Источник

Бесноватый

Бесноватый, бесноватые (Δαιμονιζόμενος, δαιμονιζόμενοι, δαιμόνια ἔχοντες; daemonium habens, daemonia habentes; бѣсный, бѣснующійся): Мф.4:24, 8:16, 28, 9:32, 12:22. Мк.1:23, 32, 5:2, 6:13,. 9:17, 16:17. Лк.4:35, 9:39, 11:14. Ин.10:20–21. и др. – Под именем бесноватых разумеются люди, одержимые злыми духами. Те, которые не хотят признавать бытия злых духов и их действий на душу и тело человеческое, не хотят допускать и бесноватых в собственном смысле, а полагают, что под ними надобно разуметь больных, страждущих лунатизмом, или помешательством ума, или другими тяжкими болезнями, соединяющимися с расстройством умственных способностей; что иудеи обыкновенно все таковые болезни приписывали влиянию злых духов, и что Господь, говоря о бесах, приспособлялся только к понятиям иудейским. Но а) Св. Писание, говоря о разных больных, ясно различает бесноватых от лунатиков, сумасшедших, эпилептиков, страждущих падучей болезнью, прокаженных и других больных. См. напр. Мф.4:24, 9:32. Мк.1:34. Лк.7:21, 8:2 и др. – б) бесноватым в Св. Писании приписываются такие действия, которые обыкновенным больным несвойственны; напр., они знают, что Христос – Сын Божий; И. Христос с ними разговаривает, и они Ему отвечают; Христос им повелевает молчать или выйти из человека, и они повинуются Ему (Мф.8:28 и д. Мк.1:24, 34, 5:3. и д. Лк.4:35, 8:27 и д.); бесы, по выходе из людей, ищут места покоя, и не нашедши, думают о возвращении в прежнее жилище, и там поселяются, приемля в свое сообщество других, злейших духов (Мф.12:43–45. Лк.11:24–26); бесы, по выходе из Гадаринских бесноватых, входят в стадо свиное, и все стадо погибает в море: все это такие действия, которые никакой обыкновенной болезни несвойственны, и никакой обыкновенной болезнью обяснить их нельзя (Мф.8:31–32. Мк.5:13. Лк.8:33). – в) И. Христос и апостолы постоянно принимают бесноватых за истинно бесноватых, т. е. действительно одержимых злыми духами, и нигде ни малейшего не подают повода думать, чтобы это были только мнимо бесноватые, и чтобы действия их происходили не от влияния злых духов, а – или от телесной какой-либо болезни, или от расстройства душевных сил – воображения, рассудка, и т. под. – г) И. Христос изгнание злых духов часто представляет, как особенное доказательство Божественной своей силы и власти. Когда враги говорили о Нем, что Он силой Веельзевула, князя бесовского, изгоняет бесов, то Он со всей ясностью показал им нелепость такого их мнения, сказав, что тогда, значит, сатана восстал против самого себя, и его царство разделилось, и не устоит более; и далее прямо сказал, что изгнание Им бесов есть самое очевидное доказательство, что Он силой Духа Божия изгоняет бесов и потому приписывание сего великого чуда действию князя бесовского есть самый тяжкий грех против Духа Божия, грех, который не отпустится ни в сей век, ни в будущий (Мф.12:25 и д. Лк.11:17 и д. – д) Принимать здесь слова и действия Христа за одно приспособление к ложным понятиям и предрассудкам, иудейским не позволяет и чистота, и высота Божественного характера Христа. Если бы это были только иудейския понятия, то Господь, пришедший возвестить истину, и прямо обличавший предрассудки и заблуждения человеческие, не мог бы не обличить в этом иудеев, или, по крайней мере, не мог бы не открыть этого заблуждения апостолам; но Он не только не разуверяет в этом иудеев, а утверждает их, как в действительной истине (Мф.12:24–29), и не только не говорит апостолам, что духов нечистых нет, и что это одно заблуждение, напротив, преподает правила, как изгонять их (Мф.17:21. Мк.9:29). – е) Так же говорили и учили об этом предмете и св. апостолы; см. напр. Деян.10:38, 16:16. и др. И это тогда, когда уже они получили Духа Святого, который наставлял их на всякую истину. – ж) Наконец, так понимали это все Отцы Церкви и все Христиане и вся Церковь от самых времен апостольских, т. е. понимали, что бесноватые действительно одержимы были злыми духами. См. Догм. Бог. Филар. Черн. Ч. 1. 1864 г. стр. 281–282. Толк. Ев. Мих. на Мф. 1870 г. стр. 62–63. Ackerv. Archaeol. Bibl. 1826 ап. p. 232–234.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle