Мирра или Смирна
Мирра или Смирна מֹר עֹבֵר ,הַמֹּר ,מוֹר, מֹר־דְּרוֹר; σμύρνα, Μύρρα, σμύρνα ἐκλεκτή; V: Myrrha; Смѵрна избранная, Мѵро, Смѵрна; L: Myrrhen, die edelste Myrrhen): Исх.30:23. Песн.1:2, 3:6, 4:6, 14, 5:1, 5. Ecф.2:12. Ин.19:39. – Мирра – это благовонная смола бальзамного дерева мирры, растущего особенно в Аравии и эфиопии, но не в Палестине, которое древние, по неимению собственного наблюдения над ним, описывали не совсем согласно. Название свое это дерево и смола его имеет от истечения: מֹר, также מוֹר – от מָרַר = капать, течь каплями, מֹר, Mvrrha = капля, истечение из подобного акации некоего дерева мирра. Смола эта, сначала масляная, потом, сгущаясь, получает вначале желтовато-белый цвет, и потом, отвердевши до жесткости, становится красноватой. Она частью сама собой вытекала из дерева, и это был самый драгоценный сорт ее (Исх.30:23), означаемый в Песни песней מֹר עֹבֵר ,מָר־דְּרוֹר = сама собой вытекающая мирра, у Плиния (H. N. XII, 15. 35) называемая στακτή, y LXX и Сираха (Сир.24:17) σμύρνα ἐκλεκτή, в Вульгете: Mvrrha probatisiina; частью добывалась посредством надрезывания коры дерева, и была разных сортов; была и поддельная, составлявшаяся из подобной смолы разных других дерев. Она употреблялась в древности частью для составление священного мира, для священного помазания (Исх.30:23), частью для благоухания и окуривания (Песн.3:6), частью для спрыскивания одежд и спален (Пс.44:9. Притч.7:17), частью для натирания и намащения тела (Ecф.2:12), частью как врачество (Herod. VII, 181), частью, наконец, для бальзамирования и помазания тел умерших (Ин.19:39). Иногда смешивали и вино со смирной (Мк.15:23). Между дарами волхвов или мудрецов восточных, приходивших на поклонение Младенцу Иисусу, была и смирна (Мф.2:11). В переносном смысле смирна означает особенную прелесть и превосходство царственного жениха и его невесты (Пс.44:9. Песн.3:6, 4:14). Zell. 2. р. 164. Herz. X. р. 141–142. Rosenm. на Исх. 30, 23. Ges. р. 613. Fursts 1. р. 781.