Манассия
Манассия (מְנַשֶּׁה – предающий забвению, или производящий забвение; Μανασσίας, Μανασσῆς; Manasses; Манассіа; L: Manasse):
а., Быт.41:51, 46:20, 48:1, 50:23. Чис.26:28, 32:33, 39–41. Втор.3:13. 14. Нав.13:29. Суд.1:27, 6:15, 35, 7:23, 11:29, 12:4, 1Пар.12:20, 2Пар.15:9. 34:9, 30:1, 10, 11, 18. Ис.9:21. Иез.48:4–5. Пс.59:9, 107:9. – Старший сын Иосифа, от жены его Асенефы, дочери Потифера, жреца Илиопольского. Назван Манассией, что значит «заставляющий забыть», потому что Иосиф говорил: «Бог дал мне забыть все несчастия мои, и весь дом отца моего» (Быт.41:50–51, 46:20). Патриарх Иаков усыновил его себе, так как и брата его, Ефрема, и благословляя их предпочел Манассии младшего его брата, Ефрема, провидя будущее его могущество и силу (Быт.48:1–20). Пророк Моисей, благословляя пред своей кончиной сынов Израиля и пророчествуя о силе и могуществе сынов Иосифа, также Ефрему обещает тьмы, а Манассии – тысячи (Втор.33:17). История показала это на самом деле. Впоследствии времени колено Ефремово было во главе северных колен, и потом – главой и средоточием десяти колен израильских, так что его имя равнялось имени Израиля(Keil и Del. на Быт. р. 291). Впрочем, велико было благословение Божие и на Манассиином колене. Вначале, во время исшествия из Египта, в колене Ефремовом считалось 40,500 мужей, могущих носить оружие, а в колене Манассиином 32,200 (Чис.1:32–35. сн. Чис.2:18–21). Но впоследствии, еще при Моисее, колено Манассиино, после колена Иудина, особенно возросло пред прочими коленами (Чис.26 гл.) и превосходило своею численностью колено Ефремово 20-тью тысячами (Чис.26:34, 37); и потому, когда колена Рувимово и Гадово просили Моисея выделить им в наследие завоеванные дотоле земли по восточной стороне Иордана, Моисей находил справедливым выделить здесь часть и половине колена Манассиина (Чис.32:33); другая половина сего колена получила наследственный удел свой вместе с прочими коленами по переходе чрез Иордан (Нав.16, 17 гл.). По восточной стороне Иордана׳ колено Манассиино занимало северные земли: ему принадлежал весь северный Галаад (Чис.26:29. 1Пар.2:23) и весь Baсан с Аргоном и селениями Таировыми (Нав.13:29–30, 17:1. Втор.3:13). Махир, первенец Манассии (Быт.50:23. 1Пар.7:14), с сыновьями своими занял Галаад – область Ога, царя Васанского (Втор.3:15. Нав.13:31), изгнал оттуда аморреев и поселился там (Чис.32:39–40). Потом вместе с ним занял эти земли Иаир, правнук Махира (Чис.32:41). Он взял область Аргов и назвал Васан селениями Таировыми (Втор.3:14). В селениях его считалось 32 города (Суд.10:4), или по 1 кн. Парал. (1Пар.2:22, 23), а в соединении с городами Аргова всего было 60 городов (Нав.13:30. 1Пар.2:21–23). Наконец Новах, один из потомков Манассииных, взял Кенаф и зависящие от него города, и назвал их своим именем – Новах (Чис.32:42). Удел, так. обр., восточной половины колена Манассиина чрезвычайно был обширен: на юге простирался он до Иавока, на западе до Иордана (Нав.13:27), на севере – до выступов Антиливана и Ермона (1Пар.5:23), а на восток – так далеко, что обнимал большую часть нынешнего Гаурана, так что Астаров, Едреи, Востра, Гадара и др. города лежали в его округе. Конечно, нелегко и не вдруг могли потомки Манассии завоевать и удержать за собою эти земли. Маахитяне и гессуряне долго держались еще здесь в некоторых местах, и даже снова отняли у израильтян селение Иаира и Кенаф с 60-ю городами в Аргове (Втор.3:14. Нав.13:11. 1Пар.2:23). Уже после, при судие Иаире, Они снова завоеваны были (Суд.10:3–5), и отселе остались за Израилем (3Цар.4:13). – Другая половина многочисленного этого племени получила удел по эту сторону Иордана, между коленом Ефремовым с юга, коленами Асира и Иссахара с севера и востока, и Средиземным морем с запада. Впрочем, границы его не строго были определены не только в отношении к колену Ефремову (Нав.17:8–10), но и к другим коленам; так наприм., некоторые города Иссахара и Асира (напр. Вефсамис, Ивлеам, Дор, Ен-Дор, Фаанах, Мегиддон и частью Нафеф с зависящими от них селениями) принадлежали Манассии (Нав.17:11). Между тем и колено Манассиино не могло взять у хананеев всю эту область свою; хананеяне оставались здесь во многих местах, и уже во времена Соломона обложены были оброком, но и тогда не изгнаны (Нав.17:12 и дал. Суд.1:27 и дал. 3Цар.4:12, 9:20–21). Впрочем, племя Манассиино отличалось воинственным духом. Из этого племени был судия Гедеон (Суд.6:15, 35, 7:23). Во время преследования Давида Саулом храбрые манассияне перешли на сторону Давида и помогали ему против полчищ неприятельских (1Пар.12:19–22); и приняли самое живое участие при воцарении Давида в Хевроне (1Пар.12:31, 37–38). Ефрем и Манассия прославляются в Псалмах Давида (Пс.59:9, 107:9). По разделении царства колено Манассиино принадлежало к царству Израильскому. Но когда в царстве Израильском введено было идолослужение, многие благочестивые из колена Манассиина перешли в царство Иудейское (2Пар.15:9–15. сн. 2Пар.11:14–17). С течением времени, когда Бог стал поражать Израиля бедствиями, во времена Ииуя, заиорданская часть колена Манассиина, вместе с разными другими заиорданскими землями, покорена была Азаилом, царем Дамасским (4Цар.10:32–33), и уже при Иеровоаме 2-м снова возвращена Израилю (4Цар.14:25–27). Вскоре потом Фул, царь Ассирийский, напал на землю израильскую (4Цар.15:19–20׳); потом Феглаффелласар, царь Ассирийский, взял многие города, и жителей переселил в Ассирию (4Цар.15:29. 1Пар.5:26); наконец, в царствование Осии, Салманассар совершенно разрушил царство Израильское (4Цар.17:3–6). В царствование Езекии, царя Иудейского, когда посланы были от него послы и письма и к Ефрему и Манассии с приглашением их в Иерусалим для совершения Пасхи Господу, многие из манассиян и других смирялись пред Богом и с умилением приняли это приглашение, были на празднике в Иерусалиме, и после, возвращаясь в свои дома, с ревностью сокрушали идолов, разрушали жертвенники и высоты, уничтожая памятники нечестия и суеверия не только во всем царстве Иудейском, но и в ближайших коленах, Ефремовом и Манассиином (гл. 2Пар.20, 31:1). Подобное очищение уже разрушенного царства Израильского от идолов было при Иосие, царе Иудейском (2Пар.34:6–7, 9, 33, 35:18). Пророк Иезекииль, предсказывая о новом храме Иерусалимском и в подробном изображении его давая видеть образование новой Церкви, нового, благодатного царства Мессии, исчисляет все колена израильские, и Манассиино колено поставляет четвертым с севера, подле рубежа колена Ефремова (гл. Иез.40–48). В откровении Иоанна в числе запечатленных печатью Бога живого значится и от колена Манассиина 12,000 (Откр.7:6). Zell. 2. р. 83–84. Herz. VIII. р. 775–777.
б., Суд.18:30. – Манассия – из предков того левита, которого во времена Судей некто Миха поставил у себя в доме священником при своем истукане (Суд.17:7–13), и которого данитяне вместе с истуканом увели к себе в Лаис (Суд.18 гл.). Левит этот называется Ионафан, сын Гирсона, сына Манассии (Суд.18:30). Так. обр., Манассия представляется здесь родоначальником левитского семейства у Михи и потом данитян. Так читается здесь и в еврейском тексте по принятому мазоретскому чтению, так и в греческом LХХ-ти. Но по другим манускриптам и по Кери надобно читать Моисей. Так и в Вульгате и у новейших толкователей. При последнем чтении Ионафан будет внуком Моисея, так как он называется сыном Гирсона, сына Моисеева (Исх.2:22, 18:3. 1Пар.23:14 и дал). Сн. о сем под словом Ионафан – а.,. Keil и Del. на Суд. р. 356–357.
в., 1Пар.3:13. 4Цар.20:21, 21:1–18, 23:12, 24:3. 2Пар.32:33, 33:1–20, 36:5. Иер.15:4. – Сын и преемник царя Езекии, царь Иудейский. Двенадцати лет вступивши на престол, он предался всем порокам и нечестию, к каким располагали его его молодость, его неразумие и его злые советники. Идолослужение восстановлено в многочисленных видах; истуканы поставлены в самом храме Божием, распространены волхвование и всякие суеверия в народе. Он проводил чрез огонь сынов своих в долине Еннома, и довел своих подданных до такого нечестия, какого не видано было и у народов ханаанских. Бог угрожал чрез пророков подвергпуть Иерусалим той же участи, какую испытали Самария и дом Ахава; но ни царь, ни народ не внимали увещаниям. Свидетели истины предаваемы были смерти. Иудейское предание говорит, что Maнассия повелел пророка Исаию, за обличение нечестия, перепилить деревянной пилой (Кир. Иер. 2 Оглас. гл. 14. Феодорит. на 4Цар. вопр. 54). Наконец мера долготерпения Божия исполнилась и его постигло ужасное наказание Божие. Бог послал на него военачальников асеирийских, которые, захвативши его, продели кольца в ноздри его (в Евр. בַּחֹחִים), оковали двумя медными цепями, и вели его таким образом, как зверя, в Вавилон (2Пар.33:11). Город этот в 20-м году царствование Манассии завоеван был царем Ассирийским Асаргаддоном, сыном Сеннахиримовым, который, вероятно, хотел отмстить за неудачу отца своего под Иерусалимом при Езекие, царе Иудейском. Находясь в плену, в темнице, обремененный цепями и оковами, Манассия сознал свою виновность, принес Богу чистое раскаяние, и Бог умилостивился над ним. Возвратив свободу и власть, Манассия возобновил укрепление Иерусалима и старался исправить свои заблуждения, низверг идолов из Храма, восстановил служение Богу истинному и внушал народу верно служить Господу, Богу Израилеву; но нечестие слишком глубоко пустило корни свои, и народ продолжал приносить жертвы на высотах, хотя и истинному Богу (4Цар.21:1–18. 2Пар.33:1–19), но не оставлял, конечно, и идолов, как то ясно указывает Писание (сн. 2Пар.33:15, 17. 4Цар.23:26, 24:3. Иер.15:4). Царствовав 55-ть лет, он скончался и погребен в саду Уззы при доме своем (4Цар.21:18). Св. Ист. В. 3. Богосл. стр. 386–387. Zell. 2. p. 84. Herz. 8.p. 777–778. Keil и Del. на 2Пар. p. 362–369.
г., 1Ездр.10:30, 33. 2Ездр.9:31, 33. – Из израильтян, сынов Пахаф-Моава и Хашума (во 2Ездр. Адди-Наафа и Асома), имевших жен иноплеменных во дни Ездры и Неемии. Zu den Apokr. 1 p. 62.
д., Тов.14:10. – Манассия, значащийся здесь в книге Товита, по древней Александрийской и Ватиканской рукописям, представляется, как лицо, известное своей благотворительностью нищим, за что спасен Богом от угрожавшого ему бедствия. Но кого разуметь здесь под этим именем, неизвестно, также как неизвестно, кого разуметь и под именем упоминаемого здесь Амана. Имени Манассии не читается здесь в других древних рукописях и переводах книги Товита, и вместо Амана, что он сделал Ахиахару, в древнем латинском переводе читается или Ахав (АсаЬ), или Навад (Nabad). По Синайскому Тишендорфову списку стих этот читается следующим образом: «Και εξηλθε το φως Αχικαρος, και Ναδαβ εισηλθε εις το σκοτος του ἀιωνος, οτι εξητησεν ἀποκτειναι Αχεικαρον, εν τω ποίησαι με ελεημοσυνην, εξηλθεν εκ της πακιδος του θανατου, ην επηξεν αυτῶ Ναδαβ, και Ναδαβ επεσεν εις την πακιδα του θανατου και απωλεσεν αυτον». По этому чтению выходит, что здесь речь не о милостыне Манассии, а о милостыне самого Товита, что Надав (по Алекс. и Ватиканс. списку Аман, а по древнему латинскому – Асаb или Nabad) искал погибели Ахиахара, родственника Товиотва, тогда как Товит совершал дела милосердие и благотворительности, и за то он сам погиб. Во всяком случае Амона Товитова не надобно смешивать с Аманом книги Есфири, равно как и упоминаемого здесь Манассию не надобно отождествлять ни с царем Манассией, ни с Манассией, мужем Иудифи (Иудиф.8:1–3). Сн. Zu den Apokr. 2. p. 106–110.
e., Иудиф.8:2, 7:22–24. – Муж Иудифи, одного с нею колена и племени, и следов., колена Симеонова (Иудиф.9:2. сн. Иудиф.6:15). Он был человек весьма богатый и скончался в ранних летах от болезни, случившейся с ним во время жатвы (Иудиф.8:2–3, 7–8). Zu den Apokr. 2. p. 163. Сн. Иудифь.
ж., (Иос. Флав. Древн. Иуд. кн. XI. гл. 8). – Манассия, брат Адуя, последнего первосвященника иудейск., коего имя упоминается в Св. Писании (Неем.12:11, 22). Он вступил в брак с иноплеменницей, дочерью персидского областеначальника Самарии, Санаваллата. За это старейшины иудейские роптали на него, и сам Адуй отлучил его от алтаря. Тогда Манассия отправился к тестю своему и говорил ему, что он очень любит дочь его, но не хочет из-за этого лишиться первосвященнического достоинства, которое такое высокое значение имеет в народе его, и всегда пребывает в одном роде. Услышав об этом, Санаваллат обещал ему, что он не только останется в священстве, но получит и сан первосвященника и будет верховным начальником над всеми подвластными ему местами, только бы не оставлял его дочери, и Манассия остался жить у него, и многие из иудеев присоединялись к нему, пользуясь покровительством Санаваллата. В это время Александр, победив Дария, осаждал Тир и угрожал своим нашествием и Иерусалиму за отказ ему Адуя в помощи при осаде Тира. Санаваллат, находя это время самым удобным для исполнения своих намерений, отложившись от Дария, явился в стан Александра и передал ему во власть все подчиненные себе места, и просил только позволения построить на горе Гаризин храм, подобный Иерусалимскому и поставить в нем первосвященником зятя своего Манассию брата Адуева, представляя ему, что это будет выгодно для него, если иудеи разделятся на две стороны. Александр охотно дал позволениеד и Санаваллат вскоре построил храм и зятя своего поставил в нем первосвященником. Таким образом Манассия сделался соперником брату своему, и всякий, кто в Иерусалиме оказывался виновным в нарушении закона, переходил к Манассии и он охотно принимал всех таковых к себе (Флав. Древ. XI, 8). И с этого конечно времени должна была произойти перемена в религии самарян. До этого времени, после падение царства Израильского, опустевшие уделы десяти колен населены были разными народами и у них была смешанная религие из иудейской и ассирийской (4Цар.17:24–41); но теперь, когда здесь на горе Гаризин построен был храм, и Maнассия сделался первосвященником, богослужение самарянское сделалось подобным Иерусалимскому; здесь также покланялись истинному Богу и обряды совершались сообразно с законом Моисеевым. Это, по-видимому, должно было располагать самарян к сближению с иудеями. Но давняя вражда и ненависть, разделявшие царства Иудейское и Израильское, продолжались с неменьшею силою и теперь, употребляя все усилие вредить друг другу. И так оставались два храма и два отдельные народа. Много раз побеждаемые своими противниками, самаряне оставались непреклонными в своем обособлении и отчужденности от Иерусалима, утверждая, что сам Бог указал гору Гаризин, как священное и единственное место поклонение Ему и не хотели ходить в Иерусалим для поклонение Богу Израилеву (Сн. Ин.4:20). Библ. Ист. Μ. Филар. и Богосл. р. 466. Сн. Слов. Яцк. и Благ. Т. 2. стр. 188. Сн. Самаряне.