Неделя св. Отец
32. Слово в неделю св. Отец Никейского Собора
Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисуса Христа (Ин.17:3).
Священническая должность моя побуждает меня в нынешний воскресный день побеседовать с вами о весьма важных предметах, которые необходимо нужно знать всем нам для благоугождения Богу и спасения душ наших. Ныне святая Церковь вспоминает святых Отцов первого Никейского вселенского собора, утвердивших истинное учение о Божестве Сына Божия, или о единосущии Сына Божия с Богом Отцом, против еретика Ария и его единомышленников, которые ложно учили, что Сын Божий – не единого существа с Богом Отцом и якобы не Бог истинный, а Сам сотворен Богом Отцом. Они, богохульники, хотели в самом корне и основании поколебать христианскую веру: ибо если бы допустить, что Иисус Христос не единосущный Сын Божий и не Бог истинный, то наше искупление и спасение было бы мечтою, мы были бы окаяннее всех человеков, ибо все были бы во грехах, без очищения и освящения, не имели бы надежды на воскресение из мертвых и на вечный живот. Святые Отцы доказали всю нелепость этого еретического учения, ибо, в самом деле, невозможно было кому-либо, кроме единородного и единосущного Сына Божия, обновить растлевшее естество человеческое и очистить безмерные грехи его, и никто другой, кроме единородного Сына Божия, не мог принести себя в жертву за весь мир и взять на себя грехи его. Еретики хотели чрез свое нечестивое учение отнять у людей их надежду, прибежище, утешение, очищение, освящение, их силу и их славу, чем был и есть для всех верующих Господь Иисус Христос.
Все пророки Божии, Духом Святым движимые, возвестили об Нем, как об истинном Боге, и в ряду их изряднейший Исаия, наименовавший Его Еммануилом, Богом крепким, Отцом будущего века. Все слова и дела Иисуса Христа свидетельствовали об Нем, что Он истинный Бог; все чудеса, чудеса бесчисленные, являвшие Его божественное всемогущество над злыми духами, Его власть над Ангелами, над человеками, над небом и землей, над раем, над жизнию, смертию и адом, Его собственное воскресение из мертвых не оставляли никакого сомнения в том, что Он Бог истинный. Затем Его божественные ученики, получившие от Него, как от Бога всесильного, власть творить чудеса – исцелять всякие болезни, изгонять злых духов, воскрешать мертвых, прощать грехи людей, – и творившие все это, – громко свидетельствовали и являли в себе Его Божество, Его всесильную власть; особенно же то величайшее чудо, что простые, неученые рыбари сделались, по благодати Христовой, величайшими в мире мудрецами, покорившими вере Христовой весь мир, из робких – мужественными и неустрашимыми, из слабых – всемогущими, ибо они сами говорили – вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп.4:13); из грешных – праведными и святыми, – сильнее всякого доказательства удостоверяет всякого благоразумного в божественности их Учителя. А если еще возьмем во внимание бесчисленные сонмы мучеников и мучениц, претерпевших с твердостию и даже с радостию неизобразимо ужасные мучения за Христа, – мучения часто медленные, самые изысканные, – величайшие и поразительные чудеса, совершавшиеся во время и после их мучений и виденные тысячами очевидцев и записанные беспристрастной историей, – то какой безумный дерзнет открыть уста и утверждать, что Иисус Христос, укреплявший святых мучеников, не есть всемогущий Бог?
Святые Отцы, собравшиеся на собор, доказав еретикам из священного Писания, предания апостольского и из здравого разума божественность Иисуса Христа, опровергли богохульное учение Ария с сообщниками, и на память всем будущим родам изложили истинное учение в символе, т. е. в кратком изложении веры, который возглашается, как бы трубою громогласною, во всеобщее услышание при всякой литургии. Он начинается, как все вы знаете, словами: Верую во единаго Бога Отца и прочее. Достойно и праведно ублажаются Церковию святые Отцы вселенского собора: ибо они отстояли нам у богоборных еретиков, исчадий диавола, целость и непорочность святой веры нашей православной и защитили божественное достоинство и честь Сына Божия, от правой веры в Которого со Отцом и Духом Святым зависит наша вечная жизнь.
Для получения живота вечного нужно правильное познание истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа, как и всего учения Его, заповедей Его, а не искаженное ложными мудрованиями еретиков и раскольников, ибо там хаос заблуждений, возведенных в догматы; в противном случае невозможно человеку достигнуть жизни вечной; святой ап. Павел говорит: если кто вам благовествовал иначе, нежели мы вам благовествовали, тот да будет анафема (Гал.1:8–9), т. е. навсегда отлучен от Господа и от вечной жизни. Но чтобы иметь правильное, верное, спасительное познание о Боге, для этого нужно быть членом Церкви Божией, в которую, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, и которая есть дверь жизни, вводящая в жизнь вечную, по словам святого Иринея; только в Церкви можно всегда слышать истинное учение о Боге и иметь все средства ко спасению и к жизни вечной, а вне Церкви нет спасения.
Для получения жизни вечной надобно не холодным только умом и сердцем знать Бога, причем будто не беда позволять себе увлекаться пристрастием к житейскому, что нелепо; а надобно доказать познание Бога теплотою чувства и горячею сердечною к Нему любовию, исправлением всего жития своего, отвержением страстей и пристрастий житейских, греховных навыков или привычек, наклонностей, поползновений ко греху, успехом во всякой добродетели, стремлением непрестанным к святости и совершенству. Святи будите, яко Аз свят есмь Господь Бог ваш (Лев.19:2). Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф.5:48). Во всех посланиях своих к новообращенным христианам, святые апостолы увещевают их с познанием Бога соединять исправление жизни и успевать во всякой добродетели.
Итак, христианин, если желаешь вечной жизни, то старайся познать Бога не умом только холодным, но всем сердцем, делами докажи познание Его; ты знаешь, что Бог свят; старайся быть и сам святым; знаешь, что Бог благ и милосерд, и ты будь сострадателен, снисходителен и милосерд; знаешь, что Бог долготерпелив, и ты долготерпи; терпением вашим спасайте души ваши: претерпевий до конца спасен будет, говорит Господь; знаешь, что Бог правосуден, – и ты наблюдай справедливость во всем; знаешь, что Бог прещедр и щедроты Его на всех делах Его, и ты перестань быть скупым и наносить хулу Всещедрому твоею скупостию; знаешь, что Бог пречист, и ты возлюби чистоту душевную и телесную и гнушайся нечистоты греха, особенно нечистоты плотской; знаешь, что Иисус Христос учил о пользе и необходимости поста для человека, старайся и ты быть воздержным; не противоречить сам себе, зная одно, а делая совсем другое. Вот такое познание Бога и Христа приведет тебя верно к вечной жизни. Аминь. (Сост. по «Полн. собр. соч.» прот. Иоанна Сергиева).
33. О Вселенских Соборах
Ныне св. Церковь воспоминает и прославляет святых и Богоносных Отцов первого вселенского Собора, созванных св. равноапостольным Константином в Никее, в 325 году, для утверждения истинного учения о Божестве Иисуса Христа, против ложного учения Ария, не признававшего Сына Божия вечным и единосущным Отцу. Весьма поучительна для нас, братия, история вселенских соборов, которых было седмь. Соборы сии названы вселенскими потому, что на них, по важности, собирались патриархи, архиепископы, епископы и пресвитеры со всех стран тогдашнего мира, где только были Церкви православные. Главным поводом к их собранию было появление еретиков, смущавших православных христиан своим превратным учением относительно существенных истин веры. Так, когда еретик Арий, бывший пресвитером в Александрии, стал распространять ложное учение об Иисусе Христе, Константин Великий собрал, как мы сказали, в Никее первый собор. На этот собор собралось 318 отцов, ложное учение Ария было опровергнуто, сам еретик был сослан в ссылку и утвержден был догмат о вечности Сына Божия и единосущии Его с Богом Отцом. Когда потом явился еретик Македоний, который нечестиво учил, что Св. Дух не есть Бог, а только сотворенная сила, то благочестивый император Феодосий 1-й созвал второй вселенский собор в Константинополе в 381 году. Собралось 150 отцов, которые утвердили признавать Духа Святого Господом, равным со Отцом и Сыном. На этих двух соборах для руководства верующих в исповедании веры составлен Символ Веры, состоящий из 12 членов. После сих двух соборов были еще пять вселенских соборов, утвердивших догматы православной веры и опровергнувших лжеучения еретиков.
Кроме утверждения догматов веры, на вселенских Соборах отцами Церкви было постановлено много правил, касавшихся порядка и благочиния церковного и вместе с тем утверждены к обязательному исполнению 85 правил, по преданию сохранившихся от апостолов, а также постановления 9 поместных соборов. Круг сих соборных постановлений обнимает все церковное законодательство, которым и доныне неизменно руководствуется св. православная Церковь, дорожа этим древним наследием, как святынею. В этом особенно отношении история вселенских соборов поучительна для нынешнего времени. Прежде всего из этой истории для всякого очевидно, что отцы Церкви, собравшиеся на сии соборы, были всегда одушевлены тою спасительною верою, что единственный Глава Церкви есть Сам Господь Иисус Христос. Много было на этих соборах святителей и учителей, знаменитых мудростию и преисполненных дарованиями духовными, – много было мучеников и исповедников, еще носивших на теле своем язвы страданий за веру, – много было препрославленных подвижников и чудотворцев, Самим Богом свидетельствованных знамениями и чудесами многими, – но никто из сих великих мужей не дерзал никогда присвоять себе единолично решающего голоса на соборах, никто не домогался первенства, – все соблюдали себя в смирении и послушании, как рабы и служители Христа, все прислушивались к голосу вселенского согласия, в котором они слышали глас Господень. Как сами апостолы на соборе, бывшем в Иерусалиме, свое определение запечатлели словами: «изволися Духу Святому и нам» (Деян.15:28), так и на последующих соборах отцы Церкви всегда предначинали изложение своих соборных определений тем же выражением, свидетельствовавшим их веру в Богодухновенность сих определений. Для наглядного же представления невидимого присутствия на соборе Главы Церкви Господа Иисуса Христа, обыкновенно, на первом месте на столе, вокруг которого восседали отцы, полагалось святое Евангелие, пред которым, как пред лицом Самого Иисуса Христа, истина свидетельствовалась твердо и нелицемерно и о личном произволе, или упорстве в решениях не было помышлений, а все единомысленно преклонялись пред вселенским согласием. Пред таким высоким примером благоговейного отношения к истине, как недостойны должны казаться нынешние притязания римо-католиков, провозглашающих, будто папа, как глава Церкви, выше вселенских соборов, может единолично решать дела Церкви и отменять самые соборные постановления, не спрашиваясь вселенского согласия! Такой гордый произвол папства к чему мог привести, как уже действительно и привел, как только к гибельному отступничеству от православия? История вселенских соборов поучительна для нас еще в том отношении, что она свидетельствует о великой ревности, какою древние христиане и их пастыри одушевлены были в деле охранения истин веры и преданий церковных от всякого произвольного их изменения. Из самых отдаленных стран, терпя всевозможные лишения, целыми сотнями собирались отцы Церкви в назначенные для соборов города, – мужественно противостояли они сильным мира сего, нередко покровительствовавшим еретикам, и готовы были претерпеть все за целость и чистоту православия. Пред лицом сих ревнителей истины Христовой, – да посрамится равнодушие к вере нынешних христиан, проповедующих безразличие в исповедании веры и явно домогающихся дарования полной свободы разным вероисповеданиям провозглашать свои религиозные мнения, как бы ни были они сумасбродны.
Дорожите, братия, драгоценным наследием православия, незыблемо утвержденного на семи вселенских соборах, как на семи несокрушимых столпах. «Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся» (1Кор.16:13) примером Богоносных отцев Церкви. («Воскр. Беседы», 1890 г.).
Даровавший верным поборникам православия благодатную силу восторжествовать в свое время над ересями и расколами, Христос и на будущее время всем нам дал твердое ограждение и опору нашего православия в богодухновенных определениях соборов, на коих, как на несокрушимых столпах, зиждется здание Церкви православной. Сими соборными вероопределениями, как богодарованным орудием, мы и должны отражать всякие попытки суемудренных людей извратить истину православия и отвратить нас от единомыслия церковного. Несомненно должно быть для нас, что, если кто будет говорить противное сим соборным определениям, тот, очевидно, провозглашает ересь и если таковый не вразумляется словом истины, содержимой Церковию православною и утвержденной вселенским ее согласием, то от него, как от еретика, всякий православный христианин должен, по заповеди апостольской, отвращаться. (Тит.3:10).
Отвращаться должно не только сердцем, но и слухом, так как хитрые и ядовитые речи лжеучителей и раздорников церковных, скорее всего могут отравлять души слабых и не искусных в вере, подрывая в них доверие к проповедникам православия. Много ныне противниками истины Христовой распространяется книг, в которых то явно, то под прикрытием проповедуются вредные учения. Много печатается против порядков церковных и священнослужителей также с затаенною целью подорвать доверие к учреждениям церковным и отвлечь христиан от единомыслия в вере и любви с матерью нашею Церковию православною. Опасно да блюдет себя каждый христианин от увлечения проповедуемых в нынешнее время разрушительных учений. Стойте, братия, твердо в союзе церковном и «вся искушающе, добрая держите» (1Сол.5:20). (Сост. по «Воскр. Бесед.», 1892 г., стр. 77).
34. Главные догматы Православной Веры
Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога и егоже послал еси Иисуса Христа (Ин.17:3).
Истинное учение – о Боге и Иисусе Христе, без сомнения, то, которое заключается в Божественном откровении; знает Бога и Иисуса Христа тот, кто принимает и исповедует это самое учение.
Но, братия, откровением пользуемся не мы одни: им пользовался и нечестивый Арий, преданный анафеме святыми отцами первого вселенского собора, в честь которых празднует ныне святая Церковь. Недостаточно знать откровенные истины о Боге и Иисусе Христе, а надобно еще правильно понимать их: ложное понимание, конечно, не послужит к нашему спасению. Когда же мы можем правильно понимать эти истины, без опасности заблуждаться? Не тогда, когда, читая слово Божие, будем сами толковать его каждый по своему, а когда будем разуметь его так, как разумеет и изъясняет святая Церковь. Самые просвещенные и благонамеренные человеческие умы, по одной ограниченности своей, могут заблуждаться в этом, как и во всяком деле, если будут действовать без надежного руководства, а тем более – умы менее просвещенные и благонамеренные: отсюда-то и произошли все ереси и расколы. Потому Господь Бог, сообщая людям Свое откровение, вверил его для хранения не частным лицам, а Своей святой кафолической или вселенской Церкви, которую и поставил быть нашею наставницею в делах веры и которая не может в этом случае погрешать, будучи, по выражению апостола, столпом и утверждением истины (1Тим.3:15). От чего вселенская Церковь не может погрешать в делах веры? От того, что Глава Церкви, постоянно ей присущая, есть Сам Господь Иисус, Который руководит ею и предохраняет ее от всякого заблуждения (Еф.1:22, 23); – от того, что в Церкви обитает Сам Дух Святый, Дух истины, Который и наставляет ее на всякую истину (Ин.14:16, 26). Орудиями, чрез которые Христова Церковь преподает людям свое непогрешительное учение, служат пастыри и учители, которые для того поставляются Иисусом Христом, да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения (Еф.4:14). Вследствие такого устройства Церкви во все времена, как только возникала какая-либо ересь, взоры всех верующих обращались к пастырям и учителям Церкви; предстоятели Церкви – епископы, когда находили нужным, собирались на вселенские соборы, общим голосом обличали ереси и определяли: как должно веровать христианам. И определения вселенских соборов считались голосом самой истины, Самого Иисуса Христа и Духа Святого. Эти-то определения доселе остаются неизменным основанием и руководством для всего учения святой православной Церкви.
Будем же, братия, твердо и неуклонно держаться учения нашей духовной Матери, – святой православной Церкви; будем с живою верою принимать сердцем и исповедовать устами все, что она преподает нам, на основании откровения, об истинном Боге и посланном Им Иисусе Христе, чтобы мы достигли живота вечного. В случаях каких-либо недоумений о предметах веры, обращайтесь к пастырям и учителям Церкви, законно поставленным, и отвращайте навсегда слух ваш от самозваных учителей и пастырей, которые, уклонившись от православной Церкви в ереси или расколы, позволяют себе толковать Слово Божие по своему произволу, и, будучи сами слепцами, увлекают и других несчастных слепцов к вечной погибели. (Из поучений Макария, митр. моск., т. 2-й).
35. Об истинном счастии человека на земле
Вопросом об устроении благополучия и довольства человека на земле постоянно занимались и занимаются люди. Учреждений и мероприятий множество, а счастия все нет на земле, и человек доселе не блаженствует. Видно, что не так, односторонне, берутся за это дело благодетелями человечества именующиеся; они забывают слышанную нами евангельскую истину: Се есть живот вечный, да знают Тебе Единаго истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисус Христа (Ин.17:3).
Человек, по самому существу своему, принадлежит двум мирам – небесному и земному. Ничто на земле не может вполне удовлетворить и насытить его души, предназначенной к жизни небесной. Здесь ей душно и тесно, как телу нашему в тесной комнате с спертым воздухом. Тем более она томится и скучает, чем более стараются привязать ее к земным благам и занятиям. Имея источник жизни своей в Боге, она всеми силами своими и устремляется к Нему, как растение к свету, от Бога жаждет освежения и возбуждения, как иссохшая земля жаждет влаги дождя небесного. В силу такого внутреннего требования души язычники, не имея понятия о Боге, сами изобрели себе богов. Посему-то один древний христианский писатель справедливо называет душу человека по природе христианкою. Вдунувши в человека душу живую по образу Своему, Творец положил для нее неизменный закон общения и единения с Собою. Как ни извращает человек своей природы, – отделаться от своего звания и стремления к высшему и Божественному, никогда однако же не может; в пристрастии к одному земному и чувственному нравственно падает, в падении и мучается нравственно, в таком мучении душевном имеет задаток и начало и вечных своих мучений. Истинный христианин, видя причину своего несчастия в греховных падениях, имеет утешительную надежду на заслуги пред Богом, Отцом Единородного Сына Божия, Своего Спасителя, на восстановление нарушенного грехом союза с Богом, на вечную жизнь с Господом, источником жизни и блаженства. Не дорог для него мир земной сам по себе, а дорога жизнь его души, начинающей здесь свое нравственное развитие для вечной жизни в мире духовном. Не страшны христианину и несчастия, и лишения, и болезни в земной жизни, смотрящему на нее, как на переходное состояние. Страшен ему грех, как хищник, лишающий его духовно-нравственного состояния. Страшно ему ходить вдали от Бога, как в сени смерти вечной, как в преддверии ада.
Учись, христианин, постоянно познавать Бога Творца своего, Господа Иисуса Христа, твоего Спасителя, Духа Святого, Совершителя твоего спасения. Читай как можно чаще Слово Божие и другие книги, его объясняющие. Познавай Бога не умом только, но и всею душою твоею; стремись к общению с Ним в молитве, таинствах, добрых делах. И в ожидании неба будешь всем доволен, за все благодарен, в несчастиях благодушен, всегда покоен, сколько можно быть покойным здесь, на земле. Благочестие христианское, не говоря о блаженстве вечном, необходимо и для земного нашего счастия. Благочестие на все полезно есть, обетование имущее живота нынешняго и грядущаго (1Тим.4:8). («Воскресныя Беседы», 1892 г., стр. 86).
