Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А.С. Небольсин

Минимум по Апостолу

1. Характерные тексты

I. 1. Необходимо знать содержание отрывков из книги Деяний святых апостолов,описывающих следующие события:

Деян. 1:3 – 12 Вознесение

Деян. 1:12 – 26 Избрание апостола Матфия

Деян. 2:1 – 15, 32 – 33, 36 – 41 Пятидесятница

Деян. 6:1 – 7 Избрание «семи мужей» (диаконов)

Деян. 9:1 – 25 Обращение Савла

Деян. 10:1 – 48 Крещение сотника Корнилия

Деян. 15:6 – 21 Апостольский собор

І. 2. Перечисленные в этом разделе отрывки из Посланий святых апостоловстудент должен знать близко к тексту:

1Фес. 4:13 – 18 О судьбах умерших

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы Вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.

Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.

Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,

потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;

Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.

Итак утешайте друг друга сими словами.

1Кор. 1:18 – 25 Христос распятый – сила Божия и Премудрость Божия

Ибо слово окресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия.

Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.

Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?

Ибо когда мир (своею) мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.

Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;

а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а Для Еллинов безумие,

для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.

Гал. 3:24 – 29 Закон – детоводитель ко Христу. Единство во Христе.

Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;

по пришествии же веры, мы уже не под (руководством) детоводителя.

Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;

все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; пет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники

Рим. 3:21 – 26 Оправдание благодатию Божией через веру в Иисуса Христа

Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,

правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,

потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,

которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,

во (время) долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да (явится) Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

Рим. 6:2 – 11 Крещение – участие в смерти и Воскресении Христа

Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?

Итак: мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить

в обновленной жизни.

Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием Воскресения,

Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;

Ибо умерший освободился от греха.

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним.

Зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.

Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет,

то живет для Бога.

Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

Еф. 5:22 – 27 Супружеский союз как образ таинственного союза Христа и Церкви.Святость Церкви

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,

потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.

Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водою посредством слова;

чтобы представить ее себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Кол. 1:12 – 20(*)64 Христологический гимн

благодаря Бога и Отца, призвавшего Нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;

ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Ими для Него создано;

и Он есть прежде всего, и все Им стоит.

И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,

ибо благоугодно было (Отцу), чтобы в нем обитала всякая полнота,

и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, крови креста Его, и земное и небесное.

Флп 2:5 – 11 Христологический гимн

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

1Tим. 3:14 – 16 Церковь – столпи утверждение истины. Тайна Боговоплощения

Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе,

чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живξго, столп и утверждение истины.

И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.

2Тим. 3:16 Обогодухновенности Священного Писания.

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,

Евр. 2:11 – 18 (*) Упoдoбление Христа людям во всем (кроме греха)

Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому он не стыдится называть их братиями, говоря;

возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви Воспою Тебя.

буду уповать на Него. И еще: вот я и дети, которых дал Мне Бог. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,

и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.

Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и вер Hым первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.

Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Евр. 7:26 – 28 Превосходство священства Христа над левитским священством

Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,

Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в (жертву) Себя Самого.

Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, (поставило) Сына, на веки совершенного.

1Иоан 4:7 – 11 Познание Бога в любви

Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.

Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.

Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.

В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сыпа Своего в умилостивление за грехи наши.

Возлюбленные! если так возлобил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.

1Петр. 2:5 – 10 Царственное священство верующих

и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.

Ибо сказано в Писании: «вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится».

Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, о который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,

о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.

Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;

некогда не народ, а ныне народ Божий: (некогда) непомилованные, а ныне помилованы.

II. 1 Понятия

Дар языков Деян., 1 Кор. (M.п. С. 12, 86 – 88)65

Иудеи рассеяния (М.п. С. 40)

Прозелиты и прозелитизм (М.п. С. 45) Оправдание (*) Рим., Гал.

Церковь как Тело Христово 1Кор. 12:12 – 27. Еф. 1:20

Агапы (вечери любви) 1Кор. 10, 1;

Иуд. Евхаристия (установление 1Кор. 11:23 – 26)

Парусия 1, 2 Фес. (M.п. С. 62)

Апостасия 1, 2 Фес. (M.п. С. 62 – 63)

ІІ. 2 Термины

Соборные послания (М.п. С. 182)

Христология – учение о Христе

Экклезиология – учение о Церкви

Пневматология – учение о Святом духе

Сотериология – учение о спасении

Эсхатология – учение окончине века

III. Реалии

III. 1. Топонимы

Иудея: Иерусалим, Кесария (Палестинская)

Сирия: Антиохия Сирийская (М.п. С. 55), Дамаск

Малая Азия: Антиохия Писидийская (М.П. С. 54),

Галатия (Мп, с. 56); Асия, Ефес (M.п. С. 56), Тарс (М.л. С. 58)

Европа: Рим.;

Греция: Афины, Ареопаг (M.п. С. 55); Ахаия; Коринф (М.П. С. 57); Македония; Фессалоники ( М.П. С. 59): Филиппы (М.п. С. 59); Кипр (М.П. С. 57); Крит (M.п. С. 58);

ІІІ. 2. Персоналии

Апостолы из числа Двенадцати, в т. ч. св. апостол Матфий

Апостол Марк

Апостол Лука

Апостол Иаков брат Господень (М.П. С. 183 – 184)

Апостол Тимофей

Апостол Тит

Апостол Варнава

Апостол Сила (Силуан)

Апостол первомуч. Стефан

Апостол Филипп (из числа Семи)

Апостол Аполлос

Акила, Прискилла Деян.

Гамалиил (M.п. С. 56)

Симон Волхв (М.п. С. 58)

Клавдий кесарь Деян. 11:28

Ветхозаветные праведники:

Аарон

Авраам

Давид

Иов

Илия

Мелхиседек

Моисей

Соломон

ІІІ. 3. Даты

Ок. 50 г. – Апостольский собор

Конец 40 – х гг. – І миссионерское путешествие апостола Павла

Начало 50 – х гг. – І миссионерское путешествие апостола Павла

Середина – Вторая половина 50–х гг. – III миссионерское путешествие апостола Павла

Начало – первая половина 60 – х гг. – Узы апостола Павла и путешествие в Рим.

Середина 60 – х гг. –мученическая смерть апостолов Петра и Павла

70 г. – Разрушение Иерусалимского храма

Стихи из апостольских посланий для узнавания на зачете(практически все из Методического пособия)

Иак.: 1) 2:14 – 20; 2) 3:13 – 18; 3) 4:4 – 10; 4) 5:14 – 16.

1 Петр.: 1) 1:7 – 10; 2) 3:1 – 7; 3) 3:17 – 19; 4) 5:5.

2 Петр.: 1) 2:16 – 18; 2) 3:8 – 10.

1 Ин.: 1) 2:9 – 11; 2) 2:18 – 23; 3) 4:1 – 3; 4) 4:7 – 10; 5) 4:16.

Иуд.: 1) 9 – 15 ст.; 2) 17 – 19 ст.

Рим.: 1) 1:16 – 18; 2) 3:21 – 22; 3) 5:12 – 14; 4) 6:4; 5) 7:21 – 25 6) 8:9 – 16; 7) 11:16 – 18; 8) 14:14 – 17.

1 Кор.: 1) 3:10 – 15; 2) 6:12 – 19; 3) 7:8 – 16; 4) 7:25 – 31; 5) 9:19 – 23; 6) 10:14 – 23; 7) 11:23 – 32; 8) 13:4 – 13.

2 Кор.: 1) 3:6 – 17; 2) 4:7 – 12; 3) 8:1 – 9; 4) 11:22 – 30.

Гал.: 1) 1:15 – 17; 2) 2:19 – 21; 3) 3:13 – 14; 4) 5:22 – 6:2.

Ефес.: 1) 1:10; 2) 1:22 – 23; 3) 2:14 – 16; 4) 4:4 – 6; 5) 5:23; 6) 5:25 – 27; 7) 6:12.

Флп.: 1) 1:29; 2) 2:9; 3) 3:4 – 7; 4) 3:20 – 21; 5) 4:12 – 13.

Кол.: 1) 1:15 – 22; 2) 2:9 – 10; 3) 3:8 – 11.

1 Фес.: 1) 2:14 – 16; 2) 4:13 – 18; 3) 5:1 – 3; 4) 5:16 – 23:2.

Фес.: 1) 2:15 – 17; 2) 3:6 – 10.

1 Тим. :1) 2:1 – 7; 2) 3:1 – 7; 3) 3:14 – 16; 4) для различения: 1Тим 4:11 – 16 и 2Тим. 1:6 – 8.

2 Тим.: 1) 3:1 – 5; 2) 3:14 – 17; 3) 4:6 – 8.

Тит.: 1) 2:11 – 14; 2) 3:3 – 7; 3) для различения: Тит. 1:5 – 9 и 1Пет 5:1 – 8.

Евр.: 1) 2:11 – 18; 2) 5:1 – 10; 3) 6:13 – 20; 4) 7:2628; 5) 9:1 – 8; 6) 10:19 – 23; 7) 11:1 – 6; 8) 11:32 – 40; 9) 13:7 – 14.

* * *

64

Помеченое звездочкой (*) обятательно только на Богословском и Миссионерском факультетах

65

Указаны страницы Методического пособия для семинарских занятий по курсу Апостола (сокращенно М.п.), содержащие объяснение понятий и реалий.


Источник: Апостол: методическое пособие для семинарских занятий / авт.-сост.: свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А. С. Небольсин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. - 235 с.

Комментарии для сайта Cackle