протоиерей Пётр Смирнов

32. Происхождение реформации и отделение разных христианских обществ от Римско-Католической Церкви

С половины XI века, когда разорван был союз Церкви Западной с Православным Востоком, папская власть все более и более возвышалась. Особенно содействовал ее возвышению знаменитый папа Григорий VII, занимавший папский престол с 1073 по 1086 год61. К правлению этого папы относится тот неслыханный до тех пор и впоследствии случай унижения царской власти, когда германский император Генрих IV три холодных зимних .дня (в январе) простоял голодный, в одежде кающегося, босыми ногами пред дворцом, где жил папа, прося у него прощения. В конце XI века начались крестовые походы. Они предприняты были с целью освобождения святых мест и восточных христиан от власти неверных, но властолюбивые папы направляли их также и к возвышению своей власти. Постепенно возвышаясь, папская власть достигает своего зенита при папе Иннокентии III, управляющим Римскою Церковью с 1198 по 1216 год; не только весь Запад признал ее и был ей покорен, но и все патриаршие престолы на Востоке были заняты лицами, подвластными папе.

Но с этого времени власть пап, хотя и постепенно, стала клониться к своему упадку. Ревность к крестовым походам, столь пылкая вначале, впоследствии стала охладевать, и с нею стала падать сильнейшая для пап поддержка. С развитием просвещения на Западе яснее и яснее становилась незаконность папских притязаний и тех отступлений от Православия, какие папы допустили в Западной Церкви. Папы для усмирения своих противников прибегали к жестоким мерам (инквизиция), чем еще более раздражали недовольных. Наконец, стали появляться смелые и решительные противники папской власти, которые в борьбе с нею видели свое призвание и цель жизни и которых не устрашали никакие казни. Из числа этих противников папства в особенности замечательны британец Виклеф в XIV веке и богемец Иоанн Гус в XV веке.

В половине XV века на Западе началось сильное движение к изучению классических языков и литературы древних народов, известное под именем гуманизма. Это движение особенно усилилось с переселением на Запад греков после падения греческой империи в 1453 году и явно приняло характер, противный папству. Но западные христиане, которым папы нарочито заграждали путь к духовному просвещению (например, запрещая мирянам читать Библию), не умели отличить нововведений папства от вечных истин христианской веры, хранимых Церковью (заблуждение, существующее и в наше время), и раздражение против пап переносили на всю Церковь. В литературе и обществе стало распространяться неверие. Тогда предприняты были попытки преобразования Западной Церкви: XVI век представляет ряд таких попыток, почти одновременных, в разных местах. Эти реформаторы (Лютер в Германии, Цвинглий и Кальвин в Швейцарии) действовали под влиянием раздражения против пап и увлекались страстями, но в то же время были одушевлены и добрыми намерениями – спасти веру среди распространяющегося неверия. Они обладали замечательными дарованиями, добрыми личными качествами и непреклонною силою воли. За все это история относит их к числу великих деятелей. Но они, во-первых, приняли на себя дело, непосильное не только для частных людей, но даже для поместных соборов (как это доказали бывшие ранее их с тою же целью соборы в Пизе, Констанце, Базеле), во-вторых, при своей замечательной учености в области богословия западные реформаторы имели весьма смутные понятия о Православной Восточной Церкви, в которой они могли бы видеть образец Апостольской Церкви. От этого попытки реформаторов страдали противоречиями друг другу и самим себе и явною непоследовательностью. Вначале свободно мыслящие, под конец они прибегали к жестоким мерам деспотизма и не могли удержать народ в тех границах, какие предполагали. Поэтому они успели отторгнуть значительную часть Западной Церкви (около 90 миллионов) от Римских пап, но не только не возвратили ее к Православию, а еще более отдалили от него.

* * *

61

– Папа Григорий VII, еще в сане архидиакона, под именем Гильдебранта, руководил четырьмя папами. Он начертал идеал папской власти, к выполнению которого стремился сам и его преемники. Григорий уподобляет ее свету солнца, а власть императоров и королей сравнивает с блеском луны. Как луна заимствует свой блеск от солнца, так и светская власть императоров и королей, по взгляду его, берет свою силу и значение от власти папы. Если они поступают против воли папы, то могут и должны быть лишены своей власти, и место их занимают другие лица, более послушные папе. Одним из орудий, которым действовал папа против непокорных ему государей, был интердикт, когда весь народ за грехи властителей подвергался церковному запрещению: храмы затворялись, священнодействия и исполнение треб останавливались; народ, вдруг лишенный утешений религии, начинал волноваться, и непокорные государи смирялись.


Вам может быть интересно:

1. Из учения о Церкви и её истории протоиерей Пётр Смирнов

2. История и вероучение христианской Церкви профессор Борис Михайлович Мелиоранский

3. Лекции по истории Древней Церкви – 4. История церкви в период вселенских соборов. III. История богословской мысли профессор Василий Васильевич Болотов

4. Сщмч. Владимир Киевский и его борьба с сектантами Иван Георгиевич Айвазов

5. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках профессор Алексей Петрович Лебедев

6. История Церкви протоиерей Валентин Асмус

7. Руководство к русской церковной истории – Период II. От нашествия монголов и усиления северо-восточной Руси до разделения Русской митрополии (1237–1461 гг.) профессор Петр Васильевич Знаменский

8. История Церкви – Часть 2 Николай Дмитриевич Тальберг

9. Исторический путь православия – Глава 6. Темные века протопресвитер Александр Шмеман

10. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Любопытство святитель Тихон Задонский

Комментарии для сайта Cackle