В. Чернов

Источник

Светлое Христово Воскресение. Пасха

События праздника

Воскресение Христово – основа всей христианской веры. «Если Христос не воскрес,– пишет апостол Павел, – то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15:14). Своей смертью и воскресением Господь Иисус Христос открыл врата вечной жизни каждому, кто не затворит своего сердца перед Его великой победой. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1Фес. 4:14).

В православной Церкви Воскресение Христово – главный праздник церковного года. Как «торжество торжеств», этот святой и великий день даже не входит в число двунадесятых праздников, как бы стоя превыше всяческого празднования.

Христос воскрес после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства.

Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства смерти. «Слово «Пасха». – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает «прехождение». Назван же так этот праздник торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12)».

Церковное приготовление к празднику Пасхи, состоит из Страстной седмицы и святой четыредесятницы, вместе образующих Великий Пост, 8 ТЗЮКС из нескольких подготовительных к великому посту седмиц.

По древнему обычаю, праздник Пасхи совершается в первое воскресенье после полнолуния, выпадающего в день весеннего равноденствия. Если на равноденствие полнолуния не приходится, то Пасха совершается в воскресенье, следующее за полнолунием, ближайшим после весеннего равноденствия. Из-за такого счисления, дата Пасхи может приходиться на период с 22 марта(4 апреля н. ст.) до 25 апреля (8 мая н. ст.).

Ангел в Гефсиманском саду

Повествуя о событиях Воскресения Христова, все четыре евангелиста не описывают, как именно оно произошло, и как воскресший Господь вышел из гроба, не нарушив его печатей. Они говорят только о событиях, сопровождавших Воскресение – о происшедшем землетрясении, о речи ангела, обращенной к пришедшим ко гробу женам-мироносицам, и затем о целом ряде явлений воскресшего Господа мироносицам и ученикам Его.

Женщинам, присутствовавшим на Голгофе, а затем при погребении Господа, казалось, что тело Его слишком поспешно было приготовлено к погребению. Им было прискорбно, что они не приняли участия в обычном у иудеев помазании Его миром. Поэтому они, проведя по заповеди, всю субботу в покое, в первый день недели уже на рассвете поспешили ко гробу, чтобы исполнить свое благочестивое желание и последний долг любви по отношению к своему Учителю.

Мария Магдалина, опередив остальных женщин–мироносиц, первая пришла в Гефсиманский сад, где была пещера, принявшая тело Господа. Еще не рассветало, было темно. Мария увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну, говоря: «Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали в Гефсиманию. Мария Магдалина последовала за ними.

В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг, увидели светозарного ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь: ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скоре, и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».

Они вошли внутрь пещеры и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели ангела в белой одежде, сидящего по правой стороне места, где был положен Господь; их объял ужас.

Ангел сказал им: «Не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого; Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам».

Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг, снова пред ними явились два ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле.

Ангелы сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть».

Тогда женщины вспомнили слова Господа. Вышедши же, они в трепете и страхе побежали от гроба. А потом со страхом и великою радостью пошли возвестить ученикам Его. Дорогою же никому ничего не сказали, потому что боялись.

Придя к ученикам, женщины рассказали обо всем, что видели и слышали. Но ученики, сами пребывая в скорби и страхе, не придали значения рассказу женщин.

Первые явления воскресшего Христа

Тем временем ко гробу Господню прибежали Петр и Иоанн. Иоанн был самым молодым из учеников Христовых – возможно, именно по этой причине он бежал скорее Петра и пришел ко гробу первый, но не вошел во гроб, а наклонившись, увидел лежащие пелены. Вслед за ним прибежал Петр, который вошел в гроб и также увидел одни лежащие пелены, и повязку, которая была на голове Иисуса Христа, свернутую на другом месте. Тогда за Петром вошел и Иоанн, увидел всё это и окончательно уверовал в воскресение Христово. Петр же дивился сам в себе происшедшему. После этого Петр и Иоанн возвратились к себе.

Когда Петр и Иоанн ушли, Мария Магдалина, прибежавшая с ними, осталась у гроба. Он стояла и плакала у входа в пещеру. И когда плакала, наклонилась и взглянула в пещеру в гроб, и увидела двух ангелов в белом одеянии, сидящих, одного у главы, а другого у ног, где лежало тело Спасителя.

Ангелы сказали ей: «Женщина, что плачешь?» Мария Магдалина ответила им: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав это, она оглянулась назад и увидела стоящего Иисуса Христа, но от великой печали, от слез и от уверенности своей, что мертвые не воскресают, она не узнала Господа. Иисус Христос говорит ей: «Женщина, что ты плачешь? Кого ищешь?» Мария Магдалина, думая, что это садовник, говорит Ему: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где положил Его, и я возьму Его». Тогда Иисус Христос обратился к ней: «Мария!»

Хорошо знакомый голос заставил женщину опомниться от печали, и она увидела, что перед нею стоит Сам Господь. Она воскликнула: «Учитель!» – и с радостью бросилась к ногам Спасителя. Но Иисус, указывая ей на святое и великое таинство воскресения Своего, сказал Марии: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим (т. е. ученикам) и скажи им: восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».

Тогда Мария Магдалина поспешила к ученикам Спасителя с вестью о том, что видела Господа, и о том, что Он сказал ей. Это было первое явление Христа по воскресении.

По дороге Мария Магдалина догнала Марию Иаковлеву, также возвращавшуюся от гроба Господня. Когда же они шли возвестить ученикам, вдруг, Сам Христос встретил их и сказал им: «Радуйтесь!».

Женщины подошли, ухватились за ноги Его, и поклонились Ему.

Тогда Господь сказал им: «Не бойтесь, пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы они шли в Галилею, и там они увидят Меня». Так воскресший Христос явился во второй раз.

Мария Магдалина с Марией Иаковлевой, войдя к одиннадцати ученикам и всем прочим, плачущим от скорби и страха, возвестили им великую радость. Но ученики, подавленные недавними событиями, не поверили.

После этого Иисус Христос явился отдельно Петру и уверил его в Своем воскресении. Только тогда многие перестали сомневаться в действительности воскресения Христова, хотя между ними и остались еще неверующие.

Стража у гроба

Между тем воины, охранявшие гроб Господень и от страха разбежавшиеся, пришли в Иерусалим. Некоторые из них пошли к первосвященникам и им объявили обо всем, что произошло при гробе Иисуса. Первосвященники рассудили, что исчезновение из гроба тела Того, Кого они оклеветали и осудили на смерть, может поколебать их власть и влияние, и потому решили скрыть это событие от народа. Они подкупили воинов, сказав им: «Говорите всем, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда вы спали. А если слух об этом дойдет до правителя Пилата, то мы похлопочем за вас перед ним и избавим вас от неприятности». Воины взяли деньги и поступили так, как были научены.

Дорога в Эммаус

К вечеру того дня, когда Иисус Христос воскрес и явился Марии Магдалине, Марии Иаковлевой и Петру, двое учеников Христовых, Клеопа и Лука, шли из Иерусалима в селение Эммаус примерно в 30 км от израильской столицы.

Дорогою они разговаривали между собою о всех событиях, которые произошли в последние дни в Иерусалиме – о страданиях и смерти Спасителя. Когда же они рассуждали обо всем случившемся, Сам Иисус приблизился к ним и шел рядом с ними. Но что-то словно удерживало глаза их, так что они не узнавали Его.

Господь сказал им: «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою и отчего вы так печальны?»

Один из них, Клеопа, сказал Ему в ответ: «Неужели ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о том, что произошло в нем в эти дни?»

Иисус спросил их: «О чем?» Они отвечали Ему: «О том, что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк сильный в деле и слове перед Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля. И вот уже третий день сегодня, как это произошло. Но некоторые наши женщины изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, возвратившись, рассказывали, что они видели ангелов, которые говорят, что Он жив. Тогда некоторые из нас пошли к гробу и нашли все так, как говорили женщины,

но Его не видели».

Тогда Иисус сказал им: «О, несмысленные и не чуткие сердцем на то, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» И стал Он, начиная от Моисея, изъяснять им из всех пророков сказанное о Нем во всем Писании. Ученики дивились и древние пророчества становилось ясны им. Так, беседуя, они подошли к Эммаусу. Христос показал вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру». Господь остался с ними и вошел в дом. Когда же Он возлежал с ними за столом, то взял хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Иисуса Христа, но в этот миг Он стал невидим для них. Таково было четвертое явление воскресшего Христа. Клеопа и Лука в великой радости стали говорить друг другу: «Не горело ли радостью в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» После этого они тотчас встали из-за стола и, не смотря на позднее время, пошли назад в Иерусалим к ученикам. Возвратившись в Иерусалим, они вошли в дом, где собрались все апостолы и другие, бывшие с ними, кроме апостола Фомы. Все они радостно встретили Клеопу и Луку и говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону Петру. А Клеопа и Лука рассказывали, в свою очередь, о происшедшем с ними на пути в Эммаус, как Сам Господь шел с ними и беседовал, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

Явление Господа одиннадцати ученикам

Когда апостолы беседовали с возвратившимися из Эммауса учениками Христовыми, – Клеопою и Лукою, а двери дома, где они находились были заперты, из опасения расправы со стороны иудейских властей, вдруг Сам Иисус Христос стал посреди них и сказал: «Мир вам».

Они смутились и испугались, думая, что видят призрак.

Но Иисус сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, это Я Сам; потрогайте Меня и рассмотрите; ведь, дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня».

Сказав это, Он показал им руки, и ноги, и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа, но от радости они еще не вполне верили и дивились.

Чтобы укрепить их в вере, Иисус Христос сказал им: «Есть ли у вас здесь какая-нибудь пища?»

Ученики подали Ему часть печеной рыбы и меда в сотах.

Иисус Христос взял все это и ел перед ними. Потом сказал им: «Вот, теперь исполнилось то, о чем Я вам говорил, еще когда был с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и у пророков, и в псалмах».

Тогда отверз Господь им ум к уразумению Писаний, т. е. дал им способность понимать Священное Писание. Заканчивая Свою беседу с учениками, Иисус Христос вторично сказал им: «Мир вам! Как послал Меня Отец в мир, так и Я посылаю вас». Сказав это, Спаситель дунул на них, и говорит им: «Примите Духа Святою. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».

После этого воскресший Господь в течении сорока дней многократно являлся своим ученикам и последоваятелям, беседовал с ними, наставлял и укреплял в вере. Последнее земное явление Господа было в день Его вознесения на небо.

Из богослужения Пасхи Христовой

На крестном ходе, стихира глас 6:

Воскресение Твое, Христе Спасе‚/ангели поют на небес́ех‚/и нас на земл́и сподоби/ чистым сердцем Тебе славити.

Воскресение Твое, Христос Спаситель, воспевают Ангелы на небесах. Удостой и нас на земле чистым сердцем прославлять Тебя.

На утрене тропарь, глас 5:

Христос воскр́есе из мертвых‚/см́ертию смерть попр́ав/и с́ущим во гроб́ех жив́от даров́ав.

Христос воскрес из мертвых, смертию победив смерть и находящимся в гробах даровав жизнь.

Канон, глас 1

Песнь 1-я

Ирмос: Воскресения день,/просвет́имся, л́юдие,/Пасха Господня, Пасха:/от смерти бо к жизни,/и от земли к небес́и,/Христос Бог нас привед́е,/победную по́ющия.  

Воскресения день. Просветимся, люди! Пасха! Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и от земли на небо Христос Бог привел нас, поющих победную песнь.

Оч́истим чувствия,/и ́узрим неприступным светом воскр́есения,/Христа блист́ающася,/и «радуйтеся!» реќуща,/ясно да услышим,/победную по́юще.  

Очистим чувства и увидим Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и «радуйтесь» ясно услышим от Него, воспевая победную песнь.

Небеса ́убо достойно да весел́ятся,/земля же да р́адуется,/да пр́азднует же мир,/видимый же весь и нев́идимый:/Христос бо вост́а,/веселие вечное.

Небеса достойно да веселятся, земля да радуется. Да празднует весь мир, видимый и невидимый; ибо восстал Христос – веселье вечное.

Песнь 3–я

Ирмос: Приид́ите, пиво пи́ем новое,/не от камене непл́одна/чудодеемое,/но нетления источник,/из гроба одождивша Христа,/в немже утверждаемся.

Придите, станем пить новое питие, не из камня бесплодного чудесно изводимое, но из источника нетления – гроба Христова, на Котором утверждаемся.

Ныне вся исп́олнишася света,/небо же и земл́я/и преисп́одняя:/да празднует ́убо вся тварь/востание Христово,/в Немже утвержд́ается.

Теперь всё наполнилось светом – небо, земля и преисподняя; да празднует вся тварь восстание Христа, на Котором утверждаемся.

Вчера спогреб́охся Тебе, Христе,/совоста́ю днесь/воскресшу Тебе‚/сраспин́ахся

Тебе вчера:/сам мя спрослави‚ Спасе‚/во Царствии Твоем.  

Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобою воскресшим; вчера я распинался с Тобою, Сам прославь меня с Тобою, Спаситель, в Царстве Твоем.

Ипакои, глас 8:

Предвар́ившия утро яже о Марии,/и обр́етшия камень отв́ален от гроба, слышаху от ангела:/во свете приснос́ущнем Сущаго,/с мертвыми что ́ищете, яко человека;/видите гр́обныя пелен́ы, тец́ыте‚ и миру пропов́едите,/яко воста Господь, умертв́ивый смерть,/яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Жены, пришедшие с Марией до рассвета и нашедшие камень отваленным от гроба, услышали от Ангела: что вы ищите, как человека, среди мертвых Того, Кто живет в вечном свете? Посмотрите на погребальные пелены и поспешите возвестить миру, что восстал Господь, умертвив смерть, ибо Он – Сын Бога, спасающего род человеческий.

Песнь 4–я

Ирмос: На бож́ественней стражи/ богоглаго́ливый Авваку́м/да станет с нами,/и покажет светон́осна ангела,/ясно глаголюща:/днесь спас́ение миру,/яко воскресе Христос,/яко всесилен.  

Возвещавший о Боге Аввакум да станет с нами на божественной страже и покажет нам светоносного ангела, ясно восклицающего: ныне спасение миру потому что воскрес Христос, как всесильный.

М́ужеский ́убо пол,/яко разв́ерзый девственную утр́обу,/явися Христос, яко человек же;/́агнец нареч́еся‚/непор́очен же, яко невќусен скверны:/наша Пасха,/и яко Бог истинен,/соверш́ен реч́еся.

Христос родился первенцем мужеского пола у Девы. Агнцем Он назван, как предлагаемый в пищу, непорочным – как непричастный скверне. Он – наша Пасха, и как истинный Бог Он наречен совершенным.

Яко единол́етный ́агнец/благословенный нам венец Христос‚/волею за всех заклан. Пасха бысть:/Пасха чист́ительная‚/ и п́аки из гроба красное/Пр́авды нам возсия Солнце.

Благословляемый нами венец – Христос‚ как однолетний агнец добровольно заклался за всех в очистительную Пасху, и опять из гроба нам воссиял Он, прекрасное Солнце правды.

Богоот́ец ́убо Давид,/пред сенн́ым ковч́егом скаќаше играя,/людие же Божии свят́ии,/образов сбытие зряще‚/веселимся бож́ественне,/яко воскр́есе Христос,/яко всес́илен.  

Богоотец Давид в восторге танцевал перед ковчегом, как прообразом будущего спасения; мы же, святой народ Божий, видя исполнение прообразов, да возвеселимся в Боге, ибо воскрес Христос, как всесильный.

Песнь 5–я  

Ирмос: ́Утреннюем ́утреннюю глубо́ку,/и вместо мира песнь принес́ем Влад́ыце‚/и Христа ́узрим/пр́авды Солнце,/всем жизнь возси́яюща.

Восстанем глубоким утром, и вместо мира принесем песнь Владыке, и узрим Христа – Солнце правды, сияющее всем жизнью.

Прист́упим, свещен́оснии,/исход́ящу Христу из гроба яко жених́у,/и спр́азднуем любопр́азднственными чинми/Пасху Божию спасительную.  

Со светильниками в руках пойдем навстречу Христу, исходящему из гроба, как жениху, и с радостно празднующими чинами (ангелов) будем праздновать спасительную Божию Пасху.

Песнь 6–я

Ирмос: Снизш́ел еси в преисп́одняя земли,/и сокрушил еси вереи в́ечныя, содержащия св́язанныя, Христе, /и тридн́евен, яко от кита И́она,/воскр́есл еси от гроба.  

Сошел Ты, Христе, в преисподние места земли и сокрушил вечные засовы, содержащие узников и в третий день, как Иона из кита, вышел из гроба.

Сохран́ив ц́ела зн́амения, Христе‚/ воскресл еси от гроба,/ключи Девы не вред́ивый в рождестве Твоем,/и ответы еси нам/райския двери. 

Не повредив заключенной утробы Девы в рождении Твоем, Христе, Ты восстал из гроба, сохранив целыми печати, и отверз нам двери рая.

Сп́асе мой, живое же и нежертвенное закол́ение,/яко Бог сам себе/волею прив́ед Отцу‚/совоскрес́ил еси все́роднаго Адама‚/воскрес от гроба.  

Спаситель мой, живая и незакалаемая Жертва! Ты, как Бог, добровольно принеся Себя Отцу и восстав из гроба, совоскресил вместе и общего родоначальника Адама.

Кондак, глас 8:  

Аще и во гроб снизш́ел еси, Безсм́ертне,/но адову разруш́ил еси с́илу,/и воскресл еси яко победитель, Христе Б́оже,/жен́ам мирон́осицам вещавый: рад́уйтеся,/и твоим апостолом мир д́аруяй,/падшим подаяй воскресение.  

Хотя Ты, бессмертный, и сошел во гроб, но уничтожил силу ада и воскрес победителем,  Христе Боже, сказав женам-мироносицам: Радуйтесь, и Твоим Апостолам даровав мир; падшим подавая воскресение.

Икос:

Еже пр́ежде солнца, Солнце заш́едшее иногда во гроб,/предвар́иша ко утру,/ ищущия яко дне мирон́осицы девы,/и друга ко друзей вопи́яху:/о дру́гини, приид́ите, вон́ями пом́ажем тело живон́осное и погреб́енное,/плоть воскрес́ившаго п́адшаго Адама, лежащую во гробе./Идем, потщ́имся якоже волсв́и/и поклон́имся, и принес́ем м́ира яко д́ары,/не в пелен́ах, но в плащан́ице обв́итому‚/и плачим, и возопиим:/о Влад́ыко, вост́ани,/п́адшим пода́яй воскресение.  

Некогда девы-мироносицы еще до наступления утра искали, как дневного света, Солнце,  существовавшее прежде солнца и зашедшее  в могилу. Они говорили одна другой: О, други, пойдемте, помажем благоуханиями тело,  источающее жизнь и погребенное, лежащую во гробе плоть Того, Кто поднимает падшего Адама. Пойдем, поспешим, как волхвы, поклонимся и принесем в дар миро Обвитому не пеленами, а погребальным полотном; прольем слезы и воскликнем: восстань, Владыка, дающий воскресение падшим.

Воскрес́ение Христово в́идевше,/поклонимся свят́ому Господу Иисусу,/единому безгрешному./Кресту Твоему поклан́яемся Христе,/и святое воскрес́ение Твое поем и славим:/Ты бо еси Бог наш‚/разве Тебе ин́ого не знаем,/́имя Твое имен́уем./Приид́ите вси в́ернии,/поклонимся святому Христову воскрес́ению:/се бо при́иде Крест́ом радость всему миру./Всегда благослов́яще Господа,/поем воскресение Его:/распятие бо претерп́ев,/смертию смерть разруш́и.  

Воскресение Христово видя, поклонимся Святому Господу Иисусу, Одному Безгрешному. Поклоняемся Кресту Твоему, Христе‚ воспеваем и прославляем Твое Святое воскресение, ибо Ты Бог наш, кроме Тебя иного не знаем, имя Твое призываем. Приидите, все верные, поклонимся Святому Христову воскресению‚ ибо чрез Крест пришла радость всему миру. Всегда восхваляя Господа, будем  воспевать воскресение Его, ибо Он, претерпев распятие, Своею смертью победил смерть.

Воскрес Иисус от гроба‚/якоже прореч́е,/даде нам живот в́ечный,/и в́елию милость.  

Иисус, воскреснув из гроба, как и предсказал, дал нам жизнь вечную и великую милость.

Песнь 7–я  

Ирмос: Отроки от пещи изб́авивый,/быв челов́ек,/страждет яко см́ертен,/и страстию см́ертное,/в нетления облачит благол́епие,/един благословен отцев Бог,/и препросл́авлен.  

Спасший отроков из печи, сделавшись человеком, страдает, как смертный, и Своим страданием облекает смертное в красоту бессмертия, единый Бог отцов, благословенный и препрославленный.

Жен́ы с м́иры богом́удрыя/в след Тебе теч́аху:/Егоже яко мертва со слезами иска́ху‚/поклон́ишася, р́адующияся живому Богу,/и Пасху тайную/Твоим, Христе, учеником благовест́иша.  

Богомудрые жены вслед за Тобою спешили с благовонными маслами; но Кого они, как мергвого, искали со слезами, Тому поклонились с радостью, как живому Богу, и Твоим ученикам, Христе, возвестили таинственную Пасху.

Смерти празднуем умерщвл́ение,/адово разруш́ение,/иного жития в́ечнаго начало,/и играюще поем Вин́овнаго/– единаго благослов́еннаго отцев Бога /и препросл́авленнаго.

Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало другой, вечной жизни, и в восторге воспеваем Виновника сего, единого Бога отцов, благословенного и препрославленного.

Яко во́истинну священная и всепр́азднственная/сия спасительная н́ощь, и светозарная,/светон́оснаго дне, востания сущи провозв́естница:/в нейже безлетный Свет из гроба/плотски всем возсия.  

Воистину священна и достойна всякого торжества эта спасительная и светозарная ночь,   предвозвестница светоносного дня воскресения, в которую вечный свет во плоти для всез воссиял из гроба.

Песнь 8-я  

Ирмос: Сей нареч́енный и свят́ый день,/ един субб́от царь и господь,/праздников пр́аздник,/и торжество есть торжеств:/в ́оньже благословим Христа во веки.  

Сей именитый и священный день, единственный, царь и господин среди суббот,– праздник из праздников и торжество из торжеств; в этот день благословим Христа во веки.

Приид́ите, новаго винограда рождения,/божественного вес́елия,/в нарочитом дни воскресения,/Царствия Христова приобщимся,/поюще Его,/яко Бога во веки.  

Придите, в славный день воскресения, приобщимся нового виноградного плода, божественного веселья, Царства Христова, воспевая Его, как Бога, во веки.

Возвед́и окрест очи твои, Си́оне, и виждь:/ее бо приид́оша к теб́е,/яко богосв́етлая светила,/от запада, и севера, и м́оря,/и востока чада твоя,/в тебе благослов́ящая Христа во веки.  

Возведи взоры твои, Сион, и посмотри вокруг себя: вот стеклись к тебе – как божественно сияющие светила от запада, севера, моря и востока – дети твои, благословляющие в Тебе Христа во веки.

Отче Вседерж́ителю, и Сл́ове, и Д́уше,/трем́и соединяемое во ипост́асех естеств́о,/пресущ́ественне и пребож́ественне,/в Тя крест́ихомся и Тя благословим во вся в́еки.  

Отец Вседержитель, и Слово, и Дух, – Существо единое в трех Лицах, всевышнее и Божественное! В Тебя мы крестились и Тебя будем благословлять во все веки.

Песнь 9–я  

Ирмос: Свет́ися, свет́ися,/новый Иерусалиме:/слава бо Господня/на тебе возсия‚/лику́й ныне,/и веселися, Си́оне!/Ты же, ч́истая, красуйся, Богородице,/ о востании Рождеств́а Твоего.  

Светись, светись новый Иерусалим; ибо слава Господня воссияла над тобою; торжествуй теперь и веселись Сион. Ты же, чистая Богородица, радуйся о восстании Рожденного Тобой!

О бож́ественнаго, о люб́езнаго,/о сладч́айшаго Твоего гласа!/С нами бо нел́ожно обещался еси быти/до сконч́ания века, Христе:/Его́же, в́ернии,/утвержд́ение надежды/им́уще, радуемся.  

О, как божественно, любимо и радостно слово Твое, Христе! Ты обещал непременно с нами быть до кончины века. Имея его в основании своей надежды, мы, верные, радуемся.

О Пасха в́елия и свящ́еннейшая, Христе!/О М́удросте,/и Слове Божий, и С́ило!/Подавай нам/́истее Тебе причащатися,/в невеч́ернем дни/Ц́арствия Твоего.  

О, Пасха, великая и священная, Христе! О Премудрость, Слово Божие и Сила! Удостой нас совершеннее приобщаться Тебе в нескончаемый день Твоего Царства.

Ангел вопияше Благод́атней: чистая Дево, радуйся!/И паки реку: радуйся!/Твой Сын воскр́есе/тридн́евен от гроба,/и м́ертвыя воздв́игнувый, /людие веселитеся.  

Ангел возгласил Благодатной: Чистая Дева,  радуйся, и я повторяю: Радуйся, Твой Сын  воскрес в третий день из гроба, вокресив мертвых. Люди, торжествуйте.

Ексапостиларий:  

Пл́отию уснув‚/яко мертв‚/Цар́ю и Господи,/тридн́евен воскресл еси,/Адама воздвиг от тли,/и упраздн́ив смерть:/Пасха нетления,/мира спасение.  

Плотию уснув, как бы умерев, Ты – Царь и  Господь, воскрес в третий день, воздвигнув  из тления Адама и упразднив смерть, Пасха  бессмертия, мира спасение.

Стихиры Пасхи, глас 5:  

Да воскр́еснет Бог, и расточ́атся враз́и  Его.

Да восстанет Бог, и расточатся враги Его.

Пасха/священная нам днесь показ́ася;/ Пасха н́ова святая;/Пасха т́аинственная;/ Пасха всечестная;/Пасха Христос Изб́авитель;/Пасха непорочная;/Пасха великая;/Пасха верных:/Пасха двери райския нам отверз́ающая:/ Пасха всех освящающая верных.  

Сегодня нам открылась Пасха священная, Пасха новая и святая, Пасха таинственная, Пасха драгоценнейшая, Пасха – Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха для верных, Пасха, двери райские нам открывающая, Пасха, освящающая всех верных.

Яко исчезает дым, да исч́езнут.  

Как исчезает дым, пусть исчезнут.

Приид́ите/от вид́ения жен́ы благов́естницы,/и Сиону рц́ыте:/приим́и от нас р́адости благов́ещения/воскрес́ения Христова;/ крас́уйся ликуй,/и р́адуйся, Иерусалиме‚/Царя Христа узр́ев из гроба‚/яко жених́а происход́яща.  

Идите после видения, жены-благовестницы,  и скажите Сиону: приими от нас радостную  и благую весть о воскресении Христовом. Веселись, ликуй, и радуйся, Иерусалим, увидев Царя-Христа, выходящим из гроба, как Жениха.

Т́ако да погибнут грешницы от лиц́а Божия, а пр́аведницы да возвесел́ятся.  

Так нечестивые да погибнут от лица Божия, а праведники да возвеселятся.

Мирон́осицы жен́ы,/́утру глубоќу/предст́авша гробу Жизнодавца,/обрет́оша ангела/на камени сед́яща,/и той, провещ́ав им‚/сице глаго́лаше:/что ́ищете жив́аго с м́ертвыми;/что плачете нетленнаго во тли;/ш́едше проповедите учениќом Его.  

Мироносицы–жены, ранним утром прибежавшие ко гробу Подателя жизни, нашли ангела, сидящего на камне, и он обратился к ним с такими словами: Что вы ищите живого между мертвыми, что вы оплакиваете нетленного, как бы предавшегося тлению. Возвратившись, возвестите ученикам Его.

Сей день, его́же сотвор́и Господь, возр́адуемся и возвесел́имся в онь.

Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!

Пасха красная!/Пасха!/Господня Пасха!/Пасха всечестн́ая нам возси́я!/Пасха!/ Радостию друг друга об́ымем./О Пасха избавл́ение скорби‚/ибо из гроба днесь‚/яко от чертога/возси́яв Христос‚/жен́ы радости исп́олни, глаголя:/пропов́едите апостолом.  

Пасха прекрасная! Пасха – Господня Пасха – Пасха драгоценнейшая воссияла нам. Пасха! Радостно друг друга обнимем. О, Пасха! Избавление от скорби, ибо сегодня Христос сияющим вышел из гроба, как из брачного чертога, и жен исполнил радости словами: Возвестите апостолам.

Слава Отцу, и Сыну, и Свят́ому Духу, и ныне, и присно, и во в́еки веко́в. Аминь.  

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Воскресения день,/и просвет́имся торжеством,/и друг друга об́ымем‚/рцем, братие,/ и ненав́идящим нас/прост́им вся воскресением‚/и тако возопиим:/ Христос воскр́есе из   мертвых, смертию смерть попр́ав, и сущим  во гроб́ех живот даровав. 

Воскресения день! Просветимся торжеством и друг друга обнимем; скажем и ненавидящим нас: «Братья!"‚ простим все ради воскресения, и воскликнем так: Христос воскрес из мертвых, смертью победив смерть и находящимся в гробах дарован жизнь.

Слово Божие

Свет во тьме

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Ин. 1:1–17(зач. 1)  

«Примите Духа Святого»

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои.  Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

Ин. 20:10–25 (зач. 65)  

Пастырское наставление

«Смерть! где твое жало?»

Кто благочестив и боголюбив, – тот пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, – тот пусть с радостью войдет в радость Господа своего. Кто потрудился, постясь, – тот пусть возьмет ныне динарий. Кто работал с первого часа, – тот пусть получит сегодня должную плату. Кто пришел после третьего часа, – пусть с благодарностью празднует. Кто успел придти после шестого часа‚ – пусть нисколько не беспокоится; ибо ничего не лишится. Кто замедлил до девятого часа‚– пусть приступит, ничего не боясь. Кто успел придти только в одиннадцатый час, – пусть и тот не страшится за свое промедление. Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печется; и тому дает, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдает честь и расположение хвалит (Мф. 20:1–10).

Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержанные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, – насыщайтесь все; телец велик, – никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости (ср. Лк. 15:22–25).

Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил ее, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его (ср. (Еф. 4:7–10).

Об этом и Исаия, пророчествуя, воскликнул: «Ад, – говорит он, –– огорчился, встретив Тебя в глубинах» (Ис. 14:9). Он огорчился, ибо стал праздным; огорчился, ибо посрамлен; огорчился, ибо умерщвлен; огорчился, ибо низложен; огорчился, ибо связан. Он взял тело, и нашел в нем Бога; взял землю, и встретил в ней небо; взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел.

Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? (Ос. 13:14; 1Кор. 15:55–57)

Воскрес Христос, – и ты низложился; воскрес Христос, – и пали бесы; воскрес Христос, – и радуются ангелы; воскрес Христос, – и водворяется жизнь; воскрес Христос, – и мертвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мертвых, – первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

Святитель Иоанн Златоуст   

Размышление о Воскресении Христовом

Продрогшие собираются вокруг огня; алчущие собираются вокруг трапезы; измученные долгою ночною тьмой радуются восходу солнца; изнуренные тягчайшею борьбой ликуют при неожиданной победе. О воскресший Господи, как Ты воскресением Своим для всех стал всем! О пребогатый Царю, как Ты одним Своим даром наполнил все пустые руки, воздетые к небу! Радуется небо, радуется и земля. Радуется небо, как радуется мать, питающая своих алчущих чад; радуется земля, как радуются чада, принимающие пищу из рук своей матери.

Победа Христова есть единственная победа, коей могут радоваться все человеческие существа от первозданного и до последнего. Всякая другая победа на земле разделяла и разделяет людей. Когда один царь земной одержит победу над другим царем, один из них радуется, а другой скорбит. Когда человек победит своего соседа‚ то под одною крышей – песня, а под другою – плач. Но нет на земле победной радости, что не отравлена злорадством: обычный победитель земной радуется сколько своему смеху, столько и слезам побежденного противника. Он и сам не замечает, как злоба наполовину разбавляет его радость.

Когда Тамерлан победил султана Баязида, он посадил последнего в железную клетку и пред клеткою устроил празднество и пир. Вся его радость состояла в злорадстве; его злоба служила пищею его веселью. О братия, какою же краткою радостью бывает злорадство! О, какою ядовитою пищей веселью является злоба! Когда король Стефан Дечанский победил короля болгарского, он не хотел ни вторгаться в болгарские земли, ни порабощать болгарский народ, но с поля битвы направился в уединенную келию, чтобы поститься и молиться Богу. Сей победитель благороднее оного; однако и эта победа, как и всякая человеческая победа, не лишена своего жала для побежденных. И самая благородная человеческая победа подобна некоему солнцу, которое одною половиной испускало бы светлые, а другою – темные лучи. Только Христова победа – как солнце, изливающее светлые лучи на всех тех, кто стоит под ним. Только Христова победа исполняет все сердца человеческие полнотою радости. Только она – победа, в коей нет злорадства и злобы.

«Таинственная победа», – скажете вы? Да, но в то же время – явленная всему роду человеческому, живому и умершему.

«Великодушная победа», – скажете вы? Да, и более того. Разве мать не более чем великодушна, если она не только один или два раза защитила чад своих от змия, но, дабы навеки спасти их, храбро пошла в самое логово змия и попалила его огнем?

«Исцеляющая победа». – скажете вы? Да, исцеляющая и спасающая на веки веков. Сия беззлобная победа спасает людей от всех зол и делает их бессмертными – делает их бессмертными и безгрешными. Ибо бессмертие без безгрешности означало бы только продление века злу, продление века злорадству и злобе. А бессмертие вкупе с безгрешносгью рождает неомраченную радость и делает людей братиями пресветлых ангелов Божиих.  Кто не возрадуется победе Господа Иисуса Христа? Се, Он победил не ради Себя, но ради нас. Его победа не сделала Его ни более великим, ни более живым, ни более богатым; но сделала таковыми нас. Его победа – не себялюбие, а любовь, не похищение, а дар.

Земные победители вырывают победу; Христос – единственный. Кто победу отдает. Ни один земной победитель, царь или воевода, не желает, чтобы его победу отделяли от него и приписывали другому; только воскресший Господь обеими руками протягивает Свою победу каждому из нас и не гневается, но радуется, когда Его победа делает нас победителями, то есть более великими, живыми и богатыми, чем мы являемся.  Земные победы, если на них смотреть издалека, выглядят красивее, вблизи же они более уродливы и отвратительны. А о победе Христовой невозможно сказать, когда она красивее: если на нее смотреть издалека или же вблизи. Смотря на победу сию издалека, мы восхищаемся ею, как единственной по блеску, красоте, чистоте и спасительности. Смотря же на нее изблизи, мы восхищаемся ею, видя, сколь ужасных врагов она сокрушила и какое множество рабов освободила. Нынешний день более, нежели прочие дни в году, посвящен прославлению и празднованию этой победы Христовой, и потому подобает рассмотреть ее вблизи как ради лучшего ведения, так и ради большего радования.

Итак, приблизимся к воскресшему и победоносному Господу нашему и спросим себя: во-первых, кого Он победил воскресением Своим и, во–вторых, кого Он освободил победою Своею?

Воскресением Своим Господь победил двух злейших врагов человеческой жизни и человеческого достоинства: смерть и грех. Сии два врага рода людского родились еще тогда, когда первый человек перестал быть родным Богу, преступив заповедь послушания Творцу своему. В Раю человек не знал ни смерти, ни греха, ни страха, ни стыда. Ибо, прилепившийся к Богу живому, человек не мог знать смерти; и, живущий в совершенном послушании Богу, он не мог знать греха. А где не ведают смерти, не ведают и страха; и где не ведают греха, не ведают и стыда от греха. Как только человек согрешил, нарушив спасительное послушание Богу, страх и стыд вошли в него; он почувствовал себя бесконечно удаленным от Бога и предугадал над собою косу смерти. Поэтому, когда Бог воззвал к Адаму и сказал ему: Адам, где ты? – тот ответил: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся(Быт. 3:9–10). Доселе глас Божий укреплял, радовал и оживотворял Адама; а ныне, после содеянного греха, тот же самый глас Божий расслабляет, страшит и умерщвляет его. Доселе Адам видел себя облаченным в ангельское одеяние бессмертия; а ныне он узрел себя грехом обнаженным, окраденным, униженным до скота и умаленным до карлика. Так ужасен, братия, малейший грех непослушания Богу. Убоявшись Бога, Адам скрылся между деревьями рая (Быт.3:8). Как домашняя кошка, когда одичает и убежит в лес, и начинает прятаться от хозяина и кормильца своего. У бессловесной твари, над коей Адам ранее был всемогущим господином, начал он искать защиты вне Защитника своего. Один грех с молниеносною скоростью повлек за собою другой, третий, сотый, тысячный, пока человек, наконец, не оскотинился и не заземлился телом и духом. Греховный путь, которым отправился Адам, вел его к земле и в землю. Отсюда и слова Божии: в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт.3:19), – выражают не только Божий суд, но и уже начавшийся и быстро развивающийся процесс человеческого заземления и распада.

Потомство Адама, поколение за поколением, заземлялось и распадалось, греша со стыдом и умирая со страхом и ужасом. Люди скрывались от Бога между деревьями, между камнями, между золотом и прахом; и чем больше они скрывались, тем больше от истинного Бога удалялись и истинного Бога забывали. Природа, некогда лежавшая у ног человека, постепенно вознеслась над главою его, так что в конце концов совершенно заслонила от него лице Божие и стала для него вместо Бога. И человек начал обожествлять природу, то есть ее слушаться, с нею соотносить свое поведение, ей молиться и ей приносить жертвы. Но обожествленная природа не могла спасти ни себя, ни человека от смерти и тления. Страшный путь, которым шло человечество, был путь греха; и сей окаянный путь безошибочно вел в один только многоскорбный град – град мертвых. Цари людские царствовали над людьми, а грех и смерть царствовали над людьми и над царями. Чем дальше, тем больше росло бремя греха, будто снежный ком, катящийся с горы. Род людской находился в крайнем отчаянии, когда явился небесный Исполин, дабы спасти его.

Исполин Сей был Господь Иисус Христос. Вечно безгрешный и вечно бессмертный, Он посетил гнилое кладбище рода человеческого, повсюду рассыпая цветы бессмертия. От духа уст Его убегал смрад греха, и от Его слов мертвые оживали. Но Он из человеколюбия взял на Себя гору греха человеческого, как из человеколюбия облекся в смертное человеческое тело. Однако грех человеческий был так тяжек и страшен, что под его бременем и Сам Сын Божий пал во гроб. Стократно блажен гроб сей, из коего потекла для рода людского река бессмертной жизни! Чрез гроб сей Исполин нисшел до ада, где разорил престол сатаны и уничтожил гнездо всех злых и коварных заговоров против рода человеческого; из гроба сего Исполин восшел до наивысших небес, проложив новый путь – ко граду живых. Своею силой Он разорил ад, Своею силой прославил тело Свое и восстал из гроба – Своею собственною силой, нераздельной от силы Отца и Духа Святаго. Смиренно как агнец пошел незлобивый Господь на страдания и смерть, и стойко как Бог перенес Он страдания и победил смерть. Его воскресение есть истинное событие и в то же время пророчество и образ нашего воскресения – ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными (1Кор.15:52).

Кто-нибудь спросит: «Как же говорят, что воскресший Господь победил смерть, ведь люди все еще умирают?» Всякий, входящий в эту жизнь чрез материнскую утробу, исходит из этой жизни чрез смерть и гроб. Таково правило. Но только для нас, умирающих во Христе, смерть является уже не мрачною бездной, а рождением в новую жизнь и возвращением в отечество свое. Гроб для нас уже не вечная тьма, а лишь врата, у которых ожидают нас светлые ангелы Божии. Для всех исполненных любви к прекрасному и человеколюбивому Господу гроб стал просто последнею преградой, преступив кою они окажутся в присутствии Божием, – и преградой тонкою как паутина. Потому славный апостол Павел восклицает: для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Флп. 1:21). Как же Господь не победил смерти, если смерть более и не видна из-за Него? Гроб не глубокая пропасть более, ибо Господь исполнил его Собою; гроб не мрачен более, ибо Господь осветил его; гроб не страшен и не ужасен более, ибо означает не конец жизни, но начало; и гроб не вечное наше отечество более, но лишь врата отечества сего. Различие между смертью до воскресения Христова и смертью после оного подобно различию между страшным пожаром и пламенем свечи. Такою коренною была победа Христова, и так поглощена смерть победою (1Кор.15:54) Его.

Далее кто–нибудь спросит: «Как же говорят, что воскресший Господь победил грех, ведь люди все еще грешат?» Воистину Господь победил грех. Он победил его Своим безгрешным зачатием и рождеством; и победил его Своею чистой и безгрешной жизнью на земле; и победил его, как Праведник страдая на Кресте; и наконец увенчал все те победы Своим преславным воскресением. Он стал лекарством, верным и непогрешимым лекарством от греха. Зараженный грехом может излечиться только Христом. Не желающий грешить может осуществить сие желание свое только с помощью Христовой. Когда люди нашли лекарство от оспы, они говорили: «Мы победили эту болезнь!» Точно так же говорили, и найдя лекарство от болезни горла, зубной боли, подагры и иных недугов: «Мы эти болезни одолели! Мы эти болезни победили!» Итак, найти лекарство от некоей болезни означает победить болезнь сию. Христос есть несравненный и величайший Врач в истории человечества, ибо Он дал людям лекарство от болезни всех болезней, то есть от греха, из коего рождаются все прочие болезни и все прочие страдания человеческие, и душевные, и телесные. Это лекарство – Он Сам, воскресший и живый Господь. Он является единственным и только одним надежным средством от греха. Если люди и поныне грешат и погибают во грехах, сие не означает, будто Христос не победил греха; а означает только то что данные люди не употребляют единственного Лекарства от своей смертельной болезни; значит, Христос как Лекарство еще недостаточно им ведом; или, если и ведом, они все-таки по каким-либо причинам не принимают Его. Но история свидетельствует тысячами тысяч голосов: возлившие Это Лекарство на душу свою и принявшие Его в тело свое исцелились и стали здравы. Зная немощь нашего естества, Господь наш Иисус Христос повелел верным принимать Его как пищу и питие под видимым обликом хлеба и вина. Сие сделал Человеколюбец из безмерной любви к людям, лишь бы только облегчить им доступ к живоносному лекарству от греха и от тления греховного. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6:56–57). Грешащие питаются грехом, и от греха жизнь в них постепенно исчезает. Ядущие же живаго Господа воистину питаются жизнью, и жизнь в них все более возрастает, а смерть умаляется. А чем более возрастает жизнь, тем отвратительнее становится грех. Пошлая и жалкая сладость греха заменяется в них животворящею и радостною сладостью Христа Победителя.

Блаженны испытавшие и вкусившие эту тайну в своей жизни. Их можно назвать сынами света и чадами благодати. Когда они преставятся от жития сего, они словно выйдут из врачебницы – но уже не как болящие.

А теперь спросим: «Кого воскресший Господь освободил победою Своей над грехом и смертью?» Людей только ли одной национальности? Или одной расы? Или одного сословия? Или одного общественного положения? Никак. Подобное освобождение свойственно злорадным и злобным победам земных победителей. Господь не назван ни иудеелюбцем, ни еллинолюбцем, ни бедняколюбцем, ни аристократолюбцем; но назван Он Человеколюбцем. Следовательно, Свою победу Он предназначил человеку, вне зависимости от всех различий, которые люди проводят между собою. Он одержал победу на благо и пользу всем сотворенным людям, и Он предложил ее всем сотворенным людям. Тем, кто приимет и усвоит победу сию, Он обещал жизнь вечную и сонаследие в Царствии Небесном. Он никому не навязывает Своей победы, хотя она и столь драгоценна, но оставляет людям свободу: принять ее или не принять. Как в Раю человек сделал свободный выбор, взяв из рук сатаны погибель, смерть и грех, так и сейчас он должен свободно избрать, взять ли ему жизнь и спасение из рук Бога Победителя. Христова победа есть бальзам, бальзам животворный, для всех людей, ибо все стали прокаженными грехом и смертью.

Бальзам сей больных делает здоровыми, а здоровых – еще более здоровыми.

Бальзам сей мертвых животворнт, а в живых умножает жизнь.

Бальзам сей умудряет, облагораживает, обоживает человека, стократно и тысячекратно увеличивает его силы и возносит его достоинство высоко над всею сотворенною природой, даже до возвышенности и велелепия Божиих ангелов и архангелов.

О дивный и животворящий Бальзам! Какая рука Тебя не приимет! Какое сердце не изольет Тебя на раны свои! Какие уста возмогут воспеть Тебя!

Какое перо опишет Твою чудотворную силу! Кто исчислит доныне исцеленных Тобою больных и воскрешенных мертвецов! Кто имеет достаточно слез, чтобы возблагодарить Тебя!

Так придите все вы, братия, страшащиеся смерти. Приступите ко Христу воскресшему, ко Христу Воскресителю, и Он освободит вас от смерти и страха смертного.  Придите и вы, все живущие под стыдом явных и тайных грехов своих, ближе подойдите к Живому Источнику, Который омывает и очищает, Который и чернейший сосуд может сделать белее снега.

Придите вы, все взыскующие здравия, силы, красоты и радости. Се, воскресший Христос есть пребогатый Источник всего того. Он с состраданием и тоскою ждет всех вас, не желая, чтобы кто-нибудь прошел мимо.

Поклонитесь Ему телом и душою. Соединитесь с Ним всем умом своим и всеми помышлениями своими. Обнимите Его всем сердцем своим. Поклоняйтесь не поработителю, но Освободителю; соединяйтесь не с губителем, но со Спасителем; обнимайте не чуждого, но самого близкого Сродника и самого любезного Друга.

Воскресший Господь – чудо чудес; однако именно как чудо чудес Он есть истинная природа ваша, истинная природа человеческая, первозданная, райская природа Адамова. Истинная природа человека и не должна быть в рабстве у окружающей ее бессловесной природы, но призвана властвовать над нею могущественно, всемогуще. И не состоит истинная природа человека в уничижении, в болезни, в смертности и в греховности; но в славе и здравии, в бессмертии и безгрешности.

Воскресший Господь снял завесу с истинного Бога и с истинного человека и явил нам Собою величие и красоту и Одного, и другого. Никто не может познать истинного Бога, кроме как чрез воскресшего Господа Иисуса Христа; и никто не может познать истинного человека, кроме как чрез Него единого.

Христос воскресе, братия!

Воскресением Своим Христос победил грех и смерть, сокрушил мрачное царство сатаны, освободил порабощенный род человеческий и снял печать с величайших тайн Бога и человека. Ему подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом – Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Святитель Николай Сербский

«Праздновать Пасху – значит стать новым человеком»

Чадца Божии! От избытка неземной радости приветствую и я вас, опаляя силой Божественных слов: «Христос воскресе!» Благодатный огонь этой спасительной вести, вновь ярким пламенем вспыхнув над Гробом Господним, потек по миру.

И Церковь Божия, преисполнившись светом этого огня, дарует его нам: «Христос воскресе!»

Возлюбленные о Христе братия и сестры, други мои! Вы, конечно, замечали сами, что среди многих великих и радостных наших христианских праздников особой торжественностью, особой радостью выделяется праздник Светлого Христова Воскресения – праздников праздник и торжество из торжеств!

Нет в нашей Православной Церкви службы более величественной, более проникновенной, чем пасхальная утреня. И потому так стремятся все верующие в храм Божий в пасхальную ночь.

Пасхальное Богослужение воистину подобно великолепнейшему пиру, который Господь приготовил всем притекающим под благодатную сень Его Дома.  Вдумайтесь в содержание «Огласительного слова» святителя Иоанна Златоуста! С отеческой лаской и радушием приемлет Господь тех, кто возлюбил Его всем своим существом. «Блажен, кто от первого часа делал есть», – это те, кто от юности своей идут неукоснительно по Его Божественным стопам.

Но не отвергает и тех, кто, преодолев в своей душе сомнения, приблизился к Богу только в зрелом и даже преклонном возрасте. «Да не устрашатся они своего замедления, Господь с любовью приемлет последнего, так же, как и первого, – и дела приемлет и намерения целует».

Несомненно, все вы, кто был в храме в пасхальную ночь, испытали необыкновенный восторг... Души наши ликовали, преисполненные чувством благодарности к нашему Господу Спасителю за дарованную Им всем нам вечную жизнь.

Ведь Воскресший Христос возвел род людской от земли к Небу, придал существованию человека возвышенный и благородный смысл.

Душа человека жаждет вечной счастливой жизни. Ищет ее... И потому к светлой заутрени так стремятся люди в храм Божий. И не только верующие, но и те, кто своим сознанием далек от христианской религии.

Идут они сюда не просто посмотреть на торжественность христианской службы. Их Душа, данная Богом каждому человеку при его рождении, тянется к свету незаходимого Солнца Правды, стремится к истине.

А верующие люди в эту святую ночь с особой силой ощущают преизобильно излившуюся светлую радость Воскресения Христова.

И неудивительно. Воскресение Христа – это основа нашей веры, это нерушимая опора в нашей земной жизни.

Своим Воскресением Христос дал людям постигнуть истинность Своего Божества, истинность Своего высокого учения, спасительность Своей смерти. Воскресение Христа – это завершение Его жизненного подвига. Иного конца не могло быть, ибо это прямое следствие нравственного смысла Христовой жизни.

Если бы Христос не воскрес, – говорит апостол Павел, – то напрасна и проповедь наша, тщетна и вера наша. Но Христос воскрес и совоскресил с Собою все человечество!  Спаситель принес на землю людям совершенную радость. И потому в пасхальную ночь мы слышим в церкви песнопение и сами принимаем участие в этом пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

О даровании людям этой великой радости Он просил Своего Небесного Отца в молитве перед крестными страданиями: «Освяти их истиною Твоею... чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Ин. 17:17‚13).

И вот с Воскресением Христа человеку открылся новый мир святости, истины блаженства.

При Своей земной жизни Спаситель произносил неоднократно драгоценные для верующей души слова: «...Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14:19), «Мир Мой даю вам» (Ин. 14:27), «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15:11).

Новая жизнь открылась для человека. Ему дана возможность умереть для греха, чтобы воскреснуть со Христом и с Ним жить.  Апостол Павел в Послании к римлянам говорит: «Если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения... Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним».

«Пасха, двери райские нам отверзающая», – поем мы в Пасхальном каноне.

Не бывает, дорогие мои, радости светлее, чем наша пасхальная радость. Ибо мы радуемся тому, что в Воскресении открылась наша вечная жизнь.

Наша радость пасхальная – это радость о преображения (изменении) всей нашей жизни в жизнь нетленную, в стремлении нашем к неумирающему добру, к нетленной красоте.

Мы празднуем ныне совершение величайшего таинства – Воскресения Христова, победу Жизнодавца над смертью! Наш Спаситель восторжествовал над злом и тьмою, и потому так ликующе-радостно пасхальное Богослужение нашей Православной Церкви.

Верующие ожидали этой торжественной службы, готовя себя к ней в долгие недели святой четыредесятницы. И естественно, что теперь неизъяснимой радостью наполнены их сердца.

Глубочайший смысл Воскресения Христова в вечной жизни, которую Он даровал всем Своим последователям. И вот уже почти 2000 лет Его последователи неколебимо верят не только в то, что Христос воскрес, но и в свое грядущее воскресение для вечной жизни.

Во время Своей земной жизни Христос Спаситель много раз говорил о Себе как носителе жизни и воскресения. Но тогда эти слова Божественного Учителя были непонятны не только народу, слушавшему Его, но и Его ученикам и апостолам.

Смысл этих слов стал понятен только после Воскресения Христа. Только тогда и апостолы, и ученики Его поняли, что Он, действительно, Владыка жизни и Победитель смерти. И пошли они с проповедью по всему миру.

Мы, возлюбленные, в эти дни радостно приветствуем друг друга, произнося: «Христос воскресе!» – и будем так приветствовать в течение сорока дней, до дня Вознесения Господня.

Всего два слова! Но это дивные слова, выражающие неколебимую веру в отраднейшую для сердца человеческого истину о нашем безсмертии.

Христос есть Жизнь!

Он много раз говорил о Себе именно как о носителе жизни и воскресения, как источнике жизни вечной, нескончаемой для тех, кто будет верить в Него.

Христос воскрес! – и да возрадуется душа наша о Господе.

Христос воскрес! – и исчезает страх перед смертью.

Христос воскрес! – и наши сердца наполняются радостной верой, что вслед на Ним воскреснем и мы.  Праздновать Пасху – это значит всем сердцем познать силу и величие Воскресения Христова.

Праздновать Пасху – это знач ит стать новым человеком.

Праздновать Пасху – это значит всем сердцем и помышлением благодарить и прославлять Бога за неизреченный дар Его – дар воскресения и любви.

И мы с вами в эти дни ликуем и радостно празднуем, восхваляя и прославляя подвиг победы Божественной любви.

Христос воскрес!  Распахнем же сердца наши навстречу страдавшему и умершему и воскресшему нас ради. И Он войдет, и наполнит Собой и Светом Своим жизнь нашу, преобразив наши души. А мы, в ответ на это, с любовию устремимся за Ним по нашему крестному пути, ибо в конце его, несомненно, сияет и наше воскресение в жизнь вечную.

Праздновать Пасху – это значит стать новым человеком. Вот этого спасительного состояния наших душ, возлюбленные, я от всего сердца всем нам желаю!

Архимандрит Иоанн Крестьянкин!


Источник: Двунадесятые праздники Православной Церкви / сост. Василий Чернов. - М.: Николин день, 2015. - 512 с.

Комментарии для сайта Cackle