Источник

Иерихон

Иерихон (יְרִיחֹה ,יְרִיחוֹ ,יְרֵחוֹ – издающий бальзамический запах, душистый, благовонный; Ἰεριχώ; V. и L: Iericho; слав. Іеріхѡ́нъ): Чис.22:1, 26:63, 33:48. Втор.32:49, 34:1, 3. Нав.2:1, 3, 12:9, 16,,. 18:12, 21, 24:11. 2Цар.10:5. 3Цар.16:34. 4Цар.2:4, 25:5. 1Пар.6:78, 19:5. 2Пар.28:15. 1Ездр.2:34. Неем.3:2, 7:36. Иудиф.4:4. Сир.24:15. Иер.39:5. 1Мак.9:50, 16:14. Мф.20:29. Mк.10:46. Лк.10:30, 18:35, 19:1. Евр.11:30. – Из древнейших городов Палестины; лежал в расстоянии 6-ти часов пути от Иерусалима, в 2-х часах от Иордана, на западном берегу Иордана, в плодоносной долине, среди садов, изобиловавших пальмами, почему и назывался городом пальм (Втор.34:3. Суд.1:16, 3:13. 2Пар.28:15). Это был царский город ханаанский, богатый и укрепленный, обнесенный широкою стеною (Нав.2:1–3, 15, 6:18–19). При вступлении евреев в Палестину, он первый подлежал их завоеванию. И. Нав. предварительно послал соглядатаев осмотреть его, и после город чудесно был взят ими: по семидневном обхождении вокруг него с ковчегом завета и трубным звуком священников, при громком в последний обход восклицании народном, стены города пали, и город был взят, и все в нем предано мечу и истреблению (см. гл. Нав.6, сн. 2Мак.12:15. Евр.11:30). При разделе земли обетованной, местность эта досталась колену Вениаминову (Нав.18:21). По завоевании этого города, И. Навин произнес проклятие на того, кто бы дерзнул восстановить его, и город оставался в развалинах до времен царя Изр. Ахава, когда, не страшась проклятия, некто Ахиил дерзнул снова восстановить его, за что и понес достойное наказание (3Цар.16:34, сн. Нав.6:25). Правда, о существовании его упоминается и во времена Судей (Суд.3:13), и во времена царств (2Цар.10:5. 1Пар.19:5); но это, вероятно, было небольшое селение, удерживавшее прежнее название города, а не укрепленный город. Впоследствии, по восстановлении его Ахиилом, он медленно приходил в прежнее свое положение. Здесь, как в уединенном пустынном месте, имел пребывание пророк Илия, и здесь, поблизости, было училище пророков, где жили сыны пророческие (4Цар.2:4, 5, 15). Здесь находился источник, коего вредные воды исправил пророк Елисей (4Цар.2:19–22). Источник этот, минутах в 20 от горы Сорокадневной, вырывается из под камней, и впадает в искусственный бассейн, сложенный из больших неправильной формы камней, без цемента, и отсюда каналом, из таких же камней сложенным, протекая далее в направлении к юго-востоку, здесь близь селение Риха соединяется с большим потоком Ель-Кельт, впадающим в Иордан. После источник этот назывался царским источником и источником султана. Во времена Навуходоносора, здесь, в равнине Иерихонской, пойман был царь Иудейский Седекия, во время взятия Иерусалима думавший спастись бегством от завоевателя, и отослан был в Ривлу к Навуходоносору (4Цар.25:5. Иер.39:1–5). После плена Вавилонского город сей снова был населен (1Ездр.2:34. Неем.3:2, 7:36). Во дни царей сирийских он укреплен был Вакхидом (1Мак.9:50). Здесь потом коварно убит был зятем своим вождь и первосвященник иудейский Симон, последний из братьев Маккавеев (1Мак.16:10–16). По завоевании Иудеи при Помпее римлянами, Иерихон считался в числе главных местностей Иудеи (de Bell. Jud. 1. 8, 5). Ирод украсил его многими красивыми зданиями, устроив здесь великолепный дворец для себя; сюда он часто удалялся в последнее время, и здесь и скончался. После сожжения дворца и ограбление этого города слугой Ирода Симоном (Древ. ХVII. 10, 6), Архелай построил более великолепный дворец, и основал на равнине новый город, носивший его имя, провел в равнину воду и самую равнину засадил пальмами (Др. ХVIII. 13, 1). Таким образом Иерихон опять сделался новым городом. Богатству Иерихона много способствовал торговый путь, проходивший чрез него между Аравией и Финикией, Персией и Иерусалимом. Оттого в нем находилось много׳ и мытарей. Господь, во время земной жизни своей нередко был в Иерихоне. Здесь на горе, у подошвы которой лежал древний Иерихон, провел Господь сорок дней в посте и молитве, и был искушаем от диавола, отчего гора эта и получила название Сорокадневной. Впрочем, местом сорокадневного уединение Спасителя считается не самая вершина этой горы, а одна из пещер ее, ближайшая к вершине, которая впоследствии расширена и обделана в христианскую церковь, по преданию, царицею Еленой. В Иерихоне Господь исцелил двух слепых, из коих Ев. Марк в особенности упоминает о Вартимее (сн. Мф.20:29–34. Мк.10:46–52. Лк.18:35–43). Проходя чрез Иерихон в Иерусалим, Господ обратил здесь богатого мытаря Закхея (Лк.19:1–10). Из притчи Спасителя о благодетельном Самарянине видно, что местность, от Иерусалима к Иерихону была, местность дикая, пустая, где водилось много диких зверей и был притон разбойников (Лк.10:30). И доселе· местность эта остается небезопасной для путешественников. Во времена римлян Иерихон был главным городом местного здесь управления, и посещен был Веспасианом пред его отшествием из святой земли. Во время завоевания Иерусалима Титом, он был разрушен римлянами и лежал в развалинах до времен Адриана. Адриан возобновил его, но не возвратил ему прежнего блеска. Во времена Иеронима он был обитаем, и здесь показывали еще следы древнего и нового города (Omon. Jericho). Со времен Константина Великого был епископским городом, и епископы его подписывались под определениями Соборов 4, 5 и 6 столетий. Имп. Юстиниан построил в нем госпиталь и церковь во имя Пресвятой Девы, но в 637 году Иерихон был разрушен арабами. Во времена крестовых походов он снова был построен на прежнем месте, и восстановлены были и древние водопроводы его, но с падением крестоносцев Иерихон исчезает навсегда. Теперь, поблизости древнего Иерихона, стоит небольшая, бедная и грязная деревенька Риха, с несколькими бедными хижинами и жалкими обитателями. В местности Иерихона путешественники первых веков различали три Иерихона. Древний Иерихон лежал при самом выходе источника, называемого впоследствии Елисеевым, и потом царским (De. Bell. IV. 8. 3). На западной стороне источника возвышается группа небольших холмов, тесно соединенных между собой, покрытых слоями мусора. Самый средний и высший холм имеет уцелевшие остатки древней стены иерихонской. На северо-запад есть развалины позднейших мельниц. Вода на эти мельницы доставлялась каналом из источника Елисеева.. Второй Иерихон, восстановленный после времен Навина, известный и после плена, укрепленный во времена Маккавеев, украшенный Иродом и разрушенный при осаде Иерусалима римлянами, лежал не на месте первого, а на юг от первого Иерихона и источника Елисеева. Он состоял из целой группы укреплений и башен, каковы, напр., башни Фрекс и Таврус, укрепление Дагон, укрепление Док или Докос, замок Иродов и водопровод Кипрос и другие. Так как проходящий чрез этот город поток Ель-Кельт давал нечистую воду, и то только зимой, то нужно было провести сюда водопроводы из источника Елисеева, Таким образом второй Иерихон был городом водопроводов, укреплений и башен. Остатки этих водопроводов, каналов и башен можно доселе видеть здесь. Этот Иерихон особенно славился в свое время и обилием вод (Нав.16:1), и богатой растительностью. Флавий называл эту местность божественною страною Θεῖον χωρίον (de Bell. IV. 8, 3). Что׳ в других местах встречалось редко, как драгоценное произведение земли, то здесь было обыкновенно и часто, так что не было в мире страны, которая мола бы сравниться с Иерихонскою. Воздух здесь от местоположения, орошения и садов, был приятен и умерен, в то время как в других местах был холод, а в иных – палящий зной. Здесь росли целые леса пальм, отчего и город назывался городом пальм; вокруг роскошные поля, рощи маслин и смоковниц, бальзамические деревья, славившиеся в Египте и Греции, особенный род так называемых Иерихонских роз (Сир.24:15), и пр. Третий Иерихон, восстановленный Адрианом и существовавший до крестовых походов, лежал на месте второго Иерихона, с некоторым расширением на восток. В 637 г. он разрушен был арабами, но снова восстановлен на прежнем месте крестоносцами и в прежнем виде, как было во времена Флавия. Но ныне здесь только несколько хижин, рассеянных кое-где по опустелой долине Иерихонской, и более соединенных около башни, на берегу источника, составляющих вышеупомянутую деревню Риха (пахучий запах), служат напоминанием о древнем Иерихоне. От прежней славы его ныне осталась только одна четырехугольная башня Рихи, стоящая на месте Закхеева дома. Можно поблизости видеть остатки водопроводов и древних стен, но трудно определить, остатки ли это древнего Иерихона, или Иродова, или позднейшего, византийского Вместо прежней, роскошной растительности, теперь здесь растут одни ·дикие, колючие кустарники; пальмовых деревьев, которыми прежде славился Иерихон, теперь нет; вместо прежних бальзамовых деревьев в изобилии растет дерево цаккум, названное так по имени Закхея, коего остатки дома и фиговое дерево при нем долго здесь показывали; много растет различных диких цветов, но знаменитой розы древнего Иерихона, ныне не видно. С вершины горы Сорокадневной к востоку представляются следующие виды Иерихона с его остатками и окрестностями: внизу, под густыми навесами смоковниц, сикоморов и цаккумов, падает с уступа на уступ быстрый поток прор. Елисея; далее водяная׳ мельница, полуразрушенные аркады водопроводов, развалины стены, холмы, зеленеющие луга с бродящими стадами бедуинов, поток Ель-Кельт, башня селение Рихи, долина Иорданская, Ель-Гор, самый Иордан и горы Аравийские за Иорданом. Олесн. св. Земля. 1878 ׳ г. Т.2. р. 34–43. Пут. Нор. Изд. 3. 1854 г. Т. ΙV. стр. 28–38. Арх. Мих. Толк. Ев. Матф. стр. 373. Zell. 1. р. 669–670. Herz. VI. p. 494–495. Верх. 1. стр. 961–963.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle