Иегова
Иегова (יְהוָֹה = אֶהְיֶה; ὁ Ὤν, Κύριος; Ego sum, qui Sum, Dominus; Сый, Господь; L: ich werde seyn, der ich seyn werde, Herr): Исx.3:14, 6:2–3. Сн. Откр.1:4, 8, 4:8. 11:17. Быт.2:4–8. 15 и далее. Откр.3:1, 8–9, 13–14, 21, 6:3, 5 и далее. Откр.15:7. Исх.20:2 и далее. Втор 31:3и пр. и пр. и пр. – Одно из имен Божиих; от корня הָיָה быть, означает самобытность, вечность и неизменяемость существа Божия, неизменяемую верность Его заветам и обетованиям о спасении человеков, и постоянно употребляется в Св. Писании об одном истинном Боге. Из благоговения к сему святому имени, евреи позднейшего времени считали его непроизносимым, ἅῤῥητον, ἀνεχφώνητον (Флав. Др. 2. 12, 4), хотя в слове Божием основании на это и нет, и заменяли словом Адонай (אֲדֹנַי – Господь), или Адонай Елогим (אֲדֹנָי אֱלֹהִים), и потому и пунктуация при нем заимствована частью из имени Адонай (אֲדֹנַי) и частью из Елогим (אֱלֹהִים), отсюда יְהֶוִֹה ,יְהוָֹה (3Цар.8:53. Ис.28:16); какая же собственная его пунктуация, мнение различны, и с точностью определить нельзя; LXX всегда заменяли его словом Κύριος. На письме принято сокращенно изображать его знаками:

(см. F. 1. p. 788), יְיָ, или הֳ. Касательно древности этого имени иные думали, что оно неизвестно было до времен Моисея, основываясь на словах самого Бога к Моисею: «Я Господь (יְהוָֹה). Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем: Бог всемогущий; а с именем Моим: Господь (Иегова), не открылся им». (Исх.6:3). Но это не то значит, чтобы этого имени буквально не было прежде и оно до Моисея неизвестно было евреям; оно известно было им, но неизвестно – во всей полноте его величия, в великом его смысле и значении, как Осуществователя великих обетований, данных отцам их. Они знали Бога, как всемогущего Творца и Правителя вселенной, Который являлся отцам их; теперь Он открывается им, как Сущий, как Осуществователь обетований, данных отцам их – тот же Бог, Бог отцов их, но – в Его проявлении в великом деле искупление и спасение Израиля и чрез него и всего рода человеческого. В этом имени Своем Он дает видеть им, что Он, как Существо самобытное и вечное, неизменен и верен Своим обетованиям, что Он а., освободит их от рабства египетского, б., сделает их Своим народом, царственным священством, родом избранным, святым (сн. Исх.19:5–6) и в., и введет наконец в землю, обещанную отцам их (Исх.6:4–8). Keil и Del. на Быт.и Исх. р. 360. Herz. VI. р. 455...