Источник

Ездра

Ездра (עֶזְרָא = помощь, помощник; Ἕσδρας; Esdras; Ездра; L: Esra):

а) Неем.12:1, 13, 33. – Из глав священников, возвратившихся из плена Вавилонского вместе с Зоровавелем и Иисусом (сн. ст. Неем.12:7, 31–34).

б) 1Ездр.7:1... 10:1... Неем.8:1, 4–6, 13, 9:6, 12:26, 36. 2Ездр.8:1, 88. 9:1, 7, 16, 39. 3Ездр.1:1, 2:10... – Ученый священник, сын Сераии, сына Азарии, сына первосвященника Хелкии, жившего во дни царя Иосии, из рода и потомства Финееса, сына Елеазара, сына Ааронова (1Ездр.7:1–5). Он жил в Вавилоне в царствовании Артаксеркса Лонгимана, царя Персидского. Предварительная история его неизвестна. Неизвестно имела ли здесь влияние на царя Есфирь, супруга его, иудеянка, иди Ездра сам своими заслугами обратил на себя внимание царя, только Ездра заслужил особенную доверенность у царя, и был уполномочен от него: препроводить оставшихся иудеев, по их желанию, в Иерусалим, доставить туда дары и приношения от царя и народа для Храма, требовать от царских чиновников из государственных доходов необходимого количества денег и других вещей на издержки жертвоприношения, и чтобы ни на кого из священников, левитов и нефинеев, служащих при Храме. не было налагаемо никаких повинностей и податей, наставлять народ в Законе Божием и наблюдать за сохранением закона и порядка в народе, поставлять судей и судить и наказывать преступников по своему благорассуждению (1Ездр.7). Прибыв благополучно в Иерусалим и сдав священникам при Храме все сосуды и пожертвования, он вступил в отправление своего служения, и весьма много содействовал к водворению благоустройства и порядка в народе и к сохранению Закона Божия в чистоте его. Узнав о супружестве многих с иноверными, он явил здесь всю свою ревность по Боге и закону Его, и обязал народ и священников клятвой – оставить незаконные супружества, и тогда более ста супружеств было расторгнуто (гл. 1Ездр.9, 10). Но далее о нем ничего не говорится до 20-го года царствования Артаксеркса, до прибытия в Иерусалим Неемии (Неем.2:1, 5:14), и потому думают, что он в это время опять был в Персии, и при Неемии снова прибыл в Иерусалим. Об участии его в восстановлении стены Иерусалимской, восстановленной особенным попечением Неемии (Неем.2, 3, 4, 6), не говорится; но при освящении ее о нем говорится ясно (Неем.12:26... 36), и при этом ясно дается видеть, что, вместе с Неемией, искореняя разные злоупотребления, он особенно старался об утверждении и возвышении благочестия в народе и о наставлении и вразумлении его в законе Божием. Для этого в праздник Новолетия и Кущей (Неем.8:1–18), закон читан и объясняем был всенародно, и в 24-ый день седьмого месяца, после поста, молитвы и чтения закона, весь народ дал клятву исполнять все заповеди закона до мадейших обрядов (Неем.8, 9, 10). После этого, в 32 году царствования Артаксеркса, Неемия должен был возвратиться на некоторое время в Вавилон (сн. Неем.5:14, 13:6), и так как в это время, равно как и по возвращении Неемии оттуда опять в Иерусалим, об Ездре более не упоминается, то думают, что он или умер, или возвратился опять в Вавилон до этого времени. Флавий пишет, что он, достигнув глубокой старости, скончался в Иерусалиме и здесь великолепно погребен до Елаисива и до правления Неемии (Древн. К. XI. гл. 5. § 5). Но в Св. Писании ясно говорится, что Ездра жил и при Елиасиве и во время правления Неемии в Иерусалиме (сн. Неем.3:1, 8:1–6, 9 и пр.). По преданиям иудейским, он умер при возвращении из Иерусалима к царю в Персию и там погребен на границе Персии, на нижнем Тигре, где доныне находится и гробница его (Вениам. Туд). Библ. Ист. Филар. Пер. 9-й: подвиги Ездры и Неемии. Herz. IV. p. 168–170.

Великие подвиги Ездры и самопожертвование, с каким он посвятил себя благу отечества, были причиной того, что ему впоследствии приписывали славу многих весьма важных дел. Ему приписывали учреждение великой Синагоги, но это историей не подтверждается. Ему многие приписывали введение халдейских письмен вместо еврейских, которые остались у самарян; также начало вокализации и пунктуации еврейского текста; но как первое составляет еще не решенный вопрос, так последнее, несомненно, принадлежит позднейшему времени (сн. Указ. к Пятокн. и Крат. обз. евр. яз. Власт. 1877 г. стр. 18 и д.). Многие также, основываясь на свидетельстве 3-ей книги Ездры (3Ездр.14), думали, что книги Св. Писания, истребленные при разрушении и опустошении Иерусалима, вновь написаны Ездрой по особенному вдохновению Божию, но невероятно, чтобы священники, левиты и князи народа не сохранили такой книги, на которой утверждается их вера и все общественное благоустройство и благосостояние, и притом известно, что во время плена Даниил читал Закон и Пророков (3Ездр.9:2, 11...), и писатель книг Царств и Паралипоменон, без сомнения, имел пред собой писания древних святых мужей и дееписателей, при составлении своих летописей. Для нас более заслуживает внимания приписываемое ему собрание и совокупление священных книг в один состав. Известно, что любовь в народе Божием к слову Божию никогда не могла совершенно погаснуть по самым заветам Божиим (Втор.6:6–9, 11:18–20), особенно при благочестивых царях и пророках (сн. Пс.118:14–16, 24, 103–105. 2Пар.17:7... гл. 2Пар.29–30. 4Цар.22:8, 23:3. сн. Флав. Прот. Апиона К. 1 гл. 8). Во время плена она возбуждалась и поддерживалась пророками Иезекиилем и Даниилом. По возвращении из плена при общей ревности к восстановлению закона и порядка в отношении религиозном и гражданском, она возбудилась тем с большей силой (Неем.8), и простиралась не на закон только Моисеев, но и на Пророков (Дан.9:2. сн. 2Пар.36:2–22. 1Ездр.1:1), и на священное псалмопение (1Ездр.3:10–11. сн. Пс.136). Отсюда потребность иметь Слово Божие в его целости, чистоте и совокупности не могла не ощущаться теперь всеми. Этой потребности всего лучше мог удовлетворить Ездра (1Ездр.7:10... сн. Неем.8). Поэтому не без основания вместе с последними пророками, ему преимущественно приписывают окончательное соединение Ветхозаветных Книг в один состав. Ему же надобно приписать и исправление поврежденных их списков и некоторые встречающиеся в них объяснения и дополнения. В соединении Св. Книг, вероятно, участвовал и Неемия(2Макк.2:13). Во времена И., сына Сирахова, они составляли уже одну книгу; ибо после указания на священных писателей других книг и на известнейших 4-х пророков, он упоминает и о 12-ти, разумея, конечно, под этим 12-ть меньших пророков (Сир.49:10), которыми заключаются священные книги ветхозаветные. Ездре приписывают еще написание 3-ей и 4-ой кн. Царств и книг Паралипоменон. Первые из этих книг, как показывают частые указания в них, составлены из древнейших исторических повествований некоторых святых мужей; а находящиеся в них халдейские названия месяцев показывают, что они писаны не прежде пленения Вавилонского. Последние также собрания из древних писаний, и как содержанием своим вообще, так в особенности своим окончанием, ясно дают видеть, что они – труд книжника и священника Ездры (2Пар.36:22–23. 1Ездр.1:1–3). – Под именем Ездры особенно известны в Св. Писании три книги: первая, вторая и третья Ездры. В первой книге Ездра сначала описывает возвращение иудеев из плена Вавилонского, как об этом сказано в конце последней кн. Парал. Потом пишет о числе возвратившихся из плена и поселении их в городах иудейских, как об этом сказано в 7-ой главе Неемии. Затем с 3-й главы и до 6-й говорит о сооружении жертвенника и основании Храма, и затем о тех событиях, которые были при Аггее пророке. Наконец, повествует о своем прибытии в Иерусалим и о своих подвигах, предпринятых им для восстановления порядка церковного и гражданского. Книга эта постоянно считалась канонической книгой В. Зав. – Вторая книга Ездры, существующая на греческом, по Вульгате третья Ездры, а по Ватиканскому списку первая Ездры, повторяет содержащееся в первой книге Ездры, и в книге Неемии, с некоторыми изменениями и прибавлениями; и кроме того в начале в ней помещается часть из книги Паралипоменон (напр. 2Пар.35, 36 и 2Ездр.1), и в 8-й и 4-й гл. излагается еще повесть о препирательстве трех телохранителей царя Дария о том, что всего сильнее (гл. 3 и 4). Книги этой нет на еврейском языке, а только на греческом, и она не причисляется к кн. каноническим; но на нее указывают многие древние отцы и учители Церкви, напр. Климент Александрийский, Ориген, Киприян, Бл. Августин, св. Афанасий В. и др. – Что до третьей книги Ездры (по латинской Библии – это четвертая), то она, в виде откровений, изображает смотрение Божие о Церкви Иудейской и говорит о пришествии Мессии и о последнем суде, и весьма обильна христианскими истинами. См. напр. 3Ездр.2:38–47, 7:28–35, 43–45 и др. Книга эта дошла до нас на латинском языке, и славянский перевод и русский сделаны с латинского. В еврейском и греческом ее нет. В новейшее время открыты еще арабский и эфиопский ее текст. Из сличения этих переводов и различных древних списков латинского ее текста видно, что она состоит из двух книг или частей. Первую составляюсь главы – с третьей по четырнадцатую. Часть эта есть и в латинском, и в арабском, и в эфиопском тексте, и есть очевидные доказательства, что латинский перевод ее сделан с греческого. Греческие церковные писатели пользовались ей и заимствовали из нее свидетельства на греческом языке; и существует еще свободное подражание этой книге на греческом языке. Но греческий текст ее нельзя признать первоначальным. Находят довольно признаков, что она первоначально написана была на еврейском языке, подтверждая это и самым содержанием ее. Содержанием ее служат откровения и видения из другого мира, в которых, по случаю различных вопросов и недоумений Ездры, возвещаются ему сокровенные пути Божии касательно значения иудейского народа и судьбы его, касательно Мессии и Его царства, и касательно загробной жизни, и потом повествуется о чудесном восстановлении священных книг Ветхозаветных Ездрой. Но возвещаемые здесь сокровенные пути Божии не превышают ограниченных понятий иудейских об этих предметах, и потому написание этой части приписывают иудейскому писателю, и время написания ее относят или к концу дохристианской эры, или к началу христианской. – Что касается до второй части, то ее составляют две первые и две последние главы книги Ездры (т. е. 1 и 2 и 15 и 16). Главы эти дошли до нас в одном только латинском переводе. В арабском и эфиопском их нет, так как не видно ни одного указания на них и в греческом свободном подражании книге Ездры. Они, по всей вероятности, перевод с греческого, как-то показывают и ясность, и точность перевода, и многие слова греческие, оставленные непереведенными, и состав длинных периодов, свойственный греческому языку, и другие признаки. Часть эта особенно обильна христианскими истинами. Здесь после родословия Ездры представляется обличение иудеев за их неблагодарность к Богу, за их нарушение закона Его и уклонение к чужим богам; ясно и открыто возвещается отвержение Израиля и призвание язычников в царство Мессии; намекается на явление Мессии уже совершившееся; завещается благодать и слава людям грядущим, которые, не видев Господа, уверуют в Него, обещается им царство Иерусалимское, обещанное Израилю и блага вечные, духовные, вечное прославление и блаженство; внушается им бодрствовать и не ослабевать, творить дела милосердия и избегать тени века настоящего; указывается на число запечатленных на вечери Господней чад Сиона и возложении венцев на главы их самим Сыном Божиим (гл. 1 и 2); наконец, в последних двух главах, возвещаются ужасные бедствия, имеющие постигнуть людей и всю землю за осквернение земли нечестием, за умножение неправд и беззаконий, за пролитие крови праведных и избиение избранных Божиих. Бедствия эти возвещаются всем народам, и Египту и Вавилону, и Азии и Сирии, и всей земле, и внушается верным пребывать твердыми в вере среди этих испытаний и не подражать неправде и делам ее; ибо еще немного, и неправда будет удалена с земли, и тогда воцарится правда. «Не бойтесь и не сомневайтесь, ибо вождь ваш – Бог». Часть эта, очевидно, принадлежит христианским временам, и время происхождения ее надобно относить или к самому концу первого века, или ко второму веку. См. Библ. Ист. Фил. Пep. IX: Просв. и св. кн. Евр. Сн. о 3-ей кн. Ездры М. Шаврова, Спб. 1861 г. Herz. ХII. р. 310–812.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle