Азбука веры Православная библиотека митрополит Платон (Левшин) Московский митрополит Платон (Левшин), как противораскольничий деятель
Н.В. Лысогорский

Московский митрополит Платон (Левшин), как противораскольничий деятель

Источник

С 6-ю рисунками

“Братие, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовные исправляйте такового духом кротости”

(Увещание, об. 77, Гал.6:1)

См. также: Рец. на кн.: Н.В. Лысогорский. Московский митрополит Платон Левшин, как противораскольнический деятель проф. П.С. Смирнов

Содержание

Предисловие

Глава 1. Обстоятельства, способствовавшие выработке взгляда м. Платона на раскол; воспитание и образование; идеи времени. Взгляд м. Платона на раскол и средства борьбы с ним Глава 2. Деятельность м. Платона против раскола до принятия епископского сана (литературно-полемическая) Глава 3. Пастырская деятельность Платона против раскола в сане архиепископа Тверского Глава 4. Пастырская деятельность Платона против раскола в сане архиепископа и митрополита Московского Глава 5. Деятельность Митрополита Платона по учреждению единоверия Приложения № 1. Письмо Московского митрополита Платона к Словенскому архиепископу Никифору Феотоки относительно присоединившихся к единоверию раскольников (сел. Знаменки) № 2. Копия с письма инока Никодима в слободу Климову. – Сущность беседы Никодима и его товарищей с м. Платоном по вопросу об открытии единоверия в Стародубье: условия дарования старообрядцам благословенного священства № 3. Пункты Прошения московских старообрядцев на Высочайшее имя устроении самостоятельной старообрядческой (раскольничьей) церкви № 4. Высочайший указ Казанскому архиепископу Амвросию о снабжении старообрядцев священниками и о подчинении старообрядцев непосредственному ведению архиепископа Амвросия и самого государя № 5. Отношение генерал-прокурора князя Лопухина к Казанскому архиепископу Амвросию при препровождении копии с Высочайшего указа 3 июня 1799 г. с объяснением обстоятельств, вызвавших этот указ № 6. Определение архиепископа Амвросия по силе Высочайшего указа от 3 июня 1799 г. и отношения князя Лопухина от 7 июня того же года № 7. Отношение архиепископа Амвросия князю Лопухину о получении копии с именного указа 1799 года 3 июня и отношение князя Лопухина от 7 июня того же года № 8. Условия единения старообрядцев с православной церковью, предложенные арх. Амвросием поверенным московских старообрядцев № 9. Отношение Казанского архиепископа Амвросия к Московскому митрополиту Платону при препровождении копий с Высочайшего указа от 3 июня 1799 года и отношения князя Лопухина от 7 июня того же года № 10. Прошение поверенных московских старообрядцев архиепископу Амвросию о даче старообрядцам разных обществ священников в силу Высочайшего указа 3 июня 1799 г. с оставлением издавна существующих у них всех религиозных особенностей № 11. Определение архиеп. Амвросия по поводу означенного прошения поверенных московских старообрядцев: пр. Амвросий поставляет в должные границы раскольничьи претензии просителей № 12. 2-е прошение поверенных московских старообрядцев об определении к их обществу рекомендуемых ими, находящихся на кладбище нескольких беглых священнослужителей с сокращением претензий относительно своей религиозной обособленности № 13. Резолюция арх. Амвросия на 2-ое прошение поверенных московских старообрядцев: определение просимых священников и диаконов к молитвенному храму московского кладбищенского старообрядческого общества для исправления христианских треб, кроме литургии № 14. Указ Казанского арх. Амвросия из походной его конторы поверенным московских старообрядцев об определении к их обществу рекомендуемых ими, пребывавших на кладбище, священников и диаконов, для отправления христианских треб, кроме литургии № 15. Отношение архиепископа Амвросия к генерал-прокурору князю Лопухину. Пр. Амвросий извещает князя о своих действиях во исполнение именного указа от 3-го июня 1799 г. № 16. Отношение Казанского архиепископа Амвросия к Московскому военному губернатору, графу Ивану Петровичу Салтыкову 2-му. Преосв. Амвросий уведомляет гр. Салтыкова о Высочайшем указе 3 июня 1799 г. и о сообщении генерал-прокурора от 7 июня того же года, препровождая к нему копии с этих документов и извещая о своем определении к московским старообрядцам поименованных в отношении священников и диаконов № 17. Отношение архиепископа Амвросия к преосвященному Серапиону, епископу Дмитровскому, об определении им поименованных в отношении беглых священников и диаконов к московским старообрядцам для совершения богослужения по старопечатным книгам, кроме литургии № 18. Отношение генерал-прокурора князя Лопухина к архиепископу Амвросию о том, что по смыслу именного указа 3 июня 1799 г. арх. Амвросию благопристойнее доносить о своих распоряжениях касательно московских старообрядцев непосредственно государю императору, помимо генерал-прокурора № 19. Всеподданнейший рапорт архиепископа Амвросия о своих распоряжениях касательно московских старообрядцев № 20. Письмо архиепископа Амвросия поверенным московских старообрядцев о замене указа на определение священников свидетельством о возвращении указа и о справках относительно определенных священников № 21. Свидетельство арх. Амвросия поверенным московских старообрядцев об определении к их обществу священнослужителей, данное взамен указа с тем же содержанием №№ 22–24. Отношения арх. Амвросия на имя графа Салтыкова, митрополита Платона, преосвященного Серапиона о возвращении документов касательно московских старообрядцев №№ 25–27. Ответные отношения преосвященного Серапиона, графа Салтыкова и митрополита Платона по содержанию предшествующих отношений № 28. “Изъяснение” поверенного Дмитрия Федорова архиеп. Амвросию о происшедшем раздоре на Рогожском кладбище при фактическом осуществлении предписаний арх. Амвросия касательно московских старообрядцев № 29. Письмо поверенного московских старообрядцев Митрофана Ильина арх. Амвросию по поводу требования пр. Амвросия возвращения указа на определение священников № 30. Всеподданнейший доклад архиеп. Амвросия о том, чтобы производить ему, пр. Амвросию, определение священнослужителей к старообрядцам на основании сношений с епархиальными архиереями; ведать новоопределяемыми священнослужителями при посредстве тех же епархиальных преосвященных; старообрядцам не принимать уже больше к себе беглых священнослужителей; разрешить возникшее недоумение касательно формы поминовения Высочайшей фамилии и требования старообрядцев прописки в определениях священников Высочайшего указа 3 июня 1799 г. № 31. Отношения статс-секретаря Неплюева к архиепископу Амвросию о возношении Высочайшей фамилии на богослужении старообрядцев без всякого изменения по старопечатным книгам № 32. Отношение статс-секретаря Неплюева к генерал-прокурору Беклешову по поводу отказа старообрядцев поминать Высочайшие имена точно по старопечатным книгам № 33. Высочайший рескрипт Павла I на имя преосвященного Амвросия, требующий прекращения всякого сношения с старообрядцами, по причине их отказа возносить высочайшие имена на своих молениях № 34. Ответное отношение архиепископа Амвросия на отношение статс-секретаря Неплюева касательно возношения старообрядцами при богослужении Императорской фамилии № 35. Письмо архиепископа поверенным московских старообрядцев Дмитрию Федорову и Митрофану Ильину с требованием присылки формы возношения у них на богослужении Высочайших имен, имеющей употребляться и на будущее время № 36. Отношение aрх. Амвросия к графу Салтыкову с предложением отдать вышеозначенное письмо лично поверенным московских старообрядцев, получить от них ответ и представить его с первой же почтой № 37. Отношение архиепископа Амвросия к графу Салтыкова, дополнительное к предшествующему: письмо, адресованное Дмитрию Фёдорову и Митрофану Ильину, пр. Амвросий просит передать Архипу Обёртышеву, заменяющему означенных на конверте проверенных на время отсутствия их из Москвы № 38. Отношение графа Салтыкова к арх. Амвросию о невозможности вручить самоличное письмо старообрядцам Дмитрию Фёдорову и Митрофану Ильину за отъездом их на Макарьевскую ярмарку. Ответное на отношение от 14 июля 1799 г. за № 21 (№ 36) № 39. Отношения арх. Амвросия к графу Салтыкову с требованием взять от старообрядцев обстоятельный и решительный ответ по содержанию письма Митрофану Ильину и Дмитрию Фёдорову (касательно поминовения старообрядцами при богослужении высочайших особ), за недостаточностью ответа по сему предмету поверенного Архипа Обёртышева № 40 № 41. Уведомление графом Салтыковым арх. Амвросия о препровождении им ответа московских старообрядцев на запрос архиепископа от 8 августа 1799 г. за № 24 о форме возношения при богослужении Императорской фамилии № 42. Выписка из старопечатного служебника (1651 г.) формы поминовения царской фамилии при богослужении № 43. Отношение арх. Амвросия к генерал-прокурору Беклешову, уведомляющее о препровождении к нему копий с вышеприведенного письма архиепископа поверенным московских старообрядцев касательно формы возношения имен Высочайшей фамилии на богослужении и ответа на него поверенных, с просьбой назначить время для личных объяснений по настоящему делу № 44. Отношение арх. Амвросия к статс-секретарю Неплюеву с извещением о препровождении к нему письма поверенных старообрядцев относительно формы поминовения Высочайшей фамилии на старообрядческом богослужении и выписки из старопечатного служебника о том же предмете и с собственным замечанием пр. Амвросия относительно формы поминовения Высочайшей фамилии старообрядцами на богослужении № 45. Высочайший рескрипт преосвященному Амвросию оставить старообрядцев в прежнем их положении № 46. Объявление арх. Амвросия поверенным московских старообрядцев о прекращении с ними сношений по Высочайшему рескрипту № 47. Уведомление арх. Амвросием графа Салтыкова о прекращении с московскими старообрядцами сношений по Высочайшему рескрипту № 48. Всеподданнейший рапорт арх. Амвросия о прекращении с московскими старообрядцами сношений согласно Высочайшему рескрипту № 49. Уведомление арх. Амвросием статс-секретаря Неплюева о прекращении сношений с московскими старообрядцами № 50. Уведомление пр. Амвросием генерал-прокурора Беклешова о прекращении сношений с московскими старообрядцами № 51. Отношение арх. Амвросия к графу Салтыкову об истребовании и присылке “свидетельства” на определение священников и “объявления” за скрепой Амвросия, не возвращенных старообрядцами по первому требованию № 52. Ответное отношение московского военного губернатора пр. Амвросию по содержанию предшествующего отношения № 53. Письмо Дмитрия Федорова арх. Амвросию с изъяснением причины замедления в возврате требуемых “свидетельства” и “объявление” и с просьбой, как поступить с выданными с них копиями № 54. Пункты новой просьбы старообрядцев № 55. Прошение московских старообрядцев митрополиту Платону о принятии их в церковь при старых книгах и обрядах. № 56. Донесение митрополита Платона Св. Синоду о просьбе московских старообрядцев. № 57. Мнение Московского духовенства относительно просьбы московских старообрядцев на имя м. Платона № 58. Журнал Св. Синода с первыми рассуждениями синодальных членов по содержанию донесения м. Платона о просьбе московских старообрядцев № 59. Доверенность крайней партии московских старообрядцев Дмитрию Федорову на ходатайство перед государем императором о недопущении на Рогожское кладбище старообрядцев, просителей церкви у м. Платона, и о разрешении беглым попам освятить каменную Рогожскую часовню для нужд раскольников № 60. Прошение поверенного московских старообрядцев Дмитрия Федорова на Высочайшее имя о конфирмации изложенного в вышеприведенной доверенности № 61. Вторичное рассуждение Св. Синода об устроении единоверческой церкви в Москве на основании мнения м. Платона № 62. Отношение генерал-прокурора Обольянинова к С.-Петербургскому архиепископу Амвросию об оставлении без всякого действия представления м. Платона об освящении Рогожской часовни № 63. Предложение С.-Петербургского арх. Амвросия Св. Синоду по содержанию предшествующего отношения Обольянинова № 64. Отношение арх. Амвросия к генерал-прокурору Обольянинову, разъясняющее истинное положение дела по прошению московских старообрядцев на имя м. Платона в противовес лживому освещению его Дмитрием Федоровым перед государем № 65. Письмо арх. Амвросия генерал-прокурору Обольянинову с приложением “записки”, излагающей положение вопроса о московских старообрядцах № 66. Отношение генерал-прокурора Обольянинова к арх. Амвросию о присылке подлинного прошения московских старообрядцев на имя м. Платона № 67. Отношение арх. Амвросия к обер-прокурору Д. М. Хвостову о доставлении из канцелярии Св. Синода дела о московских старообрядцах № 68. Объяснение обер-секретаря Савицкого обер-прокурору Хвостову о времени отправки дела о московских старообрядцах Петербургскому архиепископу Амвросию № 69. Отношение арх. Амвросия к генерал-прокурору Обольянинову при препровождении дела о московских старообрядцах № 70. Отношение генерал-прокурора Обольянинова к арх. Амвросию при возвращении донесения м. Платона о московских старообрядцах № 71. Прошение поверенного московских старообрядцев Дмитрия Федорова на Высочайшее имя об устроении старообрядческих церквей № 72. Расписка Дмитрия Федорова и др. старообрядцев в слышании Высочайшей резолюции на вышеизложенную просьбу № 73. Уведомление обер-секретарем Савицким обер-прокурора Д. И. Хвостова о возвращении арх. Амвросием доношения м. Платона о московских старообрядцах с приложениями и истребовании им неподписанного определения Св. Синода о даче церкви тем старообрядцам № 74. Письмо генерал-прокурора Обольянинова Дмитрию Федорову, объявляющее ему отказ на просьбу его и других московских старообрядцев иметь аудиенцию у государя № 75. Письмо преосвященного Серафима Дмитровского архиепископу Амвросию об отправлении подлинного дела по прошению московских старообрядцев на имя м. Платона и о невозможности доставки его с первой почтой № 76. Отношение С.-Петербургского арх. Амвросия к генерал-прокурору Обольянинову с приложением письма от одного из просителей церкви у м. Платона, уясняющего клеветы Дмитрия Федорова и причины малого числа подписавшихся под прошением митрополиту № 77. Отношение генерал-прокурора Обольянинова к арх. Амвросию о том, что высочайше повелено показать письмо Григория Александрова Дмитрию Федорову в улику его клеветы №78. Отношение арх. Амвросия к генерал-прокурору Обольянинову при препровождении подлинного прошения московских старообрядцев на имя м. Платона № 79. Предписание генерал-прокурора Обольянинова А. С. Макарову доставить ему в Гатчину для доклада государю подлинное прошение московских старообрядцев на имя м. Платона с относящимися к нему документами № 80. Отношение генерал-прокурора Обольянинова к арх. Амвросию с сообщением Высочайшей воли отдать подлинное прошение старообрядцам и с приложением Высочайшего указа об устроении старообрядческих церквей на основании представления м. Платона № 81. “Предложение” арх. Амвросия Св. Синоду по содержанию отношения Обольянинова от 27 октября 1800 г. и Высочайшего указа от того же числа № 82. Отношение арх. Амвросия к генерал-прокурору Обольянинову об исполнении высочайшей воли относительно прошения московских старообрядцев на имя м. Платона № 83. Журнал Св. Синода по содержанию предложения арх. Амвросия Св. Синоду и Высочайшего указа 27 октября 1800 г. № 84. Протокол Св. Синода по содержанию синодального журнала от того же числа № 85. Отношение архиепископа Амвросия к генерал-прокурору Обольянинову об исполнении Св. Синодом Высочайших указов относительно устроения в Москве единоверческой церкви № 86. Отношение графа Салтыкова к Московскому митрополиту Платону с просьбой уведомить о содержании высочайше конфирмованного прошения старообрядцев и о своих распоряжениях относительно старообрядческих церквей и священников № 87. Отношение Московского военного губернатора, графа Салтыкова к Московскому м. Платону. Отказ представить Рогожскую часовню единоверцам и предложение отвести им для богослужения церковь упраздненного Миусского кладбища или другую какую из малоприходных № 88. Отношение Московского военного губернатора, графа Салтыкова к генерал-прокурору Обольянинову с приложением копии со всеподданнейшего донесения относительно отказа м. Платону в отводе единоверцам каменной Рогожской часовни и относительно испрошения высочайшего соизволения на отдачу новоприсоединившимся церкви Миусского кладбища или другой какой из малоприходных № 89. Отношение Московского военного губернатора, графа Салтыкова к Московскому митрополиту Платону о высочайшем повелении касательно церкви для московских старообрядцев № 90. Отношение графа Салтыкова к генерал-прокурору Обольянинову, извещающее о препровождении к м. Платону копии с высочайше апробованного донесения от 28 ноября о церкви для единоверцев № 91. Ответ м. Платона графу Салтыкову на его отношение о высочайшем повелении касательно церкви для единоверцев № 92. Отношение генерал-прокурора Обольянинова к С.-Петербургскому архиепископу Амвросию и присоединении к единоверию Дмитрия Федорова и другого старообрядца № 93. Отношение архиепископа Амвросия к преосвященному Дмитровскому Серафиму о присоединении к единоверию Дмитрия Федорова № 94. Отношение графа Салтыкова к преосвященному Дмитровскому Серафиму с требованием объяснения относительно вновь избранного места для единоверческой церкви № 95. Ответное отношение пр. Серафима гр. Салтыкову по содержанию предшествующего отношения № 96. Указ Св. Синода м. Платону за № 444, посланный при пунктах единоверия № 97. Представление Московского губернского правления Московскому военному губернатору, графу Ивану Петровичу Салтыкову об отводе единоверцам места для погребения умерших № 98. Предписание Московского военного губернатора гр. Салтыкова гражданскому губернатору П. Аршеневскому о представлении сведений касательно просимого единоверцами места для погребения умерших вблизи Рогожского кладбища № 99. Рапорт губернатора Аршеневского гр. Салтыкову о результатах осмотра просимого единоверцами места под кладбище № 100. Предписание графа Салтыкова губернатору Аршеневскому отвести просимое единоверцами место под кладбище № 101. Прошение старосты единоверческой церкви купца Шелапутина графу Салтыкову об отводе места для погребения умерших на Рогожском кладбища № 102. Жалоба старообрядцев Рогожского кладбища Вятскому губернатору Руничу по поводу отвода единоверцам места для погребения умерших вблизи Рогожского кладбища № 103. Всеподданнейшее доесение Вятского губернатора Павла Рунича по содержанию жалобы старообрядцев Рогожского кладбища № 104. Всеподданнейший рапорт Московского военного губернатора, графа Салтыкова о возвращении крестьянам деревни Новой Андроновки земли, отведенной под единоверческое кладбище, с объяснением законности действий в отношении отвода места для единоверческой кладбища № 105. Прошение старосты единоверческой церкви Шелапутина графу Салтыкову об отводе места для единоверческого кладбища неподалеку от Введенской единоверческой церкви № 106. Рапорт Московской управы благочиния военному губернатору, гр. Салтыкову об освидетельствовании мест для единоверческого кладбища: а) неподалеку от Введенской единоверческой церкви и б) внутри двора единоверческой церкви № 107. Всеподданнейшее донесение графа Салтыкова о намеченных местах для единоверческого кладбища: а) неподалеку от единоверческой церкви и в) внутри двора той же церкви № 108. Рапорт московского земского исправника московскому губернатору о новых местах для единоверческого кладбища № 109. Рапорт губернатора Аршеневского графу Салтыкову о вновь избранных единоверцами местах для своего кладбища № 110. Представление Московского губернского правления военному губернатору, гр. Салтыкову относительно места для единоверческого кладбища по правую сторону Б. Владимирской дороги или по левую сторону той же дороги, вблизи Гоф-Интендантской рощи № 111. Представление Московского губернского правления военному губернатору, графу Салтыкову об отводе единоверцам под кладбище места вблизи Гоф-Интендантской рощи, с выдачей плана на него и с доставлением к делу копии с плана № 112. Отношение министра внутренних дел, графа Кочубея к Московскому военному губернатору, графу Салтыкову с приложением жалобы крестьян деревни Новой Андроновки на незаконность отвода земли из их дач под единоверческое кладбище № 113. Объяснительное отношение графа Салтыкова к графу Кочубею по содержанию предшествующего отношения и жалобы крестьян деревни Новоандроновки № 114. Донесение Московского губернского правления Московскому военному губернатору Беклешову об исполнении предложения бывшего военного губернатора, гр. Салтыкова по силе Высочайшего указа относительно вознаграждения новоандроновских крестьян за отведенный участок земли для единоверческого кладбища  

 
Предисловие

Рисунок 1. Платон Митрополит Московский

В нашей церковно-исторической науке нет специальных исследований о деятельности Московского митрополита Платона против раскола. Однако выдающаяся личность Платона не раз привлекала к себе внимание историков. Здесь мы должны прежде всего упомянуть о трудах Снегирева и Розанова. Труд Снегирева – “Жизнь Московского митрополита Платона” – известен в двух изданиях: Москва, 1837 г.; Москва, 1856 г. Второе издание значительно превосходит первое по количеству материала и его обработке. Автор писал частью на основании письменных документов, частью на основании изустных рассказов современников и очевидцев описываемых событий. Труд Розанова, бывшего секретаря Московской консистории, появился в 69–71 гг. прошлого века. Он состоит из трех частей, разделенных на 5 книг и озаглавливается: “История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода”. Первую книгу 3-ей части своего исследования (Москва, 1870 г.) Розанов посвящает обозрению епархиального управления м. Платона. Материалом для произведения Розанова послужил исключительно консисторский архив. Означенные труды, как составленные по первоисточникам, не утратили своей ценности и доселе. Но противораскольничью деятельность м. Платона Снегирев совсем обходит в своем исследовании, а Розанов говорит о ней весьма мало, на 7–8 страницах (94–97, 183–185, 241–243), да и сообщения его несущественного свойства. Тем не менее, как произведение Снегирева, так и Розанова имеют значение и для вопроса о деятельности м. Платона против раскола, поскольку с противораскольничьей деятельностью стоит в связи изображаемая помянутыми сочинениями общепастырская деятельность святителя.

О проповедях митрополита Платона, из которых некоторые направлены против раскола, есть диссертация А. Надеждина: “Митрополит Московский Платон Левшин, как проповедник”, Казань, 1883 г. (Православный Собеседник 1882 г., апрель, июль, октябрь, декабрь, 1883 г., апрель, май, июнь).

Больше всего литературой затрагивалась деятельность м. Платона в отношении единоверия. По этому вопросу на страницах периодической литературы и отдельными изданиями в разное время появлялось немало статей. Отмечаем ближе относящиеся к предмету нашего исследования. “О единоверии”: Христианское Чтение 1870 г., ч. 1, стр. 63–82, 257–287, 741–792. – Речи профессора Нильского, профессора Чельцова и протоиерея Васильева: Христианское Чтение 1873 г., ч. 2, стр. 1–22, 259–313; 1874 г., ч. 1, стр. 3–71; ч. 2, стр. 203–312, читанные в Обществе любителей духовного просвещения, по поводу чтений Т. Филиппова о нуждах единоверия, печатавшихся сперва в Правительственном Вестнике 1873–1874 г., а в 1882 г. изданных отдельно под заглавием: “Современные церковные вопросы”, СПБ. – “Единоверие за время столетнего существования его в русской церкви”, Чельцова, СПБ., 1900 г. – “О единоверии (по поводу его столетнего юбилея)”, Субботина, Москва, 1901 г. – “Единоверие в противодействии русскому обрядовому расколу”, Е. Лебедева: Христиан. Чтение 1903 г., январь, стр. 76–95, февраль, стр. 282–294, март, стр. 443–463. В указанных статьях значительно подготовлено обсуждение правил единоверия м. Платона. – Далее, статьи протоиерея В. Жмакина в Прибавлениях к Церковным Ведомостям 1900 г., № 43, стр. 1735–1742, № 46, стр. 1867–1877 и в Христианском Чтении 1903 г., октябрь, стр. 458–485 из истории учреждения в Москве единоверия. Статьи составлены по первоисточникам. Статьи В. Нечаева в Православном Собеседнике: “Увещание Платона Митрополита Московского, как предвестник единоверия” (1900 г., февраль, стр. 207–235); “Платон митрополит Московский в его отношениях к единоверию” (1903 г. июль–август, стр. 38–92). Первая статья при своей бесцветности обнаруживает все-таки больше самостоятельности в проведении основной идеи, чем вторая, которая за незначительными второстепенными подробностями повторяет ранее существовавший в литературе материал и воззрения.

Другие исследования, имевшие то или иное отношение к предмету нашего сочинения, будут указаны на своих местах при самом изложении.

Уже из приведенных кратких замечаний о печатных произведениях по избранному нами предмету можно убедиться, что наличная литература не в состоянии удовлетворить желающего ознакомиться с противораскольничьей деятельностью м. Платона достойна полного внимания, в особенности по своим незаурядным основным принципам. То и другое обстоятельство представляет достаточно оправдания для нашего предприятия. Не задаваясь чрезмерными целями, мы однако решились изобразить противораскольничью деятельность знаменитого иерарха русской церкви по возможности полно и на основании первоисточников.

Источники, касающиеся интересующего нас предмета, принадлежат к двум группам: 1) печатным и 2) письменным. К первому разряду должны быть отнесены следующие издания.

Автобиография м. Платона. Она печаталась несколько раз: в 1849 г. Погодиным в Москвитянине без окончания, в 1856 г. Снегиревым в приложении к его сочинению “Жизнь Московского митрополита Платона” и, наконец, вновь издана протоиереем С. Смирновым в Душеполезном Чтении 1887 г., август, стр. 371–416, сентябрь, стр. 1–38 с небольшим предисловием и кое-какими по местам примечаниями. Рукописи автобиографии Платона, писанные частью собственной рукой м. Платона, частью лишь исправленные им, хранятся в Троицкой Сергиевой лавре. Мы почти всюду будем цитировать автобиографию м. Платона по изданию Смирнова, как более исправному и главное более доступному для читателей.

Увещание православно-кафолической восточной Христовой Церкви бывшим своим чадам, ныне недугом раскола немоществующим. Это сочинение Платона цитируется нами по московскому изданию 1773 г., совершенно одинаковому в счете листов с 1-м, петербургским изданием 1765 г. Подробная библиография “Увещания” составляет 2-ую главу нашего исследования.

Поучительные слова и другие сочинения Платона, митрополита Московского, изданные еще в позапрошлом столетии. Отмечаем томы, которые имели отношение к нашему исследованию и издания их, которыми мы пользовались: том 2, Москва, 1780 г.; т. 5, Москва, 1780 г.; т. 6, Москва, 1780 г.; т. 12, Москва, 1786 г.; т. 13, Москва, 1792 г.; т. 14, Москва 1792 г.; т. 15, Москва, 1792 г.

Краткая Церковная Российская История Платона, м. Московского, т. 1–2, Москва, 1805 г. Есть другое издание, Москва, 1823 г. Мы цитируем по 1-му изданию.

Инструкция (м. Платона) благочинным иереям или протоиереям, Москва, 1775 г. Она помещена и в 6 томе сочинений преосвященного Платона, стр. 121–149.

Письма Платона, митрополита Московского, к преосвященным Амвросию и Августину. Они напечатаны С. Смирновым в Православном Обозрении 1869–70 г. приложение, стр. 1–135. Есть и отдельные оттиски, Москва, 1870 г. Подлинник их хранится в Троицкой лавре.

Письма м. Платона к преосв. Мефодию. Они писаны исключительно на латинском языке. Подлинник их находится в библиотеке Вифанской семинарии. Извлечения из них напечатаны в Чтениях Общества любителей дух. просвещения 1877 т., март, стр. 45–61.

Переписка старца Никодима и его единомысленников по делу о единоверии 1781–1787 г. Она напечатана Верховским в Православном Обозрении 1867 г., т. 22 и 23, апрель, май, в статье: “Искание глаголемыми старообрядцами в 18 веке архиерейства”, стр. 501–540; 34–65. Есть и отдельные оттиски. Список с оригинала рукописи имеется в библиотеке Киевской духовной академии, в собрании рукописей м. Макария, № 57 (Аа., 189) – Сборник “о расколе”, л. 35–79.

Во всех перечисленных изданиях есть места то прямо, то косвенно относящиеся к противораскольничьей деятельности м. Платона, а “Увещание” во всей своей полноте непосредственно входит в предмет нашего исследования.

Ко 2-й группе должно отнести следующие источники.

Дела Архива Тверской духовной консистории. Помянутый архив в настоящее время приведен в порядок, благодаря просвещенному вниманию Высокопреосвященного Димитрия и секретаря Добровольского. Дела подобраны по приходам и монастырям; им составлена опись. Оригинальное размещение дел для практических целей консистории, равно и для составления истории приходов заключает очевидные выгоды, хотя для исследователя об отдельных лицах – иерархах оно создает некоторые затруднения: приходится доставать и пересматривать несравненно больше архивных пачек, чем сколько могло бы быть необходимым при распределении архивных дел по одним годам, без деления на приходы. Дела консисторского Тверского Архива послужили главнейшим источником для наших сведений о пастырской противораскольничьей деятельности м. Платона в бытность его Тверским архиепископом. К документам Тверского консистроского Архива следует присоединить “Исторические материалы Тверской епархии” в 3-х книгах. Находящиеся здесь подлинные бумаги взяты из того же Архива Тверской консистории. Они касаются 18 и начала 19 века и содержат в себе сведения преимущественно из истории Тверской семинарии.

Дела Архива Московской духовной консистории. Им принадлежит важнейшее место среди источников 2-ой группы. К сожалению, Архив Московской духовной консистории далеко не удовлетворяет запросам историка. Пользование им сопряжено с существенными неудобствами. Дела до 1812 г., т. е. до конца времени управления Московской епархией Платоном, описи не имеют. Без описи же нет возможности ориентироваться в содержании архивных документов прежде просмотра самых дел, наперед отделить необходимое от ненужного для поставленной задачи. Исследователь вынужден перебирать дело за делом, читать оглавления на делах, нередко просматривать дела по листам, чтобы убедиться, имеет ли какое отношение известное дело к взятому вопросу или нет, – словом, тратить массу времени в надежде на “авось”, затрачивать целые недели упорного труда (нам приходилось по 8–10 часов в сутки) с незначительными результатами.

Существовало еще затруднение для занятий в консисторском архиве, которе теперь устранено. Значительная доля дел помещалась в подвальном этаже. Это – дела сельских приходов и уездных городов. Для просмотра их нужно было самому спускаться чуть не за каждой вязкой в подвал, приносить в светлую комнату, разбирать здесь покрытые едкой известковой пылью кипы бумаг в надежде встретить что-либо нужное для своей цели и затем снова отправлять их в прежние места или другие, предназначавшиеся уже тогда для них в комнатах 1-го этажа. Консисторская прислуга и не обязана оказывать содействие частным лицам, да и нельзя поручиться, чтоб служитель стал приносить все пачки без пропусков и намеренно или ненамеренно не перепутал бумаг, лежавших нередко разбросанно. В настоящее время все старые дела, находившиеся в подвальном помещении, перенесены в 1-й этаж и разложены по годам.

Результатом неупорядоченности архива является невозможность дать вполне точную цитацию извлекаемому из него материалу. Дела монастырей приходов г. Москвы теперь пронумерованы, другие же дела нумерации не имеют. На обложках есть №№, иногда даже двойные, но из старого времени, быть может, времени м. Платона1, теперь не могущие иметь иного значения, кроме разве того, чтобы облегчать глаз при перебирании бумаг, в видах более скорого отыскания нужного дела. Поэтому мы оставляли таковые №№ в своей цитации, преимущественно более ясно сохранившиеся. Не все дела имеют разметку по листам.

Пользуясь благоснисходительностью высокопреосвященного митрополита Владимира, мы просмотрели многочисленные связки Московского консисторского Архива и к великому своему прискорбию убедились в утрате из архива многих дел. Такая утрата произошла не в один какой-либо раз: часть консисторских документов погибла еще в 1812 г., когда дела валялись в овраге2. Многие дела погибли в консистории, вследствие сырого помещения в старом здании. Некоторые дела утрачены уже в последнюю четверть 19 века, притом иногда дела первостепенной важности. Напр., дел об учреждении в Москве единоверия в настоящее время совсем нет в консисторском архиве, между тем Розанов имел их под руками. С копии прошения старообрядцев на имя м. Платона с резолюцией императора Павла консистория выдавала формальную копию одной вдове еще в 1875 г.3. В общем Московский консисторский Архив в настоящее время представляет лишь остатки, иногда жалкие, из великой сокровищницы документов эпохи великого русского иерарха.

Недостаточность сведений, находящихся в Архиве Московской консистории, побудила нас навести справки в других местах, где можно было предполагать найти что-либо, имеющее отношение к предмету нашего исследования. Так как отсутствие документов всего ощутительнее чувствовалось по вопросу об единоверии, то мы обратились к московским единоверцам, к достоуважаемому протоиерею о. Иоанну Звездинскому. Но на месте первоначального возникновения в Москве единоверия отыскался только один подлинный документ, который мы и помещаем в приложении.

Необходимое дополнение к консисторским архивам Москвы и отчасти Твери составляют Архив Св. Синода и Архив Новгородских митрополитов, находящийся в настоящее время в библиотеке Александро-Невской Лавры. Однако и в синодальном архиве есть важные пробелы. Так, здесь не сохранилось дела об устроении в Москве единоверия по доношению м. Платона; вырван протокол с содержанием по делу об учреждении единоверия4. Этих недочетов не восполняет Архив Новгородских митрополитов, хотя он дает некоторые новые сведения, сравнительно с перечисленными архивами по делу об единоверии.

В виду утраты многих документов из главнейших их хранилищ при духовных учреждениях, мы решились просмотреть те светские архивы, в которых предполагали найти документальные материал по исследуемому нами вопросу. Не без затруднений нам удалось приобрести доступ к Московскому губернскому Архиву. В нем нас всего более интересовали дела московских генерал-губернаторов. Но, к прискорбию, и здесь многих дел в наличности на оказалось, хотя по описи они значились, и между ними были дела, судя по заглавию, весьма интересные5. Вина всему, кажется, сырые6, лишенные достаточного света, кремлевские башни, в которых хранится архив7.

С. Петербургский Главный и Государственный Архивы Министерства Иностранных Дел. В делах бывшей Тайной экспедиции Государственного Архива есть дела, касающиеся московских раскольников за взятую нами эпоху. Документы Государственного Архива проливают свет на многие стороны отношений м. Платона к расколу. Наибольшую важность имеют для нас из Государственного Архива подлинные документы по вопросу об учреждении в Москве единоверия. – Для занятий в архиве требуется Высочайшее разрешение.

Некоторые подлинные бумаги, касающиеся предмета нашего исследования, нашлись в Московском отделе Общего Архива Министерства Императорского Двора.

Указания на другие архивные источники, менее важные, имевшие преимущественно косвенное отношение к предмету нашего исследования, будут сделанные при самом изложении. Также и замечания о рукописях библиотек и музеев, которыми мы пользовались при написании своего сочинения, отнесены нами в примечания частью к самому тексту, частью к приложению.

Считаем нужным наперед сказать несколько слов относительно плана своего исследования. В исторических сочинениях самый естественный план хронологический, когда события излагаются в порядке их действительного следования. Однако план этот далеко не всегда может быть удержан всецело. Очень часто исторический материал не укладывается в хронологические рамки, будучи более удобен для передачи в систематическом порядке. Исследуемый нами материал такого качества, что его лучше излагать по местам хронологически, а по местам систематически. Деятельность каждого человека, какого бы рода она ни была, всегда является результатом его мировоззрения, хотя может быть, им самим смутно сознаваемого. Поэтому, прежде чем приступить к изложению в собственном смысле противораскольничьей деятельности митрополита Платона, необходимо выяснить его взгляд на раскол. А так как всякое воззрение человека слагается при известных условиях, то и для нас открывается потребность уяснить те условия, которые имели значение в выработке взгляда м. Платона на раскол. Изложение взгляда митрополита Платона, равно и обстоятельств, влиявших на выработку его, послужить предметом первой главы нашего исследования. Далее, деятельность Платона до принятия епископского сана носит совершенно особый характер, отличный от всей последующей его борьбы с расколом – это деятельность литературно-полемическая, с которой Платон впоследствии уже никогда не выступал. Поэтому анализ ее составит особую, 2 главу нашего сочинения. Затем, начинается деятельность Платона в сане епископом, сперва в сане архиепископа Тверского, потом первосвятителя Московского. Рассмотрения пастырских мер Платона для ослабления раскола в Твери составить новую, 3-ю главу; а обозрение подобных же мероприятий Платона в сане Московского архиепископа и митрополита – 4 главу нашего труда. В последней, 5 главе мы намерены сказать о деятельности митрополита Платона по учреждению единоверия. Как деятельность пастырская, деятельность м. Платона по учреждению единоверия близко примыкает к предшествующим двум главам (3-й и 4-й), но все же по характеру своему она довольно сильно отличается от действий м. Платона, преследующих искоренение причин раскола: учреждение единоверия само по себе имело целью не уничтожение причин раскола и таким образом ослабление его, а присоединение старообрядцев к церкви на особых началах. Помимо того, учреждение единоверия, как факт, в значительной доле являлось результатом предшествующей литературно-полемической борьбы м. Платоном и потому предмет этот не менее близко примыкает к 2-й главе, как 3-й и 4. Между тем деятельность м. Платона по учреждению единоверия настолько существенна, а самый факт учреждения единоверия настолько серьезен, что требуется обстоятельное исследование вопроса. В виду всего сказанного мы находим наиболее целесообразным выделить деятельность м. Платона в отношении единоверия из всей его остальной противораскольничьей деятельности и рассмотреть ее в особой главе.

Вследствие важности вопроса об учреждении в Москве единоверия, по связи с ним основных принципов единоверия, мы решились присоединить к своему исследованию подлинные документы, относящиеся к учреждению в Москве единоверия, дабы лицам, интересующимся единоверием, удобнее было самим судить о деятельности м. Платона по учреждению единоверия. Не все из помещаемых нами в приложении документов имеют одинаково близкое отношение к м. Платону; но все они вместе полнее рисуют ту историческую обстановку, при которой только понятна деятельность м. Платона по учреждению единоверия. Некоторые из этих документов уже появлялись в печати8. Однако мы не считаем излишним повторить печатание их, с одной стороны по неисправности прежних изданий, с другой – по разбросанности их в разных журналах и брошюрах. К тому же некоторые документы появились в печати, когда уже были приготовлены нами к изданию.

* * *

Примечания

1

Преосвященный Платон не однажды предписывал консистории разбирать дела по городам и церквям, пронумеровывать по листам, составлять к ним описи и хранить их, чтоб утрачены быть не могли. – Архив Московской духовной консистории, дело 1776 г. апреля 11, № 20; резолюции м. Платона, выписанные в отдельную книгу (немногие), рез. 1783 г., № 24.

2

Богословская энциклопедия, изд. Лопухиным, СПБ, 1901 г., т. 2, стр. 33.

3

Нам пришлось видеть эту последнюю у одного частного лица.

4

В протокольном реестре Св. Синода под № 92 за 29 октября 1800 г. значится протокол “по именным Высочайшим Указам о дозволении по прошению московских старообрядцев устроить в Москве церковь”, но в книге протоколов за октябрь 1800 г. после № 91 следует № 93, после 368 листа – лист 370; 369 листа, на котором должен находиться № 92, в книге нет.

5

Таковы следующие: дело 1786 г. № 189 – о серпуховской часовне; дело 1789 г. № 631 – о прекращении раскольничьих заведений: дело 1791 г. № 810 – о раскольничьей часовне; д. 1800 года № 181.216 – о старообрядческой церкви; д. 1804 г. № 181.844 – о предоставлении купцом Ковылиным своего имения старообрядческой богадельне; д. 1804 г. № 182.320 – об отдаче старообрядцам места для кладбища; д. 1805 г. № 184.115 – об отводе земли под старообрядческое кладбище; д. 1805 г. № 184.211 – о том же.

6

Многие дела от сырости сгнили и превратились в труху.

7

О состоянии Московского губернского Архива старых дел есть подробные сведения в “Древностях – Трудах Археографической Комиссии Имп. Московского Археологического Общества”, т. 1, вып. 1, Москва, 1898 г., стр. 14–30; вып. 2, стр. 289–302; вып. 3, Москва, 1899 г., стр. 531–542.

8

См. Русский Архив 1864 г., Москва, 1866 г., издание 2-ое, стр. 117–125; 1892 г., кн. 4, стр. 494–495; статьи пр. Жмакина в Христ. Чт. 1903 г., октябрь и в Церковных Ведомостях 1900 г., № 43, № 46; брошюру Лебедева: “Единоверие в противодействии русскому обрядовому расколу”, Новгород, 1904 г., стр. 024–027. – Правила единоверия м. Платона печатались печатались несколько раз, – при указе Св. Синода 1801 г. февраля 6; в приложении к брошюре: “Ответ единоверца старообрядцу на его возражения”, СПБ., 1857, стр. 117–130; в официальном издании Министерства Внутренних Дел: “Собрание постановлений по части раскола”, СПБ., 1875 г., стр. 7–16; в брошюре Т. Верховского: “В единоверии раздор”, Псков, 1877 г., л. 15–23.


Источник: Московский митрополит Платон Левшин, как противораскольничий деятель / Н.В. Лысогорский. - Ростов-на-Дону: электро-печ. А.И. Тер-Абрамиан, 1905. - 656 с., 6 л. ил.; 28.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle