Источник

Неделя по Богоявлении

247. Иисус Христос – духовный Свет

Людие, седящии во тме, видеша свет велий (Мф.4:16), слышали мы ныне. Свет – это Христос Спаситель; людие седящии во тме – язычники, просвещенные учением Христовым. Воистину Христос есть свет не только для христиан, но и для всех, для всего мира. Как же просвещает сей свет, где лучи его? Лучи света Христова сияют для нас в Его земной жизни; в земной жизни Христовой – совершеннейший для нас образец благочестия, любви к людям и беспримерной невинности. В земной жизни Своей Господь наш Иисус Христос оставил нам совершеннейший образец благочестия. Вся жизнь Его есть одно выражение непрерывного, пламенного благочестия и ревности по благочестию; ибо все дела и слова Его всегда направлялись к одной цели – к славе Божией. – Везде Он говорил о Боге. Везде – в словах и делах Своих – показывал ревность к распространению царства Божия. Будучи еще только 12 летним отроком, Иисус Христос, в храме Иерусалимском, беседуя о предметах веры, Своими мудрыми ответами уже удивлял всех слушавших Его. Подвиг общественного служения Он начал 40-дневным постом и молитвою, и после весьма часто удалялся в уединение для молитвы. Непрерывно поучал Своих учеников и всех приходящих к Нему. Несмотря ни на какие трудности, беспрестанно продолжал подвиг Своего служения. Переходил с одного места на другое, предпринимал дальние путешествия – из Галилеи во Иудею, из Иудеи опять в Галилею. Вся евангельская история живыми чертами изображает высочайшую ревность Иисуса Христа по славе Божией, как Он Сам о Себе свидетельствовал: снидох с небес, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца; да разумеет мир, яко люблю Отца, и якоже заповеда Мне Отец, тако творю. Он говорил это, когда приближались Его страдания, и, последуя заповеди Отца небесного добровольно Сам вступил на это поприще. Встаните, идем отсюда, сказал Он и пошел с учениками Своими в сад Гефсиманский. Все делал из повиновения и любви к Своему Отцу, что составляло главное для Него, как Сам Он свидетельствовал пред учениками Своими: Мое брашно есть, да сотворю волю пославшаго Мя, и совершу дело Его. Вот первый и самый яркий луч, осиявающий нас в жизни Господа нашего! Подражайте Ему в этом отношении, и свет Христов будет просвещать вас.

В земной жизни Своей Господь Иисус Христос подал нам образец всесовершеннейшей любви к людям. Он непрерывно трудился и подъял необъятные подвиги для просвещения заблуждающихся светом истины и приведения их на путь благочестия и добродетели. Преподавал совершеннейшие наставления об обязанностях к другим, и Сам во всей точности исполнял преподанныя правила. Вступление Иисуса Христа в общественное служение спасению рода человеческого было как благотворный восход солнца. Он светил непрерывно Своим учением; учил в домах, в собраниях, на городских улицах, в поле; учил, переходя с места на место, на всех путях Своего странетвования, чем открывал удобство всем приходить к Нему и слушать Его спасительное учение. Никого не отвергал Он от Себя. Иисус Христос благотворил другим посредством чудотворений. Сам Он в кратких чертах изобразил благотворность чудес Своих, когда повелел ученикам Иоанновым возвестить своему учителю, что они видели и слышали, бывши близ Него, то есть, – что «слепые прозирают, хромые ходят, прокаженные очищаются, мертвые воскресают и нищим благовествуется». Только там сокращались Его чудотворения, где недоставало веры и где не хотели принять Его. Иисус Христос ко всем был любвеобилен. Он показывал сыновнюю любовь к родителям, нежную любовь, снисхождение и попечительность к ученикам Своим и к детям, беспримерную попечительность об исправлении заблуждающихся, особенную любовь к знаемым и близким по крови, вообще – к Своему отечеству, которое старался Он просветить светом истины и чрез то спасти от предстоящей ему погибели; о врагах Своих и распинателях молился к Отцу небесному, и явил величайшую и беспредельную любовь ко всему роду человеческому, когда Своим учением, молитвами к Богу Отцу и искупительными страданиями приобрел спасение всему миру. Вот второй пресветлый луч, озаряющий нас в жизни Господа нашего! Подражайте Ему в этом отношении, и свет Христов будет просвещать вас. Евангельская история открывает нам, что Иисус Христос, в земной жизни Своей имел совершеннейшую чистоту и невинность человеческой природы. Все слова и действия Его показывали, что Он жил так, как отвечал искусителю: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих, и как исповедал о Самом Себе: Мое брашно есть, да сотворю волю пославшаго Мя и совершу дело Его. Имел полное самоотвержение и отвержение благ внешних, или совершенное отречение от них; ибо не имел Он ни дома, ни сокровища. Сам свидетельствовал о Себе пред теми, которые видели образ Его жизни: лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же человеческий не имать, где главу подклонити, и в удовлетворение необходимых нужд жизни получал пособие от рук усердия и признательности. Имел совершеннейшее смирение и кротость. В начале общественного служения Он просил крещения у Иоанна Предтечи, и подклонил главу Свою под руку его; на последней вечере умыл ноги ученикам Своим и говорил им: образ дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите. На все несправедливые клеветы и обвинения врагов отвечал или совершенным молчанием, или кроткими словами; и ученикам Своим указывал в Самом Себе образец смиренной кротости: научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. С беспримерным смирением и кротостию принял Он несправедливые обвинения врагов пред нечестивыми первосвященниками и римским правителем, предавшим Его на распятие. Имел беспримерное терпение и великодушие. Среди нечестивых и злодеев Он стоит, как Агнец безмолвный. Осужденный на смерть, подвергаемый поруганиям, оплеванию, заушению, биению, обремененный орудием Своей смерти распинаемый и на кресте поносимый, и изнемогающий среди крестных страданий и умирающий, Он неизменно сохранил терпение, преданность воле Отца небесного и любовь к людям, безмолвно переносил муки крестные, согласно с пророчеством. Между смертными никогда не было такого праведника. Совершеннейшая святость Иисуса Христа указывала в нем Богочеловека, а не простого человека. Самые злейшие враги Его не могли обличить Иисуса Христа в каком-либо грехе; и новейшие вольнодумцы не могут без уважения смотреть на жизнь Иисуса Христа, как на величайшего праведника между лучшими людьми. Вот третий, не менее яркий и пресветлый луч, сияющий нам из Евангелия Христова. Подражайте Ему во всех отношениях, и свет Христов будет просвещать вас.

О, Боже, ущедри ны и благослови ны: просвети Лице Твое на ны и помилуй ны! Аминь. (Сост. по кн. «Св. Четыредесятница», поучения Иустина, еп. тобольск.).

248. Где нам искать и как обретать царство небесное

Оpodpisттоле начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо царство небесноеpodpis (Мф.4:17).

Таково начало и такова сущность всей проповеди Евангельской. Что же это за царство, где нам искать и обретать его?

Это царство есть небесное и Божие, коего Царь и Владыка – Бог. Оно состоит в сокровищах небесных, неизменных и вечных, в наслаждениях духовных, которыми просвещается совесть, исполняется сердце веселия и радости небесной; состоит в славе Божией, которою просветятся праведницы яко солнце во царствии Отца их. Это – царство, коего граждане и члены тьмы тем св. ангелов и архангелов, херувимов и серафимов, вечно блаженных и вседовольных, непрестанно славящих Господа от преизбытка чувства радости и благодарения. Это – царство, в котором Господь Иисус Христос посадит праведников с Собою на престол славы Своей, отымет всякую слезу от очес их, и радость вечная над главою их будет.

Чтобы возвести нас к сему вечному, блаженному, славному царствию Божию, Господь Иисус Христос утвердил на земле благодатное царство Свое – Церковь святую, которой вверил все сокровища благодати Своей для просвещения, обновления, освящения и спасения человеков. С нею неотступно пребывает Он Сам как Глава и Царь ее; в ней пребывает Дух Святой со всею полнотою божественных даров Своих. В ней то мы и можем обрести все, что нужно нам для того, чтобы преобразиться из чад гнева и погибели в сынов любви и благоволения Отца небесного, в наследников вечного царствия Божия на небе. В ней готово оправдание, очищение и освящение для самых грешников, приходящих к ней с покаянием. В ней подаются все божественныя силы, яже к животу и благочестию для подвизающихся в добродетели. В ней открыт путь и к истинному счастию на земле. Ибо в ней главный закон есть любовь; в ней главный характер членов ее – самоотвержение, главная добродетель – смирение и терпение, главное достоинство – чистота сердца, главное отличие – ношение креста Христова. Посему то с явлением этого царства Божия на земле явились в ней неслыханныя дотоле добродетели, и грешная земля наша процвела бесчисленным ликом святых Божиих человеков.

В Церкви Христовой открыто для всех сокровище мира и радости о Дусе Святе. Они – эти мир и радость – состоят в примирении нашем с Богом, в соединении с Господом Иисусом Христом, в чистой совести пред Богом, в живой уверенности в благоволении Божием, в несомненном уповании жизни вечной. Бывает ли недоволен когда либо истинный христианин? Нет: он радуется и в страданиях, благодушествует и в скорбях. Укоряеми благословляем, гоними терпим, хулими утешаемся, говорят о себе сыны царствия Божия.

По благодати Божией мы призваны в сие царствие Божие от самого рождения на свет: мы и обязаны обращать строгое внимание на самих себя: истинные ли мы сыны царствия Божия, хотя и именуемся сынами Церкви Христовой? Ходим ли верою, не колеблясь никакими сомнениями? Ощущаем ли внутри себя тот мир новой совести, то сыновнее дерзновение пред Богом, которые отличают сынов Божиих от чад века сего? Произрастают ли между нами райские плоды царствия Божия – любы, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание? Обитает ли в сердце нашем то бесстрастие ко всему земному, то неудержимое желание со Христом быть, которые составляют истинное счастие в жизни и верный залог нескончаемого блаженства по смерти? Если есть в нас эти знамения сынов царствия Божия, то оно пришло к нам и обитает в нас. Если же нет, то ищите прежде всего царствия Божия.

Ищите света и разума духовного в благовестии евангельском, в творениях святых и богоносных отцов. Ищите оправдания во Христе путем искреннего покаяния и исповедания грехов своих. Ищите очищения, освящения, обновления и оживотворения духа в таинствах церковных, приемля их с верою и упованием, с благоговением и страхом Божиим, с искренним желанием своего спасения. Ищите царствия Божия, куда возойдут только те, которые принадлежат ныне – не по имени, а по вере и делам своим, к благодатному царству Христову. С каждым днем яснее и громче слышится глас небесного Жениха: се гряду скоро, и мзда Моя со Мною, покайтеся, приближибося царство небесное.

Царство небесное или царство Божие, приблизившееся к людям с пришествием на землю Спасителя, есть блаженство человеков в союзе с Богом. Было время, когда блаженством сим люди наслаждались вполне. Это было тогда, когда первые человеки жили в раю и соблюдали заповедь Божию; Господь обитал тогда в сердцах их. Прародители наши нарушили заповедь Божию, грехом разорвали союз свой с Богом и лишили себя райского блаженства. Вместо счастия и блаженства, бедствия и мучения, временные и вечные, сделались неизбежным следствием грехов человеческих. Господь Иисус Христос для того и явился в мир, чтобы возвратить людям блаженство, потерянное ими в лице прародителей. И Он не только возвратил, но даровал нам блаженство лучшее прежнего: вместо рая земного Он приготовил нам для нашего блаженства место на небесах (Ин.12:26). Таким образом, с пришествием Христа Спасителя на землю, поистине, приблизилось к нам царство небесное. К вечному блаженству в царстве небесном мы и должны приготовлять себя, пока живем здесь на земле. Мы должны теперь положить начало небесному царству в душе своей: иначе не будем способными к нему и достойными его. Для приготовления нашего к вечному блаженству Господь устроил на земле св. Церковь Свою и в ней заключил все нужное для нас, в целях этого приготовления.

Пока есть время, будем, братия и сестры, пользоваться руководством и помощию св. Церкви. Будем очищать себя от грехов чрез таинство покаяния. Будем чаще причащаться св. Таин Христовых. Будем любить всею душою Господа Бога и наших ближних, не исключая и врагов наших. Будем больше молиться Господу и вести жизнь трезвенную и целомудренную, благочестивую и добродетельную! Аминь. (Сост. по «Сборн. крат. поучений», свящ. А. Смирнова, книга 3-я, стр. 32).

249. Поучение в неделю по Просвещении

После крещения в реке Иордане от Иоанна и после искушения в пустыне от диавола, Иисус Христос торжественно явил Себя миру, начав проповедовать Евангелие царствия Божия и творить бесчисленныя чудеса на благодеяние бедствующим людям. Первое слово Его грешным людям было слово о покаянии и приближении царства небеснаго. Оттоле начат Иисус проповедати, и глаголати: покайтеся, приближибося царствие небесное, Ибо, какое могло быть первое слово от Спасителя к грешникам, как не слово о покаянии и строгом, искреннем самоосуждении и признании полнейшей виновности пред всесвятым Богом? И какое слово прежде всего могло быть обращено к безмерно удалившимся от Бога и жизни Его правды Его, как не радостная весть о приближении к ним царствия Божия? Ибо что такое царствие Божие? Это то же, что царство Христово, или Сам Христос, пришедший во плоти, царство правды и святости, мира и радости в Духе Святом, прощение грехов, сыноположение или усыновление нас грешных – чрез веру и крещение и прочие таинства – Богу; дерзновение пред Богом; удаление от всех земных пристрастий и взирание горе, к Богу; горячая любовь к Богу и ближним; сила и власть над страстями и над демонами, строющими непрестанно козни над людьми и ищущими ввергнуть их во всякие грехи и погубить их; царство Божие есть непрестанное восхождение от добродетели к добродетели, от земли на небо, от тления к нетлению, от смерти к бессмертию, от временной и исчезающей жизни к жизни конца не имеющей. Так как мы и в начале были созданы бессмертными по душе, со способностию к бессмертию и по телу и уклонились в смерть, пагубу, в тление по своей вине: чрез грех, чрез бездну грехов наших, то ясно, само по себе, что когда нам дана опять возможность к оправданию, освящению и бессмертию во Христе, наше оправдание должно совершаться чрез покаяние во грехах, чрез непрестанное покаяние. Сколько раз падешь в грехи, столько и восстань чрез покаяние, и спасешься, говорит пророк. Покайтеся! Без покаяния невозможно удостоиться царствия Божия.

Надо искренно осудить в себе все худое, противное Богу, искренно возненавидеть всякий грех, всякую страсть, всякую злобу, всякое земное пристрастие и тщательно удаляться от зла. Тогда Господь, видя в нас борьбу со злом и любовь к добру, поспешит к нам, воссоздаст в нас подобие Свое и с благоволением, как всеблагий и любвеобильный, вселится в сердце наше. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбить его и к нему приидем и обитель у него сотворим. Так приближается к нам царствие Божие! Оно приходит к нам, вселяется в нас – чрез искреннее покаяние и исполнение воли Божией. Покайтеся: приближибося царствие небесное.

Царство небесное, или благодать Христа Спасителя нашего, во время земной жизни нашей повсюду тайно и явно следует за нами и готово вселиться в нас, в наше сердце, если найдет в нас самих расположение и готовность к нему. Се, стою у двери (сердца), и стучу. Если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Апок.3:20), говорит Господь. Благодать везде, во всякое время ищет спасения грешника, ибо дорогою ценою куплено спасение наше (Кор.6:20; 7, 23). Она с тобою и дома, в уединении, тайно озаряет твой ум, твое сердце, по временам располагая его к покаянию или к благодарности за бесчисленные благодеяния Божии, – она беседует с тобою и в пути; стучится к тебе и в общественных собраниях; и при твоих трудах умственных и физических, и везде готова открыть тебе свои святые материнские объятия, только бы ты опомнился, очувствовался, уверовал, смягчился, просветился. И многих, многих спасает тайно и явно благодать Божия, извлекая из бездны грехов, различными, одному Богу известными способами. Так близко к нам всегда царствие Божие, и так удобно нам везде спасение, если только мы желаем жить по вере и дорожим своим спасением.

Господь наш Иисус Христос чрез Свое воплощение, чрез Свое житие на земле, чрез Свое учение, страдания, смерть, воскресение и вознесение на небо излиял на землю, или лучше – на Церковь, всю бездну Своей благодати: просвещающей, милующей, очищающей, освящающей, обновляющей, утверждающей, руководствующей, спасающей; излиял целое море благодати; приходи всякий и черпай воду спасения, сколько хочешь. Почерпите воду с веселием от источника спасения (Ис.12:3), вопиет пророк. У верующаго в Меня, говорит Господь, потекут из чрева реки воды живой (Ин.7:38). Таковы были Златоуст, Василий Великий, Афанасий Великий, Григорий Богослов, которые источили реки учения благодатного.. – Теперь, во времена новозаветные, не то, что во времена Ветхого завета, – и видимые знамения и вместилище царствия Божия, – храмы Божии находятся везде и повсюду; они помещаются даже в общественных, а иногда и частных домах – у людей знатных; царствие Божие водворяется, так сказать, под кровлей домов наших. Чего удобнее? – Приходи и почерпай благодать спасения, обильно текущую в Церкви. Пользуйся благодатию покаяния, приступай с умилением и с дерзновением к Тайнам Христовым, поучайся в храме и дома догматам и таинствам веры; слушай и читай Писания; пой, славословь, благодари Господа, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных (Еф.5, 19), и вот ты в царствии Божием, и в тебе царствие Божие. Се Аз с вами есмь во вся дни да скончания века, говорит Господь (Мф.28:20). И Он действительно с нами всегда, на всяком месте слышит, милует, спасает нас, очищает грехи, освящает, оживотворяет, исцеляет недуги, избавляет от козней диавольских, помогает в трудах, утешает бедных, скорбящих, болящих или Сам невидимо, или чрез святых Своих и чрез добрых людей, – всех милует, но и всех обличает, вразумляет и наказует, как Бог и Судия праведный, испытующий сердца и утробы (Пс.7:10). – Так близко царствие Божие, царствие небесное на земле: оно с нами живет, в двери наши стучится, к желающим и кающимся входит и приносит свои чистые, нетленные, животворные блага правды, мира и блаженства духовного. – Но, если к нам так близко царство небесное и так готово всегда нас объять, в нас вселиться, – то мы безответны будем пред Богом, если удалимся сами от царствия Божия, если дерзкою рукою отринем его от себя. Бог поругаем не бывает (Гал.6:7). Страшно же некое чаяние суда, и огня ревность, готоваго пожрать противников (Евр.10:27), говорит апостол Павел. Братия! покайтеся: приближибося царствие небесное. – Аминь. («Полн. собр. сочин.» прот. Иоанна Кронш., Т. 1-й, стр. 338).

250. О суете светской жизни

С наступлением осеннего времени у городских жителей обыкновенно начинаются усиленные хлопоты об устройстве на зиму, поднимаются вопросы о квартире, мебели, экипажах, модных нарядах и т. п. Богатые стараются еще более увеличить свою роскошь, бедные также не желают отстать от богатых, хотя подчас это ведет к очень плачевным следствиям. Кто привык глубже вдумываться в истинный смысл жизни, кто при этом не лишен чувства любви к ближним, – наверное не раз испытает тяжелое чувство при виде этой ежегодной осенней страды городских жителей. В самом деле, прислушайтесь к бесчисленным разговорам и потом скажите, что, в большинстве случаев, выражает эта забота об устройстве на зиму, как не желание наполнить пустоту внутренней жизни внешними удобствами и развлечениями или стремление во что бы то ни стало не отстать от других, от моды, от условных приличий света? Не чувствуется и не слышится ли во всем этом страшная бедность души, оскудение внутреннего родника жизни, для которого только и можно трудиться и работать, при котором только и имеют цену все внешние удобства? При всех заботах о мельчайших подробностях ежедневного обихода услышите ли вы хотя одно слово о едином на потребу? «Жить как все живут», «жить как принято в свете», т. е. отдавать свое время, кроме служебных или деловых отношений выездам, балам, клубам, театрам, картам – вот чем руководствуется огромное большинство светских людей, устраиваясь на зиму, точно иначе и жить невозможно. И тонкий яд губительной светской жизни разливается во все стороны и охватывает постепенно, с каждым годом все более и более, все классы, все состояния.

Как же можно жить иначе? спросят, быть может, многие. Укажите нам какой-нибудь другой строй, другой порядок жизни.

«Есть, братие христиане, жизнь истинная, действительная, и есть жизнь мнимая, ложная. Жить для того, чтобы пить, есть, одеваться, гулять, обогащаться, вообще жить для земных удовольствий или забот, равно как заводить интриги, козни, судить да рядить о других, есть жизнь мнимая; жить для того, чтобы угождать Богу и ближним, молиться о спасении душ их и всячески помогать их спасению, значит истинно жить. Первая жизнь есть непрестанная смерть духовная; вторая – непрестающая жизнь духа».

«Так как Господь составил нас из двух начал – духовного и вещественного, из разумной души и вещественного тела, имеющего нужду в вещественной поддержке; то диавол на зло Богу и нам силится всячески из самой этой двойственности нашей природы извлечь для себя выгоду, склоняя нас к надеянию не на Бога, а на плотские вещи, на деньги, на пищу и питье, на человеческие связи, на чины, отличия и преимущества, на знатность рода, на ум, на образование, на книги; внушает нам искать наслаждения в пище, питье, одеждах, в концертах светских, в театрах, в смехотворстве, в празднословии, в игре слов. Плоть цветет а душа вянет; плоть пространна, а душа в тесноте; плоть пресыщена, а душа голодает; плоть разукрашена, а душа безобразна; плоть благоухает, а душа смердит; плоть разливается в смехе, а душа кругом в беде; плоть во свете, а душа во мраке, в адском мраке. Современное ложное просвещение удаляет от истинного Света, просвещающаго всякаго человека, грядущаго в мир».

«У христиан и науки и литература стали почти только земные, – Евангелие и закон Божий пренебрегают, жития святых осмеивают; вообще у всех какая-то лихорадочная, земная деятельность, – о угождении Богу и о спасении души никто почти не думает. Жалкое состояние!»

«Вот светский кружок: говорят, говорят, большею частью, переливая из пустого в порожнее, и нет речи о Боге – общем всех Отце, о любви Его к нам, о будущей жизни, о воздаянии, – почему? Стыдятся завести речь о Боге. Но, что удивительнее всего, даже люди, мнящиеся быть благочестивыми, сами светильники, редко говорят о Боге, о Христе Спасителе, о драгоценности времени, о воздержании, о воскресении, о чуде, о будущем блаженстве и вечных муках, в кругу своих семейств и в кругу светских людей, а проводят часто время в пустых разговорах, играх и занятиях! Опять потому, что стыдятся завести такой разговор, боятся наскучить или опасаются, что сами не выдержат, не будут сердечно вести речь о духовных предметах. О, мир прелюбодейный и грешный! Горе тебе в день суда общего всех нелицеприятного Судии!.. Во своя прииде и свои Его не прияша (Ин.1:11). Да, не принят у нас Господь и Зиждитель всех! Не принят в домах наших, в разговорах наших... Или вот человек читает св. книгу или читает вслух молитвы, но отчего иногда он читает как бы невольно, неохотно, у него язык запинается? Не от избытка сердца, а от тесноты, пустоты, уста его едва говорят. Это от чего? От постоянного возбуждаемого диаволом внутри его, в сердце, пренебрежения к духовному чтению или к молитве и ложного стыда».

«Где теперь чтение в домах богодухновенной Псалтири, внушающей такую великую веру в Бога, такое крепкое упование на Бога в напастях, в болезнях, в бедах и скорбях, и такую пламенную любовь к Богу? Где чтение богодухновенных псалмов, которое было любимым чтением наших предков, не простых только, но бояр и самих князей? Нет его: за то нет во многих веры, упования христианского и любви к Богу и ближним, а есть безверие, отчаяние, ненависть. Нет пламенной молитвы, нет чистоты нравов, нет духа сокрушения о грехах и умиления, нет правды, мира и радости о Духе Святом. Большинство христиан проникнуты духом мира, духом журналов, газет и вообще светских писателей, кои сами проникнуты в свою очередь духом языческим а не христианским, духом отрицания богодухновенности Священного Писания и превозношения себя самих, своего гордого и насыщенного разума, духом житейской суеты».

«Да, во многих светских журналах и газетах, которых число умножилось до крайности дышит дух земной, нередко богопротивный, между тем как христианин (в надежде) есть гражданин не только земли, но и неба и должен мудрствовать и о небесном. Языческая древняя письменность была нередко, кажется, лучше и чище, возвышеннее по своему началу и побуждению, чем письменность иная народов христианских. Ипостасное Слово Отчее, Господа нашего Иисуса Христа, непрестанно и крепко оскорбляют христианские народы, которые должны были бы быть по преимуществу словесными, т. е. богоподобными существами, в устном и печатном слове, которое тратится во множестве попусту и даже к соблазну христиан, светскою письменностью отвлекаемых от чтения Слова Божия и писаний свв. отцов. В преумножении льстивых словес уловляют и обольщают редакторы и издатели журналов и газет и словесное стадо Христово. О, Слове Божий! Какой ответ дадим мы на страшном суде Твоем!»

Да, воистину можно сказать: «по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом» (2Тим.4:3). Не это ли ныне делают светские люди и даже многие духовные? Не сами ли себе избрали они учителей, ласкающих их слух? Учатся и не у единого Учителя – Христа, из Евангелия Его, и не у Церкви Его, а у светских журналистов, фельетонистов, романистов, поэтов, актеров, и говорят: ах! как все это занимательно, как все это нравоучительно! и если не на словах, то на деле говорят: нам не надо ни Евангелия, ни Церкви, с ее богослужением, таинствами и проповеданием Слова Божия. У нас такие хорошие, пренравственные учители! Господи Иисусе! до чего мы дожили!? Отвергли словеса Твои вспять... О, бедные, бедные мы люди! В чем бы следовало поставлять величайшую честь, того мы стыдимся. О, твари неблагодарные и злонравные! Каких же мук заслуживаем мы таким поведением!»

Кроме светской литературы, в современном обществе приписывают великое просветительное и воспитательное значение театру.

Опомнитесь, христиане! «Занятые суетою и суетными удовольствиями, вы не имеете ни времени, ни охоты вникнуть в дух христианской веры, христианского богослужения, и знать уставы церковные, цель праздников Православной Церкви, постов и т. д. Вы знаете иногда наизусть, какую пьесу играли в театре, из скольких действий, или явлений, она состоит, какое содержание ее общее и в частностях, а сущности христианских таинств не знаете, между тем как они, достойно приемлющим их, доставляют жизнь вечную и неизреченные блага вечной жизни; вы не знаете богослужения святой Православной Церкви, матери своей, питающей, греющей, очищающей, освящающей и укрепляющей вас в материнских своих недрах; вы не знаете содержания и значения ни вечернего, ни утреннего, ни обеденного богослужения и всегдашних песнопений, чтений и обрядов церковных».

«В театре многим приятно чувствуется, а в церкви – тяжело, скучно – отчего? Оттого, что в театре все прекрасно подлажено чувственному человеку и диавола мы там не трогаем, а тешим его, и он нам делает удовольствие, не трогает нас: веселитесь себе, друзья мои, думает, только смейтесь, да Бога не помните. В Церкви же все приспособлено к возбуждению веры и страха Божия, благочестивых чувств, чувства нашей греховности, растленности; и диавол всевает в наше сердце сомнения, уныние, тоску, лукавые, скверные и хульные помыслы, – и вот сам себе не рад человек и стоять не может, час трудно простоять, и бежит скорее вон. Театр и Церковь – противоположности. То – мирское капище, а это – храм Божий; то капище диавола, а это – храм Господа».

«Оправдывают игру в театре и называют ее полезною и нравоучительною или безвредною или, по меньшей мере, меньшим злом в сравнении с пьянством и распутством, и с этою целию стараются заводить повсюду театральные зрелища. Не обольщайтесь: театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой. Воздремашася вся, и спаху (Мф.25:5). Между прочим этот гибельный сон производит в людях и театр... Театр – школа мира сего и князя мира сего – диавола; а он иногда преобразуется и в ангела света, чтобы прельщать удобнее недальновидных, – иногда ввернет, по-видимому и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь, и стоит посещать его не меньше церкви, а то пожалуй и больше: потому, что в церкви одно и то же, а в театре разнообразие и пьес и декораций, и костюмов, и действующих лиц. Но в сущности – что вносят театры в сердца человеческие? Дух этого века, – дух праздности, празднословия, пустословия, смехотворства, хитрости и лукавства, дух гордости, чванства и никому нимало доброй нравственности не дают. Сочинители пьес и актеры передают народу то, что имеют в себе сами, свой дух, ни больше, ни меньше. А думают ли актеры о нравственности народной? Имеют ли они в намерении исправить народные нравы? Нет и нет! Поэтому – удивительное дело, что христиане не нашли лучшего средства для препровождения драгоценного времени, как театр, и по происхождению своему и по значению своему сохраняющий доселе характер языческий, идолопоклоннический, характер суетности, пустоты, вообще показывающий в себе полнейшее отражение всех страстей и безобразий мира сего, похоти плоти, похоти очей и гордости житейской, и лишь редко, редко доблестей сынов отечества, и то, конечно, сынов отечества земного, а не небесного. Уважение к начальству, к родителям, к священным лицам подрывается, когда публично осмеиваются некоторые предосудительные действия этих лиц, пред лицом всего общества, пред лицом легкомысленной молодежи, даже детей, для которых должны быть священны имена их родителей и начальников. Иногда довольно одного неуважительного или непристойного слова относительно старших, чтобы подорвать к ним должное уважение. Так ли стали христиане легкомысленны, что не находят лучшего средства к препровождению драгоценного времени кроме театра, и из-за него оставляют храм Божий, богослужение, и драгоценное праздничное время, данное Богом для поучения в слове Божием, в спасительных размышлениях и в делах добродетелей, безумно расточается на пустые дела, на смехотворство и глупые рукоплескания в театрах!? Нет, как хотите, а театр – богомерзкое учреждение. Горе тому обществу, в котором много театров и которое любит посещать театры!.. Прислушайтесь к мнению народному, к мнению тех, которые посещали театр много раз: они не стесняясь говорят, что театр ведет к разврату. Только слепые, в них сатана ослепил разум, говорят, что театр нравоучителен. Нет, христиане должны неотменно поучаться в законе Божием, читать чаще Евангелие, вникать в богослужение, исполнять заповеди и уставы церковные, читать писания свв. отцов, духовные журналы, чтобы проникаться духом христианским и жить по христиански. Вот ваши зрелища!»

Вы еще колеблетесь, вы сомневаетесь в истине всего сказанного относительно светской литературы, светских развлечений и в том числе театра? Но вот вам решительное, неотразимое доказательство: всякое дерево познается по плодам. Рассмотрите жизнь светского общества: чем становится она вне спасительного воздействия Церкви?

При всей нашей образованности – что такое представляет наша светская жизнь?

«Жизнь наша – детская неизвинительная игра: мы забавляемся пищею и питием, лакомясь, вместо того, чтобы употреблять ее только для необходимого питания тела и поддержания телесной жизни; мы забавляемся одеждами вместо того, чтобы прилично прикрывать ими свое тело для предохранения его от вредного действия стихий, мы забавляемся сребром и златом, любуясь им в сокровищницах, или употребляя его на предметы роскоши и удовольствий, вместо того, чтобы употреблять его на нужды, а избытки разделять нуждающимся; мы забавляемся своими жилищами и многоразличною в них утварью, богато и изыскано украшая их, вместо того, чтобы иметь только прочный и приличный кров, защищающий нас от вредного действия стихий, и необходимые и приличные для домашнего употребления вещи; мы забавляемся своими душевными дарованиями, умом, воображением, словом, употребляя их только на служение греху и суете мира сего, только на служение земному и тленному, вместо того, чтобы прежде всего и более всего употреблять их на служение Богу, на познание Его, Премудрого Творца всякой твари, на молитву, моления, прошения, благодарение и славословие Его и на оказание взаимной любви и почтения и только отчасти – на служение миру сему, имеющему некогда совершенно прейти; мы забавлямся своими познаниями о мирской суете и губим на приобретение их драгоценнейшее время, данное для приготовления к вечности; мы нередко забавляемся своею должностью, своими обязанностями, легкомысленно, нерадиво, неправедно исполняя их и употребляя их для своих корыстных земных видов; мы забавляемся хорошими лицами человеческими или прекрасным и слабым полом и употребляем их часто для игры своих страстей; мы забавляемся временем, которым надобно мудро пользоваться для искупления им вечности, а не употребляя его на игры и разные удовольствия; соберутся в гости, сидят и празднословят, а потом сядут играть так или иначе. Мы забавляемся, наконец, сами собою, делая из себя какие-то кумиры, пред которыми сами преклоняемся, для которых ищем поклонения других. Кто достаточно опишет и оплачет наше окаянство, нашу великую, громадную суету, наше великое бедствие, в которое мы сами себя добровольно ввергаем? Какой мы ответ дадим бессмертному Царю – Христу Богу нашему, грядущему во славе Отца Своего судить живых и мертвых, объявить советы сердечные и принять ответ от нас о всяком слове и деле? О горе! горе нам, носящим на себе имя Христово и не имеющим в себе ни мало Духа Христова! носящим на себе имя Христово, а не следующим учению Евангелия! Горе нам, нерадящим о толицем спасении! (Евр.2:3). Горе нам, не имеющим христианской веры, упования и любви христианской! Горе нам, возлюбившим настоящий век притворный, привременный и нерадящим об улучении того века, который следует за смертию тленного тела нашего, за этою плотской завесою!»

Воистину жизнь наша – не игра, не шутка не забава, но – подвиг. Злополучен тот, кто любит чрез меру всякие удобства в жизни и обставил себя всевозможными удобствами: он будет чуждаться всякого неудобства, изнежится и не привыкнет к терпению; между тем жизнь христианина вся есть неудобство, путь узкий и шероховатый, есть крест, требующий неудобств и великого терпения. Итак не ищи, подвижник, со всеми удобствами жилища и обстановки и не полюби удобств мира сего, а возлюби Христа-Крестоносца. Терпи неудобства, привыкай к неудобствам. Навыкох, в нихже есмь, доволен быти говорит апостол (Флп.4:11). Злополучен, кто любит украшения и ищет украшений для тела своего: он не будет прилагать должнаго старания об украшении души своей верою, любовию, кротостию, смирением, правдою, терпением; особенно злополучен тот, кто ищет украшения почестей: он сделает из себя постыдный кумир и, как Навуходоносор, будет надмеваться пред неимеющими его почестей и требовать себе поклонения. И мы, братия, стали как женщины: домогаемся и, как идолов каких, украшаем сами себя, а о внутреннем благообразии мало помышляем, даже совсем забросили храмину души своей. Злополучен, кто пристрастен к пище и питию, ревнует о насыщении и наслаждении: он на деле увидит, когда приступит работать Господу, что «пища и питие, если мы прилагаем к сердцу, есть обуза тела, скорбь и крушение духа»...

Хочешь ли строить свою жизнь по-христиански? Вот тебе совет: «всю жизнь свою старайся обратить в служение Богу: читаешь ли что дома, начинай это дело с краткою молитвою, чтобы Бог вразумил и умудрил тебя в вере и благочестии и в тщательном прохождении твоих обязанностей; никогда не читай от праздности, для препровождения времени; этим ты унизишь слово, которое все должно служить нашему спасению, а не пустословию. Говоришь ли с ближними, говори разумно, осмотрительно, назидательно; празднословия, как яда змииного, избегай памятуя, что за всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадут о нем слово в день судный (Мф.12:36), т. е. услышат справедливый приговор Судии; учишь ли детей своих или чужих, обращай дело в служение Богу, уча их с усердием, занимаясь предварительно обдумыванием средств к обучению ясному, вразумительному, полному (по возможности) и плодотворному]. Побеждай именем Господа и силою креста козни врага, который старается смутить, стеснить, расслабить тебя. Если ешь, пьешь – все делай во славу Божию!»

А, самое главное, – не чуждайся Церкви. «Некоторые из прогрессистов почитают Церковь врагом для себя. Но если есть кто любвеобильнее, благожелательнее и мудрее в своей любви относительно людей, то это – Церковь: все, что есть сообразнейшего с нашею природою и благопотребнейшего для ней – все это заключается в Церкви, как в сокровищнице. Церковь есть истая мать всего человечества, право верующего во Христа, самый верный друг христиан. Она сочувствует и отвечает всем существенным потребностям души и тела христианина деятельным пособием, или подаянием помощи силою Господа Иисуса Христа и Духа Святого, Которым всяка душа живится».

«Господи! да не будет земных идолов для сердца: денег, яств, одежд, чинов и знаков отличия и проч.! Да прилепится к Тебе единому сердце мое и ни к чему земному да не прилепляется: ибо в прилеплении к земному, скорбь, теснота, мука; ничто да не будет дорого для сердца из земного, но единого Господа да ценю паче всего и все небесное и созданную по образу Его душу бессмертную, разумную, словесную, свободную, дыхание уст Божиих!» («Духовное зерцало», часть 3-я, стр. 48, поучен. прот. Иоанна Кронштадтского).


Источник: Проповедническая хрестоматия: Полный круг поучений на все воскресные и праздничные дни года, слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения: В 3 томах / Сост. по лучшим проповедническим образцам архим. Пантелеимон. - [Джорданвилль]: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1963-. / Т. 1: Поучения на все воскресные дни года. - 1963. - 800 с.

Комментарии для сайта Cackle