Источник

Беседа на день честного и животворящего Креста. Максима Маргуния, епископа Корфского (ХVІ в.)

Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет (Матф. 16:24).

Некоторый царь должен был воевать с одним сильным врагом своим, и, намереваясь идти с тем, чтобы победить его, позвал всех подданных своих следовать за ним против врага того, и объявил им, что после победы они получат от него большие подарки и великие почести. Разве не пошел бы за ним каждый со всем усердием? Явно, что все пошли бы в надежде получить обещанные подарки и почести. А если для такого временного дела, которое сегодня есть, а завтра его нет, каждый спешит: то кольми паче нам подобает идти в след истинного Царя, Господа нашего Иисуса Христа, Который зовет нас, потому что идет на брань с великим врагом-диаволом с тем, чтобы победить его, – и объявляет нам что Он даст нам великий дар и великую честь, да и не что-либо временное, которое ныне есть, а завтра его нет, не что-либо тленное, а нетленное и вечное, которое не гибнет. Цари сего мира иногда отдумывают давать обещанное, потому что сами переменчивы, то есть, ум их скоро обращается к иным предметам. А Христос никогда не передумывает, потому что Он не переменчив, то есть, из такого, каков Он есть, не делается иным.

Итак, последуем за Ним, братие, и пойдем на брань с нашим врагом – диаволом, этим неукротимым зверем; а как пойдем, то возьмем крепкое оружие свое, крест, по слову военачальника нашего – Христа: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет. Какое же побуждение к сему? А то, что, кто хочет спасти душу свою, пусть погубит ее (Матф. 16:25). Бог, сотворивший небо, человека и весь мир, не сотворил человека просто, так, как создал весь мир (небо, землю и все, что есть в них), а с некоторым особенным тщанием и искусством. Это внушает нам Божественное Писание, говоря: и сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его (Быт. 1:27); да еще и совет держал до сотворения его, как создать такое существо: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1:26). Сему человеку, кроме многих других даров, коими наделен он, Бог дал еще и самообладание, да будет свободен, что составляет особенное, преимущественное свойство существа разумного, так как существо разумное есть существо свободное, свободное же существо есть и разумное Бог создал человека господином, а не рабом, – владыкою, а не подчиненным. Посему-то, и призывая земнородного следовать за Собою, Бог не принуждает его к сему, а говорит: „кто хочет“; не принуждает же потому, что создал его свободным: ибо дарования Божии непреложны (Римл. 11:29), то есть, что Бог дал, то и остается, – и Он не раскаивается, что дал сие. Он не принуждает человека, потому что призывает его не на малые дела, а на великие, – на такие, кои стоят того, чтобы человеку взяться за них. Посему Господь говорит: кто хочет; и говорит сие не поименно (да не дерзнет кто-либо сказать: «не меня Он зовет», – и да не извиняется), всем Господь говорит: кто хочет, – и потому каждый должен хотеть, дабы спастись. А кто не хочет спастись, тот безумен. Однако, многие ныне не хотят спастись. Ты спросишь: «а кто это – такой, который не хочет спастись»? И я скажу тебе, кто – он. Кто не хочет следовать за Христом, тот и не хочет спастись. А кто не следует за Христом? – Тот, кто блудодействует; тот, кто прелюбодействует, кто сребролюбив, кто любостяжателен, кто несправедлив; тот, кто делает всякое зло. Таковым блаженный Павел говорит: не льстите себе: ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы, царствия Божия не наследят (1Кор. 6:9–10); и в другом месте говорит: блудником и прелюбодеем судит Бог (Евр. 13:4). Ты скажешь: «как я последую за Христом, когда не знаю, как это сделать»? А надлежало тебе знать сие, когда Бог сотворил тебя разумным, и дал тебе ум, дабы ты ведал, как что делать, и что хорошо. Но так как ты не знаешь этого, то научись сему от Учителя твоего – Христа; выслушай, что Он говорит всем нам, прозывая нас следовать за Ним. Три дела сделать заповедует Он нам: да отвержемся себя самих, да возьмем крест наш, да последуем за Ним.

Но как отвергается кто-либо от себя самого? помня себя и любя себя? Да как возможно и отвергаться от себя и любить себя?... – Кто любит свою душу, тот отвергается от плотских наслаждений; кто отвергается от себя самого, тот владеет членами тела своего так, что они послушны душе, – тот умерщвляет мудрование плотское, которое, как говорит Павел, есть вражда на Бога (Римл. 8:7), – тот отсекает похотения тела своего, которое хочет есть много, спать долго, пить лишнее, и исполнять иные худые похотения свои. Посему Павел в другом месте говорит: сущии во плоти, Богу угодити не могут (Римл. 8:8), т. е. исполняющие худые хотения свои не могут быть угодны Богу: ибо, кто хочет угодитъ Богу, тот исполняет волю Божию, подобно тому, как слуга, желающий угодить господину своему, исполняет волю его. Итак, отвергается от себя самого тот, кто любить себя, а кто любит себя, тот отвергается от плотских похотений, кои, как ты слышал, враждуют против Бога, – тот отвергается и от того, что у него есть, т. е. богатства, славы, гордости и всего прочего. Это разумеет и Павел, когда говорит: аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется (2Кор. 4:16), то есть, насколько кто уклоняется от плотских похотений своих, настолько увеличиваются душевные блага его.

А как кто вземлет крест свой? Прежде, нежели узнаем сие, проведаем: что это – за крест? Богословы говорят, что существуют четыре креста: первый – познания, второй – спасения, третий – жизни, и четвертый страдания. Нарицается крест познания, потому что открывает все, что только мы можем знать о Боге, и самую высоту мудрости. Слово крестное, говорить божественный Павел, погибающим юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть. Где премудр? где книжник? где совопросник века сего? не обуи ли Бог мудрость мира сего (1 Кop. 1:18, 20)? Слышишь, что крест, хотя и кажется Еллинам и Евреям безумием, есть сила и премудрость Божия? Но почему крест есть сила Христа? – потому, что крестом смерть разрушила сила Бога и Отца, т. е. Господь наш Иисус Христос, умерший на нем. Это сказует Павел римлянам, говоря: не стыжуся благовествованием Христовым: сила бо Божия есть во спасение всякому верующему. Иудеови же прежде и Еллину (Римл. 1:16); это сказует он в другом месте: мне же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Галат. 6:14). Опять, почему крест есть мудрость Божия? – потому, что крестом Бог спас погибших. Послушай, что еще говорит Павел: Мы же проповедуем Христа распята, Иудеем соблазн, Еллином же безумие, самим же званным Иудеем же и Еллином Христа, Божию силу и Божию премудрость (1Кор. 1:24). Почему? – потому что безумное у Бога, т. е. крест, который кажется безумием, – мудрее человеков: чего не могла сделать мудрость человеков, то сделал крест и спас человека, и чего не осилили силы человеков, то осилила сила креста. Посему-то и Христос, дабы явиться силою Бога и премудростью, не призвал к Себе учеников мудрых, или сильных, или благородных, но буиих, немощных и уничиженных в мире избрал Бог, как говорить божественный Павел (1Кор 1:27–28). Вот эта высота мудрости и глубина познания и составляют два конца креста, вышину его и глубину, т. е. верхний конец и нижний; а еще есть и длина силы и широта любви. Вот – четыре конца креста! Их-то и разумел Павел, когда говорил: да возможете разумети со всеми святыми, что широта и долгота и глубина и высота (Ефес. 3:18). Вот вам крест познания! – А есть и другой крест, который нарицается крестом спасения. Сей крест описует Господь наш Иисус Христос, говоря: Изыдох от Отца, – вот верхний конец креста; и приидох в мир, – вот нижний конец его; паки оставляю мир, – вот один конец поперечника креста; и иду ко Отцу (Ин. 16:28), – вот другой конец широты его. – Третий крест жизни – это умерщвление удов, сущих на земле, о котором говорит Павел: умертвите уды ваша, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую, и лихоимание, еже есть идолослужение: их же ради грядет гнев Божий на сыны противления (Колос. 3:5). Когда кто отсекает похоти плоти своей, тогда бывает то, о чем говорит божественный Павел: «сколько внешний человек тлеет, столько внутренний обновляется»; то есть, насколько человек оставляет похотения тела своего, настолько усиливаются хотения души его. И надобно нам оставить похоти телесные, если мы хочем, чтобы усиливались хотения души: ибо не может же человек исполнить те и другие хотения; два господина, противодействующие друг другу, никогда не согласятся, никогда не сойдутся. Тело и душа совершенно противоположны; и Павел говорит: «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» (Галат. 5:17). Если же так, то никто не может сладить с этою двоицею. О сем и Христос говорит: Никтоже может двема господинома работами: либо единаго возлюбит, а другаго возненавидит..: не можете Богу работати и мамоне (Матф. 6:24). Нельзя исполнять похоти плоти и хотения души; нельзя любить Бога и любить тело. Как тьма не имеет никакого сродства со светом, так и дела мрака – с делами света. Мрак есть диавол, а свет – Христос. Итак, когда кто умерщвляет уды, страсти свои, тогда вземлет крест Христов, крест жизни. – Есть и еще крест: это – крест страдания. И его надобно нести, иногда и умирать за Христа по любви к Нему, как это делали апостолы, мученики и все те, которые пролили кровь свою из любви ко Христу... – Узнал ты, сколько есть крестов? Теперь легко узнать и то, как носить крест; да это стало известно тебе уже из того, что мы сказали пред сим. Однако, послушай, как Павел учит носить крест. Христу сраспяхся, и к тому не аз живу, но живет во мне Христос (Галат. 2:19–20); и еще: всегда мертвость Господа в теле моем ношу (2Кор. 4:10). Какую мертвость? – скорби, гонения, обиды, заушения, какие он претерпел из любви ко Христу. Таковую мертвенность носил в теле своем Павел. К сему Павел нудит и нас, когда говорить: подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу (1Кор. 11:1). Вот как носится крест!

Но не достаточно носить крест: надобно еще и следовать за Христом. Ибо Он есть Пастырь добрый. И кто есть овца Христова, тот любит и следовать за ним одним. Посему Христос говорит: Аще кто Мне служит, Мне да последствует: и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12:26). Каждый еретик есть последователь первого ересеначальника... Только мы одни – христиане от Христа. За Ним и да последуем, Его гласа послушаем как овны Его. Если мы последуем за другими, а не за Христом, то заблудимся, потеряем путь, который есть Христос, и потерпим тоже, что потерпели и те, которые не последовали за Христом, а пошли по следам людей. Если же кто скажет, что и мы идем по следам людей, т. е. либо отцов Церкви, либо апостолов: то пусть знает таковой, что если мы идем по следам апостолов и отцов, то идем не за исказителями слов Евангельских, не за блуждающими по иной дороге, нежели на какую указал Христос, а за теми, которые дружно шли вместе со Христом, никогда де переиначивали слов Его, не толковали Евангелие, как хотелось, и не выдумывали своих догматов; мы идем не за еретиками, сочиняющими новые законы, а за апостолами, которые проповедовали веру Христа, за отцами, которые уясняли и подтверждали проповедь апостолов, и за учителями, упрочивавшими веру христиан, – ту самую веру, которую проповедали апостолы, утвердили святые отцы и вселенские Соборы. А если мы идем за такими, то идем за Самим Христом, ибо Он сказал: «что свяжут и что разрешат апостолы, то будет связано и разрешено на небе» (Матф. 18:18); и еще: «слушающий их слушает Христа, и отвергающийся их отвергается Христа (Лук. 10:16). Святые же отцы не только не искажали проповеди апостольской, но еще уясняли и утверждали ее. Итак, когда они говорят согласно со Христом, то мы идем по следам их по необходимости, так как и Христос заповедал нам идти за ними. Посему да убегаем от всех тех, которые не согласны со Христом, и искажают слова Евангельские и апостольские, как им вздумается и хочется, и да смотрим на них, как на заблуждающих еретиков, и как на членов, отсеченных от Церкви Православной. Но и сами, братие, да посматриваем за собою внимательно, как бы не отторгнуться нам от Главы нашей – Христа, и пойдем тесным и прискорбным путем, неся крест, как оружие крепкое, и там вместе со Христом победим врага нашего – диавола, а как только победим его, то найдем истинный путь Христов, ведущий в царство небесное, которого да сподобимся мы о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава во веки. Аминь22.

* * *

22

См. „Первое путешествие преосвящ. Порфирия в Афонские монастыри и скиты“, часть 2-я. Приложение ко 2-му отделению сей части. Москва, 1881 г., стр. 324–328.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle