действительно и существенно: хлеб в то самое пречистое Тело Иисуса Христа, которое Он воспринял от Св. Девы Марии Богородицы, в котором страдал, умер, воскрес, вознесся на небо и сидит одесную Бога Отца, – а вино в ту самую кровь, которая истекла из прободенного копием ребра и из гвоздиных ран Христовых, так что после этого остаются уже только одни виды хлеба и вина, представляющиеся простому зрению и вкусу, а просвещенные очи сердца должны усматривать под ними бескровную жертву Агнца непорочна и пречиста Христа, раздробляемого и неразделяемого, всегда ядомого и никогда же иждиваемого, но причащающиеся освящающего.

Из этого можете видеть, братия, что если к исповеди нужно приступать с строгим вниманием к себе и благоговением, то тем более ко св. причащению. И самая исповедь служит приготовлением к нему.

Чтобы св. причащение просветило причащающегося, от него требуется прежде всего самая крепкая вера. Видя телесными очами не более как только малую частицу хлеба, омоченного в церковном вине, и вкушая это из чаши, причастник должен верить неложным словам Спасителя, по которым преподается ему самое пречистое Тело и самая животворящая Кровь Христова, только под прикрытием обыкновенного хлеба и вина по той причине, что человеческой природе не свойственно есть сырое мясо и пить кровь (Прав. Испов. воп. 107). Поэтому то приступающий ко св. причащению и произносит между прочими следующие слова молитвы: «верую, Господи, и исповедую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое и сия есть самая честная Кровь Твоя».

Далее причащающийся должен быть проникнут несомненной надеждой, что если Господь Иисус Христос обещался невидимо пребывать в таинстве причащения и чрез него в достойных причастниках, если обещался воскресить их в последний день и дать живот вечный (Ин.6:51–56), то исполнит Свое обещание (Евр.10:23), внидет в сердце его, соединится с ним тесно, неразрывно, так что сделает причастником Его божественного естества и наследником царства небесного.

Кроме веры и надежды, приступающий к причащению должен гореть любовию ко Господу, Который первее возлюбил нас грешных. Ради нас Он сошел с неба на землю, сделался человеком, не имел где главы подклонить, терпел бедность, насмешки, ругательства, оплевания, побои, крест, смерть самую ужасную и позорную. Мало того, положив за нас душу Свою и пролив кровь, Он дал нам эту животворящую кровь в питие и плоть в пищу. Что может быть выше этой любви? Мы не касаемся только одежды Христовой, как евангельская кровоточивая женщина, не емлемся только за ноги Господни, как блудница, но принимаем в себя всего Его, Творца своего и Бога, Судию страшного, огонь божественный, недостойных попаляющий, а достойных очищающий и просвещающий». Оле страшного таинства? Оле благоутробия Божия.

Как же нам не желать причаститься нетленной и живоносной пасхи Христовой! Должны не только желать, но просить и молить, выслушивая особенно канон и молитвы причастныя, да не минет нас Господь Своим посещением, да вечеряет с нами. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет во осуждение себе, не разсуждая о Теле Господнем (1Кор.11:28). Иуда предатель на ряду с другими апостолами сидел за трапезой Господней, но это не помешало сатане тотчас после нее войти в лукавое и нечистое сердце его. И недостойный причастник, становится вторым Иудой предателем и поступает не лучше врагов и распинателей Иисуса Христа, проливших безценную кровь Его.

Приступайте же, братия, ко св. причащению со страхом Божиим и верою, надеждою и любовию, с усердною молитвою и чистою совестию. И вы, мертвые прегрешениями, оживотворитесь, насытитесь, обновитесь, сделаетесь членами Тела Христова, возлюбленными чадами Божиими, общниками царства небесного, которого неизреченное блаженство будете предвкушать еще здесь в ощущении правды, мира и радости о Дусе Святе. Аминь. («Душеп. чт.», 1875 г.).

195. Что нужно для достойного причащения св. Таин?

Тpodpisело Христово приимите, источника безсмертнаго вкуситеpodpis.

Безрассудно поступают те, которые не хотят и сами отказываются принимать святые Тайны. Они не знают и не понимают, что они отказом и небрежением своим не только сами лишают себя благодати, но еще оскорбляют великого Спасителя Иисуса Христа. Так некогда скажет Иисус Христос таковым людям: Я за вас страдал, Я за вас пролил Кровь Свою, Я искупил вас и отдавал вам чашу жизни и бессмертия, но вы, неблагодарные, вы не хотели пить из нее, вы как будто издевались надо Мною своим небрежением.

Многие говорят: нет, мы не пренебрегаем святого таинства, но мы недостойны приступить к нему потому, что великие грешники. Так; правда, часто страшно приступить к святым Тайнам недостойному человеку, потому что тот, кто недостойно приобщается святых Таин, суд себе яст и пиет. Но если судить строго, то какой человек достоин причастия святых Таин? Кто в свете может почесть себя достойным принятия честнейшего Тела и Крови Иисуса Христа? И самые великие святые считали себя недостойными, так например: кто Василий Великий и Иоанн Златоуст? Это были великие, необыкновенные и святые люди, но и они сами признаются, что недостойно ядят Тело Христово и пиют Кровь Его. Для того то и оставил нам Иисус Христос Свое Тело и Кровь Свою, чтобы мы, слабые, могли укрепляться сею бессмертною пищею. И так, братия, ради Бога, ради Иисуса Христа, не отказывайтесь от принятия святых Таин, – это страшно! Прежние христиане каждый праздник, каждое воскресенье приобщались святых Таин и потому то они и были истинными христианами. Так и вы, братия, не лишайте сами себя такого сокровища, как можно чаще питайте свою душу хлебом небесным, и утоляйте жажду души вашей сим источником бессмертия.

Что же нужно для того, чтобы достойно принять святые Тайны? Надобно верить, что сие таинство установлено и предано нам Самим Иисусом Христом в последний вечер пред страданием Его; веруя, что тот хлеб, который ты вкушаешь, есть самое пречистое Тело Иисуса Христа; веруя, что то вино, которое ты пиешь из чаши, есть самая святейшая Кровь Иисуса Христа, претворенная и освященная Духом Святым.

Пред принятием святых Таин надобно войти в себя, осмотреть свою душу: нет ли в ней грехов, и если есть, то надобно очистить себя исповедию и получить разрешение в грехах своих от имени Церкви.

Не надо иметь никакой вражды, никакой злобы, но со всеми примириться и всех простить. Вражда и злоба есть такое препятствие к принятию святых Таин, что никакие молитвы, никакой пост, словом, никакия приготовления не могут уничтожить его. Надобно иметь благоговение, страх и трепет точно так, как если бы ты лично приступал к Самому Иисусу Христу, грозному Судии твоему; точно так, как бы ты стоял уже на суде с повинной головою, во ожидании себе приговора нелицемернаго Судии живых и мертвых; и вместе с сим, всею душою, всем сердцем предай себя в волю Иисуса Христа, проси Его милосердия и говори Ему внутренно: помяни меня, Господи, во царствии Твоем.

Что же должно наблюдать после принятия святых Таин?

Лишь только ты удостоился приобщиться святых Таин, та возблагодари Иисуса Христа всею душою и всем сердцем твоим за то, что Он не отвергнул тебя, несмотря на твое недостоинство; благодари, что сей Царь славы благоволил войти в бедную хижину души твоей; благодари Иисуса Христа и в то же время проси Его усердно, чтобы Он Сам душу твою сделал чертогом и обителью достойного посещения и пребывания Его, и Отца, и Святого Духа. Старайся как можно более размышлять о величии сего таинства, и не вдруг устремляй твои мысли на обыкновенные твои занятия. Самое главное, постарайся по крайней мере сколько-нибудь переменить жизнь свою и тем как можно долее удержать в душе своей Божественного Гостя.

Молю убо, братия! ради Бога создавшего нас, ради Иисуса Христа, пролившего Кровь Свою для нас, ради спасения нашего, которого мы все желаем, и ради царствия небесного, потщитеся, употребите все усилие и усердие ваше, чтобы говение ваше не было напрасно; чтобы получить пользу душевную, постарайтесь правильно исповедаться и достойным образом приобщиться Святого Тела и Крови Христовой; и тогда благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа будет со всеми вами. Аминь. (Слово Иннокентия, митр. Московск., т. 1-й).

196. По причащении святых Таин

С чем приветствовать вас, возлюбленные? С окончанием, или с началом доброго подвига? Можно приветствовать и с окончанием: но кажется, лучше с началом. Ибо, – ссылаемся на вас самих, – можете ли вы сказать, что дело вашего спасения кончено? Нет, оно окончится не ныне, не завтра, а если даст Господь, вместе с нашею жизнию!

Что же кончилось теперь? Окончилось обыкновенное и видимое, так называемое, говение, окончилось урочное хождение в церковь на Богослужение; окончилось приготовление к таинству исповеди и св. причастию; – а дело спасения, это великое и святое дело еще не кончено.

Если бы хотя началось теперь во всех, как должно! И начало спасения дело не малое, – больше всех, так называемых, великих дел мира. Ибо, что им предполагается? Предполагается, что душа, спавшая сном смертным, бывшая добычею врага Божия, воспрянула, пробудилась, пришла в чувство и начала жить и действовать по законам истины и правды; – предполагается, что узы греха разорваны, плен страстей кончился, плоды плоти сокрушены; знамя веры и любви чистой поднято; путь из Египта в Ханаан начат: есть с чем приветствовать того, в коем положено это начало!

Есть ли оно в вас? Веруем, что есть; ибо, не вы ли исповедовали вчера свои грехи, дали обет не возвращаться на прежние беззакония, и вести отныне мужественную брань с пороком и соблазном? Откуда могла произойти эта исповедь и сии святые обеты, как не из-за отвращения ко греху и беззаконию? Не вы ли, вследствие вашей исповеди, прияли вчера отпущение грехов ваших, вступили в мир с Богом и своею совестию? Что это, как не возвращение вам первобытного состояния невинности, не дарование свободы духа и совести, не новое рождение для новой жизни в Боге, для нового образа мыслей, и чувств и действий? Не вы ли, наконец, приобщились ныне самого Божественного Тела и Крови Спасителя? Что может служить лучше сего и к укреплению в духовной жизни, и в борьбе со страстями, и залогом обетований вечных?

Итак, в вас есть теперь все, из чего слагается начало нашего спасения – и желание быть добрыми, и силы на добро, и решимость сражаться с пороками, и свобода от них, и вожделение жизни вечной, и самый залог и обручение ее. С сим то благим началом приветствуем мы вас теперь; приветствуем и молим хранить и продолжать начатое, воспользоваться преимуществами нового благодатного состояния, устремиться по пути правды, к вам приближенному и для вас открытому, употребить в дело благодать помилования и освящения, а для сего немедленно размыслить, как вам вести себя отселе, что оставить, что начать и что продолжать. Ибо, отчего пропадали плоды прежних говений, исповедей и причащений? Именно оттого, что не было взято необходимых мер для их охранения; – оттого, что с окончанием говения, кончилось самое дело спасения; – оттого, что, вышед по причащении из храма, паки тотчас предались прежнему образу мыслей и действий. Погибнут сии драгоценные плоды и теперь, если поступим так же, как поступали прежде; погибнут и теперь, если не поспешим удалиться от всего, что соблазняло и погубило нас; погибнем, если не будем бодрствовать над собою, хранить свое сердце и совесть, ограждать непрестанно себя страхом Божиим и тайною молитвою.

Стойте же, возлюбленные, трезвитесь, бодрствуйте, мужайтесь, укрепляйтесь, возрастайте, усовершайтесь! Преподав вам вчера отпущение грехов, а ныне – Тело и Кровь Господа, мы уже ничего больше не можем сделать для вас, как только продолжить наши молитвы о спасении вашем, и быть готовыми руководить вас на пути к небу. А вам надобно изыти на дело и на делание свое до вечера вашей жизни. Господь Всемудрый, подавший вам духа покаяния и молитв, да дарует вам и духа постоянства и терпения в деле благе, и да предохранит от пагубного возвращения вспять. Аминь. (Поучен. Иннокентия, архиеп. Херсон., т. 3-й, стр. 119).

197. О соединении в таинстве Причащения с Иисусом Христом

Настоящая беседа будет с вами, братия, о том, что в св. причащении мы соединяемся с Спасителем нашим Иисусом Христом.

Когда Господь в первый раз причащал святых апостолов, подавал им хлеб и вино; но подавая хлеб и вино, к хлебу сказал: сие есть тело Мое, а к вину: сия есть кровь Моя. И как Он есть Бог, то как сказал, так и сделалось: хлеб стал телом, а вино кровию; по виду только казались они хлебом и вином. Как тогда Он причащал свв. апостолов, так потом Он же причащал и причащает всех верующих. На литургии – это Он приходит и совершает таинство: архиерейские или священнические тут только руки и язык, а совершитель Сам Господь. Сам Он претворяет хлеб, в Тело Свое; а вино – в Кровь Свою. Потом Сам же Он и причащает: наши только руки и лжица, а причащает чрез них Сам Господь. Кто будет вкушать Его Плоть и Кровь, говорит Он, тот будет жив Его ради, или будет иметь живот в себе; а кто не будет вкушать Его Плоти и Крови, тот живота не будет иметь в себе (Ин.6:50–57). Постарюсь пояснить вам сие следующим подобием.

Посмотрите вы на деревья. На каждом дереве есть много ветвей, больших и малых; всякая ветка, которая держится на дереве, жива, зелена, имеет листья, дает в свое время цвет и плод; какая же ветка отломится от дерева, та сначала завянет, потом совсем высохнет и умрет; ни цвета, ни плода, уже не ожидай от нее. От чего это ветка зелена, жива, цвет и плод дает, когда держится на дереве? Оттого, что держась на большом дереве, в котором много соку, она пьет этот сок, питается им и живет. Отчего ветка засыхает и умирает, когда отломится от дерева? Оттого, что отломившись от дерева, она уже не может получать из него сока, а тот, который был в ней, то вытекает, то высыхает; без соку же нечем ей питаться и жить: вот она и умирает.

Применим теперь это к себе. Что ветви на дереве, то все мы – христиане православные, и что само дерево, то Господь и Спаситель наш. Как ветки тогда только живут и плод приносят, когда соединены с деревом, так и мы тогда только истинно живем и истинный плод приносим, когда соединены бываем с Господом нашим Иисусом Христом. Так сказал Сам Он: Я, говорит, лоза, а вы ветви, кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода. Кто же не пребудет во Мне, извержется вон, как ветка и засохнет (Ин.15:5,6). Как ветка, соединенная с деревом, берет из него сок и тем живет, так и мы, когда соединены с Господом, приемлем от него силы и жизнь, и живем; а когда не соединены с Господом, не живем, хотя и кажемся живущими.

Когда же и как с Господом соединяются? Чрез причащение пречистого Тела Его и пречистой Крови Его. Кто причащается Тела и Крови Христовых, тот принимает в себя Самого Господа и сам бывает в Господе. Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем – говорит Господь (Ин.6:56). Чрез св. причащение берем от Господа силы, как бы соки из дерева, соединяемся с Ним, и начинаем жить Его жизнию, жизнию истинною, которая из Него.

Видите теперь, как справедливо, что кто причащается, тот живет подобно ветке, которая держится на дереве; а кто не причащается, тот не живет, а подобен ветке, отломившейся от дерева и засыхающей, или уже засохшей. Чем чаще кто причащается, тем ближе бывает к Господу, тем ему лучше бывает, и сам он лучше становится. Работающий лучше работает, хозяин лучше хозяйничает, начальник лучше становится от св. причастия, становится живее, добрее, умнее! Много помощи от св. причастия тому, кто после причащения не позволяет себе делать ничего худого, а только об одном добром думает и одного доброго желает. А кто после св. причастия сделает недоброе, тот портит и уничтожает силу его; он опять отделяется от Христа Спасителя, подобно тому, как ветка отламывается от дерева. Чрез причастие он привился ко Христу, а чрез какое либо дело недоброе опять отпадает от Него. Такому причастие не в причастие.

Вот теперь и заботьтесь причастившиеся о том, чтобы, причастившись, не лишиться плода св. причастия, а непричастившиеся, – чтобы соединиться с Господом в св. причастии во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь. (Поучен. еп. Феофана Затвор. стр. 129).

198. Поучение по причащении св. Таин

Слава и благодарение милосердому Господу, сподобившему вас быть причастниками святейшего таинства, общниками пречистого Своего Тела и Крови Своей божественной. Чего могу пожелать вам, как не исполнения над вами всем тех обетований, которые дарованы истинным и достойным причастникам сей святыни?

Да будут вам страшные тайны сии – первее – во оставление всех грехов, как обетовал Господь при самом установлении сего таинства на тайной вечери. Да будут в приложение и приумножение в вас благодати Божией, освящающей, врачующей все существо ваше. Да будут залогом и начатком в вас преискреннейшего, живого, блаженнотворного союза и единения с Самим Господом нашим Иисусом Христом, как Он обетовал: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем (Ин.6:56). Да будут залогом теснейшего союза и с ближними, кои все суть братия во Христе, союза любви нелицемерные, всех любящей. Да будут святою закваскою, обновляющею все существо ваше; да проникнет она во все составы и силы его, оживотворит и уготовит из него жертву живу, святу, благоугодну Господеви (Рим.12:1). Да будут залогом и начатком жизни вечной и блаженного воскресения в наследие со всеми святыми, царствия Божия на небесах.

Дабы исполнилось все это с вами, храните с своей стороны в целости сокровище благодати, принятое ныне вами – блюдите всеми силами, как бы не потерять его. Держите – верою твердою; без нее нет тех плодов вожделенных от принятой вами святыни. Держите любовию теплою к сладчайшему Спасителю нашему, столь нас возлюбившему, яко и душу Свою за нас положил на кресте и питает нас, как мать питает родное дитя свое, собственною Своею Плотию и Кровию. Держите со вниманием, трезвением духовным, бодрствованием; дабы сокровища сего не похитил или не подавил мир своею суетою тлетворною, своими обычаями растленными, своими похотями. Держите терпением и подвигом постоянным против всех искушений греха, и чистыми себя блюдите от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии (2Кор.7:1). А без сего – как дым прогоняет пчел, так смрад греха тотчас отгонит от вас принятую вами святейшую благодать. Держите всемерным усилием ходить всегда достойно Бога, якоже чада возлюбленная, в обновлении жизни, по слову апостола, т. е. в тщательном исполнении заповедей евангельских, в неуклонном последовании за Господом нашим, Который един есть путь, истина и живот, хотя бы Он повел нас путем креста и самоотвержения. Держите молитвою постоянною и усердною ко Господу, дабы Он, начавший в нас дело спасения нашего, Сам и совершил его, и, даровав нам залог его в святейшем таинстве сем, помогал нам всегда Своею благодатию блюсти сей залог и возращать его. Той да совершит вы, да утвердит, да укрепит, да оснует. Тому слава и держава во веки веков. (1Петр.5:10. 11). (Слово Антония, архиеп. Казанск., стр. 112).

199. ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем

Значит все, чего лишились мы в раю несчастным вкушением от запрещенного древа, несравненно в большей мере приобретаем паки вкушением Плоти и Крови Господней. Там мы отпали и удалились от Бога на веки; здесь паки соединяемся с Ним так, что бываем причастниками Божественнаго естества. Слава и благодарение Господу, Который не оставил нас погибнуть на веки в злосчастном удалении от Него; Который, для возведения нас к соединению с Собою, смирил Себя до восприятия зрака раба, послушлив был воле Отца Небеснаго до смерти крестныя, положил душу Свою за избавление наше, предал в снедь нам самое Тело и Кровь Свою! Теперь мы с Ним и Он с нами, мы в Нем и Он в нас, отныне и на веки!

Так – теперь мы не одни: с нами и в нас Сам Господь. Сколь же должно быть нам осторожными и осмотрительными в мыслях и желаниях, словах и делах наших! Соединившись во един дух с нами, Он не может не скорбеть о грехах наших. Соделавши нас членами Своего Тела, от плоти Его и от костей Его, Он не может не сокрушаться и не страдать от оскорблений и поруганий, наносимых Его Телу. Отныне каждая нечестивая и небогоугодная мысль, возникшая в духе нашем, будет оскорблением возлюбившему нас Господу; всякое законопреступление будет восстанием против величайшего Благодетеля нашего, всякое порочное действие будет явною обидою сладчайшему Искупителю нашему; всякое злоупотребление, какое сделаем из членов собственного тела, будет равно оплеваниям, заушениям и биениям, кои терпел Он от врагов Своих. Да оградится же отныне сею мыслию наш дух, душа и тело от всех козней и наветов сатанинских. Посеет ли враг в душе нашей худой помысл, да поразится он тотчас мыслию о живущем в нас Господе. Возбудит ли в сердце нашем злое пожелание, да попалится оно тотчас пламенем любви божественной. Возгорится ли огнь похоти в нашем теле, да погасится он тотчас воспоминанием о Плоти и Крови Господней. Пусть каждая благая мысль, которую внушит нам Господь, приведется в действие немедленно; пусть всякое доброе намерение совершается неотложно во славу Божию: пусть всякое благоговейное чувство изольется или в слове хвалы и благодарения благодеющему Господу, или в слове назидания и утешения ближнего; пусть всякое благое желание осуществится неотложно в благом и неотложном деле. Постигнет ли вас печаль, да возвестится она пред Господом в молитве, – и бремя скорби спадет со скорбящего духа. Посетит ли сердце наше чистая и святая радость, – возрадуемся о Господе.

Да не отступим только мы от Господа, а Он пребудет с нами во век; скорее прейдет небо и земля, нежели останется без исполнения Его божественное слово: Ядый Мою плоть и пияй мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем.

Достойно причастившись святых Христовых Таин, вы соделались причастниками божественного естества, стали едино с Господом: Он в вас и вы в Нем. Тот Самый Господь Иисус Христос, Который родился от Девы, страдал за нас, воскрес, сидит одесную Отца, Которому поклоняются ангелы, Владыка всего – Он с тобой, в тебе, брат возлюбленный, и ты в Нем. Благоговейно приими этого Небесного Гостя, пребудь с Ним, и умоли, да пребудет с тобою этот Святейший Посетитель душ. Не удивляйся и не сомневайся в том, что столь Великий Гость у тебя. Он таков по существу Своему; все дела Его бесконечно велики: если любит Он, то любит беспредельно: кого Он возлюбит, тому не только все подает, Ему принадлежащее, Им сотворенное, но и Себя отдает, чтобы носить любимого в Себе и быть носимым тем, кто Его любит. Кто прилепляется к Нему душой, того Он объемлет нежною рукой, как сказано об этом в Псалме: прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя (Пс.62). Не скажет ли кто: я не чувствую столь близкого общения со мною Господа: почему это? – Не потому ли, что ты не обратил надлежащего внимания на этого Небесного Гостя: когда Он пришел к тебе, ты ушел от Него; Он к тебе в дом, а ты из дому вон. Вместо того, чтобы озаботиться принятием Его, побеседовать с Ним, ты занялся суетой, пустыми разговорами с другими твоими друзьями. Как же Он откроется тебе, когда ты отвращаешься от Него! Но ты испытай, останься дома, войди в клеть души твоей, стань мысленно пред Господом, молитвенно взывай к Нему и Он, быть может, не умедлит возвестить о Себе, по благости Своей, если найдет тебя достойным того. Если же Он не благоволит при этом скоро открыться тебе, то ты этим не смущайся: Он иногда медлит являться ищущим Его, для того, чтобы возбудить в них большее усердие к исканию Его. Он приходит иногда, как бы тайно к ищущим Его; говорит им, но они не узнают голоса Его. Так, по воскресении Он являлся эммаусским путникам, но они не узнали Его. На горе Он явился пятистам братий, и одни из них узнали и поклонились Ему, а другие усумнились. Так и теперь бывает: верующие с радостию обретают Его, а сомневающиеся не узнают Его. Впрочем, да не подумает кто-либо, что Его можно найти одним напряжением мысли или усиленным желанием восчувствовать приближение Его. Он является не тогда, когда хотели бы этого вопрошающие Его, но – когда Ему угодно. При том не всем тем открывается, кто зовет Его: Господи! Господи! но тем, кто любит Его и исполняет слово Его. Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам (Ин.14:21), сказал Он любившим Его ученикам Своим. Итак, Он Сам явится, Сам откроется, Сам скажет сердцу: вот Я! и ты узнаешь Его легко, без насилия мысли; сердце твое почувствует Его, как бы увидит Его, и возрадуется о Нем.

Вы, братия возлюбленные, вкусили сколь благ Господь; постарайтесь и других сделать причастниками этого великого дара Христова.

Может быть, кто-либо спросит: как это сделать? – Призывай и других к трапезе Господней. Ты сподобился поговеть и приобщиться св. Христовых Таин; а сколько братий твоих остаются лишившими себя чаши Христовой! Быть может, из среды близких твоих, соседей и знакомых, некоторые, а может быть и многие, не говели уже несколько лет, а иные не намерены и ныне исполнить этот христианский долг. Одни из них делают это по неведению, сколь благ Господь, кто достойно приемлет Его, другие – по беспечности, а иные – по ожесточению сердца своего. Окажи им любовь, как и Господь возлюбил тебя; призови их ко Христу, убеди, умоли их, чтобы они пришли примириться с Ним покаянием, очиститься исповеданием своих грехов, и вступить в общение с Ним чрез приобщение животочной Крови Его.

Скажешь ли: не знаю, как это сделать; не словесен я, не умею говорить, и не смею взять на себя трудного дела учителя, проповедника, а для других, как бы, и обличителя. И не требуется от тебя, чтобы ты был учителем или обличителем. Довольно с тебя, если ты будешь говорить, как друг, советовать, как товарищ, беседовать, как брат или сестра. Довольно, если ты скажешь: меня Господь сподобил поговеть: благо мне было; – поговей, брат или сестра, и ты: добро тебе от этого будет. Пусть жена убеждает своего мужа, который давно не говел, и ныне не намерен исполнить этого. Муж пусть доставит возможность жене своей приобщиться св. Таин. Словом, будем увещевать друг друга, чтобы никто не остался без приобщения св. Таин, потому что, кто спасительного Тела и Крови Христовой не приобщается, тот враг Богу и друг бесам бывает. Аминь. (Сост. по поучен. Димитрия, архиеп. Херсонск., т. 4-й, стр. 246, и Макария, митр. Московск., выпуск 4-й, стр. 79).

200. О св. Причащении

Некоторые иудеи, видя и слыша о великих чудесах, совершенных Господом Иисусом Христом, выразили желание, чтобы Господь сотворил пред ними знамение, подобное тому, какое показал Моисей народу иудейскому, давши ему манну с неба. Господь сказал им на это, что манну дал им не Моисей, а Отец Небесный; что та манна ядущих ее не делала бессмертными, ибо все питающиеся таковою умирали. А теперь Отец Небесный дает им иной хлеб, который сходит с небес и дает жизнь миру. Ядущий этот хлеб не умрет, как умерли евшие манну. Иудеи сказали на это: «Господи, подавай нам такой хлеб».. Господь сказал им: «Я – Хлеб живый, сшедший с небес; ядущий сей Хлеб жить будет во век. Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя». Тогда иудеи сказали: как Он может дать нам плоть Свою? Господь не разъяснил им этого, ибо не пришло для этого время, и они неспособны были принять слова Его; но только еще более подтвердил сказанные Им слова о необходимости для всех вкушать этот хлеб жизни. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, говорил Он, не будете иметь жизни в себе» (Ин.6:30–53).

Братие-христиане! Эти слова Господа о пречистом Теле и Крови Его нужно помнить всякому христианину; а особенно они благопотребны для людей нашего времени. Ибо и среди нас есть христиане, которые, подобно иудеям, готовы вопросить: как Христос может нам дать плоть Свою? Он на небесах, и мы не видим, чтобы Он Сам давал с неба вкушать Тело и Кровь Свою. Когда Он Сам был с апостолами, тогда Сам и подавал им Святое Причащение под видом хлеба и вина, которые Он силен был претворить в Свое Тело и Кровь: а теперь Его Самого нет; таинство совершают люди, может быть, недостойные. Как увериться в том, что действительно, под видом хлеба ныне преподается Тело Христово, а под видом вина – истинная Кровь Его?

Попытаемся разъяснить это, сколько возможно. Приобщение Тела и Крови Христовой есть таинство. Таинство потому так называется, что оно – тайна, умом человеческим непостигаемая, но восприемлемая верою. Таинство причащения есть одно из тех семи таинств, чрез которые верующим подается благодать. Как совершается таинство Тела и Крови Христовой, т. е., как прелагается хлеб в Тело, а вино – в кровь Христову, – это постигнуть невозможно. Но что это, действительно, так бывает, то в этом невозможно сомневаться тому, кто верует во Христа и верит слову Его.

Все таинства в Церкви установлены Самим Господом. Власть совершать таинства и подавать спасительную благодать, получили сперва св. апостолы от Самого Господа, Который для сего послал им Духа Святого. Апостолы передали эту власть и благодать Св. Духа своим преемникам. От апостолов таковая благодать священства преемственно переходит ко всем законно поставляемым епископам и священникам. Эта непрерывная цепь священства преемственно дошла и до нашего времени. И в наше время спасительная благодать подается чрез таинства, совершаемые законно поставленными епископами и священниками.

Сомнительные помыслы о святом причащении могут рождаться не только у людей неверующих или отпавших от веры, но они смущают иногда, по вражескому навождению, и людей благочестивых.

Таковых Господь иногда вразумлял и вразумляет особенными откровениями, на пользу их и других, смущаемых подобными помышлениями.

В книге, именуемой «Пролог», есть следующее сказание об иноке, по навождению диавольскому, смущавшемуся сомнением о причащении.

Рассказывали о некоем брате, так начинается эта повесть, что, когда в воскресный день было церковное собрание, он, по обычаю, встал и пошел в церковь; но диавол посмеялся над ним, вложивши ему такую мысль: «ты идешь в церковь, чтобы принять хлеб и вино, как Тело и Кровь Христовы? Не срамись, не ходи!» Брат послушался этого помысла и не пошел в церковь. Между тем, братия ждали его; ибо в этой пустыне был обычай: не начинать службы, пока не соберутся все братия. Когда же, после долгого ожидания, брат все еще не приходил, некоторые из них встали и пошли в его келлию, говоря: «не заболел ли брат, и не умер ли?» Пришедши в келлию, они спросили его: «почто, брат, ты не пришел в церковь?» Он же стыдился сказать им истину; тогда они поняли, что диавол внушил ему какой-то коварный совет, и, поклонившись ему в ноги, умоляли его поведать им этот совет диавольский. Тогда он рассказал им следующее: «Простите, меня, братие! Когда я встал, по обычаю, чтобы идти в церковь, то помысл сказал мне: нет Тела и Крови Христовых: зачем ты идешь принять простой хлеб и вино? Итак, если хотите, чтобы я пошел с вами, освободите мой помысл от сомнения, относительно святого причастия. Они сказали ему: встань, иди с нами, помолимся Богу, да поможет Он тебе и откроет Свою таинственную силу и невидимое сделает видимым. Он встал, и пошел в церковь с ними. Там совершена была молитва о брате, чтобы Бог открыл ему силу Божественных таин. Затем, когда настало время церковной молитвы, поставили брата посреди церкви. В продолжение всей службы он непрестанно плакал. После церковного отпуска, отцы и братия, призвавши его, спрашивали: «поведай нам, что тебе открыто Богом, дабы и мы могли получить пользу для себя». Тогда он начал, со слезами, рассказывать им следующее: «Когда было исполнено обычное пение, прочитано учение апостольское, и диакон начал читать Евангелие, – тогда я увидел, что верх храма раскрылся, и было видно небо; каждое Евангельское слово, как огонь, восходило к небесам. Когда же было прочитано Евангелие, и диаконы несли причастие Божественных Таин, я также увидел отверстые небеса и оттуда сходящий огонь со множеством святых ангелов; вверху их видны были два лица, столь прекрасные, что красоты их невозможно описать, они сияли, как молния. В средине этих двух лиц был Отрок: ангелы стали около святой трапезы, а те два лица над святой трапезой, и посреди их Отрок. По совершении Божественных Таин с клироса подошли диаконы для преломления хлеба предложения, увидел я два лица, веявшия над святой трапезой. Они связали руки и ноги Отрока, заклали Его ножем, который был у них, а кровь Его выливали в чашу, находившуюся над святой трапезой. Тело Его, раздробивши, положили поверх хлеба, и стал хлеб Телом. Тогда я вспомнил слова апостола: Пасха наша – Христос заклан за нас. Когда братия приблизилась принять Святые Дары, то им подаваемо было Тело; а когда они произносили «аминь», то в руках их оказался хлеб. Когда же подошел я, и мне подано было Тело; я не мог принять его, и услышал в ушах моих голос, говоривший мне: «человек! почему ты этого не принимаешь? Разве это не то, чего ты искал?» Я сказал: «Боже, милостив буди ми, я не могу принять Тело»; и опять сказано мне: «если бы человек мог принимать тело, то и обратилось бы тело как и ты обрел его; но никто не может есть тела, поэтому Бог повелел, чтобы предлагался хлеб. Если веруешь, приими то, что держишь в руках. Я сказал: «верую, Господи!» и когда произнес «аминь», стало в руках моих Тело хлебом. Я восхвалил Бога, и принял святые Дары. Когда кончилась служба и пришли все клирики, я увидел опять Отрока посреди двух лиц; а клирики потребляли в это время Дары. После сего церковный кров опять открылся и я увидел Божественные Силы, возносящиеся на небеса, и среди их отрока».

Братия, услышавши это, весьма утешались, и возвратились в келлии свои, воссылая славу Богу Отцу.

В писаниях человеческих мы читаем много объявлений о врачевствах от разных болезней. Но доселе никто из знающих врачебное искусство не решался издать такое объявление, которым бы обещалось смертным – бессмертие, мертвым – воскресение, хотя и такое объявление не оставалось бы без людей, готовых поверить ему; потому что вера в возможность существования столь всесильного средства против болезни и смерти существовала издревле; она, иногда, выражалась в народных преданиях. Хотя предания эти имели, иногда, сказочный характер, тем не менее, едва ли основательно было бы признавать таковые только плодом чьего-либо мечтательного воображения, а не отголоском былой старины. Не получили ли эти сказания свое начало, например, в вещаниях тех древних провидцев, которым открывались тайны Божии? А может быть, происхождение их еще древнее – от той первозданной четы человеческой, которая одарена была бессмертием, но потеряла его чрез грех. Как бы то ни было, но вера в возможность существования животворного средства не оставалась одним сказочным преданием, но стала, впоследствии, чудною действительностью. Эта тайна жизни и бессмертия открыта: она – в Церкви, а чрез Церковь стала ведомою большей части рода человеческого. Нам, христианам, указано врачевство, которым истребляется корень всякой болезни: нам, возлюбленные, указан способ, как достигнуть бессмертия. Все мы знаем, все мы слышали такое объявление. Благую весть об этом мы читаем в св. Евангелии; об этом могучем, божественном врачевстве возвещается в Церкви. Это – животворящее Тело и животочная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Верующие знают, что они для того дарованы, чтобы приемлющие их имели жизнь вечную. Знают это, скажет кто-либо, но не видим, что это святое врачевство прекращало болезни и уничтожало смерть. Напротив, знаем, что причащающиеся этого святейшего таинства болеют, и верные умирают так же, как и неверные. Где же свобода от болезней? где безсмертие? Справедливо, что причащающиеся св. Христовых Таин не свободны от болезни, и христиане умирают, как и другие люди. Но эта болезнь и смерть, для достойно приемлющих Хлеб жизни и Чашу бессмертия не то же, что болезнь и смерть язычника, или того неверного, который самовольно удаляется от святого причащения, по неверию или беспечности язычника. Наказание за грех, – последствие греха. Что такое смерть язычника или безбожника? Переход от временных страданий – к вечным, от временной смерти – к вечной. Совсем другое значение имеет болезнь и смерть христианина, находящегося в общении со Христом, как Источником жизни и бессмертия. Объясним это. Двоякого рода бывает болезнь, двоякая и смерть. Есть болезнь тела, есть болезнь души; есть смерть телесная и смерть духовная. Телесная болезнь и телесная смерть произошли вследствие болезни и смерти духовной. Адам, вкусивши запрещенного плода, сперва подвергся болезни духовной, а потом и телесной; сперва наступила смерть духовная, а потом – телесная. Болезнь души есть грех; оброк греха – смерть. Чтобы освободить человека от болезни и смерти, нужно прежде уничтожить грех, как первопричину болезни и смерти. Господь, восхотевши спасти человека, принес Себя в жертву за грех: Он убил грех чрез тело Свое, предавши его на страдание за грех. Затем, умершее по причине греха (человеческого) и воскресшее силою Божества, Тело Свое Господь дал верующим, чтобы чрез него сперва убить в человеке грех, корень смерти, а поэтому уврачевать и оживить тело.

Господь умер и воскрес. И ядущий Его, аще и умрет, оживет (Ин.11:25). Оживет сперва духом, очистившись от греха, а потом и телом, которое восстанет нетленным. Как земные врачевства не вдруг изгоняют из тела болезнь, так духовное врачевство не вдруг истребляет грех, но постепенно. Пример этого видим на святых: при помощи благодати Христовой (крещения и причащения), они получали желание и силу вести борьбу со страстями и истреблять в себе их постепенно. По той мере, как ослабевали страсти, у них укреплялся дух.

Силою духа у них укреплялось и тело, так что и в изнуренной подвигами плоти они жили иногда весьма долго. Тело их, еще в этой жизни, получало целебную силу: одно прикосновение руки их к болящим освобождало тех от болезни. Если святые умирали, то для того, чтобы воскреснуть со Христом. Как Христос по смерти воскрес и, изшедши из гроба, оставил знамение воскресения своего – погребальную плащаницу; так и святые оставляют, как знамения своего совоскресения Христу, свои останки, прославленные у некоторых полным нетлением, у других – даром чудотворений; Тело и Кровь Христова для них служат источником жизни. Итак, причащающиеся Тела и Крови Христовой хотя и подвергаются болезням и смерти, но это служит ко благу их: болезнями они очищаются от грехов, ибо страдавшие плотию перестают грешить (1Петр.4:1), а смерть есть переход к лучшей жизни: они умирают в уповании получить гораздо лучшее того тела, которого на время лишаются: вместо тленного получат нетленное, вместо неблагообразного – славное, вместо душевного – духовное. Мы уже не говорим о многочисленных примерах чудесного исцеления от тяжких и смертельных болезней, последовавшего непосредственно после приобщения больных св. Христовых Таин. Если в святом причащении нам дано средство против самого корня болезней; если притом оно есть хлеб, дающий жизнь миру, то не должны ли бы прибегать к этому средству все, носящие в себе греховный зародыш болезней, все желающие получить ту бесконечную жизнь, из которой навсегда удалены болезнь, печаль, воздыхание, и где нет места для смерти? Зная о таком всесильном средстве, не должны ли бы люди отдать все свое имение, все сокровища, если бы то понадобилось, чтобы приобрести его? Так как этот хлеб жизни и источник бессмертия подается в Церкви, то не должны ли бы день и ночь наполняться все храмы приходящими туда для того, чтобы получить этот животворящий плод от древа – Христа, чтобы чрез него приобрести бессмертие? Не следовало ли бы ожидать, что в наших храмах, от множества приходящих, некоторым нужно было бы ждать очереди для получения этого спасительного средства от болезни и смерти целые дни, месяцы и даже годы, как случилось подобное при купели Силоамской с 38-ми летним расслабленным? Словом, не должны ли бы все весьма дорожить этим хлебом жизни, дарованным, людям вместо райского древа жизни? Однако же что мы видим? Это драгоценнейшее средство, истребляющее корень болезней, даруется всем, не требуется за него ни золота, ни серебра; но – увы! – как мало желающих получить его даже и даром! Удивительное неразумие! Этот залог бессмертия подается каждый день, во всяком храме, и однако ж, как редкие приходят сюда, чтобы получить его, и как много таких, которые не приходят для получения его не год, не два, а десятки лет. Пагубная беспечность! Тело Христово, как хлеб жизни, Кровь Его, как источник бессмертия, могли бы служить врачевством и против нравственных недугов, которыми так страдает наша общественная жизнь: всемощным средством к уменьшению преступлений, которые ныне так умножились, и для борьбы с которыми ни у государственных правителей, ни у общественных деятелей нет средств. И, однако же, эти, столь могучие, средства пренебрегаются. А если иногда некоторыми и приемлются, то они остаются для них недействительными, потому что у приемлющих недостает той живой веры и благоговейного чувства, которые делали бы причастников Тела и Крови Христовых достойными небесной благодати.

Господь взял на Себя наши немощи и понес наши болезни: ранами Его мы исцелились (Ис.54:4). А между тем у нас как много недугующих, и умирает довольно! Не оттого ли это, что мы или самовольно удаляемся от святого врачевства, или же приступаем к нему недостойно?

Братия! Будем же приступать к Искупителю нашему чаще, чтобы Телом Его, изъязвленным за нас, уврачевать наши душевные раны и телесные немощи. Будем с верою припадать к язвам Его, из которых истекала Кровь Его; ибо эту Кровь Он дал нам в питие. Будем же благоговейно вкушать ее, чтобы нам исцелиться. Аминь. (Сост. по «Слов. и бесед.» Макария, митр. Московск., выпуск 4-й).


Источник: Проповедническая хрестоматия: Полный круг поучений на все воскресные и праздничные дни года, слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения: В 3 томах / Сост. по лучшим проповедническим образцам архим. Пантелеимон. - [Джорданвилль]: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1963-. / Т. 1: Поучения на все воскресные дни года. - 1963. - 800 с.

Комментарии для сайта Cackle