Источник

Искупитель, искупление

Искупитель, искупление גְאֻלָה ,גֹּאֵל); ’Εξαγοράζων, Λυτρωτής, Ρύστης, Ιλαστής, λύτρον, λύτρωσις, ἀντίλυτρον, ἀπολύτρωσίς и пр.; Redemtor, Expiator, redemtio, expiatio, и др.; Избавитель, Искупитель, Спаситель, избавленiе, очищенiе, оправданiе, искупленiе, примиренiе и пр; Лют. Erlöser, Erlösung и др.): Иов.19:25. Ис.53:4–7, 59:20. Дан.9:24; Пс.18:15. Mф.20:28. 1Пет.1:18. 1Ин.1:7, 2:2. Рим.3:23–25. 1Кор.1:30. Гал.2:20–21, 3:13. Еф.1:7. 1Тим.2:5–6. Кол.1:14. Тит.2:14. Евр.2:14–15, 9:12. Откр.5:9. и др. – Под словом Искупитель в указанных здесь, равно как и в других подобных местах, разумеется Господь наш И. Христос, и под словом искупление – искупление рода человеческого от греха, проклятия и смерти Его вольными страданиями и смертью. Вера в это искупление восходит к самым первым временам и существовала в роде человеческом во все времена. Все народы сознавали виновность свою пред Богом и нужду загладить свои грехи пред Ним – и вот во все времена приносились жертвы Ему за грехи человеческие. Все эти жертвы были прообразованием жертвы Христовой; сами по себе они не могли искуплять от грехов (Евр.9:9–10, 10:1–4, 11). В них древние выражали свою веру в обещанного Избавителя, который, подобно жертвенному агнцу, имел принести себя в жертву за грехи мира (сн. Евр.11:4, 6, 1Петр.1:19–20). Искупление и очищение от грехов наших в Св. Пис. поставляется в такой тесной связи со страданиями и крестной смертью Господа, что, если бы оно могло достигаться другими средствами, то Христос умер бы напрасно (Гал.2:21); что и самые жертвы и служение священства Ветхозаветного сами по себе не могут искуплять и очищать от грехов и вечного осуждения .(Евр.10:11, 4, 1–2, 9:9); что искупление от грехов и спасение приобретается только живой верой в смерть Спасителя; что в одной искупительной смерти Его наша жизнь и спасение (Ин.6:51, 53–58). Смерть И. Христа, поставляется в Св. Писании в таком же отношении к нашему искуплению, в каком находится пища в отношении к сохранению телесной жизни (Ин.6:51), умирающее в земле зерно – к будущему прозябению и плоду от него (Ин.12:24, 32), преступление и смерть прародителей – к греховности и осуждению всего рода человеческого (Рим.5:12–19). Отсюда проповедь о искуплении смертью Богочеловека представляется главным предметом проповеди апостольской, и вера в искупление – центром и средоточием нашего верования во Христа. Без этой веры, оправдываемой нашею жизнью и делами, вечная жизнь и спасение не могут принадлежать нам (Деян.4:11–12. 1Тим.2:5–6. 1Петр.2:24. 1Ин.2:2, 5:11–13. Рим.3:22–25. Сн. Мф.20:28, 26:28. Ин.1:14–16, 10:11, 14–15, 8:24, 6:40, 47–48, 51 и др.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle