Источник

Манаимский хоровод

Манаимский хоровод (כִּמְחֹלַת הַמַּחֲנָיִם; LXX: χοροὶ τῶν παρεμβολῶν; V. chori castrorum; слав. лики полковъ; L: die Beigen zu Mahanaim): Песн.7:1. – Маанаим или точнее Маханаим – город по ту сторону Иордана, к северу от ручья Иавока. Название это, означающее два лагеря или два полка воинские, получил он от ополчения ангелов, встретившихся здесь патриарху Иакову во время возвращение его из Месопотамии (Быт.32:1–2). Город Маханаим лежал на границе между коленом Радовым и Манассииным, и при разделе земли обетованной сначала назначен был колену Гадову (Нав.13:26), а потом отдан левитам (Нав.21:28. 1Пар.6:80). В книге Песни песней имя Маханаима встречается в словах Суламиты, возлюбленной невесты Соломона, когда она, во время некоего празднества народного, вышедши в сад свои, нечаянно увлечена была к колесницам знатных народа своего и услышала голос: «Оглянись, оглянись, Суламита, – и мы посмотрим на тебя», она на этот голос отвечала: «Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский?» (Песн.7:1). Здесь выражению: «хоровод Манаимский» толкователи дают различное значение. Одни, останавливаясь на историческом происхождении названия города Маханаима (Быт.32:1–2), находят здесь указание на хоры или лики ангелов, явившихся в Маханаиме Иакову, давая понимать здесь в желании знатных народа, или же и дочерей Иерусалимских – желание посмотреть на нее в ее танцах, в хороводе, что им также приятно было бы видеть ее здесь в ее танцах, как отрадно было некогда патриарху Иакову видеть ангелов вокруг себя, как ополчение Божие. Другие думают, что, в воспоминание радостного явления Ангелов Иакову, в Маханаиме происходили торжественные хороводы, которыми славился этот город, и потому Суламита уподобляет себя хороводу Манаимскому. Были ли действительно в Маханаиме хороводы, из истории неизвестно. Но первому мнению благоприятствует последующее здесь описание грациозности Суламиты. Из этого описания видно, что снисходя вышеупомянутому желанию видеть ее в хороводе, в танцах, она действительно приняла участие в танцах хоровода, и когда все восхищались природной ее красотою, стройностью ее стана и ее движениями, до увлечения ее прелестями, она отвечала, что ее доброе вино единственно для друга ее, что она вся принадлежит другу своему, так как и его все желание обращено к ней (Песн.7:2–6, 7–11). Неприличным может показаться иным пляска или танец в Суламяте, как невесте таинственного жениха; но, по указанию самого Священного Писания, пляска или танцы, по простым древним понятиям и обычаям, тесно соединялись с духов. радостью и ликованием, и сами но себе, не представляли ничего предосудительного. Так мы видим в примерах Мариамы, с тимпанами и ликованием прославлявшей Господа, по чудесном переходе чрез Чермное море и спасении евреев от египтян (Исх.15:20), женщин еврейских, встретивших Давида с пением и плясками после победы его над Голиафом (1Цар.18:6–7), самого Давида, скакавшего и плясавшего от радости при перенесении ковчега Завета в Иерусалим, в новоустроенную им скинию (2Цар.6:5, 14), и др. Увеселение в хороводе у пророка употребляется для изображения состояния и духовного возрождения и обновления Израиля (Иер.31 гл.). О книге же Песни песней вообще должно помнить, что она вся исполнена таинственности и глубокого духовного смысла, под образом брачного союза жениха и невесты и чувственных выражений взаимной их любви, таинственно представляя не вообще только великую тайну брачного союза, благословленного Богом для высших целей человечества (Быт.2:24. Мф.19:4–6), но в особенности – высший, духовный союз Христа с Церковью и со всякой душой верующей, на который ясно указывает ап. Павел (Ефес.5:22–27, 30–32). Fürst 1. p. 722–723. Ges. p. 563–564. Сн. Zell. 2. p. 77. Keil и Del. на Песн. песн. p. 3–10, 107 .... Сн. Kossowicz Cant. Cantic. 1879. p. 27–33... Афанас. рук. на кн. учит. 1876 г. стр. 254 и д.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle