иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит)

Приложение II. Молитвы Коленопреклонения Святой Пятидесятницы по кодексам Гроттаферрата Г β I и Коален 213 606 2

1. – Гротт. лист 27; Коал. л. 45об:

Молитвы коленопреклонения (гонуклисиас) святой Пятидесятницы. После прокимна и Господи, помилуй [Коал.: сугубого моления, диакон говорит: Приклонше колена. Архиерей читает вслух эту 1-ую молитву:] читает иерей:

Пречисте, нескверне, безначальне... (См. Триодь).

2. – Г. 28об; К. 47:

[Коал.: И присоединяет 1-ую молитву антифонов Светильничного, про себя]:

Благословен еси Господи Владыко... (наша [IX] с. 266).

[Коал.: И когда читал ее про себя, «берет время» стоящий на амвоне диакон и говорит: Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани. И совершает синапти: О свышнем мире. О мире. И прочие от прошений до сих пор пока архидиакон не поставит конец. Тогда говорит : Пресвятую, пречистую. И читает велегласно архиерей :]

Твое бо есть еже миловати...

3. – К. 47об:

[Коал.: И после возгласа, 1-ый антифон: Возлюбих... (Пс. 114,1.2.4б.8: на каждый стих

Молитвами Богородицы. Слава. И ныне.]

4. – Г. 29; К. 47об:

[Коал.: Сразу говорит диакон: Паки и паки приклонше колена. И совершает архиерей 2-ую молитву:] Молитва 2-го антифона: Возлюбих (Пс. 114: так!):

Господи, Боже наш, мир Твой подавый... (См. Триодь).

5. – Г. 30об; К. 49:

[Коал.: И присоединяет про себя 2-ую молитву антифонов:] Господи, Господи, избавлей... (наша [X] с. 266). [Коал. : И когда (архиерей) присоединил (молитву), говорит диакон: Заступи, спаси, помилуй, возстави. И совершает синапти: О свышнем. Пресвятую пречистую. И читает велегласно архиерей:]

Благоволением и благостию...

6. – К. 49об:

[Коал.: Затем 2-ой антифон: Веровах...· (Пс. 115,1.2.5.10). Аллилуиа. Слава: Единородный Сыне. И ныне: Преславную Матерь Христа . и святейшую ангелов . немолча воспеваем . сердцем и устами . сущую Богородицу исповедающие . яко праведно родшую Бога воплотившагося . и молящуюся безпрестанно . о душах наших.

7. – Г. 31; К. 49об:

[Коал.: И снова говорит диакон: Паки и паки приклонше колена. И совершает архиерей велегласно также 3-ью молитву:] Молитва 3-го антифона: Веровах (Пс. 115: так!):

Присно текущий, животный и просветительный... (См. Триодь).

8. – Г. 33; К. 51 об:

[Коал.: И присоединяет 3-ью молитву, про себя:] Боже великий и вечный... до: истинного и человеколюбца Бога, (наша [XI] с. 267).

[Коал.: И когда (архиерей) присоединил (молитву), говорит диакон: Заступи, спаси, помилуй, возстави. О свышнем мире. Пресвятую. Иерей велегласно :]

Яко свят еси Боже наш и Тебе славу возсылаем...

9. – К. 52:

[Коал.: И после возгласа 3-ий антифон трисвятого: Хвалите Господа... (Пс. 116,1а. 16.2а.26: на каждый полустих Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас. Слава: Святый Боже. И ныне: Святый Боже.]

10. – Г. 33об; К. 52:

[Коал.: И после окончания 3-го антифона, пока диакон совершает синапти: Исполним вечернюю молитву. (Вечера) всего, читает архиерей всю 4-ую молитву про себя, ничего не возглашая:] Молитва 4-ая трисвятого :

Твое бо яко во истину и великое... до : достойных нас сотвори. (См. Триодь). Ты бо еси упокоение душ и телес наших и Тебе славу возсылаем... Аминь.

11. – Г. 35; К. 5Зоб:

И присоединяет [Коал.: 4-ую молитву отпуста]:

Боже великий и вышний, един имея... (наша [7] с. 39 и 270).

[Коал.: И когда говорил диакон: Пресвятую, читает велегласно архиерей:]

Яко благ и человеколибец... [Народ: Аминь. Архиерей: Мир всем.]

12. – Г. 35об; К. 54:

И когда диакон говорил: Главы, иерей молится:

Господи, Боже наш, приклонивый небеса... (наша [9] с. 43 и 270).

 

КОНЕЦ КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЯ В ГРОТТАФЕРРАТА;

ДАЛЬШЕ ЛИТИЯ

13. – Коален л. 54об:

Народ: Аминь. Диакон: С миром изыдем.

И идем в Св. Петр607 и в великую крестильницу и совершаем «округна» (катагура, см. с. 270) и совершается патриархом раздаяние «баранцев»608 в сосудохранилище и расходимся.

14. – И так совершает Великая Божия Церковь последование молитв Коленопреклонения Пятидесятницы, как написано. Другие кафолические церкви (соборы) или домашние или монастыри, каждый но другому делает:

а) некоторые, после прокимна и после (сугубой) ектении – cpaзу все 4 молитвы вместе; потом: Сподоби, Господи, стихиры Ныне в знамение, и остальное последование;

б) другие, после прокимна – молитвы и конечную ектению Светил ь- ничного;

в) другие, после прокимна и ектении – одну молитву и 1-ую стихиру, и еще другую молитву и другую стихиру, а потом другую молитву и другую стихиру: три молитвы перед стихирами и 4-ая после стихир; потом: Ныне отпущаеши раба Твоего;

г) другие же только три первые, и 4-ую не читают;

Не добро и не правильно, что так каждый иерей по своему смотрению и знанию, или по невежеству и грубости; или возможно, что некоторые из (от) церквей (так) приняли.

ДАЛЬШЕ МОЛИТВЫ СВЕТИЛЬНИЧНОГО. (см. выше с. 264).

* * *

606

Мы даем текст по Гроттаферрата ΓβΙ с вариантами по Коален 213 (см. Описание, IL с. 999). См. Барберини 336 и Лен.-Успенский 226 в примечании 86 гл. VII, Песненная Вечерня. Русский перевод – наш. Церковнославянский текст взят из Триоди Цветной.

607

Церковь или часовня св. Петра около большой крестильницы. в которой по Гроттаферрата Г β I патриарх миропомазал новокрещенных в ночь Пасхи. Быть может был и другой храм, около сосудохранилища, посвященный веригам св. Петра. См. выше гл. VII, примечания 20, 35 и 72.

608

Кририон в средневековом греческом языке от криос (баран). Вероятно монеты или медали с изображением этого животного; или испорченная орфография слова кринон, или кринион: лилия, откуда могла бы и происходить теперешняя практика украшать храмы цветами и зеленью в этот праздник. См. недоумение Дмитревского: Описание. II, с. 1001.


Комментарии для сайта Cackle