иером. Иаков (Цветков)

Источник

Преподобному Семиону Столпнику, на Дивной горе подвязавшемуся208

(Мая 24-го).

Кондак, глас 2-й, Подоб. Вышних ища...

С любовию устремляясь к горнему, отложив все земное, и соделавши столп другим небом, чрез cиe ты просиял блистанием чудесь, преподобие: во веки и непрестанно умоляй Христа Бога за всех нас.

Икосы:

(Ἡ παμφαὴς) Пресветлая память блаженнаго мужа сею явилась нам как другой день спасения, сиянием постничества прогоняя глубокий мрак страстей, и озаряя все доблестный ею деяния; вей мы, верные, собравшись, как светозарный звезды, в день сей, принесем радостный песни светильнику – Семеону: ибо он с высоты небесной просвещает нас, и подает всем нам мир, непрестанно моляся за всех нас.

(῾Ως φοβερὰ) Сколь страшны дела твои, отче! Ибо, явно быв освящен Богом от утробы матерней, ты самое имя свое приял от чудес (θαύμασι κεχρημάτικας)209. Подлинно, ты сын той достославной Марфы, которая родила тебя по божественному откровенно, как другаго Сампсона, но сокрушителя злейших иноплеменников – демонов. Оный впал в соблазн, быв увлечен (καμπτόμενος) страстью к Далиде: ты же, имея божественную силу, победил лукаваго Велиара, – непрестанно молящейся за всех нас.

(Δράμα φρικτὸν) Изумительное явленье показывал ты будучи грудным младенцем (^ηλάζων): ты не желал принимать от матери леваго сосца; ибо левая страна порицаема (Μф. 25:41)210. Но она (матерь) питает тебя млеком честным (σεπτῷ), от котораго ты получил масличный плод (βόυτυρον) добродетелей своих, наслаждаясь которым, ты отринул почти всякое другое брашно. О, сколь великая благодать почивала на семь святом отроке! Просветившись сияньем добродетелей, скудною снедью он отженяет от себя лукавство страстей, объемлет же и целует чистоту, воздержанье, непрестанно моляся за всех нас.

(Ἡ πρὸς Θεὸν) Полное устремленье души твоей к Богу научило тебя, еще сущаго отроком, совершать дела свойственныя возрасту мужа совершенного (Еф. 4:13). Отсюда ты являешься проходящим пустынными местами, руководимый, блаженне, от ангела, последуя жизни Предтечи и Крестителя. Он самый и явился тебе, по повеленью Божью, треблаженне, когда ты предвосхищен был (в райския селенья). Подобно ему (σὺν τόυτω), и ты, имея пламеяную веру (в Бога), жил как агнец среди диких зверей, непрестанно моляся за всех нас.

* * *

208

Переведено из «Anal, sacra;» заимствовано Питрою из Корзинск. кодекса. Творение неизвестного песнописца, который, в изложении настоящих кондака и икосов подражал кодакам и икосам св. Романа Сладкопевца на память перваго Семеона Столпника, целым веком ранее подвязавшегося. В Афонском кондакарие помещены кондак и первые два икоса. Акросих икосов: Η ὡδὴ (песнь): Преподобный Семеон Дивногорец был сыном граждан Антиохийских, – Иоанна и Марфы. «Время жизни его определяется по землетрясению в Антиохии. Во время землетрясения, в 526 г. ему было 5 лет, следовательно, он родился в 521-м г.; прожил 75 лет; скончался в 596. г. (Поли, месяц. Востока ч. II, стран. 145–115 г.) Повествование о его житии, пославянск. Ч.-Минее, само по себе пространное (хотя еще сокращенное св. Димитрием Ростовским из великих Ч.-Миней), представляетъ благочестивому читателю столь высокий образец нравственно-Христианского совершенства в жизни сего мужа, что, из числа всех преподобных отец, бывших до и после него, ни в одном из нихъне встречаем той высоты непорочности, терпения и твердости души, какими всех их превзошел второй Семеон Столпник. Вот безпримерныя черты из его жизни, возвышающия его над всеми в сонме преподобных мужей: 1) Преподобный взошел на столп, предприняв сей величайший из суровейших подвигов будучи только седмилетним отроком; 2) Сего подвижника – отрока, подобно как и во всех возрастах его жизни, даже до преклонности лет и до самой смерти, нисколько не поколебал какой–либо из множества соблазнов, никакия устрашения со стороны врага спасения – диавола; 3) Божиим изволением, еще в отроческом возрасте, непорочный духом, он вознесен был в горния – небесныя обители, где ясно созерцал несказанныя райския красоты, неописанно-прекрасныя райские чертоги, уготованные Господом для святых Его; наконец, 4) остальное время жития своего, в славян. Ч.-Минеях покрытое молчанием, неизвесно почему (может быть, по смиренномудрому желай id его самого), он провел, не употребляя совершенно пищи земной, а сподобляясь приносимой ему от ангела Господня. В достоверности всего, сказанного о св. Семеоне, нет никакого основания сколько-либо сомневаться, во 1-х, потому, что жизнеописание его «следует строгому хронологическому порядку, с точным обозначением местностей и лиц соприкосновенных святому; 2) подтверждается сказанием Евагртя историка, современника и друга святого (Церк. ист. гл. 23); 3. Житие матери препод. Семеона, св. Марфы (5июля), написанное современником ея, иноком, совершенно согласно с повествованим магистра Никифора. Никифор говорить о чудесах совершавшихся и по кончине святого: «По кончине его, чудеса, подобно потокам, продолжаются до настоящего времени.» Евагрий говорить, что св. Симеон в детском возрасте, во время игр на горе, связав шею леопарда своим поясом, привел его к своему наставнику, называя леопарда кошкою. По сему случаю наставник, уразумев, каков он будет в добродетели, поставил его на столп, что святый на семь и других столпах провел 68 лет, и удостоился всякия благодати: изгонял демонов, исцелял всякия болезни и недуги и провидел будущее...» и т. д. – Дивная гора, на которой подвизался св. Семеон находилась в треугольнике, образуемом городами: Aнтиохиею, на Оронте, Селевкиею, Пиepиeю и Росом. Монастырь св. Симеона был виден из Селевкии, и от Антиохии отстояъ на 9-ть миль (Луг Духовн. § 95 и 117 по русск. перев.). По подлинному житию, св. Семеон скончался 25 мая (Полн. месяц. Востока).

209

Слово: Семеон происходить от греч. слова: σημεῖον „которое имеет следующия значения: знак, знаменье, чудо, предзнаменованье.

210

Καἰ γὰρ ψεκτὰ τὰ εὺώνυμα: ἐυώνυμος зн. имеющий хорошее имя, название; происходит от греч. слов: εὐ (хорошо) и: ὄνομα – имя, название. В числе предрассудков и поверий, в древние времена, у греков, увидеть что-либо особенно – примечательное с левой стороны – почиталось счастливым предзнаменованием; отсюда слово; εὐώνυμος заменяло собою прямое значенье слова: ἀριστερὸς (левый).


Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с.

Комментарии для сайта Cackle