В. Чернов

Источник

Рождество Пресвятой Богородицы

События праздника

О событиях праздника Рождества Пресвятой Богородицы, которое Церковь вспоминает 8/21 сентября, мы знаем из древнего предания.

В древнем городе Назарете, что расположился в Галилее, на севере Святой Земли, жили праведные супруги – Иоаким и Анна. Они происходили из древнего царского рода, восходящего к святому царю Давиду. Впрочем, святые супруги жили не по-царски скромно, и их единственным богатством была вера в Бога. Уже одно это делало их счастливыми, но все же было одно обстоятельство, которое омрачало счастье супругов – у них не было детей. Это всегда очень печально, когда в семье, в которой царит любовь, нет детей. А для иудеев рождение ребенка вообще считалось особым религиозным долгом: каждая семья надеялась, что обещанный Спаситель произойдет из их рода.

Бездетность святых Иоакима и Анны даже стала причиной насмешек и поношений со стороны других людей. Однажды Иоаким пришел на праздник в иерусалимский храм, чтобы принести жертву Богу. Но священник отверг приношение и укорил Иоакима, сказав: «Не надлежит тебе участвовать в жертвоприношениях, предлагаемых Богу, ибо не благословил тебя Бог и не дал тебе потомства в Израиле».

Услышав эти обидные и несправедливые слова, Иоаким не возвратился домой, но ушел в пустыню. Там он сорок дней слезно молился, чтобы Господь даровал ему дитя, хотя бы в старости. Узнав о случившемся, праведная Анна тоже стала усердно молить Бога о том, чтобы стать матерью.

Согласно церковному преданию, родители Богородицы получили радостную весть о том, что их молитва услышана, в один и тот же миг: Иоаким – в пустыне, а Анна – в горнице. Рано утром они поспешили с благодарностью в храм и встретились у его Золотых ворот. Вскоре слова ангела сбылись – у Иоакима и Анны родилась Дочь, Которую назвали Мариам, или Мария, что значит «Высокая» или «Госпожа».

Из богослужения праздника Рождества Пресвятой Богородицы

На великой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры, глас 6:  

Днесь Иже на раз́умных прест́олех почив́аяй Бог/Прест́ол свят на земл́и Себе предугот́ова:/утверд́ивый мудростию небес́а/Небо одушевл́енное человекол́юбием сод́ела,/от непл́однаго бо ќорене/ сад живон́осен израст́и нам, Матерь Свою‚/Иже чудес Бог/и ненад́еющихся над́ежда‚/Господи, слава Тебе.  

В сей день почивающий на разумных престолах Бог/на земле святой Престол Себе предуготовал/Утвердивший мудростью небеса/Небо одушевленное по человеколюбию  устроил;/ибо из неплодного корня Он вырастил нам/живоносное насаждение – Матерь Свою./Ты – Бог чудес и надежда безнадежных,/Господи, слава Тебе!

Сей день Госп́одень‚/радуйтеся, л́юдие:/се бо Света черт́ог/и книга Слова Жив́отнаго/из утр́обы произ́ыде,/и ́Яже к востоком дверь, рождшися‚/ожидает входа Свят́ителя великаго‚/едина и единаго ввод́ящи Христа во вселенную‚/ во спасение душ наших.  

Это – день Господень, радуйтесь люди;/ибо Света брачный Чертог/и Книга Слова жизни из чрева произошла;/и Рожденная – дверь, обращенная к востоку‚/ожидает входа великого Священника, –/единственная‚ и вводящая во вселенную единого Христа/ко спасению душ наших.

Аще и Бож́ественным хотением/св́етлыя непл́одны жены прозяб́оша,/но всех Мария рожденных боголепно превозси́я:/яко, от неплодныя пресл́авно р́ождшися матере‚/пород́и плотию всех Бога‚/паче естества от безс́еменныя утр́обы;/едина дверь единороднаго Сына Божия,/ Юже прош́ед, заключ́енну сохран́и/и, вся мудре устроив, яко весть Сам,/всем человеком спасение сод́ела.  

Если по Божественной воле/знаменитые бесплодные жены и произвели детей‚/но Мария богоприлично просияла более всех рожденных;/ибо Она, Сама чудесно родившись от бездетной матери‚/родила по плоти Бога всех/выше природы из бессеменного чрева, –/единственная Дверь единородного Сына Божия;/через нее пройдя, Он Её затворенной сохранил/и, все устроив мудро, как знает Сам‚/произвел для всех людей спасение.

Днесь неплодная врат́а отверз́аются‚/и дверь дев́ическая Бож́ественная предгрядет,/днесь плод ражд́ати благодать начинает‚/являющи миру Божию Матерь‚/Еюже земная с небесными совокупл́яются,/во спасение душ наших.  

В сей день бесплодные врата отверзаются‚/и выходит девственная Божественная Дверь;/в сей день приносить первые плоды начинает благодать‚/являя миру Божию Матерь‚/чрез Которую земное с небесным соединяется/для спасения душ наших.

Днесь всем́ирныя радости провозвещ́ение‚/днесь возв́еяша в́етри‚/спасения провозв́естницц/естеств́а нашею разрешается непл́одство:/непл́оды бо мати показуется/ д́евствующия и по рождеств́е 3ижд́ителеве,/из Не́яже ч́уждее присвояет Иже естеством Бог/и забл́уждшим плотию спасение сод́евает,/Христос человеколюбец, /и Изб́авитель душ наших.

Сей день – вступление всемирной радости,/в сей день повеяли ветры, предвестники спасения;/бесплодие природы нашей прекращается‚/ибо бесплодная оказывается матерью/Той, Кто девствует и после рождения Создателя,/от Которой Бог по естеству усвояет чуждое Себе/и чрез плоть спасение обольщенным производит:/Христос человеколюбец и искупитель душ наших.

Днесь неплодная Анна раждает Богоотроков́ицу,/от всех род́ов произбр́анную/в жилище всех Царя и Зижд́ителя, Христа Бога,/во исполнение Бож́ественнаго смотрения,/имже назд́ахомся, земнор́однии, /и обнов́ихомся от тли к жизни неконечней.  

В сей день неплодная Анна рождает Божию Отроковицу,/предъизбранную от всех родов/в обитель Царю всех и Творцу, Христу Богу,/для исполнения Божественного замысла‚/которым мы, на земле рожденные, воссозданы/и обновлены из тления/к жизни непрекращающейся.

На лития стихиры, глас 1:

Начало н́ашего спасения, людие, днесь бысть:/се бо пронареч́енная от род́ов древних/Мати и Дева и при́ятелище Божие/от непл́одове род́итися происходит‚/цвет от Иессея и от корене его жезл прозябе./Да радуется Адам праотец,/и Ева да веселится радостию,/се бо созданная от ребра Адамова Дщерь и Внуку блажит явственне:/родйся бо мне, рече, избавление‚/егоже ради от уз адовых свобождуся./Да радуется Давид, бия в гусли,/и да благословит Бога‚/се бо Дева происходит от утробы неплодныя‚/ко спасению душ наших.  

В сей день явился, люди,/первый плод нашего  спасения./Ибо вот, предназначенная от родов древних Матерь и Дева/и вместилище Божие/появляется, рождаясь от неплодной. /Вырос цвет от Иессея и отрасль от корня его./Да веселится праотец Адам/и Ева да ликует радостно./Ибо вот, созданная из ребра Адамова,/Она ясно восхваляет Дочь и Внучку свою./«Ведь для меня, говорит она, родилось избавление,/благодаря которому от уз ада я освобожусь!»/Да веселится Давид, бряцая в гусли/и да благословляет Бога./Ибо вот. Дева происходит от скалы бесплодной/для спасения душ наших.

Глас 2: Приид́́ите, любод́евственнии вси/и чистоты рачителие‚/при́идите, подым́ите люб́овию девства похвал́у‚/от камене твердаго текущий источник Жизни/и от безчадствующия купину невещественнаго Огня‚/очищающаго и просвещающаго души наша.  

Придите, все любители девства/и чистоты ревнители;/придите‚ примите с любовью Девства Похвалу,/текущий из твердой скалы источник Жизни‚/и от бездетной – терновый куст невещественного Огня,/очищающего и просвещающето души наши.

Что шум пр́азднующих бывает?/Иоаким и Анна торжеств́уют тайно:/радуйтеся с нами, глаѓолюще, Адаме и Ево, днесь‚/яко имже древле преступлением затвор́иша рай,/плод благословен нам дадеся,/Богоотроков́ица Мария,/отверз́ающи его всем вход.  

Что за шум праздничный раздается?/Иоаким и Анна таинственно торжествуют, возглашая:/"Радуйтесь с нами в сей день, Адам и Ева‚/ибо для вас, затворивших в древности преступлением рай‚/нам дарован славнейший плод –/Отроковица Божия Мария‚/всем открывающая вход в него!»

Пронареч́енная всех Царица‚/Божие обителище,/от неплодныя днесь утробы пройде Анны славныя,/присносущнаго Существа божественное пребывилище‚/ Еюже безстудный ад попрася/и всеродная Ева в твердую жизнь вводится./Той достойно возопиим:/блаженна Ты в женах, и Плод чрева Твоего благословен.

Предназначенная быть всех Царицей, Божия обитель/в сей день из бесплодного чрева славной Анны произошла,/вечного Существа удел божественный./Ею попран наглый ад‚/и Ева, мать всех поколений‚/вводится в незыблемую жизнь./Ей по достоинству возгласим:/«Блаженна Ты между женами/и плод чрева Твоего благословен!»

Слава, и ныне, глас 8: В благознамен́итый день праздника нашего/вострубим духовною цевн́ицею:/Яже бо от семене Давидова, днесь ражд́ается М́ати Живот́а/тьму разреш́ающи,/Адамово обновл́ение, и Евино воззв́ание,/и нетл́ения источник, тли премен́ение,/Е́яже ради мы обожихомся/и от смерти избавлени быхом,/и возопиим Той с Гавриилом, вернии:/радуйся, Благодатная, Господь с Тобою,/Тебе ради даруя нам велию милость.  

В знаменательный день праздника нашего/заиграем громогласно на духовной лире./Ибо от семени Давидова/в сей день рождается Матерь Жизни, разгоняя тьму;/Адама воссоздание и Евы ко спасению призвание,/нетления источник, прекращение тления./Чрез Нее мы обожены/и избавлены от смерти./Воззовем же Ей с Гавриилом, верные:/»Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою‚/подающий нам через Тебя великую милость!»

На стиховне стихиры, глас 4:

Всем́ирная радость от праведных возси́я нам‚/от Иоакима и Анны, всепетая Дева,/Яже премн́огия ради чистот́ы/храм Божий одушевл́енный быв́ает/и ед́ина воистинну Богородица познав́ается./Тоя молитвами, Христе Боже,/мир миру низпосл́и/и душам нашим велию м́илость.  

Всемирная радость от праведных воссияла нам, –/от Иоакима и Анны – всепрославленная Дева‚/Которая за преизбыток чистоты/одушевленным храмом Божиим становится/и одна поистине Богородицей является./Её мольбами, Христе Боже‚/мир миру ниспошли‚/и душам нашим великую милость.

Ангеловым прореч́ением/плод пречист от Иоакима и Анны, пр́аведников‚/днесь произ́ыде Дева,/небо и престол Божий‚/и при́ятелище Чистот́ы,/радость провозвещающи всему миру‚/живота нашего Ход́атаица‚/клятвы отъ́ятие, благословения подание./Тем в рождестве Твоем, Дево богозв́анная‚/миру мир испрос́и/и душам нашим велию м́илость.  

По предсказанию ангела, всесвященное Дитя‚/от Иоакима и Анны праведных/в сей день произошла Ты, Дева,/небо, и престол Божий, и вместилище чистоты‚/открывающая радость всему миру,/жизни нашей Заступница, отмена проклятия,/дарование взамен блатословения./Потому в день рождества Твоего, Дева Богом призванная‚/миру мир испроси‚/и душам нашим великую милость.

Непл́оды безч́адная Анна/днесь руками да восплещет св́етло‚/да светлон́осят земная, царие да играют,/свят́ителие во благословениих да весел́ятся‚/да празднует весь мир:/се бо Царица и непор́очная Невеста Отча/от корене Иессеева прозяб́е./ Ктому жен́ы в печ́алех не родят чад:/Радость бо процвет́е, и Живот всем человеком в мире ж́ительствует./И ктому д́ары Иоакимовы не возвращаются‚/рыдание бо Анны в радость прелож́ися:/ср́адуйтеся мне, глаголющи, весь избранный Израиль‚/се бо даде ми Господь одушевленную палату/Божественныя славы Его,/во общее веселие и радость/и спасение душ наших.  

Бесплодная, не рождающая Анна/в сей день радостно да рукоплещет;/все земное да сияет, цари да ликуют‚/да веселятся священники в благословениях‚/да празднует весь мир./Ибо вот, Царица и непорочная Невеста Отца/произросла из корня Иессеева./Не будут больше жены в муках рождать детей‚/ибо радость расцвела/и жизнь людей в свои права вступает в мире./Уже не возвращают Иоакиму дары,/ибо плач Анны изменился в радость./"Радуйтесь со мною, – говорит она‚– весь избранный Израиль;/ибо вот, Господь дал мне одушевленный Дворец/Божественной славы Своей/к общему веселию, и радости‚/и ко спасению душ наших!»

Слава, и ныне, глас 8: Приид́ите, вси в́ернии,  к Деве тец́ем:/се бо рожд́ается Яже прежде чрева предв́иденная Бога нашего Мати‚/девства сосуд, Аар́онов прозябший жезл от корене Иесс́еева‚/прор́оческое проповедание/и праведных Иоакима и Анны прозяб́ение./Раждается ́убо, и мир с Нею обновл́яется./Раждается, и Церковь во свое благолепие украшается. Храм святый, Божеств́а при́ятелище,/девственный сосуд, царский чертог‚/в немже преславное неизреч́еннаго соедин́ения, сошедшихся во Христе ест́еств‚/совершенное сод́еяся таинство/Емуже поклан́яющеся‚/воспеваем Девы всенепор́очныя рождество.  

Придите, все верные, к Деве поспешим./Ибо вот, рождается/до зачатия предопределенная Бога нашего Матерь‚/девства сокровище, Ааронов проросший жезл от корня Иессеева‚/пророков возвещение/и праведных Иоакима и Анны отрасль./И вот, Она рождается и мир с Нею обновляется;/рождается‚ и Церковь в свое благолепие облекается;/Она – храм святой, вместилище Божества‚/девственное орудие, царский чертог,/в котором совершилось неслыханное таинство/неизреченною единения сочетавшихся во Христе естеств,/Ему поклоняясь, воспеваем/всенепорочной Девы рождество.

Тропарь, глас 4:

Рождество Твое, Богородице Дево‚/Радость возвест́и всей всел́енней:/из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш‚/и, разруш́ив кл́ятву, дад́е благословение‚/и‚  упраздн́ив смерть, даров́а нам живот вечный. 

Рождество Твоё, Богородица Дева‚/радость возвестило всей вселенной‚/ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш;/и, отменив проклятие, Он дал благословение‚/и‚ упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную.

На утрене величание:  Велич́аем Тя,/Пресвят́ая Дево,/и чтим святых Твоих род́ителей‚/и всеславное славим/рождеств́о Твое.

Величаем Тебя, Пресвятая Дева‚/и чтим святых Твоих родителей/и всеславное славим/ рождество Твое.

Кондак, глас 4:  

Иоаким и Анна понош́ения безчадства/и Адам и Ева от тли см́ертныя свобод́истася, Пречистая‚/во святем рождеств́е Твоем./То празднуют и л́юдие Твои,/вины прегреш́ений изб́авльшеся‚/внегд́а звати Ти:/непл́оды ражд́ает Богородицу и Пит́ательницу Ж́изни нашея.  

Иоаким и Анна от поношения за бездетность/и Адам и Ева от тления смертного освободились/святым Твоим рождеством, Пречистая./Его празднуют и люди Твои,/от осуждения за грехи избавленные, восклицал Тебе:/"Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей!»

Стихиры на хвалитех, глас 1:

О, дивнаго чудес́е!/Ист́очник Ж́изни/от неплодныя ражда́ется,/и благодать плодород́ити светло начин́ается,/веселися, Иоакиме‚/Богородицы быв род́итель:/несть ин, якоже ты,/земнородных родителей, богопри́ятне:/боговмест́имая бо Отроковица,/Божие сел́ение, пресвят́ая гора/тоб́ою нам даровася.  

О дивное чудо!/Источник жизни от неплодной рождается/и благодать приносить первые плоды/с блеском начинает./Веселись‚ Иоаким‚/став родителем Богородицы./Нет такого, как ты, боговдохновеный‚/между земнородными родителями./Ибо вместившая Бога Отроковица, Божия обитель‚/гора всесвятая от тебя нам дарована.

О, дивнаго чудес́е!/От непл́одове плод возси́я/мановением всех Содетеля и Вседерж́ителя,/д́облественно мирское блаѓих разреш́и непл́одство./Матери с материю Богор́одичною ликуйте, зовуще:/Обр́адованная‚ радуйся, с Тобою Господь‚/подаяй миру Тобою велию милость.  

О дивное чудо!/От неплодной воссиявший плод/по мановению Создателя всего и Вседержителя/мощно прекратил бесплодие мира в добре./Матери‚ возликуйте/с матерью Богородицы, восклицая:/"Благодатная‚ радуйся, с Тобою Господь‚/подающий миру/чрез Тебя великую милость.

Столп целом́удрия одушевлен/и светлое при́ятелище, блистающееся благодатию, /Анна благосл́авная ́явльшися,/пород́и забр́ало во́истинну д́евства‚/Божественное процвет́ение:/Яже всем девственным/и девства жел́ающим даров́ание‚/девства добр́оту ́яве пода́ющую‚/и д́арующую всем верным в́елию милость.

Славная Анна,/одушевленным столпом целомудрия явившись‚/светлою обителью, благодатию блистающей‚/родила поистине девства оплот,/Божественное цветение‚/всем девственницам и желающим девства дар‚/девства красотою награждающую явственно/и всем верным подающую великую милость.

Слава, и ныне, глас 6: Сей день Господень‚/радуйтеся, л́юдие:/ее бо Света черт́ог/ и книга Слова Жив́отнаго/из утробы произ́ыде‚/и Яже к вост́оком дверь, рождшися‚/ожид́ает входа Святителя вел́икаго,/едина и ед́инаго вв́одящи Христа во вс́еленную,/во спасение душ наших.  

Это – день Господень, радуйтесь люди;/ибо Света брачный Чертог/и Книга Слова жизни из чрева произошла;/и Рожденная – дверь, обращенная к востоку‚/ожидает входа великого Священника, –/единственная‚ и вводящая во вселенную единого Христа/ко спасению душ наших.

Слово Божие. Благая часть

В продолжение пути их пришел Он (Иисус) в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Лк. 10:38–42; 11:27–28 (зач. 54)  


Источник: Двунадесятые праздники Православной Церкви / сост. Василий Чернов. - М.: Николин день, 2015. - 512 с.

Комментарии для сайта Cackle