Источник

Закхей

Закхей (Ζακχαῖος – евр. то же, что Закхай; Zachaeus; Закхей; L: Zachàus):

а. 2Мак.10:19. – Вероятно, из военачальников Иуды Маккавея. Он вместе с Симоном и Иосифом, братьями Иуды, после поражения, произведенного Иудой над военачальником Горгием с его наемными войсками и над идумеями, оставлен был Иудой для осаждения бежавших в укрепленные места от поражения, но они побеждены и истреблены были в своих укреплениях уже самим Иудой (2Мак.10:14–23). О Закхее ничего более не известно. Keil, на Мак. р. 384.

б. Лк.19:2, 5, 8. – Начальник мытарей в Иерихоне, человек богатый, искренне желавший видеть Христа и удостоившийся принять Его в своем доме. Он был родом иудей, как показывает самое имя его (сн. 1Ездр.2:9. Неем.7:14); и был начальником мытарей, и следов., имел у себя в подчинении других мытарей, занимавшихся сбором податей в Иерихоне, и, вероятно, и в других местностях Иерихонского округа. Должность эта, по богатству города и значительному производству торговли его, была здесь важна, и могла быть очень выгодна, доставляя удобные способы к обогащению. Но мытари эти, как служители римского правительства, коему шли подати, и по корыстолюбию иногда притеснявшие народ, ненавистны были иудеям, и были в чрезвычайном у них презрении: грешник и мытарь, мытарь и язычник, язычник и пес – это значило у них одно и то же. Во время последнего путешествие своего из Галилеи в Иерусалим, Господь проходил чрез Иерихон, и вот Закхею сильно желалось видеть Его, и как он был мал ростом, то он влез на смоковничное дерево (ἐπὶ συκομορέαν), чтобы удовлетворить своему желанию. Желание это не было действием одного любопытства, но, как показывают последствия, имело нечто высшее в своем основании. Чтобы видеть Христа, чтобы насладиться Его лицезрением, он, богатый и знатный, не стыдился влезть на дерево и за ничто считал труд и беспокойство держаться на ветвях и сучках его, чтобы только видеть Иисуса. Проходя мимо него и увидев его Господь, как Сердцеведец, зная внутренние движение сердец человеческих, сказал ему: «Закхей! сойди скорее; ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Закхей затрепетал от радости, с поспешностью, какая свойственна столь неожиданному посещению, слез с дерева и повел к себе небесного Гостя. Увидев это, все начали роптать, что Господь пошел в дом человека-грешника, с которым и обыкновенный иудей не решился бы беседовать. Но Закхей, полный сердечной радости, желая показать пред всеми, что он не то в душе своей, и что он готов загладить грех свой, сказал Господу: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо». Такой обет ясно показывал, как велик был Закхей, всеми презираемый; чего он достоин, всеми осуждаемый; и Господь сказал ему: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее»; Он взыскал Закхея, и Закхей оказался достойным сыном Авраама, истинно принадлежащим к дому отца верующих (См. Ар. Мих. Толк. Ев. от Марка и Лк. стр. 512–515). История о Закхее представляет нам поучительнейший пример – а., беспредельной любви Спасителя к грешникам, который приемлет всех грешников, кто бы они ни были, лишь бы желали оставить грехи свои; б., пламенного желание спасения, которое преодолевает все препятствия, и в., искреннего раскаяния и ревностного исправление и заглаждение заблуждений прежней жизни истинным обращением к Богу и делами правды и человеколюбия. Zeli. 2. р. 738. Предание свидетельствует, что Закхей был первым епископом Церкви Кесарии Палестинской (Пост. ап. кн. 7. гл. 46).


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle