В. Чернов

Источник

Рождество Христово

События праздника

Православная Церковь празднует Рождество Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа 25 декабря/7 января. Этому празднику предшествует пост, который хотя и не так строг, как пост Великий, однако так же продолжается сорок дней. По словам блаженного Симеона Солунского (ум. 1429), «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

О рождении Христа Спасителя и о событиях, связанных с ним, повествуют только два евангелиста: Матфей и Лука. Матфей сообщает об откровении тайны воплощения праведному Иосифу, о поклонении волхвов и бегстве святого семейства в Египет и об избиении вифлеемских младенцев, а Лука более подробно описывает обстоятельства, при которых родился Христос Спаситель в Вифлееме, и рассказывает о поклонении пастырей.

Откровение Иосифу тайны Воплощения

Евангелист Матфей (Мф. 1:18–25) сообщает о том, что вскоре после обручения Пресвятой Девы со старцем Иосифом, «прежде, нежели сочетались они», то есть прежде заключения полноценного брака между ними, Иосифу стало ясно, что Обрученная ему Девушка носит в Себе Дитя. Будучи праведным, то есть справедливым и милосердным, Иосиф не захотел обличить мнимого Ее преступления перед всеми, чтобы не подвергать Ее позорной и мучительной смерти согласно закону Моисея (Втор. 22:23–24), а намеревался тайно отпустить Ее от себя без оглашения причины. Но когда он помыслил это, явился ему ангел Господень и объяснил, что «Родившееся в Ней есть от Духа Святого», а не плод тайного греха. Далее ангел сказал: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их»; имя Иисус, по–еврейски Йешуа, значит – Спаситель. Чтобы Иосиф не сомневался в истинности сказанного, ангел указал на древнее пророчество Исайи: «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына» (Ис. 7:14). Не следует думать, что пророчество не исполнилось, если пророк говорит «нарекут Ему имя Эммануил», а

Рожденного от Девы Марии нарекли Иисусом. Эммануил – имя не собственное, а символическое, означающее «с нами Бог», ибо в Господе Иисусе Христе Бог явился на земле и стал жить с людьми. Убежденный словами ангела, Иосиф «принял жену свою», то есть отказался от намерения отослать Ее от себя, оставил жить в своем доме как жену, и «не знал Ее, как, наконец, Она родила Сына Своего первенца». Написанное не значит, будто после рождения Иисуса он стал жить с Ней как с супругой. «Первенцем» же Иисус называется не потому, что Пресвятая Дева имела после Него других детей, а потому, что Он родился первым и притом единственным. В Ветхом Завете, например, Бог повелевает освятить Себе «всякого первенца», независимо от того, будут ли после него в семье другие дети или нет. Иосиф знал о намерениии Марии сохранить девство. Кроме того, он был в преклонном возрасте, его первая супруга к тому времени умерла, а дети от первого брака повзрослели. Именно они упоминаются в Евангелии как «братья Иисуса Христа» (Мф. 13:55, Ин. 2:12 и др.).

Обстоятельства и время Рождества Христова

Подробнее всего об обстоятельствах Рождества Христова и о времени, когда оно произошло, говорит евангелист Лука (Лк. 2:1–20). Рождество Христово он приурочивает к переписи всех жителей Римской империи, проведенной по велению «кесаря Августа», то есть римского императора Октавиана, который получил от римского сената титул Августа – «священного». К сожалению, точной даты этой переписи не сохранилось, но время правления Октавиана Август, личности, хорошо известной в истории, а также при помощи других данных, о которых будет сказано дальше, дает нам возможность хотя бы приблизительно, с точностью до нескольких лет определить год Рождества Христова. Принятое у нас теперь летоисчисление «от Рождества Христова» было введено в VI веке римским монахом Дионисием, названным Малым. В основание своих исчислений Дионисий поставил тот расчет, что Господь Иисус Христос родился в 754 году от основания Рима, но, как показали более тщательные исследования, расчет его оказался ошибочным: Дионисий указал год, по крайней мере, на пять лет позже действительного.

Каждый должен был записаться «в своем городе». Римская политика всегда примерялась к обычаям побежденных, а еврейские обычаи требовали, чтобы запись велась по коленам, родам и племенам, для чего каждому требовалось явиться на перепись в тот город, где некогда жил глава его рода. Поскольку Иосиф был из рода царя Давида, он должен был отправиться в Вифлеем – в город, где родился Давид. В этом виден замечательный промысел Божий: согласно предсказанию древнего пророка Михея (Мих. 5:2), Мессии надлежало родиться в этом городе. По римским законам в побежденных странах наравне с мужчинами и женщины подлежали поголовной переписи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Пресвятая Дева Мария, в Ее положении, сопутствовала хранителю Своей девственности – старцу Иосифу.

«И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». Из–за множества путешественников, приехавших раньше, а также из–за своей бедности, святое семейство вынуждено было поселиться в одной из пещер, какими богата Палестина и куда пастухи сгоняли скот в ненастную погоду. Здесь–то и родился Божественный Мессия, положенный, вместо детской колыбели, в ясли, приняв тем самым от самого Своего рождения крест унижений и страданий для искупления человечества.

Поклонение пастухов

Однако рождение и всю земную жизнь Спасителя сопровождало не только унижение, но и отблески Его божественной славы. Пастухам – может быть, тем самым, которым принадлежала пещера и которые, благодаря хорошей погоде, ночевали в поле, – явился ангел Господень, осиянный божественной славой, и возвестил «великую радость» о рождении во граде Давидовом Спасителя, «Который есть Христос Господь». Здесь важно отметить слова ангела о том, что эта «великая радость» будет «всем людям», то есть что Мессия пришел не для одних евреев, но для всего человеческого рода. Ангел при этом дал пастухом «знамение», то есть знак, по которому они могут узнать Его: «Найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И как бы в подтверждение истинности слов ангела явилось «многочисленное воинство небесное», целый сонм ангелов, воспевавших дивную хвалу новорожденному Богомладенцу: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».

Пастухи, люди, видимо, благочестивые, тотчас поспешили туда, куда указал им ангел, и первыми удостоились чести поклониться Христу – Младенцу. Они разглашали повсюду, куда только ни заглядывали, о явлении им ангелов и об услышанном ими небесном славословии, и все, слышавшие их, дивились. Пресвятая Дева Мария, полная глубокого смирения, запоминала все это, «слагая в сердце Своем».

Поклонение волхвов

О поклонении родившемуся Спасителю волхвов рассказывает евангелист Матфей (Мф. 2:1–12). Когда родился Иисус «в Вифлееме Иудейском», пришли в Иерусалим волхвы с востока. Иудейским Вифлеем называется здесь потому, что был и другой Вифлеем, в Галилее, в колене Завулоновом. Волхвы, пришедшие поклониться Христу, были ученые, тайновидцы, обладавшие большими знаниями, подобные тем, над которыми начальствовал Даниил в стране Вавилонской(Дан. 2:48). Подобные волхвы в Вавилоне и Персии пользовались большим уважением, бывали жрецами и советниками царей. Евангелист говорит, что они пришли «с востока», не называя, из какой именно страны. Но употребленное Евангелистом слово «магос» – персидское, поэтому

наиболее вероятно, что пришли они из Персии или же из страны, составлявшей прежде Вавилонское царство, так как там во время семидесятилетнего пленения иудеев предки этих волхвов могли слышать от иудеев, что они ждут великого Царя, Избавителя, Который покорит весь мир; там же жил пророк Даниил, предсказывавший о времени пришествия этого Царя.

Изучение звездного неба было одним из главных занятий персидских мудрецов. Поэтому Господь призвал их к поклонению Родившемуся Спасителю мира через явление необыкновенной звезды. На Востоке в это время было широко распространено убеждение, что в Иудее должен явиться Владыка мира, Которому подобает поклонение от всех народов. Поэтому, придя в Иерусалим, волхвы стали уверенно спрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский?»

Эти слова вызвали тревогу у тогдашнего правителя Иудеи, Ирода Великого, который не имел никаких законных прав на престол и вызвал ненависть своих подданных. С ним встревожился и весь Иерусалим, опасаясь, может быть, новых репрессий со стороны напуганного необычайным известием Ирода.

Ирод, решивший уничтожить своего новорожденного, как он думал, соперника, созвал первосвященников и книжников и прямо задал им вопрос о месте рождения Царя Иудейского, Мессии: «Где должно родиться Христу?» Книжники тотчас же указали ему на всем известное пророчество Михея, приводя его не буквально, но сходно по смыслу о том, что Мессия должен родиться в Вифлееме. Вифлеем значит – дом хлеба, а Ефрафа – плодоносное поле; названия, характеризующие особенное плодородие земли. В подлинном пророчестве Михея замечательно указание, что Мессия только «произойдет» из Вифлеема, но не будет жить там, и что действительное Его происхождение – «от начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). Ироду для верного исполнения его кровавого замысла хотелось также знать и время рождения Царя Иудейского. Потому он пригласил к себе волхвов, чтобы тайно допросить их о времени явления звезды, а затем отправил их в Вифлеем с тем, чтобы они, вернувшись, рассказали все, что узнают о Новорожденном. Когда волхвы отправились в Вифлееем, то звезда, которую они увидели, шла перед ними, указывая верный путь.

Что это была за звезда? Было ли это какое-то необычное природное явление, или иносказание, или сверхъестественный знак – доподлинно неизвестно. Однако именно она вела волхвов, и под конец «остановилась над тем местом, где был Младенец». Далее сказано о волхвах, что они «падши, поклонились» Новорожденному и «открывши сокровища свои, принесли Ему дары»: золото, как Царю, ладан, как Богу, и смирну, как человеку, имеющему вкусить смерть. Получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, замыслившему умертвить Иисуса, волхвы иным путем, то есть не через Иерусалим, ушли в свою страну, вероятно, на юг от Вифлеема.

Бегство в Египет, избиение младенцев и возвращение святого Семейства

После ухода волхвов ангел Господень, явившись во сне Иосифу, повелел ему, взяв Младенца и Матерь Его, бежать в Египет, что тот и исполнил, отправившись туда ночью. Египет находится на юго-западе от Иудеи, и до границы с ним надо было идти около 120 км. Он тоже был тогда римской провинцией, в которой жило много иудеев; они имели там свои синагоги, но туда не простиралась власть Ирода, и святое семейство, остановившись у своих соотечественников, могло чувствовать себя в безопасности. О путешествии святого семейства в Египет сохранилось множество замечательных преданий. Одно из них гласит, что, когда Иосиф с Иисусом и Его Матерью вошли в языческий храм, то находившиеся там идолы пали на землю и разбились: так исполнилось над ними слово пророческое «Господь воссядет на облаке легком» (на руках Пречистой Девы Марии), «и потрясутся от лица Его идолы Египетские» (Ис. 19:1). В том, что Младенец – Иисус должен был бежать именно в Египет и затем вернуться оттуда, евангелист видит исполнение пророчества Осии: «Из Египта вызвал Сына Моего» (Ос. 11:1). У пророка слова эти относятся, собственно, к исходу еврейского народа из Египта, но так как избранный Богом народ еврейский был прообразом истинного первородного и единственного Сына Божия Иисуса Христа, то вывод еврейского народа из Египта послужил прообразом воззвания из Египта же Иисуса Христа. Ирод разгневался, когда волхвы не вернулись в Иерусалим, и счел себя «поруганным», осмеянным ими. Это привело его в еще большую ярость. Узнав от волхвов, что звезда явилась им больше года назад, он сделал вывод, что Младенец теперь если и старше года, то моложе двух лет‚ а потому издал жестокий указ избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев «от двух лет и ниже», в расчете, что в числе их окажется и Иисус Христос. Подобная жестокость была совершенно в характере Ирода, о котором, по свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, известно, что он из пустой подозрительности велел задушить свою жену и умертвить трех своих сыновей.

Святое семейство пробыло в Египте не более года. Царь Ирод умер, и Иосиф получил во сне откровение, призывавшее его возвратиться в Израильскую землю. Там Иосиф решил было жить в Вифлееме, но когда услышал, что в Иудее воцарился худший из сыновей Ирода – Архелай, кровожадный и жестокий, подобно отцу, то «убоялся туда идти» и, получив во сне новый знак, направился в пределы Галилеи, где и поселился в городе Назарет, в котором жил он и прежде, занимаясь ремеслом плотника.

Из богослужения праздника Рождества Христова

На великой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры, глас 2:

Приид́ите, возрадуемся Го́сподеви, настоящую тайну сказ́ующе:/средост́ение гр́адежа разрушися‚/пламенное оружие плещ́и да́ет‚/и херувим отступает от древа жизни,/и аз райския пищи причащаюся‚/от негоже произгнан бых преслуш́ания ради;/неизменный бо образ От́ечь‚/образ приснос́ущия Его,/зрак раба при́емлет,/от неискусобр́ачныя М́атере прош́ед,/не преложение претерпев,/еже бо бе преб́ысть, Бог Сый ́истинен‚/и еже не бе прият, Человек быв человеколюбия ради./Тому возопи́им:/рожд́ейся от Девы Боже, помилуй нас.

Придите, возрадуемся о Господе‚/изъясняя нынешнее Таинство/разделявшая нас с Богом стена разрушена‚/пламенный меч обращается вспять/и херувимы отступают от древа жизни/и я приобщаюсь к блаженствам рая,/из которого был изгнан за ослушание./Ибо неизменный образ Отца/и начертание вечности Его/облик раба принимает,/от не испытавшей брака Матери произойдя/не потерпев при этом изменения./Ибо Он остался, чем был – Богом истинным‚/и принял на Себя то, чем не был,/человеком сделавшись по человеколюбию./Воскликнем Ему:/"Боже, рожденный от Девы, помилуй нас!»

Господу Иисусу р́одшуся от Святыя Девы,/просвет́ишася всяческая:/пастырем бо свир́яющим и волхвом поклан́яющимся/́ангелом воспев́ающим, Ирод мятяшеся‚/яко Бог во плоти явися,/ Спас душ наших.

С рождением Господа Иисуса от святой Девы,/просветился весь мир:/пастухи играли на свирелях и волхвы поклонялись‚/а́́нгелы воспевали – но Ирод тревожился‚/что Бог во плоти явился‚/Спаситель душ наших.

Царство Твое, Христе Боже‚/Царство всех веко́в‚/и владычество Твое во всяком р́оде и р́оде,/воплот́ивыйся от Духа Свят́аго/и от Приснод́евы Марии вочелов́ечивыйся‚/свет нам возсия, Христе Боже‚/Твое приш́ествие;/Свет от Света, Отчее сияние‚/всю тварь просвет́ил еси‚/всякое дыхание хвалит Тя./Образ славы ́Отчия,/Сый‚ и прежде Сый‚/и возси́явый от Девы, Боже, помилуй нас.

Царство Твое, Христе Боже‚/– Царство всех веков,/и владычество Твое во всяком роде и роде./ Воплотившийся от Духа Святого/и от вечно девственной Марии вочеловечившийся‚/свет возжег Ты нам, Христе Боже, Твоим пришествием./Свет от Света, Отчее сияние‚/ все творение Ты озарил./ Все что дышит восхваляет Тебя, / начертание славы Отчей./ Существующий и предсуществовавший/и воссиявший от Девы, помилуй нас!

Что Тебе принес́ем, Христе,/яко явился еси на земл́и/ яко Человек нас р́ади?/ Ќаяждо бо от Тебе бывших тварей благодар́ение Тебе прин́осит:/ангели – пение; небес́а – звезд́у;/волсв́и – д́ары; п́астырие – ч́удо;/земл́я – верт́еп; пустыня – ясли;/ мы же – Матерь Деву./ Иже прежде век, Боже, помилуй нас.

Что принесем Тебе в дар, Христе‚/за то, что Ты ради нас явился на земле как человек?/Ибо каждое из творений, Тобою созданных,/благодарность Тебе приносит:/ангелы – песнь, небеса – звезду‚/волхвы – дары, пастухи – удивление‚/земля – пещеру, пустыня – ясли‚/мы же – Матерь–Деву./Предвечный Боже, помилуй нас!

́Августу единонач́альствующу на земл́и‚/многоначалие человеков прест́а;/и Тебе вочелов́ечшуся от Ч́истыя,/многоб́ожие идолов упраздн́ися‚/под ед́инем царством мирским гр́ади быша‚/и во едино влад́ычество Божества яз́ыцы в́ероваша./Напис́ашася людие повел́ением ќесаревым‚/напис́ахомся‚ в́ернии, ́именем Божества‚/Тебе, вочелов́ечшагося Бога нашего./Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе.

Когда Август стал единовластным на земле‚/прекратилось многовластие среди людей;/и с Твоим вочеловечением от Девы чистой/идольское многобожие упразднилось./Одному мирскому царству подчинились страны‚/и в единое владычество Божества племена уверовали./Переписаны были народы по указу Кесаря‚/записялись и мы, верные, во имя Божества/– Тебя, вочеловечившегося Бога нашего./Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

На утрене тропарь, глас 4:

Рождество Твое, Христе Боже наш‚/возси́я м́ирови свет разума‚/в нем бо звездам служ́ащии/ звездою уч́ахуся/ Тебе кл́анятися, Солнцу правды,/и Тебе в́едети с высоты вост́ока./Господи, слава Тебе.

Рождество Твое, Христе Боже наш‚/ озарило мир светом знания‚/ибо чрез него звездам служащие/звездою были научаемы/Тебе поклоняться, Солнцу правды,/и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило./Господи, слава Тебе!

Седален, глас 1:

Во ́яслех нас р́ади безслов́есных положился еси‚/долготерпеливе Спасе, млад́енствовав волею;/п́астырие же Тя восп́еша со ангелы, зов́уще:/слава и хвала на земли рожд́енному/и об́ожившему земнородных существо/Христу Богу нашему.

В яслях животных бессловесных/ нас ради Ты был положен,/долготерпеливый Спаситель,/став младенцем по Своей воле./Но пастухи Тебя воспели, вместе с ангелами взывая:/«Слава и хвала на земле рожденному/и обожившему природу земнородных‚/Христу Богу нашему!»

Седален, глас 3:

Прев́ечнаго и непостиж́имаго,/соприснос́ущнаго невидимому Отцу‚/во утробе

пл́отски нос́ила еси, Богородице,/ед́ино и несли́янное Троицы Божеств́о./Проси́я благодать Твоя в мире, Всеп́етая./Темже непрестанно вопием:/радуйся, чистая Дево

Мати.

Предвечного и Непостижимого,/вечно существующего с невидимым Отцом,/Ты по плоти носила во чреве, Богородица‚/Единого от неслиянной Троицы по Божеству./Благодать Твоя просияла в мире, всеми воспеваемая;/потому мы взываем непрестанно:/»Радуйся, чистая Дева – Матерь!»

Ирмосы канона, глас 1:

Песнь 1. Христос ражд́ается – сл́авите,/Христос с небес – ср́ящите/ Христос на земли – вознос́итеся./Пойте Го́сподеви, вся земля,/и веселием воспойте, л́юдие,/яко просл́авися.

Христос рождается – славьте/Христос с небес – встречайте!/Христос на земле – воспряньте!/Пой Господу, вся земля/и с веселием воспойте, люди‚/ибо Он прославился!

Песнь 3. Прежде век от Отца рожд́енному нетленно Сыну/и в посл́едняя от Девы/воплощенному безс́еменно,/Христу Богу возопиим:/вознес́ый рог наш‚/ свят еси, Господи.

Прежде веков от Отца рожденному/не по земным законам Сыну/и в последние времена от Девы/воплощенному без семени‚/Христу Богу воззовем:/"Возвысивший наше достоинство‚/свят Ты, Господи! »

Песнь 4. Жезл из коре́не Иесс́еева/ и цвет от него, Христе‚/от Д́евы прозябл еси‚/ из горы, Хв́альный, приосен́енныя ч́ащи,/пришел еси, вопл́ощся от неискусом́ужныя,/невещ́ественный и Боже:/слава силе Твоей, Господи.

Отрасль от корня Иессеева/и Цвет от него‚/от Девы Ты произошел, Христе;/Ты пришел, достойный хвалы,/от горы, осененной чащей‚/воплотившись от не знавшей мужа‚/Невещественный и Бог./Слава силе Твоей, Господи!

Песнь 5. Бог сый мира, Отец щедр́от,/великаго сов́ета Твоего Ангела‚/мир подав́ающа, послал еси нам:/тем‚ богораз́умия к свету наставльшеся‚/от н́ощи ́утренююще‚/славословим Тя, Человекол́юбче.

Ты, Бог мира и Отец милосердия‚/послал нам Вестника великого Твоего замысла‚/дарующего мир./Потому‚ приведенные к свету Богопознания‚/после ночи рассвет встречая, /славословим Тебя, Человеколюбец.

Песнь 6. Из утр́обы И́ону млад́енца изблев́а морски́й зверь‚/яков́а при́ят‚/в Деву же вс́ельшееся Слово/и плоть при́емшее пройде сохр́аншее нетл́енну./Егоже бо не

пострад́а истл́ения‚/Р́ождшую сохран́и неврежд́енну.

Из утробы Иону, как младенца, изверг морской 3верь‚/таким‚ каким и принял‚/а Слово, вселившись в Деву и плоть приняв‚/прошло через Нее, сохранив Её неповрежденной;/ведь Само не подвергшись плотскому зачатию/и Родившую уберегло от страданий.

Кондак, глас 3:

Дева днесь Прес́ущественнаго раждает‚/и земля вертеп Неприст́упному приносит./Ангели с пастырьми славословят,/волсв́и же со звездою путешествуют:/нас бо ради родися/Отроча Младо, Превечный Бог.

Дева в сей день Сверхсущественного рождает‚/и земля пещеру Неприступному приносит;/Ангелы с пастухами славословят,/волхвы же за звездою путешествуют,/ибо ради нас родилось/Дитя младое, предвечный Бог!

Песнь 7. ́Отроцы, благочестию совосп́итани‚/злочест́иваго ведения небр́егше, /́огненнаго прещения не убо́яшася,/но, посред́е пламени сто́яще, по́яху:/отцев Боже, благословен еси.

Отроки, воспитанные в благочестии‚/повелением нечестивым пренебрегши,/угрожавшего огня не устрашились‚/но‚ стоя посреди пламени, пели:/«Боже Отцов, благословен Ты!»

Песнь 8. Чуда преест́ественнаго/росод́ательная изобраз́и пещь образ:/не бо, яже при́ят, п́алит ́юныя‚/яко ниж́е огнь Божеств́а Девы‚/ в Н́юже вн́иде утробу./Тем воспевающе, воспо́ем/да благослов́ит тварь вся Господа/и превозн́осит во вся веки.

Окропляющая росою печь/представила образ сверхъестественного чуда/ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя‚/как и огонь Божества утробы Девы‚/в которую нисшел./Поэтому воспоем песнь:/»Да благословляет все творение Господа/и превозносит во все века!»

Песнь 9. Т́аинство странное вижу и пресл́авное:/небо – вертеп, престол херув́имский – Деву‚/ясли – вмест́илище,/в нихже возлеж́е невмест́имый – Христос Бог, / Его-же, воспевающе, величием.

Таинство вижу/необычайное и чудное/пещера – небо, престол Херувимский – Дева,/ясли – вместилище,/где возлег невместимый Христос Бог/Которого мы в песнях величаем.

Светилен. Посет́ил ны есть свыше Спас наш, Вост́ок вост́оков,/и сущии во тьме и сени обрет́охом истину‚/ ибо от Девы род́ися Господь.

Посетил нас с высоты Спаситель наш‚/прежде солнца восшедшее Светило;/и мы, пребывавшие во тьме и тени обрели истину‚/ибо от Девы родился Господь.

Стихиры на хвалитех, глас 4:

Весел́итеся, пр́аведнии,/Небеса, радуйтеся‚/взыгр́айте, горы, Христу рождшуся/Дева седит, херувимов под́обящися‚/нос́ящи в н́едрех Бога Слова воплощенна;/пастырие рожд́енному див́ятся;/волсви Влад́ыце д́ары приносят,/ангели, воспев́ающе, глаголют:/непостижиме Го́споди, слава Тебе.

Веселитесь праведные, небеса, радуйтесь;/играйте горы, ибо родился Христос!/Восседает Дева, Херувимам подобная‚/нося на лоне Бога – Слово воплощенное./Пастухи Рожденного славят‚/волхвы Владыке дары приносят./Ангелы возглашают хвалу:/«Непостижимый Господи, слава Тебе!»

Богородице Дево, рождшая Спаса‚/ упраздн́ила еси первую клятву Евину‚/яко Матибыла еси благовол́ения Отча‚/нос́ящи в н́едрех Божие Слово воплощенное./Не т́ерпит тайна испытания./Верою единою Сию вси славим,/зовуще с Тобою и глаго́люще:/неизреченне Господи, слава Тебе.

Богородица-Дева, родившая Спасителя‚/Ты древнее проклятие Евы упразднила,/ибо стала Матерью по благоволению Отца‚/нося в лоне Бога – Слово воплощенное./Невозможно это таинство исследовать,/только верою его все мы славим,/восклицая с Тобою и возглашая:/»Неизъяснимый Господи, слава Тебе!»

Приид́ите, воспоим Матерь Спасову,/по Рождестве паки ́явльшуюся Деву:/радуйся, граде одушевл́енный Царя и Бога,/в немже Христос пожив, спасение содела./С Гаври́илом воспоем‚/с п́астырьми прославим, зов́уще:/Богородице‚ моли из Тебе воплощеннаго спастися нам.

Придите, воспоем Матерь Спасителя‚/после рождения Его по-прежнему оставшуюся Девой:/«Радуйся, Град одушевленный Царя и Бога,–/Христос, в Него вселившись, совершил спасение»/С Гавриилом воспеваем Тебя‚/с пастухами славим, восклицая:/"Богородица, ходатайствуй пред Воплотившимся из Тебя/о нашем спасении!»

Отец благоизв́оли,/Слово плоть бысть‚/и Дева роди Бога вочелов́ечшася;/ звезда возвещает, волсви покланяются/пастырие чуд́ятся, и тварь радуется.

Отец благоволил –/Слово стало плотию‚/и Дева родила Бога вочеловечившегося./ Звезда возвещает, волхвы поклоняются‚/пастухи удивляются и все творение радуется.

Глас 6: Егд́а время еже на землю пришествия Твоеѓо/первое напис́ание вселенней бысть‚/тогда восхотел еси человеков напис́ати имен́а‚/верующих Рождеств́у Твоему./Сего ради таковое повеление от Ќесаря возглас́ися,/вечнаго бо Твоего Царствия безнач́альное/Рождеством Твоим обнов́ися./Тем Тебе прин́осим и мы паче именн́аго данносл́овия/православнаго богатства богословия‚/яко Богу и Спасу душ наших.

Когда настало время на землю Твоего пришествия‚/первая перепись вселенной совершилась;/тогда Ты намеревался записать и имена людей, / верующих рождеству Твоему./Потому такой указ был Кесарем провозглашен:/ведь безначальное, вечное Твое Царство обновилось./Вот почему и мы сверх дани вещественной приносим Тебе/православного богословия богатство‚/как Богу и Спасителю душ наших.

Глас 2: Днесь Христос в Вифлееме ражд́ается от Девы; днесь Безнач́альный начин́ается‚/и Слово воплощ́ается;/силы небесныя радуются,/и земля с челов́еки веселится;/волсв́и Владыце д́ары прин́осят/п́астырие Рожденному див́ятся./Мы же непрестанно вопием:/слава в Вышних Богу, и на земли мир‚/в человецех благоволение.

В сей день Христос в Вифлееме рождается от Девы,/в сей день Безначальный начинается/и Слово воплощается./Силы небесные радуются,/и земля с людьми веселится./Волхвы дары приносят‚/пастухи о чуде провозглашают‚/мы же непрестанно будем взывать: «Слава в вышних Богу и на земле мир‚/среди людей благоволение!»

Слово Божие

Рождество Христово и поклонение пастухов

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую

радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля

Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было.

Лк. 2:1–20 (зач. 5)

Поклонение волхвов

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Мф. 2:1–12(30ч.3)

Пастырское наставление

Таинство Боговоплощения

Великое и чудное таинство видим мы, братия. Пастыри с радостными восклицаниями являются вестниками к сынам человеческим, не на холмах полевых со стадами своими беседуя и не с овцами на поле играя, но во граде Давидовом Вифлееме духовные песни возглашая. В вышних поют ангелы, возглашают гимны архангелы; небесные херувимы и серафимы воспевают хвалы во славу Бога: свят, свят, свят... Все вместе совершают радостный праздник, видя Бога на земле и человека, вземлемого к небесам, дольние божественным провидением воздымаются до вышних, вышние, по любви Божией к людям, склоняются к дольним, ибо Высочайший, по смирению Своему, вознес смиренных. В этот день великою торжества Вифлеем становится подобным небу, вместо блистающих звезд восприемлет ангелов, поющих славу, и вместо видимого солнца – беспредельное и неизмеримое Солнце Правды, творящее все сущее. Но кто дерзнет исследовать столь великое таинство? Идеже хощет Бог, там побеждается естества чин, и не может препятствовать природа. Итак, немощи людей непричастны. Бог восхотел и снисшел, совершая спасение людей, ибо в воле Божией – жизнь всех людей.

В настоящий радостный день Бог пришел родиться; в этот день великого пришествия Бог соделался Тем, Кем не был: будучи Богом, стал человеком, так сказать отрешился от Божества (хотя Своей природы не совлекся); сделавшись человеком, остался Богом. Ибо, хотя Он возрастал и преуспевал, однако же не так, как будто бы человеческой силой достиг Божественности и из человека соделался Богом; но как был Словом, чуждым страдания, так воплотился и явился, не изменившийся‚ не сделавшийся другим, не утратив той Природы, какой обладал до этою. Родился в Иудее новый Царь; но это новое и чудное рождение, в которое уверовали язычники, отвергли иудеи. Закона и пророков не понимали правильно фарисеи; то, что в них противоречило им, толковали превратно. Новое, полное таинства, рождение старался узнать Ирод, но не для того, чтобы воздать почесть родившемуся Царю, а чтобы отнять у Него жизнь.

Тот, Кто оставил ангелов, архангелов, престолы, господства, силы, неусыпающих и огненосных всех духов, один, шествуя новым путем, исходит из ненарушенной семенем девственной утробы. Творец всех шествует просветить мир да, не оставив сирыми ангелов, явится и человеком, происшедшим из Божества.

И я, хотя не вижу при Родившемся ни трубы, ни другого музыкального орудия, ни меча, ни украшений телесных, ни лампад, ни сопутствующих светильников, видя хор Христа из безгласных и худородных, побуждаюсь к хвале Ему. Вижу бессловесных животных и хоры отроков, как бы некую трубу, песненно звучащую, как бы заступающих место лампад и как бы освещающих Господа. Но что я говорю о лампадах? Он – сама надежда и жизнь, само спасение, сама благость, залог Царства Небесного. Его Самого нося принесу, чтобы последовать силе слов небесных ангелов: слава в вышних Богу, и с Вифлеемскими пастырями произнести радостную песнь: и на земли мир, в человецех благоволение! Рожденный от Отца, в Своем лице и в Своем бытии бесстрастный, ныне образом бесстрастным и непостижимым рождается для нас. Предвечное рождение, бесстрастное ведает один Сам Рожденный; рождение настоящее, сверхъестественное ведает только благодать Духа Святого; но и первое рождение истинно, и настоящее рождение, в уничижении, действительно и непреложно. Бог родился от Бога, но Он – и Человек, от Девы воспринявший плоть. В вышних от единого Отца – единый, единородный Сын единого Отца; в уничижении Единственный из единственной Девы, единой Девы единородный Сын... Бог не испытал страданий, рождая Бога по Божеству; и Дева не потерпела повреждения, ибо духовным образом родила Духовного. Первое рождение – неизъяснимо и второе – неисследимо; первое рождение совершилось не по страсти и второе не причастно было нечистоты... Мы знаем, что ныне родила Дева, и веруем, что родила Того, Кто рожден от Отца предвечно. Но каков образ рождения, изъяснить не надеюсь: ни словами сказать того не старался я, ни мыслию коснуться не дерзаю, ибо Природа Божества не подлежит наблюдению, не касается мысли, не объемлется бедным разумом; должно лишь веровать силе дел Его. Известны законы природы телесной: замужняя жена зачинает и рождает сына по закону брака; но когда неискусобрачная Дева рождает Сына чудесно, и по рождении пребывая Девою, – явление, высшее природы телесной. Что бывает по законам природы телесной – мы постигаем, но

перед тем, что выше законов естества, умолкаем, не по страху, но поскольку непогрешимо; умолчать мы должны, чтобы молчанием почтить достойную почтения добродетель, и, не выходя за должные пределы (слова), сподобиться небесных даров.

Святитель Григорий Чудотворец

Обновление вселенной

Круг лета спокойно и неумолимо Божиим велением идет по жизни, и яркой звездой вспыхивают в нем напоминания о Божественной любви – праздники Господни. И ныне Рождество Христово! И в этот великий праздник мы от лица отца наместника и всех насельников нашей древней святой обители обращаемся со словами сердечного поздравления и привета к дорогому владыке и архипастырю нашему, к дорогим отцам и всем вам, чадам Божиим, собравшимся почтить этот день.

Придем же ныне все и склонимся к смиренным яслям, осиянным Божественной славой, ибо Младенец Христос здесь начинает Свой крестный путь по лицу земли. Склонимся, ибо здесь начало нашего спасения, начало нашей вечности. Путь, Истина и Жизнь – Христос Бог явился в мир. И мир Свой принес Богомладенец на землю, и Божий мир даровал людям Христос Спаситель подвигом краткой земной жизни Своей. Но подвигом веры нашей входит в жизнь нашу этот Божий мир – Божественная любовь и Божественное милосердие. И не потому ли, что истощилась вера наша, мерещатся теперь в смятенном мире, ожидающем бедствий, два противоположных образа – образ поруганной Божией любви и торжествующий смех диавольской злобы. И не эта ли вражья злоба исторгает теперь из среды Церкви оскудевших любовью, и брат перестает понимать брата, и сын забывает отца, и образ поруганной Божией любви возвещает смерть.

Други наши, устрашимся видения, приникнем к Богомладенцу Христу в покаянии и мольбе, изливая пред Ним тихие молитвы. И Он, Господь наш и Бог, вразумит, и обновит, и сохранит нас всех, в бедствии припавших к Нему. Сегодня – Рождество Христово, день начала подвига Спасителя мира. Сегодня – день испытания нашей любви и верности Ему. И пусть услышит мир нашей жизнью возвещенную истину: «С нами Бог, разумейте язы́цы... яко с нами Бог!» С радостью величайшего праздника Рождества Христова вас всех поздравляем!

Бог Господь Христос Младенцем, пеленами повитым, явился в мир. И Матерь-Дева склонилась над Ним в изумлении перед необъятностью явленной миру тайны. И Матерь Непорочная Дева Мария, послужившая «велией благочестия тайне», в этот миг позвала всю высоту радости, потому что Человек и Бог явился в мир. И это знала пока только Она одна. И Она одна в этот же миг трепетно предощутила и всю глубину горя крестного пути, на который вступала сейчас с Младенцем на руках.

И сегодня день достойного почитания Матери Божией, Непорочной Девы Марии, послужившей тайне воплощения Сына Божия. Мало слов сказано о Ней в Священном Писании‚ мало событий Ее личной жизни сохранило Предание. Но за каждым шагом Ее Божественного Сына зримо стоит Она, начиная от Его рождения и кончая Крестом на Голгофе. И нам нетрудно представить величие Ее исключительного материнского подвига по человечеству, но сложнее постигнуть ту высшую степень чистоты и святости, всецелой преданности Себя воле Божией, которые и сделали Ее «зарею таинственного дня» и которыми Она вошла в близость с Самой Пресущественной Троицей, став Дочерью Богу Отцу, Матерью Сыну Божию и Невестой Духу Святому.

Обещание Божие, данное еще первым людям, что придет время и родится на земле Спаситель мира и «семя жены сотрет главу змия» – диавола, исполнилось не вдруг. Человечество прошло длительный путь приготовительного очищения и освящения, пока, наконец, не явилась Богоизбранная Отроковица, и Ангелы воспели Воплотившемуся божественный гимн, небеса предвозвестили великое событие чудесной звездой, земля предоставила пещеру, род же человеческий дал Матерь–Деву, исполнившую Божественный Совет Всевышнего Бога.

И та свобода от греха, которой достигла Приснодева, была, прежде всего, великим даром Божиим и Ее личным подвигом любви к Богу. Ибо сердце Ее от младенчества всегда было обращено к Нему. И обет Ее родителей, данный при рождении Дщери, посвятить Ее Богу, стал и обетом Ее сердца. И подвиг Ее жизни питался молитвами Ее родителей, молитвами и чаяниями всего ветхозаветного человечества, всего сонма патриархов и праведников.

И цель воплощения Сына Божия – возрождение и обновление мира, устранение из него всех последствий грехопадения, восстановление первозданного Царства Божия. И этой великой цели послужила Пресвятая Дева. Ее подвигом жизни, молитвы и любви мы обрели вечное спасение. И «Бог (теперь) именуется нашим Отцом, потому что Слово приобщилось нашей плоти, ибо Сын делает так, что Его Отец становится и нашим Отцом», – как говорит святой Афанасий Александрийский. А воля Ее Божественного Сына и Спасителя мира усыновила весь род человеческий Божией Матери.

Такое поистине безмерное богатство обретаем мы верой, такой неоценимый дар получаем – Отца и Мать. И как не восклицать из глубины верующих сердец хвалебные песни и гимны Матери Божией, Пресвятой и Пренепорочной Деве Марии: «Радуйся же, свет человеческого спасения, утро благодати, вечер греха, первородный луч счастливого дня, зерцало святости, сокровенный образ совершенства, полный идеал девства. Радуйся, исполнение пророчеств, общее чаяние людей, которым Ты принесла радость».

О Богомати! О Всепетая! О Владычица! Дай всем, кто зовет Тебя, достигнуть Тобою вечного дня и лицом к лицу поклониться Тебе. Аминь.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин


Источник: Двунадесятые праздники Православной Церкви / сост. Василий Чернов. - М.: Николин день, 2015. - 512 с.

Комментарии для сайта Cackle