П.В. Безобразов

Источник

Синайскому архиепископу Константию от 27 февраля 1850 г.90

В бытность свою в Константинополе в прошлом году я не успел принять вашего благословения и насладиться вашей беседой. Глазная болезнь и потом дурная погода воспрепятствовали мне посетить вас. Впрочем, вы всегда присущи души моей; и мое глубокое уважение к вам неизменно. Не успел я лично сообщить вам пламенного желания моего сердца посетить вторично Богошественный Синай и еще раз помолиться на месте Неопалимой Купины и у раки царственной мученицы. Итак, теперь письменно извещаю вас об этом желании моем и усердно и покорно прошу вас поручить меня благосклонности синайской братии. Цель моего путешествия, кроме богомолья, есть чисто ученая. В числе моих муз нет ни одной лишней, потаенной и подозрительной. Все они открыты и благонамерены. Итак, синайские отцы могуть принять и проводить меня, ничто же сумняся. Поскольку же я предпринимаю это трудное путешествие для того, чтобы пополнить и расширить свои прежние сведения о Синае, посему благоволите, владыко святый, убедить подведомых вам старцев, чтобы они показали мне и позволили перечитать и выметить: 1) грамоты султанов египетских, о коих упоминает Нектарий в своей истории Синая, 2) все грамоты царские или княжеские на славянском языке, 3) арабские книги в библиотеке, 4) Евангелие царя Феодосия и другие греческие рукописи, 5) летописи синайской обители, 6) прочие древности в хартиях и вещах, достойные любознания. Мне известно, что сей обители приложены четыре монастыря в княжествах, Марджинанский, Рымникский, Фистицкий и Формоза, кроме метоха св. Екатерины в Букаресте. Но кто, когда и по какому поводу приложил их? Это я не знаю. А любопытно и надобно знать сие. Ибо музы сетуют, скорбят, стужают и плачут, когда замечают, что им недостает такого или другого сведения. Утешьте их и прикажите сообщить для прочтения поверенному их, т. е. мне, грамоты на упомянутые монастыри, или копии с них, или надлежащие выметки из них. Повелите, владыко святый, усладить мою душу, как усладили ее некогда старцы афонские, показав мне весьма многие сокровища поучительной древности. Позвольте надеяться, что мое благонамеренное и общеполезное желание будет удовлетворено вполне. Давно уже я посвящаю досуги мои на начертание обширной истории Синая. Есть пробелы в этой истории и их то наполнить я желаю и для этой цели вторично решаюсь ехать в далекую и дикую пустыню, где ваша обитель цветет, яко крин Господень. Мы, русские, возрождены и просвещены матерью нашей церковью восточной. Чадам естественно желать и домогаться преданий о матери; а матери естественно посвящать чад в тайны своего бытия. Все матернее драгоценно для нас, все, все, даже ее ветхие лоскутки и мелочи. Но начертать величественный образ ее и дознать ее веру, предания, правила, слова и дела, страдания и утешения, что может быть поучительнее, приятнее и вожделеннее сего? Итак, ищу и прошу вашей помощи в стяжании драгоценных сведений об одном вертограде церкви восточной, который укрыт в величественных горах, как смирение в добрых делах.

* * *

90

Греческий текст этого письма не сохранился. Прим. ред.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle