Источник

Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

Неразрывно и непоколебимо соединились между собой три удивительных чуда, неизвестных от начала времени и превосходящих силы самой природы нашей. Да, тройной канат нелегко разорвать. Чудеса эти – следующие: рождение незамужней Матерью, воскресение после тридневной смерти, вознесение плоти на небеса.

История знает рождающих неплодных женщин, однако же рождающих не вне брачного соединения, знает воскресавших мертвецов, но воскресавших не для бесконечной жизни, знает возносящегося Пророка, но возносящегося яко (как бы) на небо, т. е., не на истинное небо. Илия переменил одно место на другое, а Спаситель восшел туда же, откуда и нисшел, – восшел в присутствии мужей и женщин, во множестве созерцавших Его до тех пор, пока их, пристально смотревшие в высоту, очи не ослабели, причем ангелы дали свидетельство касательно того, что они видели, и предвозвестили второе Его пришествие. И се, – говорит Писание, – мужа два стаста пред ними во одежди беле, иже и рекоста: мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо (Деян. 1:10–11)?... О, сколь много совершено благим Господом ради лукавых рабов, для их спасения! Он нисшел с небес, восшел на небеса, снова придет с небес. Но как придет? – не другую восприяв ипостась, а в плотском образе, в человеческом виде; однако же, не перенося уничижения, как прежде, не засыпая в корабле, не испытывая тягостной жажды у колодца, не сидя на жребяте осли (Ин. 12:15), но устремляясь на осленке облачном, – не рыбарей ведя с Собой, но сопровождаемый ангелами, – не стоя возле судейской кафедры, но Сам судя концы вселенной и самим рыбарям даруя судейскую власть. Об этом и Сам Он учит, говоря Своим ученикам: егда сядет Сын Человеческий на престол славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Исраилевома (Мф. 19:28); а иудеям: и аще Аз о веельзевуле изгоню бесы, сынове ваши о ком изгонять? Сего ради тии вам будут судии (Мф. 10:27), потому что, будучи из иудеев, не мыслили по–иудейски, но своим сродникам, убийцам Господа, предпочли страдания Христовы и Его язвы...

Так как нам предлежит дать отчет о всем, что сделано нами во время своей жизни; так как предстоит всемирный суд, на котором спросят о том, что́ мы сделали со вверенными нам талантами, – взыщут за отвержение таинственного брака, – спросят о светильниках брачной горницы, о возрастании семени, о плоде виноградника и обо всем, что Он открыл нам чрез Свои притчи: то взвесим свою жизнь, переменим ее дела, не занимаясь более меной серебра, не добывая себе золота, не ссужая деньгами за большие проценты, (потому что Судия гнушается этого), но доставляя пропитание бедным, проявляя страннолюбие, призывая Бога и делая все, что может смягчить гнев Судии. Взирая на Авраама, постигни выгоду ю сокровищницу милостыни в Тавифе: она – бездыханная лежала на одре, готовились погребсти ее в могиле, – но вдовицы, окружив Петра и показывая дары мертвой, исторгли умершую из ада (Деян. 9:36–41). Если слезы вдовиц оживили мертвое тело, которое, очевидно, снова имело умереть впоследствии, то чτό воздаст Судия в отплату за благодеяния тем, которые щедрой рукой питали бедных и не лишили себя их свидетельского показания? Тот дар будет неотъемлем, так как между ним и его обладателем станет уже не смерть, но взамен смерти будет иметь место вечная жизнь. Вострубит бо, – говорит Писание, и мертвии во Христе востанут нетленни (1Кор. 15:52) и неизменны, по примеру Господа. И как Его взяло некоторое облако (Деян. 1:9): так и мы, по слову Павла, восхищени будем на облацех (1Сол. 4:17). И как Он восшел при радостном крике и трубном звуке, таким же точно образом и мы, услышав архангельскую трубу и стряхнув с себя облако смерти, как сон, соединимся с Начальником жизни и тако, – говорит Писание, – всегда с Господем будем (1Сол. 4:17), помышляя о Господнем, охраняя Его заповеди.

Да удостоимся же все мы услышать тот блаженный глас: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа (Мф. 25:21)! Ему слава и держава во веки веков. Аминь79.

* * *

79

Полн. Собр. Творен, св .Златоуста, т. III, 1897 г., 847–849 стр. В Curs. Compl. Patrolog. Migne это слово причисляется к разряду Spuria.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle