профессор Павел Александрович Юнгеров

Подлинность пророчества Исайи о падении Вавилона

Ис. 13–14:23 1 .

В рассматриваемом отделе книги пророка Исайи заключается пророчество о Вавилоне. Пророк предрекает падение Вавилона. Отдаленные народы, сошедшиеся «от края неба», составили боевое войско и вступают в боевом порядке в ворота властелинов (Ис. 13:2–5). Их нашествие произведет ужас и смятение во властелинах, которые уподобятся женщинам-родильницам (Ис. 13:6–8). Неприятельское нашествие сопровождается необычайными явлениями в физической природе: все светила небесные меркнут, земля и небо потрясены в своих основах (Ис. 13:9–13). Неприятели будут отличаться необычайной жестокостью. Они без милосердия будут убивать всех, кто им встретится на улицах города, не щадя пола и возраста (Ис. 13:14–16). – Кто же враги, и кто – «властелины»? Первые – жестокие и не сребролюбивые – Мидяне, вторые – Вавилоняне (Ис. 13:17–19). Вавилон падет и никогда не заселится (Ис. 13:20–22). Аравитяне не будут раскидывать шатров своих в развалинах Вавилона. Падение Вавилона соединено будет с помилованием Иакова. Иудеи освободятся из Вавилонского плена и возвратятся в Палестину (Ис. 14:1–8). Гордый Вавилонский царь сойдет в шеол, где услышит презрительные о себе отзывы рефаимов (Ис. 14:9–14). На земле его труп будет вызывать в зрителях удивление и сожаление, так как будет выброшен из царской гробницы (Ис. 14:15–20). Его потомство будет истреблено, а Вавилонская земля навеки будет опустошена (Ис. 14:21–23).

Из представленного изложения содержания, человеку, знакомому со временем служения пророка Исайи и принципами отрицательной критики, нетрудно понять причины горячего «единодушного» 2 протеста представителей отрицательного направления против подлинности рассматриваемого пророчества. Пророк говорит о слишком отдаленных событиях, недоступных обыкновенному, естественному человеческому разуму. Признать подлинность его речей, значит признать сверхъестественный характер ветхозаветного пророчества. Из нежелания согласиться с этим положением вытекают дальнейшие возражения отрицательной критики, к разбору которых переходим.

Главное возражение против подлинности рассматриваемого отдела основывается на исторической действительности, современной произнесению этого пророчества. Пророк имел перед собой и слушателями образ могущественного Вавилона «властелина народов» (Ис. 13:2), «красы царств» (Ис. 13:19). Он имел перед собой образ страдания в Вавилоне «разсеяннаго Иакова» (Ис. 14:1–2)3. Эти образы современного политического состояния резко отличаются от века Исайи. Они, по мнению представителей отрицательного направления, ясно указывают на конец Вавилонского плена. Пророчество о падении Вавилона, по их мнению, «естественно» только в устах пленника, желавшего утешить своих соотечественников; современникам Исайи оно показалось бы странным, непонятным, как запечатанная книга (Ис. 28:1–12). Во всяком случае, несообразно с Божественной мудростью изрекать такие «непонятные пророчества». Писатель его, будто бы, жил в конце Вавилонского плена.

Насколько древне это возражение, высказанное Ейхгорном, Бертольдом, Розенмиллером, Грамбергом, повторенное Кнобелем, Фюрстом, Рейсом и др., настолько же древен и апологетический ответ на него (развитый преимущественно Геферником)4. Мнимая, современная рассматриваемому пророчеству историческая действительность, по словам апологетов, есть, на самом деле идеальная действительность. Пророк не был современником плена, но духом переносился в период плена. С точки зрения одних будущих событий (страданий в плену) он предсказывает другие будущие события (освобождение из плена), отдаленные и радостные.

Каким образом можно доказать справедливость такого взгляда?

Точный и определенный ответ на этот вопрос можно было бы дать в том случае, если признать всю 14-ю главу произведением одного писателя (так как в 24 стихе этой главы Ассирия считается еще самостоятельным государством, каким она была при Исайе, задолго до Вавилонского плена). Но отрицательная критика не допускает этого единства; следовательно, этим доказательством пока нельзя пользоваться.

Чтобы ослабить силу возражения, остается пользоваться аналогиями из других речей пророка Исайи. Такую аналогию можно находить в одной из предыдущих речей Исайи, в 11 главе (Ис. 11:11). Здесь Исайя предсказывает, что некогда Господь прострет руку и соберет рассеянных Иудеев из Патроса, Хуса, Элама и Сеннаара. Под Сеннааром, согласно книге Бытия 2 гл., разумеется Вавилон. Таким образом, пророк Исайя в неоспоримо подлинных речах предсказывает возвращение Иудеев из Вавилона, задолго до Вавилонского плена. Пророки говорят нередко в прошедшем времени о событиях будущих5. Например, в той же 11-й главе, в первых пяти стихах, Исайя говорит об Отрасли от корня Иессеева, как уже вступившем на служение, тогда как подобное выступление только еще ожидалось. Подобная речь основывается на непоколебимой вере пророков в исполнение их богооткровенных пророчеств. Приведенные параллели ослабляют силу возражения отрицательной критики, потому что ими пользуются сами представители ее, напр. Гезениус в защите подлинности 11 и 12 глав книги пророка Исайи. (Commentar ub. Iesaias, 419. 396 ss.). Во всяком случае, отрицательная критика не может опровергнуть, на основании знакомства с пророческими речами, указанного предположения.

Было ли странно для современников Исайи пророчество о падении Вавилона и освобождении Иудеев из плена? Изучение речей пророка Исайи и его современников-пророков приводит к удовлетворительному ответу на этот вопрос. Сам пророк Исайя, как выше замечено, предсказывал возвращение Иудеев из Сеннаарско-вавилонского плена. Современник Исайи, пророк Михей, предсказал, что Иудеи отправятся в Вавилон, и там Господь искупит их от всех врагов (Мих. 4:10). Пророк Михей, следовательно, надеялся, что его современники поймут и поверят пророчеству о возвращении из Вавилонского плена.

Изучая политическое состояние современного Исайе языческого мира6, убеждаемся, что Халдеи и Вавилон были известны азиатским народам в век Исайи. Они были известны и Евреям. По выздоровлении Езекии, в Иерусалим пришло посольство от Меродах-Валадана, Вавилонского царя, которое было радушно принято Езекией. (Ис. 39 гл.). Сношения с Вавилоном, для союза против Ассирии, могли быть у иудейских царей и ранее этого, и таким образом давали повод рассматриваемому пророчеству Исайи. Нельзя отвергать, что в этом пророчестве, наряду с утешением, слышна грусть о разсеянном Иакове (Ис. 14:1). В виду тяготения Езекии и, может быть, всего Иудейского народа к Вавилону, в противодействие Ассирии, понятно рассматриваемое грустное пророчество Исайи. Пророк хотел предупредить Евреев от опасных союзников – будущих поработителей их.

Вавилон, по пророчеству Исайи, падет от руки Мидян. Имя этого народа признавалось критикой «странным» и непонятным в устах Исайи. В настоящее время, при нынешнем развитии исторических наук, едва ли кто согласится с таким мнением. Мидийское царство считается историками7 древнейшим, даже сравнительно с Халдейским царством. Мидийские предания, обработанные поэтом Фирдуси, вспоминают об отдаленнейшей, доисторической, взаимной борьбе жителей Мидии: Туранцев и Арийцев. Борьба их не привела к миру, и оба народа жили разрозненно во все последующее время. Подобно Халдеям, у Мидян была постоянная борьба с Ассирией. Первый ассирийский царь, Нин, по свидетельству Ктезия, подчинил себе Мидию вместе с Халдеей. Впрочем, ассирийские памятники, так подробно описывавшие победы Ассирии над Халдеями, почему-то мало говорят о победах над Мидянами. После свидетельства Ктезия о победе Нина в XV веке до Р. X. в ассирийских памятниках встречается известие о войне Туклат-Адара II (882–851). Он ходил в Армению и Мидию, по-видимому, не для усмирения бунта, а для «распространения своих пределов». «Ассур, господин мой, произнес имя мое, распространил мою державу», говорит ассирийский царь о своем счастливом походе в Мидию. Из этого можно заключать, что Мидия прежде не была подчинена Ассирии (а если, как видно из свидетельства Ктезия, была подчинена когда-нибудь, то с течением времени освободилась и сделалась независимой). Преемник Туклат-Адара, Салманассар IV (851–826), так же совершал походы в Мидию, но поводы для них и результаты их неизвестны. Следующие ассирийские цари, конца 9-го и начала 8-го столетия, довершили было завоевание Мидии, но потом все потеряли. Мидяне, под управлением Арбака, и Халдеи, под начальством Белезиса, восстали против Ассирии, взяли и разграбили Ниневию, и объявили свободу всех царств, порабощенных Ассирией (ок. 788 г. до Р. X). Восстановитель могущества Ассирии, после этого разгрома, Феглафелассар II, почему-то не ходил в Мидию. Только преемник его, Саргон II, ходил в страну «Мадай». «Я получил значительные дани от 28 правителей городов страны Мадай. Чтобы удерживаться в стране Мадай, я воздвиг укрепления близ города Сариукина. Я занял 34 крепости страны Мадай и наложил дань лошадьми», говорит Саргон. Из приведенной надписи Саргона видно, что покоренная вновь страна была опасна Ассирии и требовала, для поддержания власти, больших затрат Ассирии. Благодаря силе и энергии Саргона, Мидия при нем не возмущалась, но со смертью его тотчас вспыхнул бунт. Сеннахирим только уже в конце своего царствования собрался восстановить свою власть в Мидии. Он там взял несколько горных крепостей, по своему положению подобных «птичьим гнездам» (срав. Ис. 10:12). Война в Мидии затем продолжалась до конца царствования Сеннахирима и в начале царствования Асаргаддона. По свидетельству Геродота, в правление Саргона и Сеннахирима Мидийские провинции под властью Дейока соединились и освободились от власти Ассирии.

Можно, следовательно, думать, что Мидяне, так храбро противостоящие Ассирии, были известны во время пророка Исайи всей Азии. Они были известны и Иудеям. Уведенные в ассирийский плен, жители израильского царства, были переселены в мидийские провинции (4Цар. 18:11; Книга Товит). Из разных подчиненных Ассирии провинций иноземцы поселены были в израильском царстве (4Цар. 17:24). В числе их могли быть Мидяне. Через этих переселенцев современные Исайе Иудеи могли ближе познакомиться с этим «жестоким и не сребролюбивым»8 народом.

Наконец, пророк Исайя упоминает об аравийских кочевниках (Ис. 13:20). И это упоминание считалось «неестественным» (хотя одним Кнобелем). Но пророк Исайя, несомненно, был знаком с Аравией (См. Ис. 21:13–14). С ней были знакомы и современники его. Книга Паралипоменон (1Пар. 4:42–48) упоминает, что при Езекии многие из Иудеев поселились на местах Амаликитян, в Аравии. Множество арабских преданий подтверждает это сказание и удостоверяет, что Евреям, в век Исайи, очень близко были знакомы Аравия и ее кочевники (срав. Ленорман. История Востока, 2 т. 70–72 стр).

Положительные доказательства подлинности апологеты находили, прежде всего, в самом надписании пророчества в (Ис. 13:1) – пророчество (massaa) о Вавилоне, которое изрек Исайя сын Амосов. Надписание, таким образом, ясно свидетельствует о подлинности спорного пророчества. Но отрицательная критика не оставила без внимания сего свидетельства. Чтобы ослабить значение надписателя, Гитциг, Де-Ветте, Кнобель, и др., задались вопросом о происхождении его. Еще Иудейское талмудическое предание утверждало, что книгу пророка Исайи написало общество друзей Езекии, а не сам пророк Исайя. За это предание, как за «отголосок несомненной истины», взялась отрицательная критика, и в нем находила опору для мнения о «позднейшем редакторе» книги пророка Исайи. Общество друзей Езекии, существовавшее до Вавилонского плена и даже лишь до смерти Езекии9 конечно было забыто, а время жизни этого «редактора» отнесено к послепленному периоду. «Этот редактор, говорят представители отрицательного направления, по ошибке или намеренно составил указанное надписание и приложил его к произведению чуждому Исайе. Пророчество, распространенное среди пленников, жадно читавших его, в виде летучих листков, редактор внес в книгу Исайи, и для избежания улики, даже снабдил авторитетным надписанием»10. Гипотеза, как видится, очень остроумная и эффектная, но не очень убедительная!

Гипотеза эта подверглась критике даже некоторыми из представителей отрицательного направления. Еще Бертольд спрашивал своих единомышленников: почему же этот редактор своими фальшивыми надписаниями снабдил не все пророчества Исайи? Отчего никто из пленников не уличил его, в таком подлоге? Как Иудеи могли допустить такую фальшь в произведениях глубокоуважаемого и хорошо известного им лица?11 К этим справедливым возражениям рационалиста апологеты присоединили свои положительные доводы.

Надписание несомненно принадлежит писателю пророчества. Без него непонятны первые 16 стихов 13-й главы, так как в них не упоминается предмет пророчества – Вавилон. Если составитель надписания вводил людей в обман, то намеренно, а не по ошибке, это делал, и составитель надписания очевидно не «редактор» книги Исайи, а сам писатель пророчества о Вавилоне. Мнимый обманщик был знаком с другими, несомненно, подлинными речами Исайи и подражал обычаю Исайи. Это видно из тождественных с настоящим надписаний пророчеств (massaa) о Дамаске (Ис. 17:1), Египте (Ис. 19: 1), о долине видения (Ис. 22:1, 29:1, 30:6) и т. п. А указанные надписания в подлинных речах Исайи несомненно принадлежат не редактору, а самому Исайе (что видно из Ис. 29:1, 30:6, 6:1, 2:1). Чтобы составить мнимый подлог, как видно, требовались большое искусство и эрудиция...

Вместо того, чтобы допускать целый ряд таких искусных подчисток, несвойственных благочестивому редактору, не лучше ли признать здесь истину и свидетельство об истине?!.. Надписание составлено самим пророком Исайей и свидетельствует о принадлежности ему оспариваемого пророчества.

Другое положительное свидетельство подлинности рассматриваемого отдела защитники находили в Ис. 14:24–27. Здесь заключается пророчество о падении Ассирии, «естественное», по мнению рационалистов, для Исайи, а потому неоспоримо подлинное. Признавая не подлинность Ис. 13–14:23, критики всегда отделяли от нее этот «подлинный» (Ис. 14:24–27) отдел. Но, соглашаясь в этом мнении, представители отрицательного направления, тем не менее, не могли своим «единодушием» побороть недоумения: когда и по какому поводу был произнесен отд. Ис. 14:24–27? Как он, по-видимому «без связи», попал между неподлинным пророчеством о Вавилоне и подлинным – о Филистимской земле (Ис. 14:28–32)? И вот, единодушие критиков кончается, и начинается разногласие – dissensus, по выражению Геферника. Коппе ставил его в связь с 36–37 гл. Исайи. Розенмиллер считал отрывком из какого-то «большого, но потерянного» пророчества на Ассирию. Гезениус и Гендеверг помещали его в 10-й главе. Эвальд думал отнести к Ис. 17:12, Фюрст к 5 главе, и так далее. Из всех этих разнообразных гипотез видно только, что критики сами себе в этом случае не доверяют. В действительности же рассматриваемый отдел имеет естественную связь с предыдущим пророчеством о Вавилоне. Пророчество о падении Вавилона стоит в связи с пророчеством о падении Ассирии, в соответствие предметам их – Ассирии и Вавилону. Оба всемирных государства соединены между собой исторически: одно из другого развилось. Они соединены духом власти, как члены виденной Навуходоносором статуи (Дан. 2); они в одинаковом отношении стояли к иудее; после того как обглодал Иудею царь Ассирийский, Навуходоносор сокрушил ея кости (Иер. 50:18).

Тесную связь рассматриваемых двух пророчеств признавали ветхозаветные писатели. Несомненно, писателю 50 и 51 гл. книги пророка Иеремии было известно пророчество Исайи о Вавилоне (Ис. 13–14:23). Но Иеремии, несомненно, оно было известно в связи с пророчеством об Ассирии (Ис. 14:24–27). Пророк Иеремия, притом, видел здесь связь не механическую, по положению, а внутреннюю – историческую. Он говорит, что Ассирия и Вавилон одинаково причиняли страдания Иудее, за это и Господь посетит Вавилон, как посетил Ассирию. (Иер. 50:17–18; Ис. 14:23–24). В Ис. 14:27 Исайя упоминает о руке Господней, простертой на «все народы». Под ними можно разуметь только народы с такой же мировой властью, какой обладала Ассирия (а не Филистимляне). Таким народом могли быть Халдеи, о которых ранее говорил Исайя.

Если несомненна связь подлинного пророчества Исайи об Ассирии (Ис. 14:24–27) с пророчеством о Вавилоне (Ис. 13–14:23), то несомненна и подлинность пророчества Исайи о Вавилоне.

Далее: в пророчестве о падении Вавилона, заключающемся в Ис. 13–14:23 находится множество мыслей и выражений, вполне тождественных с мыслями и выражениями, встречающимися в неоспоримо подлинных речах Исайи. Так:

а) Для разрушения Вавилона Господь, говорит пророк, соберет многочисленное войско из царств и народов, от движения коего произойдет необыкновенный шум (Ис. 13:3–4). Такое же многочисленное воинство из разных народов Господь намерен, по слову пророка, собрать на Иудею, и шум его подобен шуму моря (Ис. 17:12–13).

б) Это войско будет состоять из дальних народов, живущих на «краю» вселенной, и потому приглашено будет особенным «знамением» (Ис. 13:2, 5). Из таких же народов и таким же образом будут созваны враги Иудеев, как предсказывал Исайя (Ис. 5:26).

в) Вражеское нашествие поразит Вавилонян ужасом, руки у них опустятся, сердце растает, и изум­ленные они уподобятся жене-родильнице (Ис.13:7–8). Грядущие бедствия также точно отразятся на Египтянах (Ис. 19:16) и Иудеях (Ис. 29:9).

г) Вражеское нашествие будет сопровождаться особыми знамениями на небесах и на земле: помрачением небесных светил и землетрясением (Ис. 13:10, 13). Такими же точно знамениями будут сопровождаемы бедствия Иудеев (Ис. 5:25, 30, 29:6).

д) Вавилон, краса царств, погибнет подобно Содому и Гоморе (Ис.13:9, 19). Такую же участь пророк предрекает Иудеям и славному Тиру (Ис. 1:9–10, 3:9, 23:8).

е) После падения Вавилона, помилованные Господом Иудеи соберутся, возвратятся в Палестину, к ним присоединятся иноземцы и сделаются рабами и рабынями их (Ис. 14:1–2). Эти мысли нередко и в других своих речах выражал Исайя (Ис. 11:11, 14, 19:22–25).

ж) По своей силе и грозе для порабощенных народов, Вавилон называется «жезлом и скипетром владык» (Ис. 14:5–6). Так называется и Ассирия (Ис. 9:3, 10:15, 10:24, 10:26, 14:25, 14:29).

з) Радости Иудеев будет сочувствовать и неодушевленная природа; кедры и кипарисы Ливанские (Ис. 14:8). Так и в другом месте пророк Исайя, говорит, что они разделяют страдания Израиля (Ис. 2:13)…

и) Даже и подземный мир (обитатели шеола) примет участие в торжестве Иудеев. Ваиилонский царь со своей славой и блеском сойдет в шеол и уподобится бессильным рефаимам (Ис. 14:9–11). Это же наказание Исайя предрекал Иудеям и Ассирийцам (Ис. 5:14, 10:16, 18).

й) Попиравший народы, потрясавший царства, колебавший и опустошавший землю, желавший уподобиться Вышнему, Вавилонский царь будет разбит и повержен (Ис. 14:12–17). Также точно изображаются замыслы и участь Ассирии, Филистимской земли и Тира (Ис. 10:13–14, 14:31, 23:11).

к) Душевным мучениям Вавилонского царя в шеоле будет соответствовать презренное состояние его трупа, лишенного могилы (Ис. 14:18–19). Такая же участь предречена Исайей Иудеям, Эфиопам и Севне (Ис. 5:25, 18:4–6, 22:16).

Встречается в исследуемых нами главах книги пророка Исайи и множество еврейских слов и оборотов речи, которые находятся в других неоспоримо подлинных местах книги пророка. Так:

а) Ис. 13:3עָוָה – назначать исполнителем гнева Господня = Ис. 10:6.

קָדַש – исполнять определение Божие = Ис. 5:16.

עֹֹלֶז – тиран – исполнитель гнева Господня = Ис. 22:2, 23:7, 32:13.

Ис. 13:4שְאוֹן קול עם־רָב הַמוִןֵ קול = Ис. 17:12, 33:3.

צבָאוֹת יְהוָֹה – Гезениус это выражение вместе со словом עלֶז – считает доказательством подлинности 23-й главы Исайи12.

б) Ис. 13:2נָשָׂא־נֵב תַר עַל = Ис. 5:26, 30:17.

Ис. 13:2קזל הֵרָים = Ис. 37:23.

Ис. 13:5הַשָׁמָים מִקְצה מֶרְחָק מֵאֶרֶץ = Ис. 5:26, 8:9.

в) Ис. 13:7יִמָּם לִבַך = Ис. 19:1.

г) Ис. 13:10חָשַׁפ אוֹר = Ис. 5:30.

Ис. 13:13רָעַשׁ = Ис. 29:6.

д) Ис. 13:19וְתפּאֶרֶת צבִֹנְאוֹן = Ис. 4:2, 23:9.

כְמַחְפֵכַח = Ис. 1:7.

Ис. 13:9 – שָׁמַר = Ис. 10:7, 23:11.

е) Ис. 14:1רַהם = Ис. 9:16, 30:18.

Ис. 14:2נֹגֶשׂ (в значении: тиран) = Ис. 3:5, 11, 9:3.

ж) Ис. 14:5–6עִמּם מִכֶּם שֵׁבֶם מַכֶּה שָׁבַר = Ис. 9:3, 10:5, 14:29.

Глагол ИВРИТ употребляется для обозначения духовного и политического поражения в Ис. 1:5.

з) Ис. 14:8 по Еврейскому тексту почти тождественен с Ис. 37:24.

и) Ис. 14:9עַבּוּד = Ис. 10:13.

й) Ис. 14:12כֶך־שָׁהָר ­ בֶך־שִׁמֶך = Ис. 5:1. – по употреблению слова בֶד 13.

וְנָזַר נָפּל = Ис. 22:25.

Ис. 14:13בְלֶב אָמַר = Ис. 10:7, 9:8.

הֵרִים = Ис. 6:1.

Ис. 14:14עָב = Ис. 19:1. облака – жилище Божие.

Ис. 14:16מַמְלבְוֹה הִרְנִיו = Ис. 23:21.

к) Ис.14:18בֵיה ­ מִשְׁבָך = Ис. 22:16 – в приложении к гробнице.

Ис. 14:20מְרֵעִים וֶרַע = Ис. 1:4.

אֶרֶן = Ис. 8:8 – в значении жителей страны.

Ис. 14:22 – שְׁאָר = Ис. 10:20, 17:3, 21:14–17. Употреблением этого слова Гезениус и Кнобель доказывают подлинность Ис. 21, 14–1714.

В этом отделе встречаются Еврейские слова, редко употребляемые или вовсе неупотребляемые, кроме неоспоримо подлинных речей Исайи.

Напр. גָאִוָה – гордость- Ис.13:3 = Ис. 9:8.

גָנָה (ברק) – блестеть – Ис. 13:10 = Ис. 9:2.

צִייִם – жители пустынь. Ис. 13:21 = Ис. 23:13.

סֵרָה (חבל) – жалость – Ис. 14:6 = Ис. 1:5.

נְצֶר – ветвь. Ис. 14:19 = Ис.11:1.

Здесь встречаются также еврейские слова общеупотребительные, но с особенным значением, с каким они употребляются только в неоспоримо подлинных речах Исайи. Таковы:

לא־השַׁב – не придавать никакой цены Ис. 13:17 = Ис. 33:8.

שׂיב (שׂים) – превращать в пустыню – Ис. 14:17 = Ис. 3:615.

На основании представленных примеров сходства 13 и 14 глав с неоспоримо подлинными речами Исайи, можно пророчество о Вавилоне (в 13 и 14 гл.) считать подлинным.

Исторические свидетельства доказывают, что пророчество Исайи о падении Вавилона могло быть понято его слушателями-современниками. Но вместе с тем они доказывают и то, что сам пророк Йсайя не мог бы произнести этих пророчеств, если бы руководился только естественными соображениями. Он не мог узнать о предрекаемых событиях по естественным догадкам, так как прямых политических оснований для подобных догадок не было. И, тем не менее, пророчества Исайи буквально исполнились: Вавилон пал от руки Мидян. Пророчества Исайи возможны только при участии Божественного вдохновения. – Вот конечная цель нашего исследования книги пророка Исайи.

Достигнув осуществления ее по отношению к одному спорному отделу, перейдем к исследованию других отделов.

* * *

1

См. Прав. Соб. 1886 г. январь.

2

Выражение: «единодушный протест» заимствовано нами из комментария Кнобеля, где оно употребляется в подтверждение непоколебимости в авторитетности рационалистических тезисов

3

Ис. 13:2 читается так: поднимите знамя на открытой горе, махните им рукою, чтоб шли в ворота властелинов (т. е. Вавилонян). Ис. 13:19 – Вавилон, краса царств, гордость Халдеев будет ниспровержен Богом. Ис. 14:1–2 помилует Господь Иакова и возлюбит Израиля и поселит их на земле их... и возьмут их народы и приведут на место их... и дом Израиля возьмет в плен пленивших его и будет господствовать над угнетателями своими.

4

Мы не будем указывать названия сочинений всех этих писателей, потому что они поименованы выше – в истории вопроса о подлинности книги пророка Исайи. См. Прав. Соб. 1886 г. янв.

5

На этом основывается принимаемое в Еврейских грамматиках так называемое «прошедшее время пророческое» – praeteria prophetica.

6

См. Прав. Собес. 1885 г. август.

7

История Мидии излагается нами по тем же пособиям, по которым выше была изложена история Ассирии и Вавилона. См. Прав. Собес, август. 1885 г.

8

Брюстон справедливо обращает внимание на то, что мнимый Вавилонский пленник писатель 13–14 гл. не назвал бы Мидян «не сребролюбивыми». Греческие историки, близко знавшие двор Астиваса, описывают его, как один из роскошнейших и изнеженных дворов. Histore critique de la Litterature prophetique des Hebreux 1881 г. 219 р.

9

Marx. Вышеуказ. cочин. 49 р.

10

De-Wette. Einleitung in Alt. Test. 201 s.

11

Berthold, Einleitung in Schriften des Alten und Neuen Teslament. IV, 1395 s.

12

Commentar üb. Iesaia. 1, 718. 11, 934. Следовательно, эти выражения служат доказательством подлинности и 13-й главы. По уважению к авторитету своему – Гезениусу – рационалисты должны с этим согласиться.

13

Gesenius. Comment. ub. Iesaia 1, 229.

14

Ibid. 1, 670. Knobel. Iesaia, 179. 5. На этом основании и 14-ю главу эти ученые должны признать подлинной.

15

Между еврейскими оборотами речи и выражениями пророка в переводе на русский язык существует тесная связь. На нее указывают буквы русского алфавита, составленные нами перед теми и другими выражениями. – Если в параллельных местах в еврейском тексте употребляются имена существительные в разных числах, то мы указываем единственное число. Если употребляются глаголы в разных формах, то указываем форму каль, перфект, 3 лицо, единственное число.


Источник: Опубликовано: Православный собеседник, 1886, 1, с. 103-118.

Комментарии для сайта Cackle