Источник

Мадиам, Мадиан, Мадианитяне

Мадиам, Мадиан, Мадианитяне (,מְדֹן ,מִדְיָן מְדוֹנִים ,מְדָנִים ,מִדְיָנִים = спор, распря, состязание, ссора; Μαδιάμ, Μαδιάν, Μαδανίτις, Μαδιηναῖοι; V: Madian, Madianitis, Madianitae; Мадiамъ, Мадіане, Мадіаниты; L: Midian, Midianiter): Быт.25:2, 4, 36:35, 37:25–28, 36. Исх.2:15, 3:1, 18:1, 5. Чис.10:29, 22:4, 25:6, 14–18, 31:2–3, 7–9. Суд.6:1 и дал. Суд.7:1 и дал. Суд.7:23–25, 8:3, 12, 22, 24, 26, 28. 3Цар.11:18. 1Пар.1:32. 46. Иудиф.2:26. Пс.82:10. 12. Ис.9:4, 10:26, 60:6. Авв.3:7. Деян.7:29. – Четвертый сын Авраама от Хеттуры. Потомки его – мадианитяне. Это многочисленный народ аравийский разных племен, различающихся между собой и местом жительства, и образом жизни, и характером и религией. Родоначальники племен их указываются: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага (Быт.25:4. 1Пар.4:33). Из городов мадиамских у Исаии упоминается Ефа вместе с Мадиамом, как место торговли, богатое золотом и ладаном (Ис.60:6). По образу жизни, подобно другим Аравийским народам, одни из них вели кочующую жизнь; другие занимались торговлей. Так, еще во времена Иакова мы видим их вместе с измаильтянами, как народ купеческий, производивший торговлю между Азией и Египтом (Быт.37:28, 36). Их не надобно смешивать с израильтянами, и само Св. Писание отличает их от израильтян (Быт.25, 2–4, 12–18); из истории Иосифа видно, что они торговали и людьми (Быт.37:25–28, 36). Главное местопребывание мадианитян, кажется, было при Еланитском заливе Чермного моря, по восточной стороне его, и именно, по Евсевию и Иерониму и арабским географам, город Мадиан лежал далее Каменистой Аравии, к востоку, в пустыне Срацинской (См. Атл. Кипп. Табл. 1 и 2 и Атл. Менке № 1). Там же Птоломей полагает города Мадиану и Модиану (Зап. на кн. Быт. м. Фил. Ч. 2. стр. 319). Из того, что Моисей, во время пребывания своего между мадианитянами, доходил со стадами своими до горы Хорива (Исх.2:15 и дал. Исх.3:1), и из знакомства Ховава с этими странами (Чис.10:31), можно заключать, что, по крайней мере, часть этого кочующого народа долгое время обитала и на западной стороне Еланитского залива, но впоследствии времени мы снова должны полагать их на восточной стороне, потому что израильтяне, во время 38-ми летнего странствования по каменистой Аравии, с мадианитянами не встречались, и Иофор, очевидно, приходил к Моисею в пустыню Синайскую из дальней страны (Исх.18 гл. Чис.10:30). В этом племени, среди которого Моисей нашел себе убежище во время бегства своего из дома фараонова, господствовали нравы патриархальные, богобоязненность и дружеское расположение к Израилю. Часть этого племени (кенеи) была в союзе с израильтянами (сн. Чис.10:29–33. Суд.1:16, 4:11). Другая часть, оттесненная идумеями на юго-восток от Мертвого моря (Быт.36:35. 1Пар.1:46), вступила по соседству в близкие отношение с моавитянами, и забыв свое благородное происхождение от Авраама, впала в постыдное идолопоклонство и имела враждебные отношение к Израилю (Чис.22:4, 7). Следуя коварным советам Валаама (Чис.31:8, 16. Иуд.1:11. Откр.2:14), они старались привлечь к себе Израиля своими празднествами, вовлекая их в идолопоклонство и разврат, и навлекли так. обр. на них величайшее несчастье и страшный гнев Божии (Чис.25:1–9); но Финеес, сын первосвященника Елеазара, своею ревностью по Боге отвратил сей гнев, поразив моавитянку Хазву и израильтянина Зимри на месте преступления, и тогда Господь дал повеление поражать мадианитян (Чис.25:7–18), и вскоре постиг их страшный суд Божий. В отмщение за их соблазн, израильтяне, по повелению Божию, пошли войной на них, и пять мадиамских вождей, бывших князьями у Сигона, царя Аморрейского, и весь мужеский пол и часть женского пола были истреблены, города их сожжены, жены и дети взяты в плен и все имущество разграблено (Чис.31:1–18. сн. Нав.13:21). Между тем это истребление не касалось главного поколения сего народа, жившего далее на восток. Спустя двести лет по смерти Моисея, мы находим здесь мадианитян, как многочисленный, сильный и весьма богатый народ (Суд.8:21, 24–26), который, вместе с амаликитянами и другими арабскими ордами, нападал на землю Израильскую и свободно ходил по ней с шатрами и стадами своими, всюду производя большие опустошение (Суд.6:1–5, 7:12). Носящих оружие было у них до 135 тысяч (Суд.8:10). Наконец, когда израильтяне обратились к Богу, Бог призвал для избавление от них Гедеона. С тремя стами безоружных воинов, окружив стан неприятельский ночью, Гедеон внезапным открытием зажженных светильников и трубным звуком привел неприятелей в такое смятение, что они без разбора убивали друг друга, и обратились в бегство. Гедеон преследовал их и совершенно поразил и с князьями Оривом и Зивом; остальные же до 15,000 с царями своими, Зевеем и Салманом, бежали было за Иордан; но Гедеон преследовал и поразил и этот отряд и предал смерти князей их (Суд.7, 8 гл.). Воспоминание об этом суде Божием над столь опасным врагом живо сохранялось среди Израиля и в последующие времена (Пс.82:10, 12. Ис.9:3, 10, 26). После времен Гедеона о мадианитянах в истории не говорится более (Суд.8:28); только в конце царствования Соломона (3Цар.11:18) и в истории Иудифи встречается имя этого народа (Иудиф.2:26). Впрочем, по указанию пророков, и в последнее время должен был оставаться остаток этой отрасли потомства Авраамова, чтобы в благоговении служить Господу (Авв.3:7–8) и Ему приносить дорогие дары свои (Ис.60 гл.). Zell. 2. p. 124–125. Herz. 1. p. 463. Fürst 1. p. 700–701.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle