Преполовение Пятидесятницы
21. О Божестве Иисуса Христа
В преполовение праздника кущей, установленного в память сорокалетнего странствования евреев в пустыне и продолжавшегося семь дней, Иисус Христос пришел в церковь – в храм Иерусалимский и учил народ. Какие истины входили на тот раз в состав Его учения, св. Евангелист Иоанн Богослов сего не объясняет. Но Спаситель учил иудеев с таким Божественным полномочием, так дивно и столь внятно, с таким всесторонним и глубоким ведением св. Писаний, что все слышавшие с удивлением спрашивали друг у друга: како сей книги весть, не учився? (Ин.7:15). Откуду сему сия? (Мк.6:2). Уже самая эта сила проповеди показывала в лице Господа нашего Иисуса Христа не человека, достигающего сведений путем долговременного книжного научения, но существо высшее, – Богочеловека, обетованного Мессию. Мое учение, которому вы так дивитесь, говорит Он, несть Мое, но пославшего Мя, т. е. Отца, Которого евреи признавали своим Богом (Ин.8:54). Сими словами Господь утвердил божественное происхождение Своего учения и догмат о Своем отношении к Богу Отцу, ясно показывая, что Он Сын Божий, единосущный Отцу.
Иудеи, по причине такого божественного учения и многочисленных чудес Спасителя, не могли отвергать Его божественного достоинства, однако продолжали спрашивать друг у друга: егда воистину сей есть Христос? (Ин.7:26). По поводу таких притворных сомнений Иисус Христос, возвысив Свой божественный глас, и обнаруживая сердечные мысли евреев, со всею ясностию показал, что Он есть истинный Мессия, говоря как бы так: «как вы говорите, что не знаете Меня? И Мене весте, и весте, откуда есмь: и о Себе не приидох, но есть истинен пославый Мя; Аз вем Его, яко от Него есмь и Той Мя посла». (Ин.7:28–29). Слова: Аз вем Его, т. е. Бога Отца, показывают, что Господь Иисус Христос есть одно из Лиц Св. Троицы: ибо никто же знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает токмо Сын (Мф.11:27), и Сын единородный, Сый в лоне Отчи (Ин.1:18; 6:46). Слова: яко от Него есмь, внушали иудеям, – и это уже не в первый раз, – что Иисус Христос получил предвечное Свое рождение от Бога Отца, и есть Сын Божий; а слова: и Той Мя посла, и есть истинен пославый Мя, внушали, что Он действительно обетованный Мессия, посланный с неба от Бога Отца, как было обещано, для искупления рода человеческого.
Как иудеи приняли эту речь Спасителя о Его божественном Лице и учении, и об истинности Его посланничества от Отца? Из народа многие, слышавшие учение сие, вероваху в Него (Ин.7:31). А фарисеи послали слуг, да имут Его. Так безразсудно и несправедливо всегда делают люди в помрачении от страстей! Слуги, пришедши ко Христу и видя, что Он беседует с народом, остановились послушать, и так были увлечены правдою, силою и сладостию Его проповеди, что ни у кого не нашлось дерзости возложить Нань руце. И когда, по возвращении слуг, фарисеи спросили их: почто не приведосте Его? Они простосердечно отвечали: николиже тако есть глаголал человек, яко сей человек. Так и слуги признали, что учение Иисуса Христа есть учение свыше-человеческое, как сказал и Христос: Мое учение несть Мое, но пославшаго Мя, т. е. Бога Отца, и что Сам Он, по свойству сего учения, не есть обыкновенный пророк, но Пророк Мессия.
Истина, что Иисус Христос есть истинный Бог, достойна всего нашего внимания. Вникнем в нее.
Читая св. Евангелие без предрассудков, тотчас видим, что нельзя нам признавать Иисуса Христа не только простым человеком, но и ангелом. Он вдруг явился всенародным учителем, и – учил нравственности столь чистой, совершенной и соответственной всем потребностям человеческой природы, что так не учил до Него совершенно ни один мудрец. О будущих событиях, о будущей судьбе собственной, о будущей судьбе Своих учеников и Своих сотечественников говорил Он, как о деле настоящем. Древние пророки начинали свою проповедь так: сия или тако глаголет Господь; Иисус Христос почти всегда говорил от собственного лица: Аз глаголю вам (Мф.5:22,28); Аз посылаю вы (Ин.20:21); Аз дам вам уста (Лк.21:15) и т. п. Словом, в Иисусе Христе видны мудрость и величие совершенно не человеческие, Божественные.
Смотря на Его чудотворения, видим в Нем неограниченного Властителя всех сил природы и всех духов. Когда Он выражал какое-либо желание или повеление, тогда все стихии мира тотчас оказывали покорность Ему. Он некогда дал знак буре и волнующемуся морю; буря тотчас прекратилась, и море утихло (Мф.8:26). По Его дозволению ап. Петр ходил в бурю по морским волнам, как по земле (Мф.14:28–29). Он произносил только слово или касался только рукою, и – слепые получали зрение, глухие – слух, немые – употребление языка, расслабленные – силу и крепость (Мф.4:23–24). Он будил умерших, как бы спящих, – и умершие тотчас пробуждались, вставали в полной силе и продолжали жить (Ин.11:43). Он повелевал злым духам, мучившим людей, оставить тех людей, и – бесы тотчас покорялись Ему (Лк.4:35) и пр.
Посмотрите еще на сердце Христово: как оно прекрасно! Какой оно исполнено любви и нежности! Всякое слово, всякое действие Иисуса Христа – любовь! Всякий день непрерывно то утешал Он несчастных, то исцелял больных, то выводил заблуждающих на путь истины! Как нежно обращался Он с невинными душами! С какою любовию привлекал к Себе грешников! Как Он рад был прощать грехи их! Как великодушно Он платил Своим врагам за все их оскорбления благодеяниями! Как плакал Он об ужасной судьбе, долженствовавшей постигнуть развратный и ожесточенный Иерусалим!
Намерение, с каким Иисус Христос действовал, всегда было совершенно чисто. Во всю Его земную жизнь у Него ничего не было в виду, кроме просвещения, вразумления, исправления – спасения людей и славы Своего Отца – Бога.
В Иисусе Христе не видим не только никакого порока, но даже недостатка! На Него непрерывно обращены были тысячи самых зорких глаз. Его враги следили за Ним во всех положениях жизни, часто с самым жадным нетерпением обличить в каком-либо пороке, и – никогда не находили ничего.
Теперь послушаем, что Он о Себе говорил. Он утверждал о Себе, что был прежде Авраама; что Он имел у Своего Отца Бога славу, прежде мир не бысть; что Он изшел и пришел в мир от Бога Отца; что Он и Бог Отец едино суть что вся, елика имать Отец, Его суть. Кратко, ежели читать евангелие св. Иоанна, то найдем очень много изречений Иисуса Христа, ясно показывающих, что Он есть Единородный, естественный Сын Бога Отца и Бог истинный.
Если при всем сказанном обратить внимание на чудеса, совершившиеся при Христовой смерти, – на внезапное, до 3 часов продолжавшееся помрачение солнца, на землетрясение, на восстание мертвых из гробов, а наконец на воскресение из мертвых Самого Христа, которое Он обещал неверовавшим иудеям в доказательство истины Своего учения, на Его вознесение на небеса и ниспослание Всесвятаго Духа, то никак не можем не сказать об Иисусе Христе с глубочайшим убеждением вместе с сотником при кресте: воистину Божий Сын бе сей (Мф.27:54).
И св. апостолы не иначе свидетельствовали об Иисусе Христе, как об истинном Сыне Божием и Боге. Ап. Павел говорит, что во Иисусе Христе живет всяко исполнение божества телесне, т. е. явным образом (Кол.2:9); что Он Великий Бог и Спаситель (Тит.2:13); что Он есть Бог, сый над всеми, благословен во веки (Рим.9:5). Ап. Иоанн говорит, что воплотившееся Слово, Иисус Христос, есть Бог; что вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин.1:2), т. е. Он Создатель мира, и в целом мире нет ничего, что создано было бы не Им. Ап. Иуда называет Его единым Владыкою, Богом, Господом, и от людей, отмещущих Его Божественное величие, отвергает, как от людей нечестивых, пошедших в путь Каинов, устремившихся в лесть мзды Валаамовы, сквернителей (Иуд.1:11–12).
Только при вере в Иисуса, как истинного Бога, исчезают те бесчисленные недоразумения, которые в противном случае никогда не покидают нас. Только при вере в Божество Иисуса Христа мы находим в своем сердце спокойствие и утешение. Только при вере в Божество Иисуса Христа можем понимать причину, по которой св. пророки ветхого завета постоянно говорили о Христе, как о лице совершенно чрезвычайном.
Великий Боже, Иисусе Христе! Оживи и укрепи в нас веру в Твое Божество, дабы мы, постоянно и в настоящей, и в будущей жизни, вместе со всем созданием, славословили Твою честь и славу и державу во веки веков. Аминь. (Извл. из «Сбор. поучений для паст.», 1864 г. и из «Проповедн. Энцикл.» прот. Гр. Дьяченко, 1903 г.).
22. О духовной жажде
Жаждай да грядет ко Мне и пиет (Ин.7:37).
Среди храма иерусалимского стоял Христос Спаситель и к наполнявшему дом Божий, по причине великого праздника, народу простирал это воззвание: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Кто не почувствовал бы жажды при этом воззвании? Кто не желал бы приблизиться ко Христу и вкусить пития, которое Он подает?
Аще кто жаждет. Дело идет, конечно, не о телесной жажде, но о жажде душевной, о желаниях сердца, неуспокоенных внутренно, неудовлетворенных отвне.
Аще кто жаждет. Это условное и разделительное выражение подает повод думать, что есть жаждущие, и есть такие, которые не имеют жажды, или не довольно сознают ее притупленным чувством, или заглушают ее ложным удовлетворением. В этом отношении надобно нам испытать себя, в каком находимся мы состоянии и что нам делать, чтобы не умереть от неутоленной жажды или от утоления ее, погрешительного и вредоносного.
Наш ум требует познания истины. Это есть глад и жажда – такое же требование природы, как требование пищи и пития телом. Что ж? Удовлетворяет ли природа требованию разумной природы? Спросим более основательных искателей знания; спросим любомудрствующих. Один из достойнейших доверия между ними признался, что усилием любомудрствования он достиг одного только познания: он узнал, что ничего не знает. То есть: он узнал, что имеет жажду, и не нашел, чем бы удовлетворить ее. Спросим еще более достовернаго изследователя; послушаем, что говорит премудрый Соломон: «сердце мое вдах, еже ведети премудрость и разум; и сердце мое виде многая, премудрость и разум, притчи и хитрость: уразумех аз, яко и сие есть крушение духа. Яко во множестве мудрости множество досады; и приложивый разум приложит болезнь». (Еккл.1:17–18). Иначе сказать: кто более домогается удовлетворить жажде знания, тот более страдает жаждою, потому что, чем более человек познает, тем более усматривает, как мало познанное в сравнении с непознанным и недоступным познанию.
Наша воля по своей природе жаждет добра и правды. Найдет ли человек полное удовлетворение этой жажды в самом себе? – Нет, отвечает премудрый и опытный Соломон: «несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не согрешит» (Еккл.7:21). Найдет ли окрест себя? – Нет отвечает и на это Соломон: «обратихся аз, и видех вся оклеветания, бывающая под солнцем, и се слезы оклеветанных, и несть им утешающаго» (Еккл.4:1). Этот Соломон, который некогда явился чудом правосудия, видит, что он не в силах совершенно удовлетворить жажде правосудия.
Сердце человеческое жаждет приязни и любви. Это также требование природы, потому что природа человека создана по образу Божию; а Бог есть любовь. Но часто ли находит любовь? Не чаще ли встречает равнодушие, холодность, под призраком любви самолюбие и своекорыстие, измену, зависть, ненависть, вражду? Некоторые же, или не поняв высших требований своего сердца, или отчаясь удовлетворить им, низлагают священное имя любви, называя любовию пожелания чувственные, влечения, которые ни мало не возвышают человека над бессловесными: и нездравую жажду думают утолить из чаши нечистых наслаждений, и поздно узнают, что пили не здравое питие, а одуряющее и отравляющее.
Все существо человеческое жаждет блаженства. Где же оно? Слышали мы, что оно было в раю: но кто нашел его на земле, в естественной жизни земного человека? Чтобы человек мог быть блажен, для этого надобно, чтобы жажде ума его удовлетворено было истиною, жажде воли – добром и правдою, жажде сердца – чистою любовию; но, доколе этим видам жажды недостает полного удовлетворения, дотоле и блаженство может быть для него только предметом жажды, а не наслаждения.
После этих размышлений не лучше ли признаться всем, что мы жаждем, и что не находим ни в себе того, что бы утолило жажду нашу, ни в окружающем нас мире того, что бы ей удовлетворило? Если же так, то благоразумие требует, чтобы мы как можно деятельнее, как можно вернее последовали воззванию Христову: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет.
Итак, души жаждущия, приидите ко Христу: Он один может утолить вашу жажду истины: ибо Сам «есть Истина; в Нем суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна» (Кол.2:3).
Приидите ко Христу: Он един может удовлетворить вашей жажде добра и правды: потому что Он есть «Агнец Божий вземляй грехи мира»; Он «кровию Своею очищает совесть нашу от мертвых дел»; Он «подает нам Божественныя силы, яже к животу и благочестию»; Он «победил мир и дарует и нам победу» над всякою неправдою мира.
Приидите ко Христу: Он един может утолить вашу жажду истинной любви: потому что «мы любим Его, яко Той первее возлюбил нас» (1Ин.4:19).
Приидите ко Христу: Он утолит и вашу жажду блаженства из неистощимой чаши блаженства вечного.
Во время земной жизни Иисуса Христа все жаждущие истины, мира душевного и спасения вечного напаялись от Него Самого. А по Его вознесении и по сошествии Св. Духа на апостолов, от них уже, – от апостолов, чрез возложение рук Священства (1Тим.4:14; 2Тим.1:6), потекла сия благодать по главам епископов, подобно реке, от одного епископа на другого. И епископы, или архиереи, в среде христиан, это действительно то же, что реки благодати Св. Духа. Они и сами дают питие верным, и чрез нас, – священников. Приходящие и к священникам могут насытиться благодати. Жаждай, – желающий спасения – может достигнуть утоления своей жажды только в Церкви чрез посредство Священства, и нигде в другом месте, и никаким другим образом. А потому томит ли кого из вас жажда любознательности, нападает ли в чем сомнение, иди и вопроси право правящих слово истины. Пастыри Церкви на то и поставлены, чтобы быть для мирян наставниками Богооткровенной истины. Томит ли чью душу жажда праведности, у кого на сердце тяжело и нет мира душевного, иди во всякое время к отцу духовному, и он, властию, данною ему от Бога, умиротворит твою совесть. Словом, только бы жажда в нас была, а утоление ее всегда для нас готово у Господа.
Но вот беда: плохо мы чувствуем и сознаем томление душ своих, жажду их. За спешной работой человек иногда забывает о пище и питии, а у больного и вовсе пропадает позыв на пищу; так нередко и у нас за суетами житейскими душа с ее нуждами совсем забывается. Чувствуем, что она тоскует, томится и чего-то хочет, чего-то требует, но мы и знать не хотим тоски ее, или, что и того хуже, спешим заглушить эту тоску мирскими развлечениями. Говорим: «скучно что-то, пойду развлекусь». А того и не признаем, что это душа в нас жаждет общения с Творцом своим.
Блюдитесь сего, братия! Бойтесь, как бы не уморить кому души своей гладом духовным и жаждою. Чаще приступайте ко Христу в Церкви Его святой, с верою, молитвою, любовию. Пийте токи благодати из Его Евангелия, из Его таинств. И вы ктому ни взалчете, ни вжаждете. (Из «Проповедн. Энцикл.», прот. Гр. Дьяченко и др. источников).
23. Ищем ли мы Христа?
Возлюбленные братия! Чего мы все ищем в жизни своей? Всего люди ищут в жизни: здоровья, богатства, прибытка, знакомства, друзей, чести и удовольствий разного рода мирских, и иногда суетных знаний; только немногие ищут Христа Спасителя. Многим может показаться даже странным – искать Христа; скажут: мы и христианами называемся от Христа, и пречистый образ Его видим – и у себя дома и в Церкви Божией, – и сладчайшее имя Его и сами произносим и в храмах Божиих слышим, – кажется, нам Христа искать не нужно. Ищут того, чего не имеют, в чем нуждаются. А мы, кажется, Христа имеем. То правда, что имеем, но не Христа Самого, а иконы Его, имеем имя Его, но только на языке больше, а не в сердце; знаем Его, но на словах больше, а не на деле. А это, возлюбленные, разность большая, – такая разность, какая находится, например, между тенью и самым предметом, бросающим тень. А Христа именно надобно иметь в сердце, т. е. во внутреннем нашем человеке – в душе. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21), говорит Господь. Св. апостол Павел сильно желал, чтобы Христос чрез веру вселился в сердца христианам; именно, он говорил: да даст вам Бог по богатству славы Своея силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша (Ефес.3:16–17).
Да, то несомненно, что у многих из нас в сердце нет Христа, а вместо Христа сердца наши заняты другим, что противно Христу, нашему Богу и Спасителю, что противно истинному нашему благу, что вредит спасению нашей души, – а от того нет у нас и жизни истинно христианской.
Чем же заняты сердца наши? Един Бог, испытующий сердца и утробы (Псал.7:10) наши, видит, что у всех нас бывает на сердце, – к чему оно привязано и, если бы нам дал Господь видеть всю глубину сердец своих, то мы сами с ужасом отвратили бы очи свои от этого скопища всякой нечистоты. Посмотрим каждый в свое сердце и скажем пред своею совестию: чем бывают больше заняты наши сердца? Не страсти ли, братия, не грехи ли вольные и невольные, обыкновенные и всегдашние обитатели наших сердец?
Теперь видите, живет ли Христос в наших сердцах? Сладчайший Иисусе! Жизнь наша, наша крепость и сила, наш Бог, наше радование, – где Ты? Где живеши? – В чистых сердцах, возлюбленные братия, в сокрушенных и смиренных сердцах, там, где не оскорбляют Его маловерием и неверием, оскорбительным равнодушием к Нему, Богу и Спасителю, – там, где христиане не предпочитают Ему временной сладости греха, откуда изгнаны кумиры страстей, где грубое вещество не предпочитается царствию Божию, где часто думают о небесном, как созданные для неба и искупленные для неба, для вечности, где ищут правды Божией, – там, где Его ценят, где внимательны к Его заповедям на всякое время и на всякий час. Там Он живет. И что Он там делает? О, если бы мы знали (и, конечно, некоторые знают), что Он делает в достойных сердцах, в этих средоточиях человеческой жизни, как Он покоит, услаждает, радует эти добрые сердца, и как блаженны Им эти сердца, предвкушающие на земле небесное блаженство!
Возлюбленные братия! Господь Жизнодавец наш, свет, сила, радость, покой и блаженство наших душ, как Он Сам говорит: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии» грехами, борьбою с плотию и диаволом, со скорбями и болезнями, «и Аз упокою вы» (Мф.11, 18); и с Ним то человек живет полною жизнию, жизнию истинною, разумною, цельною, достойною христианина; а без Него – что за жизнь? Жизнь, которую люди проводят без Него и не для Него, есть только, так сказать, отребие жизни, жалкое прозябание.
Итак, возлюбленные братия, надобно, непременно надобно искать нам Христа и надобно найти Его и быть с Ним всегда; ведь без Христа кто будет избавлять нас от грехов, которые связывают нас каждый день и час, и кто избавит нас от вечных мук? – Един Сын Божий «имеет власть на земле отпущать грехи» (Мф.9:6), един Он имеет ключи ада и смерти, царства небесного и жизни. Без Христа мы не можем делать добрых дел, которые составляют истинную жизнь наших душ и для которых мы созданы. Без Него кто утешит скорбящие души? Кто поможет в искушении? Кто управит безбедно корабль нашей жизни и введет в тихую пристань? Аз есмь воскресение и живот (Ин.11:25), говорит Господь.
И найти Иисуса Христа дело не трудное. Так как Он везде и все, – весь мир наполняет Собою: то не может быть, чтобы Он не был близко от каждого из нас, и чтобы Он не касался нас. Я Бог вблизи, а не Бог издали (Иер.23:23), говорит Он чрез пророка. Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф.28:20). Да, Он точно касается нас, и очень нередко; мало того, Он стоит у самого сердца нашего грешного и стучит в него, чтобы мы отворили его верою и любовию и перестали утесняться в утробах своих, – чтобы сознали себя от всего сердца грешниками и вздохнули о грехах своих, которые препятствуют Ему, всесвятому, войти в наше сердце. Греси ваши разлучают вас между вами и между Богом, говорит пророк, и грех ради ваших Он отвращает лице Свое от вас (Ис.59:2). И лишь только Он увидит расположение нашего сердца к принятию Его благодати, тотчас входит в него и начинает покоить и услаждать его. Се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною (Апок.3:20), говорит Господь. Так, братия возлюбленные, Христос вас и Сам ищет: вам только надобно идти к Нему навстречу, и лишь только пойдете к Нему сердцем, верно встретитесь с Ним: потому что с кем легче всего встретиться, как не с вездесущим Богом, Коего владычество на всяком месте?
А как узнать, что кто-либо из нас нашел Христа Спасителя и близок к Нему? Близкий ко Христу человек обращается часто в молитве верою и любовию ко Христу, часто произносит от сердца Его сладчайшее имя, часто призывает Его в помощь, потому что не может часто не обращаться к Нему и не призывать Его: потому что без Христа он немощен, скорбен, нерадостен. Близкий ко Христу часто читает или слушает с детскою любовию и простотою слово Его; ищет часто соединения с Ним в пречистых и животворящих Его тайнах; доволен всем тем, что имеет и что с ним случается; по силам своим старается об исполнении заповедей Христовых. Близкие ко Христу люди, так сказать, прилипают к Нему всем своим существом, подобно Давиду, который пел Богу: прильпе душа моя по Тебе (Пс.62:9), коль множицею Тебе плоть моя (Пс.62:2), и в этом прильпении находят для себя неизреченное блаженство, которого не знает мир прелюбодейный и грешный. Нам прилеплятися Богови благо есть (Пс.72:28), взывают они, и на все радости, на все блага земные взирают равнодушно. Впрочем, они испытывают нередко и скорби, которые попускает на них любящий Владыка с тем, чтобы очистить им сердца их от всякой, иногда незаметной для них самих, скверны греха. Потому-то, кто хочет быть со Христом, тот не должен убегать и скорбей, но при радостях нести и крест.
Возлюбленные братия! Ищите Иисуса Христа сердечною верою и любовию, не забывайте, что Он положил за нас душу Свою на кресте, чтобы избавить нас от грехов и вечных мучений и чтобы обитать в сердцах наших для нашего же блаженства: не забывайте, что все мы куплены ценою крови Его и должны принадлежать Ему, как Искупителю. Пока есть время, поспешим найти Христа и вселить Его верою в сердца наши, чтобы без Него не сделаться нам добычею огня геенского, по написанному: аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изышет: и собирают ю, и во огнь влагают, и сгарает (Ин.15:6). (Извлеч. из «Проповеднической энциклопедии», прот. Г. Дьяченко, стр. 764).
