Неделя 2-я Великого поста
205. Что такое грех?
В ныне чтенном Евангелии мы слышали, что Господь исцелил расслабленного не прежде, как отпустил ему грехи его. «Чадо, сказал Он расслабленному: отпущаются тебе грехи твои», и затем сказал ему: «востани, возьми одр твой и иди в дом твой!» (Мк.2:4). Этим Господь показал нам, что грехи служат причиною болезни, почему нужно прежде удалить причину, тогда исчезнет и гибельное действие их на человека, Но болезни телесные суть одно только следствие грехов. Чтобы видеть, какие гибельные действия производит грех на всю природу человека, нужно знать, что такое грех? Итак: что такое грех?
Это, во-первых, нравственный яд, духовная отрава, которая производит то же в нашей душе, а потом и в теле, что производят в теле обыкновенные яды. Когда поглощен яд, то в теле происходит необыкновенное волнение крови, жестокая горячка, судорожное изнеможение и смерть. Подобное происходит в душе, когда проникает в нее духовный яд, греховный помысл. В ней возникает такое страшное волнение мыслей и чувств, желаний и стремлений, что весь дух горит, как бы в огне, кружится как в вихре, доколе страстные влечения сердца не заглушат, наконец, гласа совести, не низвергнут душу в пропасть греха. Душа, отпадшая от Бога, лишается благодати, отчуждается от жизни божественной, становится мертвою пред очами Божиими; совесть, убитая сознанием преступления, терзает душу только бесплодным угрызением, как червь могильный терзает бездушное тело. Какие ни употребляйте противоядия, но, доколе яд в теле, смерть неизбежна: одно средство освободиться от нее – исторгнуть смертоносное вещество из тела и извлечь его наружу. Так и отравленная грехом душа какие ни употребляла бы сама собою средства к своему уврачеванию, но, доколе грех остается в ней, вечная смерть ее неизбежна; уязвленная сознанием греха совесть сама осудит себя на вечное отчуждение от Бога! Одно и единственное средство спастися ей от погибели – извергнуть из себя яд греха исповеданием его пред служителем Христовым, имеющим от Бога власть отпускать грехи. Тогда только совесть, оживотворенная изреченным ей прощением и помилованием, паки восприемлет силу и жизнь; душа, наитием благодати Пресвятаго Духа, освящается и делается паки угодною Богу.
Что такое грех? Это удица и сеть, которою диавол уловляет нас в свою волю; ибо всяк, творяй грех, от диавола есть, яко исперва диавол согрешает (Ин.3:8). Этим то средством возобладал он над первым человеком и потом над всем человечеством. Опутав этою сетию, он держал во узах адовых всех, доколе великий Решитель уз греховных Господь Иисус Христос не расторг ее крестом и не открыл нового пути покаяния, коим уловленные диаволом души могут исходить на свободу. Что же делаем теперь мы, предаваясь греху после освобождения нашего от власти диавола? Свободно приемлем в себя смертоносную удицу, прикрытую пустою приманкою; произвольно заходим в диавольскую сеть, обольщаясь сладостию греховною. Может ли освободиться от власти ловца рыба, доколе находится внутри ее поглощенная ею уда? Нет, она вся в его власти; куда захочет, туда поведет ее; когда захочет, тогда извлечет ее на сушу. Может ли освободиться уловленная сетию птица, доколе не проторгнется сеть? Нет, она вся во власти ловца; он может распростирать и стягивать сеть по своему произволу; она может биться и порхать, но все в оковах, а не на свободе. Так и грешная душа может ли освободиться от власти диавола, доколе внутри ее грех – эта диавольская удица, которою он держит ее в своей власти, и заставляет биться, трепетать по своему сатанинскому произволу? Одно средство спасения – извергнуть из себя грех исповеданием, расторгнуть греховные узы искренним обращением к Богу. Тогда власть диавола прекращается; душу грешника приемлет в объятия свои любовь Божия; освобожденная изреченным ей прощением, она исторгается в свободу чад Божиих.
Что такое грех? Это средостение ограды, разделяющее нас от Бога. Высока и неприступна была эта ограда, воздвигнутая грехами всех человеков, которые сами себя заключили в ней, как в темнице; но ее разрушил крестом Своим Господь, и открыл исход из нее бедным узникам. Что же делаем теперь мы, предаваясь паки греху? Воздвигаем новую для себя ограду, которая отделяет нас от Бога, строим сами для себя темницу, в которой не видим Божьего света, простираем сами над собою мрачный покров, сквозь который не проникает к нам луч благодати. Что может быть жальче сего состояния? Но из него нет и не может быть иного исхода, как открыть отверстие исповеданием грехов, сквозь которое мог бы осиять нас луч благодати Божией, сквозь которое любовь Божия могла бы извлечь нас на свободу.
Вот почему необходимо свободное исповедание грехов: без него душа наша останется навсегда мертвою прегрешениями, преданною власти диавола, отчужденною от Бога! Аще же исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды (1Ин.1:9): – так уверяет нас возлюбленный ученик Господень, – т. е., когда мы сами возненавидим грехи свои и исповедуем их пред Богом, то не только любовь, а и самая правда Божия, умилостивленная кровию Христовою, самая непреложность обетований Божиих требует, чтоб мы были прощены и помилованы.
Само собою разумеется, что истинное и благоплодное исповедание грехов должно быть полное и совершенное, искреннее и вседушное, твердое и невозвратное.
Исповедать один грех и сокрыть другой – не значит ли: произвольно оставлять в себе яд греха, который умертвит душу нашу неизбежно, – имея всю возможность извергнуть его вон и тем очистить себя совершенно?
Исповедать грех неискренно, как бы нехотя, без сердечного сокрушения и с принуждением – не значит ли явно доказать, что мы любим еще греховные узы, что диавол еще крепко держит нас в своих оковах?
Наконец, исповедать грех без твердого намерения оставить его вовсе – не то же ли значит, что сказать благодати Божией: «слышим Твой глас, признаем себя грешными: но оставь нас в сетях диавола, не хотим расстаться с ними». Не так ли поступают те несчастные, которые, потеряв не только всякое чувство добродетели, но и всякое чувство стыда человеческого, с намерением упорствуют в преступлении, чтоб продлить темничное заключение, которое нравится им, как скопище порока, и в котором они готовы оставаться навсегда? Дивно ли после сего, что такое лживое исповедание грехов не только не оправдывает человека и не примиряет его с Богом, но еще более предает его власти диавола, который неминуемо повлечет его с собою в огнь вечный!
Так, да отверзутся все внутреннейшие заклепы сердца нашего, когда являемся на судилище покаяния, да явится внутренний человек наш таким, каков он есть! Пусть будет он весь покрыт язвами страстей и пороков: небесный Самарянин Господь Иисус Христос уврачует и исцелит его, омытого слезами покаяния; всеосвящающая кровь Господня омоет, очистит ж освятит его. Не вести спор с правосудием Божиим приходим мы к престолу покаяния, а искать и просить милости и пощады у милосердого Искупителя нашего и Судии. Глаголи убо ты беззакония твоя прежде, да оправдишися! Аминь. (Сост. по «Полн. собр. пропов.» Димитрия, архиеп. херсонск., т. 4-й).
206. Назидания из дневного Евангелия
В Евангелии, ныне чтенном, повествуется об исцелении расслабленного. Господь Иисус Христос, пришедши в Капернаум, остановился в одном доме. Тотчас разнесся слух по всему городу об Его пришествии. Обрадованные жители города собрались к этому дому в таком множестве, что нельзя было всем поместиться и за дверьми его. Иисус Христос предложил учение собравшемуся народу. В это время принесли на постели больного, расслабленного всем телом. Не имея возможности протесниться к Иисусу Христу, принесшие решились разобрать кровлю дома и, поднявши туда страдальца, спустили его на постели к ногам Спасителя. Этот поступок обнаруживал как в них, так и в расслабленном, крепкую веру во всемогущество и милосердие Спасителя. Видя такую веру, Он говорит расслабленному: чадо, отпущаются тебе греси твои (Мк.2:5). Сии слова наводят на мысль, что болезнь расслабленного была следствием прежней его греховной жизни. Вслед за отпущением грехов Господь дарует кающемуся грешнику и исцеление от болезни; и глагола разслабленному: тебе глаголю: востани и возми одр твой, и иди в дом твой, и воста абие, и взем одр, изыде пред всеми (ст. 11, 12).
Особенно заслуживает внимания в сем исцелении то, что Господь прежде отпущает грехи, а потом уже дает исцеление телу расслабленного. Этим напоминает Он всем нам, что первая причина всех недугов и болезней наших есть грех. Значит – для исцеления от болезней прежде земного врача надобно прибегать к Небесному; чтобы врачевство вещественное могло подействовать на больного благотворно, для того прежде должно обратиться к врачевству духовному, уврачевать душу покаянием, чтобы исцелилось тело врачеванием. При всецелом и совершенном уврачевании души не всегда бывает нужно врачевание тела, болезнь часто проходит без всякого врачевства, даже тогда, как врачи вовсе не находили средств помочь больному.
Замечательно в повествовании о расслабленном и то, что Иисус Христос обращает внимание не только на веру его самого, но также на веру и тех, которые принесли его. Видя веру их, глагола разслабленному, отпущаются тебе греси твои. Из этого поучаемся тому, что когда в семействе бывает больной, тогда не только он сам, но и все домашние должны обращаться с молитвою веры к Врачу небесному об исцелении больного. Еще успешнее бывает молитва веры, когда в ней принимает участие Церковь. Потому то св. Церковь установила при богослужении особенные молитвы о болящих. С тою же целию установлено таинство Елеосвящения, совершаемое над болящим священниками, при молитвенном участии, – собрании – родных и знакомых; такое собрание, или собор священнослужителей и мирян для молитвы о болящем получило название соборования.
Не без особенного намерения св. Церковь установила читать евангельское повествование об исцелении расслабленного в св. Четыредесятницу. Намерение ее то, чтобы во дни поста и говения представить всем нам в образе расслабленного образ нашего душевного состояния, и в исцелении его указать на способ восстановления нашего духовного здравия.
Не так же ли грех расслабляет душу, как болезнь – тело? Не так же ли мгновенно душа исцеляется от грехов покаянием, по действию того же слова Спасителева, изрекаемого от священника: отпущаются тебе греси твои? Всякое падение, всякий, по-видимому, малый грех наносит душе новые раны, более или менее глубокие, и увеличивает ее слабость. Положим, что немногие подвергаются падениям глубоким, преступлениям тяжким: но и без тяжких преступлений, – падение за падением, увлечение за увлечением, слабость за слабостию, поражение за поражением, – чем же это должно кончиться? Оставленные надолго без врачевания, эти раны хотя бы и не слишком были глубоки вначале, от своей многочисленности увеличатся, сольются в один всеобъемлющий струп души, воссмердят, истощат духовную жизнь, лишат душу освящающей благодати Божией и доведут до конечного расслабления.
Кто же может уврачевать нас при непрестанных падениях наших, прилагающих новые язвы к прежним? Конечно, только Сам Всемогущий Податель жизни и Источник святыни имеет власть и силу исцелять наши струпы греховные, укрепить и восставить разслабленные грехом души наши. Иисус Христос пред отшествием на небо по совершении великаго дела искупления, власть и силу очищать грехи вручил апостолам и, чрез них, всем законным преемникам их служения, – строителям Таин св. Церкви Своей – архиереям и священникам. И глагола им: приимите Дух свят: имже отпустите грехи, отпустятся им и имже держите держатся (Ин.20:22, 23).
Иди же, связанный грехом и покрытый язвами его, покажися, по повелению Господа, как некогда десять прокаженных священнику, чтобы очиститься; открой ему болезнь души твоей, обнажи пред ним язвы совести твоей с умиленною молитвою к Богу об исцелении, – и изольется на них всеисцеляющий елей благодати Божией; рцы пред ним из глубины сокрушенного сердца: согреших пред Господом, и он именем Божиим речет тебе, как некогда Сам Господь расслабленному: дерзай, чадо, отпущаются тебе греси твои! Не медли исповедать Господу пред отцом твоим духовным беззакония твоя, и греха твоего не покрой, – будущее не в нашей власти, – и оставит Он нечестие сердца твоего, приобщит тебя Животворящему Своему Телу и Крови, в залог вечного соединения с Ним в царствии небесном. Аминь. (Из разных поучений).
207. Оправдание в таинстве покаяния внушает нам спасительный страх
Что есть удобнее рещи разслабленному: отпущаются тебе греси или рещи: востани, и возми одр твой и ходи? (Мк.2:9), слова из слышанного нами Евангелия. Так спрашивал Иисус Христос книжников иудейских, соблазнявшихся тем, что Он сказал расслабленному: чадо, отпущаются тебе греси. И действительно, что удобнее: исцелить неисцелимую болезнь или отпустить грехи? То и другое равно невозможно для собственных сил человека; в том и другом случае одинаково потребна Божественная сила Искупителя нашего: Он воскрешает мертвые и живит одним Божественным словом Своим; тем же словом воскрешает и духовных мертвецов, очищает и оправдывает грешников, – да увесте, яко власть имать Сын человеческий на земли отпущати грехи (ст. 10).
Эту Божественную власть, столь необходимую для грешников, Господь не взял с Собою на небо; Он оставил ее на земле, вверил подобострастным нам человекам: приимите Дух Свят, говорил Он св. апостолам, посылая их на проповедь Евангелия, имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Ин.20:22). Как во время Его земной жизни, приходившие к Нему грешники с покаянием, получали прощение грехов от одного слова Его: чадо, отпущаются тебе греси: так и ныне каждый приходящий с покаянием к престолу благодати обретает прощение грехов своих от одного слова служителя Христова: чадо, отпущаются тебе греси. Аминь глаголю вам, уверяет нас Сам Господь: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех (Мф.18:18). «О, чудо милосердия и человеколюбия Божия, восклицает при сем св. Златоуст. Господь утверждает приговор рабов Своих, и слово, произнесенное на земли, подтверждается и запечатлевается на небеси!» Так бесконечно благ к нам Господь и Судия наш, что туне дарует нам прощение грехов, которое купил Он ценою Крови Своей, тяжкими страданиями и крестною смертию! Теперь – одно слово: согреших ко Господу, – и Господь отъемлет беззакония наша; теперь каждый только глаголи беззакония твоя – и оправдишися! Но, братия мои, сие неизреченное снисхождение Божие сколько утешительно для нас, столько же, с другой стороны, внушает нам и спасительный страх.
Чем легче и удобнее можем получать прощение грехов, тем безответнее будем, когда явимся на суд Божий неоправданными, и что скажем в оправдание свое? Извинимся ли недостатком времени: но мало ли времени для покаяния проведшему десятки лет жизни, тогда как для истинного покаяния нужен только час? Разбойник и в краткое время страданий крестных успел исповедаться и наследовать рай. Сошлемся ли на какие-либо препятствия, или на обременение делами житейскими? Но разве могут быть такие препятствия, которые не дали бы возможности пойти в храм Божий и исповедать грехи свои? Разве есть дела важнее дела спасения? Так сугубой достойны будем казни, как за содеянные грехи, так и за то, что не воспользовались богодарованным средством к снисканию прощения грехов.
Чем легче и удобнее можем получить прощение грехов, тем преступнее нерадение наше о покаянии. Оставаться во грехах, когда готово для нас прощение и помилование, не есть ли крайнее неразумие и жестокая неблагодарность к Искупителю? Бог бесконечно милостив к нам, а мы презираем Его благодеяния. Благодать Божия толкает по временам в двери сердца нашего – то гласом совести, то вразумительными обстоятельствами жизни, то посещением бедствий и скорбей, а мы подобных внушений не чувствуем. Думаем ли, что долготерпению Божию не будет конца, и что им можно воспользоваться всегда, по собственному своему произволу? Правда, покаяние никогда не поздно до последних минут жизни. Но может ли надеяться на милосердие Божие тот, кто во всю жизнь злоупотреблял им? Мирная, христианская кончина живота с добрым исповеданием грехов есть дар Божий, который заслуживается добродетельною жизнию и благовременным раскаянием во грехах. А за гробом уже нет покаяния: там торжество правосудия, а не долготерпения и милосердия.
Чем более являет нам Господь Своего милосердия, тем осторожнее должны мы вести себя, чтобы, по получении прощения, не оскорблять опять своего Владыку и Господа новыми грехами. Как нам не быть благодарными Искупителю нашему, Который чрез таинство покаяния спасает нас от вечной погибели, исторгает нас из челюстей адовых, усыновляет Отцу Своему небесному, соделывает наследниками царствия Божия, участниками славы Своей, спосаждает нас на престоле Своем? Что же делает после того тот, кто и приходит к таинству покаяния без намерения исправления, и отходит без решимости оставить, при помощи Божией, исповеданные грехи, и паки возвращается к прежним беззакониям? Злоупотребляет он долготерпением и милосердием Божиим.
Премилосердый Господь, не хотяй смерти грешника, да сохранит нас от страшной участи грешников нераскаянных, да возбудит нашу совесть от сна греховного, да оживит ее святою ревностию к исправлению своей жизни, да даст нам прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати. Надежда на долготерпение и милосердие Божие да не будет нам поводом к нашей беспечности, напротив: более и более должна возбуждать нас к истинному покаянию. Аминь (Сост. по пропов. Димитрия, архиеп. херсонск., т. 4-й).
208. Иисус Христос есть истинный Бог
Ныне св. ап. Павел учит о величии Иисуса Христа, как истинного Сына Божия, как истинного Бога, Который сидит одесную Бога Отца, т. е. имеет равную с Богом Отцом силу, власть и прославление от всех сотворенных существ. Вся первая глава из послания к Евреям, из которой читался ныне Апостол, есть прославление Божественного величия Сына Божия.
О Божестве Сына Божия мы и побеседуем ныне.
Все пророки Божии, Духом Святым движимые, возвестили об Нем, как об истинном Боге, и в ряду их, изряднейший Исаия, наименовавший Его Еммануилом, Богом крепким, Отцом будущего века.
Все слова и дела Господа нашего Иисуса Христа свидетельствовали о Нем, что Он истинный Бог; все чудеса, чудеса бесчисленные, являвшие Его божественное всемогущество над злыми духами, Его власть над ангелами, над человеками, над небом и землей, над раем, над жизнию, смертию и адом, Его собственное воскресение из мертвых не оставляли никакого сомнения в том, что Он Бог истинный.
Затем Его божественные ученики, получившие от Него, как от Бога всесильного, власть творить чудеса – исцелять всякие болезни, изгонять злых духов, воскрешать мертвых, прощать грехи людей, – и творившие все это, – громко свидетельствовали и являли в себе Его Божество, Его всесильную власть.
Особенно же то величайшее чудо, что простые, неученые рыбари сделались, по благодати Христовой, величайшими в мире мудрецами, покорившими вере Христовой весь мир, – из робких – мужественными и неустрашимыми, из слабых – сильными, ибо они сами говорили – вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп.4:13); из грешных – праведными и святыми, – сильнее всякаго доказательства удостоверяет всякого благоразумного в божественности их Учителя.
А если еще возьмем во внимание бесчисленные сонмы мучеников и мучениц, претерпевших с твердостию и даже с радостию неизобразимо ужасные мучения за Христа, – мучения часто медленные, самые изысканные, – величайшие и поразительные чудеса, совершавшиеся во время и после их мучений и виденные тысячами очевидцев и записанные беспристрастной историей, – то какой безумный дерзнет открыть уста и утверждать, что Иисус Христос, укреплявший св. мучеников, по собственным их словам, не есть всемогущий Бог?
При том всегда были, и ныне есть, между христианами благочестивыми и обыкновенные люди, которые верою в Иисуса Христа побеждали и побеждают свои страсти, ощущали и ощущают в себе бесчисленные силы Иисуса Христа над борющими их демонами и страстями, после сердечного призывания имени Его; творят о имени Его добродетели, совлекаются ветхого человека и одеваются в нового, побеждают в себе смерть и чувствуют в себе царство жизни духовной о Иисусе Христе: не величайшее ли это чудо и в нынешнее время, чудо, совершаемое втайне многими верующими благодатию Христа Бога!
Живите по учению Христову, исполняйте волю Его: и вы увидите, осяжете, ощутите сами Божество Христово, тогда как нечестивец, неверующий и беззаконник и из явных чудес, творимых Христом, не познает Его Божества; ибо сердечные очи его слепы по причине страстей; потому что сатана ослепил их.
Сам Господь в Евангелии свидетельствует о Своем единстве с Отцом: Моя вся Твоя суть и Твоя Моя: и прославихся в них. Если все, что принадлежит Богу Отцу, принадлежит и Сыну, то без сомнения и вечность, всемогущество, и премудрость, и всеблагость Отца и все божественные свойства.
Итак, все да веруем твердо и деятельно в Иисуса Христа, Сына Божия, и да подражаем святым Его, чтобы из самых свойств и дел наших люди видели Божество Начальника нашей веры. (Сост. по «Полн. собр. сочин.» прот. Иоанна Кронш., т. 1-й).