Неделя о слепом
29. Слово в неделю о слепом
Сегодня, возлюбленные братия, читано было Евангелие от Иоанна о исцелении Иисусом Христом слепого от рождения: вы слышали эту божественную повесть. Господь, Свет мира, совершил это великое чудо так: плюнув на землю, Он сделал брение из плюновения, т. е. раствор земли с влагою, и помазал брением глаза слепому, сказав: пойди, умойся в купальне Силоам (что значит: посланный). Он пошел и умылся, и пришел зрячим (Ин.9:6–7). Но, что еще важнее, этот слепец прозрел и душевными, не только телесными очами. Он уверовал в Иисуса Христа, как Сына Божия и Спасителя мира, к посрамлению всех мудрых и разумных между иудеями, не веровавших в Господа при всем множестве чудес Его, явно свидетельствовавших о Его Божественном всемогуществе. Это обстоятельство, т. е. неверие ученых и знатных евреев в Иисуса Христа, как в Богочеловека, подает мне повод побеседовать с вами кратко о слепоте душевной, которая гораздо опаснее и более достойна сожаления, а иногда и слез, чем слепота телесная. Зрение есть благороднейший член нашего бренного тела и оно доставляет человеку величайшую пользу и удовольствие, как это всякому из нас известно, и лишиться зрения значит лишиться едва не половины жизни своей: не видеть солнца, не видеть никого и ничего, ни себя, ни других, ни того, что около нас, не видеть красоты неба и земли, ни всего, что на небе и на земле и на море, да это почти то же значит, что быть мертвецом. Но, братия и сестры, человек, одаренный от Творца разумною душою, способною познавать истину, которая есть жизнь ее, и по гордости, своенравию и упорству не хотящий познать ее, идущий наперекор своему разуму и совести и Богу и людям, – не есть ли несчастнейший слепец, вольною волею несчастный, злостно несчастный, который сам добровольно употребляет во зло величайший дар Божий человеку – разум и свободную волю, отличающие его от всех животных бессловесных, не есть ли он неблагодарнейшее животное, пред своим Творцом, поносящее чудные дары Его Своим разумным тварям? Не есть ли добровольный глупец или безумец, извративший сам богодарованную мудрость в безумие и называющий – добро злом или доброе лукавым и лукавое добрым, сладкое горьким и горькое сладким? А таковы были во время земной жизни Иисуса Христа фарисеи и книжники и сами первосвященники и старейшины народа израильского: видя чудеса Иисуса Христа, совершаемые в народе, чудеса самые благодетельныее, слыша Его премудрое, спасительное учение и видя жизнь Его вполне праведную, святую, примерную, они приписывали чудеса силе бесовской, извращали смысл слов Его, поносили Его и безумцем и бесноватым и льстецом или обманщиком и, наконец, как бунтовщика злодея, предали позорной казни Святейшего всех святых, Сына Божия. Вот ужасная слепота душевная! Не достойна ли она всякого отвращения, горьких слез? Ибо человек, слепотствующий душою по гордости и упорству, есть самый несчастный, как верная добыча ада, как сатанинское исчадие, напитанное гордостию и злобою отца своего диавола. Это-то вот и есть хула на Духа Святого, когда человек по гордости и упрямству не хочет верить явной истине, доказываемой явными чудесами. Такому человеку нет прощения ни в сем, ни в будущем веке (Мф.12, 32), не потому, чтобы грехи наши побеждали человеколюбие Божие, но потому, что сам человек в гордости, упорстве, злобе, лжи и нераскаянности погибает. Что же рождает в человеке такую слепоту? Отчего она? – От крайнего самолюбия, гордости и самомнения, от злостного расположения сердца, от зависти и от всегдашней сытоcти и пресыщения. Яде и насытися: уты, утолсте, разшире: и остави Бога сотворшаго его (Втор.32:15), говорит Писание. Таких вольных слепцов, сынов погибели, есть много и в наше время, как были они всегда. В наше время этих вольных или либеральных слепцов производит или вольная, не по разуму евангельскому наука, поучающая, что все в мире произошло само собою, по природе, что человек, как чадо природы, исчезает со смертию своею, что якобы не будет воскресения и суда и иного века бесконечного, – или либеральные разговоры и, вообще, сообщество и беседа с легкомысленными, неверующими людьми или довольная, беззаботная, развеселая жизнь, исполненная ежедневных беззаконий и пороков, в которой погасает и последняя искра христианская. Еще ожесточенных слепцов душевных порождает озлобление и отчаяние, непокорность существующим властям, неистовое, нелепое намерение поставить на своем, осуществить свои нелепые идеи или планы и намерения. Таковы нынешние анархисты и коммунисты, которые в слепоте своей думают пересоздать, переворотить общество по своему, воображая, что их планы наилучшие и принесут величайшую пользу народу – едва не золотой век. Сами окаянные идут прямо в ад и ничего, кроме зла и пакости не делают, а мечтают о какой-то пользе народа. Чего же от них доброго можно ожидать? Дерево узнается по плодам, а коммунисты по своим адским делам. Боже, сохрани народ православный от таких вожаков!
Братия и сестры! бегите от этой слепоты и от всякой слепоты, которая рождается от греховных страстей: самолюбия, самомнения и гордости, злобы, зависти, своенравия и упрямства, пьянства и невоздержания, корыстолюбия, блуда и непотребства, уныния, отчаяния и от неверия в загробную будущую жизнь. Аминь. (Из «Полн. Собр. Сочин.», прот. Иоанна Сергиева, т. 2-й).
30. Вера должна быть свидетельствуема нашею жизнию и делами
Ты веруешь ли в Сына Божия? спрашивал Господь Иисус Христос исцеленного Им слепорожденного. Если бы этот вопрос был обращен к нам, кто из нас сказал бы: я не верую? Все мы от самого младенчества – христиане, принадлежим к истинной Церкви Христовой, православной. Но кто же из нас может сказать, что он имеет веру в Бога твердую, непоколебимую, живую, деятельную, свидетельствуемую всею жизнию и делами?
«Покажи мне веру твою от дел твоих», говорит св. ап. Иаков, «ибо вера без дел мертва есть о себе». В самом деле, кто истинно верует в Бога Творца и Вседержителя, Владыку и Промыслителя всяческих; кто убежден совершенно, что жизнь его как в начале произошла от Бога, так и во всякое время находится в Его вседержавной воле: тот всякое мгновение жизни своей почитает даром Божиим неоценимым, непрестанно благодарит Дарователя, всегда блюдет себя, чтобы не употребить во зло ни одной минуты жизни, данной ему на дела благая. Кто убежден всем сердцем, что все, чем ни пользуется в жизни, ниспосылается и подается нам свыше от Отца светов; тот пользуется всем с благоговением, как даром Божиим, все приемлет с благодарением, как дар незаслуженный. Тот всего себя и всю судьбу свою вверяет премудрости Отца небесного, всего ожидает от Его благости, во всем уповает на Его отеческий промысл и заступление: безропотно и с благодарением сретает все, что ни случается с ним в жизни – приятное и неприятное, радостное и печальное. Тот всегда остерегается, чтобы не оскорбить величия и святости Божией не только делом и словом беззаконным, но и мыслию и желанием нечистыми и намерением злым.
Кто истинно верует в Сына Божия, воплотившегося для спасения нашего, распятого на кресте за грехи наши, страдавшего и умершего в муках, для избавления нас от греха, проклятия и смерти; тот страшится греха, как яда смертоносного, и лучше готов пролить собственную кровь, нежели поругаться над кровию Христовою, пролитою за грехи, и второе распинать Сына Божия грехами своими. Тот по любви к своему Искупителю и Господу, во всем и всегда старается подражать Ему: мыслит и чувствует, говорит и действует, как мыслил и чувствовал, говорил и действовал Сам Иисус Христос. Тот всегда имеет пред очами своими смерть и суд Божий, постоянно приготовляется к мирному переходу в вечность к Своему Господу Спасителю.
Кто истинно верует в Духа Святого, Господа Животворящаго, освящающего нас Своею благодатию, живущего в истинных христианах, как в храмах Своих; тот страшится более всего осквернять себя какою-либо скверною греховною, памятуя всегда слово апостольское: не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас; аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог (1Кор.3:16–17). Тот не поблажает падшей природе своей, не дает над собою власти страстям своим, но сражается с ними и побеждает их, отсекая всякое нечистое желание, тот следует во всем не своей воле и своему мудрованию, не своим правилам, занятым от обычаев света, но воле Божией, словесам Духа Божия и правилам Евангелия Христова. Тот ревнует всем сердцем своим о том, чтобы возрастить в себе плоды Духа Святого – любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. Тот, если и падает, как человек, не остается в небрежении, не предается усыплению греховному, но тотчас возбуждает себя к покаянию, омывает душу свою слезами сокрушения сердечного, очищает совесть свою исповеданием греха, и тем с большею ревностию течет по пути заповедей Господних.
Такую-то живую и животворящую веру стяжите, братия мои, сохраняйте ее в себе, как несомненный залог вечной жизни со Христом Господом; ее возгревайте в себе молитвою и чтением слова Божия, святым усердием и ревностию к исполнению заповедей Божиих, ее углубляйте в сердцах своих теплою любовию к Богу и ближним своим, ее оживляйте и обновляйте в себе сокрушенным и умиленным покаянием и исповеданием всех вольных и невольных согрешений ваших пред Богом. Вы же, возлюблении, так убеждает нас св. апостол, святою верою вашею назидающе себе, Духом Святым молящеся, сами себе в любви Божией соблюдайте (Из «Полн. собрания проп.», Димитрия, архиеп. херсонск.).
31. Объяснение Евангелия
Иисус Христос, проходя по городу Иерусалиму, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: «Равви! кто согрешил: он или родители его, что родился слепым?» Иисус Христос ответствовал: ни сей согреши, ни родители его: но да явятся дела Божия на нем.
Повторим с некоторыми объяснениями слышанное нами Евангельское повествование о чудесном даровании Иисусом Христом зрения слепорожденному.
Господь проходил мимо тех врат храма, где находились нищие, ожидавшие подаяния от проходящих. Среди нищих был один слепой от рождения. Слепец – это несчастный узник среди свободного мира с его бесконечною красотою, самый ясный день для него есть непроглядная ночь, и он с опасностию бродит во тьме этой нескончаемой ночи, ощупывая каждый предмет, чтобы не спотыкнуться и не ушибиться.
Проходя мимо слепорожденного, Господь устремил Свой Божественный взор на него. Заметив это, ученики спросили: «Равви! кто согрешил: он, или родители его, что родился слепым?» «Родился он слепым не потому, чтобы сам согрешил или родители его», ответил Христос, «но это для того, чтобы на нем явились дела Божия».
И затем продолжал беседовать с учениками, разъясняя им, что Он на то и послан Отцом небесным, чтобы совершать дела Божии, дела света, потому что Сам Он есть свет миру. Эту беседу не мог не слышать и слепец. Роем проносятся в его душе мысли и чувства. Почему в самом деле он именно слеп, когда вокруг его миллионы зрящих? «Неужели действительно за грех своих родителей? Или я родился таким во изобличение неверия народов? Не в состоянии я различать, когда ночь и когда день; натерпелись ноги мои от претыкания о камни. Никогда я не видал солнца сияющего, ни в человеческом образе Создателя моего. Но молюся Тебе, Христе Боже: призри на мя и помилуй мя» (стихира). Такие именно чувства и мысли влагает в душу его св. Церковь в своем песнопении. И Сердцеведец не томил больше страдальца ожиданием. Он сделал брение из плюновения, помазал ему этим брением глаза и сказал ему: «поди умойся в купели Силоам». Он пошел, умылся, и пришел зрячим.
Дело было ясно, как Божий день. Тот самый Иисус, на Которого книжники поднимали камни как на богохульника, совершил великое чудо. Оставалось только признать его, раскаяться в своем ослеплении и воздать славу Богу, сподобившему свой народ столь великих знамений. Но для этого нужно было книжникам и фарисеям смирить свою гордость; а это было слишком тяжело для их умственной гордости, а потому во что бы то ни стало нужно опровергнуть достоверность этого чуда. Они несколько раз допрашивали слепца, как и что было, призывали его родителей, требовали от слепца, чтобы он признал своего Исцелителя человеком грешным; снова переспрашивали о самом совершении чуда, так что наконец вывели из терпения исцеленного, который им, велеученым книжникам, выразил укорительное наставление, что ведь «грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Во избежание затруднения им оставалось одно – прибегнуть к насилию и ругательству. «Во грехах ты весь родился, яростно закричали вышедшие из себя ученые книжники, и ты ли нас учишь? И изгнали его вон». Вот до чего доводит неверующее упрямство! И как поразительно живописна эта картина, начертанная богодохновенною рукою св. Иоанна в изобличение упорного неверия, которое не признает даже и того, что оно видит и осязает!
Услышав о его изгнании и отлучении из синагоги, Христос Сам нашел его и подкрепил веру его. «Ты веруешь ли в Сына Божия?» спросил Он прозревшего; «а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» Тогда последовал милостивый ответ: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». Теперь Божественный Образ стоял пред его прозревшими очами и он радостно воскликнул: «Верую, Господи!» и поклонился Ему. Таким образом слепорожденный теперь увидел не только свет вещественный, но и свет духовный, озаривший его душу верою в обетованного отцам и пришедшего Мессию.
Эта восторженная вера бывшего слепца дала Христу повод произнести слово о слепоте духовной: «На суд пришел я в мир сей, чтобы невидящие видели, и видящие стали слепы». Когда явился истинный Свет, просвещающий всякого человека, то обнаружилось, что увидеть Его оказались в состоянии именно те, которые считались темными и невидящими, – все те нищие духом, которые в простоте сердца жаждали пищи духовной; и напротив, – которые в своей гордости воображали себя видящими и всезнающими, оказались жалкими слепцами. К прискорбию, эта слепота духовная широко распространена и доселе, и по преимуществу в тех классах, которые считают себя людьми знания и разума. Из изложенного евангельского события пусть убедятся они, как ненадежно земное знание, ищущее себе света лишь в собственном ограниченном разуме, а не в разуме Божественном. Поэтому вместе с св. Церковью все мы – и ученые и неученые – должны взывать с мольбою, чтобы отверзлись нам наши душевные очи ослепленные, и мы, узрев свет истинный, могли с верою воскликнуть Тому, Кто Сам назвал Себя Светом мира: Ты сущим во тьме Свет Пресветлый, Человеколюбче, слава Тебе! (Сост. по «Церк. Вест.» и др. источникам).
