Неделя 1-я Великого поста
201. Обязанность христиан твердо и непоколебимо всегда пребывать в послушании и неизменности Православной вере
Бpodpisодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтесяpodpis (1Кор.16:13).
Св. Церковь ныне празднует торжество Православной Веры над врагами ее, и тем заповедует всем православным христианам твердо и непоколебимо всегда пребывать в послушании и неизменной преданности Православной Вере.
Апостольские слова: бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся, внушают нам эту великую обязанность – всегда ненарушимо содержать Православную Веру и, под руководством ее, постепенно более усовершенствоваться в истинном благочестии и христианских добродетелях, чтобы достигнуть вечной блаженной жизни в обителях небесных. Господь Спаситель Сам научил этой вере и предал ее Своей Церкви на все времена, и Сам Он показывает нам, как необходима эта вера для нашего спасения, когда говорит: веруяй в Сына, имать живот вечный; а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем (Ин.3:36). Также Господь учит: аминь, аминь, глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего, и веруяй Пославшему Мя, имать живот вечный; и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот (Ин.5:24). Посылая апостолов на проповедь и заповедуя им проповедывать евангелие всем народам и крестить всех верующих в Него, Иисус Христос сказал: иже веру имет и крестится спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет (Мк.16:16).
Так, учение Иисуса Христа ясно показывает, что вера для всех необходима. Без веры невозможно угодити Богу (Евр.11:6), пишет апостол. Потому без веры невозможно и достигнуть спасения. Только православная и истинная вера показывает людям истинный путь к вечной жизни. А без этой веры человек ходит во тьме неведения, не знает своего последнего назначения, и не может найти пути ко спасению. Без этой веры и мы скитались бы на земле, подобно язычникам, не зная ни истинного Бога, ни своего назначения к вечной жизни; блуждали бы по распутиям заблуждений и нечестия; жили бы без упования.
Поэтому Православная Вера нам необходимее всего, – необходимее всякого другого знания, всякого искусства и всякого земного блага, сколько бы полезным и нужным оно ни казалось нам. Ап. Павел говорит: вменяю вся тщету быти за превосходящее разумение Христа Иисуса Господа моего, Его же ради всех отщетихся; и вменяю вся уметы быти, да Христа приобрящу (Флп.3:8). Для познания Иисуса Христа, или для сохранения веры в Иисуса Христа, говорит апостол Павел, я все почитаю за ничто, всякое другое ведение, всякое достоинство, честь, славу, дружбу, все, что мир любит и высоко ценит. Для Господа Иисуса Христа я отказался от всего, и все почитаю ничего незначущим, чтобы только приобресть Иисуса, т. е. приблизиться к Иисусу и навсегда соединиться с Ним.
Так же дорого ценили веру в Иисуса Христа и другие апостолы. Все дела их показывают это. Каких подвигов ни совершили они для того, чтобы по всем странам мира возвестить учение Христово; чтобы, если можно, всех призвать к вере во Христа Спасителя? Каких скорбей, каких болезней и страданий не претерпели они, проповедуя сию божественную веру? И все это для того, чтобы погибавших во тьме неведения и заблуждений спасти чрез веру в Иисуса Христа, и чтобы самим пребыть верными Христу до смерти, и получить, по обетованию Господа, венец живота (Апок.2:10).
Вспомним при этом, какое было множество мучеников и исповедников в первые времена христианства! Для чего терпели они тяжкие болезни и страдания, и охотно подвергались смерти? Для того, чтобы сохранить веру в Иисуса Христа, и чрез то получить вечную жизнь в обителях Отца небесного. Вспомним соборы древних пастырей и учителей Церкви, преемствовавших апостолам в подвигах евангельской проповеди; вспомним лики преподобных, подвизавшихся в пустынях, в горах, в пещерах и ущелиях земных, лики девственников и девственниц, неусыпно боровшихся с немощами плоти в продолжении всей жизни; вспомним сонмы доблестных подвижников и подвижниц, которыми так славно украшается Христова Церковь: для чего они с таким самоотвержением подвергались всяким трудам, лишениям, скорбям, болезням? для чего день и ночь подвизались, изнуряя свое тело постом и трудами? Для того, чтобы сохранить святую веру целою и ненарушимою, и чтобы под руководством этой веры, подвизаясь душою и телом, всецело принести себя в жертву Христу, Начальнику веры, а по окончании поприща земной жизни, получить от Него венец блаженной жизни в будущем веке. Так они высоко ценили святую веру, и так много заботились о сохранении ее!
Возлюбленные! так и мы должны дорожить Православною Верою, и более всего заботиться о том, чтобы нам твердо и непоколебимо всегда пребывать в Православной Вере: должны бояться всяких заблуждений неверия и лжеверия, также нерадения и беспечности о вере; а должны мужественно преодолевать искушения и соблазны, восстающие против веры, и всегда ревностно повиноваться правилам и уставам святой православной Церкви. Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся.
Православный Христианин! храни святую, соборную и апостольскую веру, как величайшее сокровище, которым приобретается вечная блаженная жизнь; питай и оживляй ее в своей душе во всякое время, благоговейно размышляя о Боге и делах Его, о Христе Спасителе и о спасении чрез веру в Него.
Веруй, что Бог есть Дух всесовершенный, – вечный, независимый, вездеприсущий, всеведущий, всемогущий, премудрый, преблагий, всесвятый, всеправедный и всеблаженный.
Веруй, что Бог – един по существу и троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой, Троица единосущная и нераздельная. Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца.
Веруй, что все Три Божеские Лица или Ипостаси, по Божеским совершенствам и беспредельному величию, власти и славе, равны между собою: Отец есть истинный всесовершенный Бог, и Сын есть истинный всесовершенный Бог, и Дух Святой есть истинный всесовершенный Бог. Все три лица или ипостаси – один истинный всесовершенный Бог.
Веруй, что вечный триипостасный Бог сотворил из ничего весь мир, небо и землю, ангелов и человеков, и весь мир, видимый и невидимый, содержит в бытии и управляет им.
Веруй, что Сын Божий, Иисус Христос, для нашего спасения, сошел с небес на землю и воплотился от Святого Духа и Девы Марии, так что, будучи Богом от вечности, воспринял наше человечество – душу и тело, и есть истинный Бог и истинный человек, или Богочеловек, в одном божеском лице соединив два естества, Божеское и человеческое, непреложно, нераздельно, неизменно и неслиянно. Пребывая на земле, Он Своим учением, примером и чудесами просветил мир; Своими молитвами к Отцу, совершенным исполнением воли Его, страданиями и крестною смертию искупил человеков от греха, проклятия и вечной смерти; Своим воскресением из мертвых и вознесением на небо открыл человекам путь к вечному блаженству.
Веруй, что Иисус Христос на земле создал Церковь для спасения всех верующих в Него. Эта Церковь, по обетованию Господа Спасителя, пребудет неодолимою от врагов ее до скончания мира. Эта Церковь есть единая, святая, соборная или вселенская и апостольская. Этой Церкви даровал Господь пастырей, Свое учение и седмь спасительных таинств. По вознесении на небо, Господь ниспослал на апостолов и всех, верующих в Него, Всесвятого Духа Утешителя, дабы Он всегда пребывал в Церкви.
Веруй, что Дух Святой, как от начала мира вместе с Отцом и Сыном дает тварям бытие и жизнь и всем управляет, и как в ветхом завете говорил чрез пророков, так всегда действует и в Христовой Церкви, чрез слово Божие и спасительные таинства, сообщая верующим различные благодатные дары, необходимые для их спасения.
Веруй, что Иисус Христос, при скончании мира, приидет на землю в славе, сопутствуемый ликами ангельскими. Тогда все, по гласу Его, воскреснут из мертвых и предстанут на суд Его, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2Кор.5:10); и, по совершении последнего суда, идут непокаявшиеся грешники в муку вечную, праведницы же в живот вечный.
Приемли с верою и ненарушимо храни предлагаемые тебе в Церкви священное Писание и священные Предания, все церковные правила и постановления, как то: о почитании преблагословенной Девы Марии Богородицы, св. ангелов, апостолов, пророков, и всех святых; о чествовании св. икон и мощей, о поминовении усопших, о соблюдении постов. Свято храни эти и другие заветы св. вселенской Церкви Христовой, как свойственно верному сыну ее.
Вот краткое изложение св. веры, которую благоговейно должен всегда хранить и питать в своей душе каждый православный христианин. Эта вера единая, святая, апостольская, вселенская. На этой вере утверждена Церковь Христова, и ею будет держаться непоколебимо до скончания мира, как обещал ее Основатель и Глава Господь Иисус, говоря: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф.16:18).
Эту веру, православный христианин, храни как священное и дражайшее наследие, преданное тебе от твоих православных отцов и праотцев. Эту веру свято храни, как единое истинное основание твоего благочестия и добродетельной жизни в Иисусе Христе, и как верный залог твоего спасения, – твоего истиннаго счастия на земле и вечнаго блаженства на небе.
Эту веру вы, родители и попечители детей, более всего должны внушать своим детям или воспитанникам, с ранних лет укоренять в душах их, своим словом и примером питать и совершенствовать ее в них во всякое время, и охранять от всяких ложных мнений и заблуждений, противных учению Православной Церкви.
Эту веру все православные христиане, как члены одного тела – Церкви Христовой, должны поддерживать один в другом, как родные братья одного семейства Божия, друг друга охраняя от уклонений на распутия, от неверия или маловерия, от нерадения и беспечности о своем спасении, от пагубных суеверий, ересей и расколов, расторгающих союз членов Церкви между собою и с единым Главою ее Господом Иисусом, и многоразлично развращающих и погубляющих человека.
Итак, братия, внимая словам Духа Божия, вещающего чрез апостола, бодрствуйте, стойте в св. Православной вере, мужайтеся, утверждайтеся так, чтобы всегда жить по вере, повинуясь руководству св. Православной Церкви, яже есть, как учит апостол, церковь Бога жива, столп и утверждение истины (1Тим.3:15). Аминь. (Извлеч. в сокр. из проповедей Евсевия, архиеп. Могилевск.).
202. Кто ходит во истине Православия и кто далеко уклонился от нее на распутия злого, богопротивного неверия и нечестия?
Православия день мы ныне празднуем, православнии людие! – И о чем может быть сегодня благовременнее и приличнее слово, как не об истине православия?
Св. Церковь, в силу данного ей Господом полномочия, торжественно прославляя ныне поборников истины православия, произносит благословение на них и на всех верующих чад своих; а с другой стороны, хотя и с великою скорбию, также во всеуслышание она изрекает грозную анафему, т. е. отлучение, на упорно-неверующих, злых и нечестивых хулителей и отрицателей святой истины православия. Впрочем, она делает это с тою спасительною целию, еда како даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диавольския сети (2Тим.2:25, 26). Ибо она больша не имать радости, скажем словами апостола, да слышит чада своя во истине ходяща (Ин.1:4).
Кто же ходит во истине Православия и удостоится ныне от Церкви похвалы и благословения, и кто, напротив, далеко уклонился от нея на распутия злого, богопротивного неверия и нечестия, и т. об. подвергает себя церковному отлучению?
В истине Православия ходят следующие христиане:
В истине Православия ходит тот, кто исповедует св. веру Христову, исповедует ее не словом и языком, но делом и истиною (1Ин.3:18), так, как учил Начальник, Совершитель (Евр.12:2) и Учитель нашей веры, Господь Иисус Христос.
В истине Православия ходит тот, кто приемлет Христову веру, как передали и изъяснили ее св. пророки и апостолы в богодухновенных своих писаниях: наздани, говорится у св. апостола о верующих на основании апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу (Еф.2:20).
В истине Православия ходит тот, кто твердо и несомненно содержит все догматы и коренные истины веры и благочестия, кто вполне и в точности верует во все то, что принято, установлено и утверждено св. соборною и апостольскою Церковию, и отвергает все, что отвергнуто ею; ибо Церковь есть столп и утверждение истины (1Тим.3:15). Блаженны души верующие, чистые и простые не мудрствующия паче, еже подобает мудрствовати (Рим.12:3), охотно повинующиеся руководительному гласу Церкви и все, ею заповедуемое, беспрекословно приемлющия!
В истине Православия ходит тот, кто старается возможно усерднее и благоговейнее пользоваться Христовыми таинствами, старается исполнять св. заповеди, жить в благочестии, по уставам Церкви; кто часто и с усердием молится Богу, святит праздники и дни воскресные, крестом и молитвою начинает и оканчивает всякое доброе дело; кто по церковному чиноположению соблюдает посты и другие законоопределения Церкви. Как прискорбно видеть, что ныне многие и из православных, увлекаясь суемудрием, не исполняют и даже знать не хотят устава Церкви, и чрез это бесславят высокое звание православного христианина!
В истине Православия ходит тот, кто не отделяется от единства веры и союза с Церквию и не удаляется на распутия пагубного иномыслия и раскола, твердо держится законного пастырства и повинуется ему во всем, что относится к спасению души, по слову Писания: повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся (Евр.13:17). Поэтому раскольники и все подобные отступники, разорвавшие священный союз веры, не повинующиеся богопоставленным властям и законам, напрасно обольщают себя, будто они обладают истиною. Далеко уклонившись от святой истины православия, они впали в пагубные бессмысленныя суесловия, по слову апостола: хотяще быти законоучители, не разумеюще ни яже глаголют, ни о них же утверждают (1Тим.1:7); поистине одебеле сердце людей сих, и ушима своима тяжко слышаши, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелю я (Ис.6:10).
В истине Православия ходит тот, кто не только верует св. Христову учению умом и сердцем, но исповедует эту веру устами, открыто и безбоязненно пред всеми, во всяком месте и во всякое время, когда нужда того требует. Такой христианин на все вещи в мире смотрит очами веры живой и деятельной, При встрече с людьми неверующими или заблуждающими, он обязанностию своею считает защитить исповедуемую им истину, и ни в каком случае, ни словом, ни делом, не изменит своему правому убеждению.
На всех таких ревнителей и последователей св. истины православия, на всех подвизающихся добрым подвигом веры и благочестия, Церковь, по данному ей божественному праву и власти, торжественно ныне произносит благословение, сопровождаемое пламенною о них молитвою пред Господом.
Но, с другой стороны, как глубоко скорбит и какою великою печалию болезнует Церковь о непокорных, строптивых, неверующих чадах своих! Виждь, Господи, как бы взывает она с пророком, яко скорблю, погибоша сынове мои, яко возможе враг (Плач.1:20, 16).
Эти погибельные сыны суть злочестивые богопротивники св. веры, которые отвергают бытие Бога и Его промысл о мире, не исповедуют Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, не признают Божества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и искупления нас крестною смертию, отметают благодать Св. Духа и божественные таинства, уничижают достоинство Богоматери, не повинуются св. Церкви, противятся царской власти, отвергают духовность и бессмертие души, будущий суд, вечную жизнь и проч. На все такие злые и нечестивые ереси и лжеучения Церковь ныне крепко и грозно вооружается и поражает их отлучением.
Такому же страшному осуждению подвергаются ныне и все беззаконники, без зазрения совести ведущие порочную и нечестивую жизнь в совершенной беспечности, без раскаяния, без желания обращения к добродетели. В этом случае Церковь поступает согласно с словами апостола: аще кто не любит Господа Иисуса Христа да будет проклят (1Кор.16:22). А какой закоренелый грешник и нечестивец любит Господа? И ветхозаветная Церковь произносила грозное прещение на отступников закона: аще не послушаеши гласа Господа Бога твоего хранити и творити вся заповеди Его, приидут на тя вся клятвы и постигнут тя (Втор.28:15).
Суду и осуждению подвергают себя ныне и все злые и упорные раскольники и подобные им отщепенцы, самовольно отделившиеся от Христовой Церкви и расторгшие священный союз веры. Сам Господь сказал: аще кто церковь преслушает, буди тебе яко же язычник и мытарь (Мф.18:17). Суемудрые раскольники преслушали глас Церкви, не вняли ее увещаниям, – и вот она, последуя в точности словам Господа, отчуждает их от себя, извергает из недра своего и предает отлучению.
Иные, может быть, слыша ныне при предстоящем священнодействии слово анафема, скажут в недоумении: жестоко есть слово сие! (Ин.6:60). И для чего Церковь, изменяя столь сродный ей глас любви, изрекает проклятие отлучения? Действительно, суд, произносимый ныне Церковию, суд страшный, тем более, что связанные, здесь на земле, в то же время, по непреложлому суду Божию, связуются и на небе: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси (Мф.18:18). Да, страшно потрясяющее действие анафемы! Церковь употребляет такую строгость с тою благою целью, чтобы каждый из нас пришел в себя, всемерно старался избегать тяжких грехов и злых богопротивных учений, которые подвергают анафеме. Церковь, не желая погибели никому из самых строптивых чад своих, заботится о том, да вси приидут в разум истины и покаяние, в единство веры и любви.
Премилосердый Спасе Господи! Призри с небесе милостивым Твоим оком на люди Твои, соблюди их в правоверии и истинной любви к Тебе, сохрани их от всех скверн порока и развращения, от пагубы ересей и раскола, да пребывают они неуклонно в божественной Твоей истине. Аминь. (Сост. по «Слов. и реч.» Палладия, митр. Петербургского и Ладожского).
203. О единстве веры
podpisЕpodpisдин Господь, едина вераpodpis (Еф.4:5).
Как един Господь всех, так должна быть у всех в мире и едина вера Христова. Аще же кто предложит ино благовествование, анаФема да будет (Гал.1:6, 9).
Так, братия, должно быть! Но то ли мы видим в действительности? Нет! Современное состояние христианского мира невольно заставляет недоумевать с апостолом: еда разделися Христос? (1Кор.1:13), еда превратися благовествование Христово? (Гал.1:7). До того велико разноверие и разномыслие в делах веры, господствующее теперь! Где же причина, где источник тому?
Разноверие и разномыслие в делах веры имеют своим источником то, что люди, мнящиеся быти премудри не понимают, или не хотят понять той простой истины, что Божия никто же весть, точию Дух Божий (1Кор.1:11); воинствуя по плоти, утверждают веру не на силе Божией, а на мудрости человеческой, и таким образом отклоняются от того внутреннего начала, которое единственно может охранить чистоту и непорочность веры и которое состоит, по слову апостола, в пленении всякаго разума в послушание Христово (2Кор.10:5). Все самопроизвольно мудрствующие в области веры вносили и вносят в эту область не созидание, а разрушение.
Человек не есть творец. По самому свойству своей природы он не может творить что либо новое. Это верно как относительно предметов мира видимого, так и относительно истин высших – содержания веры. Истины эти превышают его естественные силы, и многие из них вовсе не были бы ему известны, если бы не были открыты. Вступать поэтому в область сих предметов без руководства он не может безнаказанно; вступать сюда самонадеянно для него значит подвергаться такой же опасности, какой подвергается осмеливающийся смотреть прямо на солнце.
Действуя без руководства в этой области, человек непременно вносил и вносит в нее такие догадки и соображения, которые не только не уясняют, но часто и совсем затемняют, или даже извращают тайны веры.
Сколько, в самом деле, было образцов так называемого самостоятельного умствования о предметах веры в древнем мире? Сколько было и есть их в новом? Но св. апостол все древние времена называет временами неведения, потому что язычники искали Бога и не нашли Его, – не нашли, хотя Он и не далек от каждого из нас. Что же сказать о временах новых? Довольно указать на то разноверие, какое господствовало и господствует в христианском мире. Сколько одних только наименований усвояемых христианских вероисповеданиям! Есть, например, у нас на Руси толки Феодосеевцев, филипповцев и т. д., есть значит понятия о предметах веры, составленные Феодосием, Филиппом и т. д.
Чрез все эти и подобные им наименования вероучений видится не духовная мудрость, а плотская, мудрость века сего (1Кор.2:6). Истинная вера не называется, да и не может называться именами даже таких проповедников, каковы были Павел и Петр апостолы (1Кор.3:4, 22). И это потому, что для веры никто не может положить инаго основания, кроме положенного, еже есть Иисус Христос. Он есть единый Начальник и Совершитель веры и днесь, тойже и во веки (Евр.12:2, 13, 8), и вера потому пребывала и пребывает едина и неизменна.
Но где же пребывает эта единая, где блюдется эта чистая и непорочная вера Христова? В Церкви Православной! Она одна во всем христианском мире хранит правую веру, которую содержат, по выражению апостольскому, «сограждане святых и приснии Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея краеугольным камнем Самого Иисуса Христа». Что созидалось и созидается на этом основании, то было принимаемо и приемлется Церковию, а что строилось или нововводилось помимо того основания, то ею было отвергаемо и отвергается. В Православной Церкви не было и нет отклонения от истинной веры – излишеств, наростов и усечений – этих наглядных, живых последствий суетного человеческого мудрования. О том свидетельствует беспристрастный суд истории. О том и сама она в слух всего мира возвещает всем: сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди. И блюдет сию веру Христову Православная Церковь, блюдет в чистоте и неповрежденности, и будет блюсти твердо и неизменно, ибо она верна тому охранительному, указанному апостолом, началу, которое состоит в пленении всякаго разума в послушание Христово.
Вера сообщена человечеству Богом, сообщена во всей полноте и законченном совершенстве. Развитие ее довершилось с воплощением Сына Божия и проповедию апостолов, а более и далее идти она не может. Возможно только развитие человеческого ума для усвоения ее вечных истин и приложения их к жизни. Человек и к Богодарованной вере имеет такое же отношение, какое имеет и к Богосозданному видимому миру. Но в видимом мире все существует, подчиняясь законам, однажды навсегда, положенным Творцом. Люди не нашли и не найдут в мире ничего нового; они только разгадывают тайны природы, – мало-помалу познавая существующее; только расширяют область своего ведения, но ничего не прибавляют, ни убавляют, ни даже что-либо изменяют в существующем.
Блаженный народ русский, ибо ему вверены словеса Божия (Рим.3:2) Нового Завета, чистая вера Православная, непоколебимый оплот его общественного благоустойства, залог человеческого спасения; но даровано нам Православие не ради правд наших: сознание сего да охраняет нас от самомнения и превозношения и да научает ходити достойно своего звания со всяким смиренномудрием и кротостию, и долготерпением (Еф.4:1, 2). Да возбуждает оно в нас желание и решимость больше и больше одушевляться духом Православия и полагать его всегда в основу своей жизнедеятельности: да тихое и безмолвное житие поживем (1Тим.2:2) и достигнем в меру возраста исполнения Христова (Еф.4:13). («Московск. Церк. Вед.», 1884 г.).
204. О необходимости иконопочитания
Пpodpisречистому Твоему Образу поклоняемся, Благийpodpis... (Тропарь).
Ныне у нас особенное торжество, возлюбленные, – торжество почитания святых икон и поклонения им. Правда, всегда мы с благоговением молимся изображенным на иконах Святым Божиим, лобызаем начертанные лики их, но сегодняшний день св. Церковь отметила, как особенный, исключительно назначенный для воздаяния святым иконам нашего молитвенного поклонения. Еще в 9 веке установлен этот сегодняшний праздник и с той поры свято блюдется он Церковию, как день торжества святых икон, после долгого гонения, воздвигнутого на них не только от еретиков, но и от иконоборных императоров.
Раз на все века вселенским собором было утверждено учение о чествовании и молитвенном поклонении святым иконам. Ясно и определенно сказано было в этом учении святыми отцами, что честь, воздаваемая святым иконам, относится не к самой доске, а к начертанному на ней Святому лику, что молитвенное поклонение изображенному лику принадлежит в то же время и самому первообразу, т. е. поклоняясь святой иконе, мы воссылаем молитву тому небесному ходатаю и молитвеннику, который начертан на ней.
Этим учением об иконопочитании Святые отцы как бы заключили и закончили всю совокупность наших православных верований, учение о святых иконах было последним звеном строя их. Завершился этим учением круг чистых, правильных, православно-христианских убеждений, основанных твердо и непреложно на слове Божием, на учении апостольском, на предании свято-отеческом, почему и самый праздник нынешнего дня получил наименование «Торжества Православия», т. е. торжества той православно-церковной истины, в коей нет примеси человеческих мудрований и в которую, благодарение Богу, веруем все мы.
Но обратимся к святым иконам. Кто первый положил начало тем изображениям Господа, Божией Матери, Святых Божиих, которые мы видим в наших храмах и имеем у себя дома? Не есть ли они дело изобретения человеческого, может быть, произвольного и оскорбительного для святости Божией? Нет, первые примеры изображений не были делом рук человеческих. Всем известно, как Сам Господь Иисус Христос отпечатлел Свой пречистый Лик на убрусе, полотне и послал это изображение владетельному Эдесскому князю Авгарю, чтобы, взирая на Лик Господа, исцелился он от болезни своей. Всем ведомо, как невидимый и непостижимый Дух Святой принял образ голубя и в этом образе «свидетельствовал» слово Бога Отца о крестившемся во Иордане Боге-Сыне, Иисусе Христе. Он же принял образ видимых огненных языков, почил в этом виде на главах святых апостолов и тем даровал им решимость идти на дело проповеди, освятил это намерение в них и укрепил его Своим сошествием в видимом изображении огненного языка. Первый из людей, решившийся дать нам пример изображения, как иконнаго писания, как человеческого искусства в начертании ликов Святых Божиих, был святой евангелист Лука. Он написал на образе лик Богоматери, о котором Сама Пречистая изрекла: «с сим образом да пребудет благодать Моя и сила».
Таково первое начало изображений Иисуса Христа, Бога-Духа, Божией Матери. Как же было не последовать столь великим примерам? Распят был на древе крестном Господь, нашего ради спасения, – как было не изобразить христианам Креста Его, как средства и орудия своего спасения? Воскрес Он, оставивши отверстым гроб и покинувши тление, – как было не показать первым христианам, что отверстый гроб не знак только смерти, но и воскресения после нее? Будучи Сам безгрешным, Господь понес на себе наши грехи. Он был воистину Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин.1:29), и ничто не препятствовало христианам начертать для напоминания этого Агнца, или Пастыря, взявшего на рамена заблудившуюся в горах овцу.
И в самое раннее время жизни христианских обществ, в то время, когда всюду гнали и преследовали эти общества верующих во Христа людей, места их собраний для молитвы, для совершения таинства Тела и Крови Христовых, уже отмечались их особыми изображениями: то виднелся Святой Крест, то Агнец, чистый и молодой, то Пастух, поднявший на плечи овцу, то изображение рыбы, так как буквы греческого слова ее означают начальные буквы имени Иисуса Христа, Сына Божия, то трапезы с преломлением хлеба. Ясно, что с умножением христиан и развитием христианских общин стали умножаться и распространяться изображения событий из жизни Иисуса Христа и Божией Матери. Особенно широкое развитие иконописных изображений началось тогда, когда святая вера христианская победила языческий мир и стала господствующею.
Все это найдено и исследовано в подземных местах собраний первых христиан и храмах их, все это описано и доказано, как и все это естественно и понятно. Но, к прискорбию нашему, не все согласны с этой простой истиной о необходимости и уместности изображения Святых Божиих. Говорят, например, суемудрые люди века, будто поклонение святым иконам походит на идолопоклонство. Ответить ли им, что они в разуме своем объюродеша?!
Что такое идолопоклонник? Идолопоклонник есть тот, который почитает идола божеством, самому веществу идола воздает божеское поклонение. Ничего подобного не допускает Православная Церковь в отношении к иконам: она воспрещает отожествлять их с существами, на них начертанными, хотя быть может и не понимают этого некоторые суеверные люди. Разве, рассматривая картину, мы любуемся холстом, на котором она написана? Нет, скажете, самой картиною. Разве, читая написанное или напечатанное, мы думаем о бумаге, на которой написано или напечатано? Разве в снимке с лица или предмета мы рассматриваем материал, на котором произведен снимок, а не самое лицо, или снятый предмет? Почему же, возлюбленные, к святым иконам мы не хотим приложить того же воззрения, что, при поклонении им, мы относим нашу молитву не к доске, а к Святому, на ней изображенному? И разум, и высокое, убедительное слово вселенского собора говорят нам исключительно и только о почитании лика, изображенного на иконе, дабы от него, этого лика, мысль наша устремлялась туда, к небу, к самому живущему на небеси нашему молитвеннику и ходатаю.
Может быть, спросите: нужны ли нам эти святые изображения? И без них, – скажете, – мы сумеем духом и мыслию возноситься к небу и Святым Божиим. Но если в обыденной жизни нам так часто потребно напоминание о наших земных обязанностях, то тем нужнее это напоминание о наших небесных молитвенниках. А при нашей рассеянности, при нашем огрубении, увлечении житейскими заботами и делами мирскими, при нашей склонности ко всяческому греху, к соблазну и заглушению совести, – при всей этой «плотяности» нашей, изображения Святых Божиих вдвойне потребны. Кто из нас не знает, как часто один вид святой иконы удерживал от порока или преступления решившегося на него?! Тому много известных примеров.
Так в святых иконах, как в живых лицах, наглядно изображены нам почитаемые Божии ходатаи и молитвенники о нас, грешных. Это наша небесная Церковь. Если мы здесь составляем земную Церковь, то они там небесную. Мы еще боремся со грехом и ждем себе смерти, а они уже торжествуют победу и над грехом, и над смертью. Мы еще странствуем и спешим к своему небесному отечеству, а они уже обрели его и стали близ Престола Божия. Войдите в любой православный храм, и вас поразит и пленит это обилие святых икон и изображений и на иконостасе, и на стенах храма, – этот сонм начертанных небесных молитвенников за нас, грешных: он, этот собор строгих ликов угодников Божиих, невольно унесет дух ваш к небу, оторвет его от земных забот и помыслов.
Говорить ли вам о чудотворности святых икон, о чудесных действиях многих из них, особенно икон Пресвятой Богородицы по отношению к нам, грешным? Лучше возблагодарим Ее, Царицу Небесную, и прочих Святых Божиих за эту милость и снисхождение к нашей немощи. По примеру Господа, возлюбившего падший род человеческий, они дарованием чудотворной силы своим изображениям на святых иконах являют лишь нам свое человеколюбие, при всей нашей греховности, свою помощь, при всех наших слабостях и падениях до степени окаянства. Сила чудотворений многих святых икон – не лучшее ли доказательство их необходимости для нас и святости их самих в себе?!
Восхвалим же и прославим Святых Божиих Пророков, Спасителя, Божию Матерь, Святых Апостолов и всех Святых в их святых иконах: Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощение согрешений наших!.. Аминь. (Слово архиеп. Иннокентия, экзарха Грузии).