Источник

А

Адамашка, одамашка

Адамашка, одамашка (дамашка) – сорт камки, которая, как видно из названия, первоначально привозилась в Европу из Дамаска. По Торговой книге XVI–ХVІІ столетия «адамашка не линяет, узор мелок на ней, тонка; аршин купят

; по ценности она ниже других сортов, кроме соломянки, которую покупали

за аршин»1. Употреблялась адамашка на разные принадлежности утварей и одежд не слишком нарядных. «Ферези подпушены камкою желтою одамашка. –Телогрея камка адамашка мелкотравная; шолк ал да бел». – «Над кроватью небо камка одамашка бела, в нем камки 7 арш. без 2 вершк.; внутри под верхом застенок, в нем камки одамашки белой 5 арш.; в головах завесь камка одамашка же бела»2.

Азям

Азям – мужская верхняя одежда с узкими рукавами, простиравшаяся до колен или несколько выше, со сборами назади, с пуговицами и петлями напереди для застегивания. Полагают, что Русские переняли эту одежду от Татар; название ея показывает, что первоначально пришла она с Востока: слово азям образовалось из Араб.

аджям иноземщина, Персы. Азямский или азямный – Персидский. В записке купчины Московского гостя Котова «О ходу в Персидское царство» читаем: «платье Персы и Кызылбаши3 носят кафтаны озямные киндячные и дорогильные и кутняные4». В описи пожитков Бориса Федоровича значится «кафтан озямской отлас зелен, кружки золоты с шолки с розными; подложен дороги багровы5». – В описи имущества князей Голицыных значатся: «азям камка Китайская, цвет таусинной, по ней травы золотныя розных шелков; подложен камкою луданою зеленою; пугвиц нет; цена 4 руб. – Азям Китайской, по таусинной земле травы золотныя розных цветов; подложен тафтою осиновою»6.

Аксамит, оксамит

Аксамит, оксамит – золотая или серебряная ткань с травами и разводами, плотная и ворсистая как бархат7. В польском aksamit и значит бархат. Нет сомненья, что название этой ткани образовалось из Греческого ἐξάμετον, от которого можно производить и Немецкое sammet. Это дорогая ткань давно была известна Русским; но, по высокой ценности своей, она не могла быть в большом употреблении8. Об аксамите упоминается в Слове о полку Игоревом: «помчаша (Русичи) красныя девкы Половецкыя, а с ними злато и паволокы, и драгыя оксамиты»9. В Летописи, под 1175 годом: «ты ныне в оксамите стоиши, а князь наг лижит»10. Аксамитный значит сделанный из аксамита: «опошень отлас золотной, розвод шелк червчет, по нем травы золоты, аксамитныя»11.

Аксамиченный

Аксамиченный – сделанный как аксамит, на аксамитное дело. «Бархат Виницейской золотной, травы шолк ал, в травах аксамичено золотом и серебром. – Отлас золотной по червчатой земле, оксамичен. – Розвода и травы оксамичены золотом. – Образцы оксамичены золотом. – Вошвы по таусинному бархату шиты золотом и серебром с шолки на аксамитное дело»12.

Алам, олам, олом

Алам, олам, олом. 1) Серебряная, вызолоченная бляха, кованая или чеканная. На бархатную накладную шубку царевне Ирине Михайловне (1636 г.) были «нашиты аламы кованы серебряны, золочены, обнизано около аламов жемчюгом»13. У царицы Агафеи Семеновны была бархатная распашная шубка «с аламами серебряными, золочеными чеканными; жемчюг, которой около тех аламов был обнизан, вес снят и пугвицы отняты в хоромех у государыни царицы, и от ожерелья нижний алам отнят в хоромех же… С сей шубки аламы все, щетом сорок шесть мест, весу в них 12 фунтов 83 золотника, сняты и отданы в Серебряную палату, на оклад образа Богородицы, что в церкви на потешном дворе»14 . 2) Вырезок ткани, низанный жемчугом с каменьями. В 1675 г. ноября 20, по царскому указу, велено послать князю К. М. Черкасскому «шапку бархат золотной с петли да ферезею бархатную золотную на соболях с аламы, низаными жемчюгом; и указано те петли и аламы делать великой государыни царицы в хоромех верховым мастерицам»; на это дело куплены в серебряном ряду две кисти жемчугу, ценою на 658 руб. 28 алт. 2 деньги; и декабря 5 «от великого государя с верху снесены четыре алама низаны по таусиному шолку по бели с канителью; а сколко на те аламы из того числа пошло жемчюгу, того неведомо»15. В одной рядной записи XVI или нач. XVII столетия записаны: «четыре алама ферезейные, низаные, прорезные, на красном бархате болшой жемчюг; – десять оламов низаных по вишневому отласу»16. Для украшения одежд аламы обнизывались жемчугом и пришивались к ним на переде, на плечах и назади, вместе с круживом. Великий князь Иоанн Данилович Калита в своей духовной (1328 г.) писал: «что есмь нынче нарядил 2 кожуха с аламы с жемчугом, а то есмь дал меншим детем своим Марьи же Федосьи ожерельем»17. На бархатную шубку царицы Марьи Ильиничны (1648 г.) было «нашивано круживо с оламами, около оломов низано жемчюгом»18. В описи казны царевича Алексея Михайловича «четыре аламы низаны жемчугом с каменьем и с завязки тканы в столбец золото с серебром, варворки низаны жемчугом»19.

Карамзин говорит, что аламами назывались наплечки с застежками20. Но в духовных завещаниях русских князей наплечки отличаются от аламов; напр. в духовной в. князя Иоанна Иоанновича (1356 г.) сказано: «дал сыну своему Ивану … алам жемчужный; наплечки золоты с круги, с каменьем с женчуги; алам малый с женчуги, что ми дала княгини Марья»21. В. кн. Дмитрий Иоаннович (1389 г.) завещал сыну своему кн. Петру «пояс золот с калитою да с тузлуки, да наплечки, да алам»22. – Д. И. Языков говорит, что алам Татарское испорченное слово, собственно халом; но не объясняет его значения23. – Висковатов считает аламы нашивкой24. В Древностях Российского Государства аламами называются в одном месте наплечки, в другом – стоячий воротник или козырь, а в третьем – вообще воротники, стоячие и лежачие25. – У Вельтмана алам – накладной воротник или ожерелье пристяжное26; а у И. Е. Забелина: «аламы или образцы большие запаны, полагаемые на ездовом платье, напр. на ферезее, на чуге, один на груди, другой на спине, а остальные по плечам; на них изображались орлы, львы, инроги, грифы». Там же: «наплечки вероятно тоже, что и аламы»27. В другом месте: «круживо (у шубок) особенно по передам украшалось аламами, большими круглыми бляхами из басменнаго золоченаго серебра»28. По указанию В. В. Вельяминова-Зернова, слово алам Арабско-Татарское: алам знак, значок, знамя, нашивка на платье и вообще всякий признак, составляющий отличие одного предмета от другого. Значит также образец.

Алебарда, олебарда

Алебарда, олебарда. См. Бердыш. Название этого оружия алебардою образовалось из Араб альхарба, имеющего значение копья, преимущественно короткого, дротика. Средненемецкое helmbarte.

Алмаз

Алмаз – «всех черствие камений и крепчае, треска не иметь никакая». См. Камни.

Алтабас

Алтабас – ткань по золотной или по серебряной земле с серебряными или золотыми узорами. «Алтабас по золотной земле травы, кубы серебряны. – Алтабас по серебряной земле травки, листочки золоты». – Название алтабаса производят одни от Турецкого алтун золото и бязь ткань29; другие от Арабского эл-дыбачь30. То и другое указывает на первоначальный вывоз этой драгоценной ткани с Востока. Алтабас употреблялся на платна, зипуны, вошвы для летников, на телогреи, шапочные верхи, рукава, башмаки и др.31. Алтабасный сделанный или сшитый из алтабаса: «Зипун алтабасный; обнизь алтабасный, золотная»32.

Амагиль, омагиль

Амагиль, омагиль – дорожный сосудец – золотой, серебряный, хрустальный, раковинный; фляжка, натруска (для пороха). Носилась на перевязи. «Перевезь алмазная с амагилью золотою. –Амагиль золотая с каменьи. – Амагиль серебрена, золочена с орлом, в ней часы»33. Омагиль серебрен, резан травы. – «Омагиль серебрена, невеличка, травы резаны казанския, золочены, на покрышке в гнезде камень червец»34.

Арефедь. См. Рефедь.

Аркобуз. См. Самопал.

Армяк, армячок, ормяк, ормячок

Армяк, армячок, ормяк, ормячок – комнатная одежда халатного покроя из тонкой или толстой шерстяной материи (армячины), с завязками (от 8 до 12) на вороте и на боковых прорехах у подола. Армячки подпушались шелковой материей; украшались круживом и образцами. Персидское

урмяк означает платье из грубой шерстяной ткани, а в Бухаре – материю из верблюжьего волоса35. «Ормячок тонкое полотенце; на нем круживо Немецкое… на вороту и на прорехах 14 образцов»; у другого ормчка «12 завязок». – «Ормяк толстой, бел, Ординской»36.

Арчак

Арчак – (Татарское

ангырчак собственно седелка) деревянный седельный прибор, остов седла. Он обтягивался кожей, сукном, бархатом, парчой; иногда украшался камнями, преимущественно бирюзой37. У князей Голицыных были: «арчаг, оправа серебряная сканная с винифтью; подушки и крылца бархат рытой зеленой, кольца и ввяски серебряныя, золочены; тебенки и крылца того ж бархату; кругом крылец и тебенков галун серебряной; снасть тесма цветная шолковая, наконешники серебряныя; стремена медныя, золоченыя. Цена 30 руб. – Арчаг, подушка и крылца, и тебенки, и луки и известь бархат червчатой, шиты волоченым золотом; огиби и ввяски серебряныя, вызолочены; снасть тесмы цветныя шелковыя; стремена медныя, золочены. Цена 30 р. – Арчаг Турецкой, луки высокия, оправа серебряная с бирюзами, золочена; напои золотые в яшмах с искры яхонтовыми; на луках 8 яшм с искры яхонтовыми ж; подушка и крылца шиты по бархату червчатому пряженым золотом и серебром; под ними войлоки, на войлоках опушка тафта рудожелтая; крылца бархат червчатой, шиты волоченым золотом и серебром; подпруги гарусные широкия; стремена железныя, насеканы золотом и серебром»38.

Атлас, отлас

Атлас, отлас – (Араб.

атлас значит гладкий) шелковая глянцевитая гладкая ткань. Атласы были Венедицкие или Виницейские, Кызылбашские, Китайские, Турские, Немецкие; одноцветные, разноцветные, золотные, аксамиченные, с разными узорами. В начале XVII столетия аршин атласа с золотом ценился в 40 алтын39. В приходной книге 1645 г. записано, что 29 сентября, на другой день после венчания царя Алексея Михайловича царским венцом, Вологодский архиепископ поднес ему, между прочим: «отлас золотной двойной, по серебру шитье золото, мерою 9 арш. 6 вершк., цена 35 руб.; отлас золотной по червчатой земле, мерою 9 арш. 1½ верш., цена 35 руб.; отлас гладкой ал, мерою 10 арш. без чети, цена по 30 алт. аршин»40. Из атласа делались: платна, опашни, кафтаны, ферези, чюги, зипуны, шубы, шубки столовые, летники, телогреи, подлатники, тафьи, кики, шапки, полки (поля) у наурузов и шляп, рукава, рукавицы персчатые, штаны, подолники у летников, подпушки у чюг и телогрей, чулки, чеботы, башмаки, одеяла, гривы у одеял, наволоки на постелях, изголовьях и подушках, завесы у постелей; по атласу вышивали и низали ожерелья, запястья, вошвы, нашивки и т. п.41.

* * *

1

Торг. кн. 1575–1610 г. ркп. гл. 217, л. 65 об.

2

Описан. кн. 97 г. № 665 и 150 г. № 679. –Забил. Дом. быт Рус. нар. т. I. стр. 486 и 487.

3

Тур.

Кызыл баш знач. красная башка. Так, по свидетельству Мальком, Турки стали называть Персов со времен Аббаса Великого.

4

Времен. Моск. Общ. Ист. и Древн. Рос. М. 1852. кн. XV. отд. II. стат. 2. стр. 19.

5

Описан. кн. 97 г. № 665.

6

Оп. ими. кн. Голиц. столб. 68.

7

Инок Сименон Суздальский, в своём описании путешествия в Италию в 1437 году, между прочим, замечает, что во Флоренции «делают камки и аксамиты со златом». Сахар. Путе. Рус. людей. СПб. 1839. ч. II. стр. 105. У нас до сих пор известны бархаты Флоренские.

8

Просев. Савва, основываясь на древних описях Патриаршей Ризницы, говорит, что «до половины XVII столетия не было у нас ни одного святительского облачения из этой дорогой ткани». Указат. для обзора. Пётр. Риз. М. 1858. поясню. слов. стр. 2.

9

Рус. доступам. ч. III. М. 1844. стр. 50.

10

Лето. по И пат. см. изд. 1871. стр. 401.

11

Вех. сосуд. стр. 353 и мн. др.

12

Описан. кн. 97 г. № 665 и 190 г. № 140. – Вывеси. кн. 137 г. № 127. – Переписи. кн. 191 г. № 145 и 189 г. № 148.

13

Кроил. кн. 144 г. № 771.

14

Пере. кн. 189 г. № 148.

15

Дополни. к Акт. истёр. т. VII. стр. 46–47.

16

Зап. Археол. Общ. СПб. 1865. т. XI. стр. 592.

17

Собр. сосуд. грам. и догов. М. 1813. ч. I. стр. 32.

18

Кроил. кн. 156 г. № 990.

19

Вельтман Моск. Ору. Пал. Слов. стр. 1.

20

Ист. Сосуд. Рос. т. IV. прим. 325.

21

Собр. Сосуд. грам. и догов. ч. 1. стр. 40.

22

Там же, стр. 61.

23

Энциклик. Люкс. изд. Полшара. СПб. 1835. т. I. стр. 398.

24

Истории. Опус. од, и вооружи. ч. I. СПб. 1841. прилож. стр. XXVII.

25

Древн. Рос. Сосуд. Отд. IV. стр. 9, 47 и 64.

26

Моск. Ору. Пал. Слов. стр. 1 и 2. – Древн. Рос. Сосуд. Отд. IV. стр. 64.

27

Зап. Им. Археол. Общ. т. V, стр. 103–104.

28

Дом. быт Рус. нар. т. II. стр. 364.

29

Сенков. Энциклик. Люкс. СПб. 1835. т. II. стр. 21. – Савельев Мухаммед. нудизм. СПб. 1847. стр. CCXVI.

30

Вельтман. Моск. Ору. Пал. Слов. стр. 2.

31

Переписи. кн. 181 г. № 145 и 189 г. № 148. – Вех. сосуд. стр. 643: «платно царское антабус золотной. по нем короны серебрены».

32

Вех. сосуд. стр. 217, 622 и др.

33

Вех. сосуд. стр. 285, 286, 340.

34

Описан. кн. 97 г. № 665.

35

А. Бёрнс. Путе. в Бухару. ч. III. М. 1849. стр. 254.

36

Описан. кн. 97 г. № 665. – См. еще опись домашнее. ими. царя Ивана Васильевича во Времен. Моск. Общ. Ист. и Древн. Рос. М. 1850. кн. VII. Отд. III. стр. 9, 18, 32.

37

Истории. опус. од, и вооружи. ч. I. стр. 31.

38

Опус. ими. кн. Голиц. столб. 143–144.

39

Ист. Гос. Рос. т. Х. прим. 426.

40

Вест. Евр. 1827 г. № 15. стр. 163.

41

Описан. кн. 97 г. № 665; 190 г. № 140 и 150 г. № 679. – Вывеси. кн. 137 г. № 127. – Переписан. кн. 148 г. № 678; 181 г. № 145 и 189 г. № 148.


Источник: Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. Bac. 0стр., 9 лин., № 12. 1896г.

Комментарии для сайта Cackle