Слово на Пасху. Св. Иоанна Златоустого
Святость Христа предуказывалась пасхальной жертвой с беспорочным агнцем, спасение людей в страдании Христовом – спасением первенцев, данным чрез пасхальную жертву, на освящение же указывало ядение (жертвы). Из указанного в законе следует рассмотреть то, как должно приготовлять себя тому, кто будет принимать освящение, как приступать к приобщению святыни, какую жизнь проводить после того, как сделаешься причастником и сообщником святого.
И вот, каким образом должно приготовляться тому, кто намеревается быть сообщником Христу, законодатель образно указал нам в обрезании, говоря: сей закон пасхи: всяк иноплеменник да не яст от нея: и всякаго раба или купленаго обрежеши его, и тогда да яст от нея (Исх. 10:43, 44). Обрезание же тогда было только частичным. не будучи полезным само по себе, потому что нисколько не лучше казался человек от обрзания сравнительно с необрезанным. Напротив, израильтяне даже порицались по этому поводу от Бога: яко вси язы́цы не обрезани плотию, дом же Израилев не обрезани суть сердцы своими (Иер. 9:26). Истинное обрезание есть обрезание всей плоти, делающее приятным и угодным Богу того, кто обрезан сердцем, у кого снято плотское покрывало, которое мы имеем по наследованию от родителей и которое должно быть снято у нас; закон, повелевая совершать плотское обрезание, наперед указал в этом символ рождения и покрова, сопровождающего нас от рождения. Итак, кто не оставляет плотского образа жизни, – тот не достигнет общения со Христом. Мы есмы обрезание, – говорят соучастники Христовы, – иже Духом Богу служим, а не в плоти надеемся (Флп. 3:3). Только сердце, свободное от всего плотского, истинно может служить Богу и духом соединяться со Христом. Началом этого обрезания служит страдание за нас Господа, пренебрегшего Своею плотию и принявшего ради нас самое обрезание; на нас же это таинство отпечатывается в крещении, а исполняется в жизни сообразно Христу. Обрезани бо, – говорится, – бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховного плоти, во обрезании Христовы, спогребшеся Ему крещением (Кол. 2:11, 12). Посему, пока ты не оставил плотских привычек, ты, как инородный и чужестранец, и не будешь участником и сообщником со святым пришедшим с неба, Христом: тот сам должен быть небесным, кто хочет подойти к· небесному, небесным же никто не может сделаться, не оставив земного. Таким образом, наперед умертвивши в себе ветхого человека благодатию крещения, чрез усердие в духовных делах ты подойдешь ко Христу и приобщишься к Нему.
Во–вторых, нужно видеть, каковыми были по закону все участвовавшие (в ядении) пасхи, для того чтобы узнать, какими должны быть и мы для участия со Христом. Сице, – говорится, – снесте е: чресла ваша препоясана, и сапози ваши на ногах ваших, и жезлы ваши в руках ваших (Исх. 12:11). Дорожная одежда, надетая и хорошо подпоясанная, указывает на скорую готовность идти на встречу обетованию Божию, как и Израиль тогда, готовый в путь, отправлялся в землю обетования. Обрати же внимание на духовного путешественника, какое преимущество имеет он пред тем. Он спешит не на эту дальнюю землю обетования, не временные блага преследует, не землю меняет на землю, не Иудею вместо Египта; но что говорит такой путешественник о своем путешествии? Задняя забывая в предняя же простираяся, со усердием гоню, к почести вышняго звания (Флп. 3:13, 14). Вот чресла, препоясанные истиною, по Апостолу (Еф. 6:14)! Так, именно, ты будешь проворным в добром течении, если оставишь все теперешнее – пустое и ложное; если станешь искать будущей истины и по ней томиться. Ноги – обутые, – говорится в законе, – готовностью благовестия мира, способны для всякого доброго бега, каким упрочивается для нас мир с Богом, как говорит Апостол: мир имамы к Богу Господем нашим Иисусом Христом (Рим. 5:1), и еще: терпением да течем на предлежащий нам подвиг (Евр. 12:1), и еще: тако теку, да достигну (1Кор. 9:26). Посохи у них в руках – это надежда или утверждение души в Боге, чтобы не поколебаться в скорбях, как и сказал Павел (1Сол. 3:3), но быть твердыми. Снесте со тщанием: пасха есть Господня (Исх. 12:11). Не для беспечных эта еда, не для удовольствия, а для тех, кто небрежен и склонен к бездеятельности, а для тех, кто имеет дух бодрый и напряженный, почему она и доставляет нам минование губительного мщения, когда посылает его Господь. Поэтому говорится: пасха есть Господня, что один переводчик прямо истолковал: «перехождение Господу».
В-третьих, после такого принятия Божественной пищи, мы посмотрим, какова должна быть и жизнь того, кто принял это святое питание. На это, именно, указывают опресноки и дни опресноков. иудеи вот заботятся об опресноках и думают, что семь опресночных дней доставляют им что-то особенное, не едят квасного хлеба и не держат его у себя, не будучи в состоянии указать какую бы то ни было пользу от этого дела, потому что они выполняют образ, а не истину. Ты же понимай опреснок согласно слову Апостола и как мы показали, именно, чтобы душа была чиста и не запятнана никаким злодеянием, чтобы был новый образ жизни без всяких прежних пороков. Очевидно, так нужно понимать эти слова: даже и следа чего-нибудь подобного да не явится в домех ваших: всяк, иже аще снесть квасно, погубится душа та от Израиля (Исх. 12:19). Возвращение к прежней порочности есть гибель для того, кто был переведен в новую жизнь. Аще по плоти живете, – сказано, – имате умрети (Рим. 8:13). Какое символическое значение имеют семь дней (опресночных)? Семь дней, говорится, ешьте опресноки. Семь дней, как это и есть на самом деле, обозначают все время, потому что после седьмого дня, который есть покой, начинается возвращение первого, и этот круг времени идет вперед, обращаясь через семь дней в самого себя. Во все, конечно, время следует тебе жить в простоте и чистое, и это поистине спасительно. Аще, – сказано, – духом деяния плотская умерщвляете, живи будете (Рим. 8:13). Характер того, кто не ищет плотского, прост, незлобив, не лукав, чужд всего худого и ненавистного. Почему же первый день и седьмой называет святыми, говоря: первый день наречется свят, и седьмый день нарочит свят да будет вам (Исх. 12:16)? Потому что как первый день показывает начало, в которое мы освящаемся через принятие Святого Духа, так седьмой день обозначает конец, когда именно мы, освободившись от тела, бываем со Христом и приходим к Господу, оставив странствование земное, всецело переносимся к святости. Яко живуще, – говорится, – в теле, отходим от Господа (2Кор. 5:6). Закон требует, чтобы эти дни были свободны от работ: всякого дела, – сказано, – да не сотворите в них (Исх. 12:16). Это показывает, что душа не должна уклоняться в сторону земных попечений и оставаться в рабстве, несоответствующем служению Богу, но что только то одно с ревностью должна исполнять, только на то употребять усилие, в чем для нее есть польза. На это же самое указывает и следующее выражение: разве елика сотворятся всякой души, сия точию да сотворятся вам (Исх. 12:16). Поэтому Господь, приводя к объяснению покоя по закону, так как покой искали в отдыхе от суетных дел, а не в том, что относится к пользе души, предложил фарисеям: достоит ли в субботу добро творити, или зло творити? душу спасти, или погубити (Мк. 3:4)? Если правильно и сообразно Христу хочешь соблюдать субботу и праздничный покой, воздерживайся от мирских забот и занятий, а заботься о том и делай то, что относится к Богу и пользе души. И тогда ты будешь истинно и правильно проводить субботу и праздновать святой праздник, образ того, что у Христа, Которому слава во веки веков. Аминь214.
* * *
Полн. Собран. творен. св. Златоуста в русск. перев., изд. 1902 г., т. VIII., стр. 934–937. В издании Migne это слово отнесено к разряду spuria.